Рассмотрим абстрактную ситуацию: в регионе X – проблемы с алкоголизмом. Да, пьют по статистике не мало, но по итогам 2024-го регион выбыл из то-10 самых пьющих по стране.
Тем не менее, местные власти решили напакостить продавцам смерти (алко-ритейлерам) и избавить население от пагубных привычек в одно простое действие – запрет розничной продажи алкоголя вне короткого окна продаж (12:00-14:00) в будние дни.
Инициативу принимают: супермаркеты широкого профиля на рынке остаются, а федеральные алкомаркеты закономерно покидают рынок.
СМИ тут же подхватывают новость и начинают со всех сторон ее препарировать, но не учитывают двух ключевых моментов: как война с алкоголем она – запоздалая, как война с алкомаркетами – не вполне рациональная.
На самом деле, алкоголь и табак - сферы, которые не так просто уживаются с разговорами про здоровье, отдельно взятое или нации. Но именно они приносили и приносят в бюджет солидные средства. Превратить территорию в alcohol free зону можно, но надо быть готовым двум последствиям: 1) сократятся налоговые поступления и рабочие места, 2) пить люди всё равно не перестанут.
И второе здесь даже важнее первого. Уже не раз проходили - чем меньше алкоголя легального, тем больше нелегального и соответствующего качества. А в России в последние годы как раз наметился тренд на очищение алко-рынка от контрафта. В итоге в стране стали меньше пить (доля непьющих россиян выросла с 27% в 2004 году до 48% в 2024-м, по ВЦИОМу), а если пьют, то пьют более качественное/безопасное.
Если и бороться с чем-то на алкогольном поле – то с кустарным производством и фальсификатом, и точно не провоцировать игроков, работающих в теневом секторе, которые точно подсуетятся, когда из региона Х уйдут легальные крупные игроки, которые играют по правилам государства.
Тем не менее, местные власти решили напакостить продавцам смерти (алко-ритейлерам) и избавить население от пагубных привычек в одно простое действие – запрет розничной продажи алкоголя вне короткого окна продаж (12:00-14:00) в будние дни.
Инициативу принимают: супермаркеты широкого профиля на рынке остаются, а федеральные алкомаркеты закономерно покидают рынок.
СМИ тут же подхватывают новость и начинают со всех сторон ее препарировать, но не учитывают двух ключевых моментов: как война с алкоголем она – запоздалая, как война с алкомаркетами – не вполне рациональная.
На самом деле, алкоголь и табак - сферы, которые не так просто уживаются с разговорами про здоровье, отдельно взятое или нации. Но именно они приносили и приносят в бюджет солидные средства. Превратить территорию в alcohol free зону можно, но надо быть готовым двум последствиям: 1) сократятся налоговые поступления и рабочие места, 2) пить люди всё равно не перестанут.
И второе здесь даже важнее первого. Уже не раз проходили - чем меньше алкоголя легального, тем больше нелегального и соответствующего качества. А в России в последние годы как раз наметился тренд на очищение алко-рынка от контрафта. В итоге в стране стали меньше пить (доля непьющих россиян выросла с 27% в 2004 году до 48% в 2024-м, по ВЦИОМу), а если пьют, то пьют более качественное/безопасное.
Если и бороться с чем-то на алкогольном поле – то с кустарным производством и фальсификатом, и точно не провоцировать игроков, работающих в теневом секторе, которые точно подсуетятся, когда из региона Х уйдут легальные крупные игроки, которые играют по правилам государства.
Смотреть на импортозамещение со скепсисом принято из-за Аргентины – первой страны, что решилась встать на эти рельсы еще в XX веке. При этом с ее опытом в основном никто и не знаком.
Чтобы понимать, с какими проблемами может столкнуться Россия на этом пути и каких ошибок лучше избегать – разберем печальный опыт самого известного импортозаместителя в истории: Хуана Доминго Перона.
В 1946 году он стал президентом Аргентины: на тот момент – одной из богатейших стран мира. ВВП на душу населения был вдвое выше испанского и втрое – японского. Страну ждало большое будущее и конкуренция за статус самого благополучного государства обеих Америк.
Зачем такой державе было нужно импортозамещение? Перон занялся им из-за популярной тогда теории Рауля Пребиша о том, что цены на сырье будут постоянно падать по отношению к промышленным товарам – а значит, сырьевым странам нужна своя промышленность.
Тогда он национализировал железные дороги, банки и стратегические предприятия. Ввел заградительные пошлины на импорт и начал субсидировать местных производителей. На первый взгляд, все работало: продажи холодильников выросли на 218%, радиоприемников – на 600%, выработка электроэнергии увеличилась с 45 000 до 350 000 кВт, а газопроводная сеть выросла до 15 миллионов кубометров. За первую пятилетку было построено 22 гидроэлектростанции.
Но в погоне за промышленной независимостью Перон допустил четыре фатальные ошибки:
• Отказался от преимуществ в сельском хозяйстве. Аргентина обладала богатейшими землями, но вместо развития агросектора власти направили все ресурсы в промышленность. В итоге производство мяса и зерна – главных экспортных товаров – начало падать
• Закрыл экономику от иностранных инвестиций и в целом со скепсисом относился ко внешней торговле. Как итог – тотальное недоиспользование ресурсов: для понимания, у Аргентины и Чили – схожие (и очень крупные) запасы меди. Но спустя десятилетия Чили является крупнейшим экспортером этого металла, а аргентинская медь так и осталась в земле
• Раздул госсектор и социальные обязательства. Огромная часть населения работала на государство, а бюджет уходил на зарплаты и пенсии. При этом критически недофинансировались образование, инфраструктура и технологии
• Перегнул с протекционизмом. Абсолютная защита от импорта привела к тому, что местные компании потеряли стимул к развитию. Качество падало, издержки росли – в итоге аргентинские товары стали неконкурентоспособны даже на внутреннем рынке
К концу 1970-х экономика оказалась в тупике. Попытки удержать социалку привели к инфляции за 100% и девяти дефолтам. Сегодня новый президент Хавьер Милей пытается радикально развернуть страну от госкапитализма к нулевыми входными пошлинами – и это очередной шок для экономики.
Главный урок аргентинского опыта: резкий разворот в любую из сторон сулит неприятности. Импортозамещение не должно отворачивать от страны внешних игроков и ломать то, что работает. Иначе назад к экспортоориентированности можно уже не вырулить.
Чтобы понимать, с какими проблемами может столкнуться Россия на этом пути и каких ошибок лучше избегать – разберем печальный опыт самого известного импортозаместителя в истории: Хуана Доминго Перона.
В 1946 году он стал президентом Аргентины: на тот момент – одной из богатейших стран мира. ВВП на душу населения был вдвое выше испанского и втрое – японского. Страну ждало большое будущее и конкуренция за статус самого благополучного государства обеих Америк.
Зачем такой державе было нужно импортозамещение? Перон занялся им из-за популярной тогда теории Рауля Пребиша о том, что цены на сырье будут постоянно падать по отношению к промышленным товарам – а значит, сырьевым странам нужна своя промышленность.
Тогда он национализировал железные дороги, банки и стратегические предприятия. Ввел заградительные пошлины на импорт и начал субсидировать местных производителей. На первый взгляд, все работало: продажи холодильников выросли на 218%, радиоприемников – на 600%, выработка электроэнергии увеличилась с 45 000 до 350 000 кВт, а газопроводная сеть выросла до 15 миллионов кубометров. За первую пятилетку было построено 22 гидроэлектростанции.
Но в погоне за промышленной независимостью Перон допустил четыре фатальные ошибки:
• Отказался от преимуществ в сельском хозяйстве. Аргентина обладала богатейшими землями, но вместо развития агросектора власти направили все ресурсы в промышленность. В итоге производство мяса и зерна – главных экспортных товаров – начало падать
• Закрыл экономику от иностранных инвестиций и в целом со скепсисом относился ко внешней торговле. Как итог – тотальное недоиспользование ресурсов: для понимания, у Аргентины и Чили – схожие (и очень крупные) запасы меди. Но спустя десятилетия Чили является крупнейшим экспортером этого металла, а аргентинская медь так и осталась в земле
• Раздул госсектор и социальные обязательства. Огромная часть населения работала на государство, а бюджет уходил на зарплаты и пенсии. При этом критически недофинансировались образование, инфраструктура и технологии
• Перегнул с протекционизмом. Абсолютная защита от импорта привела к тому, что местные компании потеряли стимул к развитию. Качество падало, издержки росли – в итоге аргентинские товары стали неконкурентоспособны даже на внутреннем рынке
К концу 1970-х экономика оказалась в тупике. Попытки удержать социалку привели к инфляции за 100% и девяти дефолтам. Сегодня новый президент Хавьер Милей пытается радикально развернуть страну от госкапитализма к нулевыми входными пошлинами – и это очередной шок для экономики.
Главный урок аргентинского опыта: резкий разворот в любую из сторон сулит неприятности. Импортозамещение не должно отворачивать от страны внешних игроков и ломать то, что работает. Иначе назад к экспортоориентированности можно уже не вырулить.
Эксперты ЦМАКП подвели экономические итоги 2024 года
Главное:
• Общие экономические итоги завершившегося года впечатляют.
Прирост ВВП оценивается в 3.8-4.0%, прирост инвестиций в основной капитал – порядка 7.0%, потребления населения – 6.0%.
• Промышленность в РФ вошла в стагнацию в начале лета (в ноябре объем выпуска был ниже майских показателей на 0,2%
• Рост инвестиций в основной капитал по итогам года - около 7%, но со II квартала фиксируется существенное замедление (I кв.: +3.5%, II кв.: +0.8%, III кв.: +0.6%)
• Загрузка производственных мощностей - на уровне 80% (в обрабатывающем секторе - около 75%)
• Сохраняется медленный рост з/п, а потребление населения перешло к стагнации
• Высокая закредитованность предприятий (у 20% предприятий обрабатывающей промышленности нагрузка процентных платежей на прибыль в конце года - на рискованном уровне)
Главное:
• Общие экономические итоги завершившегося года впечатляют.
Прирост ВВП оценивается в 3.8-4.0%, прирост инвестиций в основной капитал – порядка 7.0%, потребления населения – 6.0%.
• Промышленность в РФ вошла в стагнацию в начале лета (в ноябре объем выпуска был ниже майских показателей на 0,2%
• Рост инвестиций в основной капитал по итогам года - около 7%, но со II квартала фиксируется существенное замедление (I кв.: +3.5%, II кв.: +0.8%, III кв.: +0.6%)
• Загрузка производственных мощностей - на уровне 80% (в обрабатывающем секторе - около 75%)
• Сохраняется медленный рост з/п, а потребление населения перешло к стагнации
• Высокая закредитованность предприятий (у 20% предприятий обрабатывающей промышленности нагрузка процентных платежей на прибыль в конце года - на рискованном уровне)
Не успел бизнес привыкнуть к кадровому голоду, как перед ним нарисовалась новая проблема – предположительно, главный вызов HR-2025: текучка.
Об этом стало известно благодаря декабрьскому исследованию KEPT: более трети работодателей столкнулись с усилением текучести персонала, особенно среди квалифицированных специалистов (40% компаний). И это на фоне рекордного дефицита кадров, который затрагивает 75% российских компаний.
Росстат пишет, что в 2024 году текучка затронула 33% предприятий – заметно выше традиционных для РФ 27-28%. И проблема здесь – не только в текущем состоянии экономики, но и в самих компаниях.
Соискателей в работодателях не устраивают три принципиальных момента:
1. Плохие условия труда: отсутствие программ адаптации и низкая культура взаимодействия
2. Злоупотребление "неустойчивой" занятостью: поиск людей на краткосрочные проекты и платформенную занятость
3. Намеренно завышенные зарплаты в вакансиях: да, те самые "до 200 тысяч на руки в месяц", которые на деле превращаются в 100.
Результат: рост джоб-хоппинга – увольнений в первый год работы. 45% компаний отмечают, что сотрудники стали чаще уходить, не отработав и года. Лидеры по ранним увольнениям – рабочий персонал (66%) и начинающие специалисты (59%).
Зумеры
Отдельная головная боль HR.
52% работодателей жалуются на сложности при работе с поколением Z. Главные претензии: завышенные зарплатные ожидания при низкой квалификации (88%), быстрая потеря интереса к работе (82%) и эмоциональная чувствительность (56%).
Но демонизировать зумеров тоже неправильно – исследование KEPT развенчивает популярные мифы об их поколении.
Во-первых, проблема эмоционального выгорания и тревожности сегодня актуальна для всех возрастных групп – об этом говорят опрошенные психологи.
Во-вторых, мобильность и склонность к риску в карьере – черта не столько зумеров, сколько молодежи в целом: нынешние миллениалы, иксеры и прочие в свое время показывали ровно те же паттерны.
Другие интересные находки из исследования:
• Компании возвращаются в офлайн: курс на офисный формат работы взяли 30% работодателей
• HR-аналитика в России все еще в зачаточном состоянии: у 72% компаний она либо на низком уровне, либо отсутствует. Поэтому инсайты про себя приходится узнавать из консалтинговых исследований
• Четырехдневка не взлетит: только 24% работодателей верят, что сокращенная рабочая неделя даст положительный эффект – неудивительно при нашей производительности труда
• ИИ в HR пока не прижился: всего 21% компаний активно внедряют ИИ-технологии в HR-процессы
• Прогнозы на 2025 год пессимистичные: только 4% компаний верят в улучшение ситуации с кадрами, 49% ждут усиления дефицита
Об этом стало известно благодаря декабрьскому исследованию KEPT: более трети работодателей столкнулись с усилением текучести персонала, особенно среди квалифицированных специалистов (40% компаний). И это на фоне рекордного дефицита кадров, который затрагивает 75% российских компаний.
Росстат пишет, что в 2024 году текучка затронула 33% предприятий – заметно выше традиционных для РФ 27-28%. И проблема здесь – не только в текущем состоянии экономики, но и в самих компаниях.
Соискателей в работодателях не устраивают три принципиальных момента:
1. Плохие условия труда: отсутствие программ адаптации и низкая культура взаимодействия
2. Злоупотребление "неустойчивой" занятостью: поиск людей на краткосрочные проекты и платформенную занятость
3. Намеренно завышенные зарплаты в вакансиях: да, те самые "до 200 тысяч на руки в месяц", которые на деле превращаются в 100.
Результат: рост джоб-хоппинга – увольнений в первый год работы. 45% компаний отмечают, что сотрудники стали чаще уходить, не отработав и года. Лидеры по ранним увольнениям – рабочий персонал (66%) и начинающие специалисты (59%).
Зумеры
Отдельная головная боль HR.
52% работодателей жалуются на сложности при работе с поколением Z. Главные претензии: завышенные зарплатные ожидания при низкой квалификации (88%), быстрая потеря интереса к работе (82%) и эмоциональная чувствительность (56%).
Но демонизировать зумеров тоже неправильно – исследование KEPT развенчивает популярные мифы об их поколении.
Во-первых, проблема эмоционального выгорания и тревожности сегодня актуальна для всех возрастных групп – об этом говорят опрошенные психологи.
Во-вторых, мобильность и склонность к риску в карьере – черта не столько зумеров, сколько молодежи в целом: нынешние миллениалы, иксеры и прочие в свое время показывали ровно те же паттерны.
Другие интересные находки из исследования:
• Компании возвращаются в офлайн: курс на офисный формат работы взяли 30% работодателей
• HR-аналитика в России все еще в зачаточном состоянии: у 72% компаний она либо на низком уровне, либо отсутствует. Поэтому инсайты про себя приходится узнавать из консалтинговых исследований
• Четырехдневка не взлетит: только 24% работодателей верят, что сокращенная рабочая неделя даст положительный эффект – неудивительно при нашей производительности труда
• ИИ в HR пока не прижился: всего 21% компаний активно внедряют ИИ-технологии в HR-процессы
• Прогнозы на 2025 год пессимистичные: только 4% компаний верят в улучшение ситуации с кадрами, 49% ждут усиления дефицита
Интересное происходит в пищевой промышленности: 1% самых крупных брендов и производителей подмял под себя бóльшую часть рынка.
Этот процесс называется консолидацией – укрупнение, когда небольшое число компаний постепенно захватывает все большую долю рынка. В России консолидация достигла впечатляющих масштабов:
• Всего 1% товарных позиций обеспечивает 64% продаж в натуральном выражении
• На 1% брендов приходится 55% рынка.
В отдельных категориях ситуация еще показательнее. Vici контролирует 30% рынка рыбных полуфабрикатов, "Атяшево" – 56% ливерных колбас, а ТМ КИТ – 55% мучных и кондитерских изделий.
А что малый бизнес?
Субъекты МСП в пищевой промышленности оказались в тисках сразу нескольких проблем:
• Нехватка специалистов – по оценкам Минсельхоза, дефицит составляет 200 тысяч человек
• Проблемы с сырьем – производители жалуются на нестабильное качество российских ингредиентов и сложности с импортом
• Рост сроков поставки оборудования – если до пандемии от контракта до запуска линии проходило 9-12 месяцев, то теперь 12-18
• Высокая зависимость от импортного оборудования – доля российского оборудования в мясопереработке составляет лишь 11%, в хлебопечении – 30%
Понятно, что эти проблемы – общие более-менее для всех игроков в любых отраслях промышленности. Но небольшие предприятия переживают кризис острее, чем крупняк: у последних есть финансовая подушка и возможность закупать сырье крупными партиями по более выгодным ценам.
Еще обычно говорят, что в отличие от гигантов у МСП нет доступа к поддержке сверху, что, конечно, неправда: широкие меры госпомощи – это то, что в кои-то веки объединяет всех от мала до велика.
В ближайшее время ситуация не изменится – слишком по-разному трясет крупный и малый бизнес. Консолидация продолжит расти.
Почему это плохо? Высокая концентрация рынка – это прямой путь к снижению конкуренции. А чем ниже конкуренция, тем хуже потребителю: качество – снижается, цены – растут, ассортимент – сокращается.
Этот процесс называется консолидацией – укрупнение, когда небольшое число компаний постепенно захватывает все большую долю рынка. В России консолидация достигла впечатляющих масштабов:
• Всего 1% товарных позиций обеспечивает 64% продаж в натуральном выражении
• На 1% брендов приходится 55% рынка.
В отдельных категориях ситуация еще показательнее. Vici контролирует 30% рынка рыбных полуфабрикатов, "Атяшево" – 56% ливерных колбас, а ТМ КИТ – 55% мучных и кондитерских изделий.
А что малый бизнес?
Субъекты МСП в пищевой промышленности оказались в тисках сразу нескольких проблем:
• Нехватка специалистов – по оценкам Минсельхоза, дефицит составляет 200 тысяч человек
• Проблемы с сырьем – производители жалуются на нестабильное качество российских ингредиентов и сложности с импортом
• Рост сроков поставки оборудования – если до пандемии от контракта до запуска линии проходило 9-12 месяцев, то теперь 12-18
• Высокая зависимость от импортного оборудования – доля российского оборудования в мясопереработке составляет лишь 11%, в хлебопечении – 30%
Понятно, что эти проблемы – общие более-менее для всех игроков в любых отраслях промышленности. Но небольшие предприятия переживают кризис острее, чем крупняк: у последних есть финансовая подушка и возможность закупать сырье крупными партиями по более выгодным ценам.
Еще обычно говорят, что в отличие от гигантов у МСП нет доступа к поддержке сверху, что, конечно, неправда: широкие меры госпомощи – это то, что в кои-то веки объединяет всех от мала до велика.
В ближайшее время ситуация не изменится – слишком по-разному трясет крупный и малый бизнес. Консолидация продолжит расти.
Почему это плохо? Высокая концентрация рынка – это прямой путь к снижению конкуренции. А чем ниже конкуренция, тем хуже потребителю: качество – снижается, цены – растут, ассортимент – сокращается.
Как и предполагалось, по итогам 2024-го Россия произвела рекордный объем удобрений - 63 млн тонн.
"Хотелось бы отметить, что это рекорд исторический, произвели самое большое количество за все время. Если взять 2023 год, то мы произвели чуть больше 59 [млн тонн]. Про планы на 2025 год - в принципе мы рассчитываем, что сохраним ту динамику, которую набрали последние годы", - говорит замглавы Минпромторга Михаил Юрин.
Примечательно, что одни из главных покупателей российских минеральных удобрений - США и ЕС (РФ ввозит в Евросоюз больше удобрений, чем до 2022 года). Причина - цены на природный газ. Если в России они почти не изменились, то на Западе существенно выросли - в результате российская продукция, помимо качества, стала обладать другим неоспоримым плюсом - дешевизной.
"Хотелось бы отметить, что это рекорд исторический, произвели самое большое количество за все время. Если взять 2023 год, то мы произвели чуть больше 59 [млн тонн]. Про планы на 2025 год - в принципе мы рассчитываем, что сохраним ту динамику, которую набрали последние годы", - говорит замглавы Минпромторга Михаил Юрин.
Примечательно, что одни из главных покупателей российских минеральных удобрений - США и ЕС (РФ ввозит в Евросоюз больше удобрений, чем до 2022 года). Причина - цены на природный газ. Если в России они почти не изменились, то на Западе существенно выросли - в результате российская продукция, помимо качества, стала обладать другим неоспоримым плюсом - дешевизной.
Как будут поддерживать МСП в 2025 году
Про вред высокого ключа уже все всё поняли: государство начинает плавный переход из режима "удержать инфляцию любой ценой" к более приземленному "спасти малый бизнес".
Корпорация МСП представила обновленный пакет мер поддержки малого бизнеса. Главное отличие от прошлых лет – акцент на технологическом суверенитете вместо массовой раздачи денег. Разбираем ключевые механизмы:
1. Кредиты по ставке ниже ключевой. Получить такой займ смогут не все – стимулирование кредитования сфокусировано на приоритетных отраслях:
• Туризм
• Производство
• Логистика
• IT и научно-техническая деятельность
2. Специальная программа для станкостроителей и производителей роботов. Речь о льготных кредитах как на инвестиции, так и на оборотку. Для небольших заводов и лабораторий – шанс войти в высшую лигу: купил станок, нарастил производство, вышел на новые рынки.
3. Льготный лизинг для промышленников: 6% на российское оборудование, 8% на иностранное. Заявки начнут принимать уже в феврале.
Что изменилось?
Если вашими субсидиями пользуются две трети субъектов МСП, и конца этому не видно – вы что-то делаете не так.
Поэтому государство отказывается от массовой поддержки с недоказанной эффективностью к точечной работе с эффективными компаниями в приоритетных отраслях: вместо "всем по чуть-чуть" – "много, но избранным".
Из широких мер остается только программа "зонтичных" поручительств – своего рода госгарантии по кредитам. Но даже здесь подход изменится: без серьезной оценки бизнеса поручительство не дадут – акцент на контроле рисков.
А вот в моногородах и новых регионах продолжат помогать всем – не сфокусированная программа поддержки сохранится. Учитывая сложную социальную обстановку и вопросы к уровню жизни в таких местах – хочется верить, что кредитной кабалой для населения это не обернется.
Но в остальном – динамика хорошая: есть шанс для разгона деловой активности вопреки высокому ключу. Тем лучше, что экономику не просто заливает дешевыми деньгами, а стимулируют в ней качественный рост.
Про вред высокого ключа уже все всё поняли: государство начинает плавный переход из режима "удержать инфляцию любой ценой" к более приземленному "спасти малый бизнес".
Корпорация МСП представила обновленный пакет мер поддержки малого бизнеса. Главное отличие от прошлых лет – акцент на технологическом суверенитете вместо массовой раздачи денег. Разбираем ключевые механизмы:
1. Кредиты по ставке ниже ключевой. Получить такой займ смогут не все – стимулирование кредитования сфокусировано на приоритетных отраслях:
• Туризм
• Производство
• Логистика
• IT и научно-техническая деятельность
2. Специальная программа для станкостроителей и производителей роботов. Речь о льготных кредитах как на инвестиции, так и на оборотку. Для небольших заводов и лабораторий – шанс войти в высшую лигу: купил станок, нарастил производство, вышел на новые рынки.
3. Льготный лизинг для промышленников: 6% на российское оборудование, 8% на иностранное. Заявки начнут принимать уже в феврале.
Что изменилось?
Если вашими субсидиями пользуются две трети субъектов МСП, и конца этому не видно – вы что-то делаете не так.
Поэтому государство отказывается от массовой поддержки с недоказанной эффективностью к точечной работе с эффективными компаниями в приоритетных отраслях: вместо "всем по чуть-чуть" – "много, но избранным".
Из широких мер остается только программа "зонтичных" поручительств – своего рода госгарантии по кредитам. Но даже здесь подход изменится: без серьезной оценки бизнеса поручительство не дадут – акцент на контроле рисков.
А вот в моногородах и новых регионах продолжат помогать всем – не сфокусированная программа поддержки сохранится. Учитывая сложную социальную обстановку и вопросы к уровню жизни в таких местах – хочется верить, что кредитной кабалой для населения это не обернется.
Но в остальном – динамика хорошая: есть шанс для разгона деловой активности вопреки высокому ключу. Тем лучше, что экономику не просто заливает дешевыми деньгами, а стимулируют в ней качественный рост.
"Фуд Сити" открывает минимаркеты. Зачем?
2025 год владельцы крупнейшего агрокластера Москвы решили начать с заявления: рынок – это не предел.
Первые две точки уже работают в ЖК "Кутузов град" у станций "Давыдково" и "Нагатинский Затон". Площадь – 100-200 квадратов, внутри помимо продуктов есть кафе. Основная фишка – свежие продукты прямо с рынка.
Ценник пока ниже, чем в остальной рознице:
• Говядина – 700₽/кг против 890₽ в "Перекрестке"
• Свинина – 350₽/кг против 589₽ в том же "Вкусвилле"
К 2026 году "Киевская площадь" (владелец "Фуд Сити") планирует открыть по франшизе 600 таких магазинов. Цифра огромная – другие успешные игроки в крупных городах не справлялись и с цифрами вдвое меньше. Но тут все выглядит вполне реалистично: "Киевская площадь" – крупнейший рантье России и топ-1 в рейтинге Forbes по арендному доходу. В портфеле – "Европейский", "Ривьера", "Садовод", фудмолл "Депо" и другие знаковые объекты столицы.
Что будет дальше?
Сейчас у новой сети – два глобальных преимущества:
Во-первых, несмотря на присутствие таких игроков как "Авокадо", Spar и "Фасоль", в спальниках все еще достаточно места для новых минимаркетов. Особенно в новостройках, а там платежеспособность жителей выше среднего.
Во-вторых, это редкий случай, когда оптовый игрок пытается масштабировать свои преимущества в рознице. "Фуд Сити" получает продукты напрямую от поставщиков – теоретически это позволит держать цены ниже конкурентов даже в премиальных локациях.
И все же рисков будет побольше:
1. Репутационный шлейф. Судя по комментариям, многие москвичи по-прежнему ассоциируют бренд с антисанитарией и фальсификатом – это точно скажется на трафике.
2. Операционка – к ней есть вопросы. Разная стилистика первых двух точек намекает на проблемы с единым брендингом. А заявленная площадь в 100-200 квадратов выглядит недостаточной для широкого ассортимента свежих продуктов.
3. Цены. Главный риск – это отход от позиционирования "Фуд Сити" как дешевого места. Минимаркеты традиционно работают с оверпрайсом, и хотя пока цены выглядят демократично – сохранить этот баланс при масштабировании будет очень тяжело.
Даже если эксперимент провалится, розница для "Киевской площади" – явно не основной бизнес. А вот успех может серьезно встряхнуть рынок минимаркетов, добавив туда игрока со своим УТП и сильными закупочными позициями.
2025 год владельцы крупнейшего агрокластера Москвы решили начать с заявления: рынок – это не предел.
Первые две точки уже работают в ЖК "Кутузов град" у станций "Давыдково" и "Нагатинский Затон". Площадь – 100-200 квадратов, внутри помимо продуктов есть кафе. Основная фишка – свежие продукты прямо с рынка.
Ценник пока ниже, чем в остальной рознице:
• Говядина – 700₽/кг против 890₽ в "Перекрестке"
• Свинина – 350₽/кг против 589₽ в том же "Вкусвилле"
К 2026 году "Киевская площадь" (владелец "Фуд Сити") планирует открыть по франшизе 600 таких магазинов. Цифра огромная – другие успешные игроки в крупных городах не справлялись и с цифрами вдвое меньше. Но тут все выглядит вполне реалистично: "Киевская площадь" – крупнейший рантье России и топ-1 в рейтинге Forbes по арендному доходу. В портфеле – "Европейский", "Ривьера", "Садовод", фудмолл "Депо" и другие знаковые объекты столицы.
Что будет дальше?
Сейчас у новой сети – два глобальных преимущества:
Во-первых, несмотря на присутствие таких игроков как "Авокадо", Spar и "Фасоль", в спальниках все еще достаточно места для новых минимаркетов. Особенно в новостройках, а там платежеспособность жителей выше среднего.
Во-вторых, это редкий случай, когда оптовый игрок пытается масштабировать свои преимущества в рознице. "Фуд Сити" получает продукты напрямую от поставщиков – теоретически это позволит держать цены ниже конкурентов даже в премиальных локациях.
И все же рисков будет побольше:
1. Репутационный шлейф. Судя по комментариям, многие москвичи по-прежнему ассоциируют бренд с антисанитарией и фальсификатом – это точно скажется на трафике.
2. Операционка – к ней есть вопросы. Разная стилистика первых двух точек намекает на проблемы с единым брендингом. А заявленная площадь в 100-200 квадратов выглядит недостаточной для широкого ассортимента свежих продуктов.
3. Цены. Главный риск – это отход от позиционирования "Фуд Сити" как дешевого места. Минимаркеты традиционно работают с оверпрайсом, и хотя пока цены выглядят демократично – сохранить этот баланс при масштабировании будет очень тяжело.
Даже если эксперимент провалится, розница для "Киевской площади" – явно не основной бизнес. А вот успех может серьезно встряхнуть рынок минимаркетов, добавив туда игрока со своим УТП и сильными закупочными позициями.
У "Светофора" – серьезные проблемы
И в этом очень мало удивительного: крупнейший дискаунтер с завидной регулярностью в них попадает. Торговля просрочкой, плохие условия хранения, жалобы – об этом всем мы уже писали.
Но сложности, с которыми сеть столкнулась сейчас, могут серьезно изменить расстановку сил на шахматной доске ритейла.
Что происходит?
В январе Роспотребнадзор проверил магазины сети.
Результаты неутешительные: тараканы, мухи, пищевая моль, мусор и антисанитария. В некоторых магазинах инспекторы изъяли по 165 кг некачественной продукции и, разумеется, нашли просрочку. Иски по результатам проверок могут привести к закрытию половины магазинов сети.
Суды уже приостановили работу магазинов в Новокосино, Тушинском, Нагатинском и Симоновском районах на срок от 60 до 90 суток. По данным "Яндекс.Карт", из 15 точек временно закрыты шесть, а по информации 2ГИС – девять из 24 магазинов.
Последствия будут серьезные: уже в первом квартале 2025 года "Светофор" может потерять лидерство среди жестких дискаунтеров. Его место займет "Чижик" – самый вероятный претендент на №1.
Интересно, что и без санитарки у "Светофора" – полно проблем. По данным Infoline, за январь-сентябрь 2024 года выручка магазинов "Светофор" и "Маяк" упала на 2,2% до 286,3 млрд рублей. Количество торговых точек сократилось на 243 за полгода – до 2757 магазинов.
В общем, похоже, что эра "Светофора" подходит к концу. Погоня за сверхнизкими ценами привела к закономерному финалу, который, тем не менее, можно было избежать.
И в этом очень мало удивительного: крупнейший дискаунтер с завидной регулярностью в них попадает. Торговля просрочкой, плохие условия хранения, жалобы – об этом всем мы уже писали.
Но сложности, с которыми сеть столкнулась сейчас, могут серьезно изменить расстановку сил на шахматной доске ритейла.
Что происходит?
В январе Роспотребнадзор проверил магазины сети.
Результаты неутешительные: тараканы, мухи, пищевая моль, мусор и антисанитария. В некоторых магазинах инспекторы изъяли по 165 кг некачественной продукции и, разумеется, нашли просрочку. Иски по результатам проверок могут привести к закрытию половины магазинов сети.
Суды уже приостановили работу магазинов в Новокосино, Тушинском, Нагатинском и Симоновском районах на срок от 60 до 90 суток. По данным "Яндекс.Карт", из 15 точек временно закрыты шесть, а по информации 2ГИС – девять из 24 магазинов.
Последствия будут серьезные: уже в первом квартале 2025 года "Светофор" может потерять лидерство среди жестких дискаунтеров. Его место займет "Чижик" – самый вероятный претендент на №1.
Интересно, что и без санитарки у "Светофора" – полно проблем. По данным Infoline, за январь-сентябрь 2024 года выручка магазинов "Светофор" и "Маяк" упала на 2,2% до 286,3 млрд рублей. Количество торговых точек сократилось на 243 за полгода – до 2757 магазинов.
В общем, похоже, что эра "Светофора" подходит к концу. Погоня за сверхнизкими ценами привела к закономерному финалу, который, тем не менее, можно было избежать.
Forwarded from Профсоюз Новый Труд
#Новости #Маркетплейс
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2022 год парадоксально отразился на положении российского бизнеса в мире.
С одной стороны, санкции наглухо замуровали окно в Европу каменной кладкой (что, впрочем, не мешает тем же производителям удобрений из РФ доминировать на Западе – мы об этом уже писали).
С другой стороны, миграционный отток населения пополнил русские диаспоры за рубежом. У релокантов остался спрос на товары и услуги из России – и это не самая плохая почва для выхода на иностранной экспансии.
Сегодня ее грамотно эксплуатирует русский бьюти- и фэшн-ритейл.
Посудите сами: в ОАЭ сейчас проживает около 250 тысяч россиян, а Катар ежегодно принимает десятки тысяч туристов из России. Прошло три года – и сразу три крупных ритейлера из РФ начали осваивать эти рынки.
Л'Этуаль: курс на Персидский залив
За 2024 год компания открыла 6 магазинов в регионе: пять в ОАЭ (Дубай, Шарджа, Абу-Даби и Рас-эль-Хайма) и один в Дохе (Катар). Гендир Дмитрий Сосунов говорит, что это "огромный шаг и создание новых бизнес-возможностей". Онлайн-продажи сети выросли на 43% за год.
Золотое Яблоко: тестовый запуск
В декабре 2024 запустили интернет-магазин в ОАЭ с ассортиментом в 8000 позиций. Доставка работает в четырех городах, включая экспресс-доставку за 4 часа в Дубае. В 2025 планируют открыть офлайн-супермаркет в Дубае. Это уже второй рынок на Ближнем Востоке после успешного старта в Катаре весной 2024.
Lime: от одного до многих
Fashion-ритейлер начал с одного магазина в Dubai Hills Mall (463 кв.м) в декабре 2023. Сейчас готовятся к открытию еще две точки в Дубае и одна в Абу-Даби. Выход на рынки других стран никто не исключает. Примечательно, что одежду в магазинах бренда покупают не только выходцы из СНГ, но и местные жители.
Данными о продажах конкретно на Востоке ритейлеры делиться не спешат, но за время экспансии выручка и объем заказов у всех выросли.
Сам выход на рынки Востока объясняется не только концентрацией в регионе платежеспособной русскоязычной аудитории. По данным Euromonitor International, к концу 2025 года оборот рынка красоты в регионе MENA (Middle East and North Africa) вырастет на 30% и достигнет $60 млрд.
Ожидаемый рост России в этом сегменте – 22,5%.
С одной стороны, санкции наглухо замуровали окно в Европу каменной кладкой (что, впрочем, не мешает тем же производителям удобрений из РФ доминировать на Западе – мы об этом уже писали).
С другой стороны, миграционный отток населения пополнил русские диаспоры за рубежом. У релокантов остался спрос на товары и услуги из России – и это не самая плохая почва для выхода на иностранной экспансии.
Сегодня ее грамотно эксплуатирует русский бьюти- и фэшн-ритейл.
Посудите сами: в ОАЭ сейчас проживает около 250 тысяч россиян, а Катар ежегодно принимает десятки тысяч туристов из России. Прошло три года – и сразу три крупных ритейлера из РФ начали осваивать эти рынки.
Л'Этуаль: курс на Персидский залив
За 2024 год компания открыла 6 магазинов в регионе: пять в ОАЭ (Дубай, Шарджа, Абу-Даби и Рас-эль-Хайма) и один в Дохе (Катар). Гендир Дмитрий Сосунов говорит, что это "огромный шаг и создание новых бизнес-возможностей". Онлайн-продажи сети выросли на 43% за год.
Золотое Яблоко: тестовый запуск
В декабре 2024 запустили интернет-магазин в ОАЭ с ассортиментом в 8000 позиций. Доставка работает в четырех городах, включая экспресс-доставку за 4 часа в Дубае. В 2025 планируют открыть офлайн-супермаркет в Дубае. Это уже второй рынок на Ближнем Востоке после успешного старта в Катаре весной 2024.
Lime: от одного до многих
Fashion-ритейлер начал с одного магазина в Dubai Hills Mall (463 кв.м) в декабре 2023. Сейчас готовятся к открытию еще две точки в Дубае и одна в Абу-Даби. Выход на рынки других стран никто не исключает. Примечательно, что одежду в магазинах бренда покупают не только выходцы из СНГ, но и местные жители.
Данными о продажах конкретно на Востоке ритейлеры делиться не спешат, но за время экспансии выручка и объем заказов у всех выросли.
Сам выход на рынки Востока объясняется не только концентрацией в регионе платежеспособной русскоязычной аудитории. По данным Euromonitor International, к концу 2025 года оборот рынка красоты в регионе MENA (Middle East and North Africa) вырастет на 30% и достигнет $60 млрд.
Ожидаемый рост России в этом сегменте – 22,5%.