ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
По итогам 2019 года количество посылок с покупками из иностранных интернет-магазинов сократилось на 7,1% (по итогам 2018 был рост в 19%) - во многом на это повлияло снижение объема заказов из КНР, а это основа трансграничного рынка e-commerce в России. Причины падения: снижение лимита беспошлинного ввоза (о котором мы писали), рост цен и долгая доставка.

По понятным причинам, в 2020 году количество заказов сократится еще значительнее - по мнению некоторых экспертов, из-за транспортных ограничений количество посылок к концу года сократится на 40–50%. Безусловно, надо отменять низкие лимиты беспошлинного ввоза (а планируется, что к 2022 году этот уровень упадет до 20 евро!), особенно в период кризиса, когда у населения остается все меньше наличных средств, а ценник в офлайн-магазинах на самые ходовые товары (одежда и техника) опускаться не будет.
По данным Банка России, в I квартале экспорт упал на 14,5%, до $87,8 млрд, импорт на том же уровне - $55,7 млрд (+0,1%). Сальдо торгового баланса осталось положительным ($32,1 млрд), но снизилось на треть.

У ФТС чуть другие цифры: экспорт - $88,9 млрд (-15,1%), импорт - $53,1 млрд (-0,4%). Сальдо - $35,8 млрд.

Снижение экспорта по товарным группам:

• газ - 51,6% (у Газпрома сложнейший год из-за переполненности хранилищ в Европе и низкого спроса из-за и экономического спада)
• удобрения калийные - 40,7%
• удобрения азотные - 23%
• металлы и изделия из них - 16,8%
• нефть - 13,6%
• древесина и целлюлозно-бумажные изделия - 9,6%
• машины, оборудование, транспортные средства - 5,6%

Единственный плюс у злаков (12,6%). В импорте небольшой прирост у машин и оборудования (2%) и у продовольствия и с/х сырья (3,7%).

Страны дальнего зарубежья, с которыми оборот вырос:
• США - 11,1%
• Франция - 8,7%
• Греция - 4,7%
• Индия - 2,9%

Из ближнего вырос со всеми, кроме Украины (-43,7%), Белоруссии (-20,8%) и Молдавии (-15,9%).
Производители безалкогольных напитков просят правительство отменить ввозные пошлины на 145 видов сырья и оборудования. Иначе придется на 10-12% поднимать цены из-за девальвации рубля и сложностей, вызванных COVID-19.

Размер пошлин варьируется от 3 до 15%. Обнулять просят только на те товары, производство которых в России отсутствует или ограничено. Помимо оборудования, речь о замороженных фруктах и ягодах, экстрактах, ягодных пюре, смесях растительных жиров, сырье для производства молочной продукции, красителях и пр.

Годовой объем импорта с/х продукции - $30 млрд. Например, в молочной продукции до 30% ее себестоимости - это иностранные составляющие. Приходится закупать даже замороженные ягоды. Инвестиции в их глубокую переработку уже пошли, но пока еще российское производство не в состоянии удовлетворить внутренний спрос.

Сейчас отпускная цена сдерживается за счет использования ранее сделанных запасов сырья. Но потребность в мерах господдержки уже очевидна. И с учетом того, что для отмены пошлин необходимо решение на уровне Евразийской экономической комиссии, правительству не стоит медлить с решением.
Половина российских клиентов кафе и ресторанов пойдут туда в течение недели после снятия коронавирусных ограничений. Остальные предпочитают подождать около месяца (данные международной исследовательской компании NPD Group).

По еде вне дома скучают 47% россиян. На вопрос «Чего же вам больше всего не хватает?» 36% ответили, что хотели бы съесть что-то особенное, то, что они не могут приготовить. А 32% хотелось бы провести время с друзьями. Более половины опрошенных период самоизоляции пользовались услугами служб доставки - причем, женщины чаще мужчин.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов опубликовал свой доклад по итогам 2019 года.

Треть всех поступивших обращений предпринимателей связана с уголовным преследованием. На Москву приходится каждая четвертая жалоба.

Более половины (55,5%) привлекается по ст. 159 УК РФ ("Мошенничество"). Из 106 тысяч ходатайств о мере пресечения в виде заключения под стражу суды удовлетворили 89,2%.

Регионы-"лидеры" по уровню административного давления:

• Дагестан
• Кабардино-Балкария
• Иркутская область

Пандемия затронула 4,17 млн компаний и ИП (67% от общего числа). Более половины (53,3%) характеризуют свое состояние как кризис и катастрофу.

Оценка действий правительства по поддержке бизнеса:

• Положительно - 6,6%
• Скорее положительно - 21,2%
• Скорее отрицательно - 27%
• Отрицательно - 28,1%
• Затрудняюсь ответить - 17%

Оценка действий региональных властей:

• Положительно - 5,1%
• Скорее положительно - 18,3%
• Скорее отрицательно - 24,6%
• Отрицательно - 28,4%
• Затрудняюсь ответить - 23,6%

Наименее эффективные меры господдержки (% не нуждающихся в них):

• Снижение или отсрочка по аренде госимущества - 68,5%
• Реструктуризация кредитов - 51,6%
• Изменений условий уплаты имущественных налогов - 50%

Наиболее популярные меры господдержки (% воспользовавшихся):

• Снижение размера страховых взносов - 21,7%
• Отсрочка по всем налогам - 16,5%
• Прямые субсидии на выплату зарплаты - 16%
Сбербанк отмечает оживление потребительского рынка в Москве и по стране в целом. 28 мая, впервые за два месяца, столичный индекс потребительской активности (ИПА) поднялся выше 50, достигнув отметки 54 из 100. Из-за более суровых ограничений Москва значительно уступает остальным городам:

Пермь - 88
Челябинск - 86
Саранск - 82
Киров - 80
Архангельск - 74
Екатеринбург - 72
Санкт-Петербург - 70
Махачкала - 60
Подмосковье - 56

ИПА отражает не объемы покупок и продаж, а их разнообразие (количество торговых точек, ассортимент товаров и услуг). Его повышение означает адаптацию бизнеса к ситуации и более активные и разнообразные траты населения.

0-40 - низкая активность, покупают только самое необходимое.
40-80 - средняя активность, уровень будних дней.
80-100 - высокая активность, уровень выходных и праздников.

За отметку 100 баллов принято 30 декабря 2019 г., когда потребительские расходы достигли максимума.
​​Один из ключевых изъянов российской экономики - низкая производительность труда. Преодоление разрыва с большинством индустриальных стран должно стать драйвером экономического развития в ближайшие годы.

У повышения производительности есть побочные эффекты - в результате высвобождаются миллионы рабочих рук. По оценкам, до 12,5 млн занятых могут оказаться безработными.

Не допустить стремительного роста безработицы можно за счет малого и среднего предпринимательства. Сегодня этот сектор дает свыше четверти рабочих мест (18 млн). Более всего приходится на сферу торговли (31%).

Поэтому в нынешний кризис особую важность приобретает поддержка малого бизнеса, включая малоформатную торговлю и связанные с ней услуги и производство. Чтобы он сам не оказался источником безработицы, но, напротив, создал возможность для массового трудоустройства.
Наметились тенденции к восстановлению малого и среднего бизнеса.

Средний оборот за рабочую неделю в мае сократился на 18% к показателям прошлого года. В апреле падение составило 33%. При этом с 27 апреля по 11 мая выручка выросла на 11% (из-за невозможности путешествовать на праздники бизнес частично продолжил работу). Постепенно снижается доля предприятий, столкнувшихся с отменой или сокращением заказов: 15-21 мая - 45%, неделей ранее - 47%.

Конкретная ситуация зависит от отрасли. У туризма ничего не поменялось, т.к. ограничения не сняты, а у салонов красоты из-за частичной их отмены началось восстановление. Где-то наблюдается рост из-за адаптации бизнеса к режиму карантина. Например, в мае выручка кафе и ресторанов увеличилась, в т.ч. потому, что они смогли наладить доставку. Загрузка отелей - от 4% до 12%, но уже началось бронирование на июль-август (раскуплены на 80-90%).

Одни из лучших показателей у онлайн-торговли, чьи показатели значительно улучшают общие для малого и среднего бизнеса. За весну на этот рынок вышли около 30 новых игроков, включая "Ашан", "Сладкая жизнь" (сеть Spar), "Мираторг". X5 Retail Group обогнал "Утконос" и стал главным супермаркетом в сети. В этом году ожидается рост отрасли в 3-3,5 раза: с 43 до 130-150 млрд рублей.
• Доля интернет-торговли в общем обороте розничной торговли в России - всего 4,5% (например, в Китае - более 30%).

• Только 3% россиян, пользующихся интернетом, делают онлайн-покупки. За карантинные месяцы только 11% из них увеличили покупки, нарастили - 15%.

• 88% россиян никогда не заказывали продукты в онлайне

• Каждый десятый активный интернет-пользователь во время пандемии коронавируса сократил число онлайн-заказов готовой еды.

Несмотря на небольшие объемы онлайн-торговли, по итогам 2020 года она почти наверняка увеличится - причем сразу на 30%, по мнению некоторых экспертов. Это косвенно подтверждает и статистика "Почты России": по ее данным, количество заказов в интернет-магазинах в мае ежедневно росло на 21%, тогда как в апреле этот показатель сокращался на 6%.
Легальный рынок игрушек оценивается в 100 млрд рублей, контрафактных - в 30 млрд. И их доля значительно выросла за последнее время.

Это не только убытки для производителей и недополученные доходы бюджета, но и прямая угроза детскому здоровью. Изготовители подделок о качестве и соответствии установленным нормам не думают. У такой продукции повышенная токсичность, в ней находят свинец, метанол и другие опасные для здоровья вещества.

И как показывают исследования, только треть покупателей в состоянии отличить настоящие игрушки от поддельных. При этом многие сознательно покупают контрафакт в целях экономии. В кризис это становится дополнительным фактором роста данного сегмента.

Средняя стоимость оригинальной куклы составляет 1,2 тыс. руб., поддельной - 500 руб. У игрушечной железной дороги - 2 тыс. и 800 руб. соответственно. Только 9% родителей готовы тратить на такие покупки до 3 тыс. руб.

Возможное решение проблемы, как и в случае с продуктами, - электронная маркировка детских товаров, благодаря чему контрафактные товары просто не попадут в магазин и их невозможно будет провести через кассу. Кстати, 86% таких игрушек реализуется через офлайн-продажи.
Настала пора прояснить некоторые азы госрегулирования экономики.

Когда правительство включает кого-то в перечень системообразующих предприятий, оно дает понять, что возможные проблемы компании могут привести к тяжелым социально-экономическим последствиям.

В случае с "Оператор-ЦРПТ" логика такая - от ЦРПТ зависит работа всей государственной системы, через которую отслеживаются многочисленные товары, которые входят в программу обязательной маркировки. Обеспечить в кризис дополнительную надежность ЦРПТ - ход более чем логичный. Именно с точки зрения государственных интересов.

Напомним, что стоимость одного кода маркировки определена правительством и составляет 50 копеек. Мотивировать этим бурный рост цен на тот или иной товар не получится - курс математики начальной школы в помощь.

https://news.1rj.ru/str/vchkogpu/8007
Наиболее значимые инициативы по поддержке малого и среднего бизнеса из национального плана восстановления экономики (в дополнение ко всем ранее принятым мерам):

• Отказ от индексации страховых взносов на период 2021 года, уплачиваемых ИП в фиксированном размере.

• Поддержка наиболее пострадавших отраслей в части расходов на обеспечение соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

• Переходный налоговый режим для налогоплательщиков, утративших право на УСН.

• Более активное внедрение системы быстрых платежей ЦБ для снижения транзакционных издержек.

• Упрощение повторного вхождения в бизнес для ИП после проведения банкротства (сейчас после признания банкротом ИП не может заниматься предпринимательством в течение 5 лет).

Цель - численность занятых в малом и среднем бизнесе, включая ИП, должна вернуться на докризисный уровень I квартала 2020 года (15,3 млн человек), а темпы роста оборота должны превысить темпов по экономике в целом.
Правительство отказалось переносить сроки начала обязательной маркировки лекарств, обуви и сигарет. Депутаты Госдумы выслушали сегодня бизнес и также решили ничего не сдвигать. Таким образом, с 1 июля запрещается оборот немаркированных товаров из этих категорий.

Возражения признаны несостоятельными: подавляющее большинство компаний успешно подготовилось к нововведениям (пилотные проекты стартовали еще в 2017-2018 гг.).

Если говорить о лекарствах, то о полной готовности заявляли "Р-Фарм", "Вертекс", "Босналек", "Гедеон Рихтер", "Ригла" и др. Некоторые, например, "Озон" и Национальный обувной союз обращались напрямую в правительство с просьбой о скорейшем введении маркировки, чтобы не ущемлять интересы добросовестного бизнеса.

Дополнительным аргументом стала способность системы работать при нагрузках, на порядок превышающих реалии российского рынка.

Обоснования маркировки не поменялись:

• Устранение с рынка контрафактной продукции:
- больше прибыли для честно работающих производителей,
- больше налогов для государства,
- повышение безопасности для потребителей, которые смогут сами контролировать легальность товара.

• Стабильный и прозрачный рынок. Система позволяет отслеживать товарные потоки, не допуская дефицита, спекулятивного роста цен и других злоупотреблений.
В качестве примера: с 1 октября 2019 г. введена обязательная маркировка некоторых дорогостоящих препаратов - теперь исключены ситуации, когда государство делает закупки для больниц или льготников, но до пациентов лекарства не доходят и приходится самостоятельно доставать их на сером рынке.

Чтобы малому бизнесу было легче привыкнуть к новым правилам, разработаны цифровые сервисы, упрощающие работу с маркировкой. Компаниям, у которых из-за пандемии возникли сложности с приездом иностранных специалистов для наладки оборудования, правительство обещает помочь, а с оборудованием поручили разобраться оператору системы.
Данные Росстата о настроениях предпринимателей в мае (сектор обрабатывающей промышленности):

• Экономическую ситуацию в компании считают:
- благоприятной - 7% руководителей,
- удовлетворительной - 67%.

• Ожидают улучшения экономической ситуации в ближайшие 6 месяцев - 26%.

• Ожидают ухудшения экономической ситуации - 17%.

• Ожидают роста производства в ближайшие 3 месяца - 27%.

• Ожидают снижения производства - 14%.

• Средний уровень загрузки производственных мощностей - 58%.

• Наиболее значимые факторы, ограничивающие рост производства:
- недостаточный внутренний спрос на продукцию,
- неопределенность экономической ситуации,
- высокий уровень налогообложения,
- недостаток финансовых средств.
Главная тема вчерашнего дня во всех государственных институциях - обязательная маркировка товаров.

Сначала отметилось правительство, из которого в ТАСС "утекли" документы руководителя аппарата о принятом решении не переносить с 1 июля срок введения маркировки обуви, лекарств и сигарет.

Затем тренд подхватили в парламенте, где межфракционная рабочая группа с этим подходом согласилась, предложила запускать все в срок, но попрасила правительство какое-то время не штрафовать не успевших подготовиться и разрешить иностранным производителям ввозить непромаркированные лекарства, выпущенные до 1 июля 2020 года (при проблемах с маркировкой новых партий).

Далее тема всплыла на совещании в Кремле по поддержке легкой промышленности, где Минфин выступил за скорейший запуск системы, а президент лично акцентировал внимание на теме, уточнив, одобряет ли ее Минздрав (одобряет). Маркировка лекарств не была темой обсуждения, но опыт фармацевтов важен для других отраслей, они начали готовиться раньше всех.

Правоохранительная система сигнализирует о необходимости внедрения маркировки уже давно - через возбуждаемые дела о перехваченных крупных партиях незаконных сигарет, кроссовок или игрушек.

Дружный настрой чиновников вполне объясним. Маркировка товаров - тот редкий у нас случай, когда от принятого решения выигрывает не только государство, но и все остальные участники рынка: и обычные потребители, и бизнес. Правда ни весь, а только прозрачный, остальным придется думать, обеляться или искать себе другие источники дохода.

Бизнес вовсю рапортует о готовности к новым правилам. Так, "Восточная стивидорная компания", крупнейший контейнерный терминал на Дальнем Востоке, открыла таможенный склад для беспошлинного хранения, который тоже станет зоной для обязательной маркировки товаров.
После жесткой критики первого проекта КоАП (по 27 позициям штрафы для бизнеса кратно увеличились, а наказания для чиновников остались неизменными либо уменьшились) Минюст решил его доработать.

Но принципиальных изменений в новом документе нет, и он по-прежнему носит репрессивный характер:

• Существенно увеличились штрафы как минимум по 10 составам, наиболее активно применяемым к предпринимателям: планка минимального штрафа для ИП выросла в 5 раз (с 10 до 50 тыс. руб.), для должностных лиц - в 2,5 раза (с 20 до 50 тыс. руб.).

• Существенно увеличились сроки привлечения к ответственности (с двух месяцев до года по общему правилу).

• Введено понятие "грубого административного правонарушения", по которому не может быть назначено предупреждение вместо штрафа.

• Исключены положения о возможности отсрочки, рассрочки или приостановки наказания.

Упорство Минюста удивляет. В ситуации, когда к ответственности привлекается каждое четвертое юрлицо, и президентом, и премьером неоднократно говорилось о либерализации контрольной функции. Цель государства - ослабление административного гнета на бизнес, а не проведение репрессий. Что особенно важно в условиях экономического спада.

По вопросу штрафов в России действует настоящая "палочная" система - есть годовой план по их сбору, который к тому же регулярно перевыполняется. В 2019 году хотели собрать 60,8 млрд рублей, по факту вышло 76,8 млрд. Аналогично в 2018-м - собрали 67,1 млрд вместо 52,5 млрд.

Без отказа от этого традиционного взгляда на отношения государства и бизнеса принятие новой редакции КоАП теряет практический смысл.
По состоянию на 2 июня число официально зарегистрированных безработных достигло 2,1 млн человек (+1,5 млн за два месяца). Тем не менее, кризис пока еще не привел к по-настоящему массовым увольнениям.

В феврале уровень безработицы составлял 4,6% (Росстат учитывает всех незанятых, не только вставших на учет), в марте - 4,7%, в апреле - 5,8%. Резкий рост ожидается в случае второй волны пандемии и при затяжном сценарии, когда такие механизмы как неоплачиваемые отпуска, простой и неполная занятость перестанут работать.

Прогноз Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования:

• Оптимистичный - карантин завершится в июне. Безработица - 5,3–5,6%.

• Базовый - повторный карантин осенью-зимой. Безработица - 8-8,3% в 2021 г., 7-7,3% в 2022-2023 гг.

• Пессимистичный - пандемия затянется до I квартала 2022 года. Безработица - 10,5-10,7%, в 2023 г. - 9-9,5%.

Особо пострадавшая категория - молодые специалисты. Количество стартовых вакансий на hh.ru в I квартале уменьшилось на 34%. От 30 до 60% российских компаний полностью приостановили наем новых сотрудников. Без желаемой работы могут остаться 70-90% из 934 тысяч окончивших вузы, что на четверть больше, чем в прошлом году.
В прошлом месяце автосалоны Москвы, Петербурга и большинства региональных дилеров были по-прежнему закрыты. С 12 мая смогли возобновить работу лишь техцентры. Продажи легковых и легковых коммерческих автомобилей все еще в свободном падении, хотя его темпы снижаются:

• Апрель - 38 922 машины (-73%, рекорд).
• Май - 63 033 машины (-51,8%).
• Январь-май - 478 135 машин (-25,7%).

Спрос постепенно оживает, но все ждут полного снятия ограничений, т.к. онлайн-продажи не в состоянии восполнить работу в "мирное время". В Москве дилерские центры работают с 1 июня, в Петербурге должны открыться с 15 июня.

В июне прогнозируется сокращение рынка "всего" на 30%, а во II полугодии можно рассчитывать на постепенное восстановление докризисных показателей. Свое влияние окажут и пролоббированные Минпромторгом дополнительные 6 и 7 млрд рублей на программы льготного автолизинга и кредитования. Но это отразится на продажах только отечественных автомобилей.
Для фермера главная проблема не вырастить продукцию, а продать, то есть получить возможность предложить ее массовому покупателю.

Чтобы эту проблему частично снять и помочь малым сельхозпроизводителям организовать сбыт, Минпромторг и Минсельхоз (темой непосредственно занимались замминистры Виктор Евтухов и Оксана Лут), по нашей информации, подготовили список рекомендаций для местного самоуправления.

В-первых, объясняется, что закон позволяет размещать магазины на земле с/х назначения. Но только в том случае, если такое ее использование является дополнительным по отношению к основному. То есть фермер может организовать на своей земле точку продажи той продукции, которую он на ней выращивает. Поэтому такой торговле местные власти должны не мешать, а всячески ей содействовать.

И, во-вторых, рекомендуется выделить под рекламу фермерской продукции не менее 20% объема социальной рекламы, которая производится и распространяется по заказу местных органов власти. Тоже весьма полезная инициатива. Свободных денег на рекламу у крестьян нет, а она, как известно, двигатель торговли.