Деврел-бюро – Telegram
Деврел-бюро
1.37K subscribers
31 photos
2 videos
333 links
Деврел-мастерская / зима 2026: https://devrelagency.ru/devrel-masterskaya-2026-winter

===

Канал про деврел, ИТ-сообщества, технические коммуникации, инженерную культуру.

Связаться: @adolgushev
База знаний: devrel.ru
Услуги: devrelagency.ru
Download Telegram
Нас спрашивают: как стать деврелом.

Лучший совет дал сэр Терри Пратчетт.

"Вместо всего этого я дам совет, как стать профессиональным боксером. Очень важна, разумеется, хорошая диета и ежедневные тренировки. Не забывайте о ногах, с ними часто бывают проблемы. Каждый день ходите в спортзал – каждый божий день, если вы только сумели встать. Пользуйтесь любой возможностью посмотреть на бой профессионалов. Смотрите вообще все бои, потому что вы можете научиться чему-то и у тех боксеров, кто всё делает неправильно. Не слушайте, что они говорят, смотрите, что они делают. И не забывайте о диете, тренировках и беге.

Всё поняли? Ну так вот: быть деврелом – это то же самое, только не про бокс. Да, всё так просто".

#субботниеметафоры
Необходимое и достаточное условие деврела

"Мне не о чем рассказать"
"Все и так это уже знают"
"Нужно подождать, сначала собрать метрики"
"Мне некогда"
"Я бы и рад, но я интроверт"

Сомнения инженеров, которых ты агитируешь в деврел – повторяются от раза к разу.

Типовые сомнения → проверенные контр-доводы. Про личное развитие через тренировку soft skills, систематизацию опыта, knowledge sharing, развитие коммьюнити – и остальные аргументы.

Вот только по нашему опыту эти доводы не гарантируют, что деврел заведётся. Не являются достаточным условием.

Лучшие деврел-организаторы, которых мы встречали – любят то, чем занимаются. Им нравятся инженерные истории, которым они помогают появиться. Они искренне хотят помочь развиваться авторам этих историй. Видят потенциал для новых историй в непрерывном потоке закрытых задач в JIRA и инженерных постов в Confluence. Умеют услышать возможность для истории на кухне в офисе или за пиццей на митапе.

Им нравится то будущее, в котором компания стала более заметной и за счёт этого может делать более крутые штуки.

Они верят в пользу от деврела. И эта вера передаётся тем инженерам, которых они вовлекают в деврел-активности.

Отработка типовых возражений – это как гигиена. Не уметь ответить на сомнение "Мне не о чем рассказать" – это как не уметь чистить зубы. Если умеешь чистить зубы, это пока что ещё не гарантирует красивую улыбку.

Умение работать с типовыми возражениями – даже не необходимое условие. Мы встречали деврелов, которые не контрибьютили в систему профессионального развития в компании, не выстраивали процессы knowledge sharing, но при этом горели идеей и за счёт этого вели за собой людей.

Мы считаем, что необходимое и достаточное условие успешного деврела – осознанность. Зачем нам всё это? Что будет, если мы туда не попадём? А если попадём, что дальше?

Желаем вам осознанного деврела! Но и про чеклист ответов на типовые вопросы не забывайте.
Вернулись.

Первый квартал двадцатых получился насыщенным для нашего бюро.

- Провели собственную Java-конференцию (успели).
- Добавили пару клиентских кейсов в копилку.
- Собрали новую версию чеклиста для запуска деврела в организации.
- Добавили в меню новую услугу – экспресс-помощь с подготовкой статьи или доклада.
- Собрали программу воркшопа по тренировке деврела для инженеров.

Из нереализованного – не успели выступить на конференциях и митапах, куда приняли наши доклады.

Многие мероприятия переехали на осень. Но ждать так долго, чтобы рассказать наши истории для этих ивентов – нет никаких сил.

Поэтому – в ближайшие несколько недель делаем онлайн-версии всех наших отменившихся выступлений. Расскажем истории, кое-где покажем слайды, а иногда и вовсе позовём классных экспертов обсудить насущное деврельское.

Анонс первого такого онлайна – в течение следующих нескольких дней. Надеемся, вам будет интересно и полезно.

Stay tuned!
Уносим в онлайн наши отменившиеся оффлайн-выступления весны.

Первый – онлайн-квартирник, который готовили для CodeFest 2020. Соберёмся в онлайне с ребятами из Wrike, Dodо Pizza Engineering и СДЭК-IT. Поговорим о внутренних сообществах: как оно у кого, какие есть бест практики по заведению собственного сообщества у себя в компании.

Встречаемся в онлайне 2 апреля (четверг), в 16:00 по Новосибирску, на час.

Присоединяйтесь!

https://hrmagency.ru/online_kvartirnik_codefest_soobshestva
Отправили приглашения на завтрашний онлайн-квартирник о внутренних сообществах👌
Проверяйте почту и стучитесь, если не долетело.
Где взять докладчиков для своего онлайн-ивента, на каких онлайн-мероприятиях можно выступить?

За прошлую неделю мы отвечали на эти вопросы каждый день, буквально. Приходили ребята, которые запустили свои митапы в онлайне и ищут докладчиков. Приходили компании, у которых есть спикеры и кто ищет, куда именно их можно отправить выступать в нынешние времена.

"Надо что-то с этим сделать" – подумали мы и пошли спрашивать о мероприятиях и спикерах сами. Если уж интересуются, то пусть будет больше всего, что можем посоветовать.

Спросим и у вас.

- Делаете онлайн-митапы и ищете спикеров.
- Хотите отправлять на онлайн-митапы ваших докладчиков
(например, себя).

Если что-нибудь из этого про вас, пишите – @adolgushev. Попробуем вас соединить с проверенными спикерами или мероприятиями.
Очередной эпизод в жанре #субботниеметафоры подъехал из той самой книги Mary Thengvall, которая первая и единственная о девреле.

Коллега Мэри иногда случайно каверкала фразу "Developer Advocate" и говорила "Developer Avocado". Другие коллеги подхватили, и "девелопер авокадо" превратилось в занятную метафору о "девреле".

- Авокадо – довольно жирный продукт. Если употреблять его в еду в правильное время, в нужном количестве, с правильными сопутствующими ингредиентами – можно неплохо так подкрепиться.

- Авокадо – дорогой продукт. Некоторые рестораны в Лос-Анджеле даже подписывают "по рыночной цене" рядом с пунктом "тост с авокадо", чтобы лишний раз не пугать посетителей. Так же и деврел – дорогое удовольствие. Но цели деврела могут оправдывать стоимость: создавать хорошую, здоровую, привлекательную среду для инженеров.

- Авокадо впитывает ароматы других ингредиентов в блюде. Так же и деврел – подстраивается под цели департамента или команды, в котором работает, и цели компании в конкретный момент времени.

- Авокадо можно встретить в разных блюдах. От традиционной мексиканской еды до омлета или даже яичницы. Так же и деврел – может не только отличаться по целям и департаментам (см. предыдущий пункт), но ещё и по тактическим задачам, в зависимости от конкретного целевого сообщества и обстоятельств. Редко можно заранее сказать "делай деврел вот так и тогда всё точно получится". Вместо этого ты всегда экспериментируешь, смотришь на результаты и опытным путём выясняешь, что лучше всего сработает в данном конкретном случае.

- Авокадо долго созревают. Начать с того, что дерево авокадо приносит первые плоды только через пять лет после посадки. Но как только созрело, авокадо не только вкусное, оно ещё и выгодное для фермеров. Так же и деврел – это игра в долгую. Не то, что каждый раз даёт мгновенный результат. Но если быть последовательными и вовремя удобрять, урожай не разочарует.

- Чем больше узнаёшь об авокадо фактов и смотришь исследований, тем больше проникаешься; осознаёшь, насколько они полезны. Так же и деврел – с наблюдениями и фактами приходит осознание, насколько эти активности полезны для компании.

Принятого аппетита!
Карантин пройдёт и нужно будет снова нанимать инженеров. В некоторых компаниях тотальный переезд всего в онлайн не изменил потребности в найме, а кое-где – и вовсе увеличил, нужно больше людей в меньшие сроки.

Мы хотим помочь компаниям адаптироваться к новым реалиям по части DevRel. Научиться работать с заметностью для инженеров в режиме online-only. Продолжать отправлять своих сотрудников во внешний мир рассказывать технические истории. Делать заметные запоминающиеся вещи, которые привлекут внимание сообщества.

Мы можем помочь тремя способами:

1. Консультация, как сделать DevRel-стратегию релевантной новому времени.
2. Корпоративный онлайн-тренинг, чтобы зарядить сотрудников писать статьи и готовить доклады.
3. Свой онлайн-ивент.

Консультации работают так. Списываемся, рассказываете в двух словах о вашей задаче. Если считаем, что можем помочь, тогда созваниваемся, обсуждаем подробности. Если после этого у нас есть, что вам подсказать, а вы хотите с нами работать – начинаем брать с вас деньги. Одна итерация обычно занимает в районе 3 часов: один – на первичный созвон, уточнение задачи; второй – выдать вам рекомендаций; третий – обсудить корректировку планов после нескольких первых шагов.

Корпоративный онлайн-тренинг – направлен на то, чтобы ваши инженеры писали больше статей и готовили больше выступлений. Помогаем вашим сотрудникам разобраться с мотивацией, зачем это всё инженерам. Показываем, где брать истории, как доводить до релиза, что делать после. Как не закапываться в избыточные доработки и прокрастинацию, релизить чаще. По формату это пять 2,5-часовых воркшопов в течение трёх недель. Фокус на практике – чтобы каждый участник попробовал написать статью или сделать доклад.

Свой онлайн-ивент – это если есть планы не только отправлять своих инженеров выступать на сторонних мероприятиях, но и приглашать людей к себе. Например, на митап или хакатон. Мы поможем придумать концепцию, найти и подготовить авторов контента из числа сотрудников, собрать аудиторию. Настроим техническую часть: звук, свет, запись, рассылки.

Если что-нибудь из этого вам интересно, пишите в личку @adolgushev.

Сейчас – время возможностей. С нашей помощью или без, надеемся, у вас всё получится.
Продолжаем нести в онлайн отменившиеся оффлайн-доклады весны 2020.

23 апреля собираем новый онлайн-квартирник. Поговорим, почему DevRel – это next big thing.

Мы в бюро считаем, что DevRel — часть общего тренда «Сначала появилось в IT, потом появится везде». Верим, что DevRel-прецедентов вокруг будет становиться всё больше. Имеем некоторые соображения, как люди могут пользоваться DevRel-трендом уже сейчас, на уровне компании и лично для своих целей, не обязательно в IT.

Подключайтесь!

https://hrmagency.ru/online_devrel_is_now
Участвуем в онлайн-марафоне HR API.

В этот вторник (21 апреля) расскажем обновлённую версию советов, как помогать своим инженерам писать статьи на Хабр. Подключайтесь!

Марафон идёт всю неделю: https://hrapiconf.com/events/17976/program
Разослали приглашения на завтрашний онлайн-квартирник "Почему DevRel – это next big thing".

Проверяйте инбокс, спам и стучитесь, если вдруг не долетело.

https://hrmagency.ru/online_devrel_is_now
Провели онлайн-квартирник о моде на DevRel.

Если в двух словах:
- есть тренд – IT-практики приходят в не IT-мир
- DevRel – растёт и ширится в IT (обсудили причины)
- складываем предыдущие два пункта: DevRel едет в не IT-мир, прицепом или, если корректнее, по похожим причинам, что и IT-майндсет в целом
- обсудили примеры DevRel за рамками IT
- накинули идей, что можно делать ребятам из не IT, которые хотели бы пользоваться DevRel-трендом уже сейчас

Запись тут: https://youtu.be/D9vUuS3n0KI

На следующих квартирниках договорись обсудить метрики DevRel, фреймворк для DevRel-работы со своими инженерами, внешние сообщества.

Stay tuned!
Внутренние митапы – дело хорошее.

Помогают делиться опытом внутри команды и между разными юнитами (командами, проектами, департаментами). Дают повод анализировать и систематизировать свой опыт. Дают возможность переиспользовать best practices. Тренируют навыки презентации и коммуникации в целом. Поставляют истории для DevRel – выступлений на внешних мероприятиях и статей на Хабр.

Почему тогда есть компании, которые хотят, но до сих пор не делают внутренние митапы? А среди тех, кто делает, почему так часто идёт тяжело?

Расскажем свои соображения по теме на Knowledge Conf 2020, 18-19 мая, в онлайне: https://knowledgeconf.ru/2020/abstracts/6508

Подключайтесь!
#субботниеметафоры

В 50-ые годы XX века у Всемирной организации здравоохранения была инициатива по борьбе с туберкулёзом. Они снарядили небольшие автобусы с рентгеновскими аппаратами ездить по деревням в Индии. Идея была простой: просканируем всё население, найдём больных, вылечим. Всё, болезнь ушла.

Инициатива провалилась. Причина – жители деревень негодовали.

Представьте: приезжает полный автобус врачей и медсестёр-медбратьев, но вместо того, чтобы полечить перелом, дать лекарств от диареи, помочь принять роды – они предлагали делать рентген на определение болезни, о которой люди никогда не слышали. У жителей деревень было полно других более насущных проблем со здоровьем.

Так же и в девреле. Идёшь к инженерам с призывом писать статьи на Хабр, а у них полно других более насущных проблем. С наймом, грейдами, коммуникациями, целеполаганием.

Получается что, не ходить с призывом писать статьи? Не делать деврел, пока не будет починено всё остальное?

Нет, ходить и делать можно и нужно.

Но ещё нужно учитывать контекст. Не запираться в башне из слоновой кости, "я только про ивенты и статьи; внутренние дела меня не касаются". Нужно помнить про общие цели. Если не заходить, то хотя бы заглядывать в смежные зоны ответственности. Быть T-shaped.

Мы верим, что настоящий деврел – про пользу. Пользу для инженеров внутри компании, пользу от инженеров за пределы компании, пользу для компании от общения с сообществом.

Когда поедете со своим рентгеновским аппаратом к своим инженерам, посмотрите, чем ещё вы можете быть им полезны.
Поговорим о внешних сообществах

Это те самые ребята, которые проводят митапы и конференции, куда мы хотим вписывать докладчиками наших инженеров и куда ходим нетворкаться. Те, которые ведут чаты и каналы, куда мы хотим отправлять наши анонсы. Хорошие правильные ребята.

Мы встречали трактовку, что DevRel – это ничего другого, как дисциплина о выстраивании взаимоотношений с сообществами. Тут можно спорить, но пусть это не помешает нам осознать важность сообществ, для наших корыстных и филантропных целей.

С хорошими сообществами хочется уметь общаться.

Решили обсудить тему на онлайн-квартирнике. Поговорим, о внешних IT-сообществах – откуда они берутся, как устроены, как с ними дружить, чем они могут быть вам полезны (а вы им).

Позвали поделиться опытом классных экспертов – ребят, кто управляет сообществами.

Собираемся в онлайне 28 мая, в 16:00 по Новосибирску.

Присоединяйтесь!

https://hrmagency.ru/online_kvartirnik/community
Люди пишут на Хабр, выступают на митапах и конференциях. Иногда это даже коллеги и знакомые. Но начинаешь думать о том, чтобы сделать это самому — и всё становится сложно.

"Мне не о чем рассказать. У нас всё обычное. Сначала соберём статистику. Уже есть куча статей и докладов на эту тему. Некогда".

Мы сделали воркшоп, чтобы помочь инженерам преодолеть эти препятствия. Начать писать статьи, выступать с докладами, расти через деврел.

Рассказывайте знакомым инженерам!

https://hrmagency.ru/workshops/devrel-for-engineers
#субботниеметафоры

Однажды премьер-министр Мозамбика приехал в Стокгольм. Во время одной из встреч он начал рассказывать, что его страна делает значительные экономические успехи. Его стали спрашивать: как вы это определяете? Смотрите ВВП на душу населения? Мы тут из Стокгольма пытались найти экономические данные по Мозамбику и не сильно преуспели. Куда смотреть?

"Конечно, я смотрю на ВВП на душу населения и остальные экономические показатели. Но вы верно говорите, качество этих данных не всегда желаемого уровня. Поэтому ещё я внимательно смотрю на ежегодный парад на 1 мая. Это популярная традиция у нас в стране. Я смотрю на ноги людей, на их обувь. Я знаю, что в этот день люди стараются выглядеть как можно лучше, наряднее. Знаю, что не могут одолжить обувь у знакомых, ведь те тоже будут на параде. Поэтому я смотрю. Это очень хорошо видно: идут ли люди босиком или в старой поношенной обуви, или в хороших новых туфлях. Смотрю и сравниваю с тем, что видел в прошлом году.

Ещё когда я езжу по стране, смотрю на то, как люди строят дома. Если поверх незаконченных стен поросла трава, это плохо. Если кладут новые кирпичи, значит, у людей есть деньги на это".

Так же и в девреле. Мы можем считать конверсию из активностей в наполнение базы тёплых контактов. Можем считать число упоминаний наших артефактов во время собеседований. Можем считать индекс лояльности сотрудников. Но конечная цель деврела – восприятие технического бренда компании снаружи и внутри, культура развития через soft skills среди сотрудников. Эти вещи сложно измерить числами.

Важно держать руку на пульсе. Горят ли глаза у наших разработчиков. Чем живут инженеры за пределами компании. Что происходит у нас в бизнесе. Что происходит в мире.

Деврелом нельзя управлять без чисел. Но нельзя управлять и только лишь на основе чисел.
Мы все как будто бы знаем, что нам хотелось бы улучшить в нашем найме.

Написать более продающее описание вакансии. Организовать митап для сбора базы "тёплых" контактов. Зарядить разработчиков писать на Хабр и VC. Запустить реферальную программу. Вот только как понять, какие улучшения принесут нам больше всего пользы?

Мы сделали воркшоп, чтобы помочь разобраться – об инструментарии Employee Journey Map.

Рассказывайте знакомым HR-людям и руководителям!

https://hrmagency.ru/workshops/employee-journey-map
Собрали документ с кейсами о внутренних сообществах с нашего онлайн-квартирника.

https://bit.ly/devrel_internal_community_cases

В тот раз общались с ребятами из CDEK-IT, Dodo Pizza Engineering, Wrike; рассказали пару своих кейсов.

Поговорили о том, какие внутренние сообщества ребята видели и делали, как оно появлялось, кем драйвится, с каким сложностями сталкивались и как преодолевали.

В этот четверг поговорим о сообществах внешних. Позвали ребят, кто организует. Собираемся в онлайне в 16:00 по НСК. Присоединяйтесь!

https://hrmagency.ru/online_kvartirnik/community

Пароли-явки отправим сегодня в письме.