ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
Это слова Николая Клейна - руководителя уральского Машиностроительного завода им. Калинина.

Хороший ответ сторонникам идеи "всё пропало".

Всё больше появляется свидетельств с мест производства о том, что замещение иностранной продукций - задача подъемная. А уже привычная заточенность на импорт иногда била по небольшим российским производителям, сейчас этот перекос может быть исправлен.
По всей видимости, россияне в ближайшее время смогут продавать овощи и фрукты со своих огородов в продуктовых сетях. Проработать вопрос к 30 июля распорядилась зампред Правительства Виктория Абрамченко. Это инициативу можно считать ответом на просьбу ритейла использовать не только административные меры для сдерживания роста цен на продукты.

Сейчас некрупные фермеры производят значительный объем продукции (прежде всего овощей), но проблема наступает на этапе реализации. В целом шаг разумный и своевременный, с учетом экономической нестабильности, который должен не только увеличить предложение на рынке, но и решить социальные проблемы, повысив доходы людей, задействованных в агропроизводстве.

Крупный ритейл открыт к сотрудничеству с новыми поставщиками, но ждет оптимальную систему оценки качества и безопасности продукции.
Хорошие новости от Минэкономразвития: ставки по кредитам на инвестцели для малого и среднего бизнеса будут снижены до 5-6,5%. Это если ключевая ставка ЦБ будет меньше 10%, если больше - то ставка по кредитам не превысит 9%. По новой программе, микропредприятия могут рассчитывать на кредит до 200 млн руб., малые предприятия - до 500 млн и средние - до 1 млрд.

Льготное кредитование - одна из самых востребованных бизнесом мер поддержки, наряду с мораторием на проверки и кредитными каникулами.
Forwarded from RTVI | Лента
🚘Минпромторг России возобновляет программу стимулирования спроса на автомобили в 2022 году с общим бюджетом 20,7 млрд, следует из сообщения в телеграм-канале ведомства.

Как отметили в Минпромторге, ведущие российские банки и лизинговые организации подтвердили готовность обеспечить запуск программы льготного кредитования во второй половине июля 2022 года.

«По условиям программы льготного автокредитования субсидируемая из федерального бюджета скидка составит до 20% от стоимости автомобиля, а для автомобилей, реализуемых в субъектах Дальневосточного федерального округа (ДФО) — 25% для компенсации стоимости доставки автомобилей из европейской части России», — заявил глава Минпромторга Денис Мантуров.

В этой программе будут участвовать все модели УАЗ, LADA, ГАЗ стоимостью до 2 млн рублей и все электромобили марки Evolute (произведены на заводе «Моторинвест» в Липецке), на которые действует скидка 35% от общей стоимости ТС, однако не более 925 тыс. рублей на один электромобиль
Стоимостной объем российского импорта товаров из стран дальнего зарубежья по итогам 2022 г. может упасть на 24% по сравнению с прошлым годом (оценки института "Центр развития" НИУ ВШЭ).

В марте импорт обвалился на 46%, к июню ситуация стабилизировалась на уровне 33%. Если говорить о странах, то до марта этого года преобладали поставки из ЕС (доля по итогам 2021 года - 36%) и Китая (около 28%), у США было всего 6%.

Понятно, что доля ЕС и США в импорте на протяжении первого полугодия стабильно снижалась, при этом с мая возросли объемы импорта из Китая, Южной Кореи и Японии, а с апреля наметился рост импорта из Турции и Индии. В общем, можно говорить о том, что российские заказчики уже сильно продвинулись в вопросе переориентации импорта - в первую очередь на дружественные азиатские страны.

Авторы исследования ожидают полного восстановления импорта к середине 2026 года, и этому будут способствовать не только переориентация на азиатских партнеров, но и параллельный импорт с челночной торговлей. На руку импортерам играет и относительно крепкий рубль.
⚡️ «Честный знак» поддержал российских производителей, открыв им доступ к данным системы маркировки

Теперь предприниматели могут узнать информацию о структуре торговых потоков: статусе товаров и операциях с ними, точках продаж и средних ценах. Открытие данных системы маркировки «Честный знак» связано с поддержкой бизнеса в сложившейся экономической ситуации. Согласно исследованию ВШЭ, доступ к этой информации позволит бизнесу экономить до 48 млрд рублей в год. Представители бизнеса заявили, что доступ к данным системы является положительным трендом.
Новости традиционной рубрики "улетели, но обещали вернуться".

Metro и Auchan не только остаются в России, но и планируют масштабировать свой бизнес. Так, Metro рассчитывает сделать ставку на сеть магазинов у дома "Фасоль", а также e-commerce. В свою очередь Auchan намерен следовать уже принятой стратегии, сосредоточившись на расширении товаров СТМ.

Оба ритейлера говорят о стремлении поддерживать своих клиентов: компании малого и среднего бизнеса, а также сотрудников. А это десятки тысяч людей по всей стране. Разумно.

Понятно, что вести business as usual в сложившихся обстоятельствах - это во многом про желание упрочить своё положение на рынке, который сильно "похудел" после ухода многих компаний и сетей. Но, с другой стороны, это еще и репутационные риски для западных компаний - так что такое решение можно только приветствовать .
В России восстановились доля промо в продажах ритейлеров. В начале июля этот показатель вышел на уровень 48% (годовой максимум), тогда как в конце марта был зафиксирован рекордный минимум - 32%.

Причины: укрепление рубля и необходимость поддерживать спрос после снижения потребительского ажиотажа, т.к. все больше людей делают ставку на товары с желтым ценником.

Пока, в краткосрочной перспективе, заданный тренд может сохраниться, но дальше не исключен вариант, при котором крупные сети перейдут от массовых скидок к индивидуальным предложениям (через программы лояльности).
Reuters пишет о том, как антироссийские санкции (а именно запрет на экспорт предметов роскоши) убивают шубную промышленность Греции. С весны 2022-го индустрия полностью встала - работа была ориентирована примерно на 70% российских туристов и на 20% - украинских.

"На данный момент мы продаем в магазине одну шубу в день, в неделю — пять-семь шуб. Раньше мы продавали в день по семь-десять шуб в сезон. Люди теряют работу, теряют клиентов. Другие страны не покупают, 90% все-таки были покупателями из СНГ", - говорит один из отраслевых игроков.

В результате власти страны вынуждены субсидировать отрасль, чтобы избежать массовых увольнений, а бизнес призывает исключить мех из антироссийских санкций.
На фоне экономической нестабильности в России набирает популярность формат жестких дискаунтеров.

Так, во II квартале 2022-го выручка сети жестких дискаунтеров "Чижик" (X5 Group) выросла почти в 30 раз. И это тенденция для всего рынка - показатели дискаунтеров растут по всей стране. Учитывая неопределенность с реальными доходами населения и переход на бережливое потребление, можно предположить, что это долгосрочный тренд.

С 2015 года доля дискаунтеров на российском рынке выросла с 0,7% до 6,1% к марту 2022 года, а количество торговых точек такого формата с 2017 по 2020 гг. увеличилось почти на 25% - до 140 тысяч.
Спрос россиян на услуги микрофинансовых организаций в июне 2022-го вырос на 40% по сравнению с мартом. В начале весны по понятным причинам люди переключились на бережливое потребление, отказавшись от большинства покупок. Но теперь наблюдается реализация отложенного спроса.

На популярности микрозаймов сказалось и удорожание потребительских кредитов (после повышения ЦБ ключевой ставки) - в итоге люди пошли туда, где шансов получить деньги больше.
Кажется, московский малый и средний бизнес окончательно восстановился после ковида, а санкций почти не заметил.

Об этом говорят цифры: за первое полугодие 2022 года рост оборота столичных МСП составил 40% по сравнению с тем же периодом прошлого года. И 90% к аналогичному периоду 2020 года. В июне объем продаж МСП города достиг 362,3 млрд рублей, на 1,8% превысив предыдущий месячный рекорд сентября 2021 года.

Доля МСП в общем обороте торговли и услуг столицы - уже более 22%. Лидирующие сферы по оборотам: розничная и оптовая торговля, гостиницы, общепит и турагентства.
Каждый третий россиянин не в состоянии откладывать деньги. Причина - спонтанные покупки (данные исследования «Сбербанка Страхование жизни» и консалтинговой компании UXSSR).

Согласно результатам, 30% респондентов не копят деньги из-за отсутствия мотивации и какого-либо плана. Примерно 19% участников опроса не хватает системного подхода, и еще 14% забывают отправлять деньги в копилку.

Основная причина спонтанных покупок - усталость и недосып (57%), а также плохое настроение и голода (55%). В перечне причин им сильно уступают семейные ссоры и завалы на работе (24% и 23% соответственно).

Интересно, что о намерении копить деньги заявляют целых 86% россиян, но своей цели в виде создания той самой финансовой подушки запаса достигают только 24%.
Неплохие новости для малого и среднего бизнеса - программа компенсации расходов бизнесу за переводы через систему быстрых платежей будет действовать до конца текущего года.

Программу изначально запустили в 2021 году, как меру бизнес-поддержки в ковидный кризис. Но он плавно перешел в кризис санкционный - и программу разумно решили пролонгировать. Его суть - компаниям и ИП, входящим в реестр субъектов МСП (небольшим магазинам и ресторанам, например), возвращается банковская комиссия при оплате товаров и услуг через СБП.

Это решение совпало с оптимистичными данными о деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства. Жить бизнесу становится чуть лучше (по поводу веселее - не так все однозначно) - или, по крайней мере, привычнее к новой реальности. В июне о спаде продаж сообщили 48% опрошенных (52% в мае), о росте - 13% (12%). Выросла и инвестиционная активность компаний: наращивали вложения 17% МСП (16% в мае), сокращали 10% (8%).

При этом наибольшее оживление пришлось на отрасль производства за счет инвестиционной активности - готовность компаний нарастить инвестиции говорит об их стремлении занять ниши после ухода с рынка иностранных поставщиков.
Инфопространство взрывает новость о том, что параллельный импорт (со слов министра Мантурова) могут скоро отменить.

На самом деле это не новость, об этом новый вице-премьер говорил еще две недели назад:

"Стимулирование импорта должно работать только в тех нишах, в которых российское производство пока еще не может полностью обеспечить потребности промышленных предприятий и конечных потребителей...Будем регулировать механизм таким образом, чтобы интенсивность его использования снижалась параллельно с запуском внутреннего производства тех или иных критически важных компонентов. Работа в этом направлении активно ведется"

То есть чем увереннее будут себя чувствовать отечественные производители, тем уже будет окно параллельного импорта. Если хочется больше качественного Made in Russia, то это логичный механизм настройки отрасли. И ничего нового за это время не произошло.
«К нам обращаются на сегодняшний день дизайнеры, известные бренды, для того, чтобы мы отшивали их здесь, на тюменской фабрике. Появилось большое количество обращений, заказов. Сегодня у нас в обработке порядка +50% к тому, что было до периода, когда наложили санкции», — сообщила руководитель швейной фабрики «Швец» Мария Герасименко.

Закономерный итог происходящего. И, к разговору об отмене параллельного импорта, понятно, что озвученная логика принятия решения подтверждается тем, что происходит "на земле".

Другой вопрос, что от российских предприятий теперь требуется более аналитический подход к оценке рынка, на котором они работают. Просто выпускать продукцию, даже наращивая объемы, не достаточно - необходимы маркетинговые исследования и качественная аналитика, на основе которых уже запрашивать господдержку.
За год продуктовые предпочтения россиян изменились несильно. На незначительные изменения повлияли введенные санкции и окончание ковид-пандемии.

Главное отличие - газированные напитки, попавшие в топ покупок этого года. Новости об уходе иностранных производителей подогрели интерес к Coca-Cola и компании, плюс дополнительную рекламу получили отечественные аналоги. Отсутствие масок в топе этого года тоже закономерно.

При этом обороты розницы летом этого года по сравнению с весной имеют тенденцию к снижению - виной тому стало то, что люди переключились на модель сбережения средств. Так, в мае продуктовый сектор сократился в деньгах на 10%, а продажи непродуктовых товаров упали на 17%.
Почти половина российских потребителей готовы полностью перейти на отечественную продукцию

Согласно результатам онлайн-исследования, 44% опрошенных россиян готовы полностью отказаться от импортных товаров в пользу отечественной продукции. Наибольшие лоялисты - люди старшего возраста (от 45 лет и выше), менее всего уверена в потенциале российской продукции молодежь - только 22% из людей до 24 лет готовы отказаться от импорта.

Реалистами выглядят 41% респондентов, которые отмечают, что не во всех категориях товаров в данный момент возможно найти равнозначную отечественную альтернативу. Полностью отказаться от импортных товаров сейчас не готовы 15% россиян.

Наиболее популярные товары отечественного производства: кондитерские изделия, овощи и фрукты, макароны и безалкогольные напитки. Заинтересованы соотечественники и в российских шоколаде, муке, хлебобулочных изделиях, молочных продуктах и мясе.
Обостряется дискуссия вокруг введения маркировки икры.

Собрали основные аргументы за и против.

За

• За год из-за нелегальной добычи икры погибает до 20 тысяч тонн лосося. Вопреки представлениям обывателя, рыба, из которой достают икру, выбрасывается - зачастую прямо на берег. Производство и покупка "серой" икры - зеленый свет для варварского истребления десятков тонн рыбы.

• Размер государственного ущерба достигает 15 млрд рублей (рынок контрафактной икры оценивается в 10%). Если бюджет лишается денег, то государство ищет или как их дополучить, или как сэкономить - часто на нас с вами.

• Не понятно, почему браконьеры должны получать конкурентное преимущество, прежде всего в виде демпинговой цены, перед теми, кто играет по правилам. Поэтому ответственный рынок - за маркировку, т.к. прозрачные условия играют на им руку. Например, "Меридиан" и "Русский икорный дом" в отношении маркировки настроен позитивно.

• Отравление икрой - достаточно распространенная проблема у россиян. Этому посвящены даже специальные гайды, которые публикуют СМИ в преддверии наиболее популярных праздников. Надо ли говорить, что контрафакт попадает на рынок в обход всяких норм и проверок, что увеличивает риск того, что деликатес вместо удовольствия принесет вам проблемы.

Против

• Заявления о том, что обязательная маркировка - это дорогостоящий процесс для производителей, что в итоге приведет к росту стоимости товара. Этот аргумент до сих пор ничем не доказан: цены растут и без маркировки, а на стоимость "маркированных" товарах маркировка вообще не влияет.