ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
Антикризисные меры, которые сейчас экстренно принимает российский бизнес (данные Ernst & Young):

• Снижение операционных затрат - 38%.

• Снижение или отсрочка арендной платы - 30%.

• Перевод сотрудников на неполную рабочую неделю - 26%.

• Пересмотр условий договоров с поставщиками - 24%.

• Снижение заработной платы сотрудникам - 20%.

• Реструктуризация кредитов - 11% (24% планируют).

• Сокращение штата - 9% (23%).

• Отправка персонала в неоплачиваемый отпуск - 9% (11%).
Роспотребнадзор намерен со следующего года отказаться от плановых проверок бизнеса, после чего в его арсенале останутся внеплановые (документарные и выездные) и контрольные закупки.

С 2012 по 2018 год число плановых проверок уменьшилось с 73,7 тыс. до 3,1 тыс. Соотношение выявленных нарушений к общему количеству проверок выросло до 3,05 с 2,4 (в 2014 г.).

От плановых проверок Роспотребнадзор хотел отказаться еще два года назад, но дальше намерений дело не пошло. С учетом того, что нынешняя инициатива - результат поручения вице-премьера Дмитрия Григоренко, хочется надеяться, это финальное решение.
Проблему закредитованности предприятий ОПК активно обсуждают с прошлого года (общие долги отрасли превышали 2 трлн). В марте вице-премьер Борисов сообщил, что проблемная задолженность на 750 млрд рублей будет списана и реструктурирована. Объединенная авиастроительная и Объединенная судостроительная корпорации - в числе основных должников.

Несмотря на пандемию правительство утвердило программы финансового оздоровления:

• ОСК - 68 млрд наиболее проблемных и старых долгов из общей суммы 151,9 млрд рублей будут частично погашены, частично реструктурированы: 30 и 38 млрд соответственно.

• ОАК - проблемную задолженность в 400 млрд рублей погасят за счет докапитализации и реструктурируют на 15 лет. Конкретные параметры не озвучены. Ранее называлась ставка 3%.

Кроме того, в течение 5 лет должны быть оптимизированы корпоративная структура и научно-конструкторский блок ОАК, экономический эффект оценивается в 300 млрд рублей. Реализация непрофильных активов должна принести 17 млрд рублей.

Докапитализацию возьмет на себя бюджет, реструктуризацию - отраслевой для "оборонки" Промсвязьбанк.

Работа с "плохими" долгами, образовавшимися много лет назад и порой при других собственниках, - мера давно назревшая. Только ОАК ежегодно платила по ним более 30 млрд рублей процентов, что приводило к дефициту собственных средств, недофинансированию инвестпрограммы и пр.

Однако без повышения рентабельности проблему судо- и авиастроения системно не решить. Требуемый уровень - не менее 10%, сейчас - 3-5%.
Более 75% представителей малого и среднего бизнеса в России считают, что экономическая ситуация в ближайшем будущем ухудшится (это следует из результатов опроса, проведенного разработчиком ПО для управления бизнесом «Мегаплан»).

На вопрос о том, какие отрасли больше всего пострадали от кризиса, связанного с последствиями распространения коронавирусной инфекции, 82,9% опрошенных назвали ресторанную отрасль. Проблемы в индустрии моды и красоты отметили 61,6% участников исследования, в производственной сфере — 48,5%.

Легче всего, по мнению респондентов, кризис переживают игроки ИТ-индустрии (так считают 81,5%), телекоммуникационная отрасль (54,2%), а также медицина (37,1%).

При этом более 83% участников опроса не надеются на помощь государства. Среди возможных путей спасения бизнеса называются переход в онлайн и автоматизация процессов (34%), а также перевод части сотрудников на «пожизненную» удаленку и частичный отказ от офисов (21,3%).
С 5 мая закон разрешает регионам самостоятельно регулировать продажу алкоголя в заведениях общепита, расположенных в жилых домах.

По общему правилу зал обслуживания должен быть не менее 20 кв. м. Регионы вправе этот критерий ужесточить, и около половины из них намерены поднять лимит до 50 кв. м. Уже прошли первое чтение соответствующие законопроекты в Подмосковье, Брянской области и Севастополе.

Как мы уже не раз писали, именно эти дополнительные полномочия субъектов станут источником проблемы, разрушив единообразное регулирование отрасли и спровоцировав самодурство чиновников на местах. Если федеральный закон боролся с т.н. "наливайками", то запреты, вводимые в регионах, ударят по полноценным ресторанам, чья общая площадь с учетом кухонных, складских и других помещений доходит до 120 кв. м.

Сейчас правом торговать алкоголем обладают примерно 28-30 тысяч ресторанов, кафе и баров в жилых домах. На спиртное приходится до 50% выручки. Без лицензии бизнес перестает быть рентабельным. Тот самый бизнес, который сейчас и так задыхается в условиях карантина. В одной только Московской области под угрозой закрытия 3 тысячи точек.

Последствия нездоровой заботы субъектов о здоровье очевидны: массовый прирост безработных и рост нелегальной торговли алкоголем.
Вице-премьер Виктория Абрамченко потребовала усилить контроль за торговлей с ЕАЭС, чтобы исключить скрытые поставки "санкционки" в Россию. До конца недели должны поступить конкретные предложения от Минсельхоза, Минэкономразвития, Минпромторга и Россельхознадзора.

В очередной раз на проблему обратили внимание после поставок из Белоруссии шампиньонов, которые, вполне вероятно, выращены в Польше: объемы значительно увеличились, причем по ценам ниже себестоимости российского производства.

В 2018 году Россельхознадзор уже ограничивал ввоз грибов из Белоруссии, поскольку объем их экспорта в разы был меньше объема производства. А год назад встал вопрос о запрете ввоза через Белоруссию овощей и фруктов - на них оформлялись реэкспортные сертификаты как на товары из Сербии, Македонии, стран Африки и т.д, хотя на самом деле это были продукты из стран, попавших под российские санкции.

Какие предложения дадут вице-премьеру ответственные ведомства, скоро увидим. Проблемы можно было бы избежать, если бы была введена та самая маркировка, которую так любят те, кто имеет дело с сигаретами и лекарствами. "Пробивая" уникальные коды, можно будет узнать весь путь "белорусских креветок" и всего остального. И фальшивые сертификаты, как сейчас, уже не помогут.

На грибы и креветки маркировка не распространяется. Важно учесть мнение бизнеса перед тем, как расширять систему. Но для начала нужно ее полноценно раскатить в полном объеме на отрасли, которые уже регулируются маркировкой. Не обращая внимания на сопротивление явно недобросовестных игроков, но и не допуская каких-то сбоев.
​​Некоторые продолжают раскручивать тему неисправных аппаратов ИВЛ, из-за которых якобы случились пожары в московской и петербургской больницах. И это при том что следственные действия продолжаются. На помощь журналистам на этот раз пришли "забывчивые" ученые.

Вот тут Арнольд Астахов (член челябинского отделения Академии медико-технических наук) заявляет о том, что испытаний ИВЛ "Авента-М" не проводилось. И тот же Астахов в 2013 г. подписался под словами о том, что протестированная "Авента-М" не уступает аналогичным зарубежным аналогам".

Интересно получается.
Рекомендации Роспотребнадзора по постепенному снятию ограничений на первом этапе допускают к работе непродовольственные магазины с площадью торгового зала до 400 кв. м. Предельно допустимое количество покупателей рассчитывается исходя из 4 кв. м. на человека.

Ритейл предлагает увеличить площадь до 1000 кв.м. и выше. Чем она больше - тем меньше плотность посетителей. А значит, тем лучше с их безопасностью.

Логика в этом есть. Даже в пиковые периоды в больших магазинах, продающих бытовую технику, мебель, одежду и пр., скоплений людей не наблюдается. Это связано как со спецификой товарного ассортимента, так и с масштабами торговых залов, позволяющими покупателям рассредоточиться.

Конкретные решения по формату выхода из карантина принимаются главами регионов. Некоторые могут идти на более мягкие режимы, например, в части районов Ленинградской области с низкой заболеваемостью открыли ТЦ площадью до 25 тыс. кв. м. и непродовольственные магазины свыше 400 кв. м. Но, скорее всего, местные власти будут строго ориентироваться на Роспотребнадзора. Поэтому имеет смысл сделать указания более гибкими, стимулируя тем самым инициативу субъектов.

У непродуктовой розницы падение оборотов достигает 90% и более. Это одна из наиболее пострадавших отраслей, для которой скорейшее снятие ограничение критически важно. Смягчение во многих регионах карантинного режима на прошлой неделе увеличило оборот торговых точек в среднем на 10%. Самый большой прирост в Ленинградской области - 17,9%.
Совет Федерации намерен рекомендовать правительству повысить возраст продажи алкоголя с 18 лет до 21 года.

Рвение сенаторов в деле защиты здоровья и нравственности оцениваем, но не разделяем. Под ударом оказывается как сфера торговли, переживающая сейчас настоящий кризис, так и производство (те же пивовары). Но даже не это главное.

Пора уже критерий взрослости привести к общему знаменателю и установить возраст, после которого гражданин считается полноправной социальной единицей. Иначе получается, что выбирать власть в государстве, заводить семью и служить в армии можно с 18 лет, а употреблять алкоголь - нет. Довольно странная ситуация, когда молодой мужчина приходит из армии, но купить пива себе не может. "Маленький еще".

При этом сама проблема в последние годы кажется всё более надуманной - привязанность к алкоголю в последние годы среди молодежи падает. Поэтому аргумент сторонников предложения о том, что нерадивое подрастающее поколение моментально сопьется - не работает.

Ну а те, кто ищут, всегда найдут способ. Запреты и ограничения приводят лишь к росту нелегальных продаж.
Из-за пандемии усложняется таможенный контроль грузового автотранспорта. Простой на пунктах пропуска затягивает сроки транспортировки, что отражается на расходах автоперевозчиков и конечной стоимости импортных товаров. Один дополнительный час на границе дает рост стоимости груза на 0,8% (для продовольствия - 1%).

По оценкам, общие расходы покупателей вырастут на $40-50 млн в месяц, а всего с марта по август они потеряют около $270 млн. Большая часть убытков ($170 млн) вызвана мерами, принимаемыми в других государствах, в первую очередь Евросоюза. Время прохождения границы с ним в среднем увеличилось на 26%. Погранпереходы внутри ЕС отсутствуют, но между некоторыми странами развернуты пункты контроля состояния водителей.

Более всего пострадают жители регионов, которые торгуют с Европой, используя автологистику: Москва ($145,2 млн), Подмосковье ($35 млн), Санкт-Петербург ($17,1 млн), Калужская область ($6,1 млн), Нижегородская область ($4,7 млн).
Структурно российская экономика и до нынешнего кризиса проигрывала западным по степени развития малого бизнеса и вовлеченности граждан в предпринимательство. Пандемия лишь усугубляет этот ее недостаток.

Сейчас в первую очередь страдает малоформатная торговля и и ориентированные на нее небольшие производственные компании, которым не пробиться в большие сети. На грани выживания вся цепочка малого бизнеса: от условных фермеров до небольших торговых точек.

Монополизация потребительского рынка крупным ритейлом и большими производителями - это провал макроэкономического масштаба. Чтобы его избежать, государство обязано немедленно запустить программу поддержки малой торговли и связанного с ней бизнеса.

Здесь не требуется никаких финансовых вливаний. Нужно лишь создать для людей максимально комфортные условия, а именно убрать все административные барьеры.

Минпромторг, как отвечающий и за торговлю, и за производство, должен пролоббировать идею максимальной либерализации малоформатной торговли и производства. Добиться упрощения всех согласований и разрешений от местных органов власти. Любой желающий производить и реализовывать потребительские товары (начиная с продуктов питания) должен получить эту возможность.

Такая государственная политика не только поддержит оказавшихся в кризисе предпринимателей, но и поможет найти источники дохода тем нескольким миллионам граждан, которые остались без работы.
Из-за кризиса ритейлеры отказываются от планов по расширению бизнеса. В X5 Retail Group ("Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") на 20% сократили программу открытия новых магазинов. Альтернативой становится развитие онлайн-сервисов и доставки, в офлайн-торговле акцент - на магазины "у дома".

Снижение покупательской способности граждан, карантинные меры и развитие сервисов доставки негативно отражаются на выручке магазинов.

В начале апреля покупательский поток упал на 25–30%. К этому добавилось сокращение повседневных расходов - минус 16% в сравнении с мартом. Количество покупок в Москве сократилось более чем на треть, но за счет увеличения среднего чека объем продаж уменьшился только на 4-5%. Хотя год назад тенденция была противоположной.

Решения о покупках становятся все более рациональными. А впереди летний сезон, традиционно низкий для продуктового сектора. К тому же есть вероятность, что летом торговые сети, сдерживающие сейчас рост стоимости многих продуктов питания и применяющие нулевую наценку на социально значимые товары, под давлением поставщиков и для компенсации издержек начнут поднимать цены.

В регионах высокий риск закрытия уже действующих торговых точек. А для крупных сетей оптимизация в виде отказа от экспансии и перехода в онлайн-торговлю - наиболее очевидное решение.
Падение продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в апреле составляет от 64 до 72%.

Рынок может начать восстанавливаться с июня, при условии отмены режима карантина и самоизоляции. Особое значение сейчас приобретает господдержка.

Главная мера, стимулирующая спрос, - это льготные автокредиты Минпромторга. Из-за пандемии программу увеличили на 7 млрд - до 17 млрд руб. Дополнительные продажи оцениваются в 50 тыс. автомобилей. В апреле доля льготных займов в общем портфеле автокредитов ВТБ выросла до 36% - вдвое по сравнению с прошлым годом.

Также анонсирована программа "Доступная аренда" объемом 2,5 млрд руб. Точные условия пока неизвестны, но рассчитана на участие как бизнеса, так и граждан. Предполагается создание на базе лизинговых компаний парка машин, предназначенных для любых клиентов и на любых условиях аренды.

Кроме того, рассматривается возможность дополнительного субсидирования автокредитов на отечественные авто, если старая сдается. А для производителей - перенос уплаты утильсбора.
Информация о том, что запуск ФГИС ЕГРН (программы по регистрации прав на имущество) откладывается на неопределенное будущее, не подтвердилась.

В руководстве правительства никто откладывать тему с ЕГРН не собирается. Буквально вчера ответственные за реализацию проекта получили недвусмысленный нагоняй сверху от вице-премьера Абрамченко. Уже завтра придется ответить по существу.
Данные опроса компаний малого и среднего бизнеса (мониторинг бизнес-омбудсмена Бориса Титова):

• В жестком кризисе - 53%.
• Не рассчитывают пережить кризис - 62,2%.
• Уверены в продолжении деятельности - 13,4%.
• Частично возобновили работу - 32%.
• Работа остановлена - 35,7%.

Основные проблемы:
• Невозможность платить зарплату и налоги на оплату труда - 52,4%.
• Оплата аренды - 42,8%.
• Систематические неплатежи контрагентов - 39,1%
В апреле промышленность упала на рекордные 6,6% (относительно марта - на 9,2%). Всего за первые четыре месяца производство сократилось на 0,6%, а I квартале даже выросло на 1,5% (в марте - на 0,3%).

Минус:

• Легковые автомобили - 79,2%.
• Грузовые вагоны - 52%.
• Кожа и изделия из кожи - 45,4%.
• Прочих транспортные средства и оборудование - 39,4%.
• Грузовые автомобили - 36,5%.
• Электрические оборудование - 28,8%.
• Одежда - 27,6%.
• Компьютеры, электронные и оптические изделия - 26,7%.
• Обрабатывающее производство в целом - 10%.

Плюс:

• Медицинское оборудование - 99%.
• Спецодежда, СИЗ - 97%.
• Лекарства и медицинские материалы - 13,5%.
• Бумага и бумажные изделия - 4,2%.
• Пищевые продукты - 3,7%.
• Химические вещества и химические продукты - 2,4%.

В то же время Минэкономразвития прогнозирует падение ВВП на 5% при условии снятия в августе-сентябре всех карантинных ограничений и невысокой цены на нефть (восстановление до 40$ к концу 2021 года). Самый сильный спад придется на II квартал - 9,5%.

Быстрого, V-образного восстановления не предвидится. В 2021 году рост составит всего 2,8%, в 2022 - 3%, в 2023 - 3,1%. Выход на предкризисный уровень - первое полугодие 2022 года.
Глава "Ростеха" Чемезов поднял актуальную по нынешним временам тему борьбы с контрафактными лекарствами. По его словам, одна из главных мер - введение маркировки, которая уже протестирована на других товарах. Убедиться, помогает это обелению рынка или нет, можно будет совсем скоро - уже 1 июля стартует обязательная маркировка лекарств.

В условиях кризиса, не только нынешнего коронавирусного, но и любого другого, маркировка преследует две цели:

• Предотвращает дефицит, позволяя контролировать цены в режиме реального времени, а также нецелевое использование препаратов (например, перепродажу).

• Обеспечивает потребительскую безопасность, что особенно актуально, когда Росздравнадзор начал прием заявлений от аптек на дистанционную торговлю.

В РСПП заявляли, что введение маркировки, напротив, приведет к дефициту дешевых медикаментов, для производства которых она окажется слишком дорогой при цене препарата от 10 до 150 рублей. Но на этот случай правительство еще год назад определило стоимость 1 кода в размере 50 копеек и отменило плату для лекарств, предельная отпускная цена которых менее 20 рублей.

О противодействии маркировке товаров, в т.ч. лекарств, мы не раз писали. Как правило, это связано либо с нежеланием прозрачности для рынка, либо с неготовностью отдельных его игроков, которые по каким-то причинам не принимали всерьез грядущие изменения. Но от этого не должны страдать ответственные компании, тратившие собственные средства на внедрение системы. Тем более, сроки начала уже сдвигались с 1 января на 1 июля.