ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
Минпромторг рекомендует ритейлерам облегчить условия работы для поставщиков, например - ввести мораторий на штрафы и максимально оперативно принимать изменения условий заказа. Именно об этом просили поставщики в начале марта, предрекая в противном случае пустые полки на фоне ажиотажного спроса, роста себестоимости и логистических проблем. Заметим - ни о каких фиксированных ценах речь не идет.

Крупные сети уже или пошли на ослабления (X5), или готовы это сделать в ближайшее время ("Магнит", "Лента"). Но на практике всё не так радужно - ритейлеры редко доходят до реального снижения цен, сложности также возникают и с сокращением сроков оплаты - а это ключевой момент для производителей.

Надо понимать, что минпромторговские меры носят рекомендательный характер, что расширяет "окно возможностей" для сетей в их взаимоотношениях с поставщиками. Возможно, если бы рекомендации имели для участников рынка обязательный характер (хотя бы в строго определенные временные периоды), то масштаб потребительской паники был бы заметно меньше.
Михаил Мишустин: "россияне и бизнес, взявшие кредиты под плавающую ставку в условиях умеренной инфляции и попавшие сейчас в затруднительное положение, смогут реструктуризировать кредиты"

Это спасение для малого и среднего бизнеса.

Недавно мы как раз писали о том, насколько это важно - дать возможность реструктуризировать кредиты.
Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) подготовил прогноз экономического развития России на 2022-2024 гг.

Главное:

• Падение ВВП может продлиться три года. В 2022 году сокращение экономики ориентировочно составит 6,3-6,6%, в 2023 году - 2-2,3%, в 2024 году - 0,3-0,5%.

• Прогнозная инфляция в 2022 году - 20-23%, в 2023 году замедлится до 8%, в 2024 году до чуть ниже 6%.

• Реальные располагаемые доходы населения в 2022 году могут упасть на 7%, в 2023 году еще снизиться на 1,5%, в 2024-м ожидается рост в районе 1,5%.

• Среднегодовой уровень безработицы в 2022 году вырастет до 7%, а в 203-2024 гг. будет держать на уровне 8%.


В этой связи аналитики ЦМАКП предлагают:

• Развернуть программу льготного кредитования компаний реального сектора - для восстановления нормального оборота оборотных средств.

• Стимулировать самозанятость и снижать нагрузку на малый бизнес в сферах, где возможно расширение спроса на труд (торговля, сервис и т.д.).

• Решить проблему критического производственного импорта (либо за счет целевого импорта, либо через организацию внутреннего производства).

• Предотвратить перенос инфляции с мировых рынков продовольствия, энергоносителей и сырья - например, через введение плавающих экспортных пошлин.
Россия продолжает снижать внешнеторговую зависимость от стран, поддержавших санкции.

Торговый оборот России со странами, не поддержавшими западные санкции, в 2021 году составил $359,8 млрд долл., или около 45,8% от всей внешней торговли. По сравнению с "докрымским" периодом эта доля выросла почти в полтора раза.

Страны Евросоюза были и пока остаются главным торговым партнером России (36% всего оборота), но в нынешних условиях уже очевидно, что произойдет переориентация на другие рынки - прежде всего Китай (сейчас 2-е место, 17,9% всего оборота) и страны СНГ - (3-е место, 12,2%).
Рост цен на продукты замечают уже 98% покупателей в России. (исследование NielsenIQ)

Поэтому быстро развиваются тренды, связанные с экономией и поиском новых путей оптимизации бюджета:

- За последние три года потребители стали лучше осведомлены о ценах на основные товары. В 2019 году цены помнили всего 7%, а в 2021 - уже 25%.

- Каждый второй (49%) предпринимает серьезные усилия для поиска самых выгодных цен.

- Почти одинаковой популярностью пользуются стратегии сокращения объемов потребления, переключения на более дешевые бренды или СТМ, переключения на магазины с более низкими ценами и покупки со скидками.

- Менее распространенными стратегиями являются покупки в больших упаковках, которые позволяют приобрести товары по более выгодной цене, и сокращение потребления импортных продуктов.

- Четыре из десяти россиян готовы сменить магазин в целях поиска более выгодного предложения. За последние несколько лет количество таких покупателей выросло более чем в три раза: с 12% в 2019 до 38% в 2021.

- Промо становится катализатором не только переключения потребителей между брендами и снижения лояльности к ним, но и переключения между магазинами в поиске более выгодного промо. 

- 73% россиян сравнивают цены на большинство продуктов в онлайн и офлайн-магазинах. И каждый четвертый считает, что цены на онлайн-площадках ниже цен в офлайн-магазинах.

- По итогам 2021 года второй по популярности миссией онлайн-шопинга стала покупка товаров FMCG по сниженной цене.

- Средний чек онлайн-покупки вырос сразу на 16% до 2811 руб. 
Вот уже несколько дней сенаторы по моему поручению проводят в регионах мониторинг реализации актуальной задачи — снятие излишней административной нагрузки с бизнеса.

Предельно понятно – сейчас проверки бизнеса надо заморозить. Любые. Президент поручил. Правительство приняло соответствующий документ.

Оказалось, что понятно не всем. Сенаторы говорят, что в ряде регионов проверки продолжаются. Давать спокойно работать малому и среднему бизнесу в некоторых субъектах проверяющие организации, оказывается, не собираются. Запретили им плановые проверки. Так они увеличили число внеплановых. Вот такие, как говорили раньше, «сигналы с мест».

И я абсолютно уверена, что это не происки врагов и провокаторов. Причины в другом. Они известны и легко устранимы при наличии воли и ответственности чиновников всех уровней. Нельзя мешать бизнесу. Особенно в такой переломный и важный момент. Момент, когда неизбежно должна произойти структурная перестройка нашей экономики. А любая проверка, как бы она ни называлась – плановая, внеплановая – это и приостановка работы, и очень большие проблемы по возвращению в нормальный ритм. Потому обращаюсь ко всем ответственным, кто принимает решения на местах – проявите себя государственниками в ключевой для страны период. Не ищите в документах лазейки, а ищите в себе желание быть полезными России. От вас зависит многое.

Бизнес сейчас должен как никогда чувствовать поддержку государства

P.S. Кстати, хочу сказать предпринимателям. Приемные сенаторов в вашем регионе — это то место, куда вы можете обратиться со своими проблемами. Кроме того, у многих сенаторов есть аккаунты в социальных сетях и Телеграме – пишите им, рассказывайте им о ситуации с проверками.
Критическая зависимость российских предприятий от импорта - около 50–60% используемого оборудования (по мнению самих руководителей).

За 6 лет (с 2014 по 2020) доля респондентов, уверенных в том, что в РФ нет оборудования, способного конкурировать с импортным, сократилась с 43% до 38%. Также увеличилось число управленцев, считающих, что такого оборудования довольно много - с 4% до 12%. Остальные 53% и 50% соответственно полагают, что оно доступно, но в небольшом количестве.

Хотя за эти годы почти не выросло число руководителей компаний, отметивших сокращение разрыва в качестве технологий (было 14%, стало 15%), доля убежденных в том, что разрыв растет в пользу иностранного оборудования, снизилась с 23% до 15%.
The Wall Street Journal пишет о том, что крупные мировые компании уже после заявлений о присоединении к санкциям против России пытаются остаться на российском рынке.

PepsiCo, Procter & Gamble, Reckitt Benckiser Group и Unilever - эти компании пообещали ограничить продажи товарами первой необходимости, но четкого понимания, что подпадает под эту категорию - нет. Так, PepsiCo, поставив на паузу продажу Pepsi и 7UP, не собирается останавливать крупный молочный бизнес в стране. Производятся даже чипсы - для этой цели для экспорта в Россию было закуплено 2200 тонн семенного картофеля из Шотландии. И в PepsiCo дали понять, что лишать работы 60 000 человек (треть из которых - сотрудники компании, а 2/3 - работники с/х) они не намерены.

Unilever продолжает продавать "основные продукты питания и средства гигиены повседневного спроса", произведенные на территории страны (в том числе популярную косметику брендов "Черный жемчуг" и "Чистая линия"). В Nestle заявили, что 90% продукции, которая реализуется в России, производится на месте. И в компании заверили, что продолжат "обеспечивать надежные поставки безопасных и основных продуктов питания для местного населения".
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
В Испании тоже пустые полки в магазинах.

Причина - забастовка дальнобойщиков из-за роста стоимости топлива. Люди в свою очередь испугались подорожания продуктов и товаров первой необходимости и помчались всё скупать. Итог ажиотажного спроса - закономерный.

Учитывая, что Европе грозит в этом году нехватка удобрений, то продуктовая паника и дефицит для европейского ритейла могут стать неприятной нормой.
Только 25% россиян за последние недели пытались закупить товары впрок (опрос SuperJob).

Подавляющее же большинство (75%) решили не поддаваться паникерским настроениям и не стали делать запасы на будущее.
Цены производителей промтоваров в России в феврале выросли на 3,9% (в январе - на 0,1% декабре - на 0,8%, на 2,7% в ноябре). В годовом выражении рост цен промпроизводителей составил 23,5%, почти не изменившись относительно январского показателя (23,1%).

Промышленное производство в феврале выросло на 6,3% по сравнению с февралем 2021 года. За январь-февраль 2022 года промышленность выросла на 7,5%. Рост промышленного производства в сравнении с периодом до начала пандемии COVID-19 составил 2,4% (февраль 2022 г. к февралю 2020 г.).

"Позитивную динамику в феврале 2022 года в годовом сравнении показали три сектора экономики из четырех, учитываемых при расчете индекса промышленного производства. Добывающие отрасли выросли к февралю 2021 года на 8,7%, обрабатывающие производства - на 6,9%, отрасли, связанные с водоснабжением и водоотведением, утилизацией отходов и ликвидацией загрязнений - на 6,9%", - сообщил Росстат.
ЦБ выпустил доклад об инфляционных ожиданиях и потребительских настроений за марта 2022 г.

Главное:

• Индекс потребительских настроений в марте опустился до минимума с февраля 2016 года. Также снизились как индекс ожиданий (-8,7 пункта), так и индекс текущего состояния материального положения (-9,5 пункта).

• На фоне повышения общей экономической неопределенности увеличилась склонность домохозяйств к сберегательному поведению. Доля респондентов, предпочитающих тратить, а не откладывать свободные деньги, уменьшилась до 25% (-3% к февралю).

• Резко изменилась финансовая стратегия россиян: в марте заметно возросла доля тех, кто предпочитает хранить сбережения в наличной форме (39%, в феврале было 30%). И только 30% респондентов по-прежнему больше доверяют банам.

• Ценовые ожидания предприятий на три месяца в марте сильно выросли, достигнув максимального значения с января 2000 года.

• Прогноз аналитиков по инфляции на конец 2022 г. повышен до 20%. Замедление инфляции до 8% ожидается в 2023 г., а к концу 2024 г. она должна выйти на уровень 4,8%.
Около 20% российских компаний малого бизнеса сократили или отправили сотрудников в неоплачиваемый отпуск в течение последнего месяца (опрос охватил 300 представителей МСБ).

У 13,7% компаний выручка упала более чем на 50%, а 3,5% предприятий и вовсе приостановили работу.

Около 45% представителей МСБ считают наиболее эффективной мерой поддержки отсрочку по налогам, 16,5% положительно оценили введение льготного кредитования, 14,4% — моратория на плановые проверки.
Россияне за первые 2 недели марта приобрели в аптеках почти 3 млн упаковок препаратов для щитовидной железы ("L-Тироксин" и "Эутирокс"). Хотя за весь 2021-й было продано 12,6 млн пачек, т.е. спрос на препарат за две недели превысил трехмесячную норму потребления.

"Россияне скупили трехмесячную норму за две недели, и сейчас мы видим, что спрос снижается. Опасения пациентов не оправдались, запасов в России достаточно", - отметили в ЦРПТ.

Для купирования возможных рисков пригодилась система маркировки, благодаря которой госорганы в онлайн-режиме получают данные о движении лекарств. Это позволяет их своевременно перераспределять, предотвращая дефицит. И это уже второй успешный кейс взаимодействия маркировки и рынка лекарственных препаратов. Впервые инструмент показал свою эффективность во время COVID-19 - тогда на уровне регионов удавалось не допускать дефицита вакцин и лекарств.
Forwarded from Грузопоток
Американский стартап FourKites, отслеживающий глобальные контейнерные перевозки, отмечает существенное падение импорта в РФ.

С момента обострения украинского кризиса - на 59%. Доставка товаров для промышленности снизилась на 61%, потребительских - на 56%. При этом активнее всего, по нарастающей, теряет именно первая категория.

Санкции США и ЕС в этот раз сосредоточены на индустриальном сегменте. То, что касается потребительского рынка - в основном, инициатива ТНК, которые подстраиваются под политические веяния, но уходить из России не хотят.

Впрочем, это всё цифры для медиа, читателей газет. Недавно FourKites разгонял через Блумберг информацию, что грузоотправители и операторы уходят с сухопутного транзита через Россию. Пропаганда.
Минпромторг предложил частично отменить ответственность юрлиц за параллельный импорт. Прежде всего, речь идет о ввозе оригинальных товаров без разрешения владельцев брендов. Такой экспорт проходит через альтернативные каналы, а не через аккредитованных дистрибьютеров.

Главный лоббист решения - ФАС. Причем уже давно, с 2014 года. По мнению антимонопольщиков, легализация параллельного импорта позитивно скажется на экономике страны. Логика в этом в текущих условиях действительно есть, т.к. очень часто правообладатели ведут себя недобросовестно: устанавливают завышенные цены в конкретной стране, ограничивают ассортимент или оборот товара и предоставляют право на реализацию товара конкретному дилеру, минимизируя конкуренцию.

Предполагается, что легализация параллельного импорта позволит малому и среднему бизнесу легально ввозить товары без дополнительных разрешений - а это прямая дорога к расширению ассортимента (что особенно важно в период действия антироссийских санкций) и, как следствие, снижению цен.

И, конечно, эта история не про легализацию подделок, как уже начали писать некоторые СМИ, а про ввоз оригинальных товаров по альтернативным каналам. Разница существенная. Ожидать же, что нововведение спровоцирует рост объема контрафактной продукции в ряде категорий, не стоит: система маркировки, созданная как раз для обеления рынка, уже показала свою эффективность на примере рынков обуви, шуб или сигарет и при параллельном импорте продолжит контролировать поставки.
Более половины российских предпринимателей (54%) отметили, что объемы продаж в их компаниях снизились (данные центра НАФИ). Следствием этого стало сокращение текущих расходов - об этом заявили в 83% компаний.

В топ-5 самых распространенных мер вошли:

• снижение расходов на IT, рекламу или маркетинг - на это пошла каждая третья компания (37%);

• сокращение штата (23%);

• сокращение заработной платы сотрудников (16%);

• полный или частичный отказ от аренды офиса (16%);

• перевод сотрудников на удаленный формат работы (15%).


При этом 16% предпринимателей не заметили изменений, которые сказались бы на их бизнесе. Чаще об отсутствии перемен говорят представители среднего бизнеса (37%), и компании, работающие на рынке более 10 лет (22%).

По данным же опроса IPSOS, 87% граждан выражают обеспокоенность новым экономическим кризисом, и это - максимальное значение с начала измерений в ноябре 2008 года. При этом 50% из них полагают, что кризис продлится от года до пяти лет или больше.
Вести с контрафактных полей.

С начала года в России выявили 70 млн пачек нелегальных сигарет. Весь этот контрафакт мог попасть на российский рынок, если бы не маркировка. И помимо очевидных проблем со здоровьем (дополнительных), это бы сильно ударило по бюджету страны. Цена вопроса - примерно 3,2 млрд рублей, которые должны были бы поступить от акцизных сборов.

В свою очередь в Россельхознадзоре намерены добиваться того, чтобы производство фальсифицированной молочной продукции влекло за собой уголовное наказание, т.к. использование в производстве продуктов-заменителей может реально вредить здоровью сотням тысяч людей:

"Вроде это такая вещь, которая не нанесла ущерба. Никто не умер? Нет. Подменили один жир на другой. На сегодня молочный жир подменяют не только пальмовым маслом - оно подорожало, но и животным жиром", - заявил глава ведомства Сергей Данкверт, выступая в Совете Федерации.

По его словам, система контроля Россельхознадзора и ее интеграция с маркировкой продукции позволяют полностью обелить рынок, но мягкое отношение на законодательном уровне к нарушителям затягивает этот процесс. Уголовные дела по выявленным нарушениям не возбуждаются, а должны.