ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
По итогам прошлого года рынок труда восстановился, но доля молодых работников заметно уменьшилась.

По данным FinExpertiza, с сентября 2020 года по сентябрь 2021 года число работников в возрасте 20-29 лет сократилось на 460 тыс. человек. За это же время общее число трудящихся выросло на 1,84 млн, до 72,3 млн.

Количество занятых сокращается у двух групп - у молодых работников и пожилых (старше 70 лет). Число последних упало на 24 тыс. человек.

Основная причина растущего дефицита молодых специалистов - демографическая яма 1990-х годов. В текущем десятилетии на рынок труда выходит самое малочисленное поколение, на котором отразился распад СССР.

Сейчас этот эффект дополнительно усиливается пандемией (массовые сокращения молодого персонала из сферы услуг) и оттоком мигрантов, среди которых велика доля молодежи.

В ВШЭ считают, что спад численности молодых работников продолжится до 2035 года.
Основная статья расходов - продукция иностранного машиностроения. Это признак того, что в экономике идет процесс обновления производственных фондов, запускаются новые мощности.

Речь о самом широком спектре инвестирующих в свое развитие предприятий - от электростанции и мебельной фабрики до новой верфи или металлургического завода.

По данным ФТС, стоимость импорта из стран дальнего зарубежья в прошлом году выросла на 26,6%. Относительно 2019-го - на 20,8%.

В декабре прирост составил 18,3% (в ноябре - 16,5%). Закупки машиностроительной продукции увеличились на 18,7% (11,5%).
В ЦБ считают, что экономика близка к состоянию перегрева из-за ситуации на рынке труда. Согласно опросу РАН, 49% предприятий реального сектора жалуются на дефицит трудовых ресурсов, это самый высокий уровень за последние 20 лет.

Большинство говорит о нехватке рабочих с высокой квалификацией (82,5%). Дефицит инженерно-технических кадров заметно ниже (37%), но тоже рекордный. У 43% респондентов есть незагруженные мощности для выпуска конкурентоспособной продукции.

Чиновники объясняют всё демографическим фактором. Но в последние три года общая численность рабочей силы остается практически неизменной - ее квартальные оценки в 2019-2021 гг. лежат в интервале 75,2-75,6 млн человек.

Дефицит рабочих рук эксперты объясняют их перетеканием в самые быстрорастущие сектора. Например, в e-commerce, где увеличиваются зарплаты линейного персонала (за курьеров уже конкурируют).

Если курьер может получать 100 тыс. рублей в месяц, это неизбежно приведет к нехватке работников на стройке или в промышленности.

Кроме того, не стоит забывать про фактор "скрытой безработицы" - часто предприятия опасаются увольнять лишних работников из-за недовольства региональных властей.
Заявки на заключение СПИК для производства электромобилей подали два претендента: "Моторинвест" (Липецкая область) и "Электромобили Мануфэкчуринг Рус" (Санкт-Петербург).

Сбор заявок завершен. По условиям конкурса, лучшей может быть признана одна из них или обе. Итоги отбора подведут до 5 марта.

СПИК предполагает "внедрение или разработку и внедрение технологии производства экологически чистых городских транспортных средств на базе тяговых двигателей".

Начнут с крупноузловой сборки и постепенно будут углублять локализацию. В электротранспорте проще - здесь нет ДВС, коробки, задних мостов.

На мощностях "Моторинвест" до 2019 года выпускались китайские кроссоверы Changan. О том, что здесь может появиться кластер по производству электромобилей сообщалось летом. Проект поддерживали "Россети".
В 2021 году малый и средний бизнес активно использовал железную дорогу - погрузка выросла на 15%, до 173,6 млн тонн, погрузка на экспорт - на 11%, до 49,6 млн тонн. Субъекты МСП обеспечивают 13,5% всех грузов РЖД.

Глава госкомпании Олег Белозеров встретился с руководством "Опоры России". Договорились повышать доступность ж/д транспорта для МСП и подписать дорожную карту. В прошлом году скидки к грузовому тарифу для МСП составляли от 9,4 до 50% в зависимости от груза и типа перевозки.

Также предпринимателям предложено поучаствовать в модернизации БАМа и Транссиба (от поставок материалов и оборудования до выполнения работ). Предложение будут обсуждать, но нужны конкретные механизмы.

Сейчас объём закупок РЖД у малого и среднего бизнеса - около 220 млрд рублей (почти четверть от общего объёма закупок). В этом году обязательная доля закупок госкомпаний у МСП повысилась до 25%. Кроме того, увеличена (с 18 до 20%) квота на проведение спецторгов, к участию в которых допускаются только представители МСП.
Борьба за потребителей идет не только между продавцами, но и между каналами продаж: онлайн и офлайн.

По данным Росстата, в ноябре электронные продажи составили 9,2% в обороте крупных и средних торгующих организаций. Таким образом, годовой оборот электронной розницы может превысить 3 трлн рублей.

В сегменте продовольствия проникновение онлайн-продаж еще выше. Продукты питания второй год подряд входят в ТОП-5 самых популярных товаров в интернете. За 11 месяцев прошлого года на них пришлось 9,6% электронной коммерции.

Практически весь ритейл сегодня обзавелся онлайн-каналами. В общей выручке они занимают от 1 до 25%. Например, у "Ашана" доля интернет-торговли в прошлом году выросла с 0,3 до 5%.

Основная проблема для дальнейшего проникновения онлайна - недостаточность инфраструктуры.

Цена остается ключевым фактором выбора покупателя. Продавцы конкурируют за него, снижая цены. Но чтобы иметь возможность предлагать более выгодные, нужно вкладываться в фулфилмент, в инфраструктуру доставки.

У серьезных игроков e-commerce затраты на развитие исчисляются миллиардами и даже десятками миллиардов рублей в год. Издержки весьма высокие, и уже сейчас наблюдается тенденция на постепенное удорожание их сервиса.
Результаты декабрьского исследования Промсвязьбанка, "Опоры России" и Magram Market Research:

• 19% - допускают закрытие бизнеса в этом году при ухудшении экономической ситуации (год назад - 17%)

• 7% - рассматривают такую перспективу при сохранении текущих экономических тенденций (10%)

В 2019 году эти ответы в сумме дали 32% респондентов.

• 74% - отвергли вероятность прекращения бизнеса в 2022 году при любом экономическом сценарии

• 43% - заявили о росте выручки. В сегменте микробизнеса всего 29% прибыльных компаний, у 40% сокращение выручки.

У микропредприятий меньше компетенций и запаса прочности. Кроме того, у них острая конкуренция с самозанятыми - в этот налоговый режим уходят работники.

• 45% - дефицит квалифицированных кадров - главная проблема при поиске новых сотрудников (40%)

Рост оборота по сегментам: производство - 51% предприятий, торговля - 43%, сфера услуг - 36%.

По данным Минэка, в 2021 году открылось 1,02 млн новых предприятий (+20%).
С отходами у производителей и поставщиков две опции: самостоятельная утилизация использованных товаров (упаковки) или уплата экосбора в бюджет.

Механизм плохо работает. По итогам прошлого года с бизнеса собрали всего 5 млрд рублей, тогда как население заплатило за вывоз мусора более 190 млрд.

Минприроды уже длительное время готовит законопроект по утилизации отходов. В конце прошлого года его в очередной раз доработали - утилизация 100% упаковки с начала 2023 года, и рост нормативов для товаров на 10% (сейчас это 10-45%).

Законопроектом предусмотрены более строгие нормы для товаров из дальнего зарубежья: при самостоятельной утилизации нужна банковская гарантия, при каждом ввозе - договоры поручительства от переработчиков.

Импортеры, естественно, против - поставщики алкоголя, косметики, электроники и др. (всего 14 объединений) написали письмо вице-премьеру Виктории Абрамченко. По их мнению, это дискриминация и всё может закончиться ростом цен на продукцию, аналоги которой у нас не производятся.

По предварительным расчетам, расходы на утилизацию вырастут как минимум вдвое (например, банковская гарантия для импортеров стоит 1-10% от суммы гарантии). Но в правительстве с такими оценками не согласны. Завтра законопроект обсудят на совещании у Абрамченко, а затем отправят в Госдуму.
Если до пандемии больницы тратили на медицинский кислород не более 3 млрд рублей ежегодно, то за 11 месяцев прошлого года, по подсчетам аналитиков из AlphaRM, расходы госзаказчиков выросли до 17,4 млрд рублей.

Но одних денег мало - кислород еще надо произвести. С весны 2020 года его основные поставщики увеличили объемы в 10 раз, до 3 тыс. тонн в сутки. Это близко к потребностям больниц в пиковые периоды заболеваемости. С июля 2021 года совокупный объем отгрузки вырос на 40%.

Главные специализированные поставщики - это Air Liquide (Франция), Linde Gas (Германия) и "Криогаз" (Группа "Синара"). Согласно "Фармвестнику" на первую компанию приходится 9,3% российских поставок в денежном выражении, на вторую - 8%. "Криогаз" в сутки производит 300-350 тонн, увеличив объем в 7 раз с 2019 года.

Коме того, поставками занимаются крупные промышленные предприятия: НЛМК, "Сибур", "Металлоинвест" и др., производившие технический кислород для собственных нужд (его можно преобразовать в медицинский).

Например, на установках НЛМК за 2020-2021 годы выпустили более 30 тыс. тонн (месячный рекорд - 3,6 тыс. тонн в октябре), "Металлоинвест" за полтора года отгрузил более 15,6 тыс. тонн (в этом году хотят выйти на 1,4 тыс. тонн ежемесячно). "Сибур" выдает около 100 тонн в сутки.

Чтобы упростить производство, была ускорена выдача лицензий и регистрация медицинского кислорода как лекарства (нужно для начала поставок в больницы). В прошлом году выдали 17 новых регистрационных удостоверений на его производство.

На сегодня регионы, где есть проблемы с обеспеченностью медицинским кислородом, отсутствуют.
По данным "Росспецмаша", в 2021 году производство дорожно-строительной техники выросло на 28%, до 56,1 млрд рублей. Основная часть поставок пришлась на внутренний рынок (55,3 млрд).

При этом, в отличие от других машиностроительных отраслей, на рынке спецтехники нет низкой базы прошлого года - в 2020-м российские заводы увеличили производство на 6%, внутренние продажи - на 11%.

Показатели прошлого года вызваны несколькими причинами: отложенный в 2020 году спрос, рост спроса на спецтехнику в 2021 году (государство активно строит инфраструктуру, высокие цены на уголь), господдержка.

Лидеры по росту продаж:

• краны-трубоукладчики - в 3,8 раза
• мини-погрузчики - на 57%
• автогрейдеры - на 22%
• гусеничные бульдозеры - на 16,6%
• автокраны - на 13%
• фронтальные погрузчики - на 10%

У заводов в России есть большой потенциал к дальнейшему развитию - их мощности до сих пор недозагружены. Но для успешной конкуренции с иностранными брендами нужно расширять меры господдержки.
Журналисты RTVI провели расследование о закупках лекарственных препаратов для онкобольных.

В результате выявили целую сеть компаний, занимавшихся двойной реализацией лекарств государству. В больницы разных регионов продавались препараты, которые до этого уже были поставлены в систему здравоохранения Москвы и Петербурга.

Пока непонятно, каким именно способом они похищались (для повторной реализации). Скорее всего, речь о фиктивном использовании - зачастую невозможно проверить, было ли использовано лекарство, сами пациенты могут не знать, что им колют.

Но обнаружить эту преступную деятельность удалось с помощью маркировки - цепочки движения препаратов по подставным фирмам отследили благодаря DataMatrix-кодам системы "Честный знак".

Те факты, что обнаружили журналисты, позволяют сделать вывод о масштабах торговли контрафактными лекарства только в одном этом случае - речь идет о сотнях миллионов и даже миллиардах рублей.
"Опора России" просит Минэкономики списать кредиты по программе льготного кредитования "ФОТ 3.0" тем предприятиям, которые сохранили не менее 90% рабочих мест.

Отказ от массовых увольнений был ключевым условием программы, первый этап которой длился с марта по июль прошлого года и в котором приняли участие компании из 17 отраслей. Всего было выдано кредитов на 240 млрд рублей.

Аргумент "Опоры" - бизнес взял на себя серьезное социальное обязательство, но ухудшение ситуации с пандемией грозит серьезными экономическими последствиями. В таких условиях тяжело погашать займы, и отказываться от увольнений.
За 11 месяцев прошлого года таможня изъяла 17,4 млн немаркированных пачек сигарет. Это почти в 6 раз больше, чем за весь 2020 год.

Аналогичная динамика и по другим видам маркируемой продукции:

• обувь - 697,8 тыс. пар (в 2020 году - 430,3 тыс.)
• молочка - 214,8 тыс. кг (не маркировалась)
• парфюмерия - 125 тыс. штук (93,7 тыс.)
• меховая продукция - 43,2 тыс. штук (4,2 тыс.)
• шины - 3,4 тыс. штук (6)
• фотоаппараты - 37 попыток ввоза в Россию (1)

Объемы изъятой нелегальной продукции растут и у других ведомств с полномочиями контроля: МВД, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Россельхознадзор.

Практической работы еще много. Одна из ключевых задач по тому же табаку - мотивировать регионы активнее пользоваться возможностями, которые предоставляет маркировка. Но главное в том, что этот инструмент уже есть.

С появлением физической маркировки на товаре выявлять контрафакт стало проще простого. Если кода нет - значит, нелегальный оборот. Если код есть - данные о товаре проверяются смартфоном за секунду.
Росстат оценил состояние малого бизнеса в 2020 году. Выручка - 69,1 трлн рублей (юрлица - 48,9 трлн, ИП - 20,2 трлн).

На розничную и оптовую торговлю приходится около 51% совокупной выручки. Примерно по 10% обеспечивают обработка и строительство, по 5,5% - грузоперевозки (хранение) и операции с недвижимостью.

Регионы, лидирующие по обороту:

• Москва - 18,6% суммарной выручки по России
• Санкт-Петербург - 8%
• Краснодарский край - 6,4%
• Московская область - 5,9%
• Свердловская область - 3,1%
Почти весь прошлый год можно было прочитать о дефиците грузовиков из-за высокого спроса и нехватки комплектующих. Но на продажах это не отразилось.

Данные "Автостат инфо" на основе регистраций ТС - реализовано 100 196 среднетоннажных и тяжелых грузовиков. Это на 38% больше, чем в 2020-м, и на 21% - чем в 2019 году.

Лидирующие модели:

1. "Газон Next" - 8159 (+28%)
2. "Камаз 43118" - 8115 (+25%)
3. "Камаз 5490" - 8020 (+45%)

"Газон Next" пользуется популярностью, т.к. эти машины не облагаются тарифом "Платона" (меньше 12 тонн).

Лидирующие автоконцерны:

1. "Камаз" - 36,4 тыс. машин (+29%)
2. ГАЗ - 10,2 тыс. (28%)
3. Scania - 7,3 тыс. (+52%)
4. Volvo - 6 тыс. (+61%)
5. MAN - 4,8 тыс. (+35%)

В "Камазе" говорят, что отгрузили клиентам на пару тысяч больше. Окончательных итогов здесь еще не подвели, но в наступившем году планируют продать 45 тыс. грузовиков, из них 6 тыс. - на экспорт.

В целом, продажи российских грузовиков за год выросли на 30%, до 56,2 тыс., иностранных - на 49%, до 44 тыс.
ФНС подвела итоги работы института самозанятых (налог на профессиональный доход ввели в 2019 году):

• Число самозанятых достигло 4 млн человек.

• Ежедневно в качестве самозанятых регистрируются более 7 тыс. человек.

• За два года они совокупно заработали 882 млрд рублей.

• Сформировано 610 млн чеков, средний чек самозанятого - 1446 рублей.

• Основные направления деятельности: такси, доставка, ремонт, маркетинг, аренда квартир.

• Средний возраст самозанятого - 35 лет.

• Регионы с максимальным доходом: Москва, Московская область, Чукотка, Татарстан, Санкт-Петербург.

• Регионы с максимальной концентрацией самозанятых: Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Московская область.

По прогнозам Минтруда к 2024 году число самозанятых вырастет до 5-6 млн человек.
Сегодня страны-участницы ЕАЭС не вправе устанавливать минимальную розничную цену (МРЦ) на напитки крепостью менее 28%. Но разговоры о необходимости МРЦ на пиво уже ведутся.

Эту меру лоббирует союз пивоваров. В прошлом году предлагалось установить следующие параметры: на пиво в банке или бутылке - 110 рублей за 1 л, ПЭТ-упаковке - 90 рублей, разливного пива - 85 рублей.

Россия уже ввела МРЦ на крепкий алкоголь, но влияние этого механизма на потребление не столь однозначное, как может показаться. Против МРЦ на пиво выступают Минпромторг и ФАС.

При установлении ценового минимума (в комплексе с повышением акциза в 2022 году) розничные цены на пиво повысятся. Это ударит по кошельку покупателей, а их спрос переориентируется в пользу крепкого алкоголя. Нет никакого смысла создавать сейчас дополнительные риски для и так неспокойного потребительского рынка.

По оценкам ФАС, оптовый рынок алкоголя - конкурентный, с большим количеством хозяйствующих субъектов, число которых растет. Особенно много появляется малых и средних пивоваров - за последние 5 лет их доля увеличилась на 30%. Введение МРЦ на таком рынке - избыточная мера регулирования.
В правительстве готовятся к распространению системы маркировки на новые товарные группы. Минпромторг подготовил следующие предложения по срокам:

• Крепкий алкоголь и вино

Эксперимент
с 1 июня 2022 года по 31 августа 2023 года: вина виноградные натуральные, включая крепленые, вермуты и виноградные натуральные вина с добавлением растительных или ароматических веществ, спиртовые настойки, ликеры и др.

• Алкогольное и безалкогольное пиво

Обязательная маркировка
: с 1 сентября - безалкогольное пиво в спецупаковке, с 1 декабря - в другой упаковке. С этого времени ввод немаркированной продукции в оборот не допускается. Ту, что уже в обороте, можно будет реализовать в течение года с указанных дат (в пределах срока годности).

• Консервы

Эксперимент
: рыбные консервы - с 1 апреля 2022 года по 28 февраля 2023 года; мясные, овощные и фруктовые - с 1 мая 2022 года по 28 февраля 2023 года.

• Корма для домашних животных (за исключением сельскохозяйственных)

Эксперимент с 1 мая 2022 года по 28 февраля 2023 года.

Как показывает практика, запуск системы маркировки для группы товаров означает существенное обеление розничной торговли в этом сегменте.

Например, если доля контрафактной табачной продукции стабильно росла на протяжении нескольких лет и достигла в 2019 году 15,6%, то по итогам 9 месяцев 2021 года она снизилась до 11,5%. И это несмотря на рост акцизов - главный стимул серого рынка.

Маркировку делает эффективным средством борьбы с контрафактом то, что в процессе контроля может участвовать любой покупатель со смартфоном. Расширение этой практики сделает бизнес в целом более чистым, а добросовестный бизнес - более прибыльным.
Незыгарь пишет про изменения в нормативах налогообложения дорогих авто. В целом всё по делу, но есть две неточности.

Первая: критерии для включения в список формирует Минфин, а задача Минпромторга - просто отфиксировать картину того, какие модели им соответствуют исходя из розничных цен, устанавливаемых официальными дилерами.

Вторая: не все из моделей, присутствующих на рынке, в том числе люксовые, завозятся сюда через официальных дилеров. Поэтому и в список такие машины могут не попадать.

Но то, что правила надо менять - факт уже очевидный и для участников рынка, и для регуляторов.
Центробанк опубликовал результаты исследования о влиянии пандемии на работу промышленных предприятий, проведенного в середине прошлого года.

Согласно тем данным, 28% компаний планировали провести оптимизацию штата, т.е. сокращать работников. В первую очередь этим должны были заняться те компании, чья выручка не восстановилась до допандемийного уровня к третьему кварталу 2021 года.

Сейчас можно сказать, что этого не произошло, хотя в среднесрочной перспективе ожидается некоторое снижение числа занятых на крупных предприятиях. Но это вряд ли можно связывать лишь с ухудшением их экономики.

Действуют и другие факторы, например, автоматизация в период пандемии отдельных рабочих процессов. Также промышленные гиганты стараются передавать выполнение непрофильных задач на аутсорсинг малому и среднему бизнесу (что означает рост занятости в этих сегментах).

В целом на рынке сохраняется дефицит рабочих рук, в т.ч. квалифицированных. 27% предприятий для удержания сотрудников планировали повышать зарплаты, а 18% хотели заняться повышением уровня их квалификации.

Безработица сейчас на исторических минимумах. По данным Росстата, в ноябре уровень занятости (доля занятых в общей численности населения старше 15 лет) составил 59,8% - на 1,3 п.п. выше, чем год назад.

Рекрутинговые агентства отмечают в прошлом коду значительное снижение конкуренции между работниками - в среднем с 6 до 3,8 человек на место.