Цифровая тень – Telegram
Цифровая тень
1.09K subscribers
73 photos
2 videos
10 files
437 links
Интернет как капитализм платформ, общество в эпоху массовой слежки и data harvesting, медиа за стеной цензуры и персональных фильтров, машины манипуляций и алгоритмическая пропаганда

Фидбек: @digitalshadowbot
Download Telegram
Беззаботно делаете селфи и загружаете фото с друзьями и близкими в соцсети?

Если так, то вы, вероятно, не до конца осознаете все возможные последствия, считает исследовательница медиа Светлана Матвиенко.

«Я признаю позитивную ценность обмена во многих ситуациях. Но когда практика профессиональной и персональной саморекламы, диктуемая платформами, постоянно подталкивающими пользователей публиковать больше и больше, становится единственным способом существования не только в сети, но и вне сети, мы должны быть обеспокоены», - говорит Матвиенко. Она предлагает подумать о возможности отучить себя от этих удовольствий, даже если такая «детоксикация» в некоторой степени болезненна.

Из интервью следует, что среди профессоров, специализирующихся на изучении медий, коммуникации и информационных технологий, к примеру, в Северной Америке, сейчас популярно организовывать практики "детоксикации", "network detox", демонстрируя студентам необходимость отлучения – даже временного – от социальных сетей.

По ссылке полный текст интервью, сокращенная версия которого выходила ранее на Hromadske.ua https://goo.gl/MD6HVE
Свежая иллюстрация влияния Facebook на медиапотребление и политику.

The Guardian пишет о волне критики в адрес Facebook после того, как соцсеть решила провести эксперимент, удалив профессиональные СМИ из своей ленты новостей. Эксперимент начался 19 октября и коснулся медийных организаций шести стран: Шри-Ланки, Гватемалы, Боливии, Камбоджи, Сербии и Словакии. В результате пользователи видят в своей ленте только посты от персональных страниц и платные посты. Так называемые «публичные посты», к которым относятся посты страниц СМИ в Facebook, отображаются в отдельной вкладке “explore”.

За одну ночь, пишут журналисты The Guardian, в странах, в которых проживает 1% мирового населения, важнейшие издательские платформы лишились присутствия в основной ленте новостей FB. Журналисты гватемальского новостного сайта Soy502 утверждают, что потеряли 66% трафика. Их коллеги из редакции словацкого сайта Denník N жалуются на 60% сокращение аудитории.

Стандартная практика, когда соцсеть экспериментирует в небольших, менее развитых странах, в этом случае может иметь губительный эффект. В затронутых странах СМИ и так находятся в трудном положении. Особенно болезненным эксперимент соцсети может стать для небольших медиа и независимых журналистов, которые страдают от недостатка ресурсов, а в некоторых странах (например в Гватемале) сталкиваются с кампаниями клеветы со стороны объектов своих расследований. Таким образом, возможный негативный эффект выходит далеко за рамки социальной сети, поскольку может способствовать эрозии политических систем этих стран.
https://goo.gl/RbAxFd
Книга Эли Паризера "За стеной фильтров. Что Интернет скрывает от вас" (The Filter Bubble)
Социальные сети - это машины манипуляции. В последние годы возникло множество вопросов об алгоритме новостной ленты (News Feed) и того, как он отбирает сообщения. Американский журналист Эли Паризер (Eli Pariser), автор книги «За стеной фильтров. Что Интернет скрывает от вас» (The Filter Bubble), был одним из тех, кто первым привлек внимание к этой проблеме.

Хотя его книга вышла еще в 2011 году, она не потеряла своей актуальности — все наихудшие опасения автора реализовались и приобрели еще больший масштаб. Bubbles (или эхо-камеры) могут серьезно подорвать демократию, фактически, они это уже сделали. Формирование информационных пузырей - это несколько «неожиданный» эффект персонализированного Интернета. И это характерно не только для Facebook, хотя они более очевидны в этой сети. https://www.wired.com/2016/11/filter-bubble-destroying-democracy/
"Битва за Рунет", Андрей Солдатов, Ирина Бороган
Еще одна книга на сегодня: «Битва за Рунет». Ее авторы, российские журналисты-расследователи Андрей Солдатов и Ирина Бороган, подробно рассказывают историю становления системы массовой слежки за гражданами с советских времен. Когда-то в сталинских шарашках (научно-исследовательских институтах, в которых работали заключенные) разрабатывали технологии шифрования, позволяющие Сталину говорить по телефону без опасения, что разговор может быть перехвачен. В современной России функционирует система СОРМ и действуют законы Яровой, позволяющие спецслужбам контролировать коммуникации в Интернете. Фрагмент онлайн https://apparat.cc/world/red-web/
"You Are the Product" - увлекательное эссе о недавних эволюциях Facebook английского писателя Джона Ланчестера (John Lanchester), автора нашумевшего романа Capital (о нем стоило бы написать отдельно, но это не тема канала).

В конце июня Марк Цукерберг объявил что Facebook достиг нового уровня: два миллиарда активных пользователей ежемесячно. Это феноменальный рост, если учесть, что в самом начале сеть thefacebook (так она тогда называлась) ориентировалась исключительно на студентов Гарварда. Ни одно предприятие, ни одна технология или сервис на протяжении человеческой истории не росли так быстро, и так всеохватывающе, пишет автор.

Заявление главы Facebook о 2 миллиардах пользователей сопровождалось сообщением, которое могло показаться не таким важным. Цукерберг сказал, что компания изменила свою миссию. Раньше она звучала как "делаем мир более открытым и связанным" (making the world more open and connected). Теперь копания видит ее так: "дать людям силу строить сообщества и сблизить мир" (give people the power to build community and bring the world closer together).

Стоит ли обращать на это внимание - какая разница, что именно корпорации пишут на своих парадных дверях? Ланчестер считает, что стоит. Он показывает, как именно менялись стратегии Facebook по мере его роста, и как компания видит себя в будущем. В своем анализе Ланчестер предельно критичен: он доказывает, кроме прочего, что в основу Facebook заложен мизантропический взгляд на природу человека.
https://www.lrb.co.uk/v39/n16/john-lanchester/you-are-the-product
Благодаря социальным медиа современные подростки могут напрямую взаимодействовать с популярной культурой - знаменитостями, фильмами, брендами и даже друг с другом - способами, которые никогда ранее не были возможны. Расширяет ли это их возможности? Или это не более чем уловка маркетологов? В Generation Like, автор и корреспондент FRONTLINE (документального подразделения сети общественного телевещания США PBS) Дуглас Рушкофф (Douglas Rushkoff) исследует, как типичные для подростков поиски идентичности и новых связей переместились в социальные сети, где молодые потребители попадают в руки корпораций. Думают ли дети, что их используют? Или им все равно? Или шанс стать следующей звездой стоит того?

Продолжительность фильма 53 мин. Доступен по ссылке http://www.pbs.org/wgbh/frontline/film/generation-like/
В этом коротком видео четыре британских блогерки, ведущие популярные каналы в Instagram, рассказывают о том, как они используют платформы социальных сетей, и какое влияние это оказало на их жизнь. Они говорят о тревоге, зависимости и стремлению к потреблению, и подчеркивают, что их настоящая жизнь отличается от того, что они публикуют на своем канале Instagram. "Если я буду размещать фото своей реальной жизни, то никто не подпишется на меня», - говорит одна из героинь этого видео.
https://www.theguardian.com/technology/video/2017/oct/24/we-just-scroll-and-scroll-and-scroll-women-influencers-on-instagram
Всем, кому интересно, какие именно пользовательские данные собирает Facebook, каким образом обрабатывает и как, в конечном итоге, их использует — стоит взглянуть на визуализации, созданные исследователями из Share Lab.

“Эта социальная сеть сделала жизнь миллиардов людей более открытой и прозрачной. В то же время сама платформа Facebook далеко не так открыта”, - поясняют в Share Lab. Их идея состоит в том, чтобы «картографировать и визуализировать сложный и невидимый процесс эксплуатации, скрытый в черном ящике крупнейшей в мире социальной сети».

Исследование состоит из трех частей, первая из которых посвящена сбору данных о пользователях и нематериальному труду - ссылка на нее ниже.

«Есть множество причин, по которым нас должны интересовать эти черные ящики, записывающие наши взаимодействия, наши глубоко личные сообщения, наше поведение и деятельность. За невидимыми стенами алгоритмы ежесекундно решают, какая информация будет попадать в нашу инфосферу, какие из ваших друзей будут видеть ваши посты, какой контент станет частью вашей реальности, а что будет подвергнуто цензуре или удалению».
https://labs.rs/en/facebook-algorithmic-factory-immaterial-labour-and-data-harvesting/
Украинский журналист Стас Юрасов пишет, что Facebook в Украине становится основной социальной сетью. С момента блокировки российских соцсетей в мае 2017 года количество пользователей Facebook в стране выросло с 6,5 до 8,9 млн (данные на начало осени). 
«Гипернормализация» (HyperNormalisation) — последний фильм культового британского документалиста Адама Кёртиса (Adam Curtis).

На протяжении последних десятилетий Кёртис работает для телевидения, однако его киноленты, представляющие собой сложносочиненные композиции архивных видео, закадрового авторского голоса и неизменного интереса к выявлению неожиданных связей между историческими событиями, кажется, больше подходят для Интернета и выставок современного искусства.

Одна из линий «Гипернормализации» — история того, как Интернет, на который возлагалось столько утопических надежд на заре его становления, превратился в собственную противоположность: слишком многое в нем сегодня напоминает жутковатые образы киберпанка.

Из официального синопсиса: «Это экстраординарная история о том, как мы оказались в ситуации полной неопределенности и путаницы — как те, кто находится у власти, оказались парализованы - и понятия не имеют, что делать. Сегодня происходят события, которые кажутся необъяснимыми и неконтролируемыми: от Дональда Трампа до Brexit’а, войны в Сирии, кризиса беженцев и террористических атак. Фильм объясняет не только то, почему происходят эти хаотические события, но и почему мы и наши политики не можем их понять. Фильм показывает, что все мы на Западе - не только политики, журналисты и эксперты, но мы все — выбрали упрощенную и часто полностью «фейковую» картину мира. Но поскольку эта картина мира принимается всеми вокруг, она кажется нам нормальной» https://vimeo.com/191817381
HyperNormalisation by Adam Curtis
Комментарий Адама Кертиса к фильму "Гипернормализация": "... В 80-е, то же поколение 60-х вдруг увидело новую возможность в киберпространстве. Термин изобрел писатель Уильям Гибсон.
Идея состояла в том, что единая сеть компьютеров создает новую альтернативную реальность. Во многом она стала прямым продолжением идеологии и практики ЛСД, который тоже давал человеку иной способ восприятия мира, находившегося далеко за пределами того, что предписывали политики и элиты.
Это был свободный мир. Политики добраться туда не могли, так как он был внутри твоей головы.
В 80-е поборники ЛСД увидели в компьютерной сети как бы реальное воплощение того психоделического мира, которым они грезили.
Там рождалась альтернативная реальность. И самое прекрасное в ней было то, что в ней царило полное и подлинное равноправие.
Все были равны, не было никакой иерархии, была лишь связывающая нас всех невидимыми нитями сеть, благодаря которой через обмен информацией можно создать сбалансированную систему.
В качестве модели они смотрели и на экосистему. Это была мечта левых, и это, как мне кажется, - очень важный и почти неизученный аспект современной истории." http://www.bbc.com/russian/features-37840025
Человеческие базы данных и алгоритмический труд (Human Data Banks and Algorithmic Labour) - вторая часть исследования “фабрики алгоритмов Facebook” от Share Lab. По сути, это визуальная карта внутреннего устройства крупнейшей в мире соцсети.

Эта часть посвящена тому, как хранятся данные в Facebook и какие алгоритмы их обрабатывают. Авторы подчеркивают, что это было самой сложной частью их исследования. Кое-какую информацию удалось извлечь из публичной базы данных патентов социальной сети: “Мы нашли около 8000 различных патентов, зарегистрированных Facebook. Основываясь на них, мы создали возможную интерпретацию того, что происходит в черном ящике. Другим источников информации для нас стал Graph API - основной способ извлечения данных из платформы Facebook для сторонних разработчиков”

https://labs.rs/en/facebook-algorithmic-factory-human-data-banks-and-algorithmic-labour/

(Первая часть - какие именно данные собираются о пользователях https://news.1rj.ru/str/digitshadow/20)
FacebookFactory-small.gif
613.3 KB
Визуальная карта Facebook от исследователей Share Lab