ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
Из-за пандемии усложняется таможенный контроль грузового автотранспорта. Простой на пунктах пропуска затягивает сроки транспортировки, что отражается на расходах автоперевозчиков и конечной стоимости импортных товаров. Один дополнительный час на границе дает рост стоимости груза на 0,8% (для продовольствия - 1%).

По оценкам, общие расходы покупателей вырастут на $40-50 млн в месяц, а всего с марта по август они потеряют около $270 млн. Большая часть убытков ($170 млн) вызвана мерами, принимаемыми в других государствах, в первую очередь Евросоюза. Время прохождения границы с ним в среднем увеличилось на 26%. Погранпереходы внутри ЕС отсутствуют, но между некоторыми странами развернуты пункты контроля состояния водителей.

Более всего пострадают жители регионов, которые торгуют с Европой, используя автологистику: Москва ($145,2 млн), Подмосковье ($35 млн), Санкт-Петербург ($17,1 млн), Калужская область ($6,1 млн), Нижегородская область ($4,7 млн).
Структурно российская экономика и до нынешнего кризиса проигрывала западным по степени развития малого бизнеса и вовлеченности граждан в предпринимательство. Пандемия лишь усугубляет этот ее недостаток.

Сейчас в первую очередь страдает малоформатная торговля и и ориентированные на нее небольшие производственные компании, которым не пробиться в большие сети. На грани выживания вся цепочка малого бизнеса: от условных фермеров до небольших торговых точек.

Монополизация потребительского рынка крупным ритейлом и большими производителями - это провал макроэкономического масштаба. Чтобы его избежать, государство обязано немедленно запустить программу поддержки малой торговли и связанного с ней бизнеса.

Здесь не требуется никаких финансовых вливаний. Нужно лишь создать для людей максимально комфортные условия, а именно убрать все административные барьеры.

Минпромторг, как отвечающий и за торговлю, и за производство, должен пролоббировать идею максимальной либерализации малоформатной торговли и производства. Добиться упрощения всех согласований и разрешений от местных органов власти. Любой желающий производить и реализовывать потребительские товары (начиная с продуктов питания) должен получить эту возможность.

Такая государственная политика не только поддержит оказавшихся в кризисе предпринимателей, но и поможет найти источники дохода тем нескольким миллионам граждан, которые остались без работы.
Из-за кризиса ритейлеры отказываются от планов по расширению бизнеса. В X5 Retail Group ("Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") на 20% сократили программу открытия новых магазинов. Альтернативой становится развитие онлайн-сервисов и доставки, в офлайн-торговле акцент - на магазины "у дома".

Снижение покупательской способности граждан, карантинные меры и развитие сервисов доставки негативно отражаются на выручке магазинов.

В начале апреля покупательский поток упал на 25–30%. К этому добавилось сокращение повседневных расходов - минус 16% в сравнении с мартом. Количество покупок в Москве сократилось более чем на треть, но за счет увеличения среднего чека объем продаж уменьшился только на 4-5%. Хотя год назад тенденция была противоположной.

Решения о покупках становятся все более рациональными. А впереди летний сезон, традиционно низкий для продуктового сектора. К тому же есть вероятность, что летом торговые сети, сдерживающие сейчас рост стоимости многих продуктов питания и применяющие нулевую наценку на социально значимые товары, под давлением поставщиков и для компенсации издержек начнут поднимать цены.

В регионах высокий риск закрытия уже действующих торговых точек. А для крупных сетей оптимизация в виде отказа от экспансии и перехода в онлайн-торговлю - наиболее очевидное решение.
Падение продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в апреле составляет от 64 до 72%.

Рынок может начать восстанавливаться с июня, при условии отмены режима карантина и самоизоляции. Особое значение сейчас приобретает господдержка.

Главная мера, стимулирующая спрос, - это льготные автокредиты Минпромторга. Из-за пандемии программу увеличили на 7 млрд - до 17 млрд руб. Дополнительные продажи оцениваются в 50 тыс. автомобилей. В апреле доля льготных займов в общем портфеле автокредитов ВТБ выросла до 36% - вдвое по сравнению с прошлым годом.

Также анонсирована программа "Доступная аренда" объемом 2,5 млрд руб. Точные условия пока неизвестны, но рассчитана на участие как бизнеса, так и граждан. Предполагается создание на базе лизинговых компаний парка машин, предназначенных для любых клиентов и на любых условиях аренды.

Кроме того, рассматривается возможность дополнительного субсидирования автокредитов на отечественные авто, если старая сдается. А для производителей - перенос уплаты утильсбора.
Информация о том, что запуск ФГИС ЕГРН (программы по регистрации прав на имущество) откладывается на неопределенное будущее, не подтвердилась.

В руководстве правительства никто откладывать тему с ЕГРН не собирается. Буквально вчера ответственные за реализацию проекта получили недвусмысленный нагоняй сверху от вице-премьера Абрамченко. Уже завтра придется ответить по существу.
Данные опроса компаний малого и среднего бизнеса (мониторинг бизнес-омбудсмена Бориса Титова):

• В жестком кризисе - 53%.
• Не рассчитывают пережить кризис - 62,2%.
• Уверены в продолжении деятельности - 13,4%.
• Частично возобновили работу - 32%.
• Работа остановлена - 35,7%.

Основные проблемы:
• Невозможность платить зарплату и налоги на оплату труда - 52,4%.
• Оплата аренды - 42,8%.
• Систематические неплатежи контрагентов - 39,1%
В апреле промышленность упала на рекордные 6,6% (относительно марта - на 9,2%). Всего за первые четыре месяца производство сократилось на 0,6%, а I квартале даже выросло на 1,5% (в марте - на 0,3%).

Минус:

• Легковые автомобили - 79,2%.
• Грузовые вагоны - 52%.
• Кожа и изделия из кожи - 45,4%.
• Прочих транспортные средства и оборудование - 39,4%.
• Грузовые автомобили - 36,5%.
• Электрические оборудование - 28,8%.
• Одежда - 27,6%.
• Компьютеры, электронные и оптические изделия - 26,7%.
• Обрабатывающее производство в целом - 10%.

Плюс:

• Медицинское оборудование - 99%.
• Спецодежда, СИЗ - 97%.
• Лекарства и медицинские материалы - 13,5%.
• Бумага и бумажные изделия - 4,2%.
• Пищевые продукты - 3,7%.
• Химические вещества и химические продукты - 2,4%.

В то же время Минэкономразвития прогнозирует падение ВВП на 5% при условии снятия в августе-сентябре всех карантинных ограничений и невысокой цены на нефть (восстановление до 40$ к концу 2021 года). Самый сильный спад придется на II квартал - 9,5%.

Быстрого, V-образного восстановления не предвидится. В 2021 году рост составит всего 2,8%, в 2022 - 3%, в 2023 - 3,1%. Выход на предкризисный уровень - первое полугодие 2022 года.
Глава "Ростеха" Чемезов поднял актуальную по нынешним временам тему борьбы с контрафактными лекарствами. По его словам, одна из главных мер - введение маркировки, которая уже протестирована на других товарах. Убедиться, помогает это обелению рынка или нет, можно будет совсем скоро - уже 1 июля стартует обязательная маркировка лекарств.

В условиях кризиса, не только нынешнего коронавирусного, но и любого другого, маркировка преследует две цели:

• Предотвращает дефицит, позволяя контролировать цены в режиме реального времени, а также нецелевое использование препаратов (например, перепродажу).

• Обеспечивает потребительскую безопасность, что особенно актуально, когда Росздравнадзор начал прием заявлений от аптек на дистанционную торговлю.

В РСПП заявляли, что введение маркировки, напротив, приведет к дефициту дешевых медикаментов, для производства которых она окажется слишком дорогой при цене препарата от 10 до 150 рублей. Но на этот случай правительство еще год назад определило стоимость 1 кода в размере 50 копеек и отменило плату для лекарств, предельная отпускная цена которых менее 20 рублей.

О противодействии маркировке товаров, в т.ч. лекарств, мы не раз писали. Как правило, это связано либо с нежеланием прозрачности для рынка, либо с неготовностью отдельных его игроков, которые по каким-то причинам не принимали всерьез грядущие изменения. Но от этого не должны страдать ответственные компании, тратившие собственные средства на внедрение системы. Тем более, сроки начала уже сдвигались с 1 января на 1 июля.
Из-за снижения покупательской активности в ТЦ закрываются торговые точки, на которые карантин не распространяется:

Аптеки

• "Эркафарм" ("Доктор Столетов", "Озерки") - к середине мая закрылся 181 магазин. Работу продолжили около 80% всех аптек в ТЦ: из них 30% нарастили выручку, в остальных продажи упали почти наполовину.
• "Мелодия здоровья" - 69.
• "Неофарм" ("Неофарм", "Столички") - 30.

Продуктовые магазины

• "Магнит" закрыл 15 магазинов косметики и один гипермаркет.
• "Вкусвилл" - 60 магазинов.
• X5 Retail Group - "единичные случаи" закрытия.

Салоны связи

• "Вымпелком" на 29 апреля закрыл 34% собственных салонов и 25% работающих по франшизе. К середине мая открылось 320 точек.
• "МегаФон" - в пиковый период не работало около 500 салонов, расположенных в ТЦ, сейчас закрыто около 100.
• Tele2 - не работает 12% точек продаж.
В Партизанской горбольнице Приморского края произошел пожар, пациентов и персонал эвакуировали, никто не пострадал. За май это уже четвертый случай в российских медучреждениях.

После первых двух ЧП, в Москве Санкт-Петербурге, общественность почти единодушно сошлась во мнении, что причина всему - аппараты ИВЛ. Другие варианты (как, например, возгорание проводки) не рассматривались.

Началось следствие. Аппараты ИВЛ марки "Авента-М" изъяли - на всякий случай. Но больницы продолжают гореть - в последние дни произошло еще два пожара. Дело уже явно не в ИВЛ, но тема с пожарами в медучреждениях, сама по себе крайне важная (особенно в условиях пандемии), уже никому не интересна.

И пока Росздравнадзор занимается проверкой ИВЛ, не пора ли Минздраву и Минэнерго проверить работу самих больниц? Энергоснабжение на максимальных оборотах не может не сбоить, но когда это угрожает жизням пациентов и врачей - пора вмешиваться на министерском уровне.
"Ростелеком" зафиксировал снижение активности малого бизнеса - число запросов от компаний малого и среднего бизнеса на подключение услуг в апреле снизилось на 50%. В мае эта цифра не снизится, а, скорее всего, только возрастёт. В сегменте крупных компаний всё стабильно - не произошло ни серьезного падения, ни роста.

Зато более активными стали госзаказчики: в 10-20 раз увеличилось количество запросов от государственных структур.
Медики и семьи с детьми до 18 лет смогут претендовать на льготный автокредит.

На медицинских работников и семьи с несовершеннолетними детьми будет распространена программа льготного автокредитования.

Тот самый случай, когда для выхода из экономического кризиса используется разумный инструмент в виде стимулирования потребительской активности, а не простые раздачи денег с вертолета.

Всего на программу правительство выделит 7 млрд руб. (а само решение пролоббировал Минпромторг). Еще одна инициатива министерства - увеличить с 1 млн до 1,5 млн руб. максимальную цену авто, на которое можно получить льготный кредит - пока рассматривается.
Столкновшись с дефицитом масок и в меньшей степени антисептиков, в Правительстве решили создать промышленный запас лекарств и масок.

В стране есть Росрезерв, где хранятся в том числе и медицинские товары, но узнать сколько именно, нельзя - гостайна. Но судя по последним месяцам, этого объема не хватило, чтобы справиться с резким ажиотажным спросом.

Идея логичная, в ряде стран Запада такие хранилища существуют - так что создание предлагаемых запасов лишним явно не будет. В будущем они помогут избежать дефицита и спекулятивного роста цен, а также сдержать распространение инфекции на первом, самом критичном этапе.

Общий объем расходов пока определить сложно. Исходя из нормы 5-10 масок на человека, только на них потребуется более 5 млрд рублей. В любом случае, экономить здесь нельзя, дороже выйдет.
Роспотребнадзор решил осложнить жизнь московским кондитерам и хлебопекам.

С 1 января в Москве не действуют ориентировочные санитарно-защитные зоны, установленные Роспотребнадзором для хлебопекарен. Владельцы последних вместе с ведомством должны определить новые.

Но зачастую в результате изысканий границы СЗЗ выходят за территорию предприятий на несколько десятков метров, и это проблема. Негласная позиция Роспотребнадзора - согласовывать СЗЗ только в рамках занимаемого земельного участка.

Для бизнеса такой подход создает риски штрафов в сотни тысяч рублей, если те же чиновники рано или поздно обнаружат негативное воздействие на окружающую среду. А если дело коснется здоровья проживающих рядом граждан, то предусмотрено и уголовное преследование.

Корень проблемы - категорический запрет на жилищное строительство в пределах СЗЗ. Поэтому если зона выходит за границы предприятий, возникает угроза, что она помешает планам застройки окружающей территории. Что не устраивает ответственных за строительство чиновников и девелоперов. Кажется, в это время можно и пойти на уступки малому бизнесу.
Объемы розничной торговли в апреле обвалились на 23,4%, в том числе продовольствием — на 9,3%, а непродовольственными товарами — на 36,7%. Их вес в объеме розницы за год снизился на 9,2% - до 42,3%.

В апреле 2020 г., по сравнению с апрелем-2019, заметно выросли продажи пищевых продуктов, включая напитки, и табачные изделия - плюс 9% от объема всей розницы.

В апреле 2020 г. цены на продовольственные товары увеличились на 1,7% (в апреле 2019 г. - на 0,4%). Особенно был заметен рост цен на овощи и фрукты: так, лимоны выросли в цене в 2,5 раза, лук - почти на 50%, чеснок - на 25,7%.
Пандемия не на всей экономике отразилась негативно. Рост показывают целые отрасли:

Рост зарплат (с февраля по апрель согласно hh ru):

• упаковщик - 62 тысячи рублей (+100%)
• повар - 68,4 тысяч (+90%)
• разнорабочий - 51,7 тысяч (+60%)
• слесарь-ремонтник - 50 тысяч (+56%)
• грузчик - 38,6 тысяч (+35%)

Онлайн-ритейл

Продуктовый сегмент растет наиболее стремительными темпами. У некоторых участников показатели апреля превышают I квартал: "Сбермаркет" (1,5/1,49 млрд рублей) "Яндекс.Лавка" (0,9/0,8 млрд), "Самокат" (0,85/0,8 млрд).

Сервис доставки продуктов для готовки дома Elementaree - спрос вырос в 2 раза. Если в январе в неделю продавалось 52 тыс. ужинов, в мае более 100 тыс.

В отрасль активно инвестируют Сбербанк и Mail.Ru: куплено 75,6% "Самоката", в залоге 30% московского сервиса "Кухня на районе". Прогноз роста на 2020 год: доставка продуктов - с 0,7 до 30 млрд рублей, онлайн-продажи в целом - с 40 до 135 млрд руб.

Страх россиян в начале пандемии обеспечил рост некоторых продуктов и товаров. Производство мясных консервов и подсолнечного масла в январе – апреле увеличилось на 20,9 и 22,9% соответственно, ниток – на 29%, бумажных изделий – на 9%.

Грузоперевозки (отдельные сегменты)

• Авиаперевозки - в марте тарифы выросли в среднем на 45% (+30% к январю). За январь-апрель аэропорт Красноярска обслужил 949 вылетов грузовых бортов - больше, чем за весь 2019 год (928).

• Танкерные перевозки углеводородов - в I квартале валовая выручка "Совкомфлота" выросла на 20%, чистая прибыль - на 65,6%.

• Контейнерные перевозки на сетях РЖД за I квартал прибавили 12%. В апреле рост на маршруте Китай-Европа-Китай составил 99,3%, общий транзит увеличился на 39,9%.

Видеосервисы видеоигры
• Подписчики:
More. tv - рост в 2,5 раза раза к марту.
Start - 20%.
Megogo - 15% (84% к году).

• Продажи фильмов:
Megogo - 13% (81%).
TVzavr - 20% (350%).

В то же время $200 млн заработали братья-миллиардеры Бухманы из Вологды. В 2004 году они компанию-разработчика видеоигр Playrix, а в этом апреле им удалось сгенерировать почти 100 млн загрузок - и рекордная прибыль не заставила себя ждать.

Ставки на киберспорт

При общем падении онлайн-ставок (29% в апреле и 19% в марте) у киберспорта, в силу его безальтернативности, картина противоположная.

Количество ставок в марте-апреле выросло в 3-5 раза по сравнению с январем-февралем. Денежный объем - в 3 раза. Если в 2019 году на киберспорт приходилось всего 1,36% ставок, то в период с 15 марта по 13 мая - 34,25%.

Производство медицинских средств защиты

Производство медицинского оборудования за первую треть 2020 г. выросло по сравнению с 2019 г. в 1,5 раза, спецодежды – на 27,6%, лекарств – на 12,3%.

Продажи ноутбуков

В середине апреля продажи в штуках выросли в 2 раза. В "М.Видео–Эльдорадо" продажи в деньгах увеличились в 2,4 раза, в штуках - в 2 раза. Наиболее популярны устройства дороже 40 000 руб. - полнофункциональные ноутбуки для работы, а также игровые модели.
Forwarded from ПОСТПРАВДА
20 мая, Владимир Путин в ходе онлайн-совещания обратил внимание на ситуацию в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.

Судя по предложениям, которые были озвучены (перекликающимся с выступлениями предпринимателя Олега Сироты и главы Минпромторга Дениса Мантурова), руководство страны слышит и понимает, что в условиях пандемии, потери, так называемой малоформатной торговли и ориентированных на нее небольших производственных компаний, которым не пробиться в большие торговые сети, особенно велики. Буквально на грани выживания оказалась вся цепочка малого бизнеса: от фермеров и мелких производителей продуктов до небольших торговых точек, то есть миллионы занятых. Возможным выходом из сложившейся ситуации - является необходимость запуска программы поддержки малой торговли и связанного с ней бизнеса.

Если моя информация верна, в недрах Минпромторга уже подготовлен проект Указа Президента России «О неотложных мерах по поддержке малого бизнеса и самозанятости», который направлен на максимальную либерализацию малоформатной торговли и производства, предусматривает упрощение всех согласований и разрешений от местных органов власти, связанных с производством и реализацией потребительских товаров (начиная с продуктов питания).

Проект Указа готовили подопечные замглавы Минпромторга Виктора Евтухова, ранее отмеченного на ниве борьбы за продовольственную безопасность в период ажиотажного спроса в магазинах. Теперь, в частности, предлагается: «предоставить крестьянским (фермерским) хозяйствам, а так же гражданам, ведущим личное подсобное, дачное хозяйство, занимающихся садоводством, огородничеством, осуществляющим сбор дикорастущих растений, ягод, грибов, право реализации указанной продукции в местах, характеризующихся высокой посещаемостью покупателей, специально отведенных органами местного самоуправления, а также с использованием автолавок или личного автомобильного транспорта».

Во многих регионах до пандемии, фермеры и дачники испытывали серьезные трудности с подобной реализацией своих товаров, и предложение ожидаемое - у миллионов фермеров и дачников появляется надежда прокормить себя и свои семьи в тяжелое время, свободно реализовав свою продукцию, в городах, в том числе с машин.

Кроме того, проектом Указа прямо дается поручение органам местного самоуправления и органам исполнительной власти субъектов - «содействовать открытию новых торговых объектов хозяйствующими субъектами и сохранению их прав, обращая особое внимание на определение и предоставление новых и компенсационных мест для размещения нестационарных торговых объектов и объектов развозной торговли».

Такое положение возвращает к необходимости скорейшего рассмотрения закона по нестационарной и развозной торговле, который уже давно находится в Госдуме. Закон вводит обязательство предоставлять предпринимателю так называемое компенсационное место для торговли взамен изъятого в интересах государственных или муниципальных нужд, а так же устанавливает, что права на размещение торговой точки даются не менее чем на пять лет с их продлением без последующих торгов, что легализует автолавки, «фудтраки» и даст еще дополнительный стимул для автопрома, что отметил на совещании у президента министр Денис Мантуров.
Мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, действующий до конца года, хотят продлить на 2021-й.

Введенный запрет уже дает ощутимые результаты. Если в марте провели более 67 тыс., то к 22 мая только 6 тыс. Всего за время моратория контролеры отменили 36,8 тыс. плановых и внеплановых проверок, приостановили - 24,3 тыс.

Сейчас плановые разрешены лишь в отношении объектов высокого риска, их проводят только 9 ведомств из 36. Внеплановые (самые болезненные для бизнеса) - в случае причинения вреда людям. До введения моратория с апреля до конца года было запланировано около 100 тыс. проверок. Число отмененных внеплановых проверок составляет, как минимум, 400 тыс.

В прошлом году лидерами по числу проверок стали:

• Роспотребнадзор - 27% от общего числа (всего - 270 тыс., внеплановых - 191 тыс.).
• МЧС - 26% (260 тыс. / 147 тыс.).
• Роструд - 13% (130 тыс. / 120 тыс.).

Для сравнения: у ФНС 9 тысяч проверок (-34%). Всего за 5 лет служба сократила их число в 3,3 раза.

Самая главная задача правительства после окончания всех антикризисных отсрочек - не допустить роста административной нагрузки на бизнес из-за желания контролирующих органов "компенсировать" свой вынужденный простой.