Черновик – Telegram
Черновик
34 subscribers
8 photos
36 links
У автора жизненный и писательский опыт, а в ящике стола, кроме черновиков, ещё и диплом литератора.
На канале «Черновик» я рассказываю как сделать шаг от белого листа к черновику.

Для обратной связи: @AntonMaslak
Download Telegram
Курс по сторитейлингу уже закончился и я, вероятнее всего из немногих, кто ещё не сдал последнее задание.

Из курса я понял, что информация и советы — это конечно круто и полезно, но самое важное: аналитик и критик со стороны. Только он поможет взглянуть на твою работу непредвзято.
Рыба не знает, что она в море, пока не выпрыгнет на берег.

Кирилл Быков @bykovkirill, автор курса, помог мне взглянуть на себя и то, как я пишу, с точки зрения разворачивания и ведения истории. Я теперь вижу в истории не просто классное или не очень повествование, я замечаю оттенки, повороты, ухабы. Знаю как можно сделать ярче эмоции, как логичней завернуть и где просчёт.

Пока мне не хватает одного и самого важного: каждодневной работы. Писать, писать и писать.

Спасибо Кириллу за курс. Очень продуктивный.
Forwarded from Текст в тесте (Илья Лебедев)
Представим человека, который играет в видеоигру и столкнулся со сложной задачей. Например, ему нужно сразиться с исключительно сильным и хитрым противником. Игрок сосредотачивается, действует очень аккуратно, использует удачные моменты. Ему приходится проявлять выдержку — нужно терпеливо дожидаться подходящего положения, чтобы нанести удар или, например, метко прыгнуть куда-нибудь.

Когда победа уже очень близка, новички (да и опытные люди тоже) часто совершают ошибку: бросают всю свою тонкую тактику и безоглядно кидаются вперёд. Иногда это срабатывает, но чаще человек глупо проигрывает. Все выстраданные успехи — коту под хвост, начинай сначала.

Про такое говорят: поторопился.

Похоже случается с писателями-учениками. Когда автор доделывает длинный текст — например, повесть, — близкий конец работы притягивает и соблазняет. Хочется добить сегодня, а не завтра.

Не пойти на поводу очень сложно, поэтому у длинных текстов начинающих авторов конец плох почти всегда. Так не получается, если автор хитрец и пишет в каком-то особом порядке, но ученики почти всегда пишут последовательно — глава 1, глава 2 и так далее до финала.

Игрокам рекомендуют время от времени ставить игру на паузу, чтобы отвлечься, успокоиться, а потом с новым дыханием и свежей тщательностью довести сложный бой до конца.

То же, думаю, можно смело советовать писателю. Когда до конца большой работы рукой подать — лучше спуститься к финалу вот прямо на тормозах. Не доделывать сегодня, потому что чуть-чуть осталось. Завтра с утра, как отдельную маленькую вещь.
Вероятнее всего буду активней сюда писать, потому как снова взялся за проект фантастического романа. Это типа Матрицы, только планету никто не захватывал, а люди в виртуальном мире знают где они находятся, это был их выбор. Хотя больше как необходимость.

Буду отмечать этапы работы и как пытаюсь справиться с творческими проблемами.
В который раз убеждаюсь, что не надо ждать, когда придет вдохновение или когда усядешься в свое привычное кресло для творчества. Чем меньше расстояние между идеей и реализацией — тем лучше. Пиши в свободную минуту и записывай куда-нибудь.

Лучше использовать простые инструменты, чтобы не отвлекало лишнее. И взять один инструмент, чтобы потом не пришлось вспоминать по каким приложениям наброски разбросаны.
Давно сюда не писал. Сегодня удалили Твиттер из телефона, потому что много мусора и много времени уходит на его потребление.
Пока я в отпуске я отошёл от чатиков и каналов, твиттеров и других социалок. Погрузился в чтение. Давно так много не читал. Читаю Провиденс Алана Мура. Это сложно назвать комиксом. Графический роман. Купил увесистую книжку после восторженного поста Антона Долина. Не думаю, что он бы восхвалялись что-то паршивое. Хотя содержание книги в некоторых местах пикантное. С чтением такого надо подходить осторожно.
Занятная книга. В ней говориться о романе Король в желтом. Упоминание ее я уже встречал в сериале Настоящий детектив.
Читаю ещё книгу Харуки Мураками писатель как профессия.

Его размышления натолкнули меня на собственные мысли о писательстве. Понял для себя, что надо стремится писать не супер круто, а так, чтобы чувствовать удовольствие, ощущать естественность, легкость.

Мураками начал писать после того, как нашёл свой подход и стиль. И мне казалось, что у меня идёт тяжело только потому, что я не нашёл себя в прозе, не выбрал подходящую форму и стиль. Я хочу чему-то соответствовать, а надо быть, как это не банально звучит, самим собой.
Не только конфликт и перипетии держат в напряжении и поддерживают интерес к произведению. Не стоит забывать и про секрет.

Недосказанность, скрытность не меньше двигают взгляд и ведут дальше, чтобы к радости читателя снять повязку с глаз.
Мураками пишет: "Что бы найти свой стиль нужно с самого начала взять за точку отправления мысль не о том, что приложиться, а наоборот: мысль о том, что убудет. Необходимое действие вычитание."

Он предлагает отсекать все лишнее, чтобы дать простор мысли. Чаще думаешь, что надо насыщать себя и чем больше вольешь, тем больше получишь смыслов и идей. Но на деле не так. Надо не вливать, а сливать.
Меньше всего хотел бы, чтобы этот канал превращался в сборник цитат писателей и советов как писать. Таких каналов и страниц полно.

Для меня важно понимать и обдумывать, находить формы и смыслы, творить.

Советы обременяют, навязывают чужое виденье.

Опять же, если вернуться к Мураками: «Писать что хочется, когда хочется и как хочется. Я-то думал, что это необходимый минимум свободы, который подразумевает профессиональная писательская деятельность». Так и есть.
Отпуск закончился и сегодня выхожу на работу. С утра затрясло. Легкая паническая атака. Бывает такое, но редко и не выраженно.

Госпиталь, в котором работаю, снова на карантине. Два терапевта заболели, невролог, моя приятельница и коллега, на самоизоляции. Пациентов не будет до сентября. Буду сидеть у себя в кабинете и писать.
Творить в эпицентре рассадника вируса.
А мы снова палим костры
жечь прошлое — наша привычка
мы вышли из зерен икры
поплыли, вспорхнувши как птичка.

сентенция — все что удержит
от постмодернизма души,
как прежде надежда — одежда
на теле звенящей глуши.
Сочинение стихов подобно написанию картины. Мазок за мазком, слово за словом. Не знаешь, что выйдет и какой смыслы вырисуется. Это не проза, где ты выверяешь, строишь. В стихах ты выходишь за пределы рационального. Находишь новые смыслы. Именно поэтому поэзия мне нравится и хочется иногда снова сочинять стихи.
Закрываю дверь на проволочную петельку. Если дернуть, она не выдержит. Но как бы не стучались в меня, не дергали, я не раскроюсь. Потому как у меня нет дверей и даже заглянуть некуда. Слушаешь меня, и кажется я показываю себя изнутри, но мое душевное нутро — это не какое-то определенное место куда можно зайти оглядеться и натоптать, нет. Душа — это не локация, это даже не сущность, которая лежит в определенном месте. Душа в нашем представлении — это ядро нашего Я, которое неизменно передается из жизни в жизнь. Это наклейка на стаканчике кофе, на которой написано наше имя. Меняется кофе, имя, остается только наклейка.
Удивительно, что тут ещё есть подписчики. Хотя обычно бывает только напишешь что-то новое и они тут же вспоминают что пописаны и тут же удаляются.

Но на свет этого я не переживаю.
Читаю эту книгу. Про архетипы героев. Написано просто и познавательно. Не то, чтобы что-то новое, но интересные находки есть.
Позже выложу выдержки.
Уселся писать роман, как стало не очень уютно в редакторе. Хочется несколько столбцов для работы с текстом, аутлайнер, чтобы раскидывать текст на блоки и вкладывать/скрывать не актуальное в данный момент. Оставил на время Scrivener. Попробовал набросать в Roam research, вспомнил про Workflowy, даже мысль посетила, а не попробовать ли снова Ulysses. Но подумал, что в Scrivener есть же аутлайнер, хоть и не совсем так устроен как остальные. И снова пишу в нем.

Это все лень во мне. Мозг сопротивляется и ищет причины не работать. Ему хочется привычного, креативит с неохотой.
Пока я закончу роман, к книгам вовсе потеряют интерес).

«К книге никогда интерес не пройдет», — возразят рьяные читатели и писатели.

Возможно, но читателей станет ощутимей меньше.
Уже неделю вторую мне кажется, что время стало течь быстрее. Вот и эта неделя проходит быстро. Вроде недавно началась, а уже завтра четверг, а потом пятница и снова выходные. Я так говорю «снова», словно это что-то наскучевшее. Нет. В конце каждого воскресенья я произношу привычную фразу: вот и выходные пролетели.