Память и наследие – Telegram
Память и наследие
1.42K subscribers
18 photos
2 videos
2 files
199 links
Канал о коммеморативном проектировании, современном искусстве и экспозиционных форматах работы с памятью и наследием.
18+

Автор канала: @VAVCAC
Download Telegram
ЗАИРА МАГОМЕДОВА | о проекте

Заира Магомедова о методах автобиографического реэнактмента и мемориальной реконструкции - https://youtu.be/Hqd3fKiFK7Y
Artist Talk с участником - https://youtu.be/tmj0KDh2gnI
👍82
ШАМИЛЬ АХМЕД | SHAMIL AKHMED

В проекте «Не хочу быть журавлем» художник деконструирует стихотворение дагестанского поэта Расула Гамзатова, освобождая его от патетического и романтизирующего нарратива и оставляя только реалии военного травматического опыта.

https://telegra.ph/Shamil-Ahmed-I-Dont-Want-to-Be-a-Crane-01-11
👍65
ШАМИЛЬ АХМЕД | о проекте

Шамиль Ахмед о методах деконструкции поэтического языка - https://youtu.be/e4GN7721X4g
Artist Talk с участником - https://youtu.be/DUU0IIi3yqw
👍12
АНДРЕЙ ЗАХАРОВ | ANDREY ZAKHAROV

ЦУМ — здание, с которым связаны воспоминания каждого волгоградца, — во время Биеннале предстало перед горожанами в уникальном переходном состоянии. Многочисленные шурфы, обнажающие напластования различных эпох и исторических периодов, не только активизируют механизмы ностальгии и задают сценарии прощания и ожидания, но и становятся источником для исследования принципов послевоенного программирования градостроительного плана. Прямое свидетельство этому — входная группа фасада, ставшая ответом на изменение ориентации городской планировки во время послевоенного восстановления города и выравнивающая линию фасадов зданий на Аллее героев.
Входная группа ЦУМа становится в проекте Захарова отправной точкой для активизации размышлений о генезисе сталинского ампира, и предлагает неожиданные ответы на вопрос о том, как мы можем жить с этой архитектурой, продуктом мемориализации послевоенного времени, в настоящем.

https://telegra.ph/Andrey-Zakharov-1937-1947-01-08
👍32
АНДРЕЙ ЗАХАРОВ | о проекте

Андрей Захаров о сценариях послевоенного восстановления советских городов на примере Сталинграда - https://youtu.be/KCRk81vwh6s
Artist Talk с участником - https://youtu.be/fUVzh_NnbkI
👍41
АДЕЛИНА ШАБАНОВА | ADELINA SHABANOVA

В сознании подростка не умещаются все причинно-следственные связи и телеология войны, остается только острое чувство утраты и бездомности, парализующая апатия от невозможности вернуть контроль над происходящим и кататонический ступор, в котором думать о прошлом — бессмысленно, а думать о будущем — не получается. Проект художницы — это история о вынужденной миграции, оставленных друзьях и близких, об обретении нового дома, в котором нет фундамента.
Визуальная история, рассказанная Аделиной, понятна даже ребенку — розовая птица вторгается в мир синих зайцев, после чего их жизнь никогда не будет прежней. Визуальная образность протезирует сложность говорения. Оставленные на столе на переднем плане тарелки повествуют о том, как далекие и — будто нереальные — образы Катастрофы вторгаются в нашу повседневность, неумолимо становятся частью общей и разделяемой реальности.

https://telegra.ph/Adelina-Shabanova-The-Pink-Bird-01-13
👍41
АДЕЛИНА ШАБАНОВА | о проекте

Аделина Шабанова об изобразительных стратегиях репрезентации травматического опыта - https://youtu.be/KRX-0UumUWo
Artist Talk с участником - https://youtu.be/k0xIq87jGLo
👍41
МУСА ГАЙВОРОНСКИЙ | MUSA GAIVORONSKY

Инсталляция Мусы Гайворонского представляет собой визуализацию проведенного художником социологического исследования на тему одного из ключевых событий Кавказкой войны — штурма аула Ахульго: что думают об этом событии и его влиянии на сегодняшний момент жители современного Дагестана? В графической серии, состоящей из 102 листов, художник изображает реальных жителей Махачкалы. В руках у персонажей — тяжеловесные пушечные ядра как метафора тянущегося из прошлого трудного наследия. Изображения сопровождаются цитатами из ответов в опроснике. На отдельном стенде размещены осколки ядер из Ахульго времен Кавказской войны. Аудиальное сопровождение инсталляции — обрядовая мелодия «Шэхэх», исполнявшаяся в XIX веке горцами при извлечении осколков из ран для облегчения работы боли. Судя по некоторым ответам респондентов, осколки до сих пор метафорически зияют в ранах, откладывая излечение культурной травмы на неопределенное будущее.

https://telegra.ph/Musa-Gaivoronsky-Cannonballs-of-Akhoulgo-01-15
👍73
МУСА ГАЙВОРОНСКИЙ | о проекте

Муса Гайворонский о методах художественного социологического исследования трудного наследия Кавказской войны - https://youtu.be/4r39mvuZFmA
Artist Talk с участником - https://youtu.be/bly2FiZQDaw
👍631
МУСА ГАЙВОРОНСКИЙ | MUSA GAIVORONSKY

В современном российском контексте элементы исламской моды и внешнего вида являются предметом особой тревожности. Генеалогия исламофобии вполне очевидна: многочисленные теракты для многих поставили знак равенства между словами «мусульманин» и «террорист» даже в регионах Северного Кавказа. В основе проекта Мусы Гайворонского — болезненные истории задержания художника после принятия ислама.

https://telegra.ph/Musa-Gaivoronsky-Im-an-Artist-Not-a-Terrorist-01-16
🕊64👍1
ТАУС МАХАЧЕВА | TAUS MAKHACHEVA

Гамсутль — это полуразрушенное и труднодоступное горное аварское село, опустевшее в результате сложной истории XX века: трудовой миграции и насильственных переселений. Одинокий герой в кадре словно разыгрывает сценарии утраченного прошлого — это попытка рассказать историю места через движение и присутствие тела. Его хореография в одной из частей видео развивает жестику и пантомимику персонажей полотна Франца Рубо «Штурм аула Салта», написанного для Кавказского военно-исторического музея в Тифлисе («Храм славы») почти через 40 лет после изображенных событий.
Работа Таус Махачевой — это выразительное исследование сопричастности месту, наследию и травматическому опыту через телесное пластическое переживание пространства.

https://telegra.ph/Taus-Makhacheva-Gamsutl-01-15
6👍1
ТАУС МАХАЧЕВА | о проекте

Таус Махачева о хореографической интерпретации сложной памяти места и наследия Кавказской войны - https://youtu.be/IthW1BnRmHk
Artist Talk с участником - https://youtu.be/4PNSPeOVARA
8👍2
КАТЕРИНА ВЕРБА | KATERINA VERBA

Через растения, которые во время войны использовались для излечения и насыщения (мох сфагнум, боярышник черный, шиповник полевой, чабрец, береза туполистная, виноград культурный, из которого производился «малоземельский квас») художница инициирует разговор о нематериальном военном гастрономическом наследии, особенно важном в эмоциональном плане. Вопрос его презентации и сохранения является сложной профессиональной задачей с большим количеством этических и технологических сложностей.

https://telegra.ph/Katerina-Verba-Herbarium-Album-Shapeless-01-16
4
КАТЕРИНА ВЕРБА | о проекте

Катерина Верба о коммеморации нематериального военного гастрономического наследия - https://youtu.be/sHg21Y9b8mI
4
ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ | «Вкус памяти. Память вкуса»

Панельная дискуссия посвящена пищевым практикам военного времени и вопросам музеефикации и репрезентации военного гастрономического наследия.
В дискуссии приняли участие художница Катерина Верба и Анна Степнова - волгоградский краевед, менеджер музейных и социокультурных проектов, автор книги о южно-русской кухне «Васаби к шашлыку».

https://youtu.be/oLepK6sk8GQ
🔥7👍2
ЕКАТЕРИНА ГАНДРАБУРА | EKATERINA GANDRABURA

Судьба ингушского наследия и ингушской музейной коллекции трагична: перенесенная из Владикавказа в 1940 году в Грозный после утраты Ингушетией собственной автономии, она была практически полностью уничтожена в ходе Чеченских войн. В ночь с 31 декабря 1994 на 1 января 1995 года интенсивными бомбардировками и артобстрелами было разрушено здание головного музея — историко-архитектурного памятника начала XX в.; под его обломками погибли все экспозиции и подавляющая часть музейных фондов, остальное же было разграблено.
Проект не столько предполагает исследование истории беспрецедентной в международной практике по своему масштабу утраты наследия целого народа, но и начинает профессиональный разговор о попытках музеефикации и реконструкции утраченного наследия для фасилитации процессов возвращения артефактов, похищенных в военное время и остающихся в частных руках. Метод объектной реконструкции возвращает утраченным экспонатам материальность, а устные воспоминания участников становятся свидетельством надежды на новое обретение части наследия.

https://telegra.ph/Ekaterina-Gandrabura-Show-Invisibles-01-20
6👍3
ЕКАТЕРИНА ГАНДРАБУРА | о проекте

Екатерина Гандрабура о стратегиях музеефикации утраченных в годы войны музейных коллекций - https://youtu.be/DDU9cSmYmWg
Artist Talk с участником - https://youtu.be/CSlbrOPqpUc
6👍3
КАТАЛОГ

Каталог первого выпуска Биеннале трудного наследия вышел в издательстве Горизонталь. Мы благодарим коллег за комфортное, насыщенное и плодотворное сотрудничество.
Мы поговорили с дизайнером Сергеем Жигарёвым, создателем визуального стиля проекта: логотипа, его адаптации и интеграции в элементы экспозиционного дизайна, сувенирной продукции и макета каталога). И предлагаем вам прочитать небольшое интервью с ним.

https://telegra.ph/Katalog-Biennale-trudnogo-naslediya-01-22
🎉43
В 2022 году Биеннале трудного наследия попала в лонг-лист Премии в области современного искусства имени Сергея Курёхина в номинации «Лучший кураторский проект». Мы надеемся, что это позволит сделать работу с трудным наследием более видимой, приоритетной и востребованной в российском контексте.
Также Биеннале трудного наследия была упомянута в итогах года, подведенных порталом Артгид. Мы благодарим коллег из профессионального сообщества за такую высокую оценку проекта.
«И, наверное, самой важной в этом году оказалась дискуссия о репрезентации и опыте осмысления трудного прошлого<...> Этим и смежным проблемам была посвящена первая Биеннале трудного наследия<...> Мы видим, что все чаще сложное прошлое окутывается молчанием, чтобы, не дай бог, не вывести из оцепенения настоящее<...> Тем ценнее в нынешних условиях выглядит площадка, занятая поиском новых форм освоения трудного прошлого и способов его репрезентации<...> Проект, прошедший относительно тихо, оказался одним из самых громких открытий этого года».
264
В ближайшие дни я хочу поделиться документацией других проектов, связанных с репрезентацией и осмыслением вопросов трудного наследия, состоявшихся в прошлом году.
Я хочу выразить большую благодарность и признательность фантастической команде Револьт-центра за возможность выступить приглашенным куратором выставочного проекта «Что ты мне сегодня дашь, незнакомый человек?», реализованного в сентябре 2022 года:
Светлана Кольчурина, арт-куратор Револьт-центра;
Дарья Ананьева, директор Револьт-центра;
Игорь Сажин, историк, правозащитник, научный сотрудник Револьт-центра;
Михаил Шумарев, дизайнер проекта, автор шрифта Adjerom Bold;
Ирина Леонтьева и Иван Мищихин, видеооператоры, монтажёры;
Иван Нестерец, звукооператор и звукорежиссёр;
Ева Цицеронова, ивент-менеджер Револьт-центра;
Виктория Лихачёва, арт-менеджер Револьт-центра;
Кирилл Шучалин, фотограф;
Василй Парфентьев, технический координатор;
Карина Заболотная, PR-менеджер Револьт-центра;
Софья Матюхина, видеооператор;
Мария Ткачёва, логист Револьт-центра.
👍84
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
«ЧТО ТЫ МНЕ СЕГОДНЯ ДАШЬ, НЕЗНАКОМЫЙ ЧЕЛОВЕК?» | о проекте

Аджером — это посёлок в Корткеросском районе Республики Коми. С 1937 по 1940 год здесь находился Локчимский исправительно-трудовой лагерь. За свои бесчеловечные условия и тяжёлый труд он был признан одним из самых страшных лагерей в Коми АССР.
Выставочный проект посвящён вопросам репрезентации сложного прошлого лагеря. Пять художниц — Дарья Дробушевская (Мурманск), Дарали Лели (Ижевск), Виктория Лихачёва (Сыктывкар), Елизавета Тюлюбаева (Архангельск) и Ася Фомина (Архангельск) представили разные решения в области осуществления коммеморации трагических событий прошлого.
Шесть проектов художниц дают ответы на шесть вопросов о том, что нам делать с «разнонаправленной памятью» о ГУЛАГе и как современное искусство может способствовать тактичной и бережной проработке вопросов трудного наследия.
👍6💔31