Ритейл-дайджест: самое интересное за неделю
1. Цены на бытовую технику вырастут на 10-20% с начала 2025 года. Французская Groupe SEB (бренды Tefal, Krups, Rowenta) уже уведомила торговые сети о повышении. Причина – рост стоимости комплектующих и логистики. Сейчас в магазинах распродается техника, закупленная по курсу 85 рублей за доллар. После исчерпания складских запасов многие компании сократят закупки.
2. На аптечном рынке – исторические перемены. Впервые за 5 лет сменился лидер: сеть "Апрель" обошла "Риглу" по выручке за 9 месяцев 2024 года (136,4 млрд руб., +55% год к году). "Ригла" заработала 136,2 млрд руб. (+24%). "Апрель" добилась успеха за счет активной экспансии – сеть выросла до 8470 точек (+21%). Третье место у "Планеты здоровья" с выручкой 95,3 млрд руб.
3. Правительство расширяет перечень товаров с обязательной маркировкой. С 2025 года под "разрешительный режим" попадут ветпрепараты, велосипеды, безалкогольное пиво и икра. В 2026 к ним добавятся корма для животных и растительные масла, а в 2027 – консервы. "Честный знак" будет проверять каждый товар при продаже, блокируя реализацию продукции с истекшим сроком годности или некорректной маркировкой.
4. Российский рынок кондитерских изделий показывает уверенный рост. За 9 месяцев 2024 года производство выросло на 5% до 3,1 млн тонн. Почти половину рынка (49%) занимают шоколад и сахаристые изделия. Экспорт тоже впечатляет: за рубеж отправлено 186 тыс. тонн шоколадной продукции. Главные покупатели – Казахстан (18,8%), Китай (16,4%) и Узбекистан (15,7%). Производство белого шоколада выросло на 54% по сравнению с прошлым годом.
5. На рынке электроники появился новый формат trade-in: в "М.Видео-Эльдорадо" теперь можно сдать смартфон в счет покупки любой техники, включая холодильники и телевизоры. Единственное условие – отсутствие видимых повреждений. С 2025 года аналогичный сервис планирует запустить сеть "Связь.ON".
1. Цены на бытовую технику вырастут на 10-20% с начала 2025 года. Французская Groupe SEB (бренды Tefal, Krups, Rowenta) уже уведомила торговые сети о повышении. Причина – рост стоимости комплектующих и логистики. Сейчас в магазинах распродается техника, закупленная по курсу 85 рублей за доллар. После исчерпания складских запасов многие компании сократят закупки.
2. На аптечном рынке – исторические перемены. Впервые за 5 лет сменился лидер: сеть "Апрель" обошла "Риглу" по выручке за 9 месяцев 2024 года (136,4 млрд руб., +55% год к году). "Ригла" заработала 136,2 млрд руб. (+24%). "Апрель" добилась успеха за счет активной экспансии – сеть выросла до 8470 точек (+21%). Третье место у "Планеты здоровья" с выручкой 95,3 млрд руб.
3. Правительство расширяет перечень товаров с обязательной маркировкой. С 2025 года под "разрешительный режим" попадут ветпрепараты, велосипеды, безалкогольное пиво и икра. В 2026 к ним добавятся корма для животных и растительные масла, а в 2027 – консервы. "Честный знак" будет проверять каждый товар при продаже, блокируя реализацию продукции с истекшим сроком годности или некорректной маркировкой.
4. Российский рынок кондитерских изделий показывает уверенный рост. За 9 месяцев 2024 года производство выросло на 5% до 3,1 млн тонн. Почти половину рынка (49%) занимают шоколад и сахаристые изделия. Экспорт тоже впечатляет: за рубеж отправлено 186 тыс. тонн шоколадной продукции. Главные покупатели – Казахстан (18,8%), Китай (16,4%) и Узбекистан (15,7%). Производство белого шоколада выросло на 54% по сравнению с прошлым годом.
5. На рынке электроники появился новый формат trade-in: в "М.Видео-Эльдорадо" теперь можно сдать смартфон в счет покупки любой техники, включая холодильники и телевизоры. Единственное условие – отсутствие видимых повреждений. С 2025 года аналогичный сервис планирует запустить сеть "Связь.ON".
Выплавка стали в России в январе – октябре упала на 7% к тому же периоду прошлого года (до 59,1 млн т).
Сильнее всего упала у группы ММК, ПМХ и «Северстали» – на 12, 18 и 8% год к году соответственно. Группа НЛМК, крупнейший в стране производитель стали, снизила выпуск по итогам 10 месяцев на 4,7%.
Основные причины: охлаждение спроса на внутреннем рынке, рост налоговой нагрузки (с 1 января НДПИ на железную руду увеличится до 6,7%), текущая ключевая ставка и введение акцизов на жидкую сталь.
Сильнее всего упала у группы ММК, ПМХ и «Северстали» – на 12, 18 и 8% год к году соответственно. Группа НЛМК, крупнейший в стране производитель стали, снизила выпуск по итогам 10 месяцев на 4,7%.
Основные причины: охлаждение спроса на внутреннем рынке, рост налоговой нагрузки (с 1 января НДПИ на железную руду увеличится до 6,7%), текущая ключевая ставка и введение акцизов на жидкую сталь.
Forwarded from ТАСС
Наиболее частыми причинами увольнения россиян стали выгорание и неготовность компании повышать зарплату, следует из результатов исследования "Сбераналитики" и сервиса "Работа. ру", которые имеются в распоряжении ТАСС. Подробнее — в инфографике.
#Инфографика_ТАСС
#Инфографика_ТАСС
Угроза для российских компаний №1 в 2025 году - сохранение длительного периода высокой ключевой ставки.
(77% респондентов опроса ВТБ и РБК)
Больше всего этого опасаются представители металлургической отрасли - 90%, которые полагают, что высокая ставка отрицательно скажется на инвестактивности.
Также в ТОП-5 основных рисков следующего года также попали возможное ужесточение условий трансграничных платежей (на этот риск указали 61% респондентов), кадровый голод и рост затрат на фонд оплаты труда (57%), удорожание логистики импортных закупок (39%) и снижение покупательной способности россиян (30%).
(77% респондентов опроса ВТБ и РБК)
Больше всего этого опасаются представители металлургической отрасли - 90%, которые полагают, что высокая ставка отрицательно скажется на инвестактивности.
Также в ТОП-5 основных рисков следующего года также попали возможное ужесточение условий трансграничных платежей (на этот риск указали 61% респондентов), кадровый голод и рост затрат на фонд оплаты труда (57%), удорожание логистики импортных закупок (39%) и снижение покупательной способности россиян (30%).
Самые высокооплачиваемые вакансии декабря
На фоне рекордно низкой безработицы (2,9%) работодатели предлагают все более высокие зарплаты – даже в тех городах, где этого совсем не ожидаешь. Рассказываем о самых высокооплачиваемых вакансиях декабря 2024 года от "Работы.ру" и о том, какие тренды разворачиваются на региональных рынках труда.
Москва и Московская область
• Python-разработчик с удаленной занятостью – до 450 тыс. рублей
• Кредитный брокер – до 450 тыс. рублей
• Водитель с личным грузовым автомобилем – до 380 тыс. рублей
В Москве исторический минимум безработицы – 0,32%. На одного соискателя приходится 18 вакансий: московский рынок – официально "рынок кандидата". И даже так эксперты настаивают на необходимости непрерывного обучения и повышения квалификации – все для поддержания конкурентоспособности.
Краснодарский край
• Менеджер по продажам загородной недвижимости – от 200 тыс. до 1 млн рублей
На Кубани – острый дефицит персонала: на одно резюме приходится 3,5 вакансии. Объем предложений на рынке труда растет вдвое быстрее спроса – с января 2021 года количество вакансий выросло на 91%, а резюме – только на 41%.
Урал (Первоуральск, Коркино, Екатеринбург)
• Врач-стоматолог в Первоуральске – до 400 тыс. рублей
• Директор завода в Коркино – от 350 тыс. рублей
• Специалист по недвижимости в Екатеринбурге – до 350 тыс. рублей
На уральском рынке труда наблюдается серьезный дисбаланс. Особенно высокий спрос на рабочие специальности – здесь соотношение резюме к вакансиям составляет всего 1,7, что вновь говорит об остром кадровом голоде.
Санкт-Петербург и Новосибирск
• Врач-флеболог в Санкт-Петербурге – до 300 тыс. рублей
• Технический архитектор 1С в Новосибирске – от 300 тыс. рублей
В начале четвертого квартала 2024 СПб опустился на 26 место в рейтинге регионов по перспективности трудоустройства. Новосибирск же – в топ-3 самых привлекательных городов для переезда среди соискателей из других регионов Сибири.
На фоне рекордно низкой безработицы (2,9%) работодатели предлагают все более высокие зарплаты – даже в тех городах, где этого совсем не ожидаешь. Рассказываем о самых высокооплачиваемых вакансиях декабря 2024 года от "Работы.ру" и о том, какие тренды разворачиваются на региональных рынках труда.
Москва и Московская область
• Python-разработчик с удаленной занятостью – до 450 тыс. рублей
• Кредитный брокер – до 450 тыс. рублей
• Водитель с личным грузовым автомобилем – до 380 тыс. рублей
В Москве исторический минимум безработицы – 0,32%. На одного соискателя приходится 18 вакансий: московский рынок – официально "рынок кандидата". И даже так эксперты настаивают на необходимости непрерывного обучения и повышения квалификации – все для поддержания конкурентоспособности.
Краснодарский край
• Менеджер по продажам загородной недвижимости – от 200 тыс. до 1 млн рублей
На Кубани – острый дефицит персонала: на одно резюме приходится 3,5 вакансии. Объем предложений на рынке труда растет вдвое быстрее спроса – с января 2021 года количество вакансий выросло на 91%, а резюме – только на 41%.
Урал (Первоуральск, Коркино, Екатеринбург)
• Врач-стоматолог в Первоуральске – до 400 тыс. рублей
• Директор завода в Коркино – от 350 тыс. рублей
• Специалист по недвижимости в Екатеринбурге – до 350 тыс. рублей
На уральском рынке труда наблюдается серьезный дисбаланс. Особенно высокий спрос на рабочие специальности – здесь соотношение резюме к вакансиям составляет всего 1,7, что вновь говорит об остром кадровом голоде.
Санкт-Петербург и Новосибирск
• Врач-флеболог в Санкт-Петербурге – до 300 тыс. рублей
• Технический архитектор 1С в Новосибирске – от 300 тыс. рублей
В начале четвертого квартала 2024 СПб опустился на 26 место в рейтинге регионов по перспективности трудоустройства. Новосибирск же – в топ-3 самых привлекательных городов для переезда среди соискателей из других регионов Сибири.
Авторынок в РФ: жизнь после утильсбора
1 октября этого года в России повысили утильсбор – притом сразу на 70-85%. Все ждали, что авторынок этого не переживет: рост цен, падение продаж, замороженный спрос.
Реальность оказалась интереснее. Разбираемся, что происходит с куплей-продажей машит спустя два месяца после повышения утильсбора.
1. Главное: рынок растет. Октябрь 2024 стал рекордным месяцем – продано 171 179 новых автомобилей. Это на 13% больше сентября (предыдущий "рекордсмен") и на 52% больше октября 2023. В ноябре позитивный тренд продолжился: даже "АвтоВАЗ" отчитался о росте продаж на 9,8% год к году.
2. Структура рынка меняется. Китайцы впервые немного сдали позиции: их доля упала с 61,8% до 57,34%. Причина – успехи "АвтоВАЗа", который добил долю российских брендов до 30,82%. При этом Haval – все еще лидер среди китайских марок с 23 801 проданным авто в октябре – это половина от объема Lada (44 812).
3. Размытие брендов. Результат вторичных санкций: Chery и Geely создают суббренды, чтобы под них не попасть. Так появились никому не известные Omoda, Jaecoo, Exeed и Tank. По той же причине развиваются "псевдороссийские" бренды вроде "Москвича" – он в ноябре продал более 3000 машин (+25% к октябрю).
4. Что с ценами? Утильсбор повлиял, но не критично. Повышение составило 2-5%, к концу года ожидается рост до 10%. Причины не только и не столько в самом утильсборе – на цены куда давят высокая ставка ЦБ и курс юаня.
Но и помимо этих проблем продолжают появляться новые: 1) сложности с поставками оригинальных запчастей – особенно для премиум-сегмента; 2) увеличение сроков доставки: с 2-3 до 7-12 дней; 3) дефицит специалистов по обслуживанию электромобилей: сервисов по их обслуживанию даже в Москве всего 3-4 штуки, а в регионах – по одному.
2025 год может стать сложнее: власти прогнозируют снижение импорта легковых авто до 1,085 млн штук. Но пока рынок адаптируется к новым условиям успешнее, чем от него ожидали.
1 октября этого года в России повысили утильсбор – притом сразу на 70-85%. Все ждали, что авторынок этого не переживет: рост цен, падение продаж, замороженный спрос.
Реальность оказалась интереснее. Разбираемся, что происходит с куплей-продажей машит спустя два месяца после повышения утильсбора.
1. Главное: рынок растет. Октябрь 2024 стал рекордным месяцем – продано 171 179 новых автомобилей. Это на 13% больше сентября (предыдущий "рекордсмен") и на 52% больше октября 2023. В ноябре позитивный тренд продолжился: даже "АвтоВАЗ" отчитался о росте продаж на 9,8% год к году.
2. Структура рынка меняется. Китайцы впервые немного сдали позиции: их доля упала с 61,8% до 57,34%. Причина – успехи "АвтоВАЗа", который добил долю российских брендов до 30,82%. При этом Haval – все еще лидер среди китайских марок с 23 801 проданным авто в октябре – это половина от объема Lada (44 812).
3. Размытие брендов. Результат вторичных санкций: Chery и Geely создают суббренды, чтобы под них не попасть. Так появились никому не известные Omoda, Jaecoo, Exeed и Tank. По той же причине развиваются "псевдороссийские" бренды вроде "Москвича" – он в ноябре продал более 3000 машин (+25% к октябрю).
4. Что с ценами? Утильсбор повлиял, но не критично. Повышение составило 2-5%, к концу года ожидается рост до 10%. Причины не только и не столько в самом утильсборе – на цены куда давят высокая ставка ЦБ и курс юаня.
Но и помимо этих проблем продолжают появляться новые: 1) сложности с поставками оригинальных запчастей – особенно для премиум-сегмента; 2) увеличение сроков доставки: с 2-3 до 7-12 дней; 3) дефицит специалистов по обслуживанию электромобилей: сервисов по их обслуживанию даже в Москве всего 3-4 штуки, а в регионах – по одному.
2025 год может стать сложнее: власти прогнозируют снижение импорта легковых авто до 1,085 млн штук. Но пока рынок адаптируется к новым условиям успешнее, чем от него ожидали.
Как устроены осенние распродажи в 2024 году
"Платформа ОФД" поделилась свежей аналитикой по ноябрьским распродажам: изучили поведение покупателей во время "11.11" и "черной пятницы". Самое важное: покупатели не очень-то впечатлены скидками – инфляция дает о себе знать. Ритейлеры в курсе и пытаются компенсировать это увеличенными сроками.
Ozon еще в прошлом году перешел на формат "длинных распродаж" – больше месяца. Остальные подтягиваются: "Мегафон" растянул акцию на две недели, "Авито" – почти на месяц. Есть шанс, что распродажи в 2025 будут идти с середины ноября до самого Нового года – просто чтобы окупить рекламные бюджеты.
Другие выводы:
1. Цены и покупки. В рознице средний чек по топ-50 категорий вырос на 4% (до 6,1 тыс. рублей), количество покупок – на 5%. В онлайне динамичнее: средний чек – 8,2 тыс. рублей (+3%), а число покупок взлетело на 18%
2. Что покупают? В тренде – мебель и товары для дома (+2% в рознице и +12% в онлайне), парфюмерия (+3% и +7%) и бронирование отелей (+10% и +24%). Продажи просели только в одежде, электронике и спорттоварах – снижение на 3-4%
3. Однозначный лидер сейлов – Wildberries. Рост продаж в цифровом направлении – 556% год к году. Следом идет крупная бытовая техника (+149%), мототовары (+129%) и ноутбуки (+112%)
4. "Черная пятница" – не пятница: на 29.11 пришлось всего 15% покупок. Самый горячий день – это четверг (20% покупок), следом за ней – суббота (16%)
Если о перспективах – сейлы воспринимаются уже не так, как раньше: потребители в массе своей понимают, что часто "скидки" – это просто снижение предварительно завышенной цены. Так что и существенного прироста покупок на новогодней или осенних распродажах в 2025 можно не ждать.
А еще покупатели не стали ждать конца ноября и закупились пораньше. Причина – валютные колебания и инфляционные ожидания. Так что шоппинг – это не только про скидки, но и про попытку сохранить деньги.
"Платформа ОФД" поделилась свежей аналитикой по ноябрьским распродажам: изучили поведение покупателей во время "11.11" и "черной пятницы". Самое важное: покупатели не очень-то впечатлены скидками – инфляция дает о себе знать. Ритейлеры в курсе и пытаются компенсировать это увеличенными сроками.
Ozon еще в прошлом году перешел на формат "длинных распродаж" – больше месяца. Остальные подтягиваются: "Мегафон" растянул акцию на две недели, "Авито" – почти на месяц. Есть шанс, что распродажи в 2025 будут идти с середины ноября до самого Нового года – просто чтобы окупить рекламные бюджеты.
Другие выводы:
1. Цены и покупки. В рознице средний чек по топ-50 категорий вырос на 4% (до 6,1 тыс. рублей), количество покупок – на 5%. В онлайне динамичнее: средний чек – 8,2 тыс. рублей (+3%), а число покупок взлетело на 18%
2. Что покупают? В тренде – мебель и товары для дома (+2% в рознице и +12% в онлайне), парфюмерия (+3% и +7%) и бронирование отелей (+10% и +24%). Продажи просели только в одежде, электронике и спорттоварах – снижение на 3-4%
3. Однозначный лидер сейлов – Wildberries. Рост продаж в цифровом направлении – 556% год к году. Следом идет крупная бытовая техника (+149%), мототовары (+129%) и ноутбуки (+112%)
4. "Черная пятница" – не пятница: на 29.11 пришлось всего 15% покупок. Самый горячий день – это четверг (20% покупок), следом за ней – суббота (16%)
Если о перспективах – сейлы воспринимаются уже не так, как раньше: потребители в массе своей понимают, что часто "скидки" – это просто снижение предварительно завышенной цены. Так что и существенного прироста покупок на новогодней или осенних распродажах в 2025 можно не ждать.
А еще покупатели не стали ждать конца ноября и закупились пораньше. Причина – валютные колебания и инфляционные ожидания. Так что шоппинг – это не только про скидки, но и про попытку сохранить деньги.
"Балтику" купили со скидкой в 70%. Что это говорит о состоянии российского бизнеса?
Carlsberg наконец продала "Балтику".
После почти двух лет переговоров, конфликтов и судебных разбирательств датский пивоваренный гигант согласился отдать свои российские активы за 34 млрд рублей – это примерно $320 млн. Ранее сама компания оценивала свой бизнес в России в – на минуточку – $1,06 млрд. Дисконт составил более 70%.
Кто покупатель?
Контроль над "Балтикой" получит компания "ВГ Инвест", созданная в августе этого года. Её глава – нынешний вице-президент "Балтики" Егор Гусельников. Среди потенциальных бенефициаров также называют президента "Балтики" Таймураза Боллоева, который уже возглавлял компанию в 1991-2004 годах. По сути, классический management buyout – выкуп бизнеса менеджментом.
Такой серьезный дисконт – не исключение, а новая норма российского рынка бизнес-активов. С октября 2024 власти ужесточили правила продажи предприятий иностранцами: теперь при уходе из России они обязаны предоставлять скидку минимум 60% от рыночной стоимости (раньше было 50%). Плюс к этому нужно заплатить "добровольный взнос" в бюджет – то еще 35% от цены актива.
В результате иностранцы в худшем случае могут получить лишь 5% от реальной стоимости своего бизнеса. Правда, юристы отмечают, что многие зарубежные компании уже списали российские активы "в ноль" и готовы продавать их практически за любые деньги. Главное – уйти.
Последних, очевидно, не так много, и массовый исход иностранного бизнеса уже подходит к концу. По данным компании Kept, если в 2022 году состоялось 204 сделки по выходу иностранцев из российского бизнеса, то в 2023 году – уже 120, а за первые пять месяцев 2024-го – всего 31 сделка: те, кто хотел уйти, уже ушли. Оставшиеся либо заняли выжидательную позицию, либо решили остаться полностью.
Carlsberg наконец продала "Балтику".
После почти двух лет переговоров, конфликтов и судебных разбирательств датский пивоваренный гигант согласился отдать свои российские активы за 34 млрд рублей – это примерно $320 млн. Ранее сама компания оценивала свой бизнес в России в – на минуточку – $1,06 млрд. Дисконт составил более 70%.
Кто покупатель?
Контроль над "Балтикой" получит компания "ВГ Инвест", созданная в августе этого года. Её глава – нынешний вице-президент "Балтики" Егор Гусельников. Среди потенциальных бенефициаров также называют президента "Балтики" Таймураза Боллоева, который уже возглавлял компанию в 1991-2004 годах. По сути, классический management buyout – выкуп бизнеса менеджментом.
Такой серьезный дисконт – не исключение, а новая норма российского рынка бизнес-активов. С октября 2024 власти ужесточили правила продажи предприятий иностранцами: теперь при уходе из России они обязаны предоставлять скидку минимум 60% от рыночной стоимости (раньше было 50%). Плюс к этому нужно заплатить "добровольный взнос" в бюджет – то еще 35% от цены актива.
В результате иностранцы в худшем случае могут получить лишь 5% от реальной стоимости своего бизнеса. Правда, юристы отмечают, что многие зарубежные компании уже списали российские активы "в ноль" и готовы продавать их практически за любые деньги. Главное – уйти.
Последних, очевидно, не так много, и массовый исход иностранного бизнеса уже подходит к концу. По данным компании Kept, если в 2022 году состоялось 204 сделки по выходу иностранцев из российского бизнеса, то в 2023 году – уже 120, а за первые пять месяцев 2024-го – всего 31 сделка: те, кто хотел уйти, уже ушли. Оставшиеся либо заняли выжидательную позицию, либо решили остаться полностью.
Численность неформально занятых в России в III квартале 2024 года достигла 15,8 млн человек (+12% выше к прошлому году).
Это максимум среди всех кварталов с 2016-го как по абсолютной численности, так и по доле в общей занятости.
Причины - увеличение числа ИП и самозанятых, а также (как версия) рост теневой занятости на фоне высокой инфляции.
По регионам неформальная занятость выросла больше всего в Москве (+678 тыс. человек), Питере (+104 тыс.), Забайкальском крае (+30 тыс.) Севастополе (+23 тыс.).
Это максимум среди всех кварталов с 2016-го как по абсолютной численности, так и по доле в общей занятости.
Причины - увеличение числа ИП и самозанятых, а также (как версия) рост теневой занятости на фоне высокой инфляции.
По регионам неформальная занятость выросла больше всего в Москве (+678 тыс. человек), Питере (+104 тыс.), Забайкальском крае (+30 тыс.) Севастополе (+23 тыс.).
ЕБИТДА
Выплавка стали в России в январе – октябре упала на 7% к тому же периоду прошлого года (до 59,1 млн т). Сильнее всего упала у группы ММК, ПМХ и «Северстали» – на 12, 18 и 8% год к году соответственно. Группа НЛМК, крупнейший в стране производитель стали,…
Падающий спрос на сталь в России может начать восстанавливаться после 2025 года. Правда, эксперты полагают, что для этого необходимо совпадение двух условий - снижение ставки ЦБ и реализация инфраструктурных проектов.
Основным дайвером в ближайшие пять лет продолжит оставаться машиностроение (а именно - производство ж/д вагонов, благодаря развитию торговли с азиатским регионом), тогда как строительный сектор за этот период в лучшем случае вернется к докризисному уровню спроса.
Основным дайвером в ближайшие пять лет продолжит оставаться машиностроение (а именно - производство ж/д вагонов, благодаря развитию торговли с азиатским регионом), тогда как строительный сектор за этот период в лучшем случае вернется к докризисному уровню спроса.
Кому повысят зарплату в 2025 году? Бюджетники и не только
Свежие данные ANCOR показывают: только 9% работодателей не планируют повышать зарплаты в 2025 году. Треть компаний намерены увеличить их даже значительнее, чем в 2024-м, а 35% будут следить за рыночной ситуацией. Разбираемся, кто и на сколько станет получать больше – не без доли предположений, конечно.
Бюджетный сектор
Он уже получил чёткие цифры и сроки повышения. С 1 января социальный блок ждёт существенная индексация на 13,2%. В первую волну повышения попадают:
• Медицинский персонал федеральных и региональных учреждений
• Педагоги всех уровней образования
• Работники культуры и искусства
• Сотрудники МЧС и спасатели
• Специалисты социальных служб
• Работники Росстандарта и Роспотребнадзора
Вторая волна будет 1 октября 2025: для госслужащих, работников судебной системы и силовых структур зарплаты вырастут не так сильно – на 4,5%.
А что в коммерческом секторе?
2024 год уже показал взрывной рост зарплат в ряде отраслей – у водителей-дальнобойщиков оплата вообще взлетела с 90 до 250 тысяч рублей. В IT-секторе и промышленности компании тоже активно конкурируют за специалистов – это толкает зарплаты вверх.
Тренды таковы, что около половины компаний в 2024 году повысили зарплаты на 10%, а четверть работодателей – на 10-20%. Скорее всего, этот тренд сохранится.
Наиболее активный рост зарплат ожидается в транспортно-логистической отрасли, промышленности и строительстве – именно здесь самый острый кадровый голод. При этом во времена, когда высокими зарплатами уже никого не удивишь, компании всё чаще используют "кафетерий льгот" и соцпакеты как доп. инструмент рекрутинга.
Еще один фактор – ставка НДФЛ: в 2025 она увеличится для высоких доходов. Как отреагируют работодатели? 17% повысят зарплаты всем сотрудникам, 9% будут компенсировать налоги только топ-менеджменту, а 40% пока не планируют учитывать налоговые изменения.
Свежие данные ANCOR показывают: только 9% работодателей не планируют повышать зарплаты в 2025 году. Треть компаний намерены увеличить их даже значительнее, чем в 2024-м, а 35% будут следить за рыночной ситуацией. Разбираемся, кто и на сколько станет получать больше – не без доли предположений, конечно.
Бюджетный сектор
Он уже получил чёткие цифры и сроки повышения. С 1 января социальный блок ждёт существенная индексация на 13,2%. В первую волну повышения попадают:
• Медицинский персонал федеральных и региональных учреждений
• Педагоги всех уровней образования
• Работники культуры и искусства
• Сотрудники МЧС и спасатели
• Специалисты социальных служб
• Работники Росстандарта и Роспотребнадзора
Вторая волна будет 1 октября 2025: для госслужащих, работников судебной системы и силовых структур зарплаты вырастут не так сильно – на 4,5%.
А что в коммерческом секторе?
2024 год уже показал взрывной рост зарплат в ряде отраслей – у водителей-дальнобойщиков оплата вообще взлетела с 90 до 250 тысяч рублей. В IT-секторе и промышленности компании тоже активно конкурируют за специалистов – это толкает зарплаты вверх.
Тренды таковы, что около половины компаний в 2024 году повысили зарплаты на 10%, а четверть работодателей – на 10-20%. Скорее всего, этот тренд сохранится.
Наиболее активный рост зарплат ожидается в транспортно-логистической отрасли, промышленности и строительстве – именно здесь самый острый кадровый голод. При этом во времена, когда высокими зарплатами уже никого не удивишь, компании всё чаще используют "кафетерий льгот" и соцпакеты как доп. инструмент рекрутинга.
Еще один фактор – ставка НДФЛ: в 2025 она увеличится для высоких доходов. Как отреагируют работодатели? 17% повысят зарплаты всем сотрудникам, 9% будут компенсировать налоги только топ-менеджменту, а 40% пока не планируют учитывать налоговые изменения.
У российской экономики сейчас - максимальный рост с начала года (данные американской S&P Global).
Индекс деловой активности в ноябре - 53,2 пункта (51,6 в октябре) - и это пиковое значение с января. Индекс активности всей экономики вырос до 52,6 (в октябре - 50,9). Драйверами выступили обрабатывающая промышленность и сфера услуг.
Индекс деловой активности в ноябре - 53,2 пункта (51,6 в октябре) - и это пиковое значение с января. Индекс активности всей экономики вырос до 52,6 (в октябре - 50,9). Драйверами выступили обрабатывающая промышленность и сфера услуг.
После рекордного октября российский авторынок резко затормозил. Разбираемся, что произошло и чего ждать дальше:
1. Продажи в ноябре упали на 29% к октябрю – до 121 880 машин. Самое сильное падение с начала года. Первая неделя ноября оказалась особенно провальной: -60% к началу октября. При этом в годовом выражении рынок все еще в плюсе (+11,1% к ноябрю 2023), да и январь с февралем по продажам сильно уступают последнему месяцу. Но динамика явно ухудшилась.
2. Главная причина – ставка ЦБ. Банки массово ужесточили требования к автокредитам – клиентам их просто не одобряют, и те заняли выжидательную позицию.
3. Расстановка сил меняется. Lada укрепляет позиции: доля рынка выросла до 31%, продажи прибавили 15,9% (37,85 тыс. машин). "АвтоВАЗ" в целом нарастил оборот на 9,8%. А вот китайские бренды начали сдавать: рост у Haval – всего на 7,1% (15,43 тыс.), а Chery и вовсе начал сдавать (-2,2%).
4. Что дальше? Декабрь может переломить угасающую динамику. Дилеры ждут рост продаж на 5-10%. На то есть две причины:
- Покупатели спешат взять авто до нового повышения утильсбора
- К новому году импортеры готовят специальные предложения, чтобы поддержать спрос
Что до курсовых колебаний – они почти не отразились на ценах авто со складов. Но это временно – новые поставки будут дороже. Поэтому декабрь может стать последним шансом купить авто по приемлемой цене.
1. Продажи в ноябре упали на 29% к октябрю – до 121 880 машин. Самое сильное падение с начала года. Первая неделя ноября оказалась особенно провальной: -60% к началу октября. При этом в годовом выражении рынок все еще в плюсе (+11,1% к ноябрю 2023), да и январь с февралем по продажам сильно уступают последнему месяцу. Но динамика явно ухудшилась.
2. Главная причина – ставка ЦБ. Банки массово ужесточили требования к автокредитам – клиентам их просто не одобряют, и те заняли выжидательную позицию.
3. Расстановка сил меняется. Lada укрепляет позиции: доля рынка выросла до 31%, продажи прибавили 15,9% (37,85 тыс. машин). "АвтоВАЗ" в целом нарастил оборот на 9,8%. А вот китайские бренды начали сдавать: рост у Haval – всего на 7,1% (15,43 тыс.), а Chery и вовсе начал сдавать (-2,2%).
4. Что дальше? Декабрь может переломить угасающую динамику. Дилеры ждут рост продаж на 5-10%. На то есть две причины:
- Покупатели спешат взять авто до нового повышения утильсбора
- К новому году импортеры готовят специальные предложения, чтобы поддержать спрос
Что до курсовых колебаний – они почти не отразились на ценах авто со складов. Но это временно – новые поставки будут дороже. Поэтому декабрь может стать последним шансом купить авто по приемлемой цене.
Forwarded from Банки, деньги, два офшора
Курьеры обогнали по зарплатам айтишников и врачей. Медианная зарплата доставщиков выросла на 15% с начала года — до 115,6 тысяч рублей, тогда как BI-аналитики получают всего 114 тысяч, врачи — 88, а учителя вообще 47 тысяч. Причём курьером может стать каждый, для этого не нужно особых навыков. @bankrollo
Продукты в кредит: ритейл вводит систему микрозаймов
В рознице – новый тренд: крупные торговые сети запускают собственные программы кредитования. В авангарде тренда стоит "М.Видео-Эльдорадо" – она начала выдавать микрозаймы до 100 тысяч рублей на любые цели. Ставка – 0,8% в день, время рассмотрения заявки – пара минут.
Почему все не ограничится инициативой одной компании? Причина проста: скидочные карты – благодаря ним у сетей накопилась огромная база данных о покупателях. Сети могут оценивать платежеспособность клиентов, анализируя частоту покупок и их содержимое.
Почему это происходит?
На то есть две причины:
1. Банки массово уходят с рынка POS-кредитования (экспресс-займы в торговых точках): "Почта-банк", "Хоум-банк", "Совкомбанк" – все они покидают направление из-за малой рентабельности.
2. Потребительская активность. Темпы ее роста замедлились почти на 10%.
В итоге у ритейлеров – очень простой выбор: либо терять клиентов, либо брать кредитование в свои руки.
Что это значит для покупателей?
1. Получить кредит станет проще. Это будет происходить прямо на кассе, без десятков звонков в банк и подписания тонны бумаг.
2. Часть расходов на себя могут взять сами магазины – им выгоднее продать в рассрочку, чем не продать вообще. Тем более что суммы и сроки небольшие – обычно 30-100 тысяч рублей на 3-12 месяцев.
В рознице – новый тренд: крупные торговые сети запускают собственные программы кредитования. В авангарде тренда стоит "М.Видео-Эльдорадо" – она начала выдавать микрозаймы до 100 тысяч рублей на любые цели. Ставка – 0,8% в день, время рассмотрения заявки – пара минут.
Почему все не ограничится инициативой одной компании? Причина проста: скидочные карты – благодаря ним у сетей накопилась огромная база данных о покупателях. Сети могут оценивать платежеспособность клиентов, анализируя частоту покупок и их содержимое.
Почему это происходит?
На то есть две причины:
1. Банки массово уходят с рынка POS-кредитования (экспресс-займы в торговых точках): "Почта-банк", "Хоум-банк", "Совкомбанк" – все они покидают направление из-за малой рентабельности.
2. Потребительская активность. Темпы ее роста замедлились почти на 10%.
В итоге у ритейлеров – очень простой выбор: либо терять клиентов, либо брать кредитование в свои руки.
Что это значит для покупателей?
1. Получить кредит станет проще. Это будет происходить прямо на кассе, без десятков звонков в банк и подписания тонны бумаг.
2. Часть расходов на себя могут взять сами магазины – им выгоднее продать в рассрочку, чем не продать вообще. Тем более что суммы и сроки небольшие – обычно 30-100 тысяч рублей на 3-12 месяцев.
Ритейл-дайджест: главные новости недели
1. Регионы получат право ограничивать график продажи сигарет. В Госдуму внесен законопроект, позволяющий субъектам самостоятельно устанавливать время и места торговли никотинсодержащей продукцией. При этом регионы смогут вводить и полный запрет на продажу. Если проект примут – закон вступит в силу с 1 сентября 2025 года.
2. Колбасные изделия подорожают на 7-10% с февраля 2025 года. Крупнейшие производители ("Черкизово", "Атяшево", "Новая столица", Великолукский мясокомбинат) уведомили ритейлеров о повышении цен. Это первое повышение с 2023 года. Причины – ослабление рубля, рост стоимости импортных комплектующих и недостаточные объемы внутреннего производства мяса.
3. "Самокат" осваивает китайский рынок. Сервис доставки заключил соглашение с Sichuan Xilan Trading и открыл магазин на JD.com. В ассортименте – 8 товаров собственной торговой марки: пастила, шоколад на меду, мармелад и конфеты, но планируется расширение – до 26 позиций. Компания также регистрирует магазин на Tmall (Alibaba Group).
4. До 25 иностранных брендов выйдут на российский рынок в 2025 году. Уже заявили о планах открытия магазинов 13 компаний, 10 из которых – одежденные и обувные. Семь брендов – из европейских стран. В 2024 году в России начали работу 22 международных бренда (59% – из Азии, 23% – из Европы).
5. Онлайн-торговля в России замедляется, но растет. По прогнозам Nikoliers, в 2024 году рынок вырастет на 28% – против 45% в 2020-2023 годах. К 2027 году темп роста снизится до 9%. Основной сдерживающий фактор – дефицит складов: в Москве вакантность всего 0,4%, а ставки аренды выросли на 40%. Доля онлайн-продаж в общем обороте ритейла достигла 20% и может вырасти до 25% в ближайшие годы.
1. Регионы получат право ограничивать график продажи сигарет. В Госдуму внесен законопроект, позволяющий субъектам самостоятельно устанавливать время и места торговли никотинсодержащей продукцией. При этом регионы смогут вводить и полный запрет на продажу. Если проект примут – закон вступит в силу с 1 сентября 2025 года.
2. Колбасные изделия подорожают на 7-10% с февраля 2025 года. Крупнейшие производители ("Черкизово", "Атяшево", "Новая столица", Великолукский мясокомбинат) уведомили ритейлеров о повышении цен. Это первое повышение с 2023 года. Причины – ослабление рубля, рост стоимости импортных комплектующих и недостаточные объемы внутреннего производства мяса.
3. "Самокат" осваивает китайский рынок. Сервис доставки заключил соглашение с Sichuan Xilan Trading и открыл магазин на JD.com. В ассортименте – 8 товаров собственной торговой марки: пастила, шоколад на меду, мармелад и конфеты, но планируется расширение – до 26 позиций. Компания также регистрирует магазин на Tmall (Alibaba Group).
4. До 25 иностранных брендов выйдут на российский рынок в 2025 году. Уже заявили о планах открытия магазинов 13 компаний, 10 из которых – одежденные и обувные. Семь брендов – из европейских стран. В 2024 году в России начали работу 22 международных бренда (59% – из Азии, 23% – из Европы).
5. Онлайн-торговля в России замедляется, но растет. По прогнозам Nikoliers, в 2024 году рынок вырастет на 28% – против 45% в 2020-2023 годах. К 2027 году темп роста снизится до 9%. Основной сдерживающий фактор – дефицит складов: в Москве вакантность всего 0,4%, а ставки аренды выросли на 40%. Доля онлайн-продаж в общем обороте ритейла достигла 20% и может вырасти до 25% в ближайшие годы.
Курс рубля стабилизируется. Разбираемся, что это было
Рубль укрепляется: за неделю юань просел на рубль, а доллар и евро с ноябрьского пика потеряли по 6%. Главная причина: фундаментальных оснований для долгосрочной девальвации не было. Тогда что это было?
Почему рубль ослаб?
Санкции на Мосбиржу и особенно на "Газпромбанк" – через него проводилась солидная часть международных расчетов – привели к фрагментации и низкой ликвидности валютного рынка. В результате:
• У экспортеров возникли сложности с переводом валюты в Россию
• У импортеров – с платежами из России
• Рынок разбился на части: биржа, межбанк и "оффшор" (зарубежные счета)
В конце ноября начался "идеальный шторм": сложились все условия для резкого обвала.
• Сезонный рост спроса на импорт, который импортерам сложно обеспечить
• Трудности с переводом валюты в РФ из-за новых санкций
• Увеличение сроков притока и оттока валюты на рынок
Рубль возвращается к прежним значениям. Как?
Ситуация нормализуется: экспортеры все так же переводят валюту, а спрос удовлетворяется. Курс возвращается к равновесным значениям.
ЦБ принял меры: отменил покупку валюты до конца года. Это помогло сбить ажиотаж и отбить атаки спекулянтов. Игроки ждут восстановления прежних механизмов расчета за экспорт.
По оценкам аналитиков, волатильность рубля после санкций выросла в 2,5 раза: чисто техническая история – следствие проблем с транзацкиями.
В таком случае, чего нам ждать?
На этот вопрос отвечает Минфин – курс придет в норму через 1-2 недели. Среднемесячный курс ляжет в уже привычном диапазоне 90-100 рублей за доллар.
Колебания в обе стороны возможны – их не стоит воспринимать, как новую реальность: высокая волатильность не уйдет, пока не выполнятся два условия: 1) решение транзакционных проблем; 2) стабилизация валютной ликвидности.
Но глубинных причин для обвала нет.
Рубль укрепляется: за неделю юань просел на рубль, а доллар и евро с ноябрьского пика потеряли по 6%. Главная причина: фундаментальных оснований для долгосрочной девальвации не было. Тогда что это было?
Почему рубль ослаб?
Санкции на Мосбиржу и особенно на "Газпромбанк" – через него проводилась солидная часть международных расчетов – привели к фрагментации и низкой ликвидности валютного рынка. В результате:
• У экспортеров возникли сложности с переводом валюты в Россию
• У импортеров – с платежами из России
• Рынок разбился на части: биржа, межбанк и "оффшор" (зарубежные счета)
В конце ноября начался "идеальный шторм": сложились все условия для резкого обвала.
• Сезонный рост спроса на импорт, который импортерам сложно обеспечить
• Трудности с переводом валюты в РФ из-за новых санкций
• Увеличение сроков притока и оттока валюты на рынок
Рубль возвращается к прежним значениям. Как?
Ситуация нормализуется: экспортеры все так же переводят валюту, а спрос удовлетворяется. Курс возвращается к равновесным значениям.
ЦБ принял меры: отменил покупку валюты до конца года. Это помогло сбить ажиотаж и отбить атаки спекулянтов. Игроки ждут восстановления прежних механизмов расчета за экспорт.
По оценкам аналитиков, волатильность рубля после санкций выросла в 2,5 раза: чисто техническая история – следствие проблем с транзацкиями.
В таком случае, чего нам ждать?
На этот вопрос отвечает Минфин – курс придет в норму через 1-2 недели. Среднемесячный курс ляжет в уже привычном диапазоне 90-100 рублей за доллар.
Колебания в обе стороны возможны – их не стоит воспринимать, как новую реальность: высокая волатильность не уйдет, пока не выполнятся два условия: 1) решение транзакционных проблем; 2) стабилизация валютной ликвидности.
Но глубинных причин для обвала нет.
Доля свободных площадей на основных торговых улицах Москвы в 2024 году - 6,5%. Снижение за год - 0,3%. И это самый низкий годовой показатель за последние пять лет.
Главные арендаторы - представители стрит-ретейла (38%). В уходящем году в столице открыли 90 новых кафе и ресторанов - почти половина от общего числа открытий. На втором месте - фешен-сегмент (16%).
Главные арендаторы - представители стрит-ретейла (38%). В уходящем году в столице открыли 90 новых кафе и ресторанов - почти половина от общего числа открытий. На втором месте - фешен-сегмент (16%).
Сейчас много разговоров про то, что сектор услуг перетягивает ценные кадры из промышленности и других важных отраслей экономики. Как оказалось, это не совсем так.
Наибольший переток кадров в сектор платформенной занятости (курьеры/таксисты) происходит из ЖКХ, строительства, торговли и сферы услуг - но не промышленного сектора и с/х (данные Ромир).
Как показало исследование, водители чаще всего переходят из сферы стройки и ЖКХ (у 23% это последнее место работы, и поровну у 18% – предпоследнее и следующее за ним). Потом идет торговля (у 19% опрошенных это последнее место работы), производство (у 16%) и сфера услуг (у 15%).
В курьеры же преимущественно переходят из торговли и сферы услуг (совокупно порядка 40% респондентов), а также, хотя и в меньшей степени, – из сферы строительства и ЖКХ (от 7 до 9%). И только потом следует промышленное производство и офисная работа (по 8%).
И еще немаловажны причины увольнения с предыдущих мест работ. Среди основных - низкая з/п (38%), отсутствие гибкого графика (30%) и сложные условия труда (20% – таксисты, 14% – курьеры). И, как ни странно, именно гибкого графика жаждут те, кто подается в курьеры и таксисты (выше 70%). И мы понимаем - где гибкий график, там и возможность иметь второй (и третий) источник заработка.
Наибольший переток кадров в сектор платформенной занятости (курьеры/таксисты) происходит из ЖКХ, строительства, торговли и сферы услуг - но не промышленного сектора и с/х (данные Ромир).
Как показало исследование, водители чаще всего переходят из сферы стройки и ЖКХ (у 23% это последнее место работы, и поровну у 18% – предпоследнее и следующее за ним). Потом идет торговля (у 19% опрошенных это последнее место работы), производство (у 16%) и сфера услуг (у 15%).
В курьеры же преимущественно переходят из торговли и сферы услуг (совокупно порядка 40% респондентов), а также, хотя и в меньшей степени, – из сферы строительства и ЖКХ (от 7 до 9%). И только потом следует промышленное производство и офисная работа (по 8%).
И еще немаловажны причины увольнения с предыдущих мест работ. Среди основных - низкая з/п (38%), отсутствие гибкого графика (30%) и сложные условия труда (20% – таксисты, 14% – курьеры). И, как ни странно, именно гибкого графика жаждут те, кто подается в курьеры и таксисты (выше 70%). И мы понимаем - где гибкий график, там и возможность иметь второй (и третий) источник заработка.
Ключевая ставка может пробить 25%. Какие риски это несет?
В предыдущих постах мы объясняли, почему высокая ключевая ставка – необходимая мера в текущих условиях. С этим все еще трудно спорить, но у этой медали есть и обратная сторона.
Высокая КС создает серьезные риски для экономики – про них нужно знать и потребителям, и основным игрокам.
Что происходит?
• ЦБ держит ставку на уровне 21% – исторический максимум для РФ
• 77% крупного бизнеса считают КС риском №1 в 2025 году
• КС начнет снижаться не раньше II полугодия 2025 – это как минимум
В чем опасность?
Первый удар – по строительству. Рыночная ипотека уже выше 20% – для большинства россиян это запредельный уровень. Деньги уходят на депозиты (рост за год – x2), а не в недвижимость. Результатом – сокращения у застройщиков (уже происходят), риск падения объемов строительства, в т. ч. социального жилья.
Второй риск – торможение реального сектора. Кредиты под 25-30% – слишком дорого для промышленности, сельского хозяйства, инфраструктурщиков. А без доступных денег рост этих отраслей – под большим вопросом.
Третья проблема: КС – это барьер к экономическому росту в целом. Сейчас драйверов развития экономики в РФ – два: 1) рост ОПК; 2) инвестиции в импортозамещение и новые производства. При высокой КС второе тормозит.
Что дальше?
Эксперты и банкиры считают, что риск стагфляции (роста цен при падении экономики) вполне реален. Особенно если ЦБ будет запаздывать со снижением ставки.
Да, сейчас жесткая политика ЦБ необходима. Но так же важно найти баланс между борьбой с инфляцией и поддержкой экономического роста. И главное – не затягивать с возвращением к нормальной ставке, когда ситуация стабилизируется.
В предыдущих постах мы объясняли, почему высокая ключевая ставка – необходимая мера в текущих условиях. С этим все еще трудно спорить, но у этой медали есть и обратная сторона.
Высокая КС создает серьезные риски для экономики – про них нужно знать и потребителям, и основным игрокам.
Что происходит?
• ЦБ держит ставку на уровне 21% – исторический максимум для РФ
• 77% крупного бизнеса считают КС риском №1 в 2025 году
• КС начнет снижаться не раньше II полугодия 2025 – это как минимум
В чем опасность?
Первый удар – по строительству. Рыночная ипотека уже выше 20% – для большинства россиян это запредельный уровень. Деньги уходят на депозиты (рост за год – x2), а не в недвижимость. Результатом – сокращения у застройщиков (уже происходят), риск падения объемов строительства, в т. ч. социального жилья.
Второй риск – торможение реального сектора. Кредиты под 25-30% – слишком дорого для промышленности, сельского хозяйства, инфраструктурщиков. А без доступных денег рост этих отраслей – под большим вопросом.
Третья проблема: КС – это барьер к экономическому росту в целом. Сейчас драйверов развития экономики в РФ – два: 1) рост ОПК; 2) инвестиции в импортозамещение и новые производства. При высокой КС второе тормозит.
Что дальше?
Эксперты и банкиры считают, что риск стагфляции (роста цен при падении экономики) вполне реален. Особенно если ЦБ будет запаздывать со снижением ставки.
Да, сейчас жесткая политика ЦБ необходима. Но так же важно найти баланс между борьбой с инфляцией и поддержкой экономического роста. И главное – не затягивать с возвращением к нормальной ставке, когда ситуация стабилизируется.