📊 Рынок готовой еды в России: перспективы роста
"РБК" поделились статистикой о развитии рынка готовой еды в РФ. Рассказываем о главных результатах и о том, что эти данные могут дать предпринимателям.
• Потенциальный объем рынка готовой еды в России может достичь 14 трлн руб., что в 3,7 раза больше текущего объема (3,8 трлн руб.)
• В 2023 году россияне потратили: 1) 2,3 трлн руб. в ресторанах и кафе; 2) 92 млрд руб. на доставку продуктов; 3) 955 млрд руб. на кулинарию
• Ожидается замедление роста сегмента доставки из ресторанов из-за дефицита кадров и высокой стоимости. Россияне продолжат оттуда заказывать, но доставка из сетевых магазинов будет развиваться большими темпами. Ретейлеры расширяют ассортимент готовой еды, становясь конкурентами ресторанов
• Прогнозируется динамичное развитие рынка кулинарии и сегмента e-grocery. Сохраняется спрос на демократичные концепции питания и рестораны с кухней стран Азии
Но рестораны все еще развиваются весьма динамично.
• Оборот ресторанного рынка в 2023 году составил 2,8 трлн руб., что на 19% больше, чем в 2019 году
• Количество сетевых ресторанов, кафе и баров выросло на 13,6% с 2019 года
• Рынок движется в сторону платной доставки, хотя потребители пока что не готовы за нее платить
💼 Возможности для предпринимателей
Предпринимателям стоит поближе рассмотреть возможности в сфере производства и доставки готовой еды, развития кулинарии в розничных сетях. Имеет смысл смотреть в сторону открытия QSR-доставок: ассортимент должен покрывать запросы любых клиентов.
Перспективным выглядит и сегмент e-grocery и разработка удобных онлайн-платформ для заказа готовой еды. Важно учитывать растущий спрос на демократичные форматы и кухни популярных туристических направлений.
Главное пока не торопиться с введением платных доставок. Оттягиваем неизбежное настолько, насколько это возможно.
"РБК" поделились статистикой о развитии рынка готовой еды в РФ. Рассказываем о главных результатах и о том, что эти данные могут дать предпринимателям.
• Потенциальный объем рынка готовой еды в России может достичь 14 трлн руб., что в 3,7 раза больше текущего объема (3,8 трлн руб.)
• В 2023 году россияне потратили: 1) 2,3 трлн руб. в ресторанах и кафе; 2) 92 млрд руб. на доставку продуктов; 3) 955 млрд руб. на кулинарию
• Ожидается замедление роста сегмента доставки из ресторанов из-за дефицита кадров и высокой стоимости. Россияне продолжат оттуда заказывать, но доставка из сетевых магазинов будет развиваться большими темпами. Ретейлеры расширяют ассортимент готовой еды, становясь конкурентами ресторанов
• Прогнозируется динамичное развитие рынка кулинарии и сегмента e-grocery. Сохраняется спрос на демократичные концепции питания и рестораны с кухней стран Азии
Но рестораны все еще развиваются весьма динамично.
• Оборот ресторанного рынка в 2023 году составил 2,8 трлн руб., что на 19% больше, чем в 2019 году
• Количество сетевых ресторанов, кафе и баров выросло на 13,6% с 2019 года
• Рынок движется в сторону платной доставки, хотя потребители пока что не готовы за нее платить
💼 Возможности для предпринимателей
Предпринимателям стоит поближе рассмотреть возможности в сфере производства и доставки готовой еды, развития кулинарии в розничных сетях. Имеет смысл смотреть в сторону открытия QSR-доставок: ассортимент должен покрывать запросы любых клиентов.
Перспективным выглядит и сегмент e-grocery и разработка удобных онлайн-платформ для заказа готовой еды. Важно учитывать растущий спрос на демократичные форматы и кухни популярных туристических направлений.
Главное пока не торопиться с введением платных доставок. Оттягиваем неизбежное настолько, насколько это возможно.
📊 Торговые центры vs Маркетплейсы: борьба за равные условия
Союз торговых центров России, Белоруссии и Казахстана обратился в Минпромторг и другие экономические подразделения правительства с просьбой уравнять ТЦ в правах с маркетплейсами. Ключевые проблемы ТЦ – это неравные налоговые условия, высокие операционные расходы, чрезмерная ответственность за продаваемую продукцию и сложности с регулированием запасов.
Они просят снизить ставку налога на имущество, отменить или ввести льготную ставку НДС, а также уравнять условия труда для самозанятых. Минпромторг уже отреагировал: в министерстве признали проблемы и прямо сейчас рассматривают возможность принятия ФЗ о регулировании деятельности маркетплейсов.
Но эксперты во мнениях разделились: одни считают налоговые послабления для ТЦ неактуальными – разница в налогах объясняется разной системой бизнеса. Другие неравенство признают: уход покупателей в онлайн из-за разницы цен – очевидный факт.
Все это – очередной сигнал: ТЦ переживают концептуальный кризис. Конец ли это розничной торговли (в ее привычном виде и формате) или временные трудности, которые надо править директивно – покажет время. Но пока баланс сил сильно на стороне екома.
Союз торговых центров России, Белоруссии и Казахстана обратился в Минпромторг и другие экономические подразделения правительства с просьбой уравнять ТЦ в правах с маркетплейсами. Ключевые проблемы ТЦ – это неравные налоговые условия, высокие операционные расходы, чрезмерная ответственность за продаваемую продукцию и сложности с регулированием запасов.
Они просят снизить ставку налога на имущество, отменить или ввести льготную ставку НДС, а также уравнять условия труда для самозанятых. Минпромторг уже отреагировал: в министерстве признали проблемы и прямо сейчас рассматривают возможность принятия ФЗ о регулировании деятельности маркетплейсов.
Но эксперты во мнениях разделились: одни считают налоговые послабления для ТЦ неактуальными – разница в налогах объясняется разной системой бизнеса. Другие неравенство признают: уход покупателей в онлайн из-за разницы цен – очевидный факт.
Все это – очередной сигнал: ТЦ переживают концептуальный кризис. Конец ли это розничной торговли (в ее привычном виде и формате) или временные трудности, которые надо править директивно – покажет время. Но пока баланс сил сильно на стороне екома.
Ритейл-дайджест: самые важные события последней недели
1. Российская водка покоряет новые рынки: производители начали поставки в Латинскую Америку. «Татспиртпром» отправил первую партию в Перу, АСГ – на Кубу, а Ladoga налаживает связи с Аргентиной. Регион этот еще более перспективный, чем Азия и Ближний Восток.
В остальном российские бренды показали самые быстрые темпы роста продаж на мировом рынке в 2023 году. У российского алкопрома – большое будущее.
2. Летние веранды увеличивают выручку заведений. По данным NF Group, в Москве появилось более 5,4 тыс. посадочных мест. Наибольший прирост отмечен в кафе и ресторанах (+24%). На основных гастрономических коридорах столицы насчитывается 348 заведений, 52% из которых имеют летние веранды. Эксперты отмечают, что веранды могут добавлять около 40% к ежемесячной выручке заведения.
3. Продажи смартфонов в России выросли на 24% в денежном выражении за первое полугодие 2024 года. Лидерами по продажам стали китайские бренды, занявшие 80,5% рынка в штуках. Интересно, что «раскладушки» – снова в тренде. Потребитель готов тратиться не только на инновации, но и на проверенную классику.
4. "Пятёрочка" перешла на франшизы. Сеть предложила инвесторам выкупать действующие магазины, требующие ремонта. Это снизило порог входа в бизнес с 20 до 3-5 млн рублей. Сеть предлагает 13 объектов, включая точки в малых городах. Выгодно и то, что франчайзинговые магазины приносят на 10-15% больше денег, чем собственные. Подход современные, берем на вооружение.
5. «М.Видео-Эльдорадо» запустила производство бытовой техники под собственными брендами на заводе Samsung в Калуге. Это отличный пример того, как российские ритейлеры могут использовать освободившиеся производственные мощности для развития собственных торговых марок. Кроме очевидного импортозаместительного эффекта, производства дают сетям возможность более гибко реагировать на потребности рынка. Еще один хороший пример, как сети развиваться всенаправленно. Посмотрим, как это скажется на выручке и прибыли.
1. Российская водка покоряет новые рынки: производители начали поставки в Латинскую Америку. «Татспиртпром» отправил первую партию в Перу, АСГ – на Кубу, а Ladoga налаживает связи с Аргентиной. Регион этот еще более перспективный, чем Азия и Ближний Восток.
В остальном российские бренды показали самые быстрые темпы роста продаж на мировом рынке в 2023 году. У российского алкопрома – большое будущее.
2. Летние веранды увеличивают выручку заведений. По данным NF Group, в Москве появилось более 5,4 тыс. посадочных мест. Наибольший прирост отмечен в кафе и ресторанах (+24%). На основных гастрономических коридорах столицы насчитывается 348 заведений, 52% из которых имеют летние веранды. Эксперты отмечают, что веранды могут добавлять около 40% к ежемесячной выручке заведения.
3. Продажи смартфонов в России выросли на 24% в денежном выражении за первое полугодие 2024 года. Лидерами по продажам стали китайские бренды, занявшие 80,5% рынка в штуках. Интересно, что «раскладушки» – снова в тренде. Потребитель готов тратиться не только на инновации, но и на проверенную классику.
4. "Пятёрочка" перешла на франшизы. Сеть предложила инвесторам выкупать действующие магазины, требующие ремонта. Это снизило порог входа в бизнес с 20 до 3-5 млн рублей. Сеть предлагает 13 объектов, включая точки в малых городах. Выгодно и то, что франчайзинговые магазины приносят на 10-15% больше денег, чем собственные. Подход современные, берем на вооружение.
5. «М.Видео-Эльдорадо» запустила производство бытовой техники под собственными брендами на заводе Samsung в Калуге. Это отличный пример того, как российские ритейлеры могут использовать освободившиеся производственные мощности для развития собственных торговых марок. Кроме очевидного импортозаместительного эффекта, производства дают сетям возможность более гибко реагировать на потребности рынка. Еще один хороший пример, как сети развиваться всенаправленно. Посмотрим, как это скажется на выручке и прибыли.
Forwarded from Банки, деньги, два офшора
Рынок труда в России стал рынком соискателя: компаниям приходится активнее бороться за талантливых специалистов, предлагая более привлекательные условия труда, заявил в ходе своего выступления в рамках Всероссийской ярмарки трудоустройства управляющий директор Авито Работы Дмитрий Пучков. По данным Авито Работы, весной 2024 года активных вакансий стало на 57% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Эксперты отметили растущую востребованность специалистов в сферах производства (доля вакансий на платформе — 21%), строительства (13%), транспорта, логистики (7%) и продаж (7%). По этим направлениям работодатели готовы рассматривать кандидатов без опыта, предлагая обучение на месте. Кроме того, появился тренд на подработку. Число таких вакансий выросло на 42% за год. @bankrollo
Китайский ботокс в РФ. Почему это хорошо.
После ухода западных производителей ботулотоксинов (Allergan и Merz) в России освободилось пространство для новых брендов и дистрибьюторов косметологии. Но с крупными и стабильными поставками до этого как-то не задавалось. Во многом причина - в российском аналоге, который, как оказалось, вполне ок - речь про ботулотоксин от "Релатокса".
Но спрос явно выше, поэтому сейчас "Биннофарм Групп" планируют начать поставки "Лантокса" – китайского аналога известного препарата. Компании прочат высокую выручку от реализации нового товара.
Само это решение – очень своевременное, и вот почему:
1. Полное, а не частичное удовлетворение спроса позволит не увлекаться home-made продукцией, которой хватает на маркетплейсах. Понятно, что на здоровье это сказывается не лучшим образом: такие препараты должны закупаться сугубо в специализированных магазинах, но никак не на МП.
В этой связи к площадкам появились вопросы и у косметологов, и у регуляторов.
2. Применение маркировки. Маркировать товары, завезенные централизованно и в крупных объемах – проще, чем возиться с поставками частников. Выше безопасность потребителя – выше лояльность.
При этом надо помнить, что на импорте свет клином не сошелся. Продажи российский аналогов "Ботокса" все еще растут, и по качеству они – если верить отзывам – ввезенным препаратам особо не уступают. Остается надеяться, что появление крупного игрока на рынке не задушит отечественных производителей, а лишь подстегнет конкуренцию и повысит качество продукции.
После ухода западных производителей ботулотоксинов (Allergan и Merz) в России освободилось пространство для новых брендов и дистрибьюторов косметологии. Но с крупными и стабильными поставками до этого как-то не задавалось. Во многом причина - в российском аналоге, который, как оказалось, вполне ок - речь про ботулотоксин от "Релатокса".
Но спрос явно выше, поэтому сейчас "Биннофарм Групп" планируют начать поставки "Лантокса" – китайского аналога известного препарата. Компании прочат высокую выручку от реализации нового товара.
Само это решение – очень своевременное, и вот почему:
1. Полное, а не частичное удовлетворение спроса позволит не увлекаться home-made продукцией, которой хватает на маркетплейсах. Понятно, что на здоровье это сказывается не лучшим образом: такие препараты должны закупаться сугубо в специализированных магазинах, но никак не на МП.
В этой связи к площадкам появились вопросы и у косметологов, и у регуляторов.
2. Применение маркировки. Маркировать товары, завезенные централизованно и в крупных объемах – проще, чем возиться с поставками частников. Выше безопасность потребителя – выше лояльность.
При этом надо помнить, что на импорте свет клином не сошелся. Продажи российский аналогов "Ботокса" все еще растут, и по качеству они – если верить отзывам – ввезенным препаратам особо не уступают. Остается надеяться, что появление крупного игрока на рынке не задушит отечественных производителей, а лишь подстегнет конкуренцию и повысит качество продукции.
Forwarded from РИА Новости: экономика
Запад за два года действия санкций недополучил российских товаров почти на 21 трлн рублей, или $257 млрд.
При этом Россия смогла перенаправить товары другим странам и даже получила выгоду в $31 млрд, подсчитало РИА Новости.
При этом Россия смогла перенаправить товары другим странам и даже получила выгоду в $31 млрд, подсчитало РИА Новости.
Разные отрасли российской экономики по-разному реагируют на геополитические шоки: если текстиль и электрооборудование растут, то лесозаготовка и химпром - в кризисе (об этом - новый доклад ЦМАКП)
Росли в последние два года отрасли, который стали удовлетворять возросший внутренний спрос - производство текстильных изделий, одежды, электрооборудования машин, а также компьютеров, электронных и оптических изделий.
Основные факторы роста:
• расширился госспрос
• ускорился процесс импортозамещения
• заработали программы льготного кредитования предприятий, позволившие компенсировать высокий уровень рыночных ставок
• активный рост в жилищном строительстве и в смежных с ним отраслях
Основная же причина кризиса ряда сфер на поверхности - большая привязанность к импорту.
Росли в последние два года отрасли, который стали удовлетворять возросший внутренний спрос - производство текстильных изделий, одежды, электрооборудования машин, а также компьютеров, электронных и оптических изделий.
Основные факторы роста:
• расширился госспрос
• ускорился процесс импортозамещения
• заработали программы льготного кредитования предприятий, позволившие компенсировать высокий уровень рыночных ставок
• активный рост в жилищном строительстве и в смежных с ним отраслях
Основная же причина кризиса ряда сфер на поверхности - большая привязанность к импорту.
Ставка по-прежнему - 4% для физлиц и 6% для юрлиц/ИП.
И важно, что на самозанятых не скажется предстоящее повышение НДФЛ.
Кстати, специальный налоговый режим - мировая практика. В России на начало 2024 года число самозанятых составляло 9,9% от численности трудоспособного населения в России, тогда как в США - 6,3%, в Германии - 8,7%, а в Турции - 29,7%. Чемпион по самозанятым - Бразилия (76,9%).
И важно, что на самозанятых не скажется предстоящее повышение НДФЛ.
Кстати, специальный налоговый режим - мировая практика. В России на начало 2024 года число самозанятых составляло 9,9% от численности трудоспособного населения в России, тогда как в США - 6,3%, в Германии - 8,7%, а в Турции - 29,7%. Чемпион по самозанятым - Бразилия (76,9%).
Россия нарастила экспорт в Европу
Речь идет о продажах удобрений. Это тот случай, когда российские игроки не просто выстояли перед санкциями, но извлекли из них выгоду и увеличили темпы экспансии: сегодня РФ ввозит в ЕС больше удобрений, чем до 2022 года.
Причина простая: 80% процедур при изготовлении продуктов из данной товарной категории завязаны на использовании природного газа. В РФ цены на него особо не изменились, на Западе – выросли. В этой связи отечественные производители продолжают извлекать высокую маржу из товаров, цены на которые – по европейским меркам – являются практически демпинговыми.
Ситуация на агрокультурных рынках Европы – нестабильная:
1) Производственные компании текущей ситуацией недовольны. На фоне потери доли рынка крупнейшие игроки допускают миграцию в США и даже начинают в них инвестировать
2) Фермеры протестуют. Продолжающийся дешевый импорт из подсанкционных стран (РФ и Белоруссия) и другие причины привели к тому, что работа в Евросоюзе перестала приносить фермерам деньги
Речь идет о продажах удобрений. Это тот случай, когда российские игроки не просто выстояли перед санкциями, но извлекли из них выгоду и увеличили темпы экспансии: сегодня РФ ввозит в ЕС больше удобрений, чем до 2022 года.
Причина простая: 80% процедур при изготовлении продуктов из данной товарной категории завязаны на использовании природного газа. В РФ цены на него особо не изменились, на Западе – выросли. В этой связи отечественные производители продолжают извлекать высокую маржу из товаров, цены на которые – по европейским меркам – являются практически демпинговыми.
Ситуация на агрокультурных рынках Европы – нестабильная:
1) Производственные компании текущей ситуацией недовольны. На фоне потери доли рынка крупнейшие игроки допускают миграцию в США и даже начинают в них инвестировать
2) Фермеры протестуют. Продолжающийся дешевый импорт из подсанкционных стран (РФ и Белоруссия) и другие причины привели к тому, что работа в Евросоюзе перестала приносить фермерам деньги
Всемирный банк перевел Россию в категорию стран с высоким уровнем дохода населения. Согласно новой классификации, душевой валовый национальный доход в РФ превысил $14 тыс. в год.
Динамика – хорошая: в 2022 году показатель составлял $12 830, а в 2023 уже достиг $14 250. Таким образом, за год восстановления от санкций рост составил более 11%.
И все же показатели эти не зависят от одних только личных накоплений граждан. ВНП заметно подрос благодаря следующим факторам:
1. Увеличение оборонзаказа
2. Восстановление активности в торговле
3. Оживление финансового сектора
4. Рост в строительной отрасли
Эксперты призывают к осторожности в оценках, отмечая, что реальные доходы населения растут не так быстро, как номинальные – инфляция все еще высокая. Другие говорят о недостаточном росте производительности экономики, и что рост показателя – скорее технический.
Для закрепления в новой категории критически важно поддерживать производительность труда на высоком уровне – пока что этому мешает кадровый дефицит.
Динамика – хорошая: в 2022 году показатель составлял $12 830, а в 2023 уже достиг $14 250. Таким образом, за год восстановления от санкций рост составил более 11%.
И все же показатели эти не зависят от одних только личных накоплений граждан. ВНП заметно подрос благодаря следующим факторам:
1. Увеличение оборонзаказа
2. Восстановление активности в торговле
3. Оживление финансового сектора
4. Рост в строительной отрасли
Эксперты призывают к осторожности в оценках, отмечая, что реальные доходы населения растут не так быстро, как номинальные – инфляция все еще высокая. Другие говорят о недостаточном росте производительности экономики, и что рост показателя – скорее технический.
Для закрепления в новой категории критически важно поддерживать производительность труда на высоком уровне – пока что этому мешает кадровый дефицит.
В промышленности – резкий рост зарплат для трудовых мигрантов. Что это значит?
В России сохраняется проблема трудовой миграции. Речь идет как о релоцирующихся айтишниках, так и о профессионалах из ближайшего зарубежья. Первых в РФ – все больше, вторых – все меньше: вкупе с демографической ситуацией все это выталкивает дефицит кадров в авангард проблем, требующих решения.
Поговорим о трудовых мигрантах в РФ. Почему они важны?
• Экономия. Мигранты из стран ближнего зарубежья берут за свою работу меньше, чем местные специалисты. Виной всему – разница в уровне жизни. Абсолютная экономия работодателя.
• Дефицит кадров. Трудовые мигранты смягчают издержки низкой производительности труда и демографических проблем. Подготовленные и мотивированные к труду работники поддерживают рынки в нормальном состоянии: как маркер – после "исхода" молодой рабочей силы в ЦБ заявили, что дефицит кадров – главный барьер к развитию экономики на ближайшие 10 лет.
• Релевантные задачи. Рынок труда РФ хорошо адаптирован под условия неоднородной образованности жителей СНГ. Ситуаций, когда за производственные процессы отвечают некомпетентные кадры, практически не происходит.
Недавний рост зарплат мигрантов (+38%), занятых в промышленности – важнейшее решение по привлечению новых кадров. Рост этот – все еще ниже, чем в некоторых регионах РФ, а главное: он временный. Номинальные зарплаты граждан РФ продолжают расти стабильно, флуктуации же с з/п мигрантов – это скорее про имидж и про поиск новых кадровых резервов.
В России сохраняется проблема трудовой миграции. Речь идет как о релоцирующихся айтишниках, так и о профессионалах из ближайшего зарубежья. Первых в РФ – все больше, вторых – все меньше: вкупе с демографической ситуацией все это выталкивает дефицит кадров в авангард проблем, требующих решения.
Поговорим о трудовых мигрантах в РФ. Почему они важны?
• Экономия. Мигранты из стран ближнего зарубежья берут за свою работу меньше, чем местные специалисты. Виной всему – разница в уровне жизни. Абсолютная экономия работодателя.
• Дефицит кадров. Трудовые мигранты смягчают издержки низкой производительности труда и демографических проблем. Подготовленные и мотивированные к труду работники поддерживают рынки в нормальном состоянии: как маркер – после "исхода" молодой рабочей силы в ЦБ заявили, что дефицит кадров – главный барьер к развитию экономики на ближайшие 10 лет.
• Релевантные задачи. Рынок труда РФ хорошо адаптирован под условия неоднородной образованности жителей СНГ. Ситуаций, когда за производственные процессы отвечают некомпетентные кадры, практически не происходит.
Недавний рост зарплат мигрантов (+38%), занятых в промышленности – важнейшее решение по привлечению новых кадров. Рост этот – все еще ниже, чем в некоторых регионах РФ, а главное: он временный. Номинальные зарплаты граждан РФ продолжают расти стабильно, флуктуации же с з/п мигрантов – это скорее про имидж и про поиск новых кадровых резервов.
Сегодня ряд тг-каналов облетела новость о том, что доля отечественных лекарств на рынке РФ достигла 63% по итогам 2023 года. В денежном выражении доля российских препаратов выросла с 25% до 36,7%.
И все бы ничего, но об этом Минпромторг заявил еще в феврале.
Интересно другое: к 2030-му поставлена цель увеличить долю российских лекарств до 70%. Для этого утвержден план реализации стратегии развития фармпромышленности, включающий 40 различных мероприятий.
Среди ключевых мер - приоритет отечественной продукции при госзакупках, налоговые льготы, субсидирование разработок и исследований, поддержка подготовки кадров. Особое внимание уделяется производству фармацевтических субстанций внутри страны.
Целевые значения могут показаться слишком высокими. Тем более, что за последние девять лет доля отечественной фармы на рынке выросла всего на 2%. Надежду дарит то, что в реализации этой стратегии заинтересована и сама фарма. Пара примеров:
• "Герофарм" недавно получил лицензию на выпуск аналога датского препарата от диабета и успешно экспортирует инсулин в Венесуэлу.
• "Биннофарм Групп" планирует увеличить долю экспорта с 12% до 30% выручки, осваивая рынки Юго-Восточной Азии и Персидского залива.
• "Активный компонент" предлагает создать базовые заводы полного цикла при господдержке. "Полисан" отмечает ограниченность ресурсов для экспансии у большинства компаний.
В общем, потенциал роста и импортозамещения – более чем высокий
И все бы ничего, но об этом Минпромторг заявил еще в феврале.
Интересно другое: к 2030-му поставлена цель увеличить долю российских лекарств до 70%. Для этого утвержден план реализации стратегии развития фармпромышленности, включающий 40 различных мероприятий.
Среди ключевых мер - приоритет отечественной продукции при госзакупках, налоговые льготы, субсидирование разработок и исследований, поддержка подготовки кадров. Особое внимание уделяется производству фармацевтических субстанций внутри страны.
Целевые значения могут показаться слишком высокими. Тем более, что за последние девять лет доля отечественной фармы на рынке выросла всего на 2%. Надежду дарит то, что в реализации этой стратегии заинтересована и сама фарма. Пара примеров:
• "Герофарм" недавно получил лицензию на выпуск аналога датского препарата от диабета и успешно экспортирует инсулин в Венесуэлу.
• "Биннофарм Групп" планирует увеличить долю экспорта с 12% до 30% выручки, осваивая рынки Юго-Восточной Азии и Персидского залива.
• "Активный компонент" предлагает создать базовые заводы полного цикла при господдержке. "Полисан" отмечает ограниченность ресурсов для экспансии у большинства компаний.
В общем, потенциал роста и импортозамещения – более чем высокий
📊 Парфюмерный рынок России: от снижения импорта к новым возможностям
Интересные дела происходят на российском рынке парфюмерии: в мае 2024-го наблюдается значительное снижение импорта парфюмерной продукции на 33,8% по сравнению с прошлым годом. Общий объем импорта - всего 3,83 млн флаконов.
Особенно заметно сократился импорт:
• Одеколонов: в 6 раз (до 8 тыс. штук)
• Духов: на 56% (до 372 тыс. флаконов)
• Туалетной воды: на 12,5% (до 939 тыс. единиц)
• Парфюмерной воды: на 20,1% (до 2,4 млн штук)
Кроме того, падают и продажи. Основные причины:
1. Снижение потребительского спроса на 3-9%
2. Рост цен (средний чек вырос на 13% до 4,1 тыс. руб.)
3. Удачное замещение российскими производителями западных брендов
4. Неудачный ассортимент в сетях после ухода популярных брендов
Параллельно с этим протекают процессы, которые не просто дарят надежду на восстановление рынка, но рисуют совершенно конкретные перспективы его развития.
Российские производители активно заполняют освободившуюся нишу. В мае 2024 года доля отечественной парфюмерии на рынке достигла 68%, что на 27% больше, чем годом ранее. Еще показательнее – рост в абсолютных величинах:
• За январь-май 2024-го выпущено 43,9 млн флаконов российской парфюмерии
• Это на 36,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года
• Производство духов увеличилось в 1,2 раза
Главный драйвер спроса - доступные цены. Например, цены на душистую воду снизились на 26% по сравнению с маем прошлого года. Спрос – за счет изначально более низких цен – тоже пополз вверх, так что растут и цены: стоимость духов и парфюмерной воды выросла на 11% и 10% соответственно.
Интересные дела происходят на российском рынке парфюмерии: в мае 2024-го наблюдается значительное снижение импорта парфюмерной продукции на 33,8% по сравнению с прошлым годом. Общий объем импорта - всего 3,83 млн флаконов.
Особенно заметно сократился импорт:
• Одеколонов: в 6 раз (до 8 тыс. штук)
• Духов: на 56% (до 372 тыс. флаконов)
• Туалетной воды: на 12,5% (до 939 тыс. единиц)
• Парфюмерной воды: на 20,1% (до 2,4 млн штук)
Кроме того, падают и продажи. Основные причины:
1. Снижение потребительского спроса на 3-9%
2. Рост цен (средний чек вырос на 13% до 4,1 тыс. руб.)
3. Удачное замещение российскими производителями западных брендов
4. Неудачный ассортимент в сетях после ухода популярных брендов
Параллельно с этим протекают процессы, которые не просто дарят надежду на восстановление рынка, но рисуют совершенно конкретные перспективы его развития.
Российские производители активно заполняют освободившуюся нишу. В мае 2024 года доля отечественной парфюмерии на рынке достигла 68%, что на 27% больше, чем годом ранее. Еще показательнее – рост в абсолютных величинах:
• За январь-май 2024-го выпущено 43,9 млн флаконов российской парфюмерии
• Это на 36,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года
• Производство духов увеличилось в 1,2 раза
Главный драйвер спроса - доступные цены. Например, цены на душистую воду снизились на 26% по сравнению с маем прошлого года. Спрос – за счет изначально более низких цен – тоже пополз вверх, так что растут и цены: стоимость духов и парфюмерной воды выросла на 11% и 10% соответственно.
ЦБ готовится к росту инфляции
Центробанк России планирует значительно повысить прогноз по инфляции на 2024 год – это не инсайд, а слова зампреда ЦБ Алексея Заботкина. Регулятор также рассматривает возможность повышения ключевой ставки с 16% до 17-18% – о риске этого мы недавно писали.
По последним данным, годовая инфляция достигла 8,61%. За неделю с 18 по 24 июня цены выросли на 0,22% – самый резкий рост за последнее время. Вот, насколько выросли цены всего за неделю:
• Продукты питания: +0,25%
• Непродовольственные товары: +0,15%
• Услуги: +0,30%
Наибольший рост при этом показали:
• Овощи и фрукты: +1,41%
• Авиабилеты: +2,26%
• Бензин: +0,41%
Причины – ускоренные темпы потребительского кредитования и рост зарплат. Все дополнительно усугубляется невозможностью потребителей потратить деньги где-то еще, кроме РФ: отечественные компании принимают на себя весь спрос, который превышает возможности расширения предложения. Возросшие издержки автоматически переносятся в цены конечной продукции.
Дополнительные факторы – удлинение логистических цепочек, ограничения импорта и международных расчетов и нехватка рабочей силы.
Центробанк планирует ужесточать денежно-кредитную политику для борьбы с инфляцией. КС будет удерживаться на высоких уровнях столько времени, сколько потребуется для устойчивого возвращения инфляции к цели (около 4% годовых). Дальше идет сворачивание программы льготной ипотеки.
Несмотря на ожидаемое замедление темпов роста кредитования, эксперты прогнозируют, что экономика продолжит расти. Ожидается, что со второго квартала 2024 года она перейдет к более сбалансированным темпам роста. Разрыв между спросом и предложением будет постепенно сокращаться.
Центробанк России планирует значительно повысить прогноз по инфляции на 2024 год – это не инсайд, а слова зампреда ЦБ Алексея Заботкина. Регулятор также рассматривает возможность повышения ключевой ставки с 16% до 17-18% – о риске этого мы недавно писали.
По последним данным, годовая инфляция достигла 8,61%. За неделю с 18 по 24 июня цены выросли на 0,22% – самый резкий рост за последнее время. Вот, насколько выросли цены всего за неделю:
• Продукты питания: +0,25%
• Непродовольственные товары: +0,15%
• Услуги: +0,30%
Наибольший рост при этом показали:
• Овощи и фрукты: +1,41%
• Авиабилеты: +2,26%
• Бензин: +0,41%
Причины – ускоренные темпы потребительского кредитования и рост зарплат. Все дополнительно усугубляется невозможностью потребителей потратить деньги где-то еще, кроме РФ: отечественные компании принимают на себя весь спрос, который превышает возможности расширения предложения. Возросшие издержки автоматически переносятся в цены конечной продукции.
Дополнительные факторы – удлинение логистических цепочек, ограничения импорта и международных расчетов и нехватка рабочей силы.
Центробанк планирует ужесточать денежно-кредитную политику для борьбы с инфляцией. КС будет удерживаться на высоких уровнях столько времени, сколько потребуется для устойчивого возвращения инфляции к цели (около 4% годовых). Дальше идет сворачивание программы льготной ипотеки.
Несмотря на ожидаемое замедление темпов роста кредитования, эксперты прогнозируют, что экономика продолжит расти. Ожидается, что со второго квартала 2024 года она перейдет к более сбалансированным темпам роста. Разрыв между спросом и предложением будет постепенно сокращаться.
• Семь из десяти первых мест занимают бренды из категории Одежда и обувь", два места - технологические компании, и одна - из сферы общественного питания
• В целом растет число тех, кто предпочитает покупать товары российского происхождения (73% сейчас против 62% в 2022-м) и тех, кто доверяет качеству товаров местного производства (45% жителей страны)
• Почти каждый второй россиянин готов платить больше (в среднем на 21%) за бренд, которому доверяют.
• В целом растет число тех, кто предпочитает покупать товары российского происхождения (73% сейчас против 62% в 2022-м) и тех, кто доверяет качеству товаров местного производства (45% жителей страны)
• Почти каждый второй россиянин готов платить больше (в среднем на 21%) за бренд, которому доверяют.
Ритейл дайджест: главные новости отрасли за последнюю неделю
1. Уходовая косметика становится трендом среди мужчин: 66% российских мужского пола используют средства по уходу за кожей (преимущественно после 25 лет). Среди женщин доля потребителей выше – 85%. Молодое поколение (до 25 лет) подходит к уходу осознанно: они лучше осведомлены и состоянии своей кожи, регулярно используют не менее 3 средств, начинают ухаживать за собой по советам друзей. Брендам на заметку.
2. "Лента" расширяет ассортимент собственных торговых марок, планируя выпуск виски, бренди и рома под марками Sea Legend Rum, Harebridge и Beagle's Blend. Сейчас на СТМ "Ленты" (водка, пиво, игристое) приходится 10% всего алкоголя в сети. Новый шаг может усилить конкурентные позиции "Ленты" в сравнении с "Красным & Белым" и X5 Group, но ассортимент, вместе с тем, будет сложно реализовывать где-то, кроме собственных магазинов.
3. Российские ритейлеры осваивают новые форматы торговли электроникой. "М.Видео-Эльдорадо" готовит открытие первой в России мультибрендовой зоны с премиальными брендами. Wildberries планирует развивать бренд-зоны известных марок. Появился и новый формат магазинов restore: монобрендовый реселлер Apple отныне сосредоточится на увеличении ассортимента и включении в него новых брендов.
4. Потребительский протекционизм: 73% россиян предпочитают продукцию российского происхождения, 76% – российского производства. Растет и список отечественных брендов, за которыми они следят: Gloria Jeans, Lime и "Твое". 45% россиян стали больше доверять качеству локальных товаров. За бренды, чьи кампании нацелены на поддержку регионов РФ, готова доплачивать треть потребителей (29%).
5. Неожиданная история успеха: Анвар Анваров – экс-менеджер сети "Пятерочка" – назначен гендиректором масложирового направления ГК "Русагро" (один из главных агрохолдингов РФ). Теперь его задачи включают реализацию стратегии по укреплению лидирующих позиций в отрасли и расширение доли холдинга на внутренних и внешних рынках.
6. В России было продано самое дорогое изделие из меха: импортный жилет из рыси стоимостью 100 млн рублей. По данным "Честного знака", самое дорогое изделие из норки стоило 15 млн рублей, из овчины – 6,5 млн, из нутрии – 2,4 млн рублей, из енота – 1,8 млн рублей, из кролика/зайца – 1,8 млн рублей, а из песца/лисицы — 1,3 млн рублей. В среднем же россияне приобретают меховые изделия за 70,9 тысяч рублей. Самая (пока что) дорогая шуба в 2024 году была продана за 18 млн рублей.
1. Уходовая косметика становится трендом среди мужчин: 66% российских мужского пола используют средства по уходу за кожей (преимущественно после 25 лет). Среди женщин доля потребителей выше – 85%. Молодое поколение (до 25 лет) подходит к уходу осознанно: они лучше осведомлены и состоянии своей кожи, регулярно используют не менее 3 средств, начинают ухаживать за собой по советам друзей. Брендам на заметку.
2. "Лента" расширяет ассортимент собственных торговых марок, планируя выпуск виски, бренди и рома под марками Sea Legend Rum, Harebridge и Beagle's Blend. Сейчас на СТМ "Ленты" (водка, пиво, игристое) приходится 10% всего алкоголя в сети. Новый шаг может усилить конкурентные позиции "Ленты" в сравнении с "Красным & Белым" и X5 Group, но ассортимент, вместе с тем, будет сложно реализовывать где-то, кроме собственных магазинов.
3. Российские ритейлеры осваивают новые форматы торговли электроникой. "М.Видео-Эльдорадо" готовит открытие первой в России мультибрендовой зоны с премиальными брендами. Wildberries планирует развивать бренд-зоны известных марок. Появился и новый формат магазинов restore: монобрендовый реселлер Apple отныне сосредоточится на увеличении ассортимента и включении в него новых брендов.
4. Потребительский протекционизм: 73% россиян предпочитают продукцию российского происхождения, 76% – российского производства. Растет и список отечественных брендов, за которыми они следят: Gloria Jeans, Lime и "Твое". 45% россиян стали больше доверять качеству локальных товаров. За бренды, чьи кампании нацелены на поддержку регионов РФ, готова доплачивать треть потребителей (29%).
5. Неожиданная история успеха: Анвар Анваров – экс-менеджер сети "Пятерочка" – назначен гендиректором масложирового направления ГК "Русагро" (один из главных агрохолдингов РФ). Теперь его задачи включают реализацию стратегии по укреплению лидирующих позиций в отрасли и расширение доли холдинга на внутренних и внешних рынках.
6. В России было продано самое дорогое изделие из меха: импортный жилет из рыси стоимостью 100 млн рублей. По данным "Честного знака", самое дорогое изделие из норки стоило 15 млн рублей, из овчины – 6,5 млн, из нутрии – 2,4 млн рублей, из енота – 1,8 млн рублей, из кролика/зайца – 1,8 млн рублей, а из песца/лисицы — 1,3 млн рублей. В среднем же россияне приобретают меховые изделия за 70,9 тысяч рублей. Самая (пока что) дорогая шуба в 2024 году была продана за 18 млн рублей.
Малый и средний бизнес стал чаще работать с заграницей - каждый пятый российский предприниматель торгует с иностранцами. С осени этот показатель вырос на 3%. Всего за последний год доля предпринимателей, которые занимаются экспортом, выросла в полтора раза - до 14%.
Больше всех вовлечены в мировой рынок компании, связанные с производством - 27% из них вовлечены в трансграничные расчеты. И это не только импорт, но и экспорт - за счет продажи продуктов питания, сельскозпродукции и пиломатериалов. Добавляет оптимизма то, что растет экспорт IT-продукции.
Один из важных драйверов развития международной торговли - активное кредитование со стороны российских банков (в апреле МСБ прокредитовали на 1,6 трлн рублей, что на 37% больше, чем за тот же период год назад).
Больше всех вовлечены в мировой рынок компании, связанные с производством - 27% из них вовлечены в трансграничные расчеты. И это не только импорт, но и экспорт - за счет продажи продуктов питания, сельскозпродукции и пиломатериалов. Добавляет оптимизма то, что растет экспорт IT-продукции.
Один из важных драйверов развития международной торговли - активное кредитование со стороны российских банков (в апреле МСБ прокредитовали на 1,6 трлн рублей, что на 37% больше, чем за тот же период год назад).
Прогноз Минтруда о структуре российского рынка труда к 2029 году, главное:
• Потребность в руководителях снизится на 533,2 тыс. человек (больше всего - в оптовой торговле и сфере ремонта)
• Потребность в кадрах возрастет в большинстве категорий (больше всего среди специалистов высшей и средней квалификаций, а также квалифицированных рабочих в промышленности и строительстве)
Прогноз имеет практическую ценность - планируется, что на его основе учебные заведения будут рассчитывать число мест по конкретным специальностям, учитывая, наконец, потребность рынка труда.
• Потребность в руководителях снизится на 533,2 тыс. человек (больше всего - в оптовой торговле и сфере ремонта)
• Потребность в кадрах возрастет в большинстве категорий (больше всего среди специалистов высшей и средней квалификаций, а также квалифицированных рабочих в промышленности и строительстве)
Прогноз имеет практическую ценность - планируется, что на его основе учебные заведения будут рассчитывать число мест по конкретным специальностям, учитывая, наконец, потребность рынка труда.
Еще одно подтверждение того, что западный бизнес не горит желанием уходить с российского рынка.
Примерно половина компаний из США, сотрудничавшие с Россией, продолжают работать в стране или с ее компаниями после февраля 2022 года. Полностью покинули российский рынок или перестали вести работу с российскими компаниями 322 организации (из 659).
В прежнем режиме продолжают работать в России 159 организаций, при этом еще 178 ведут деятельность, но с изменениями (это может быть как приостановка инвестиций, так и ограничение маркетинговой деятельности).
Примерно половина компаний из США, сотрудничавшие с Россией, продолжают работать в стране или с ее компаниями после февраля 2022 года. Полностью покинули российский рынок или перестали вести работу с российскими компаниями 322 организации (из 659).
В прежнем режиме продолжают работать в России 159 организаций, при этом еще 178 ведут деятельность, но с изменениями (это может быть как приостановка инвестиций, так и ограничение маркетинговой деятельности).
Постаматы – всё. Как маркетплейсы отказались от их развития в пользу ПВЗ.
Сети не просто перестали развивать постаматы: их начали закрывать. Количество терминалов в РФ по состоянию на июнь 2024 года – 17 тыс. штук, что на 8% меньше, чем в аналогичный период 2023. В это же время, количество ПВЗ год к году выросло на 20% – сегодня в РФ таких точек 38 тысяч.
Основных причин – две:
1. Граждане все чаще приобретают крупногабаритные товары дистанционно. На маркетплейсах теперь можно купить товар любого размера (вплоть до автомобиля), и зачастую минимальной площади ПВЗ хватает для того, чтобы уместить все товары в одном помещении. С постаматами все сложнее.
2. Постаматы уходят из России. Речь как о производителях, так и о логистических операторах: в 2023, например, с рынка РФ ушла компания PickPoint – одна из крупнейших сетей автоматизированных терминалов выдачи заказов. Уйти полюбовно – продав имеющиеся активы российским сетям – у бизнесов получилось не очень.
Но хоронить постаматы рано. Во-первых, концпция ПВЗ все еще имеет ряд проблем, главная из которых – человеческий фактор: работники на точках часто нерационально расходуют складское пространство, что приводит к захламлению и очередям. Такое происходит даже в пунктах в центре Москвы, не говоря о регионах. Постаматы всех этих проблем не имеют.
Более того, большинство заказов на маркетплейсах – малогабаритные. Постаматы все еще могут справляться с хранением большей части заказов россиян, разгружая рабочую силу (с которой в стране обстановка пока напряженная).
Наконец, уход главных игроков рынка освободил пространство для новых. Ритейлеры и маркетплейсы перестали открывать новые точки в первую очередь потому что не имеют такой возможности. Если крупный оператор или производитель терминалов появится на рынке – вполне возможно, что он найдет своего потребителя.
Сети не просто перестали развивать постаматы: их начали закрывать. Количество терминалов в РФ по состоянию на июнь 2024 года – 17 тыс. штук, что на 8% меньше, чем в аналогичный период 2023. В это же время, количество ПВЗ год к году выросло на 20% – сегодня в РФ таких точек 38 тысяч.
Основных причин – две:
1. Граждане все чаще приобретают крупногабаритные товары дистанционно. На маркетплейсах теперь можно купить товар любого размера (вплоть до автомобиля), и зачастую минимальной площади ПВЗ хватает для того, чтобы уместить все товары в одном помещении. С постаматами все сложнее.
2. Постаматы уходят из России. Речь как о производителях, так и о логистических операторах: в 2023, например, с рынка РФ ушла компания PickPoint – одна из крупнейших сетей автоматизированных терминалов выдачи заказов. Уйти полюбовно – продав имеющиеся активы российским сетям – у бизнесов получилось не очень.
Но хоронить постаматы рано. Во-первых, концпция ПВЗ все еще имеет ряд проблем, главная из которых – человеческий фактор: работники на точках часто нерационально расходуют складское пространство, что приводит к захламлению и очередям. Такое происходит даже в пунктах в центре Москвы, не говоря о регионах. Постаматы всех этих проблем не имеют.
Более того, большинство заказов на маркетплейсах – малогабаритные. Постаматы все еще могут справляться с хранением большей части заказов россиян, разгружая рабочую силу (с которой в стране обстановка пока напряженная).
Наконец, уход главных игроков рынка освободил пространство для новых. Ритейлеры и маркетплейсы перестали открывать новые точки в первую очередь потому что не имеют такой возможности. Если крупный оператор или производитель терминалов появится на рынке – вполне возможно, что он найдет своего потребителя.