Вчера с моим психологом разбирали тему усталости. Он был приятно удивлён что я различаю физическую интеллектуальную и моральную усталость. А вот с различением в себе разных видов усталости и со способами восстановления физических моральных интеллектуальных сил пришлось повозиться, особенно это коснулось моральных сил. Здесь уже я порадовался, что вовремя заметили нехватку и предприняли меры.
Всем хороших выходных!
Всем хороших выходных!
👍30🔥9❤6
Дмитрий Фадеев | Адекватная психология
Вчера с моим психологом разбирали тему усталости. Он был приятно удивлён что я различаю физическую интеллектуальную и моральную усталость. А вот с различением в себе разных видов усталости и со способами восстановления физических моральных интеллектуальных…
С физической усталостью всё понятно - не могу делать. Отказ. Тело жмёт на стоп-кран. С отдыхом здесь тоже понятно - поел, поспал, восстановился.
Интеллектуальная усталость тоже понятная - не могу думать. Читаю и не понимаю. И думаю о других вещах. И засыпаю. Отдохнуть можно переключившись или побездельничать. Воспользоваться сочетанием трёх видов отдыха.
Самой трудной задачей оказалось заметить моральную усталость пока она ещё не достигла чрезвычайной степени. У психологов вообще есть трудности с распознаванием своих эмоций, уж слишком ориентированы на эмоции других. Этот момент я прошёл и легко умею отделять чувствование своих эмоций от чувствования чужих.
Но моральная усталость, это не когда я путаю, это когда я устал чувствовать всякие эмоции. И заметить эту усталость лучше как можно раньше.
Похожий механизм я применяю с клиентами, которые хотят проработать вопрос агрессии. Способность различить агрессию на "малых оборотах" и принять нужные меры. Раздражение, досада, злость, гнев, ярость - это примерная шкала нарастания агрессии, каждый человек делает эмоциональную разметку сам. Главное - вовремя заметить.
И конечно моральная усталость требует особых мер для восстановления. Лично я особым образом возвращаюсь к "базовым настройкам". К своему эмоциональному центру тяжести.
Интеллектуальная усталость тоже понятная - не могу думать. Читаю и не понимаю. И думаю о других вещах. И засыпаю. Отдохнуть можно переключившись или побездельничать. Воспользоваться сочетанием трёх видов отдыха.
Самой трудной задачей оказалось заметить моральную усталость пока она ещё не достигла чрезвычайной степени. У психологов вообще есть трудности с распознаванием своих эмоций, уж слишком ориентированы на эмоции других. Этот момент я прошёл и легко умею отделять чувствование своих эмоций от чувствования чужих.
Но моральная усталость, это не когда я путаю, это когда я устал чувствовать всякие эмоции. И заметить эту усталость лучше как можно раньше.
Похожий механизм я применяю с клиентами, которые хотят проработать вопрос агрессии. Способность различить агрессию на "малых оборотах" и принять нужные меры. Раздражение, досада, злость, гнев, ярость - это примерная шкала нарастания агрессии, каждый человек делает эмоциональную разметку сам. Главное - вовремя заметить.
И конечно моральная усталость требует особых мер для восстановления. Лично я особым образом возвращаюсь к "базовым настройкам". К своему эмоциональному центру тяжести.
👍24❤6🤔3🔥1
В этом полугодии я вёл у дневников два ключевых курса для практикующих психологов - Психологию развития и Этнопсихологию.
Почему ключевые? На Психологии развития (Возрастной Психологии) мы изучали закономерности человеческой психики, длящиеся годы и десятки лет. На Этнопсихологии ребята учились отслеживать закономерности, длящиеся поколениями - 25, 50 и более лет.
Такое глубокое понимание человеческой психики, это база, которую можно использовать и для планирования своей жизни, и в практике консультирования.
Конкретные примеры я выложу завтра утром. Не пропустите, узнаете себя.
Почему ключевые? На Психологии развития (Возрастной Психологии) мы изучали закономерности человеческой психики, длящиеся годы и десятки лет. На Этнопсихологии ребята учились отслеживать закономерности, длящиеся поколениями - 25, 50 и более лет.
Такое глубокое понимание человеческой психики, это база, которую можно использовать и для планирования своей жизни, и в практике консультирования.
Конкретные примеры я выложу завтра утром. Не пропустите, узнаете себя.
🔥26❤9🥰1🎉1
Мудрость жизни или Закономерности длящееся десятилетиями
На примере мудрости хочу показать как все работает. Уверен, каждый хочет быть мудрым, познавшим жизнь человеком, не к старости, а в дееспособном возрасте. Если ты познал жизнь к 70-ти годам, то тебе самому эта мудрость уже врядли пригодится. Только если передать следующим поколениям. И то, не факт, что с возрастом придет мудрость. Мы все знаем массу людей, к которым вместо мудрости с возрастом пришел отвратительный характер, маразм и они живут так не один год, а пару десятков лет. Отдавать десятки лет своей жизни в распоряжение биологических процессов как минимум опрометчиво. Мудрость сама не приходит.
Психология развития и возрастная психология дают нам возможность повлиять на биологические жизненные процессы. Например, исследователи Пол Балтес и Урсула Штаудингер утверждают, что мудрость состоит из двух слагаемых - процедурные знания и фактические знания.
Фактические знания, это насмотренность - богатый жизненный опыт. Везде побывал, все повидал. Он сам по себе бесполезен без второго слагаемого - процедурных знаний.
Процедурные знания, это наша соковыжималка из фруктов опыта. Это наша книга рецептов, которая позволяет готовить самые разные блюда из продуктов - событий жизни. Здесь мы влияем на биологию. Где взять соковыжималку и книгу рецептов? Кому-то их дарят родители, но чаще всего человек пишет свою книгу рецептов сам, находя съедобные блюда из случайного сочетания продуктов жизни, подглядывая за другими и экспериментируя.
Способность приобретать процедурные знания (находить и составлять рецепты) с возрастом угасает. До тридцати-сорока лет длится этот блаженный период. Кто не успел и тормозил - так и останется на всю оставшуюся жизнь с тоненькой книжечкой, где написано как вскипятить воду для пельменей или сварить макарошки.
На практике Возрастная психология помогает нам, специалистам, обучать приобретению процедурных знаний. Как это происходит я расскажу завтра на примере работы с одним клиентом.
На примере мудрости хочу показать как все работает. Уверен, каждый хочет быть мудрым, познавшим жизнь человеком, не к старости, а в дееспособном возрасте. Если ты познал жизнь к 70-ти годам, то тебе самому эта мудрость уже врядли пригодится. Только если передать следующим поколениям. И то, не факт, что с возрастом придет мудрость. Мы все знаем массу людей, к которым вместо мудрости с возрастом пришел отвратительный характер, маразм и они живут так не один год, а пару десятков лет. Отдавать десятки лет своей жизни в распоряжение биологических процессов как минимум опрометчиво. Мудрость сама не приходит.
Психология развития и возрастная психология дают нам возможность повлиять на биологические жизненные процессы. Например, исследователи Пол Балтес и Урсула Штаудингер утверждают, что мудрость состоит из двух слагаемых - процедурные знания и фактические знания.
Фактические знания, это насмотренность - богатый жизненный опыт. Везде побывал, все повидал. Он сам по себе бесполезен без второго слагаемого - процедурных знаний.
Процедурные знания, это наша соковыжималка из фруктов опыта. Это наша книга рецептов, которая позволяет готовить самые разные блюда из продуктов - событий жизни. Здесь мы влияем на биологию. Где взять соковыжималку и книгу рецептов? Кому-то их дарят родители, но чаще всего человек пишет свою книгу рецептов сам, находя съедобные блюда из случайного сочетания продуктов жизни, подглядывая за другими и экспериментируя.
Способность приобретать процедурные знания (находить и составлять рецепты) с возрастом угасает. До тридцати-сорока лет длится этот блаженный период. Кто не успел и тормозил - так и останется на всю оставшуюся жизнь с тоненькой книжечкой, где написано как вскипятить воду для пельменей или сварить макарошки.
На практике Возрастная психология помогает нам, специалистам, обучать приобретению процедурных знаний. Как это происходит я расскажу завтра на примере работы с одним клиентом.
🔥13👍9❤5
Сейчас я вам расскажу как применяю теорию нашего, раннесоветского психолога Льва Семёновича Выготского на практике и всё работает, потому что классика вечна.
Передо мной сидит клиент. Он рассказывает о себе, о своей ситуации, о затруднениях. Он рассуждает вслух, сопоставляя факты своей жизни, и сам до чего-то додумывается. Моя помощь здесь минимальна, клиент как бы "думает об меня". Это работа в зоне актуального развития клиента. В ней клиент все может сам
В какой-то момент клиент теряется, он уже не может додуматься до чего-то сам, не замечает каких-то вещей. Он усиленно думает, ищет выход, но бестолку. Он дошел до предела своей зоны актуального развития. Я это вижу и включаюсь - начинаю задавать вопросы, давать обратную связь, одним словом помогать. И клиент снова до чего-то додумывается, начинает замечать то, чего не видел раньше. Кубики событий его жизни перестраиваются в новый узор, новую концепцию, которая может теперь не вредить ему, а помогать, или в этой новой концепции клиент начинает видеть выход из своей ситуации, который ему нравится. Так мы работаем в зоне ближайшего развития клиента. В ней клиент может что-то только с моей помощью.
У этой зоны тоже есть пределы. И бывает что решение для клиента лежит за этими пределами. Я задаю вопрос, а клиент не может сформулировать ответ. Говорит - "я понимаю все слова по отдельности, а вместе не понимаю". Клиент "глохнет" во всех смыслах, начинает тупить. Это зона потенциального развития. В ней человек не может ни сам, ни с чьей-то помощью.
Мы возвращаемся в зону ближайшего развития и начинаем укреплять ее, создаем ступеньку для следущего шага. Как только ступенька создана, клиент начинает слышать то что я у него спрашиваю из зоны потенциального развития. Так поэтапно продвижение клиента идёт от зоны актуального развития к зоне ближайшего развития и к зоне потенциального развития.
Л.С. Выготский разработал свою теорию в контексте развития детей, но она прекрасно работает и со взрослыми.
Передо мной сидит клиент. Он рассказывает о себе, о своей ситуации, о затруднениях. Он рассуждает вслух, сопоставляя факты своей жизни, и сам до чего-то додумывается. Моя помощь здесь минимальна, клиент как бы "думает об меня". Это работа в зоне актуального развития клиента. В ней клиент все может сам
В какой-то момент клиент теряется, он уже не может додуматься до чего-то сам, не замечает каких-то вещей. Он усиленно думает, ищет выход, но бестолку. Он дошел до предела своей зоны актуального развития. Я это вижу и включаюсь - начинаю задавать вопросы, давать обратную связь, одним словом помогать. И клиент снова до чего-то додумывается, начинает замечать то, чего не видел раньше. Кубики событий его жизни перестраиваются в новый узор, новую концепцию, которая может теперь не вредить ему, а помогать, или в этой новой концепции клиент начинает видеть выход из своей ситуации, который ему нравится. Так мы работаем в зоне ближайшего развития клиента. В ней клиент может что-то только с моей помощью.
У этой зоны тоже есть пределы. И бывает что решение для клиента лежит за этими пределами. Я задаю вопрос, а клиент не может сформулировать ответ. Говорит - "я понимаю все слова по отдельности, а вместе не понимаю". Клиент "глохнет" во всех смыслах, начинает тупить. Это зона потенциального развития. В ней человек не может ни сам, ни с чьей-то помощью.
Мы возвращаемся в зону ближайшего развития и начинаем укреплять ее, создаем ступеньку для следущего шага. Как только ступенька создана, клиент начинает слышать то что я у него спрашиваю из зоны потенциального развития. Так поэтапно продвижение клиента идёт от зоны актуального развития к зоне ближайшего развития и к зоне потенциального развития.
Л.С. Выготский разработал свою теорию в контексте развития детей, но она прекрасно работает и со взрослыми.
🔥22👍13❤3
🥵🥵🥵Я пью горячий чай с лимоном и потею как блудница на исповеди.
А как вы спасаетесь от жары?
А как вы спасаетесь от жары?
😁26🔥8🥰3🤔1
Опора или служение?
Когда у вас пожилые родители, вы для них опора. Или это служение?
Когда мужчина содержит свою семью (жену, детей), он для них опора. Или это снова служение семье?
Если ты опора, к тебе будет уважение. Если ты в служении, уважения не будет.
Когда у вас пожилые родители, вы для них опора. Или это служение?
Когда мужчина содержит свою семью (жену, детей), он для них опора. Или это снова служение семье?
Если ты опора, к тебе будет уважение. Если ты в служении, уважения не будет.
👍27❤3🤯3💩1👌1
Социальные животные и насильственная гуманизация.
Зачем нужны процедуры инициации в племенах? Когда мальчики проходят процедуру инициации, их буквально похищают от матерей, унижают и заставляют страдать.
Казалось бы, так негуманно, так бесчеловечно. Но если племена делают это на протяжении многих поколений и не распадаются, возможно есть какое-то рациональное зерно в унизительных, болезненных и пугающих процедурах инициации? Конечно, да.
Во-первых, чем дороже входной билет в общество, тем больше человек ценит своё членство в нём. Он не будет гадить внутри этого общества, будет стоять за него горой, защищать и ценить.
Во-вторых, во время тяжелых процедур молодой абориген учится преодолевать боль, страх и унижение, подавлять животные импульсы, то есть проявлять стойкость и волю. А воля, как известно, ведущая характеристика личности. Безвольных людей мы личностью назвать не можем.
Те аборигены, которые прошли инициацию, получают возможность выбрать себе жену и считаются мужчинами. Те, кто не прошёл испытание, выселяются подальше. Почему?
Потому что они не в братстве и не развили в себе волю. В известном смысле, они не являются личностями, от таких людей всего можно ожидать. Захотят - могут испортить чужую женщину, украсть чужое добро, могут даже убить соплеменника. Их воля слаба перед животными импульсами. И общество они не ставят выше своих желаний.
Вот такие интересные способы гуманизации.
Зачем нужны процедуры инициации в племенах? Когда мальчики проходят процедуру инициации, их буквально похищают от матерей, унижают и заставляют страдать.
Казалось бы, так негуманно, так бесчеловечно. Но если племена делают это на протяжении многих поколений и не распадаются, возможно есть какое-то рациональное зерно в унизительных, болезненных и пугающих процедурах инициации? Конечно, да.
Во-первых, чем дороже входной билет в общество, тем больше человек ценит своё членство в нём. Он не будет гадить внутри этого общества, будет стоять за него горой, защищать и ценить.
Во-вторых, во время тяжелых процедур молодой абориген учится преодолевать боль, страх и унижение, подавлять животные импульсы, то есть проявлять стойкость и волю. А воля, как известно, ведущая характеристика личности. Безвольных людей мы личностью назвать не можем.
Те аборигены, которые прошли инициацию, получают возможность выбрать себе жену и считаются мужчинами. Те, кто не прошёл испытание, выселяются подальше. Почему?
Потому что они не в братстве и не развили в себе волю. В известном смысле, они не являются личностями, от таких людей всего можно ожидать. Захотят - могут испортить чужую женщину, украсть чужое добро, могут даже убить соплеменника. Их воля слаба перед животными импульсами. И общество они не ставят выше своих желаний.
Вот такие интересные способы гуманизации.
👍22🔥10🤔2❤1
Иной раз говорим с клиентом об одном и том же битый час. Или битые три часа. И вдруг перекомбинировалось что-то в его психике и старые знакомые истины вспыхивают новыми красками, наполняются свежими смыслами. Вот он, прорыв! Смотрит человек на знакомое совершенно новым взглядом. И этот взгляд изменяет ход жизни.
👍23🔥8❤5
Этот пост я назову коробкой ценных идей.
Дорогие мои студенты и магистранты! Все, кто учился у меня в ИПП, МСПИ, РосНОУ.
Как говорил Бернард Шоу, если у меня и тебя есть по яблоку и мы поделимся ими друг с другом, то у каждого так и останется по яблоку. А если мы поделимся идеями, тогда у каждого будет уже по две идеи.
На наших занятиях у вас появлялись ценные идеи. Предлагаю вам поделиться ими в комментариях к этому посту. Давайте откроем шведский стол психологического просвещения.
Что вам запомнилось? Что зацепило? Что сохранилось? Что готовы упомянуть?
Прекрасно понимаю, что многие из идей, с которыми вы познакомились, стоят денег. Больших денег. Поэтому делимся по готовности. И ваше молчание я пойму)
Дорогие мои студенты и магистранты! Все, кто учился у меня в ИПП, МСПИ, РосНОУ.
Как говорил Бернард Шоу, если у меня и тебя есть по яблоку и мы поделимся ими друг с другом, то у каждого так и останется по яблоку. А если мы поделимся идеями, тогда у каждого будет уже по две идеи.
На наших занятиях у вас появлялись ценные идеи. Предлагаю вам поделиться ими в комментариях к этому посту. Давайте откроем шведский стол психологического просвещения.
Что вам запомнилось? Что зацепило? Что сохранилось? Что готовы упомянуть?
Прекрасно понимаю, что многие из идей, с которыми вы познакомились, стоят денег. Больших денег. Поэтому делимся по готовности. И ваше молчание я пойму)
🔥13❤5👍5
Хочешь узнать на твоей ли волне человек - скинь ему любимые мемы и посмотри на реакцию.
Хочешь коротко объяснить ситуацию - скинь мем.
Отправляешь и получаешь от кого-то мемы - значит есть взаимные тёплые чувства.
Мемы, это потрясающая сокровищница человеческой культуры.
И есть ещё два любопытных момента про мемы, которые я заметил:
Многие мои знакомые сначала «орали с мемов» про токсичные отношения, а потом сами в них оказались. Психика глядя на мем рассуждает так - это же весело, значит надо воспроизвести в своей жизни, вот смеху-то будет)
Когда человеку что-то нравится, он невольно начинает этому подражать. Поэтому если вам нравятся мемы про алкашей, неудачников, токсичные отношения и бестолковых котят, это звоночек.
Плюс у мемов есть ещё любопытная особенность, благодаря которой я разработал одну психотехнику. О ней расскажу завтра.
Хочешь коротко объяснить ситуацию - скинь мем.
Отправляешь и получаешь от кого-то мемы - значит есть взаимные тёплые чувства.
Мемы, это потрясающая сокровищница человеческой культуры.
И есть ещё два любопытных момента про мемы, которые я заметил:
Многие мои знакомые сначала «орали с мемов» про токсичные отношения, а потом сами в них оказались. Психика глядя на мем рассуждает так - это же весело, значит надо воспроизвести в своей жизни, вот смеху-то будет)
Когда человеку что-то нравится, он невольно начинает этому подражать. Поэтому если вам нравятся мемы про алкашей, неудачников, токсичные отношения и бестолковых котят, это звоночек.
Плюс у мемов есть ещё любопытная особенность, благодаря которой я разработал одну психотехнику. О ней расскажу завтра.
👍26❤9🔥4🤔3
В работе "Судьбоанализ" известного в определенных кругах психолога Леопольда Сонди излагается концепция, близкая к идеям Карла Юнга о переднем и заднем планах личности. О чем она?
О том, что наша личность поляризуется под влиянием социального давления и моральных ориентиров, то есть образуется два полюса. На одном полюсе - переднем плане личности (фасад) у нас расположены все социально одобряемые и приемлемые с точки зрения морали и нравственности поведенческие особенности, мышление и эмоции. На другой полюс - задний план личности (тень) вытесняется всё, что неприемлемо с точки зрения тех же ориентиров. Если разрыв между передним и задним планом личности велик, то такая личность будет все время сдерживать себя, затрачивая массу сил, будет страдать от внутренних конфликтов и не иметь доступа к некоторым собственным ресурсам.
А теперь причем же тут мемы и как я разработал психотехнику.
У каждого человека есть мемы и шутки, которые только для узкого круга, для своих, для тех, кто не осудит. Получается тоже своего рода задний план личности с теми самыми мемами про токсиков, алкашей, абьюз, нищебродство и прочее. С одной стороны человеку это все нравится, а с другой "нет, я не такая, я девушка приличная" и вообще фу таким быть. Именно так я и назвал свою психотехнику - "Фу таким быть".
Проанализировав работы Юнга и Сонди, содержание любимых мемов и психической жизни моих студентов и клиентов с точки зрения поляризации, я разработал психотехнику которую использую для диагностики и в сопровождении моих клиентов. В чем ее смысл:
Почти у каждого человека есть состояния личности, которые он избегает и говорит "Фу таким быть".
- Фу быть безответственным, - говорит человек, и вроде всё хорошо. Он ответственный, ведет себя правильно, но активное стремление не быть безответственным побуждает человека быть всё более и более строгим к себе, гиперответственным. Более того, избегая безответственности человек не может получить доступ к ресурсам безответственности, например дать себе отдых или делегировать.
С помощью техники "Фу таким быть" я провожу диагностику содержания заднего плана личности и по запросу мы с клиентом "сращиваем" передний и задний планы. Клиент получает доступ к ранее заблокированным ресурсам, обогащает себя многократно и становится более гармоничной личностью.
О том, что наша личность поляризуется под влиянием социального давления и моральных ориентиров, то есть образуется два полюса. На одном полюсе - переднем плане личности (фасад) у нас расположены все социально одобряемые и приемлемые с точки зрения морали и нравственности поведенческие особенности, мышление и эмоции. На другой полюс - задний план личности (тень) вытесняется всё, что неприемлемо с точки зрения тех же ориентиров. Если разрыв между передним и задним планом личности велик, то такая личность будет все время сдерживать себя, затрачивая массу сил, будет страдать от внутренних конфликтов и не иметь доступа к некоторым собственным ресурсам.
А теперь причем же тут мемы и как я разработал психотехнику.
У каждого человека есть мемы и шутки, которые только для узкого круга, для своих, для тех, кто не осудит. Получается тоже своего рода задний план личности с теми самыми мемами про токсиков, алкашей, абьюз, нищебродство и прочее. С одной стороны человеку это все нравится, а с другой "нет, я не такая, я девушка приличная" и вообще фу таким быть. Именно так я и назвал свою психотехнику - "Фу таким быть".
Проанализировав работы Юнга и Сонди, содержание любимых мемов и психической жизни моих студентов и клиентов с точки зрения поляризации, я разработал психотехнику которую использую для диагностики и в сопровождении моих клиентов. В чем ее смысл:
Почти у каждого человека есть состояния личности, которые он избегает и говорит "Фу таким быть".
- Фу быть безответственным, - говорит человек, и вроде всё хорошо. Он ответственный, ведет себя правильно, но активное стремление не быть безответственным побуждает человека быть всё более и более строгим к себе, гиперответственным. Более того, избегая безответственности человек не может получить доступ к ресурсам безответственности, например дать себе отдых или делегировать.
С помощью техники "Фу таким быть" я провожу диагностику содержания заднего плана личности и по запросу мы с клиентом "сращиваем" передний и задний планы. Клиент получает доступ к ранее заблокированным ресурсам, обогащает себя многократно и становится более гармоничной личностью.
🔥25👍6❤2👌1
В качестве познавательного занятия на выходные:
Четыре базовые теста, которые я даю практически всем моим клиентам.
🔋 Тест на выгорание
🧠🫀Тест на эмоциональный интеллект
😒 Тест на депрессию
😡 Тест на уровень агрессии
Быстро и объективно. Главное, отвечать честно.
Четыре базовые теста, которые я даю практически всем моим клиентам.
🧠🫀Тест на эмоциональный интеллект
Быстро и объективно. Главное, отвечать честно.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥15👍4❤2🥰1🎉1
В чем разница между консультированием и психотерапией?
Ответ на этот вопрос должен быть максимально чёткий, будь вы клиент, специалист-психолог, студент или магистрант.
А иначе будем заниматься не тем чем нужно и получим не тот результат, который ожидаем.
Пожалуй единственный внятный ответ я получил от И.В. Ляха на курсах супервизии. Все остальные плывут. Свой ответ я уже сформулировал за 12 лет практики. Ставьте 👍, если интересно его узнать.
А в чем разница для вас? Пишите в комментариях
Всем хорошего дня!
Ответ на этот вопрос должен быть максимально чёткий, будь вы клиент, специалист-психолог, студент или магистрант.
А иначе будем заниматься не тем чем нужно и получим не тот результат, который ожидаем.
Пожалуй единственный внятный ответ я получил от И.В. Ляха на курсах супервизии. Все остальные плывут. Свой ответ я уже сформулировал за 12 лет практики. Ставьте 👍, если интересно его узнать.
А в чем разница для вас? Пишите в комментариях
Всем хорошего дня!
👍41
Умеете ли вы останавливаться?
Навык останавливаться, это многопрофильный инструмент с помощью которого можно:
🔻 Не вестись на свои эмоции или эмоции других людей.
🔻Выбирать другие действия, чтобы не повторять ошибки.
🔻 Соскочить с опостылевших сценариев своей жизни.
🔻 Принять взвешенное решение.
🔻 Выждать лучший момент чтобы действовать по-другому.
🔻 Заметить изменения (в том числе и в себе, положительные или отрицательные).
🔻 Получать удовольствие, впитывать или генерировать ресурсы.
Ну что, сколько галочек вы себе поставили?
Можно ли сказать, что есть в вашем сознании между эмоциями и действиями вставка под названием рассудочная деятельность?
Эта вставка помогает нам стать СВОБОДНЫМИ. Потому что с ней мы способны ВЫБИРАТЬ как отреагировать, что решить и как действовать.
К слову, эту вставку можно натренировать. Я даю специальные упражнения и создаю клиентам ситуации во время сеансов, которые ее развивают. И все, кто развил в себе этот инструмент, применяют его и в тех областях жизни, с которыми мы работаем, и в других сферах жизни.
Навык останавливаться, это многопрофильный инструмент с помощью которого можно:
🔻 Не вестись на свои эмоции или эмоции других людей.
🔻Выбирать другие действия, чтобы не повторять ошибки.
🔻 Соскочить с опостылевших сценариев своей жизни.
🔻 Принять взвешенное решение.
🔻 Выждать лучший момент чтобы действовать по-другому.
🔻 Заметить изменения (в том числе и в себе, положительные или отрицательные).
🔻 Получать удовольствие, впитывать или генерировать ресурсы.
Ну что, сколько галочек вы себе поставили?
Можно ли сказать, что есть в вашем сознании между эмоциями и действиями вставка под названием рассудочная деятельность?
Эта вставка помогает нам стать СВОБОДНЫМИ. Потому что с ней мы способны ВЫБИРАТЬ как отреагировать, что решить и как действовать.
К слову, эту вставку можно натренировать. Я даю специальные упражнения и создаю клиентам ситуации во время сеансов, которые ее развивают. И все, кто развил в себе этот инструмент, применяют его и в тех областях жизни, с которыми мы работаем, и в других сферах жизни.
👍15❤4
Отвечаю на вопрос в чём разница между консультированием и психотерапией.
Во всех учебных пособиях, к которым я получил доступ не прописано чёткой границы между консультированием и психотерапией.
Мой учитель по супервизии И.В. Лях сказал "консультирование - это контакт равных".
Давайте оттолкнемся от этой точки и тогда нам все станет понятно. В каком смысле контакт равных. Ведь психолог специалист, а клиент нет. Уже не равны. Так вот равных в смысле на одной ступени психического развития. Да да, не удивляйтесь. Психическое развитие может быть очень разным. Посмотрите работу Колберга о созревании нравственности, она есть в свободном доступе в интернете. Многие вещи станут понятны.
У равных людей не искажены их высшие психические функции:
Восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение.
Поэтому люди понимают друг друга - клиент способен четко сказать что ему нужно, способен воспринять что предлагает психолог, взять и сделать.
А психотерапия, продолжаю я мысль И.В. Ляха, это контакт не равных. Критически не равных с точки зрения развития и работы психики. У получателя услуг есть явные искажения в деятельности высших психических функций, которые специалист легко определит в первые 10 минут общения.
Из-за этих отягощений и искажений в общении между клиентом и психологом появляется психодинамика. На ход работы начинают влиять бессознательные процессы. Это когда клиент действует не исходя из реального положения дел, а исходя из своих психических отягощений. Он уже не может взять и сделать. Консультирование бесполезно, нужен психотерапевтический подход.
Зачем нужны жёсткие условия, которые устанавливают психотерапевты - устный или письменный контракт, оплата пропущенных встреч и так далее. Человек же сам за помощью пришел. А затем чтобы психодинамика не испортила процесс.
Отягощения и искажения создают дисфункциональные состояния. Чем они сильнее, тем меньше будет работать психотерапия. То есть интенсивность состояний такова, что клиент и психотерапевт с ними не справляются. Тогда в дело должна включиться медикаментозная терапия. Теперь за дело берется врач-психотерапевт или врач-психиатр. Медикаменты снижают градус интенсивности состояний и уже можно работать с искажениями и отягощениями.
Ну а если совсем уж критическая ситуация, например, патология характера, которые описывает П.Б. Ганнушкин в своей книге "Клиника психопатий" тогда сможет помочь только врач-психиатр.
Во всех учебных пособиях, к которым я получил доступ не прописано чёткой границы между консультированием и психотерапией.
Мой учитель по супервизии И.В. Лях сказал "консультирование - это контакт равных".
Давайте оттолкнемся от этой точки и тогда нам все станет понятно. В каком смысле контакт равных. Ведь психолог специалист, а клиент нет. Уже не равны. Так вот равных в смысле на одной ступени психического развития. Да да, не удивляйтесь. Психическое развитие может быть очень разным. Посмотрите работу Колберга о созревании нравственности, она есть в свободном доступе в интернете. Многие вещи станут понятны.
У равных людей не искажены их высшие психические функции:
Восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение.
Поэтому люди понимают друг друга - клиент способен четко сказать что ему нужно, способен воспринять что предлагает психолог, взять и сделать.
А психотерапия, продолжаю я мысль И.В. Ляха, это контакт не равных. Критически не равных с точки зрения развития и работы психики. У получателя услуг есть явные искажения в деятельности высших психических функций, которые специалист легко определит в первые 10 минут общения.
🧠 Память - ой, я забыл делать техники, забыл о чем спросил психолог.
🧠 Внимание - ой, я сменил предмет разговора и не заметил как, отвлёкся.
🧠 Мышление - я знаю о чем мне нужно думать, но думаю о другом. Мне трудно сформулировать что я хочу.
🧠 Речь - ой, я оговорился. Я тараторю как бешеный. Я говорю не своим голосом.🧠 Восприятие - я вижу в психологе отца, меня бесит. Я вижу в психологе мать и чувствую себя ребенком. Я не воспринимаю реального человека, я вижу только свои проекции.
Из-за этих отягощений и искажений в общении между клиентом и психологом появляется психодинамика. На ход работы начинают влиять бессознательные процессы. Это когда клиент действует не исходя из реального положения дел, а исходя из своих психических отягощений. Он уже не может взять и сделать. Консультирование бесполезно, нужен психотерапевтический подход.
Зачем нужны жёсткие условия, которые устанавливают психотерапевты - устный или письменный контракт, оплата пропущенных встреч и так далее. Человек же сам за помощью пришел. А затем чтобы психодинамика не испортила процесс.
Отягощения и искажения создают дисфункциональные состояния. Чем они сильнее, тем меньше будет работать психотерапия. То есть интенсивность состояний такова, что клиент и психотерапевт с ними не справляются. Тогда в дело должна включиться медикаментозная терапия. Теперь за дело берется врач-психотерапевт или врач-психиатр. Медикаменты снижают градус интенсивности состояний и уже можно работать с искажениями и отягощениями.
Ну а если совсем уж критическая ситуация, например, патология характера, которые описывает П.Б. Ганнушкин в своей книге "Клиника психопатий" тогда сможет помочь только врач-психиатр.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍18🔥5❤3👏1
Рубрика "Полезные техники"
Хочу рассказать как работаю с высшими психическими функциями на примере мышления.
Есть люди с выраженным неконструктивным мышлением. Когда они сталкиваются с новыми целями, идеями, предложениями, возможностями их искаженное мышление автоматически рожает мысли-аргументы почему не получится. Человек в них верит и НЕ ДЕЛАЕТ. Что закономерно, ведь он доверяет своему искаженному мышлению больше, чем реальности. Такое мышление сворачивает мир человека до очень небольших размеров. И думаю вы опознали - оно присуще состоянию жертвы.
Что я предлагаю этим людям. Заменить одно мышление на другое. Ведь если ты настойчиво тыкаешь вилкой себе в глаз и остаешься голодным и травмированным, дело не в том, что вокруг нет еды. Может еда прямо перед тобой на тарелке.
В чем суть упражнения:
На каждый аргумент почему не получится написать три контраргумента почему получится.
Не только придумать и проговорить, но и написать. Это упражнение требует большой концентрации сил и воли, поэтому я не даю его как домашку, а прошу выполнить непосредственно во время сеанса и помогаю в выполнении.
Спустя десять-двадцать минут мучений человек замечает, что генеровать идеи "почему получится" становится проще. Мы меняем полюс креативности. Мозг вдохновенно и творчески создавал одни аргументы и мы меняем полярность этих аргументов. А творческая сила мозга пусть работает и дальше.
Результат мы закрепляем с помощью специальных приемов и дальше человек может пользоваться продуктивным мышлением всю свою жизнь.
Хочу рассказать как работаю с высшими психическими функциями на примере мышления.
Есть люди с выраженным неконструктивным мышлением. Когда они сталкиваются с новыми целями, идеями, предложениями, возможностями их искаженное мышление автоматически рожает мысли-аргументы почему не получится. Человек в них верит и НЕ ДЕЛАЕТ. Что закономерно, ведь он доверяет своему искаженному мышлению больше, чем реальности. Такое мышление сворачивает мир человека до очень небольших размеров. И думаю вы опознали - оно присуще состоянию жертвы.
Что я предлагаю этим людям. Заменить одно мышление на другое. Ведь если ты настойчиво тыкаешь вилкой себе в глаз и остаешься голодным и травмированным, дело не в том, что вокруг нет еды. Может еда прямо перед тобой на тарелке.
В чем суть упражнения:
На каждый аргумент почему не получится написать три контраргумента почему получится.
Не только придумать и проговорить, но и написать. Это упражнение требует большой концентрации сил и воли, поэтому я не даю его как домашку, а прошу выполнить непосредственно во время сеанса и помогаю в выполнении.
Спустя десять-двадцать минут мучений человек замечает, что генеровать идеи "почему получится" становится проще. Мы меняем полюс креативности. Мозг вдохновенно и творчески создавал одни аргументы и мы меняем полярность этих аргументов. А творческая сила мозга пусть работает и дальше.
Результат мы закрепляем с помощью специальных приемов и дальше человек может пользоваться продуктивным мышлением всю свою жизнь.
❤21👍4🔥4👏1👌1
Психолог это….
На днях разговорились с администратором офиса о том кто такой психолог по отношению к клиентам.
Врачеватель душ? Доктор? Учитель? Кто-то хочет видеть во мне врача. А мне больше нравится позиционировать себя как тренера. Как в фитнес-клубе - здоровье, сила, красота. Психологические.
Хотя, несколько моих клиенток отмечают, что приятное мужское внимание к ним возросло. Так что физическое идёт за психическим.
А я тренер - разрабатываю программы, помогаю освоить новые движения, исправляю ошибки в технике, помогаю наладить питание, подстраховываю.
На днях разговорились с администратором офиса о том кто такой психолог по отношению к клиентам.
Врачеватель душ? Доктор? Учитель? Кто-то хочет видеть во мне врача. А мне больше нравится позиционировать себя как тренера. Как в фитнес-клубе - здоровье, сила, красота. Психологические.
Хотя, несколько моих клиенток отмечают, что приятное мужское внимание к ним возросло. Так что физическое идёт за психическим.
А я тренер - разрабатываю программы, помогаю освоить новые движения, исправляю ошибки в технике, помогаю наладить питание, подстраховываю.
❤17👍5👌4
Думаю о чем бы расскзазать завтра. О полярном мышлении, о здоровых/нездоровых привязанностях, об интересных случаях или о чем-нибудь еще. Пишите ваши пожелания в комментариях.
❤13
Здоровые и нездоровые любовные отношения, какие они?
Здоровые получаются у тех, кто обладает здоровым типом привязанности. Кроме здорового типа есть ещё три, каждый со своей спецификой. Они статистически встречаются гораздо чаще. Давайте посмотрим какие они.
🧠🤝🫀 Здоровый тип
Единственный психотип способный на здоровые отношения. Всем остальным с ними скучно, потому что нет эмоциональных качелей, патологической ревности, томительного игнора, беготни с волосами назад, разрывов аорты и прочих признаков невроза, ошибочно именуемых любовью. Поэтому тут даже сказать нечего - люди просто живут вместе счастливо.
😱 Тревожный тип
Брошенные и оставленные в детстве на неопределенный срок своими родителями, эти люди не смогли отвлечься на игрушки, чтобы справиться с беспокойством. Причину исчезновения любимых родителей они ошибочно связывают с собой, несут эту ошибку во взрослую жизнь и поэтому стараются то максимально угодить своему партнеру, то чрезвычайно требовательны в любви. Здесь самооценка на минимуме, ревность на макисмуме - давай никогда не расставаться, удались отовсюду, ты только мой (моя), говори мне каждый день, что любишь. В культуре у нас больше тревожных женщин, но мужчины ведут себя так же, просто шпионаж становится более технологичным, а поведение еще более сомнительным. Тревожные иной раз даже сами изменяют своим партнерам на всякий случай, чтобы не быть в проигрыше, если вдруг вскроется измена партнера.
😑 Избегающий тип
Хлебнувшие горьких расставаний в акваториях родительской любви, они научились отвлекаться на игрушки чтобы не страдать и усвоили важный урок - игрушки стабильнее людей. Избегающие предпочитают строить карьеру, заниматься самообразованием, развиваться, растить домашних животных. Ей-богу, так безопаснее. Здесь у нас и работяги мужчины. Верные, к слову сказать. А так же вечные любовники (обещают развестись с женой, а по факту с любовницей избегают жены, а с женой избегают любовницы - perfectly balanced), сторонники гражданских браков и те самые милфы, которые уже обеспечили себя всем, включая детей и не заинтересованы в близости, только в плотских утехах и легких встречах. Милфы, кстати, честнее вечных любовников. Они либо уже в разводе, либо не парят мозг своим юным пассиям пустыми обещаниями.
🤯 Дезорганизованный тип (Тревожно-избегающий)
Вишенка на торте нездоровых отношений. Представьте, что у тревожной и избегающего появились дети, впитавшие самые яркие невротические проявления родителей. "Почему ты не обнимаешь меня, когда мне плохо - Не трогай меня, уйди!", "Пошли все на фиг! Куда вы все пошли?!". Двойные послания льются золотым дождем на партнера. Эмоциональные качели здесь естественны как вдох-выдох. Этот человек действительно не знает чего хочет и в бешенстве от того, что другие не могу догадаться за него. Бесплодные попытки успокоиться об других ведут такого человека к агрессии и изоляции. Либо ему/ей нужно найти кого-то кто святее Папы Римского.
Вместо того чтобы исправить косяки своего эмоционального общения с родителями об партнера, лучше обратиться к специалисту. Впрочем, этот месседж улавливают обычно только люди со здоровым типом привязанности...
Здоровые получаются у тех, кто обладает здоровым типом привязанности. Кроме здорового типа есть ещё три, каждый со своей спецификой. Они статистически встречаются гораздо чаще. Давайте посмотрим какие они.
🧠🤝🫀 Здоровый тип
Единственный психотип способный на здоровые отношения. Всем остальным с ними скучно, потому что нет эмоциональных качелей, патологической ревности, томительного игнора, беготни с волосами назад, разрывов аорты и прочих признаков невроза, ошибочно именуемых любовью. Поэтому тут даже сказать нечего - люди просто живут вместе счастливо.
😱 Тревожный тип
Брошенные и оставленные в детстве на неопределенный срок своими родителями, эти люди не смогли отвлечься на игрушки, чтобы справиться с беспокойством. Причину исчезновения любимых родителей они ошибочно связывают с собой, несут эту ошибку во взрослую жизнь и поэтому стараются то максимально угодить своему партнеру, то чрезвычайно требовательны в любви. Здесь самооценка на минимуме, ревность на макисмуме - давай никогда не расставаться, удались отовсюду, ты только мой (моя), говори мне каждый день, что любишь. В культуре у нас больше тревожных женщин, но мужчины ведут себя так же, просто шпионаж становится более технологичным, а поведение еще более сомнительным. Тревожные иной раз даже сами изменяют своим партнерам на всякий случай, чтобы не быть в проигрыше, если вдруг вскроется измена партнера.
😑 Избегающий тип
Хлебнувшие горьких расставаний в акваториях родительской любви, они научились отвлекаться на игрушки чтобы не страдать и усвоили важный урок - игрушки стабильнее людей. Избегающие предпочитают строить карьеру, заниматься самообразованием, развиваться, растить домашних животных. Ей-богу, так безопаснее. Здесь у нас и работяги мужчины. Верные, к слову сказать. А так же вечные любовники (обещают развестись с женой, а по факту с любовницей избегают жены, а с женой избегают любовницы - perfectly balanced), сторонники гражданских браков и те самые милфы, которые уже обеспечили себя всем, включая детей и не заинтересованы в близости, только в плотских утехах и легких встречах. Милфы, кстати, честнее вечных любовников. Они либо уже в разводе, либо не парят мозг своим юным пассиям пустыми обещаниями.
🤯 Дезорганизованный тип (Тревожно-избегающий)
Вишенка на торте нездоровых отношений. Представьте, что у тревожной и избегающего появились дети, впитавшие самые яркие невротические проявления родителей. "Почему ты не обнимаешь меня, когда мне плохо - Не трогай меня, уйди!", "Пошли все на фиг! Куда вы все пошли?!". Двойные послания льются золотым дождем на партнера. Эмоциональные качели здесь естественны как вдох-выдох. Этот человек действительно не знает чего хочет и в бешенстве от того, что другие не могу догадаться за него. Бесплодные попытки успокоиться об других ведут такого человека к агрессии и изоляции. Либо ему/ей нужно найти кого-то кто святее Папы Римского.
Вместо того чтобы исправить косяки своего эмоционального общения с родителями об партнера, лучше обратиться к специалисту. Впрочем, этот месседж улавливают обычно только люди со здоровым типом привязанности...
❤33👍11🔥10