Деврел-бюро – Telegram
Деврел-бюро
1.37K subscribers
31 photos
2 videos
333 links
Деврел-мастерская / зима 2026: https://devrelagency.ru/devrel-masterskaya-2026-winter

===

Канал про деврел, ИТ-сообщества, технические коммуникации, инженерную культуру.

Связаться: @adolgushev
База знаний: devrel.ru
Услуги: devrelagency.ru
Download Telegram
Забегали этой осенью выступить на Teamlead Conf. Рассказали историю наших наблюдений: зачем DevRel тимлидам по их мнению и зачем на самом деле.

Вот тут запись: https://youtu.be/p0PGvNlWtho

Для самых терпеливых в конце видео – бонус.
Почему ваш доклад не взяли на CodeFest

Этой осенью у нас был юбилей: выступили с докладом в 30-ый раз. Сколько раз помогли кому-то ещё вписаться в мероприятие и выступить – это уже и считать перестали. Временами мы и вовсе оказываемся по другую сторону баррикад: собираем программу конференций, решаем, какие принять заявки, кого позвать выступить.

В общем, когда у нас спрашивают "Почему мой доклад не взяли на конференцию Икс?", у нас есть некоторые соображения на этот счёт, из личного опыта.

Давайте разбираться вместе, а поможет нам мысленный эксперимент.

===

Представьте, что вы делаете программу IT-конференции. Например, где-нибудь за Уралом, на 3000 участников или около того. Отвечаете за некоторую секцию. Какие выступления вы возьмёте в программу?

Возможно, вы попробуете сделать так, чтобы доклады захотело послушать много людей. Заинтересуются настолько, что выступления в вашей секции станут дополнительным доводом купить билет. А потом на самой конференции все дружно дойдут до ваших залов.

===

Прикинем: людям может быть любопытно про опыт известных компаний. Регулярно видишь названия в новостях, пользуешься их продуктами и вот послушал, как всё это устроено изнутри. Facebook, Google, Amazon, GitHub, Jira, Slack – любопытно.

Может быть любопытно посмотреть в живую на селебрити. Дорофеев, Бобук, Бреслав, Илон Маск по скайпу.

Насчёт местных спикеров – сомнения. Будет ли участникам интересно слушать человека, которого они и так встречают на каждом первом митапе и могут поболтать в баре в пятницу вечером.

Можно завлекать участников на модные темы. В каждом сезоне есть истории у всех на слуху. Кажется, об этом интересно послушать всем. Kotlin, Management 3.0, NoSQL. Но тут похожая дилемма, как с местными – ок, есть перспективная тема, но почему людям будет интересно послушать именно этого докладчика. "Какой-то Вася рассказывает мне про бирюзовые организации".

Можно завлекать на больные темы. Вот я с чем-то работаю, у меня есть вопросы, и вот некоторый гражданин расскажет мне, как правильно. Тут та же самая дилемма, что с модными темами. "Вы кто такие, я вас не звал".

===

И ещё: важно не только то, что происходит до доклада, завлекательный анонс. Нужно ещё позаботиться о том, что происходит во время и после выступления. Чтобы рассказ оправдал ожидания, был интересным и полезным. Чтобы люди вышли с доклада с ощущением правильно выбранного слота в программе. Пришли на следующий год, советовали конференцию коллегам и знакомым. Рассказали всем, какой молодец лично ты, что сделал такую программу.

===

Примерно так появляются плохие новости, когда подаёшь доклад, а тебе отказывают. Твоя компания – это не гигант у всех на слуху. Ты не селебрити IT-мира (пока что). Темы, с которыми ты работаешь – это не передний край хайпа, а нормальные рабочие истории, как у многих.

Хорошие новости: тот же самый мысленный эксперимент поможет нам придумать, как попасть в программу несмотря на все ограничения. На любой конференции есть докладчики из небольших или неизвестных компаний, проверьте.

===

Как провернуть такой трюк и стать спикером (даже на CodeFest) – обсудим в следующий раз. Stay tuned!
В прошлый раз https://news.1rj.ru/str/hrm_agency/53 мы придумывали, почему ваш доклад могут не взять в программу конференции. В этот раз давайте придумаем, как сделать, чтобы всё-таки взяли.

Краткое содержание предыдущей серии: ваши шансы на выступление на большой конференции – не очень. Если вы не селебрити; не работаете во всем известной компании, чьими продуктами все пользуются; живёте в том же городе, что и конференция; если не занимаетесь кликбейтовыми задачами, о которых все слышали.

Но хорошие новости: организаторы, кто отвечает за программу – обычные люди, такие же как вы. Их главное стремление – сделать программу интересной для участников, таких же как вы. Давайте этим воспользуемся, в три замаха.
1. Покажите составителям программы, что вы – нормальный спикер

Вы рассказываете интересно, у вас хорошие слайды, шутки в нужных местах. Как это показать: прислать видео с вашим докладами на других конференциях. Прямо взять и прикрепить к заявке.

С большой вероятностью организаторы сами полезут искать записи с вами, чтобы проверить вас как докладчика. Или не полезут, и тогда ваши шансы уменьшатся. Давайте сэкономим им немного времени и подкинем доводов в вашу пользу.

На записи видно, что вы не топовый спикер, ещё есть куда расти? Это ок, всем есть куда расти. Больше половины спикеров любой конференции – примерно на том же уровне. Мы проверяли. Ваша задача – не в том, чтобы поразить организаторов своим мастерством, но в том, чтобы показать, что вы ок. Не бубните себе под нос, не пишите кучу мелкого текста на слайдах.

Вы пока не выступали на конференциях, поэтому нет таких видео? Подойдут записи с митапов. Нет с внешних митапов – можно с внутренних. У вас в компании нет регулярных внутренних митапов – разово соберите команду, расскажите им что-нибудь, запишите на телефон. Будет артефакт для организаторов, а вы лишний раз поупражняетесь выступать.
2. Пообщайтесь с организаторами лично

Суровая реальность: объективных критериев отбора доклада не существует. Всё очень сильно завязано на личные вкусы конкретных организаторов. Хорошие организаторы стараются выдумывать критерии, пользуются предыдущим опытом, слушают советы коллег, делают эксперименты. Но они сами не знают точно-преточно, что нужно. Есть пределы их опыта, интуиции, результатов экспериментов.

Критериев не существует; не существует системы, которая автоматически выдаст вам мгновенный ответ на запрос "вот такой у меня доклад, я прохожу?". Поэтому обратную связь нужно спрашивать у людей.

Встретиться с организатором, созвониться, списаться в телеге. Рассказать идею доклада; поспрашивать, насколько вписывается в концепцию секции и конференции в этом году. Спросить совета, как скорректировать.

Организаторы отгораживаются почтами, формами подачи заявок. Это всё ок, формальности никто не отменял. Но личное человеческое общение расскажет им больше о вашей задумке, о потенциале вашей темы, о возможной ценности доклада для участников. Постучаться в личку и договориться о созвоне – проще, чем кажется.
3. Подумайте о контексте

Если ваша тема – yet another из десятка таких же, то теория вероятностей играет против вас. Шансы на успех в том, что одну и ту же тему можно рассказывать по-разному.

В своё время, когда мы первый раз просочились в программу CodeFest – прошли с заявкой на менеджерскую историю. Рассказать о работе с идеями для улучшений процессов в команде. Казалось бы. Но мы упаковали тему с учётом контекста: ок, пусть источником улучшений будет сама конференция, а команду расширим до всех участников. Получаем: как участники конференции могут внедрять идеи из докладов в свою работу.

Контекст – это придумать, как ваш доклад может добавить ценность для участников там, где её сейчас не хватает.

Многие рассказывают о продуктовом подходе – а как насчёт продуктового подхода в аутсорсе. Многие рассказывают о распиливании монолита – а как насчёт контрактных тестов между микросервисами.

Кончились места в сетке докладов – а как насчёт круглого стола, квартирника, воркшопа или ещё альтернативного формата.

Контекст можно смотреть в программе похожих конференций. Упаковывать свою тему с оглядкой на то, что сейчас рассказывают другие спикеры на аналогичных мероприятиях.

Ещё можно смотреть программу прошлых лет этой же конференции. Проверять, каких тем было много, чего не хватало. Экстраполировать.
===

Если добавить к заявке примеры своих выступлений, получать быструю обратную связь от организаторов напрямую, думать о контексте – шансы пройти в программу увеличиваются. Попробуйте.

Это для случая, когда у вас уже есть тема доклада, а задача в том, чтобы правильно её преподнести организаторам. В следующий раз обсудим, как изначально придумать, о чём можно было бы рассказать.
А теперь давайте обсудим, как найти тему для выступления на конференции.

Чаще всего мы наблюдаем такой алгоритм начала работы над докладом:
- решиться выступить, отправиться на поиски темы
- заглянуть в хранилища историй
- найти истории, которые выделяются
- выбрать одну
- идти готовить доклад

Это хороший рабочий алгоритм. Но непростой: в хранилищах тем сложно ориентироваться с непривычки.

Хранилища – это Git и JIRA. Со всей ответственностью заявляем: все хорошие темы для докладов живут там.

В хорошей истории есть личный опыт докладчика. Личный опыт – то, над чем тебе довелось поработать. Над чем удалось поработать – есть в Git и JIRA. Логика такая.

Проблема в том, что эти хранилища не приспособлены под поиск тем для докладов. У них другие цели и инфраструктура. Даже если знать, на что обращать внимание ("истории, которые выделяются"), всё равно придётся перелопатить N закрытых тикетов и старых коммитов. Это долго и иногда больно.

Для упрощения задачи есть трюк: запланировать быстрые частые набеги на хранилища в поисках тем, превентивно.

Декомпозируем п.2 алгоритма поиска темы: заглянуть в хранилища историй не 1 раз, а несколько. Например, в конце недели. Наступила пятница – выделяешь 10 минут, смотришь в Git и JIRA: что за эту неделю было такого в работе, что могло бы стать темой для доклада. Повторяешь через неделю.

Если попрактиковать такой трюк в течение пары месяцев, на выходе получится список возможных тем для докладов.

Получаем алгоритм поиска темы, версия 1.1:
- решиться выступить
- для W от 1 до N:
- заглянуть в хранилища историй в конце недели W
- найти истории, которые выделяются; записать в список идей
- заглянуть в список идей из прошлого пункта; выбрать тему
- идти готовить доклад

Поддерживать порядок проще, чем наводить. Грумить бэклог проще раз в спринт, чем раз в год. Придумать тему для доклада проще из заранее отобранного списка идей. Попробуйте!

В следующий раз поговорим, что это за тикеты-коммиты, которые выделяются на фоне остальных, и как среди них выбирать тему для доклада.
Время запасаться полезным чтением и видосами на длинные выходные!

Собрали для вас подборку материалов о DevRel, HR-маркетинге и их друзьях: http://bit.ly/devrel_links_2019

А что вы читали и смотрели интересного по теме в 2019 году?
Делаешь деврел — неизбежно придёшь к обсуждению грейдов в компании.

Мы видели, как уровень осознанности участников деврел-активностей варьировался между "это просто весело" и "переключить голову" до "всё, что только нужно для родимой компании".

По нашему опыту, самый продуктивный настрой – курс на профессиональное развитие. Деврел помогает развитию софт скиллов, софт скиллы помогают расти в основной профессии. Транзитивность: деврел помогает расти в основной профессии.

Начинаешь обсуждать профессиональное развитие, сразу всплывают вечные вопросы.
* Как оценивать уровень кандидатов ("пришёл, говорит, что синьор; наши ребята говорят, что в лучшем случае слабый мидл")?
* Какого уровня люди работают у нас сейчас, как это оценить?
* Какие перспективы для развития у сотрудников? Что именно им нужно для развития? Через сколько они туда попадут?

Собрали для вас подборку ссылок на системы грейдов в разных компаниях. Чтобы можно было подглядывать, когда пойдёте обновить (или завести) грейды у себя.

Enjoy!

https://medium.com/@hrm_agency/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2-84657cf5c4a

А у вас в компании есть грейды? Расскажите?
Нас спрашивают: как стать деврелом.

Лучший совет дал сэр Терри Пратчетт.

"Вместо всего этого я дам совет, как стать профессиональным боксером. Очень важна, разумеется, хорошая диета и ежедневные тренировки. Не забывайте о ногах, с ними часто бывают проблемы. Каждый день ходите в спортзал – каждый божий день, если вы только сумели встать. Пользуйтесь любой возможностью посмотреть на бой профессионалов. Смотрите вообще все бои, потому что вы можете научиться чему-то и у тех боксеров, кто всё делает неправильно. Не слушайте, что они говорят, смотрите, что они делают. И не забывайте о диете, тренировках и беге.

Всё поняли? Ну так вот: быть деврелом – это то же самое, только не про бокс. Да, всё так просто".

#субботниеметафоры
Необходимое и достаточное условие деврела

"Мне не о чем рассказать"
"Все и так это уже знают"
"Нужно подождать, сначала собрать метрики"
"Мне некогда"
"Я бы и рад, но я интроверт"

Сомнения инженеров, которых ты агитируешь в деврел – повторяются от раза к разу.

Типовые сомнения → проверенные контр-доводы. Про личное развитие через тренировку soft skills, систематизацию опыта, knowledge sharing, развитие коммьюнити – и остальные аргументы.

Вот только по нашему опыту эти доводы не гарантируют, что деврел заведётся. Не являются достаточным условием.

Лучшие деврел-организаторы, которых мы встречали – любят то, чем занимаются. Им нравятся инженерные истории, которым они помогают появиться. Они искренне хотят помочь развиваться авторам этих историй. Видят потенциал для новых историй в непрерывном потоке закрытых задач в JIRA и инженерных постов в Confluence. Умеют услышать возможность для истории на кухне в офисе или за пиццей на митапе.

Им нравится то будущее, в котором компания стала более заметной и за счёт этого может делать более крутые штуки.

Они верят в пользу от деврела. И эта вера передаётся тем инженерам, которых они вовлекают в деврел-активности.

Отработка типовых возражений – это как гигиена. Не уметь ответить на сомнение "Мне не о чем рассказать" – это как не уметь чистить зубы. Если умеешь чистить зубы, это пока что ещё не гарантирует красивую улыбку.

Умение работать с типовыми возражениями – даже не необходимое условие. Мы встречали деврелов, которые не контрибьютили в систему профессионального развития в компании, не выстраивали процессы knowledge sharing, но при этом горели идеей и за счёт этого вели за собой людей.

Мы считаем, что необходимое и достаточное условие успешного деврела – осознанность. Зачем нам всё это? Что будет, если мы туда не попадём? А если попадём, что дальше?

Желаем вам осознанного деврела! Но и про чеклист ответов на типовые вопросы не забывайте.
Вернулись.

Первый квартал двадцатых получился насыщенным для нашего бюро.

- Провели собственную Java-конференцию (успели).
- Добавили пару клиентских кейсов в копилку.
- Собрали новую версию чеклиста для запуска деврела в организации.
- Добавили в меню новую услугу – экспресс-помощь с подготовкой статьи или доклада.
- Собрали программу воркшопа по тренировке деврела для инженеров.

Из нереализованного – не успели выступить на конференциях и митапах, куда приняли наши доклады.

Многие мероприятия переехали на осень. Но ждать так долго, чтобы рассказать наши истории для этих ивентов – нет никаких сил.

Поэтому – в ближайшие несколько недель делаем онлайн-версии всех наших отменившихся выступлений. Расскажем истории, кое-где покажем слайды, а иногда и вовсе позовём классных экспертов обсудить насущное деврельское.

Анонс первого такого онлайна – в течение следующих нескольких дней. Надеемся, вам будет интересно и полезно.

Stay tuned!
Уносим в онлайн наши отменившиеся оффлайн-выступления весны.

Первый – онлайн-квартирник, который готовили для CodeFest 2020. Соберёмся в онлайне с ребятами из Wrike, Dodо Pizza Engineering и СДЭК-IT. Поговорим о внутренних сообществах: как оно у кого, какие есть бест практики по заведению собственного сообщества у себя в компании.

Встречаемся в онлайне 2 апреля (четверг), в 16:00 по Новосибирску, на час.

Присоединяйтесь!

https://hrmagency.ru/online_kvartirnik_codefest_soobshestva
Отправили приглашения на завтрашний онлайн-квартирник о внутренних сообществах👌
Проверяйте почту и стучитесь, если не долетело.
Где взять докладчиков для своего онлайн-ивента, на каких онлайн-мероприятиях можно выступить?

За прошлую неделю мы отвечали на эти вопросы каждый день, буквально. Приходили ребята, которые запустили свои митапы в онлайне и ищут докладчиков. Приходили компании, у которых есть спикеры и кто ищет, куда именно их можно отправить выступать в нынешние времена.

"Надо что-то с этим сделать" – подумали мы и пошли спрашивать о мероприятиях и спикерах сами. Если уж интересуются, то пусть будет больше всего, что можем посоветовать.

Спросим и у вас.

- Делаете онлайн-митапы и ищете спикеров.
- Хотите отправлять на онлайн-митапы ваших докладчиков
(например, себя).

Если что-нибудь из этого про вас, пишите – @adolgushev. Попробуем вас соединить с проверенными спикерами или мероприятиями.
Очередной эпизод в жанре #субботниеметафоры подъехал из той самой книги Mary Thengvall, которая первая и единственная о девреле.

Коллега Мэри иногда случайно каверкала фразу "Developer Advocate" и говорила "Developer Avocado". Другие коллеги подхватили, и "девелопер авокадо" превратилось в занятную метафору о "девреле".

- Авокадо – довольно жирный продукт. Если употреблять его в еду в правильное время, в нужном количестве, с правильными сопутствующими ингредиентами – можно неплохо так подкрепиться.

- Авокадо – дорогой продукт. Некоторые рестораны в Лос-Анджеле даже подписывают "по рыночной цене" рядом с пунктом "тост с авокадо", чтобы лишний раз не пугать посетителей. Так же и деврел – дорогое удовольствие. Но цели деврела могут оправдывать стоимость: создавать хорошую, здоровую, привлекательную среду для инженеров.

- Авокадо впитывает ароматы других ингредиентов в блюде. Так же и деврел – подстраивается под цели департамента или команды, в котором работает, и цели компании в конкретный момент времени.

- Авокадо можно встретить в разных блюдах. От традиционной мексиканской еды до омлета или даже яичницы. Так же и деврел – может не только отличаться по целям и департаментам (см. предыдущий пункт), но ещё и по тактическим задачам, в зависимости от конкретного целевого сообщества и обстоятельств. Редко можно заранее сказать "делай деврел вот так и тогда всё точно получится". Вместо этого ты всегда экспериментируешь, смотришь на результаты и опытным путём выясняешь, что лучше всего сработает в данном конкретном случае.

- Авокадо долго созревают. Начать с того, что дерево авокадо приносит первые плоды только через пять лет после посадки. Но как только созрело, авокадо не только вкусное, оно ещё и выгодное для фермеров. Так же и деврел – это игра в долгую. Не то, что каждый раз даёт мгновенный результат. Но если быть последовательными и вовремя удобрять, урожай не разочарует.

- Чем больше узнаёшь об авокадо фактов и смотришь исследований, тем больше проникаешься; осознаёшь, насколько они полезны. Так же и деврел – с наблюдениями и фактами приходит осознание, насколько эти активности полезны для компании.

Принятого аппетита!
Карантин пройдёт и нужно будет снова нанимать инженеров. В некоторых компаниях тотальный переезд всего в онлайн не изменил потребности в найме, а кое-где – и вовсе увеличил, нужно больше людей в меньшие сроки.

Мы хотим помочь компаниям адаптироваться к новым реалиям по части DevRel. Научиться работать с заметностью для инженеров в режиме online-only. Продолжать отправлять своих сотрудников во внешний мир рассказывать технические истории. Делать заметные запоминающиеся вещи, которые привлекут внимание сообщества.

Мы можем помочь тремя способами:

1. Консультация, как сделать DevRel-стратегию релевантной новому времени.
2. Корпоративный онлайн-тренинг, чтобы зарядить сотрудников писать статьи и готовить доклады.
3. Свой онлайн-ивент.

Консультации работают так. Списываемся, рассказываете в двух словах о вашей задаче. Если считаем, что можем помочь, тогда созваниваемся, обсуждаем подробности. Если после этого у нас есть, что вам подсказать, а вы хотите с нами работать – начинаем брать с вас деньги. Одна итерация обычно занимает в районе 3 часов: один – на первичный созвон, уточнение задачи; второй – выдать вам рекомендаций; третий – обсудить корректировку планов после нескольких первых шагов.

Корпоративный онлайн-тренинг – направлен на то, чтобы ваши инженеры писали больше статей и готовили больше выступлений. Помогаем вашим сотрудникам разобраться с мотивацией, зачем это всё инженерам. Показываем, где брать истории, как доводить до релиза, что делать после. Как не закапываться в избыточные доработки и прокрастинацию, релизить чаще. По формату это пять 2,5-часовых воркшопов в течение трёх недель. Фокус на практике – чтобы каждый участник попробовал написать статью или сделать доклад.

Свой онлайн-ивент – это если есть планы не только отправлять своих инженеров выступать на сторонних мероприятиях, но и приглашать людей к себе. Например, на митап или хакатон. Мы поможем придумать концепцию, найти и подготовить авторов контента из числа сотрудников, собрать аудиторию. Настроим техническую часть: звук, свет, запись, рассылки.

Если что-нибудь из этого вам интересно, пишите в личку @adolgushev.

Сейчас – время возможностей. С нашей помощью или без, надеемся, у вас всё получится.
Продолжаем нести в онлайн отменившиеся оффлайн-доклады весны 2020.

23 апреля собираем новый онлайн-квартирник. Поговорим, почему DevRel – это next big thing.

Мы в бюро считаем, что DevRel — часть общего тренда «Сначала появилось в IT, потом появится везде». Верим, что DevRel-прецедентов вокруг будет становиться всё больше. Имеем некоторые соображения, как люди могут пользоваться DevRel-трендом уже сейчас, на уровне компании и лично для своих целей, не обязательно в IT.

Подключайтесь!

https://hrmagency.ru/online_devrel_is_now
Участвуем в онлайн-марафоне HR API.

В этот вторник (21 апреля) расскажем обновлённую версию советов, как помогать своим инженерам писать статьи на Хабр. Подключайтесь!

Марафон идёт всю неделю: https://hrapiconf.com/events/17976/program