Заявки на заключение СПИК для производства электромобилей подали два претендента: "Моторинвест" (Липецкая область) и "Электромобили Мануфэкчуринг Рус" (Санкт-Петербург).
Сбор заявок завершен. По условиям конкурса, лучшей может быть признана одна из них или обе. Итоги отбора подведут до 5 марта.
СПИК предполагает "внедрение или разработку и внедрение технологии производства экологически чистых городских транспортных средств на базе тяговых двигателей".
Начнут с крупноузловой сборки и постепенно будут углублять локализацию. В электротранспорте проще - здесь нет ДВС, коробки, задних мостов.
На мощностях "Моторинвест" до 2019 года выпускались китайские кроссоверы Changan. О том, что здесь может появиться кластер по производству электромобилей сообщалось летом. Проект поддерживали "Россети".
Сбор заявок завершен. По условиям конкурса, лучшей может быть признана одна из них или обе. Итоги отбора подведут до 5 марта.
СПИК предполагает "внедрение или разработку и внедрение технологии производства экологически чистых городских транспортных средств на базе тяговых двигателей".
Начнут с крупноузловой сборки и постепенно будут углублять локализацию. В электротранспорте проще - здесь нет ДВС, коробки, задних мостов.
На мощностях "Моторинвест" до 2019 года выпускались китайские кроссоверы Changan. О том, что здесь может появиться кластер по производству электромобилей сообщалось летом. Проект поддерживали "Россети".
В 2021 году малый и средний бизнес активно использовал железную дорогу - погрузка выросла на 15%, до 173,6 млн тонн, погрузка на экспорт - на 11%, до 49,6 млн тонн. Субъекты МСП обеспечивают 13,5% всех грузов РЖД.
Глава госкомпании Олег Белозеров встретился с руководством "Опоры России". Договорились повышать доступность ж/д транспорта для МСП и подписать дорожную карту. В прошлом году скидки к грузовому тарифу для МСП составляли от 9,4 до 50% в зависимости от груза и типа перевозки.
Также предпринимателям предложено поучаствовать в модернизации БАМа и Транссиба (от поставок материалов и оборудования до выполнения работ). Предложение будут обсуждать, но нужны конкретные механизмы.
Сейчас объём закупок РЖД у малого и среднего бизнеса - около 220 млрд рублей (почти четверть от общего объёма закупок). В этом году обязательная доля закупок госкомпаний у МСП повысилась до 25%. Кроме того, увеличена (с 18 до 20%) квота на проведение спецторгов, к участию в которых допускаются только представители МСП.
Глава госкомпании Олег Белозеров встретился с руководством "Опоры России". Договорились повышать доступность ж/д транспорта для МСП и подписать дорожную карту. В прошлом году скидки к грузовому тарифу для МСП составляли от 9,4 до 50% в зависимости от груза и типа перевозки.
Также предпринимателям предложено поучаствовать в модернизации БАМа и Транссиба (от поставок материалов и оборудования до выполнения работ). Предложение будут обсуждать, но нужны конкретные механизмы.
Сейчас объём закупок РЖД у малого и среднего бизнеса - около 220 млрд рублей (почти четверть от общего объёма закупок). В этом году обязательная доля закупок госкомпаний у МСП повысилась до 25%. Кроме того, увеличена (с 18 до 20%) квота на проведение спецторгов, к участию в которых допускаются только представители МСП.
Борьба за потребителей идет не только между продавцами, но и между каналами продаж: онлайн и офлайн.
По данным Росстата, в ноябре электронные продажи составили 9,2% в обороте крупных и средних торгующих организаций. Таким образом, годовой оборот электронной розницы может превысить 3 трлн рублей.
В сегменте продовольствия проникновение онлайн-продаж еще выше. Продукты питания второй год подряд входят в ТОП-5 самых популярных товаров в интернете. За 11 месяцев прошлого года на них пришлось 9,6% электронной коммерции.
Практически весь ритейл сегодня обзавелся онлайн-каналами. В общей выручке они занимают от 1 до 25%. Например, у "Ашана" доля интернет-торговли в прошлом году выросла с 0,3 до 5%.
Основная проблема для дальнейшего проникновения онлайна - недостаточность инфраструктуры.
Цена остается ключевым фактором выбора покупателя. Продавцы конкурируют за него, снижая цены. Но чтобы иметь возможность предлагать более выгодные, нужно вкладываться в фулфилмент, в инфраструктуру доставки.
У серьезных игроков e-commerce затраты на развитие исчисляются миллиардами и даже десятками миллиардов рублей в год. Издержки весьма высокие, и уже сейчас наблюдается тенденция на постепенное удорожание их сервиса.
По данным Росстата, в ноябре электронные продажи составили 9,2% в обороте крупных и средних торгующих организаций. Таким образом, годовой оборот электронной розницы может превысить 3 трлн рублей.
В сегменте продовольствия проникновение онлайн-продаж еще выше. Продукты питания второй год подряд входят в ТОП-5 самых популярных товаров в интернете. За 11 месяцев прошлого года на них пришлось 9,6% электронной коммерции.
Практически весь ритейл сегодня обзавелся онлайн-каналами. В общей выручке они занимают от 1 до 25%. Например, у "Ашана" доля интернет-торговли в прошлом году выросла с 0,3 до 5%.
Основная проблема для дальнейшего проникновения онлайна - недостаточность инфраструктуры.
Цена остается ключевым фактором выбора покупателя. Продавцы конкурируют за него, снижая цены. Но чтобы иметь возможность предлагать более выгодные, нужно вкладываться в фулфилмент, в инфраструктуру доставки.
У серьезных игроков e-commerce затраты на развитие исчисляются миллиардами и даже десятками миллиардов рублей в год. Издержки весьма высокие, и уже сейчас наблюдается тенденция на постепенное удорожание их сервиса.
Результаты декабрьского исследования Промсвязьбанка, "Опоры России" и Magram Market Research:
• 19% - допускают закрытие бизнеса в этом году при ухудшении экономической ситуации (год назад - 17%)
• 7% - рассматривают такую перспективу при сохранении текущих экономических тенденций (10%)
В 2019 году эти ответы в сумме дали 32% респондентов.
• 74% - отвергли вероятность прекращения бизнеса в 2022 году при любом экономическом сценарии
• 43% - заявили о росте выручки. В сегменте микробизнеса всего 29% прибыльных компаний, у 40% сокращение выручки.
У микропредприятий меньше компетенций и запаса прочности. Кроме того, у них острая конкуренция с самозанятыми - в этот налоговый режим уходят работники.
• 45% - дефицит квалифицированных кадров - главная проблема при поиске новых сотрудников (40%)
Рост оборота по сегментам: производство - 51% предприятий, торговля - 43%, сфера услуг - 36%.
По данным Минэка, в 2021 году открылось 1,02 млн новых предприятий (+20%).
• 19% - допускают закрытие бизнеса в этом году при ухудшении экономической ситуации (год назад - 17%)
• 7% - рассматривают такую перспективу при сохранении текущих экономических тенденций (10%)
В 2019 году эти ответы в сумме дали 32% респондентов.
• 74% - отвергли вероятность прекращения бизнеса в 2022 году при любом экономическом сценарии
• 43% - заявили о росте выручки. В сегменте микробизнеса всего 29% прибыльных компаний, у 40% сокращение выручки.
У микропредприятий меньше компетенций и запаса прочности. Кроме того, у них острая конкуренция с самозанятыми - в этот налоговый режим уходят работники.
• 45% - дефицит квалифицированных кадров - главная проблема при поиске новых сотрудников (40%)
Рост оборота по сегментам: производство - 51% предприятий, торговля - 43%, сфера услуг - 36%.
По данным Минэка, в 2021 году открылось 1,02 млн новых предприятий (+20%).
С отходами у производителей и поставщиков две опции: самостоятельная утилизация использованных товаров (упаковки) или уплата экосбора в бюджет.
Механизм плохо работает. По итогам прошлого года с бизнеса собрали всего 5 млрд рублей, тогда как население заплатило за вывоз мусора более 190 млрд.
Минприроды уже длительное время готовит законопроект по утилизации отходов. В конце прошлого года его в очередной раз доработали - утилизация 100% упаковки с начала 2023 года, и рост нормативов для товаров на 10% (сейчас это 10-45%).
Законопроектом предусмотрены более строгие нормы для товаров из дальнего зарубежья: при самостоятельной утилизации нужна банковская гарантия, при каждом ввозе - договоры поручительства от переработчиков.
Импортеры, естественно, против - поставщики алкоголя, косметики, электроники и др. (всего 14 объединений) написали письмо вице-премьеру Виктории Абрамченко. По их мнению, это дискриминация и всё может закончиться ростом цен на продукцию, аналоги которой у нас не производятся.
По предварительным расчетам, расходы на утилизацию вырастут как минимум вдвое (например, банковская гарантия для импортеров стоит 1-10% от суммы гарантии). Но в правительстве с такими оценками не согласны. Завтра законопроект обсудят на совещании у Абрамченко, а затем отправят в Госдуму.
Механизм плохо работает. По итогам прошлого года с бизнеса собрали всего 5 млрд рублей, тогда как население заплатило за вывоз мусора более 190 млрд.
Минприроды уже длительное время готовит законопроект по утилизации отходов. В конце прошлого года его в очередной раз доработали - утилизация 100% упаковки с начала 2023 года, и рост нормативов для товаров на 10% (сейчас это 10-45%).
Законопроектом предусмотрены более строгие нормы для товаров из дальнего зарубежья: при самостоятельной утилизации нужна банковская гарантия, при каждом ввозе - договоры поручительства от переработчиков.
Импортеры, естественно, против - поставщики алкоголя, косметики, электроники и др. (всего 14 объединений) написали письмо вице-премьеру Виктории Абрамченко. По их мнению, это дискриминация и всё может закончиться ростом цен на продукцию, аналоги которой у нас не производятся.
По предварительным расчетам, расходы на утилизацию вырастут как минимум вдвое (например, банковская гарантия для импортеров стоит 1-10% от суммы гарантии). Но в правительстве с такими оценками не согласны. Завтра законопроект обсудят на совещании у Абрамченко, а затем отправят в Госдуму.
Если до пандемии больницы тратили на медицинский кислород не более 3 млрд рублей ежегодно, то за 11 месяцев прошлого года, по подсчетам аналитиков из AlphaRM, расходы госзаказчиков выросли до 17,4 млрд рублей.
Но одних денег мало - кислород еще надо произвести. С весны 2020 года его основные поставщики увеличили объемы в 10 раз, до 3 тыс. тонн в сутки. Это близко к потребностям больниц в пиковые периоды заболеваемости. С июля 2021 года совокупный объем отгрузки вырос на 40%.
Главные специализированные поставщики - это Air Liquide (Франция), Linde Gas (Германия) и "Криогаз" (Группа "Синара"). Согласно "Фармвестнику" на первую компанию приходится 9,3% российских поставок в денежном выражении, на вторую - 8%. "Криогаз" в сутки производит 300-350 тонн, увеличив объем в 7 раз с 2019 года.
Коме того, поставками занимаются крупные промышленные предприятия: НЛМК, "Сибур", "Металлоинвест" и др., производившие технический кислород для собственных нужд (его можно преобразовать в медицинский).
Например, на установках НЛМК за 2020-2021 годы выпустили более 30 тыс. тонн (месячный рекорд - 3,6 тыс. тонн в октябре), "Металлоинвест" за полтора года отгрузил более 15,6 тыс. тонн (в этом году хотят выйти на 1,4 тыс. тонн ежемесячно). "Сибур" выдает около 100 тонн в сутки.
Чтобы упростить производство, была ускорена выдача лицензий и регистрация медицинского кислорода как лекарства (нужно для начала поставок в больницы). В прошлом году выдали 17 новых регистрационных удостоверений на его производство.
На сегодня регионы, где есть проблемы с обеспеченностью медицинским кислородом, отсутствуют.
Но одних денег мало - кислород еще надо произвести. С весны 2020 года его основные поставщики увеличили объемы в 10 раз, до 3 тыс. тонн в сутки. Это близко к потребностям больниц в пиковые периоды заболеваемости. С июля 2021 года совокупный объем отгрузки вырос на 40%.
Главные специализированные поставщики - это Air Liquide (Франция), Linde Gas (Германия) и "Криогаз" (Группа "Синара"). Согласно "Фармвестнику" на первую компанию приходится 9,3% российских поставок в денежном выражении, на вторую - 8%. "Криогаз" в сутки производит 300-350 тонн, увеличив объем в 7 раз с 2019 года.
Коме того, поставками занимаются крупные промышленные предприятия: НЛМК, "Сибур", "Металлоинвест" и др., производившие технический кислород для собственных нужд (его можно преобразовать в медицинский).
Например, на установках НЛМК за 2020-2021 годы выпустили более 30 тыс. тонн (месячный рекорд - 3,6 тыс. тонн в октябре), "Металлоинвест" за полтора года отгрузил более 15,6 тыс. тонн (в этом году хотят выйти на 1,4 тыс. тонн ежемесячно). "Сибур" выдает около 100 тонн в сутки.
Чтобы упростить производство, была ускорена выдача лицензий и регистрация медицинского кислорода как лекарства (нужно для начала поставок в больницы). В прошлом году выдали 17 новых регистрационных удостоверений на его производство.
На сегодня регионы, где есть проблемы с обеспеченностью медицинским кислородом, отсутствуют.
По данным "Росспецмаша", в 2021 году производство дорожно-строительной техники выросло на 28%, до 56,1 млрд рублей. Основная часть поставок пришлась на внутренний рынок (55,3 млрд).
При этом, в отличие от других машиностроительных отраслей, на рынке спецтехники нет низкой базы прошлого года - в 2020-м российские заводы увеличили производство на 6%, внутренние продажи - на 11%.
Показатели прошлого года вызваны несколькими причинами: отложенный в 2020 году спрос, рост спроса на спецтехнику в 2021 году (государство активно строит инфраструктуру, высокие цены на уголь), господдержка.
Лидеры по росту продаж:
• краны-трубоукладчики - в 3,8 раза
• мини-погрузчики - на 57%
• автогрейдеры - на 22%
• гусеничные бульдозеры - на 16,6%
• автокраны - на 13%
• фронтальные погрузчики - на 10%
У заводов в России есть большой потенциал к дальнейшему развитию - их мощности до сих пор недозагружены. Но для успешной конкуренции с иностранными брендами нужно расширять меры господдержки.
При этом, в отличие от других машиностроительных отраслей, на рынке спецтехники нет низкой базы прошлого года - в 2020-м российские заводы увеличили производство на 6%, внутренние продажи - на 11%.
Показатели прошлого года вызваны несколькими причинами: отложенный в 2020 году спрос, рост спроса на спецтехнику в 2021 году (государство активно строит инфраструктуру, высокие цены на уголь), господдержка.
Лидеры по росту продаж:
• краны-трубоукладчики - в 3,8 раза
• мини-погрузчики - на 57%
• автогрейдеры - на 22%
• гусеничные бульдозеры - на 16,6%
• автокраны - на 13%
• фронтальные погрузчики - на 10%
У заводов в России есть большой потенциал к дальнейшему развитию - их мощности до сих пор недозагружены. Но для успешной конкуренции с иностранными брендами нужно расширять меры господдержки.
Журналисты RTVI провели расследование о закупках лекарственных препаратов для онкобольных.
В результате выявили целую сеть компаний, занимавшихся двойной реализацией лекарств государству. В больницы разных регионов продавались препараты, которые до этого уже были поставлены в систему здравоохранения Москвы и Петербурга.
Пока непонятно, каким именно способом они похищались (для повторной реализации). Скорее всего, речь о фиктивном использовании - зачастую невозможно проверить, было ли использовано лекарство, сами пациенты могут не знать, что им колют.
Но обнаружить эту преступную деятельность удалось с помощью маркировки - цепочки движения препаратов по подставным фирмам отследили благодаря DataMatrix-кодам системы "Честный знак".
Те факты, что обнаружили журналисты, позволяют сделать вывод о масштабах торговли контрафактными лекарства только в одном этом случае - речь идет о сотнях миллионов и даже миллиардах рублей.
В результате выявили целую сеть компаний, занимавшихся двойной реализацией лекарств государству. В больницы разных регионов продавались препараты, которые до этого уже были поставлены в систему здравоохранения Москвы и Петербурга.
Пока непонятно, каким именно способом они похищались (для повторной реализации). Скорее всего, речь о фиктивном использовании - зачастую невозможно проверить, было ли использовано лекарство, сами пациенты могут не знать, что им колют.
Но обнаружить эту преступную деятельность удалось с помощью маркировки - цепочки движения препаратов по подставным фирмам отследили благодаря DataMatrix-кодам системы "Честный знак".
Те факты, что обнаружили журналисты, позволяют сделать вывод о масштабах торговли контрафактными лекарства только в одном этом случае - речь идет о сотнях миллионов и даже миллиардах рублей.
RTVI
«Пациенты часто не знают, что им колют». Как государство дважды платит за лекарства для онкобольных
В октябре прошлого года в Ингушетии возбудили уголовное дело по статье о превышении должностных полномочий после закупки местным Минздравом лекарств для онкобольных. По версии следствия, препараты были поставлены в республиканский онкологический диспансер…
"Опора России" просит Минэкономики списать кредиты по программе льготного кредитования "ФОТ 3.0" тем предприятиям, которые сохранили не менее 90% рабочих мест.
Отказ от массовых увольнений был ключевым условием программы, первый этап которой длился с марта по июль прошлого года и в котором приняли участие компании из 17 отраслей. Всего было выдано кредитов на 240 млрд рублей.
Аргумент "Опоры" - бизнес взял на себя серьезное социальное обязательство, но ухудшение ситуации с пандемией грозит серьезными экономическими последствиями. В таких условиях тяжело погашать займы, и отказываться от увольнений.
Отказ от массовых увольнений был ключевым условием программы, первый этап которой длился с марта по июль прошлого года и в котором приняли участие компании из 17 отраслей. Всего было выдано кредитов на 240 млрд рублей.
Аргумент "Опоры" - бизнес взял на себя серьезное социальное обязательство, но ухудшение ситуации с пандемией грозит серьезными экономическими последствиями. В таких условиях тяжело погашать займы, и отказываться от увольнений.
За 11 месяцев прошлого года таможня изъяла 17,4 млн немаркированных пачек сигарет. Это почти в 6 раз больше, чем за весь 2020 год.
Аналогичная динамика и по другим видам маркируемой продукции:
• обувь - 697,8 тыс. пар (в 2020 году - 430,3 тыс.)
• молочка - 214,8 тыс. кг (не маркировалась)
• парфюмерия - 125 тыс. штук (93,7 тыс.)
• меховая продукция - 43,2 тыс. штук (4,2 тыс.)
• шины - 3,4 тыс. штук (6)
• фотоаппараты - 37 попыток ввоза в Россию (1)
Объемы изъятой нелегальной продукции растут и у других ведомств с полномочиями контроля: МВД, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Россельхознадзор.
Практической работы еще много. Одна из ключевых задач по тому же табаку - мотивировать регионы активнее пользоваться возможностями, которые предоставляет маркировка. Но главное в том, что этот инструмент уже есть.
С появлением физической маркировки на товаре выявлять контрафакт стало проще простого. Если кода нет - значит, нелегальный оборот. Если код есть - данные о товаре проверяются смартфоном за секунду.
Аналогичная динамика и по другим видам маркируемой продукции:
• обувь - 697,8 тыс. пар (в 2020 году - 430,3 тыс.)
• молочка - 214,8 тыс. кг (не маркировалась)
• парфюмерия - 125 тыс. штук (93,7 тыс.)
• меховая продукция - 43,2 тыс. штук (4,2 тыс.)
• шины - 3,4 тыс. штук (6)
• фотоаппараты - 37 попыток ввоза в Россию (1)
Объемы изъятой нелегальной продукции растут и у других ведомств с полномочиями контроля: МВД, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Россельхознадзор.
Практической работы еще много. Одна из ключевых задач по тому же табаку - мотивировать регионы активнее пользоваться возможностями, которые предоставляет маркировка. Но главное в том, что этот инструмент уже есть.
С появлением физической маркировки на товаре выявлять контрафакт стало проще простого. Если кода нет - значит, нелегальный оборот. Если код есть - данные о товаре проверяются смартфоном за секунду.
Росстат оценил состояние малого бизнеса в 2020 году. Выручка - 69,1 трлн рублей (юрлица - 48,9 трлн, ИП - 20,2 трлн).
На розничную и оптовую торговлю приходится около 51% совокупной выручки. Примерно по 10% обеспечивают обработка и строительство, по 5,5% - грузоперевозки (хранение) и операции с недвижимостью.
Регионы, лидирующие по обороту:
• Москва - 18,6% суммарной выручки по России
• Санкт-Петербург - 8%
• Краснодарский край - 6,4%
• Московская область - 5,9%
• Свердловская область - 3,1%
На розничную и оптовую торговлю приходится около 51% совокупной выручки. Примерно по 10% обеспечивают обработка и строительство, по 5,5% - грузоперевозки (хранение) и операции с недвижимостью.
Регионы, лидирующие по обороту:
• Москва - 18,6% суммарной выручки по России
• Санкт-Петербург - 8%
• Краснодарский край - 6,4%
• Московская область - 5,9%
• Свердловская область - 3,1%
Почти весь прошлый год можно было прочитать о дефиците грузовиков из-за высокого спроса и нехватки комплектующих. Но на продажах это не отразилось.
Данные "Автостат инфо" на основе регистраций ТС - реализовано 100 196 среднетоннажных и тяжелых грузовиков. Это на 38% больше, чем в 2020-м, и на 21% - чем в 2019 году.
Лидирующие модели:
1. "Газон Next" - 8159 (+28%)
2. "Камаз 43118" - 8115 (+25%)
3. "Камаз 5490" - 8020 (+45%)
"Газон Next" пользуется популярностью, т.к. эти машины не облагаются тарифом "Платона" (меньше 12 тонн).
Лидирующие автоконцерны:
1. "Камаз" - 36,4 тыс. машин (+29%)
2. ГАЗ - 10,2 тыс. (28%)
3. Scania - 7,3 тыс. (+52%)
4. Volvo - 6 тыс. (+61%)
5. MAN - 4,8 тыс. (+35%)
В "Камазе" говорят, что отгрузили клиентам на пару тысяч больше. Окончательных итогов здесь еще не подвели, но в наступившем году планируют продать 45 тыс. грузовиков, из них 6 тыс. - на экспорт.
В целом, продажи российских грузовиков за год выросли на 30%, до 56,2 тыс., иностранных - на 49%, до 44 тыс.
Данные "Автостат инфо" на основе регистраций ТС - реализовано 100 196 среднетоннажных и тяжелых грузовиков. Это на 38% больше, чем в 2020-м, и на 21% - чем в 2019 году.
Лидирующие модели:
1. "Газон Next" - 8159 (+28%)
2. "Камаз 43118" - 8115 (+25%)
3. "Камаз 5490" - 8020 (+45%)
"Газон Next" пользуется популярностью, т.к. эти машины не облагаются тарифом "Платона" (меньше 12 тонн).
Лидирующие автоконцерны:
1. "Камаз" - 36,4 тыс. машин (+29%)
2. ГАЗ - 10,2 тыс. (28%)
3. Scania - 7,3 тыс. (+52%)
4. Volvo - 6 тыс. (+61%)
5. MAN - 4,8 тыс. (+35%)
В "Камазе" говорят, что отгрузили клиентам на пару тысяч больше. Окончательных итогов здесь еще не подвели, но в наступившем году планируют продать 45 тыс. грузовиков, из них 6 тыс. - на экспорт.
В целом, продажи российских грузовиков за год выросли на 30%, до 56,2 тыс., иностранных - на 49%, до 44 тыс.
ФНС подвела итоги работы института самозанятых (налог на профессиональный доход ввели в 2019 году):
• Число самозанятых достигло 4 млн человек.
• Ежедневно в качестве самозанятых регистрируются более 7 тыс. человек.
• За два года они совокупно заработали 882 млрд рублей.
• Сформировано 610 млн чеков, средний чек самозанятого - 1446 рублей.
• Основные направления деятельности: такси, доставка, ремонт, маркетинг, аренда квартир.
• Средний возраст самозанятого - 35 лет.
• Регионы с максимальным доходом: Москва, Московская область, Чукотка, Татарстан, Санкт-Петербург.
• Регионы с максимальной концентрацией самозанятых: Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Московская область.
По прогнозам Минтруда к 2024 году число самозанятых вырастет до 5-6 млн человек.
• Число самозанятых достигло 4 млн человек.
• Ежедневно в качестве самозанятых регистрируются более 7 тыс. человек.
• За два года они совокупно заработали 882 млрд рублей.
• Сформировано 610 млн чеков, средний чек самозанятого - 1446 рублей.
• Основные направления деятельности: такси, доставка, ремонт, маркетинг, аренда квартир.
• Средний возраст самозанятого - 35 лет.
• Регионы с максимальным доходом: Москва, Московская область, Чукотка, Татарстан, Санкт-Петербург.
• Регионы с максимальной концентрацией самозанятых: Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Московская область.
По прогнозам Минтруда к 2024 году число самозанятых вырастет до 5-6 млн человек.
Сегодня страны-участницы ЕАЭС не вправе устанавливать минимальную розничную цену (МРЦ) на напитки крепостью менее 28%. Но разговоры о необходимости МРЦ на пиво уже ведутся.
Эту меру лоббирует союз пивоваров. В прошлом году предлагалось установить следующие параметры: на пиво в банке или бутылке - 110 рублей за 1 л, ПЭТ-упаковке - 90 рублей, разливного пива - 85 рублей.
Россия уже ввела МРЦ на крепкий алкоголь, но влияние этого механизма на потребление не столь однозначное, как может показаться. Против МРЦ на пиво выступают Минпромторг и ФАС.
При установлении ценового минимума (в комплексе с повышением акциза в 2022 году) розничные цены на пиво повысятся. Это ударит по кошельку покупателей, а их спрос переориентируется в пользу крепкого алкоголя. Нет никакого смысла создавать сейчас дополнительные риски для и так неспокойного потребительского рынка.
По оценкам ФАС, оптовый рынок алкоголя - конкурентный, с большим количеством хозяйствующих субъектов, число которых растет. Особенно много появляется малых и средних пивоваров - за последние 5 лет их доля увеличилась на 30%. Введение МРЦ на таком рынке - избыточная мера регулирования.
Эту меру лоббирует союз пивоваров. В прошлом году предлагалось установить следующие параметры: на пиво в банке или бутылке - 110 рублей за 1 л, ПЭТ-упаковке - 90 рублей, разливного пива - 85 рублей.
Россия уже ввела МРЦ на крепкий алкоголь, но влияние этого механизма на потребление не столь однозначное, как может показаться. Против МРЦ на пиво выступают Минпромторг и ФАС.
При установлении ценового минимума (в комплексе с повышением акциза в 2022 году) розничные цены на пиво повысятся. Это ударит по кошельку покупателей, а их спрос переориентируется в пользу крепкого алкоголя. Нет никакого смысла создавать сейчас дополнительные риски для и так неспокойного потребительского рынка.
По оценкам ФАС, оптовый рынок алкоголя - конкурентный, с большим количеством хозяйствующих субъектов, число которых растет. Особенно много появляется малых и средних пивоваров - за последние 5 лет их доля увеличилась на 30%. Введение МРЦ на таком рынке - избыточная мера регулирования.
В правительстве готовятся к распространению системы маркировки на новые товарные группы. Минпромторг подготовил следующие предложения по срокам:
• Крепкий алкоголь и вино
Эксперимент с 1 июня 2022 года по 31 августа 2023 года: вина виноградные натуральные, включая крепленые, вермуты и виноградные натуральные вина с добавлением растительных или ароматических веществ, спиртовые настойки, ликеры и др.
• Алкогольное и безалкогольное пиво
Обязательная маркировка: с 1 сентября - безалкогольное пиво в спецупаковке, с 1 декабря - в другой упаковке. С этого времени ввод немаркированной продукции в оборот не допускается. Ту, что уже в обороте, можно будет реализовать в течение года с указанных дат (в пределах срока годности).
• Консервы
Эксперимент: рыбные консервы - с 1 апреля 2022 года по 28 февраля 2023 года; мясные, овощные и фруктовые - с 1 мая 2022 года по 28 февраля 2023 года.
• Корма для домашних животных (за исключением сельскохозяйственных)
Эксперимент с 1 мая 2022 года по 28 февраля 2023 года.
Как показывает практика, запуск системы маркировки для группы товаров означает существенное обеление розничной торговли в этом сегменте.
Например, если доля контрафактной табачной продукции стабильно росла на протяжении нескольких лет и достигла в 2019 году 15,6%, то по итогам 9 месяцев 2021 года она снизилась до 11,5%. И это несмотря на рост акцизов - главный стимул серого рынка.
Маркировку делает эффективным средством борьбы с контрафактом то, что в процессе контроля может участвовать любой покупатель со смартфоном. Расширение этой практики сделает бизнес в целом более чистым, а добросовестный бизнес - более прибыльным.
• Крепкий алкоголь и вино
Эксперимент с 1 июня 2022 года по 31 августа 2023 года: вина виноградные натуральные, включая крепленые, вермуты и виноградные натуральные вина с добавлением растительных или ароматических веществ, спиртовые настойки, ликеры и др.
• Алкогольное и безалкогольное пиво
Обязательная маркировка: с 1 сентября - безалкогольное пиво в спецупаковке, с 1 декабря - в другой упаковке. С этого времени ввод немаркированной продукции в оборот не допускается. Ту, что уже в обороте, можно будет реализовать в течение года с указанных дат (в пределах срока годности).
• Консервы
Эксперимент: рыбные консервы - с 1 апреля 2022 года по 28 февраля 2023 года; мясные, овощные и фруктовые - с 1 мая 2022 года по 28 февраля 2023 года.
• Корма для домашних животных (за исключением сельскохозяйственных)
Эксперимент с 1 мая 2022 года по 28 февраля 2023 года.
Как показывает практика, запуск системы маркировки для группы товаров означает существенное обеление розничной торговли в этом сегменте.
Например, если доля контрафактной табачной продукции стабильно росла на протяжении нескольких лет и достигла в 2019 году 15,6%, то по итогам 9 месяцев 2021 года она снизилась до 11,5%. И это несмотря на рост акцизов - главный стимул серого рынка.
Маркировку делает эффективным средством борьбы с контрафактом то, что в процессе контроля может участвовать любой покупатель со смартфоном. Расширение этой практики сделает бизнес в целом более чистым, а добросовестный бизнес - более прибыльным.
Незыгарь пишет про изменения в нормативах налогообложения дорогих авто. В целом всё по делу, но есть две неточности.
Первая: критерии для включения в список формирует Минфин, а задача Минпромторга - просто отфиксировать картину того, какие модели им соответствуют исходя из розничных цен, устанавливаемых официальными дилерами.
Вторая: не все из моделей, присутствующих на рынке, в том числе люксовые, завозятся сюда через официальных дилеров. Поэтому и в список такие машины могут не попадать.
Но то, что правила надо менять - факт уже очевидный и для участников рынка, и для регуляторов.
Первая: критерии для включения в список формирует Минфин, а задача Минпромторга - просто отфиксировать картину того, какие модели им соответствуют исходя из розничных цен, устанавливаемых официальными дилерами.
Вторая: не все из моделей, присутствующих на рынке, в том числе люксовые, завозятся сюда через официальных дилеров. Поэтому и в список такие машины могут не попадать.
Но то, что правила надо менять - факт уже очевидный и для участников рынка, и для регуляторов.
Telegram
НЕЗЫГАРЬ
1. В минпромторге сообщили, что совместно с минфином, разрабатывая изменения в нормативах налогообложения дорогих авто, планируют «установить зависимость применения повышающих коэффициентов от нескольких параметров, указанных в регистрационных данных ТС.…
Центробанк опубликовал результаты исследования о влиянии пандемии на работу промышленных предприятий, проведенного в середине прошлого года.
Согласно тем данным, 28% компаний планировали провести оптимизацию штата, т.е. сокращать работников. В первую очередь этим должны были заняться те компании, чья выручка не восстановилась до допандемийного уровня к третьему кварталу 2021 года.
Сейчас можно сказать, что этого не произошло, хотя в среднесрочной перспективе ожидается некоторое снижение числа занятых на крупных предприятиях. Но это вряд ли можно связывать лишь с ухудшением их экономики.
Действуют и другие факторы, например, автоматизация в период пандемии отдельных рабочих процессов. Также промышленные гиганты стараются передавать выполнение непрофильных задач на аутсорсинг малому и среднему бизнесу (что означает рост занятости в этих сегментах).
В целом на рынке сохраняется дефицит рабочих рук, в т.ч. квалифицированных. 27% предприятий для удержания сотрудников планировали повышать зарплаты, а 18% хотели заняться повышением уровня их квалификации.
Безработица сейчас на исторических минимумах. По данным Росстата, в ноябре уровень занятости (доля занятых в общей численности населения старше 15 лет) составил 59,8% - на 1,3 п.п. выше, чем год назад.
Рекрутинговые агентства отмечают в прошлом коду значительное снижение конкуренции между работниками - в среднем с 6 до 3,8 человек на место.
Согласно тем данным, 28% компаний планировали провести оптимизацию штата, т.е. сокращать работников. В первую очередь этим должны были заняться те компании, чья выручка не восстановилась до допандемийного уровня к третьему кварталу 2021 года.
Сейчас можно сказать, что этого не произошло, хотя в среднесрочной перспективе ожидается некоторое снижение числа занятых на крупных предприятиях. Но это вряд ли можно связывать лишь с ухудшением их экономики.
Действуют и другие факторы, например, автоматизация в период пандемии отдельных рабочих процессов. Также промышленные гиганты стараются передавать выполнение непрофильных задач на аутсорсинг малому и среднему бизнесу (что означает рост занятости в этих сегментах).
В целом на рынке сохраняется дефицит рабочих рук, в т.ч. квалифицированных. 27% предприятий для удержания сотрудников планировали повышать зарплаты, а 18% хотели заняться повышением уровня их квалификации.
Безработица сейчас на исторических минимумах. По данным Росстата, в ноябре уровень занятости (доля занятых в общей численности населения старше 15 лет) составил 59,8% - на 1,3 п.п. выше, чем год назад.
Рекрутинговые агентства отмечают в прошлом коду значительное снижение конкуренции между работниками - в среднем с 6 до 3,8 человек на место.
После публикации исследования ЦБ о влиянии пандемии на промышленность оживились телеграм-аналитики.
Из того, что в 2019 году импортные составляющие использовали 65% предприятий, а в 2020-м - уже 80%, был сделан дежурный вывод о провале политики импортозамещения.
Однако оценивать импортозамещение по этим цифрам нельзя. Они лишь говорят о том, что иностранные комплектующие закупило большее количество компаний. Всё. Нет даже никаких сведений о том, растет ли доля этих комплектующих в общем объеме закупок.
Единственное, что можно с уверенностью сказать - благодаря хорошей внешней конъюнктуре у промышленности сильно прибавила выручка и компании активно закупаются. Денег много - покупают даже более дорогие импортные составляющие.
При этом на странице 6 документа ЦБ есть инфографика (слева), согласно которой у 77% компаний доля импорта в продукции не превышает одной четверти. То есть у подавляющего большинства компаний, по логике того же опроса ЦБ, импорт комплектующих МИНИМАЛЕН.
И не будем забывать, что приведенные Центробанком цифры - это результаты опроса, а не реальная статистика хозяйственного оборота. Например, там же сказано, что 28% крупных предприятий уже в конце прошлого года планировали сокращать работников. Но этого не произошло, сокращения такого масштаба были бы очень заметны.
Из того, что в 2019 году импортные составляющие использовали 65% предприятий, а в 2020-м - уже 80%, был сделан дежурный вывод о провале политики импортозамещения.
Однако оценивать импортозамещение по этим цифрам нельзя. Они лишь говорят о том, что иностранные комплектующие закупило большее количество компаний. Всё. Нет даже никаких сведений о том, растет ли доля этих комплектующих в общем объеме закупок.
Единственное, что можно с уверенностью сказать - благодаря хорошей внешней конъюнктуре у промышленности сильно прибавила выручка и компании активно закупаются. Денег много - покупают даже более дорогие импортные составляющие.
При этом на странице 6 документа ЦБ есть инфографика (слева), согласно которой у 77% компаний доля импорта в продукции не превышает одной четверти. То есть у подавляющего большинства компаний, по логике того же опроса ЦБ, импорт комплектующих МИНИМАЛЕН.
И не будем забывать, что приведенные Центробанком цифры - это результаты опроса, а не реальная статистика хозяйственного оборота. Например, там же сказано, что 28% крупных предприятий уже в конце прошлого года планировали сокращать работников. Но этого не произошло, сокращения такого масштаба были бы очень заметны.
Национальная система прослеживаемости товаров заработала с 1 июля 2021 года. Цель - обеление рынка.
Летом прошлого года правительство утвердило список товаров, которые ввозятся на территорию России и подлежат такому контролю: холодильники, телевизоры, компьютеры, стиральные машины, детские коляски и сиденья, автопогрузчики, бульдозеры и другая техника.
Летом в Госдуму внесут поправки в КоАП, вводящие новые штрафы за искажение информации о товарах. Речь о недостоверной, неполной информации или искажении реквизитов в системе прослеживаемости. За каждый недостоверный документ будет грозить штраф.
Размер штрафов пока не называется, но согласно одной из редакций законопроекта, он может составить от 1 тыс. рублей за каждый документ.
Уже раздаются голоса против, упирая на то, что правительство взяло курс на снижение давления на малый бизнес. Но от нововведения в первую очередь выиграют предприниматели, не использующие серых схем. Их доля на рынке увеличится - с него уйдут недобросовестные игроки.
По своим целям система прослеживаемости схожа с системой маркировки, но они различаются в части принципов работы. Первая основана на документарной идентификации товаров, вторая - на физических метках. Первая работает с партиями товаров, вторая - с каждой единицей.
Поэтому маркировка, дающая более детальный контроль, особенно важна для социально чувствительных категорий товаров (продукты, лекарства) и для акцизный товаров (алкоголь и сигареты), от которых зависит бюджет.
Летом прошлого года правительство утвердило список товаров, которые ввозятся на территорию России и подлежат такому контролю: холодильники, телевизоры, компьютеры, стиральные машины, детские коляски и сиденья, автопогрузчики, бульдозеры и другая техника.
Летом в Госдуму внесут поправки в КоАП, вводящие новые штрафы за искажение информации о товарах. Речь о недостоверной, неполной информации или искажении реквизитов в системе прослеживаемости. За каждый недостоверный документ будет грозить штраф.
Размер штрафов пока не называется, но согласно одной из редакций законопроекта, он может составить от 1 тыс. рублей за каждый документ.
Уже раздаются голоса против, упирая на то, что правительство взяло курс на снижение давления на малый бизнес. Но от нововведения в первую очередь выиграют предприниматели, не использующие серых схем. Их доля на рынке увеличится - с него уйдут недобросовестные игроки.
По своим целям система прослеживаемости схожа с системой маркировки, но они различаются в части принципов работы. Первая основана на документарной идентификации товаров, вторая - на физических метках. Первая работает с партиями товаров, вторая - с каждой единицей.
Поэтому маркировка, дающая более детальный контроль, особенно важна для социально чувствительных категорий товаров (продукты, лекарства) и для акцизный товаров (алкоголь и сигареты), от которых зависит бюджет.
К недавно предложенным экспериментам по маркировке вина, пива, консервов и кормов для животных Минпромторг хочет добавить безалкогольные напитки и соки, а именно:
С 1 марта по 31 августа:
• Вода, включая минеральную и газированную, с подсластителями и ароматизаторами
• Напитки на основе сои
• Прочие безалкогольные напитки
• Растворимые напитки
• Квасы
С 1 марта 2022 года по 28 февраля 2023-го:
• Соки (фруктовые, ореховые и овощные)
• Фруктовые и ягодные компоты
• Морсы
Оператор маркировки должен до 15 марта разработать требования к информационной системе для эксперимента, а также требования по защите содержащихся в ней данных.
Для новых потребительских сегментов приход системы "Честный знак" означает отказ от серых схем. Так, например, с начала маркировки в категории онкопрепаратов количество контрафакта здесь, по данным участников рынка, снизилось в 10 раз.
С 1 марта по 31 августа:
• Вода, включая минеральную и газированную, с подсластителями и ароматизаторами
• Напитки на основе сои
• Прочие безалкогольные напитки
• Растворимые напитки
• Квасы
С 1 марта 2022 года по 28 февраля 2023-го:
• Соки (фруктовые, ореховые и овощные)
• Фруктовые и ягодные компоты
• Морсы
Оператор маркировки должен до 15 марта разработать требования к информационной системе для эксперимента, а также требования по защите содержащихся в ней данных.
Для новых потребительских сегментов приход системы "Честный знак" означает отказ от серых схем. Так, например, с начала маркировки в категории онкопрепаратов количество контрафакта здесь, по данным участников рынка, снизилось в 10 раз.