Цифровая тень – Telegram
Цифровая тень
1.09K subscribers
73 photos
2 videos
10 files
437 links
Интернет как капитализм платформ, общество в эпоху массовой слежки и data harvesting, медиа за стеной цензуры и персональных фильтров, машины манипуляций и алгоритмическая пропаганда

Фидбек: @digitalshadowbot
Download Telegram
В этом коротком видео четыре британских блогерки, ведущие популярные каналы в Instagram, рассказывают о том, как они используют платформы социальных сетей, и какое влияние это оказало на их жизнь. Они говорят о тревоге, зависимости и стремлению к потреблению, и подчеркивают, что их настоящая жизнь отличается от того, что они публикуют на своем канале Instagram. "Если я буду размещать фото своей реальной жизни, то никто не подпишется на меня», - говорит одна из героинь этого видео.
https://www.theguardian.com/technology/video/2017/oct/24/we-just-scroll-and-scroll-and-scroll-women-influencers-on-instagram
Всем, кому интересно, какие именно пользовательские данные собирает Facebook, каким образом обрабатывает и как, в конечном итоге, их использует — стоит взглянуть на визуализации, созданные исследователями из Share Lab.

“Эта социальная сеть сделала жизнь миллиардов людей более открытой и прозрачной. В то же время сама платформа Facebook далеко не так открыта”, - поясняют в Share Lab. Их идея состоит в том, чтобы «картографировать и визуализировать сложный и невидимый процесс эксплуатации, скрытый в черном ящике крупнейшей в мире социальной сети».

Исследование состоит из трех частей, первая из которых посвящена сбору данных о пользователях и нематериальному труду - ссылка на нее ниже.

«Есть множество причин, по которым нас должны интересовать эти черные ящики, записывающие наши взаимодействия, наши глубоко личные сообщения, наше поведение и деятельность. За невидимыми стенами алгоритмы ежесекундно решают, какая информация будет попадать в нашу инфосферу, какие из ваших друзей будут видеть ваши посты, какой контент станет частью вашей реальности, а что будет подвергнуто цензуре или удалению».
https://labs.rs/en/facebook-algorithmic-factory-immaterial-labour-and-data-harvesting/
Украинский журналист Стас Юрасов пишет, что Facebook в Украине становится основной социальной сетью. С момента блокировки российских соцсетей в мае 2017 года количество пользователей Facebook в стране выросло с 6,5 до 8,9 млн (данные на начало осени). 
«Гипернормализация» (HyperNormalisation) — последний фильм культового британского документалиста Адама Кёртиса (Adam Curtis).

На протяжении последних десятилетий Кёртис работает для телевидения, однако его киноленты, представляющие собой сложносочиненные композиции архивных видео, закадрового авторского голоса и неизменного интереса к выявлению неожиданных связей между историческими событиями, кажется, больше подходят для Интернета и выставок современного искусства.

Одна из линий «Гипернормализации» — история того, как Интернет, на который возлагалось столько утопических надежд на заре его становления, превратился в собственную противоположность: слишком многое в нем сегодня напоминает жутковатые образы киберпанка.

Из официального синопсиса: «Это экстраординарная история о том, как мы оказались в ситуации полной неопределенности и путаницы — как те, кто находится у власти, оказались парализованы - и понятия не имеют, что делать. Сегодня происходят события, которые кажутся необъяснимыми и неконтролируемыми: от Дональда Трампа до Brexit’а, войны в Сирии, кризиса беженцев и террористических атак. Фильм объясняет не только то, почему происходят эти хаотические события, но и почему мы и наши политики не можем их понять. Фильм показывает, что все мы на Западе - не только политики, журналисты и эксперты, но мы все — выбрали упрощенную и часто полностью «фейковую» картину мира. Но поскольку эта картина мира принимается всеми вокруг, она кажется нам нормальной» https://vimeo.com/191817381
HyperNormalisation by Adam Curtis
Комментарий Адама Кертиса к фильму "Гипернормализация": "... В 80-е, то же поколение 60-х вдруг увидело новую возможность в киберпространстве. Термин изобрел писатель Уильям Гибсон.
Идея состояла в том, что единая сеть компьютеров создает новую альтернативную реальность. Во многом она стала прямым продолжением идеологии и практики ЛСД, который тоже давал человеку иной способ восприятия мира, находившегося далеко за пределами того, что предписывали политики и элиты.
Это был свободный мир. Политики добраться туда не могли, так как он был внутри твоей головы.
В 80-е поборники ЛСД увидели в компьютерной сети как бы реальное воплощение того психоделического мира, которым они грезили.
Там рождалась альтернативная реальность. И самое прекрасное в ней было то, что в ней царило полное и подлинное равноправие.
Все были равны, не было никакой иерархии, была лишь связывающая нас всех невидимыми нитями сеть, благодаря которой через обмен информацией можно создать сбалансированную систему.
В качестве модели они смотрели и на экосистему. Это была мечта левых, и это, как мне кажется, - очень важный и почти неизученный аспект современной истории." http://www.bbc.com/russian/features-37840025
Человеческие базы данных и алгоритмический труд (Human Data Banks and Algorithmic Labour) - вторая часть исследования “фабрики алгоритмов Facebook” от Share Lab. По сути, это визуальная карта внутреннего устройства крупнейшей в мире соцсети.

Эта часть посвящена тому, как хранятся данные в Facebook и какие алгоритмы их обрабатывают. Авторы подчеркивают, что это было самой сложной частью их исследования. Кое-какую информацию удалось извлечь из публичной базы данных патентов социальной сети: “Мы нашли около 8000 различных патентов, зарегистрированных Facebook. Основываясь на них, мы создали возможную интерпретацию того, что происходит в черном ящике. Другим источников информации для нас стал Graph API - основной способ извлечения данных из платформы Facebook для сторонних разработчиков”

https://labs.rs/en/facebook-algorithmic-factory-human-data-banks-and-algorithmic-labour/

(Первая часть - какие именно данные собираются о пользователях https://news.1rj.ru/str/digitshadow/20)
FacebookFactory-small.gif
613.3 KB
Визуальная карта Facebook от исследователей Share Lab
Интервью с голландским теоретиком Гертом Ловинком, автором концепции "тактических медиа", основателем Института сетевых культур в Амстердаме и автором книги «Social Media Abyss».

"Сегодня в связи с Трампом и манипуляциями Cambridge Analytica мы видим конечную точку таких процессов, и эта конечная точка — централизованная платформа вроде Facebook. В такой платформе делезианская идея сетевой структуры как бы преодолевается гегельянской логикой."

"... Трамп — это результат интернета как капитализма платформ. Если в горизонтальной логике сетей Трамп разговаривал бы только со своими мутными альт-правыми, все было бы отлично, и мы бы не беспокоились. Но благодаря централизации он в режиме реального времени разговаривает со всем миром, говорит со всеми. Нет фильтров, нет разных уровней, а значит, и нет собственно сетей.

Это трагический момент, потому что ничего такого не должно было никогда произойти. Главным мотивом диджитализации, самой технологической сутью феномена сетей было то, что такая централизация невозможна, но она тем не менее случилась." https://www.colta.ru/articles/society/15900
Oxford Internet Institute опубликовал исследование о пропаганде и манипуляциях в социальных сетях Украины, России, Польши, США, Германии, Канады, Бразилии, Китая и Тайваня. Каждой стране посвящен отдельный доклад; сделано это в рамках проекта о "вычислительной" (или, может, корректнее "алгоритмической") пропаганде (computational propaganda).

Доклад об Украине называется «Между внешними угрозами и внутренними вызовами». Его авторки Мария Жданова и Дарья Орлова описали использование ботов и других инструментов манипуляций в украинских социальных сетях на примере типичных кампаний, разобрали кейс трагедии MH17 как наглядный пример кампании дезинформации со стороны России против Украины, проанализировали случаи давления на украинских журналистов со стороны правящих групп.

Исследование основано на интервью с инсайдереми digital-индустрии, создателями ботов и медиа-экспертами, которые рассказали о фейковых аккаунтах, платных онлайн комментаторах, автоматизированных скриптах и вредоносной онлайн-активности.
http://comprop.oii.ox.ac.uk/publishing/working-papers/computational-propaganda-in-ukraine-caught-between-external-threats-and-internal-challenges/
Корреспондент Громадского ТВ Наталия Гуменюк побывала на слушаниях комитета по разведке американского Сената о роли социальных сетей во вмешательстве России в выборы 2016 года.

Во время слушаний представителям Facebook, Twitter и Google ставили достаточно жесткие вопросы.

«Раньше вы отмечали, что цель вашей компании — объединить людей, — заявил глава комиссии Ричард Берр в обращении к вице-президенту Facebook. — В этом случае людей, действительно, объединили, чтобы сформировать искусственный конфликт. И Facebook помог этой встрече состояться. Я бы сказал, что Facebook свою миссию провалил. Буду откровенным: вы должны лучше работать над защитой американского народа и всех своих пользователей, дабы уберечь их от подобных манипуляций».
[...]
Российские компании использовали алгоритмы социальных платформ, в частности, таргетинг (узкое определение целевой группы), пытаясь охватить самую разнообразную и как можно более конкретную адиторию — от неонацистов и антиисламистов до ревностных христиан и членов ЛГБТ-сообщества. В то же время сообщения не всегда касались прямой агитации за Трампа. Чаще всего они имели целью посеять вражду и радикализировать общество.

Для этого в социальных сетях специально создавали и рекламировали страницы. Некоторые из них, на первый взгляд, даже продвигали идеи противников Трампа и электорат из другого лагеря. Например, поддержку мигрантов или борьбу за права афроамериканцев. Однако здесь важны две детали. Во-первых, это делалось под достаточно провокационными лозунгами, чтобы зацепить противников. Во-вторых, в таких случаях обязательно рекламировалась «оппозиционная» страница, которая призывала к сопротивлению. https://ru.hromadske.ua/posts/troianskyi-kon-kremlia-sotssety-pryznaly-chto-ykh-yspolzovaly-dlia-manypuliatsyi-v-ssha
К тексту выше: Слева — реклама происламского сообщества «Объединение мусульман Америки», справа — антиисламского сообщества «Остановим всех захватчиков». За обе в Facebook платили компании из РФ
Forwarded from Empires Burn
Самые популярные виды угроз (malware) по последним данным Comodo. Сижу на семинаре Kenneth Geer (специалист по кибербезопасности): распространение вирусов напрямую связано с геополитическими трендами.
Forwarded from Empires Burn
Огромный всплеск трояна в Вирджинии на прошлой неделе совпадает с выборами в этом штате. Согласно Кеннету Гиру это один из примеров того как кибератаки отражают политическую динамику
Forwarded from Empires Burn
Всплески заражений (malware) и политические события / теракты (2016/2017 год)
«Корпоративная слежка в повседневной жизни: как компании собирают, обрабатывают, анализируют, продают и используют персональные данные миллиардов людей». Отчет подготовлен Cracked Labs, независимым исследовательским институтом из Вены.

В последние годы широкий круг компаний начал отслеживать и следить за людьми практически во всех аспектах их жизни. Поведение, передвижение, социальные контакты, интересы, слабости и самые интимные моменты миллиардов людей постоянно записываются, оцениваются и анализируются в режиме реального времени. Использование персональных данных стало многомиллиардной индустрией. Тем не менее, это только вершина айсберга современной цифровой слежки — большая ее часть происходит в фоновом режиме и остается незаметной для большинства из нас.

В этом докладе Cracked Labs рассматриваются внутренние механизмы и скрытые потоки данных между компаниями, задействованными в отрасли персональных данных. Доклад отображает структуру и масштабы современных систем цифровой слежки и профилирования данных, исследует существующие технологии, платформы и устройства, а также ключевые события.

«Вы должны бороться за конфиденциальность ваших данных или лишитесь ее» - Эрик Шмидт, глава Google/Alphabet, 2013

http://crackedlabs.org/en/corporate-surveillance
К посту выше: Черты характера могут быть выведены на основании данных о посещяемых сайтах, телефонных звонках и используемых приложениях
Цифровая тень
Еще одна книга на сегодня: «Битва за Рунет». Ее авторы, российские журналисты-расследователи Андрей Солдатов и Ирина Бороган, подробно рассказывают историю становления системы массовой слежки за гражданами с советских времен. Когда-то в сталинских шарашках…
Новости массовой прослушки в РФ: сайт РБК сообщает, что ежегодные расходы операторов на СОРМ составляют примерно 10 млрд руб. С 1 июля 2018 года в стране должен заработать усовершенствованный вариант прослушки, предусмотренный в «законе Яровой».

подробнее о том, как устроена система прослушки в России в книге “Битва за Рунет” Солдатова и Бороган
далее цитата с РБК: “все операторы связи и интернет-провайдеры, работающие на территории России, должны устанавливать СОРМ, иначе могут лишиться лицензии. Существует несколько видов СОРМ, предназначенных для сбора информации на сетях.

СОРМ-1 была разработана еще в 1980-х годах и необходима только для прослушивания телефонных переговоров.

СОРМ-2 предназначена для мониторинга интернет-активности пользователей и начала внедряться с 2000 года. Система состоит из отдельного сервера, подключенного к пульту управления ФСБ, — программно-аппаратного комплекса, по командам с которого можно перехватывать весь трафик отдельных пользователей. Кроме того, в состав СОРМ-2 входит так называемый кольцевой буфер, который должен хранить весь проходящий через провайдера трафик за последние 12 часов.

СОРМ-3 начала внедряться в 2014 году и предназначена для хранения метаданных, то есть информации о фактах звонков, интернет-сессий и переданных сообщений, а также получения данных об абонентах из внутренних систем оператора.” http://www.rbc.ru/technology_and_media/09/11/2017/5a03187e9a7947d88f988f53
Из отчета “Корпоративная слежка в повседневной жизни”:

“Недавнее исследование миллиона сайтов обнаружило более 80000 сторонних трекинговых сервисов, получавших данные о посетителях. Около 120 из этих трекеров были найдены на 10000 страницах. Шесть компаний мониторят пользователей на 100000 сайтов, включая Google, Facebook, Twitter и BlueKa (Oracle). Другое исследование 200000 пользователей из Германии, посетивших 21 миллион веб-сайтов, показало, что сторонние трекинговые сервисы присутствовали на 95% посещенных страниц.

Точно также большинство мобильных приложений передают информацию о пользователях другим компаниям. Исследование 2015 года, проведенное в Австралии, Бразилии, Германии и США, обнаружило, что от 85% до 95% бесплатных и даже 60% платных мобильных приложений передают сторонним компаниям персональные данные пользователей.”

Пост об отчете https://news.1rj.ru/str/digitshadow/34
К тексту выше: Скриншот интерактивной карты скрытых сторонних трекинговых сервисов в приложениях на Android, созданной исследователями из Европы и США. Карта онлайн http://haystack.mobi/panopticon