В опросе «что больше портит отношения» лидируют неумение общаться и додумывание. Но и жизнь с родителями не остаёт.
🎙🎙🎙🎙В ближайшее время выложу три подкаста🎙🎙🎙
1️⃣ "Жизнь с родителями"
2️⃣ "Как нормально общаться"
3️⃣ "Сами придумали, сами обиделись - додумывание за партнёра"
Ваши вопросы по этим темам задавайте в комментариях. Отвечу в подкастах.
🎙🎙🎙🎙В ближайшее время выложу три подкаста🎙🎙🎙
Ваши вопросы по этим темам задавайте в комментариях. Отвечу в подкастах.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍17🤔1
🎙🎙🎙Завтра утром выложу подкаст о жизни с родителями.
Для кого-то такая жизнь, это счастье - большая семья, помощь в хозяйстве, радость от общения. А для кого-то это страдания, бесконечные попытки подстроиться, одинокие дети и очередь в туалет
Почему всё так по-разному? Расскажу завтра 🎙🎙🎙
Для кого-то такая жизнь, это счастье - большая семья, помощь в хозяйстве, радость от общения. А для кого-то это страдания, бесконечные попытки подстроиться, одинокие дети и очередь в туалет
Почему всё так по-разному? Расскажу завтра 🎙🎙🎙
👍13🔥2
🎙🎙🎙 Жизнь с родителями 🎙🎙🎙
В этом подкасте я рассказываю не о плюсах и минусах жизни с родителями детей и молодых семей, а о причинах и следствиях.
Что будет, если...
В моих примерах многие узнают свои семейные ситуации. А всё потому что я говорю о процессах, которые идут десятками лет.
Ваши вопросы, комментарии, сомнения и предложения оставляйте под этим постом🎙🎙🎙
#подкаст
В этом подкасте я рассказываю не о плюсах и минусах жизни с родителями детей и молодых семей, а о причинах и следствиях.
Что будет, если...
В моих примерах многие узнают свои семейные ситуации. А всё потому что я говорю о процессах, которые идут десятками лет.
Ваши вопросы, комментарии, сомнения и предложения оставляйте под этим постом🎙🎙🎙
#подкаст
🔥17👍3❤2
Комментарий к подкасту "Жизнь с родителями"
Уверен, что каждый человек когда-нибудь думал подобные мысли:
- Вот у меня будет по другому, не то что у моей матери!
- Вот я-то буду не как мой отец!
- Я вижу ошибки своих родителей, я буду делать по-другому!
И, достигнув среднего возраста, многие с ужасом осознают, что вопреки данному себе обещанию, таки стали похожи на своего родителя. Или обнаруживают себя в борьбе "не быть как они".
Как так вышло? Ведь казалось бы нет ничего проще - делай по-другому и будешь другим человеком. Почему так сложно не стать как они?
Потому что психикой поколений в семьях управляет очень сильный процесс. Он тянется десятками лет и поэтому малозаметен, как рост дерева. Мы не замечаем как растут деревья, но видим, как они выросли.
Психолог Мюррей Боуэн называл этот процесс "эмоциональным полем". Мне импонирует это название. В физике поле заставляет частицы двигаться в определённом направлении. Эмоциональное поле заставляет двигаться в определённом направлении людей.
- Подумаешь, эмоции - возразит мне интеллектуальный читатель, - я уже давно с эмоциями справляюсь, на меня эти штучки не действуют.
Не буду спорить. Я покажу схему срабатывания эмоций, а там уже сами смотрите - действуют на вас эти штучки или нет.
Процессы эмоционального поля, которые управляют человеком в семье, держатся в культуре семей очень долго, потому что в каждом члене семьи они срабатывают невероятно быстро. Давайте рассмотрим их поближе.
Между эмоцией, которая возникла, и действием, которое человек предпринял, промежуток времени очень короткий. Под действием я имею ввиду мысль, которую подумал, слова, которые сказал и поведение - от мимики и жестов до законченных больших поведенческих актов. Вспомните себя в минуты влияния молниеносных эмоций. Затормозить почти нереально, не правда ли?
Раз затормозить почти не реально, значит не всегда между эмоцией и действием появляется в голове человека вкладка под названием рассудочная деятельность. Эта вкладка делает нас способными выбирать. Если вкладка есть, то человек может сделать выбор. Например, в гневе можно кричать, молчать, подходить, уходить и так далее.
Если вкладки нет, то эмоции сразу включают действия. И тут начинается самое интересное.
Действия в культуре семей уже давно упорядочились в то, что можно назвать состояниями личности. Боуэн называет эти состояния диадами и треугольниками. Интересно, что треугольник Карпмана идеально подходит к взглядям Боуэна.
Жертвы, тираны, спасатели - эти состояния содержат в себе стандартные наборы действий с незначительными вариациями от семьи к семье. Дети считывают состояния с родителей и эмоционально присоединяются к тому, кто больше нравится или к наиболее эмоционально сильному члену семьи.
Знаете, кто наиболее эмоционально сильный член семьи? Психически больной. Я ещё ни разу не видел и не слышал, чтобы психотики выздоравливали, находясь в компании здоровых людей. А вот историй о том, что здоровые люди подвергаются влиянию психотика - превеликое множество. Сила и устойчивость их психических болезней иной раз влияет сквозь поколения на детей и внуков. Например, дед шизофреник так влияет на свою семью, что у внука диагноза нет, а спектр эмоций очень схож с дедовым.
Но я отвлёкся. Вернёмся к влиянию эмоционального поля. Эмоции запускают действия, упорядоченные в состояния. А состояния запускают сценарии - поведенческие программы, которые длятся десятками лет. Программа жертвы, сценарий спасателя и так далее. К сценариям привлекаются другие люди, с дополняющими сценарий состояниями. Спасатель всегда найдёт жертву и наоборот. Так система укрепляется, расширяется и работает. И прогнозы здесь можно давать очень точные на годы вперёд.
Хочу спросить у интеллектуальных читателей - ну как, узнали?
Добавлю, что противостоять влиянию этого всего можно, но не устраивая в семье революцию с лозунгом "сейчас мы тут заживём как надо!". Это лозунг состояния тирана.
Из опыта - подходит стратегия, которая помогает не созревать состояниям, а проявляться личности, способной делать выбор. И всë через общение.
#психологияобщения
Уверен, что каждый человек когда-нибудь думал подобные мысли:
- Вот у меня будет по другому, не то что у моей матери!
- Вот я-то буду не как мой отец!
- Я вижу ошибки своих родителей, я буду делать по-другому!
И, достигнув среднего возраста, многие с ужасом осознают, что вопреки данному себе обещанию, таки стали похожи на своего родителя. Или обнаруживают себя в борьбе "не быть как они".
Как так вышло? Ведь казалось бы нет ничего проще - делай по-другому и будешь другим человеком. Почему так сложно не стать как они?
Потому что психикой поколений в семьях управляет очень сильный процесс. Он тянется десятками лет и поэтому малозаметен, как рост дерева. Мы не замечаем как растут деревья, но видим, как они выросли.
Психолог Мюррей Боуэн называл этот процесс "эмоциональным полем". Мне импонирует это название. В физике поле заставляет частицы двигаться в определённом направлении. Эмоциональное поле заставляет двигаться в определённом направлении людей.
- Подумаешь, эмоции - возразит мне интеллектуальный читатель, - я уже давно с эмоциями справляюсь, на меня эти штучки не действуют.
Не буду спорить. Я покажу схему срабатывания эмоций, а там уже сами смотрите - действуют на вас эти штучки или нет.
Процессы эмоционального поля, которые управляют человеком в семье, держатся в культуре семей очень долго, потому что в каждом члене семьи они срабатывают невероятно быстро. Давайте рассмотрим их поближе.
Между эмоцией, которая возникла, и действием, которое человек предпринял, промежуток времени очень короткий. Под действием я имею ввиду мысль, которую подумал, слова, которые сказал и поведение - от мимики и жестов до законченных больших поведенческих актов. Вспомните себя в минуты влияния молниеносных эмоций. Затормозить почти нереально, не правда ли?
Раз затормозить почти не реально, значит не всегда между эмоцией и действием появляется в голове человека вкладка под названием рассудочная деятельность. Эта вкладка делает нас способными выбирать. Если вкладка есть, то человек может сделать выбор. Например, в гневе можно кричать, молчать, подходить, уходить и так далее.
Если вкладки нет, то эмоции сразу включают действия. И тут начинается самое интересное.
Действия в культуре семей уже давно упорядочились в то, что можно назвать состояниями личности. Боуэн называет эти состояния диадами и треугольниками. Интересно, что треугольник Карпмана идеально подходит к взглядям Боуэна.
Жертвы, тираны, спасатели - эти состояния содержат в себе стандартные наборы действий с незначительными вариациями от семьи к семье. Дети считывают состояния с родителей и эмоционально присоединяются к тому, кто больше нравится или к наиболее эмоционально сильному члену семьи.
Знаете, кто наиболее эмоционально сильный член семьи? Психически больной. Я ещё ни разу не видел и не слышал, чтобы психотики выздоравливали, находясь в компании здоровых людей. А вот историй о том, что здоровые люди подвергаются влиянию психотика - превеликое множество. Сила и устойчивость их психических болезней иной раз влияет сквозь поколения на детей и внуков. Например, дед шизофреник так влияет на свою семью, что у внука диагноза нет, а спектр эмоций очень схож с дедовым.
Но я отвлёкся. Вернёмся к влиянию эмоционального поля. Эмоции запускают действия, упорядоченные в состояния. А состояния запускают сценарии - поведенческие программы, которые длятся десятками лет. Программа жертвы, сценарий спасателя и так далее. К сценариям привлекаются другие люди, с дополняющими сценарий состояниями. Спасатель всегда найдёт жертву и наоборот. Так система укрепляется, расширяется и работает. И прогнозы здесь можно давать очень точные на годы вперёд.
Хочу спросить у интеллектуальных читателей - ну как, узнали?
Добавлю, что противостоять влиянию этого всего можно, но не устраивая в семье революцию с лозунгом "сейчас мы тут заживём как надо!". Это лозунг состояния тирана.
Из опыта - подходит стратегия, которая помогает не созревать состояниям, а проявляться личности, способной делать выбор. И всë через общение.
#психологияобщения
👍13🔥8
Как ученику не выгореть в учебном процессе.
Мои поздравления и соболезнования. Сегодня у многих начинается самый прекрасный и самый мучительный процесс - учёба. И мне захотелось сделать подарок для всех, кто учится. Мой подарок вам - три поста, материалы которых помогут не выгореть в учебе. Да да, не удивляйтесь. Выгореть в учебе можно так же как в работе. Чтобы этого не произошло желательно придерживаться некоторых рекомендаций, которые я позволю себе дать, из своего опыта работы психологом в школе и институтах.
Чтобы не выгореть в учебном процессе желательно…
1️⃣ Не зацикливаться на роли ученика.🪆🎭🪞
Я знаю много примеров, когда хотя бы какие-то достижения в спорте, конкурсах, творчестве, личных отношениях сохраняли психическое здоровье и адекватную самооценку школьникам и студентам.
2️⃣ Делать обучение полезным.🎁📈🔐🏆
Много раз видел как убивается мотивация учеников и студентов, когда они не видят конкретной пользы обучения. Поэтому у любого ученика в любом предмете на любую тему должен быть очень чёткий ответ на вопрос «Это мне зачем?»
Если ответа нет, то хорошо бы его найти или создать.
3️⃣ Качественно отдыхать. 🧘🤸♂️🥊⛸🎨🪗🕰
Рекомендую почитать мою статью о трёх видах отдыха - безделье, переключение, зарядка и сделать свой отдых уникальным. Чтобы подошёл вам как одежда индивидуального пошива.
4️⃣ Развивать понимание.💡🧩 🗝
Если у вас не много цветных кубиков, но вы умеете складывать из них много узоров, то новые кубики вам будут полезны. У вас даже может появиться потребность приобрести новые кубики. А если узоры вы складывать не умеете, то кубики будут бесполезны, сколько их ни возьми. И кстати, если вы знаете как делать узоры из кубиков, то легко сможете научиться делать узоры и из веточек, например.
5️⃣ Давать позитивную обратную связь. 👍👏🥳🥇🥈🥉
Ни один успех не должен остаться незамеченным. Любой прогресс и достижение желательно замечать и отмечать.
❗️И обращаюсь к тем, кто уже освоил этот путь - учиться и не выгорать, кто уже научился учиться. Поделитесь своими секретами в комментариях. Что помогает вам не выгореть в учебе?
#личнаяпрактика
#выгорание
Мои поздравления и соболезнования. Сегодня у многих начинается самый прекрасный и самый мучительный процесс - учёба. И мне захотелось сделать подарок для всех, кто учится. Мой подарок вам - три поста, материалы которых помогут не выгореть в учебе. Да да, не удивляйтесь. Выгореть в учебе можно так же как в работе. Чтобы этого не произошло желательно придерживаться некоторых рекомендаций, которые я позволю себе дать, из своего опыта работы психологом в школе и институтах.
Чтобы не выгореть в учебном процессе желательно…
1️⃣ Не зацикливаться на роли ученика.🪆🎭🪞
Я знаю много примеров, когда хотя бы какие-то достижения в спорте, конкурсах, творчестве, личных отношениях сохраняли психическое здоровье и адекватную самооценку школьникам и студентам.
2️⃣ Делать обучение полезным.🎁📈🔐🏆
Много раз видел как убивается мотивация учеников и студентов, когда они не видят конкретной пользы обучения. Поэтому у любого ученика в любом предмете на любую тему должен быть очень чёткий ответ на вопрос «Это мне зачем?»
Если ответа нет, то хорошо бы его найти или создать.
3️⃣ Качественно отдыхать. 🧘🤸♂️🥊⛸🎨🪗🕰
Рекомендую почитать мою статью о трёх видах отдыха - безделье, переключение, зарядка и сделать свой отдых уникальным. Чтобы подошёл вам как одежда индивидуального пошива.
4️⃣ Развивать понимание.💡🧩 🗝
Если у вас не много цветных кубиков, но вы умеете складывать из них много узоров, то новые кубики вам будут полезны. У вас даже может появиться потребность приобрести новые кубики. А если узоры вы складывать не умеете, то кубики будут бесполезны, сколько их ни возьми. И кстати, если вы знаете как делать узоры из кубиков, то легко сможете научиться делать узоры и из веточек, например.
5️⃣ Давать позитивную обратную связь. 👍👏🥳🥇🥈🥉
Ни один успех не должен остаться незамеченным. Любой прогресс и достижение желательно замечать и отмечать.
❗️И обращаюсь к тем, кто уже освоил этот путь - учиться и не выгорать, кто уже научился учиться. Поделитесь своими секретами в комментариях. Что помогает вам не выгореть в учебе?
#личнаяпрактика
#выгорание
🔥20👍6❤4
О чем говорить с первоклассником, когда он пришел из школы?
Общение детей и родителей после школы, это инструмент невероятной мощности, поскольку оно настраивает психику и внимание ученика на грядущие дни и месяцы. Давайте посмотрим как это работает этот инструмент.
❗Практика показывает, что маленькие дети пользуются системой приоритетов своих родителей. Поэтому если для родителя важно чем кормили в школе, юный ученик будет внимательнее относиться к тому, что он ел. Он это запомнит потому что знает - мама спросит. Мама спросит, потому что маме важно. Раз маме это важно, значит это важно вообще. Раз важно вообще, значит нужно на еде сосредоточить внимание и память.
Если ребенок будет знать, что мама спросит про что-то другое, то он уделит внимание и будет стремиться запомнить то самое другое.
🎁 Прикрепил к посту слайд из презентации с которой выходил на родительские собрания, когда работал школьным психологом и сопровождал начальную школу.
Приятного вам послешкольного общения!
#дляначинающихпсихологов #личнаяпрактика
#психологияобщения
Общение детей и родителей после школы, это инструмент невероятной мощности, поскольку оно настраивает психику и внимание ученика на грядущие дни и месяцы. Давайте посмотрим как это работает этот инструмент.
❗Практика показывает, что маленькие дети пользуются системой приоритетов своих родителей. Поэтому если для родителя важно чем кормили в школе, юный ученик будет внимательнее относиться к тому, что он ел. Он это запомнит потому что знает - мама спросит. Мама спросит, потому что маме важно. Раз маме это важно, значит это важно вообще. Раз важно вообще, значит нужно на еде сосредоточить внимание и память.
Если ребенок будет знать, что мама спросит про что-то другое, то он уделит внимание и будет стремиться запомнить то самое другое.
🎁 Прикрепил к посту слайд из презентации с которой выходил на родительские собрания, когда работал школьным психологом и сопровождал начальную школу.
Приятного вам послешкольного общения!
#дляначинающихпсихологов #личнаяпрактика
#психологияобщения
👍17🔥2❤1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Искусство по типу психотравмы.
Помните как кому-то очень понравился, а кому-то совсем не зашёл фильм Джокер?
Обращаете внимание на то, что разным людям нравятся разные ужастики про маньяков, зомби, одердимость демонами или раздвоение личности?
Дело в том, что когда в фильме показывают то, что похожее на нас, мы испытываем эмоциональный резонанс. Что-то в темных глубинах нашей психики узнаёт происходящее на экране и начинает сопереживать. Особенно, когда показывают близкую нашему опыту психотравму или особенности личности, которые заперты глубоко внутри нас механизмами социализации.
И вот мы видим это на экране. Или в живописи. Или слышим в музыке. Особенно в музыке. Потому что в ней состояние передано без слов.
На днях я услышал самую грандиозную музыку в своей жизни. Я слышу в ней всë. А что слышите в ней вы?
И. С. Бах, Чакона, в обработке для струнного оркестра
#мыслипсихолога
#личнаяпрактика
Помните как кому-то очень понравился, а кому-то совсем не зашёл фильм Джокер?
Обращаете внимание на то, что разным людям нравятся разные ужастики про маньяков, зомби, одердимость демонами или раздвоение личности?
Дело в том, что когда в фильме показывают то, что похожее на нас, мы испытываем эмоциональный резонанс. Что-то в темных глубинах нашей психики узнаёт происходящее на экране и начинает сопереживать. Особенно, когда показывают близкую нашему опыту психотравму или особенности личности, которые заперты глубоко внутри нас механизмами социализации.
И вот мы видим это на экране. Или в живописи. Или слышим в музыке. Особенно в музыке. Потому что в ней состояние передано без слов.
На днях я услышал самую грандиозную музыку в своей жизни. Я слышу в ней всë. А что слышите в ней вы?
И. С. Бах, Чакона, в обработке для струнного оркестра
#мыслипсихолога
#личнаяпрактика
❤17👍6
Всем доброе утро и прошу правильно понять мое долгое отсутствие)
Какие опубликую статьи в канале в ближайшее время:
Про общение и эмоции в парах.
Подкаст Как нормально общаться
Дам ссылку на видео Как родитель может помочь первокласснику справляться с нагрузкой.
Хорошего вам дня!
Ссылка для подписки: https://news.1rj.ru/str/dmitryfadeeff
Какие опубликую статьи в канале в ближайшее время:
Про общение и эмоции в парах.
Подкаст Как нормально общаться
Дам ссылку на видео Как родитель может помочь первокласснику справляться с нагрузкой.
Хорошего вам дня!
Ссылка для подписки: https://news.1rj.ru/str/dmitryfadeeff
👍22👌3😁1
Дистанционное обучение детей.
Обещанный мною третий пост про обучение в школе. В ковидные времена мы со SMART-библиотекой записали несколько поддерживающих видео для тех, кто на карантине и самоизоляции. И сделали два выпуска о психологической атмосфере дома с детьми и о том как помочь ребёнку учиться на дистанте. Предлагаю вам второй выпуск.
Обещанный мною третий пост про обучение в школе. В ковидные времена мы со SMART-библиотекой записали несколько поддерживающих видео для тех, кто на карантине и самоизоляции. И сделали два выпуска о психологической атмосфере дома с детьми и о том как помочь ребёнку учиться на дистанте. Предлагаю вам второй выпуск.
YouTube
Домашнее обучение: как помочь ребенку. Советы психолога Дмитрий Фадеева
Психолог Дмитрий Фадеев рассказывает, с какими проблемами можно столкнуться на домашнем обучении и как этих проблем избежать.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:
Дмитрий Фадеев
- в Фейсбук: https://www.facebook.com/dmitry.advisor
- в ВК https://vk.com/dmitry.advisor
- в…
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:
Дмитрий Фадеев
- в Фейсбук: https://www.facebook.com/dmitry.advisor
- в ВК https://vk.com/dmitry.advisor
- в…
👍8
Как быть собой в отношениях
Многие люди, вступая в дружеские или любовные отношения, грезят идеей о том, что лучшие отношения, это когда остаёшься собой.
Однако, оставаться собой не получается. Люди становятся теми, кем быть совсем не хотели - спасателями, мамками, инфантами, тиранами, жертвами, зависимыми частями.
Почему в отношениях сложно оставаться собой? Кто провоцирует эти уродливые превращения? Далёкие от психологии люди обвиняют своих партнёров - если бы партнёр вёл себя нормально, со мной тоже было бы всё ок! "Осознанные" ищут причину в себе. Заблуждаются и те, и другие.
Как только человек вступил в отношения, житие его психики в качестве монады (единицы) прекращается. И начинается житие в качестве диады (пары). Психика диады работает по другим законам.
🔴 Первый закон диады:
Ты мне нравишься и я буду похож на тебя. Эмпатия. Прочитайте Рэя Бредбери "Электрическое тело пою". Закон в рассказе реализует няня-робот.
🔴 Второй закон диады:
Мы пара и я скомпенсирую твои недостатки. Вот откуда берутся полярные пары. Если мужчина инфант, женщине ничего не останется кроме как быть мамкой. И наоборот.
Эти законы работают очень четко в обход нашего сознания - мы не чувствуем их влияние и замечаем только их результат. Почему они работают? И как всё-таки оставаться собой в отношениях? Об этом в следующем посте в понедельник.
#психологияобщения
Многие люди, вступая в дружеские или любовные отношения, грезят идеей о том, что лучшие отношения, это когда остаёшься собой.
Однако, оставаться собой не получается. Люди становятся теми, кем быть совсем не хотели - спасателями, мамками, инфантами, тиранами, жертвами, зависимыми частями.
Почему в отношениях сложно оставаться собой? Кто провоцирует эти уродливые превращения? Далёкие от психологии люди обвиняют своих партнёров - если бы партнёр вёл себя нормально, со мной тоже было бы всё ок! "Осознанные" ищут причину в себе. Заблуждаются и те, и другие.
Как только человек вступил в отношения, житие его психики в качестве монады (единицы) прекращается. И начинается житие в качестве диады (пары). Психика диады работает по другим законам.
Ты мне нравишься и я буду похож на тебя. Эмпатия. Прочитайте Рэя Бредбери "Электрическое тело пою". Закон в рассказе реализует няня-робот.
Мы пара и я скомпенсирую твои недостатки. Вот откуда берутся полярные пары. Если мужчина инфант, женщине ничего не останется кроме как быть мамкой. И наоборот.
Эти законы работают очень четко в обход нашего сознания - мы не чувствуем их влияние и замечаем только их результат. Почему они работают? И как всё-таки оставаться собой в отношениях? Об этом в следующем посте в понедельник.
#психологияобщения
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍21❤7🔥6
Что такое психические отягощения и в чем разница между кандидатами на консультирование и на психотерапию.
На консультацию и на психотерапию люди приходят с двумя вопросами:
- Почему у меня так происходит?
- Что мне сделать чтобы было по-другому?
В формате консультации я, как эксперт, опираясь на свои профессиональные знания и опыт даю клиенту профессиональное видение причин происходящего. А дальше - если нет у человека нужного ментального навыка, развиваем ментальный навык. Нет у человека нужных ментальных техник - адаптируем под клиента существующие или разрабатываем вместе его персональные техники. На это не нужны годы. Например, работа с выгоранием по моей методике длится до двух месяцев. Всё очень конкретно.
Запросы кандидатов на психотерапию звучат так же. Но есть ньюанс...
Дашь человеку, например, технику принятия решений, а он ей не следует. Спрашиваешь человека - что ты хочешь, а ему трудно сформулировать. Человек хочет поработать с одним вопросом и через пять минут накидывает жалоб по совершенно другим вопросам. Предлагаешь домашнее задание, он его берет и не делает.
Ведь чего проще - бери, делай и всё у тебя будет. Но нет... Мешает внутриличностный затык - психическое отягощение. Оно влияет на высшие психические функции человека вот так:
🧠 Память - ой, я забыл делать техники, забыл о чем спросил психолог.
🧠 Внимание - ой, я сменил предмет разговора и не заметил как, отвлёкся.
🧠 Мышление - я знаю о чем мне нужно думать, но думаю о другом. Мне трудно сформулировать что я хочу.
🧠 Речь - ой, я оговорился. Я тараторю как бешеный. Я говорю не своим голосом.
🧠 Восприятие - я вижу в психологе отца, меня бесит. Я вижу в психологе мать и чувствую себя ребенком. Я не воспринимаю реального человека, я вижу только свои проекции.
❗Психическое отягощение мешает человеку просто взять и сделать.
Более того, отягощение мешает воспринимать мир адекватно. Например, фраза «нет в мире нормальных мужиков/женщин» выдаёт отягощение. У человека искажено восприятие.
Здесь психологу уже мало быть отличным термометром, барометром, целой метеостанцией и классно объяснять почему погода плохая и не меняется. Чтобы изменить погоду этого не достаточно. Нужно убирать затык.
🎾 Мне очень нравится сравнение консультаций и психотерапии с большим теннисом. Консультирование, это когда мы учимся отбивать подачи. Психотерапия, это когда нас неправильно научили держать ракетку, или стоять, или перемещаться по корту. Приходится делать подводящие упражнения, чтобы смочь начать учиться отбивать подачи.
Как отягощение влияет на высшие психические функции? Он всплывает наружу в виде сильных эмоций и они искажают память, отвлекают внимание, отягощают речь, окрашивают мышление. Люди с такими отягощениями не могут воспользоваться рекомендацией, им не помогают прочитанные книги, посты, видео, советы лучших друзей, родителей и подруг.
❗Консультироваться здесь бесполезно, нужна психотерапия, потому что психические функции настолько отягощены внутриличностными затыками, что люди не могут просто взять и сделать.
#личнаяпрактика
#дляначинающихпсихологов
На консультацию и на психотерапию люди приходят с двумя вопросами:
- Почему у меня так происходит?
- Что мне сделать чтобы было по-другому?
В формате консультации я, как эксперт, опираясь на свои профессиональные знания и опыт даю клиенту профессиональное видение причин происходящего. А дальше - если нет у человека нужного ментального навыка, развиваем ментальный навык. Нет у человека нужных ментальных техник - адаптируем под клиента существующие или разрабатываем вместе его персональные техники. На это не нужны годы. Например, работа с выгоранием по моей методике длится до двух месяцев. Всё очень конкретно.
Запросы кандидатов на психотерапию звучат так же. Но есть ньюанс...
Дашь человеку, например, технику принятия решений, а он ей не следует. Спрашиваешь человека - что ты хочешь, а ему трудно сформулировать. Человек хочет поработать с одним вопросом и через пять минут накидывает жалоб по совершенно другим вопросам. Предлагаешь домашнее задание, он его берет и не делает.
Ведь чего проще - бери, делай и всё у тебя будет. Но нет... Мешает внутриличностный затык - психическое отягощение. Оно влияет на высшие психические функции человека вот так:
❗Психическое отягощение мешает человеку просто взять и сделать.
Более того, отягощение мешает воспринимать мир адекватно. Например, фраза «нет в мире нормальных мужиков/женщин» выдаёт отягощение. У человека искажено восприятие.
Здесь психологу уже мало быть отличным термометром, барометром, целой метеостанцией и классно объяснять почему погода плохая и не меняется. Чтобы изменить погоду этого не достаточно. Нужно убирать затык.
🎾 Мне очень нравится сравнение консультаций и психотерапии с большим теннисом. Консультирование, это когда мы учимся отбивать подачи. Психотерапия, это когда нас неправильно научили держать ракетку, или стоять, или перемещаться по корту. Приходится делать подводящие упражнения, чтобы смочь начать учиться отбивать подачи.
Как отягощение влияет на высшие психические функции? Он всплывает наружу в виде сильных эмоций и они искажают память, отвлекают внимание, отягощают речь, окрашивают мышление. Люди с такими отягощениями не могут воспользоваться рекомендацией, им не помогают прочитанные книги, посты, видео, советы лучших друзей, родителей и подруг.
❗Консультироваться здесь бесполезно, нужна психотерапия, потому что психические функции настолько отягощены внутриличностными затыками, что люди не могут просто взять и сделать.
#личнаяпрактика
#дляначинающихпсихологов
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤18👍5
Детство это ваше - полная ложных убеждений придумка невротичных родителей.
Вот в старину не было никакого детства и нормальные люди были - ответственные, трудолюбие, взрослые. Можешь в руках тряпку держать - помогай матери по хозяйству. Можешь лопату держать - иди копай, отцу помогай. Посильно, разумеется.
А сейчас что? Все носятся с этим детством и растягивают детям период безответственной жизни приучая их быть паразитиками.
- Ой ребёнок не доиграет! Надо чтобы ребёнок доиграл!
Ребёнок доиграет и без вашей помощи. В соответствующем возрасте ребёнок только на игру и способен. Даже если ему лопату в руки дашь он всё равно с ней будет играть. Он будет не копать, а играть в копание. Потому что это ребёнок и это его ведущий тип деятельности. И продлять период игры в искусственных безопасных условиях равно плодить инфантов, не готовых к реальности.
- Ой, путь еще погуляет беззаботно, во взрослой жизни потрудится!
Он так всю жизнь и будет гулять. Ведь мы внушаем ему, что ответственность и взрослость, это зло. Если ребенок не чувствует кайфа быть взрослым, он останется инфантом.
- Ой, ему небезопасно! Нужно чтобы было безопасно!
Жизнь вообще не безопасна. Жить только в безопасности, значит свести свой мир до размеров песочницы. Не уметь рисковать, значит закрыть себе дорогу в будущее.
#мыслипсихолога
Вот в старину не было никакого детства и нормальные люди были - ответственные, трудолюбие, взрослые. Можешь в руках тряпку держать - помогай матери по хозяйству. Можешь лопату держать - иди копай, отцу помогай. Посильно, разумеется.
А сейчас что? Все носятся с этим детством и растягивают детям период безответственной жизни приучая их быть паразитиками.
- Ой ребёнок не доиграет! Надо чтобы ребёнок доиграл!
Ребёнок доиграет и без вашей помощи. В соответствующем возрасте ребёнок только на игру и способен. Даже если ему лопату в руки дашь он всё равно с ней будет играть. Он будет не копать, а играть в копание. Потому что это ребёнок и это его ведущий тип деятельности. И продлять период игры в искусственных безопасных условиях равно плодить инфантов, не готовых к реальности.
- Ой, путь еще погуляет беззаботно, во взрослой жизни потрудится!
Он так всю жизнь и будет гулять. Ведь мы внушаем ему, что ответственность и взрослость, это зло. Если ребенок не чувствует кайфа быть взрослым, он останется инфантом.
- Ой, ему небезопасно! Нужно чтобы было безопасно!
Жизнь вообще не безопасна. Жить только в безопасности, значит свести свой мир до размеров песочницы. Не уметь рисковать, значит закрыть себе дорогу в будущее.
#мыслипсихолога
👍20❤12
Отвечаю на два вопроса из пятничного поста - Почему работают законы диады и Как оставаться собой в отношениях?
Если зеркальные нейроны у партнеров работают, то общее эмоциональное поле возникает. Люди чувствуют друг друга. Чувствуют и реагируют. Представьте, если ваш партнер ведет себя как беспомощый ребенок, то возбуждаемые им в вас эмоции побуждают вас быть ему родителем (в здоровых парах чаще возникает недоумение или игра).
🔥 Эмоция побуждает нас реагировать - действовать. А действия в нас автоматизированы как пользование ложкой.
🧠🚫 Обратите внимание, что рассудок в этой цепочке не включается вообще. Я называю этот процесс эмоциональный захват.
👶 Что я имею ввиду, когда говорю "партнер ведет себя как ребенок". Я имею ввиду общение. В широком смысле - позы, жесты, интонации голоса, взгляд. Мы даже не добрались до словесного общения, а уже сколько всего влияет. Начиная от поз, мимики, жестов и заканчивая словами, мы общаемся и вызываем эмоции. Если мы вызываем сильные эмоции, то наш партнер начинает действовать. Партнер делается захваченным эмоцией. Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад. Это причина, по которой работают первый и второй закон диады.
🤖 Обе личности прокачиваются в своих ролях и застревают в них еще больше, сводя спонтанное общение к ролевому. Диада стремится к завершенности, к скомпенсированности. Но не к развитию! Компенсации, это растущее напряжение от того, что приходится выполнять то, что не хочется, чтобы дотянуть партнера до своего уровня. Это невротические отношения. Если вы в них, то усталость и раздражение ваши спутники. Хочется отдохнуть. Побыть безответственным. Или наоборот, властным хозяином в паре. Первый закон диады работает надежно - дай свободы ответственному партнеру и он станет таким же безответственным как его визави. А если совсем нет сил, то в диаду привлекается третий. Психолог, тëща, свекровь, собственные дети.
❓И как же быть собой в отношениях? Никак. Вы собой являетесь только в монаде. В диаде вы становитесь другим собой, получаете другую версию себя. Расширенную версию или версию, выпятившую одну свою грань и подавившую все другие, - зависит от того здоровые ваши отношения или невротические. А здоровыми или невротическими отношения делает что? Верно,общение .
#личнаяпрактика
#мыслипсихолога
#психологияобщения
Если зеркальные нейроны у партнеров работают, то общее эмоциональное поле возникает. Люди чувствуют друг друга. Чувствуют и реагируют. Представьте, если ваш партнер ведет себя как беспомощый ребенок, то возбуждаемые им в вас эмоции побуждают вас быть ему родителем (в здоровых парах чаще возникает недоумение или игра).
🧠🚫 Обратите внимание, что рассудок в этой цепочке не включается вообще. Я называю этот процесс эмоциональный захват.
👶 Что я имею ввиду, когда говорю "партнер ведет себя как ребенок". Я имею ввиду общение. В широком смысле - позы, жесты, интонации голоса, взгляд. Мы даже не добрались до словесного общения, а уже сколько всего влияет. Начиная от поз, мимики, жестов и заканчивая словами, мы общаемся и вызываем эмоции. Если мы вызываем сильные эмоции, то наш партнер начинает действовать. Партнер делается захваченным эмоцией. Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад. Это причина, по которой работают первый и второй закон диады.
❓И как же быть собой в отношениях? Никак. Вы собой являетесь только в монаде. В диаде вы становитесь другим собой, получаете другую версию себя. Расширенную версию или версию, выпятившую одну свою грань и подавившую все другие, - зависит от того здоровые ваши отношения или невротические. А здоровыми или невротическими отношения делает что? Верно,
#личнаяпрактика
#мыслипсихолога
#психологияобщения
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍16❤3🤯1
Чувствую себя как на развилке. Могу выложить обещанный подкаст про общение в диаде. Могу выложить пост с картинкой про развитие в паре.
А что интересно вам в первую очередь? Голосуйте:
🔥 - Подкаст про общение
👍 - Пост про развитие в паре
А что интересно вам в первую очередь? Голосуйте:
🔥 - Подкаст про общение
👍 - Пост про развитие в паре
👍34🔥25
Я не часто провожу этот особый вид сессии, но когда применяю, это полный восторг и пик эффективности.
Допустим человека не устраивают личные или профессиональные отношения. Это могут быть отношения с другим человеком, с руководителем, с бизнесом, с работой, с подчиненными.
Хочется как-то по-другому, но не понятно что конкретно хочется. Или не понятно как перейти от того что есть, к тем отношениям, которые хочется.
Чтобы найти ответы на эти вопросы на сессии мы включаем свободное творческое мышлениес помощью способа, который я взял из эриксоновской гипнотерапии (само слово гипнотерапия мне не нравится, потому что клиент погружаетсяв этой работе не в гипноз, а в транс) - "Образ отношений". Я модифицировал её, добавив элементы когнитивного подхода.
Действуем по формуле - если задача не решается в реальности, значит будем решать ее в трансе.
В трансе задачу решить легче - в нём доступ к творческим ресурсам бессознательного открыт как небо в безоблачную ночь.
⚙️Технически сессия состоит из трех этапов:
Первый - Метафоризация
Я инициирую состояние транса у клиента и он получает метафору (образ отношений 1)
Второй - Трансформация метафоры
В том же состоянии мы отслеживаем трансформацию метафоры до соответствия образу отношений 2.
Третий - Рефлексия
Мы анализируем увиденное. Рефлексия помогает клиенту ещё лучше понять происходящее, получить недостающе ответы на дополнительные вопросы. В неё я добавил свои авторские когнитивные элементы.
❗️ И отдельная фишка такой сессии - продолжающийся эффект после встречи. Поскольку мы проводим работу с образами, клиент получает инсайты ещё несколько дней.
#дляначинающихпсихологов
#личнаяпрактика
Допустим человека не устраивают личные или профессиональные отношения. Это могут быть отношения с другим человеком, с руководителем, с бизнесом, с работой, с подчиненными.
Хочется как-то по-другому, но не понятно что конкретно хочется. Или не понятно как перейти от того что есть, к тем отношениям, которые хочется.
Чтобы найти ответы на эти вопросы на сессии мы включаем свободное творческое мышлениес помощью способа, который я взял из эриксоновской гипнотерапии (само слово гипнотерапия мне не нравится, потому что клиент погружаетсяв этой работе не в гипноз, а в транс) - "Образ отношений". Я модифицировал её, добавив элементы когнитивного подхода.
Действуем по формуле - если задача не решается в реальности, значит будем решать ее в трансе.
В трансе задачу решить легче - в нём доступ к творческим ресурсам бессознательного открыт как небо в безоблачную ночь.
⚙️Технически сессия состоит из трех этапов:
Первый - Метафоризация
Я инициирую состояние транса у клиента и он получает метафору (образ отношений 1)
Второй - Трансформация метафоры
В том же состоянии мы отслеживаем трансформацию метафоры до соответствия образу отношений 2.
Третий - Рефлексия
Мы анализируем увиденное. Рефлексия помогает клиенту ещё лучше понять происходящее, получить недостающе ответы на дополнительные вопросы. В неё я добавил свои авторские когнитивные элементы.
#дляначинающихпсихологов
#личнаяпрактика
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥14👍4🤯2
Дмитрий Фадеев | Адекватная психология
Чувствую себя как на развилке. Могу выложить обещанный подкаст про общение в диаде. Могу выложить пост с картинкой про развитие в паре. А что интересно вам в первую очередь? Голосуйте: 🔥 - Подкаст про общение 👍 - Пост про развитие в паре
Итоги голосования понятны. Завтра утром выложу пост про развитие в паре. Спасибо за вашу активность!👍👍👍👍
👏7👍2
Как развиваться в паре.
В диадных отношениях есть компенсации недостатков партнера, но нет развития. Баланс к которому приходит диада, это баланс смерти - когда ничто никуда не движется. Мы знаем эти замкнутые в себе пары, которые исчезают из общества. Для развития такой диады должен должен появиться кто-то третий. Какие у нас есть варианты?
🟢 Хобби или интересная работа одного из партнеров. Развиваясь в хобби или интересной работе, один партнёр побуждает другого развиваться. Ну или по крайней мере им есть о чем поговорить.
🟢 Учёба. Когда один партнёр чему-то учится, то второй вынужден догонять и тоже заниматься самообразованием. Иначе с ним станет скучно и отношения пострадают.
🔴 Любовница или любовник. Это совсем крайний вариант. Однако, любовница или любовник таки заставляет диадные отношения двигаться дальше - открыть глаза на моменты, которые не компенсируются, на неудовлетворенные потребности, на обиды и захороненные в партнерском слиянии конфликты. И, если ещё не поздно, исправить ситуацию.
❗️ Но лучший вариант "третьего в паре", это сами отношения. Попробуйте подставить слово "отношения" в кружок со знаком вопроса. И вы увидите как всё встанет на свои места. Мы перестали думать исключительно о наших визави, исключительно о себе.
Теперь можно спросить себя:
- Я это делаю для моего визави, для себя или для наших отношений?
- Это будет хорошо для моего визави, для меня и для наших отношений?
- Как то, что я делаю отразится, на мне, моем партнере, на наших отношениях?
- Мне стоит это сделать для себя, для моего визави или для наших отношений?
Думаю многие придут к парадоксальным выводам - что локально плохо для меня или партнера окажется хорошим для отношений. Например, мне будет локально плохо, если я перестану кадрить всех подряд на работе, но ощущение верности моим отношениям повысит мою самооценку, придаст мне больше достоинства.
Почувствуйте эту разницу - действовать для партнера и действовать для отношений, это не всегда одно и то же.
#психологияобщения
В диадных отношениях есть компенсации недостатков партнера, но нет развития. Баланс к которому приходит диада, это баланс смерти - когда ничто никуда не движется. Мы знаем эти замкнутые в себе пары, которые исчезают из общества. Для развития такой диады должен должен появиться кто-то третий. Какие у нас есть варианты?
Теперь можно спросить себя:
- Я это делаю для моего визави, для себя или для наших отношений?
- Это будет хорошо для моего визави, для меня и для наших отношений?
- Как то, что я делаю отразится, на мне, моем партнере, на наших отношениях?
- Мне стоит это сделать для себя, для моего визави или для наших отношений?
Думаю многие придут к парадоксальным выводам - что локально плохо для меня или партнера окажется хорошим для отношений. Например, мне будет локально плохо, если я перестану кадрить всех подряд на работе, но ощущение верности моим отношениям повысит мою самооценку, придаст мне больше достоинства.
Почувствуйте эту разницу - действовать для партнера и действовать для отношений, это не всегда одно и то же.
#психологияобщения
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍18❤6
Сегодня с клиентом раскрыли одну схему самообмана, в которую люди и сами попадаются, и детей своих приучают обманываться таким образом
Обманка звучит так - результат, это вознаграждение. На сам деле нет.
Допустим, Вы вкалывали полгода на работе и получили премию. Это результат. Но не вознаграждение. Потому что деньги Вы не сможете съесть, чтобы скомпенсировать потраченные усилия. Вознаграждение, это компенсация затраченных усилий. Иногда результат ее даёт, но чаще нет.
Пятёрки, грамоты, кубки, красивое тело, премии - все это результаты. Реализованные цели. Чаще символические. Но не вознаграждения.
#личнаяпрактика
#дляначинающихпсихологов
Обманка звучит так - результат, это вознаграждение. На сам деле нет.
Допустим, Вы вкалывали полгода на работе и получили премию. Это результат. Но не вознаграждение. Потому что деньги Вы не сможете съесть, чтобы скомпенсировать потраченные усилия. Вознаграждение, это компенсация затраченных усилий. Иногда результат ее даёт, но чаще нет.
Пятёрки, грамоты, кубки, красивое тело, премии - все это результаты. Реализованные цели. Чаще символические. Но не вознаграждения.
#личнаяпрактика
#дляначинающихпсихологов
🔥16👍6
В свободное время я изучаю советскую психологическую культуру. Но не ту, которая декларировалась в фильмах, а самую народную, бытовавшую на кухнях с маленькой газовой плитой, в украшенных настенными коврами спальнях и залах.
Больше всего меня интересуют «семейные лозунги эпохи». Потому что их отблеск я очень часто вижу в умах моих клиентов. А среди всех «семейных лозунгов эпохи» мне ценны самые странные. Которые бездумно повторяются последующими поколениями.
Например, Победила дружба!
Этот позорный лозунг сопливых, избегающих конфликты, пораженцев обесценивает усилия тех, кто победил, оправдывает пороки, которые помешали проигравшим выиграть. Зачем вообще стараться, если все равно победит дружба? И что это за дружба такая имеется ввиду, когда идёт соревнование.
А какие вы знаете странные советские семейные лозунги?
#личнаяпрактика
Больше всего меня интересуют «семейные лозунги эпохи». Потому что их отблеск я очень часто вижу в умах моих клиентов. А среди всех «семейных лозунгов эпохи» мне ценны самые странные. Которые бездумно повторяются последующими поколениями.
Например, Победила дружба!
Этот позорный лозунг сопливых, избегающих конфликты, пораженцев обесценивает усилия тех, кто победил, оправдывает пороки, которые помешали проигравшим выиграть. Зачем вообще стараться, если все равно победит дружба? И что это за дружба такая имеется ввиду, когда идёт соревнование.
А какие вы знаете странные советские семейные лозунги?
#личнаяпрактика
👍11👎2🤔2
У тебя точно есть невроз, если это показали результаты теста на достижимость целей.
Ещё Фриц Перлз заметил, что невротик (отягощённый неврозом человек) не способен или утратил способность приоритизировать свои потребности, адекватным образом удовлетворять свои цели. Поэтому невротик находится в постоянном неудовлетворении и замешательстве. В его жизни либо не исполняется то чего он хочет, либо исполняется то, чего он не хочет.
Посмотрите на Схему 1.
🔴 Если Вы чего-то не хотели, а оно получилось, значит у Вас невроз. Отягощение, которое присутствует в Вашей психике искажает Вашу жизнь. Каким образом? Написал об этом здесь.
🟢Если не получается то, чего Вы не хотите, то это Здоровье. Вы ограждены от негатива.
🟡Если не получается то, что хотите. это Подозрительно. Возможно Вам не хватает инструментов или средств, а может в вашей психики присутствуют отягощение, которое мешает получать то что хочется.
🟢Если у Вас получается то, что вы хотите, то это Здоровье.
Некоторые подписчики могут спросить меня - а если хочется причинить вред другим людям или себе? Можно ли считать это здоровьем?
Посмотрите на Схему 2.
Беспочвенное желание причинить кому-то вред или желание кому-то что-то доказать во что бы то ни стало, это признак невроза. Здоровые цели (реальные и символические) ведут к реализации желания благополучия себе и другим, к реализации желания расширить зону своей ответственности (зону своего влияния).
Кто-то сейчас может возразить - но ведь это тирания, расширять зону своего влияния под предлогом блага для других!
Вы правы. И чтобы не ошибиться в своих желаниях и целях предлагаю почитать этот пост и посмотреть на Схему 3.
Это пирамида реальных и символических целей, по которой Вы можете проанализировать свое и чужое поведение и понять к чему ведут желания и про что цели, если возникают сомнения или вопрос "Ради чего я это делаю?"
#мыслипсихолога
#личнаяпрактика
Ещё Фриц Перлз заметил, что невротик (отягощённый неврозом человек) не способен или утратил способность приоритизировать свои потребности, адекватным образом удовлетворять свои цели. Поэтому невротик находится в постоянном неудовлетворении и замешательстве. В его жизни либо не исполняется то чего он хочет, либо исполняется то, чего он не хочет.
Посмотрите на Схему 1.
🟢Если не получается то, чего Вы не хотите, то это Здоровье. Вы ограждены от негатива.
🟡Если не получается то, что хотите. это Подозрительно. Возможно Вам не хватает инструментов или средств, а может в вашей психики присутствуют отягощение, которое мешает получать то что хочется.
🟢Если у Вас получается то, что вы хотите, то это Здоровье.
Некоторые подписчики могут спросить меня - а если хочется причинить вред другим людям или себе? Можно ли считать это здоровьем?
Посмотрите на Схему 2.
Беспочвенное желание причинить кому-то вред или желание кому-то что-то доказать во что бы то ни стало, это признак невроза. Здоровые цели (реальные и символические) ведут к реализации желания благополучия себе и другим, к реализации желания расширить зону своей ответственности (зону своего влияния).
Кто-то сейчас может возразить - но ведь это тирания, расширять зону своего влияния под предлогом блага для других!
Вы правы. И чтобы не ошибиться в своих желаниях и целях предлагаю почитать этот пост и посмотреть на Схему 3.
Это пирамида реальных и символических целей, по которой Вы можете проанализировать свое и чужое поведение и понять к чему ведут желания и про что цели, если возникают сомнения или вопрос "Ради чего я это делаю?"
#мыслипсихолога
#личнаяпрактика
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍19