ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
Большинство товаров прибавляли в цене в марте - начале апреля. Когда курс доллара стал стабилизироваться, сошла потребительская паника и приблизился летний урожай подорожание остановилось.

Исключением могут стать автомобили и автозапчасти. Новые логистические маршруты продолжают сильно сказываться на цене, оказывают влияние и последствия пандемии (эксперты прогнозируют рост на запчасти в 20-25% к концу года).
Более 80% россиян поддерживают идею возрождения советских брендов.

Больше всего ждут возвращения брендов по выпуску автомобилей, еды и напитков, одежды и обуви, а также парфюмерии и бытовой химии. Главными брендами, перезапуска которых ждут россияне, оказались: "Москвич", "Волга" и "Победа" (автомобили), а также "Орск" (холодильники) и "Кама".

В исследовании этого нет, но можно предположить, что подавляющее большинство лояльных к советским брендам составляют люди старшего поколения. Вряд ли миллениалы и особенно зумеры мечтают о велосипеде "Кама" или "Волге", пусть и обновленной. Молодежь справедливо полагает, что реанимированным брендам будет тяжело конкурировать с современными торговыми марками - поэтому лучше выстраивать бренд с нуля, тогда он не будет иметь негативных коннотаций. А советские марки - это не всегда история про безусловный знак качества.

В любом случае, потенциал у стратегии перезапуска советских брендов есть. Иначе и быть не может, с учетом ностальгии по временам СССР, которая тянется с конца 90-х годов. Другое дело, что эта модель не должна стать единственной - т.к. есть пример десятков и сотен молодых брендов (одежда, косметика, продукты), которые были созданы в последние года российскими предпринимателями, которые уже прочно вошли в российский быт.
АКОРТ доложила РСПП и Мантурову о состоянии российского ритейла.

- Меры поддержки позволили бизнесу вернуться к работе над развитием проектов.

- Торговля потеряла 3-4% ассортимента. В основном — в непродовольственных группах, а также продуктах сегментов "средний-плюс" и "премиум".

- Цепочки поставок переориентируются на Ближний Восток и Азию.

- Ведется работа над расширением представленности локальных брендов.

Ритейл действительно не испытывает тех трудностей, которые выпадают на долю поставщиков. Выделять места на полках для местных производителей — хорошо, но еще лучше, когда последние не балансируют на грани рентабельности.

Что касается снижения ассортимента за счет западных брендов, то оно может привести к снижению конкуренции на рынке и, следовательно, качества оставшихся товаров. Поэтому завоз новых марок с Востока необходим не только для того, чтобы закрыть определенные товарные ниши, но и для поддержания российских компаний в тонусе.
Правильные вопросы в сегодняшней статье в "Ведомостях" поднимает вице-президент "Опоры России" Алексей Кожевников.

Страна сейчас стоит перед выбором - справиться с экономическим кризисом с помощью тактических или стратегических мер. Первое предполагает поиск новых рынков экспорта и импорта при сохранении углеводородного вектора. Второй путь - это структурной изменение экономической модели, при которой малый и средний бизнес превращается из объекта постоянной помощи в полноценного экономического партнера.

То, что сектор МСП может двигать экономику вперед показывает пример западных и ряда азиатских стран. Но если выбирать этот вариант развития, то требуется работа над дорожной картой реформ в отношении малого и среднего бизнеса. И на данный момент главное, что необходимо сделать - снизить налоговую нагрузку и обеспечить доступ к инфраструктуре.

И важно помнить, что сильный малый бизнес еще и выгоден государству, т.к. . в этом случае предприниматели берут на себя часть экономической и социальной нагрузки, которая сейчас ложится на плечи органов власти.
Кажется, стала понятна причина недавних медийных атак конкретно на главу Минпромторга Дениса Мантурова и на людей, отвечающих за импортозамещение, в целом.

После сегодняшних новостей уже очевидно, что это была обычная для российской политики практика - попытка инсайдеров оказать давление. Не столько на человека принимающего решение (вряд ли кто-то всерьез рассчитывал на это - чревато проблемами), сколько на назначенца с целью ослабить его административный вес.

Вдруг, на девятый год после введения первых крупных санкций против России, все стали повально обсуждать успехи и провалы политики импортозамещения. И делалось это с популистских позиций, т.к. компетенций и опыта для глубокой дискуссии спикеры не обладали.

Назначение Мантурова вице-премьером - это конкретный сигнал и признание того факта, что развитие промышленности все эти санкционные годы, решение торгового кризиса в пандемию и кризис-менеджмент в первом полугодии 2022-го - вещи, которые не не остались незамеченными. Сработал ли здесь личностный фактор? Безусловно, что да. Поэтому разговоры об обратном - наивны. А то что у Мантурова и крупных игроков в обрабатывающей промышленности выстроились адекватные отношения, которые не стоит рвать на переправе, - тоже факт, который также принимался в расчет.
Forwarded from Цена красоты
Доля отечественной парфюмерии на российском рынке достигла 62,4%.

Вот какие "голые" цифры приводит ЦРПТ за I полугодие 2022 года:

• Поступление ароматов на рынок (как импортных, так и российских) упало на 19,2% до 55,4 млн единиц;

• Продажи всей парфюмерии выросли на 75% относительно аналогичного периода прошлого года до 39,6 млн флаконов, российской – на 104% до 18,4 млн флаконов (за счет эффекта низкой базы);

• За первое полугодие россияне потратили на отечественные духи 6,4 млрд руб.;

• Регионы-лидеры по производству – МО, Москва, Северная Осетия, Татарстан и Удмуртия.

Впрочем, стоит помнить, что в I квартале прошлого года система маркировки парфюмерии только "обкатывалась", так что данные ЦРПТ за тот период, вероятно, неполные. Поэтому на показатели роста следует смотреть с учетом этого факта.
Это слова Николая Клейна - руководителя уральского Машиностроительного завода им. Калинина.

Хороший ответ сторонникам идеи "всё пропало".

Всё больше появляется свидетельств с мест производства о том, что замещение иностранной продукций - задача подъемная. А уже привычная заточенность на импорт иногда била по небольшим российским производителям, сейчас этот перекос может быть исправлен.
По всей видимости, россияне в ближайшее время смогут продавать овощи и фрукты со своих огородов в продуктовых сетях. Проработать вопрос к 30 июля распорядилась зампред Правительства Виктория Абрамченко. Это инициативу можно считать ответом на просьбу ритейла использовать не только административные меры для сдерживания роста цен на продукты.

Сейчас некрупные фермеры производят значительный объем продукции (прежде всего овощей), но проблема наступает на этапе реализации. В целом шаг разумный и своевременный, с учетом экономической нестабильности, который должен не только увеличить предложение на рынке, но и решить социальные проблемы, повысив доходы людей, задействованных в агропроизводстве.

Крупный ритейл открыт к сотрудничеству с новыми поставщиками, но ждет оптимальную систему оценки качества и безопасности продукции.
Хорошие новости от Минэкономразвития: ставки по кредитам на инвестцели для малого и среднего бизнеса будут снижены до 5-6,5%. Это если ключевая ставка ЦБ будет меньше 10%, если больше - то ставка по кредитам не превысит 9%. По новой программе, микропредприятия могут рассчитывать на кредит до 200 млн руб., малые предприятия - до 500 млн и средние - до 1 млрд.

Льготное кредитование - одна из самых востребованных бизнесом мер поддержки, наряду с мораторием на проверки и кредитными каникулами.
Forwarded from RTVI | Лента
🚘Минпромторг России возобновляет программу стимулирования спроса на автомобили в 2022 году с общим бюджетом 20,7 млрд, следует из сообщения в телеграм-канале ведомства.

Как отметили в Минпромторге, ведущие российские банки и лизинговые организации подтвердили готовность обеспечить запуск программы льготного кредитования во второй половине июля 2022 года.

«По условиям программы льготного автокредитования субсидируемая из федерального бюджета скидка составит до 20% от стоимости автомобиля, а для автомобилей, реализуемых в субъектах Дальневосточного федерального округа (ДФО) — 25% для компенсации стоимости доставки автомобилей из европейской части России», — заявил глава Минпромторга Денис Мантуров.

В этой программе будут участвовать все модели УАЗ, LADA, ГАЗ стоимостью до 2 млн рублей и все электромобили марки Evolute (произведены на заводе «Моторинвест» в Липецке), на которые действует скидка 35% от общей стоимости ТС, однако не более 925 тыс. рублей на один электромобиль
Стоимостной объем российского импорта товаров из стран дальнего зарубежья по итогам 2022 г. может упасть на 24% по сравнению с прошлым годом (оценки института "Центр развития" НИУ ВШЭ).

В марте импорт обвалился на 46%, к июню ситуация стабилизировалась на уровне 33%. Если говорить о странах, то до марта этого года преобладали поставки из ЕС (доля по итогам 2021 года - 36%) и Китая (около 28%), у США было всего 6%.

Понятно, что доля ЕС и США в импорте на протяжении первого полугодия стабильно снижалась, при этом с мая возросли объемы импорта из Китая, Южной Кореи и Японии, а с апреля наметился рост импорта из Турции и Индии. В общем, можно говорить о том, что российские заказчики уже сильно продвинулись в вопросе переориентации импорта - в первую очередь на дружественные азиатские страны.

Авторы исследования ожидают полного восстановления импорта к середине 2026 года, и этому будут способствовать не только переориентация на азиатских партнеров, но и параллельный импорт с челночной торговлей. На руку импортерам играет и относительно крепкий рубль.
⚡️ «Честный знак» поддержал российских производителей, открыв им доступ к данным системы маркировки

Теперь предприниматели могут узнать информацию о структуре торговых потоков: статусе товаров и операциях с ними, точках продаж и средних ценах. Открытие данных системы маркировки «Честный знак» связано с поддержкой бизнеса в сложившейся экономической ситуации. Согласно исследованию ВШЭ, доступ к этой информации позволит бизнесу экономить до 48 млрд рублей в год. Представители бизнеса заявили, что доступ к данным системы является положительным трендом.
Новости традиционной рубрики "улетели, но обещали вернуться".

Metro и Auchan не только остаются в России, но и планируют масштабировать свой бизнес. Так, Metro рассчитывает сделать ставку на сеть магазинов у дома "Фасоль", а также e-commerce. В свою очередь Auchan намерен следовать уже принятой стратегии, сосредоточившись на расширении товаров СТМ.

Оба ритейлера говорят о стремлении поддерживать своих клиентов: компании малого и среднего бизнеса, а также сотрудников. А это десятки тысяч людей по всей стране. Разумно.

Понятно, что вести business as usual в сложившихся обстоятельствах - это во многом про желание упрочить своё положение на рынке, который сильно "похудел" после ухода многих компаний и сетей. Но, с другой стороны, это еще и репутационные риски для западных компаний - так что такое решение можно только приветствовать .
В России восстановились доля промо в продажах ритейлеров. В начале июля этот показатель вышел на уровень 48% (годовой максимум), тогда как в конце марта был зафиксирован рекордный минимум - 32%.

Причины: укрепление рубля и необходимость поддерживать спрос после снижения потребительского ажиотажа, т.к. все больше людей делают ставку на товары с желтым ценником.

Пока, в краткосрочной перспективе, заданный тренд может сохраниться, но дальше не исключен вариант, при котором крупные сети перейдут от массовых скидок к индивидуальным предложениям (через программы лояльности).
Reuters пишет о том, как антироссийские санкции (а именно запрет на экспорт предметов роскоши) убивают шубную промышленность Греции. С весны 2022-го индустрия полностью встала - работа была ориентирована примерно на 70% российских туристов и на 20% - украинских.

"На данный момент мы продаем в магазине одну шубу в день, в неделю — пять-семь шуб. Раньше мы продавали в день по семь-десять шуб в сезон. Люди теряют работу, теряют клиентов. Другие страны не покупают, 90% все-таки были покупателями из СНГ", - говорит один из отраслевых игроков.

В результате власти страны вынуждены субсидировать отрасль, чтобы избежать массовых увольнений, а бизнес призывает исключить мех из антироссийских санкций.
На фоне экономической нестабильности в России набирает популярность формат жестких дискаунтеров.

Так, во II квартале 2022-го выручка сети жестких дискаунтеров "Чижик" (X5 Group) выросла почти в 30 раз. И это тенденция для всего рынка - показатели дискаунтеров растут по всей стране. Учитывая неопределенность с реальными доходами населения и переход на бережливое потребление, можно предположить, что это долгосрочный тренд.

С 2015 года доля дискаунтеров на российском рынке выросла с 0,7% до 6,1% к марту 2022 года, а количество торговых точек такого формата с 2017 по 2020 гг. увеличилось почти на 25% - до 140 тысяч.
Спрос россиян на услуги микрофинансовых организаций в июне 2022-го вырос на 40% по сравнению с мартом. В начале весны по понятным причинам люди переключились на бережливое потребление, отказавшись от большинства покупок. Но теперь наблюдается реализация отложенного спроса.

На популярности микрозаймов сказалось и удорожание потребительских кредитов (после повышения ЦБ ключевой ставки) - в итоге люди пошли туда, где шансов получить деньги больше.
Кажется, московский малый и средний бизнес окончательно восстановился после ковида, а санкций почти не заметил.

Об этом говорят цифры: за первое полугодие 2022 года рост оборота столичных МСП составил 40% по сравнению с тем же периодом прошлого года. И 90% к аналогичному периоду 2020 года. В июне объем продаж МСП города достиг 362,3 млрд рублей, на 1,8% превысив предыдущий месячный рекорд сентября 2021 года.

Доля МСП в общем обороте торговли и услуг столицы - уже более 22%. Лидирующие сферы по оборотам: розничная и оптовая торговля, гостиницы, общепит и турагентства.
Каждый третий россиянин не в состоянии откладывать деньги. Причина - спонтанные покупки (данные исследования «Сбербанка Страхование жизни» и консалтинговой компании UXSSR).

Согласно результатам, 30% респондентов не копят деньги из-за отсутствия мотивации и какого-либо плана. Примерно 19% участников опроса не хватает системного подхода, и еще 14% забывают отправлять деньги в копилку.

Основная причина спонтанных покупок - усталость и недосып (57%), а также плохое настроение и голода (55%). В перечне причин им сильно уступают семейные ссоры и завалы на работе (24% и 23% соответственно).

Интересно, что о намерении копить деньги заявляют целых 86% россиян, но своей цели в виде создания той самой финансовой подушки запаса достигают только 24%.