В России вспыхнул крупнейший скандал с импортозамещением оборудования: в регионы РФ под видом отечественной техники поставляли контрафакт.
Рассказываем, что произошло.
Производитель российской электроники ICL обнаружил масштабную схему поставок контрафактной техники под своим брендом. Непонятные поставщики продавали госзаказчикам ноутбуки, системные блоки и серверы неизвестного происхождения.
Все это выдавалось за реестровое оборудование – подделывались логотипы, имитировались серийные номера. По поддельным серийникам и удалось вычислить схему.
География скама – очень широкая: контрафакт всплыл в Хабаровске, Кемерово, Якутске, Ставрополье и других регионах. Объемы – серьезные, но не критичные: 78 ноутбуков, 159 системных блоков и другая техника.
Конфликт
За всем стояла компания "МЛЦ" – ее поймали за руку, когда та пыталась поставить администрации Невинномысска поддельный сервер ICL teamRAY 2042-1U стоимостью 460 тыс. рублей.
Против компании уже выигран первый суд: государство встало на сторону ICL и обязало "МЛЦ" выплатить 1,9 млн рублей компенсации за незаконное использование товарного знака.
Но это не единичный случай.
Одновременно из-за неправомерного использования товарного знака идет разбирательство между ICL и "Компанией Системные Решения" на 10,4 млн рублей. Производитель подал заявления в органы четырех регионов – реакция ожидается.
Профилактика
Очевидно, что проблема серьезная. Российские производители по-прежнему активно наращивают производство (та же ICL нарастила выручку на 70% до 31,2 млрд рублей в 2022), пока теневой рынок подрывает доверие к отечественной технике и ставит под угрозу безопасность гос. данных.
Кейс, описанный выше, по-новой запустил волну очистки рынка от контрафакта. Притом как сверху, так и снизу:
1. Ассоциация разработчиков и производителей "Вычислительная техника" настаивает на введении маркировки для защиты госзаказчиков и репутации частных брендов.
2. Минпромторг анонсировал введение механизма пост-проверок. При обнаружении новых злоупотреблений дела будут рассматриваться по статье "Мошенничество".
Рассказываем, что произошло.
Производитель российской электроники ICL обнаружил масштабную схему поставок контрафактной техники под своим брендом. Непонятные поставщики продавали госзаказчикам ноутбуки, системные блоки и серверы неизвестного происхождения.
Все это выдавалось за реестровое оборудование – подделывались логотипы, имитировались серийные номера. По поддельным серийникам и удалось вычислить схему.
География скама – очень широкая: контрафакт всплыл в Хабаровске, Кемерово, Якутске, Ставрополье и других регионах. Объемы – серьезные, но не критичные: 78 ноутбуков, 159 системных блоков и другая техника.
Конфликт
За всем стояла компания "МЛЦ" – ее поймали за руку, когда та пыталась поставить администрации Невинномысска поддельный сервер ICL teamRAY 2042-1U стоимостью 460 тыс. рублей.
Против компании уже выигран первый суд: государство встало на сторону ICL и обязало "МЛЦ" выплатить 1,9 млн рублей компенсации за незаконное использование товарного знака.
Но это не единичный случай.
Одновременно из-за неправомерного использования товарного знака идет разбирательство между ICL и "Компанией Системные Решения" на 10,4 млн рублей. Производитель подал заявления в органы четырех регионов – реакция ожидается.
Профилактика
Очевидно, что проблема серьезная. Российские производители по-прежнему активно наращивают производство (та же ICL нарастила выручку на 70% до 31,2 млрд рублей в 2022), пока теневой рынок подрывает доверие к отечественной технике и ставит под угрозу безопасность гос. данных.
Кейс, описанный выше, по-новой запустил волну очистки рынка от контрафакта. Притом как сверху, так и снизу:
1. Ассоциация разработчиков и производителей "Вычислительная техника" настаивает на введении маркировки для защиты госзаказчиков и репутации частных брендов.
2. Минпромторг анонсировал введение механизма пост-проверок. При обнаружении новых злоупотреблений дела будут рассматриваться по статье "Мошенничество".
Forwarded from Больная экономика
Готовит почву для возвращения? Samsung резко увеличил рекламные расходы в России 🤔
За январь-февраль расходы на маркетинг выросли на 30% по сравнению с прошлым годом. Официально Samsung поставки не возобновлял, но новинки появляются в России даже раньше, чем в США и Европе.
Продвижение идет через партнёров — скидки, трейд-ин и рассрочки финансируют посредники из СНГ. Тем временем другие бренды, такие как Xiaomi и Acer, не спешат с наращиванием рекламы.
На фоне переговоров России и США южнокорейские компании начали прорабатывать возможное возвращение. В списке — не только Samsung, но и LG с Hyundai. Пока остается вопрос: это просто тест рынка или подготовка к полноценному возвращению?
За январь-февраль расходы на маркетинг выросли на 30% по сравнению с прошлым годом. Официально Samsung поставки не возобновлял, но новинки появляются в России даже раньше, чем в США и Европе.
Продвижение идет через партнёров — скидки, трейд-ин и рассрочки финансируют посредники из СНГ. Тем временем другие бренды, такие как Xiaomi и Acer, не спешат с наращиванием рекламы.
На фоне переговоров России и США южнокорейские компании начали прорабатывать возможное возвращение. В списке — не только Samsung, но и LG с Hyundai. Пока остается вопрос: это просто тест рынка или подготовка к полноценному возвращению?
Законопроект о платформенной экономике: что нужно знать
Минэкономразвития РФ внесло в кабмин проект закона "О платформенной экономике". Документ призван создать правовые основы для регулирования отношений между операторами цифровых платформ, их партнерами и пользователями.
Основной фокус – на маркетплейсах (потому неофициально проект известен, как "закон о маркетплейсах"). По большей части документ сосредоточен на требованиях в адрес партнеров (продавцов, исполнителей, владельцев ПВЗ) и включает в себя:
1. Обязательное содержание договоров с партнерами (продавцами, исполнителями, владельцами ПВЗ)
2. Регламентированный порядок изменения условий договоров
3. Правила предоставления скидок на товары
4. Обязательное упоминание о маркировке в карточке товара
5. Порядок составления актов сверки взаиморасчетов
6. Регламентация применения санкций
7. Внедрение цифровой досудебной системы разрешения споров
8. Порядок действий при обнаружении недостатков товара или услуг – предусматривается функционал для предъявления требований к продавцу или исполнителю по возврату товаров и денег прямо на платформе
Если суммировать позицию всех причастных органов – получается, что специальное регулирование 1) защитит потребителей от покупки несертифицированных товаров и создаст для них удобные сервисы; 2) сделает взаимодействие граждан и бизнеса с цифровыми платформами предсказуемым; 3) настроит все так, чтобы избежать чрезмерного давления на МП.
Но реакция на законопроект – как и на любые другие рамочные своды правил – как всегда неоднозначная.
Реакция стейкхолдеров
Главная претензия – со стороны субъектов интеллектуальной собственности. Из новой версии документа исключены положения о правообладателях ПО, книг, музыки и видеоконтента (год назад предполагалось, что они там будут).
В итоге профильные ассоциации законопроект раскритиковали.
Шесть отраслевых объединений, включая такие разные "Ассоциацию электробытовой и компьютерной техники" и "Ассоциацию анимационного кино", ранее направляли обращение премьер-министру с просьбой учесть их предложения по борьбе с контрафактом.
Некоторые цифры говорят, что книжные издатели ежемесячно теряют до 15 млн рублей из-за пиратства на маркетплейсах. Цифра по пиратству ПО, как мы уже писали, неизвестна, но точно ползет вверх с каждым годом.
Wildberries, в свою очередь, утверждает, что их платформа от контрафакта во многом защищена - верификация товара практически всегда происходит по маркировке "Честный знак", работает "Цифровой арбитраж" при участии Росакредитации. Эту работу нужно расширять, проверяя поставщиков.
Ozon закон пока никак не комментирует.
После кабмина законопроект внесут в Госдуму в первом квартале 2025. В случае принятия он может вступить в силу уже в сентябре.
Минэкономразвития РФ внесло в кабмин проект закона "О платформенной экономике". Документ призван создать правовые основы для регулирования отношений между операторами цифровых платформ, их партнерами и пользователями.
Основной фокус – на маркетплейсах (потому неофициально проект известен, как "закон о маркетплейсах"). По большей части документ сосредоточен на требованиях в адрес партнеров (продавцов, исполнителей, владельцев ПВЗ) и включает в себя:
1. Обязательное содержание договоров с партнерами (продавцами, исполнителями, владельцами ПВЗ)
2. Регламентированный порядок изменения условий договоров
3. Правила предоставления скидок на товары
4. Обязательное упоминание о маркировке в карточке товара
5. Порядок составления актов сверки взаиморасчетов
6. Регламентация применения санкций
7. Внедрение цифровой досудебной системы разрешения споров
8. Порядок действий при обнаружении недостатков товара или услуг – предусматривается функционал для предъявления требований к продавцу или исполнителю по возврату товаров и денег прямо на платформе
Если суммировать позицию всех причастных органов – получается, что специальное регулирование 1) защитит потребителей от покупки несертифицированных товаров и создаст для них удобные сервисы; 2) сделает взаимодействие граждан и бизнеса с цифровыми платформами предсказуемым; 3) настроит все так, чтобы избежать чрезмерного давления на МП.
Но реакция на законопроект – как и на любые другие рамочные своды правил – как всегда неоднозначная.
Реакция стейкхолдеров
Главная претензия – со стороны субъектов интеллектуальной собственности. Из новой версии документа исключены положения о правообладателях ПО, книг, музыки и видеоконтента (год назад предполагалось, что они там будут).
В итоге профильные ассоциации законопроект раскритиковали.
Шесть отраслевых объединений, включая такие разные "Ассоциацию электробытовой и компьютерной техники" и "Ассоциацию анимационного кино", ранее направляли обращение премьер-министру с просьбой учесть их предложения по борьбе с контрафактом.
Некоторые цифры говорят, что книжные издатели ежемесячно теряют до 15 млн рублей из-за пиратства на маркетплейсах. Цифра по пиратству ПО, как мы уже писали, неизвестна, но точно ползет вверх с каждым годом.
Wildberries, в свою очередь, утверждает, что их платформа от контрафакта во многом защищена - верификация товара практически всегда происходит по маркировке "Честный знак", работает "Цифровой арбитраж" при участии Росакредитации. Эту работу нужно расширять, проверяя поставщиков.
Ozon закон пока никак не комментирует.
После кабмина законопроект внесут в Госдуму в первом квартале 2025. В случае принятия он может вступить в силу уже в сентябре.
Профессию инженера считают престижной 64% россиян (цифры ВЦИОМа).
Вроде бы, неплохо, но за год показатель сократился на 8%. И это при том, что в последние 2-3 года "синие воротнички" - в центре внимания. И дело не только в риторике, но и в зарплатных показателях.
Правда, есть и другие цифры - от Минобра: с 2020 года по 2024 число принятых на обучение по инженерным программам выросло с 341 тыс. человек до 412 тыс.
Но один факт не отменяет другого - в конце концов, взрывного интереса в профессии не наблюдается, несмотря на очевидный рост зарплат и потребностях экономики.
Кажется, не стоит недооценивать PR-составляющую. Понятно, что люди как всегда будут говорить о том, что надо поднимать зарплаты, но эти запросы часто не имеют границ. Но что точно надо делать - это заниматься качественной пропагандой профессии - причем, с учетом зумерского взгляда на мир, говоря на их языке и апеллируя к их запросам.
Иначе даже рост з/п на 80% за год не переломит тренд, когда много здесь и сейчас (курьер) выглядит предпочтительнее, чем долгая учеба с туманными перспективами.
Вроде бы, неплохо, но за год показатель сократился на 8%. И это при том, что в последние 2-3 года "синие воротнички" - в центре внимания. И дело не только в риторике, но и в зарплатных показателях.
Правда, есть и другие цифры - от Минобра: с 2020 года по 2024 число принятых на обучение по инженерным программам выросло с 341 тыс. человек до 412 тыс.
Но один факт не отменяет другого - в конце концов, взрывного интереса в профессии не наблюдается, несмотря на очевидный рост зарплат и потребностях экономики.
Кажется, не стоит недооценивать PR-составляющую. Понятно, что люди как всегда будут говорить о том, что надо поднимать зарплаты, но эти запросы часто не имеют границ. Но что точно надо делать - это заниматься качественной пропагандой профессии - причем, с учетом зумерского взгляда на мир, говоря на их языке и апеллируя к их запросам.
Иначе даже рост з/п на 80% за год не переломит тренд, когда много здесь и сейчас (курьер) выглядит предпочтительнее, чем долгая учеба с туманными перспективами.
Спрос на роботов сокращается по всему миру. Ставка на роботизацию не зашла?
Промышленных роботов перестают закупать даже в странах-лидерах по автоматизации производства. В 2023 году североамериканские компании приобрели 31,2 тыс. роботов – на 30% меньше, чем годом ранее. Тенденция сохранилась и в этом году.
Что уж говорить о России, где плотность роботизации и раньше была невысокой, а сейчас это направление плотно сдерживается высокими ставками.
Разберемся, что происходит с миром и какие перспективы у российской робототехники в текущих условиях.
Почему падает спрос на роботов?
• Постпандемийное охлаждение. В 2021-22 компании массово инвестировали в автоматизацию из-за неопределенности с будущим рынка труда. То было время исторических рекордов: в 2022 североамериканские компании закупили 44 тыс. промышленных роботов. Сегодня многие предприятия уже укомплектованы – для чего им докупать еще роботов?
• Процентные ставки. Они выросли не только в России: в США они выросли в пять раз, в Еврозоне – в 2-4. У компаний просто нет капитала для инвестиций – особенно в дорогостоящее (и, в общем-то, необязательное) оборудование.
• Общая экономическая неопределенность. Последние три года – это период сложностей в деловой среде, сопровождающийся замедлением промышленной активности.
Последствия себя долго ждать не заставили.
Teradyne – один из крупнейших мировых производителей роботов – сокращает 10% персонала. Президент компании Уджвал Кумар признаёт, что за 25 лет в промышленности он "никогда не видел столь существенного ослабления спроса на рынке".
Временный спад или системная проблема?
Все указывает на то, что спад носит циклический, а не структурный характер. Рынок охладился после пандемийного бума, но долгосрочные перспективы роботизации остаются сильными.
Что важнее, на стороне роботизации – не только ученые и инженеры, но и демография.
Тренды в развитых странах однозначны и неумолимы: население стареет, трудоспособное население съеживается, а резервы трудовой миграции ограничены – страны Азии, Латинской Америки и Африки, которые еще не прошли демографический переход, рано или поздно его пройдут (если верить демографам – в этом веке).
В этих условиях роботизация – все еще единственный путь к устойчивому промышленному росту. Так что и спрос на роботов восстановится, как только для этого будут благоприятные условия.
Что касается России – у нас по данным на 2024 год насчитывается 460 компаний в сфере робототехники. Потенциал развития – значительный хотя 58,8% участников отрасли пока сосредоточены на внутреннем спросе и зарубеж выходить не планируют.
Промышленных роботов перестают закупать даже в странах-лидерах по автоматизации производства. В 2023 году североамериканские компании приобрели 31,2 тыс. роботов – на 30% меньше, чем годом ранее. Тенденция сохранилась и в этом году.
Что уж говорить о России, где плотность роботизации и раньше была невысокой, а сейчас это направление плотно сдерживается высокими ставками.
Разберемся, что происходит с миром и какие перспективы у российской робототехники в текущих условиях.
Почему падает спрос на роботов?
• Постпандемийное охлаждение. В 2021-22 компании массово инвестировали в автоматизацию из-за неопределенности с будущим рынка труда. То было время исторических рекордов: в 2022 североамериканские компании закупили 44 тыс. промышленных роботов. Сегодня многие предприятия уже укомплектованы – для чего им докупать еще роботов?
• Процентные ставки. Они выросли не только в России: в США они выросли в пять раз, в Еврозоне – в 2-4. У компаний просто нет капитала для инвестиций – особенно в дорогостоящее (и, в общем-то, необязательное) оборудование.
• Общая экономическая неопределенность. Последние три года – это период сложностей в деловой среде, сопровождающийся замедлением промышленной активности.
Последствия себя долго ждать не заставили.
Teradyne – один из крупнейших мировых производителей роботов – сокращает 10% персонала. Президент компании Уджвал Кумар признаёт, что за 25 лет в промышленности он "никогда не видел столь существенного ослабления спроса на рынке".
Временный спад или системная проблема?
Все указывает на то, что спад носит циклический, а не структурный характер. Рынок охладился после пандемийного бума, но долгосрочные перспективы роботизации остаются сильными.
Что важнее, на стороне роботизации – не только ученые и инженеры, но и демография.
Тренды в развитых странах однозначны и неумолимы: население стареет, трудоспособное население съеживается, а резервы трудовой миграции ограничены – страны Азии, Латинской Америки и Африки, которые еще не прошли демографический переход, рано или поздно его пройдут (если верить демографам – в этом веке).
В этих условиях роботизация – все еще единственный путь к устойчивому промышленному росту. Так что и спрос на роботов восстановится, как только для этого будут благоприятные условия.
Что касается России – у нас по данным на 2024 год насчитывается 460 компаний в сфере робототехники. Потенциал развития – значительный хотя 58,8% участников отрасли пока сосредоточены на внутреннем спросе и зарубеж выходить не планируют.
ЕБИТДА
Профессию инженера считают престижной 64% россиян (цифры ВЦИОМа). Вроде бы, неплохо, но за год показатель сократился на 8%. И это при том, что в последние 2-3 года "синие воротнички" - в центре внимания. И дело не только в риторике, но и в зарплатных показателях.…
Кстати, промышленный туризм - вполне себе действенная мера, которая работает на повышение лояльности к российской промышленности глобально.
2 млн человек в год попадают на заводы, фабрики и агропредприятия, где видят современную техническую начинку и главное - молодых адекватных людей, которые там работают.
Куда эффективнее, чем билборды или статьи в региональных газетах.
2 млн человек в год попадают на заводы, фабрики и агропредприятия, где видят современную техническую начинку и главное - молодых адекватных людей, которые там работают.
Куда эффективнее, чем билборды или статьи в региональных газетах.
Ведомости
Число промышленных туристов в 2025 году превысит 2 млн человек
Но говорить об устойчивом спросе на этот вид поездок пока рано
Микроэлектронике грозит банкротство. Как ни странно, дело в субсидиях
Ассоциация разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) попросила Минпромторг смягчить требования к получателям госденег. В противном случае десятки компаний рискуют оказаться на грани банкротства.
Что случилось?
Проблема тривиальная: производители выполнили обязательства по разработке продукции, но достичь ключевых показателей не получилось – санкционные ограничения мешают (о важности импорта и в целом здорового международного сотрудничества для развития своих производств мы недавно писали).
В частности, невыполнимым стало требование по объему выручки от реализации разработанной продукции.
Что просит отрасль
• Продлить сроки достижения показателей по субсидиям до 48 месяцев – текущие правила дают отсрочку лишь на 12 месяцев, чего в текущих условиях недостаточно
• Освободить от ответственности компании, не выполнившие обязательства из-за санкций
Если текущие требования оставят, а цифры не будут достигнуты – компаниям грозят уже государственные санкции: возврат субсидий со штрафами. Неприятно.
Что будет?
Надо сказать, что своем письме АРПЭ не привела точных данных: пишут лишь про "десятки компаний", рискующих обанкротиться. Нет ни названий, ни цифр по недостаче. Как в таких условиях регулятору принимать решение – непонятно.
Проблема масштабна: госпрограмма с субсидиями существует с 2013 года – на нее уже выделили больше 295 млрд рублей. При этом Счетная палата еще в июле 2024 года заметила, что получатели субсидий не достигают целевых показателей, а объемы производства технологическую независимость едва ли обеспечат.
Минпромторг обычно идет на встречу производителям – особенно если есть объективные проблемы вроде санкций (подобный прецедент уже был в конце 2023). Но лояльность регулятора – всегда повод для злоупотреблений. Так что ассоциации стоит предоставить точные данные по отрасли – в противном случае неясно, что мешает давить на министерство каждый раз, как случается эксцесс.
Ситуация показывает, насколько сложной задачей остается импортозамещение – особенно в высокотехнологичных отраслях. Импортозамещению – 10-12 лет, а политика государства все еще балансирует между 1) поддержкой бизнеса; 2) объективными преградами – вроде санкций, перегрева или радикального охлаждения на фоне высокого ключа; 3) требованием от бизнеса реальных результатов.
То, что подходы к импортозамещению в технологиях еще будут корректировать – это факт. Как отреагируют конкретно на просьбу АРПЭ – большой вопрос.
Ассоциация разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) попросила Минпромторг смягчить требования к получателям госденег. В противном случае десятки компаний рискуют оказаться на грани банкротства.
Что случилось?
Проблема тривиальная: производители выполнили обязательства по разработке продукции, но достичь ключевых показателей не получилось – санкционные ограничения мешают (о важности импорта и в целом здорового международного сотрудничества для развития своих производств мы недавно писали).
В частности, невыполнимым стало требование по объему выручки от реализации разработанной продукции.
Что просит отрасль
• Продлить сроки достижения показателей по субсидиям до 48 месяцев – текущие правила дают отсрочку лишь на 12 месяцев, чего в текущих условиях недостаточно
• Освободить от ответственности компании, не выполнившие обязательства из-за санкций
Если текущие требования оставят, а цифры не будут достигнуты – компаниям грозят уже государственные санкции: возврат субсидий со штрафами. Неприятно.
Что будет?
Надо сказать, что своем письме АРПЭ не привела точных данных: пишут лишь про "десятки компаний", рискующих обанкротиться. Нет ни названий, ни цифр по недостаче. Как в таких условиях регулятору принимать решение – непонятно.
Проблема масштабна: госпрограмма с субсидиями существует с 2013 года – на нее уже выделили больше 295 млрд рублей. При этом Счетная палата еще в июле 2024 года заметила, что получатели субсидий не достигают целевых показателей, а объемы производства технологическую независимость едва ли обеспечат.
Минпромторг обычно идет на встречу производителям – особенно если есть объективные проблемы вроде санкций (подобный прецедент уже был в конце 2023). Но лояльность регулятора – всегда повод для злоупотреблений. Так что ассоциации стоит предоставить точные данные по отрасли – в противном случае неясно, что мешает давить на министерство каждый раз, как случается эксцесс.
Ситуация показывает, насколько сложной задачей остается импортозамещение – особенно в высокотехнологичных отраслях. Импортозамещению – 10-12 лет, а политика государства все еще балансирует между 1) поддержкой бизнеса; 2) объективными преградами – вроде санкций, перегрева или радикального охлаждения на фоне высокого ключа; 3) требованием от бизнеса реальных результатов.
То, что подходы к импортозамещению в технологиях еще будут корректировать – это факт. Как отреагируют конкретно на просьбу АРПЭ – большой вопрос.
Forwarded from Контрольная закупка
Еще одна иллюстрация того, что маркетплейсы постепенно выживают остальные каналы продаж с российского розничного рынка. Согласно свежему исследованию Fashion Factory School и Ozon, продажи на онлайн-платформах приносят отечественным производителям одежды половину (49,8%) выручки.
Производители просто вынуждены делать ставку на маркетплейсы. Неконкурентно низкие цены, которые платформы устанавливают за счет скидок, ведут к массовому оттоку покупателей из других каналов. Если вспомнить еще и то, что в категории одежды у маркетплейсов самая высокая комиссия — около 23-30%, не считая 60% возвратов, которые оплачивает сам продавец, то такое партнерство смело можно назвать настоящей каббалой. Ко всему прочему, производы опасаются, что монополисты с их скидками и бесконечным ассортиментом обесценивают бренды, что негативно сказывается на их позиционировании в глазах покупателей.
Именно поэтому игроки рынка с нетерпением ждут принятия законопроекта о платформенной экономике, который уже рассматривается правительством и должен установить правила игры для маркетплейсов-монополистов. Пока этого не произошло, площадки бесконтрольно демпингуют ценами и, а продавцы терпят убытки и теряют трафик в других каналах.
Производители просто вынуждены делать ставку на маркетплейсы. Неконкурентно низкие цены, которые платформы устанавливают за счет скидок, ведут к массовому оттоку покупателей из других каналов. Если вспомнить еще и то, что в категории одежды у маркетплейсов самая высокая комиссия — около 23-30%, не считая 60% возвратов, которые оплачивает сам продавец, то такое партнерство смело можно назвать настоящей каббалой. Ко всему прочему, производы опасаются, что монополисты с их скидками и бесконечным ассортиментом обесценивают бренды, что негативно сказывается на их позиционировании в глазах покупателей.
Именно поэтому игроки рынка с нетерпением ждут принятия законопроекта о платформенной экономике, который уже рассматривается правительством и должен установить правила игры для маркетплейсов-монополистов. Пока этого не произошло, площадки бесконтрольно демпингуют ценами и, а продавцы терпят убытки и теряют трафик в других каналах.
Подъехали итоги по внешней торговли России в 2024-м
Главное:
• Экспорт растет (+2%), а импорт снижается (-0,8%)
• Россия резко усилила торговые связи с Азией и Африкой, а также со странами ближнего зарубежья (+15,5%, до рекордных $66,3 млрд), особенно - с Казахстаном (+2,8%), Арменией (в 1,7 раза) и Узбекистаном (+17,2%)
• Структура экспорта стабильна: минеральная продукция (+1,4% к 2023 году), металлы и изделия из них (+6%) и продовольственные товары и сельхозсырье (-1,1%)
Главное:
• Экспорт растет (+2%), а импорт снижается (-0,8%)
• Россия резко усилила торговые связи с Азией и Африкой, а также со странами ближнего зарубежья (+15,5%, до рекордных $66,3 млрд), особенно - с Казахстаном (+2,8%), Арменией (в 1,7 раза) и Узбекистаном (+17,2%)
• Структура экспорта стабильна: минеральная продукция (+1,4% к 2023 году), металлы и изделия из них (+6%) и продовольственные товары и сельхозсырье (-1,1%)
• На сегодня из 1590 крупнейших иностранных компаний, работавших в 2021-м в России, продолжают свою деятельность 212. Еще 328 (21%) сократили инвестиции и иную активность, а 503 (32%) приостановили деятельность, сохраняя при этом возможности для возврата. Полностью прекратили отношения с Россией только 547 фирм (34%)
• Потери западного бизнеса от ухода - серьезные: $107 млрд прямых убытков (данные Reuters) и до $240 млрд в виде снижения выручки только за 2022-й (данные Центра стратегических разработок)
• Всего опцион на возврат бизнеса заложила каждая пятая ушедшая компания. Среди 100 крупнейших на 2021-й иностранных корпораций опцион на обратный выкуп получили по меньшей мере 18 фирм (данные "Ведомостей"), среди которых крупнейшие автоконцерны, а также Danone и British American Tobacco.
• Потери западного бизнеса от ухода - серьезные: $107 млрд прямых убытков (данные Reuters) и до $240 млрд в виде снижения выручки только за 2022-й (данные Центра стратегических разработок)
• Всего опцион на возврат бизнеса заложила каждая пятая ушедшая компания. Среди 100 крупнейших на 2021-й иностранных корпораций опцион на обратный выкуп получили по меньшей мере 18 фирм (данные "Ведомостей"), среди которых крупнейшие автоконцерны, а также Danone и British American Tobacco.
Это вторые по размеру запасы редкоземов в мире. При этом на Россию приходится всего 2% от общемировой добычи.
Эта диспропорция наглядно демонстрирует парадоксальность нашей ситуации с этим стратегическим ресурсом.
Редкоземельные металлы – тот невидимый фундамент, на котором стоит вся высокотехнологичная промышленность: постоянные магниты для микроэлектроники, компоненты для электромобилей, ветрогенераторов, смартфонов и военной техники. Но российские месторождения, несмотря на внушительные запасы, разрабатывать сложно и дорого: большинство залежей расположены в труднодоступных регионах с суровым климатом – это критически увеличивает капиталоемкость и снижает рентабельность добычи.
На всю страну работает лишь Ловозерское месторождение в Мурманской области, а крупные проекты (вроде Томторского месторождения) фактически заморожены.
Можно даже представить, что все редкоземы выкопаны. Что дальше? А дальше – сложная переработка, в которой Россия пока не преуспела (для понимания, в РФ только недавно началось проектирование критического для работы с редкоземами разделительного производства – оно было утрачено с распадом СССР и отделением Казахстана и Эстонии).
В этом контексте возможное сотрудничество с США по РЗМ выглядит взаимовыгодным решением. Американцы получают доступ к критически важным для их промышленности неодиму и празеодиму, мы – инвестиции и технологии для развития собственной добычи. А в перспективе – частичное снятие санкций, что гораздо важнее любых сырьевых контрактов.
Историческая практика показывает: технологический изоляционизм губителен даже для крупных экономик. Ни одна страна, включая США и Китай, не способна самостоятельно обеспечить полный цикл инноваций. Для России, чья доля в мировых расходах на науку крайне мала, возврат к международному технологическому обмену – необходимое условие для развития своих производств, а затем – вхождения в клуб богатых и технологически развитых государств.
Эта диспропорция наглядно демонстрирует парадоксальность нашей ситуации с этим стратегическим ресурсом.
Редкоземельные металлы – тот невидимый фундамент, на котором стоит вся высокотехнологичная промышленность: постоянные магниты для микроэлектроники, компоненты для электромобилей, ветрогенераторов, смартфонов и военной техники. Но российские месторождения, несмотря на внушительные запасы, разрабатывать сложно и дорого: большинство залежей расположены в труднодоступных регионах с суровым климатом – это критически увеличивает капиталоемкость и снижает рентабельность добычи.
На всю страну работает лишь Ловозерское месторождение в Мурманской области, а крупные проекты (вроде Томторского месторождения) фактически заморожены.
Можно даже представить, что все редкоземы выкопаны. Что дальше? А дальше – сложная переработка, в которой Россия пока не преуспела (для понимания, в РФ только недавно началось проектирование критического для работы с редкоземами разделительного производства – оно было утрачено с распадом СССР и отделением Казахстана и Эстонии).
В этом контексте возможное сотрудничество с США по РЗМ выглядит взаимовыгодным решением. Американцы получают доступ к критически важным для их промышленности неодиму и празеодиму, мы – инвестиции и технологии для развития собственной добычи. А в перспективе – частичное снятие санкций, что гораздо важнее любых сырьевых контрактов.
Историческая практика показывает: технологический изоляционизм губителен даже для крупных экономик. Ни одна страна, включая США и Китай, не способна самостоятельно обеспечить полный цикл инноваций. Для России, чья доля в мировых расходах на науку крайне мала, возврат к международному технологическому обмену – необходимое условие для развития своих производств, а затем – вхождения в клуб богатых и технологически развитых государств.
Маркетплейсы против законов о маркетплейсах
Е-ком продолжают обкладывать регуляторкой. Вдогонку к законопроекту "о платформенной экономике" (проект Минэка по комплексному регулированию маркетплейсов), правительство поручило ФАС разработать дополнительные антимонопольные требования для крупных онлайн-площадок.
Ограничения коснутся трех ключевых направлений: 1) приоритетное продвижение собственных товаров; 2) количество ПВЗ; 3) размер инвестиций в скидки и акции – по этому поводу недавно разгорелся жуткий скандал.
Кроме того, в карточках товаров обяжут размещать ссылки на данные о маркировке. А вот делать пометку о рекламе карточек, за продвижение которых заплатил продавец, будет не нужно – этот пункт убрали.
Позиция маркетплейсов
Бизнес, ожидаемо, категорически против новых ограничений.
В ВБ заявили, что в сентябре 2024 в силу вступил "пятый антимонопольный пакет" – он уже в достаточной мере запрещает цифровым платформам злоупотреблять доминирующим положением. Запрет на открытие новых ПВЗ и другие ограничения не дадут ожидаемого эффекта, но ударят по МСП.
С этим согласно Федеральное общество сетевой торговли (ФОСТ): ограничение количества ПВЗ негативно скажется на малом бизнесе в регионах и усложнит жизнь покупателям – особенно в отдаленных субъектах РФ, где число пунктов выдачи все еще не так велико.
Но "Платформенная экономика" – не единственное, против чего выступают маркетплейсы.
Правительство также продвигает обязательную регистрацию продавцов через "Госуслуги". В Wildberries говорят, что это отпугнет иностранных продавцов: подтверждение учетной записи без физического присутствия в РФ невозможны.
Avito делает совсем апокалиптичные прогнозы: по результатам внутренних опросов, половина продавцов вообще откажется от объявлений и уйдет в соцсети – уже это скажется на безопасности их персональных данных.
Сам законопроект "о платформенной экономике" передадут в Госдуму весной 2025. Наш подробный разбор – тут.
Е-ком продолжают обкладывать регуляторкой. Вдогонку к законопроекту "о платформенной экономике" (проект Минэка по комплексному регулированию маркетплейсов), правительство поручило ФАС разработать дополнительные антимонопольные требования для крупных онлайн-площадок.
Ограничения коснутся трех ключевых направлений: 1) приоритетное продвижение собственных товаров; 2) количество ПВЗ; 3) размер инвестиций в скидки и акции – по этому поводу недавно разгорелся жуткий скандал.
Кроме того, в карточках товаров обяжут размещать ссылки на данные о маркировке. А вот делать пометку о рекламе карточек, за продвижение которых заплатил продавец, будет не нужно – этот пункт убрали.
Позиция маркетплейсов
Бизнес, ожидаемо, категорически против новых ограничений.
В ВБ заявили, что в сентябре 2024 в силу вступил "пятый антимонопольный пакет" – он уже в достаточной мере запрещает цифровым платформам злоупотреблять доминирующим положением. Запрет на открытие новых ПВЗ и другие ограничения не дадут ожидаемого эффекта, но ударят по МСП.
С этим согласно Федеральное общество сетевой торговли (ФОСТ): ограничение количества ПВЗ негативно скажется на малом бизнесе в регионах и усложнит жизнь покупателям – особенно в отдаленных субъектах РФ, где число пунктов выдачи все еще не так велико.
Но "Платформенная экономика" – не единственное, против чего выступают маркетплейсы.
Правительство также продвигает обязательную регистрацию продавцов через "Госуслуги". В Wildberries говорят, что это отпугнет иностранных продавцов: подтверждение учетной записи без физического присутствия в РФ невозможны.
Avito делает совсем апокалиптичные прогнозы: по результатам внутренних опросов, половина продавцов вообще откажется от объявлений и уйдет в соцсети – уже это скажется на безопасности их персональных данных.
Сам законопроект "о платформенной экономике" передадут в Госдуму весной 2025. Наш подробный разбор – тут.
XVI пакет санкций против РФ. Что будет с экономикой?
На фоне неопределенной ситуации с США (которые все-таки продлили действующие санкции, но новые не ввели), Евросоюз утвердил очередной – уже 16-й по счету – пакет антироссийских ограничений.
Насколько серьезно эти меры повлияют на российскую экономику?
Основные санкционные меры:
• Запрет на временное хранение нефти в ЕС
• Ограничение импорта первичного алюминия
• Расширение санкций против "теневого флота"
• Запрет на софт и оборудование для нефтегазовой отрасли
Мнение в паблике таково: в основном меры не несут критических рисков для экономики. Запрет на импорт алюминия временно смягчится квотами: ЕС продолжит импортировать 275 тыс. тонн еще 12 месяцев (это 80% от текущего объема поставок). Выпавшие доходы от поставок в ЕС компенсируются уже сейчас – растут поставки в Китай и Южную Корею.
Санкции против "теневого флота" – включение 74 дополнительных судов в черный список – по сути дублируют уже существующие американские ограничения. В порты танкеры не заходят, перегрузка происходит вне территориальных вод, поэтому принципиально новых проблем не возникнет.
Наиболее чувствительными для экономики станут два направления:
1. Запрет на временное хранение российской нефти. Это серьезно осложнит логистику экспортных поставок. Логистика продолжит дорожать прямопропорционально ее удлинению. Поставки могут быть перенаправлены на азиатские рынки, но это потребует времени и дополнительных затрат.
2. Ограничения на поставки ПО для геологоразведки. Это долгосрочные риски для нефтегазовой отрасли. Это может сказаться на объемах освоения новых месторождений и ограничить потенциал добычи в будущем – это критично для конкурентоспособности российского ТЭК.
В целом всё выглядит так, что ЕС практически исчерпал возможности санкционных ограничений, а очередной пакет – больше необходимая формальность, чем действенный удар.
На фоне неопределенной ситуации с США (которые все-таки продлили действующие санкции, но новые не ввели), Евросоюз утвердил очередной – уже 16-й по счету – пакет антироссийских ограничений.
Насколько серьезно эти меры повлияют на российскую экономику?
Основные санкционные меры:
• Запрет на временное хранение нефти в ЕС
• Ограничение импорта первичного алюминия
• Расширение санкций против "теневого флота"
• Запрет на софт и оборудование для нефтегазовой отрасли
Мнение в паблике таково: в основном меры не несут критических рисков для экономики. Запрет на импорт алюминия временно смягчится квотами: ЕС продолжит импортировать 275 тыс. тонн еще 12 месяцев (это 80% от текущего объема поставок). Выпавшие доходы от поставок в ЕС компенсируются уже сейчас – растут поставки в Китай и Южную Корею.
Санкции против "теневого флота" – включение 74 дополнительных судов в черный список – по сути дублируют уже существующие американские ограничения. В порты танкеры не заходят, перегрузка происходит вне территориальных вод, поэтому принципиально новых проблем не возникнет.
Наиболее чувствительными для экономики станут два направления:
1. Запрет на временное хранение российской нефти. Это серьезно осложнит логистику экспортных поставок. Логистика продолжит дорожать прямопропорционально ее удлинению. Поставки могут быть перенаправлены на азиатские рынки, но это потребует времени и дополнительных затрат.
2. Ограничения на поставки ПО для геологоразведки. Это долгосрочные риски для нефтегазовой отрасли. Это может сказаться на объемах освоения новых месторождений и ограничить потенциал добычи в будущем – это критично для конкурентоспособности российского ТЭК.
В целом всё выглядит так, что ЕС практически исчерпал возможности санкционных ограничений, а очередной пакет – больше необходимая формальность, чем действенный удар.
IT-образование в России: что с ним не так?
ИЦК «Финансы» (куда входит большинство системно значимых банков России) обратился в Минобрнауки с просьбой скорректировать программы подготовки IT-специалистов. Причина – оторванность образования от реальных потребностей рынка и бизнеса.
Хотя запросы финтеха и специфичны, недовольство текущим состоянием IT-образования высказывают представители практически всех секторов экономики. Так что читаем и записываем.
Главные претензии к системе подготовки IT-кадров:
• Оторванность от реалий бизнеса. Университеты дают только стек – набор инструментов, но не учат их практическому применению в реальном секторе. От этого у выпускников нет ни опыта, ни фундаментальных знаний – а именно эти качества (в особенности второе) делают сотрудников незаменимыми.
• Консерватизм системы. Высшее образование слишком медленно адаптируется к стремительно меняющейся IT-отрасли. В результате выпускники получают знания, которые уже устарели к моменту выпуска. Особенно остро стоит вопрос с подготовкой специалистов в области ИИ – многие вузы по-прежнему запрещают его применять.
• Засилье эдтеха. Итог всего вышеперечисленного – на нашем рынке остаются в основном специалисты, получившие знания из онлайн-курсов. Это не компенсирует (и не может скомпенсировать) отток высококвалифицированных кадров.
Как результат – дефицит специалистов продолжает расти, и к 2030 году (по прогнозам Грефа) увеличится до 1 млн человек.
Как решать проблему? Финтех-сектор предлагает:
1) Предоставить вузам возможность бесплатно получать доступ к ведущим отечественным разработкам и на их основе строить образовательный процесс. В ограниченной степени это уже происходит – спасибо индустриальным партнерствам.
2) Корпоративное обучение, сотрудничество с вузами через практики и стажировки и проведение хакатонов (важность последних отмечают в НТИ МГУ).
ИЦК «Финансы» (куда входит большинство системно значимых банков России) обратился в Минобрнауки с просьбой скорректировать программы подготовки IT-специалистов. Причина – оторванность образования от реальных потребностей рынка и бизнеса.
Хотя запросы финтеха и специфичны, недовольство текущим состоянием IT-образования высказывают представители практически всех секторов экономики. Так что читаем и записываем.
Главные претензии к системе подготовки IT-кадров:
• Оторванность от реалий бизнеса. Университеты дают только стек – набор инструментов, но не учат их практическому применению в реальном секторе. От этого у выпускников нет ни опыта, ни фундаментальных знаний – а именно эти качества (в особенности второе) делают сотрудников незаменимыми.
• Консерватизм системы. Высшее образование слишком медленно адаптируется к стремительно меняющейся IT-отрасли. В результате выпускники получают знания, которые уже устарели к моменту выпуска. Особенно остро стоит вопрос с подготовкой специалистов в области ИИ – многие вузы по-прежнему запрещают его применять.
• Засилье эдтеха. Итог всего вышеперечисленного – на нашем рынке остаются в основном специалисты, получившие знания из онлайн-курсов. Это не компенсирует (и не может скомпенсировать) отток высококвалифицированных кадров.
Как результат – дефицит специалистов продолжает расти, и к 2030 году (по прогнозам Грефа) увеличится до 1 млн человек.
Как решать проблему? Финтех-сектор предлагает:
1) Предоставить вузам возможность бесплатно получать доступ к ведущим отечественным разработкам и на их основе строить образовательный процесс. В ограниченной степени это уже происходит – спасибо индустриальным партнерствам.
2) Корпоративное обучение, сотрудничество с вузами через практики и стажировки и проведение хакатонов (важность последних отмечают в НТИ МГУ).
#Возвращенцы: что известно о планах иностранных брендов на Россию? (21.02–28.02)
На фоне активизации российско-американских отношений поползли слухи о снятии санкций и возвращении иностранных брендов в РФ. Чтобы структурировать информацию и отличить слухи от фактов – составили подборку всей информации о возможных возвращениях иностранного бизнеса.
Могут вернуться
1. Renault. Генеральный директор компании Лука де Мео не исключает возвращения в Россию. Как сообщает Financial Times, глава автоконцерна готов "рассмотреть возможности для бизнеса" – приэтом во французской корпорации отмечают, что это не приоритет. В компании действует опцион на обратный выкуп активов АвтоВАЗа в течение шести лет. Из них почти прошло три.
Активизировали активность
1. Samsung. Компания нарастила рекламную активность в РФ на 30% по сравнению с прошлым годом. Южнокорейское агентство Yonhap сообщало, что бренд рассматривает возможность возвращения на российский рынок.
2. Disney, Warner Bros, Sony Pictures, Paramount, Universal. Российские онлайн-кинотеатры возобновили общение с крупнейшими голливудскими киностудиями. PR-директор Okko Артем Саргсян подтвердил переговоры с "некоторыми мейджорами", ранее отказывавшимися от контактов.
3. Hennessy. Французская компания подала заявки в Роспатент на охрану товарных знаков Hennessy и Hennessy Paradis. О том, что это значит, мнения разделились: одни считают это подготовкой к возвращению, другие – банальной защитой интеллектуальной собственности. Не исключено, что правы и те, и другие
4. Gucci. Итальянская компания зарегистрировала товарный знак в Роспатенте, позволяющий производить и продавать одежду, обувь и аксессуары под брендом.
Слухи
1. Boeing. В российское инфополе вброшена новость о планах компании вернуться. Первый этап – разрешение российским авиакомпаниям покупать старые самолеты, второй – прямые заказы у производителя. Ни Boeing, ни российские власти это не подтвердили.
2. Visa и Mastercard. Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил, что компании вернутся в ближайшее время. ЦБ РФ опроверг эту информацию – ни одна из платежных систем с подобными предложениями не обращалась.
3. Hyundai. Южнокорейские СМИ пишут о возможном возвращении автопроизводителя, сохранившего право выкупа заводов до декабря 2025. Сама компания официально опровергла слухи.
4. Uniqlo, Zara, Bershka, McDonald's, Coca-Cola, Pepsi, Nestle и другие бренды фигурируют в многочисленных слухах о возвращении, распространяемых телеграм-каналами и экспертами. Официальных подтверждений нет.
Что касается компаний, категорически отказавшихся работать в России – шведская H&M официально заявила об отсутствии планов по возвращению, несмотря на предложения Союза торговых центров. Итальянский банк UniCredit, хоть и продолжает работать в стране, планирует полностью уйти с российского рынка вне зависимости от геополитического контекста.
"Прощаться – значит отрицать разлуку"
На фоне активизации российско-американских отношений поползли слухи о снятии санкций и возвращении иностранных брендов в РФ. Чтобы структурировать информацию и отличить слухи от фактов – составили подборку всей информации о возможных возвращениях иностранного бизнеса.
Могут вернуться
1. Renault. Генеральный директор компании Лука де Мео не исключает возвращения в Россию. Как сообщает Financial Times, глава автоконцерна готов "рассмотреть возможности для бизнеса" – приэтом во французской корпорации отмечают, что это не приоритет. В компании действует опцион на обратный выкуп активов АвтоВАЗа в течение шести лет. Из них почти прошло три.
Активизировали активность
1. Samsung. Компания нарастила рекламную активность в РФ на 30% по сравнению с прошлым годом. Южнокорейское агентство Yonhap сообщало, что бренд рассматривает возможность возвращения на российский рынок.
2. Disney, Warner Bros, Sony Pictures, Paramount, Universal. Российские онлайн-кинотеатры возобновили общение с крупнейшими голливудскими киностудиями. PR-директор Okko Артем Саргсян подтвердил переговоры с "некоторыми мейджорами", ранее отказывавшимися от контактов.
3. Hennessy. Французская компания подала заявки в Роспатент на охрану товарных знаков Hennessy и Hennessy Paradis. О том, что это значит, мнения разделились: одни считают это подготовкой к возвращению, другие – банальной защитой интеллектуальной собственности. Не исключено, что правы и те, и другие
4. Gucci. Итальянская компания зарегистрировала товарный знак в Роспатенте, позволяющий производить и продавать одежду, обувь и аксессуары под брендом.
Слухи
1. Boeing. В российское инфополе вброшена новость о планах компании вернуться. Первый этап – разрешение российским авиакомпаниям покупать старые самолеты, второй – прямые заказы у производителя. Ни Boeing, ни российские власти это не подтвердили.
2. Visa и Mastercard. Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил, что компании вернутся в ближайшее время. ЦБ РФ опроверг эту информацию – ни одна из платежных систем с подобными предложениями не обращалась.
3. Hyundai. Южнокорейские СМИ пишут о возможном возвращении автопроизводителя, сохранившего право выкупа заводов до декабря 2025. Сама компания официально опровергла слухи.
4. Uniqlo, Zara, Bershka, McDonald's, Coca-Cola, Pepsi, Nestle и другие бренды фигурируют в многочисленных слухах о возвращении, распространяемых телеграм-каналами и экспертами. Официальных подтверждений нет.
Что касается компаний, категорически отказавшихся работать в России – шведская H&M официально заявила об отсутствии планов по возвращению, несмотря на предложения Союза торговых центров. Итальянский банк UniCredit, хоть и продолжает работать в стране, планирует полностью уйти с российского рынка вне зависимости от геополитического контекста.
"Прощаться – значит отрицать разлуку"
Западные компании начинают задумываться про возвращение в Россию - без конкретики, но сигналы есть.
С нашей стороны процесс замирения нужно будет детально проработать в разностороннем формате (госорганы, бизнес) - и движения в этом направлении также начались.
Правда, пока вокруг этой темы пока много непонятного и, что еще хуже, фейков и неподтвержденных вбросов. Так, "Известия" сегодня закинули информацию про снятие пошлин на отдельные группы товаров - и это оперативно опровергли в Минпромторге.
Но в том же Минпроме озвучили два главных принципа, на которые планируют опираться в выработке условий для возвращения:
• кейс каждой компании будет рассматриваться отдельно - никаких общих для всех условий и правил
• будут созданы дополнительные преференции для тех отечественных компаний, которые смогли занять освободившиеся ниши (это может быть сделано через локализацию производства или доли российского бизнеса в совместных компаниях)
Второе особенно важно - те, кто смог проделать огромную работу в последние три года, точно заслуживают того, чтобы иметь господдержку в будущем.
С нашей стороны процесс замирения нужно будет детально проработать в разностороннем формате (госорганы, бизнес) - и движения в этом направлении также начались.
Правда, пока вокруг этой темы пока много непонятного и, что еще хуже, фейков и неподтвержденных вбросов. Так, "Известия" сегодня закинули информацию про снятие пошлин на отдельные группы товаров - и это оперативно опровергли в Минпромторге.
Но в том же Минпроме озвучили два главных принципа, на которые планируют опираться в выработке условий для возвращения:
• кейс каждой компании будет рассматриваться отдельно - никаких общих для всех условий и правил
• будут созданы дополнительные преференции для тех отечественных компаний, которые смогли занять освободившиеся ниши (это может быть сделано через локализацию производства или доли российского бизнеса в совместных компаниях)
Второе особенно важно - те, кто смог проделать огромную работу в последние три года, точно заслуживают того, чтобы иметь господдержку в будущем.
TACC
Минпромторг не прорабатывает снятие пошлин, введенных в ответ на санкции
Дискуссия об этом преждевременна, сообщили в пресс-службе министерства
Интересный и важный кейс - цифровая система контроля качества товаров помогла обнаружить 100 млн литров медицинского спирта. Всё это доброе оказалось в серой зоне не случайно - его должны были использовать для подделки премиального алкоголя.
Технически обнаружить это удалось так: система маркировки фиксирует все перемещения зарегистрированного товара (продавец-продавец, продавец-покупатель и т.д.). А если товар никуда не перемещается, это вызывает вопросы - это косвенный признак того, что его используют для незаконных дел. Так и произошло в этом случае - за руку поймали крупных игроков фарм-рынка.
Если бы аферу не раскрыли, то это привело бы к: 1) налоговым потерям федерального бюджета (до 70 млрд рублей) и 2) появлению огромной партии контрафактного алкоголя сомнительного качества.
Технически обнаружить это удалось так: система маркировки фиксирует все перемещения зарегистрированного товара (продавец-продавец, продавец-покупатель и т.д.). А если товар никуда не перемещается, это вызывает вопросы - это косвенный признак того, что его используют для незаконных дел. Так и произошло в этом случае - за руку поймали крупных игроков фарм-рынка.
Если бы аферу не раскрыли, то это привело бы к: 1) налоговым потерям федерального бюджета (до 70 млрд рублей) и 2) появлению огромной партии контрафактного алкоголя сомнительного качества.
РБК
На рынке этанола выявили схему по уходу от уплаты акцизов на ₽70 млрд
По данным системы маркировки, у оптовых компаний на складах зависло более 100 млн л нелегального медицинского спирта, за который они не заплатили акциз. Часть этанола могла использоваться для
Число МСП в легкой промышленности выросло более чем на 20%: сейчас в РФ свыше 53 тысяч предприятий против 44 тысяч в начале 2022 года. Свыше 8 тыс. новых компаний появилось только за 2024.
Надо сказать, за два года ситуация перевернулась в ног на голову.
На протяжении трех лет до 2022 число субъектов МСП в отечественном легпроме стабильно снижалось – к 2022 году оно сократилось на 9,1%. Ситуацию изменили 1) рост господдержки; 2) необходимость скорейшим образом закрыть освободившиеся ниши.
Финансовые показатели растут еще быстрее: в 2023 общий доход легкопромышленных МСП достиг 1,2 трлн рублей, а по итогам 2024 ждут роста до 1,5 трлн рублей.
Ключевой инструмент поддержки отрасли – Корпорация МСП. За последние годы через ее механизмы предприниматели получили больше 34 млрд рублей заемного финансирования. Особенно эффективным оказался механизм "зонтичных" поручительств – специальный лимит в 5 млрд рублей позволяет привлечь от 10 млрд на развитие бизнеса.
Среди лидеров по объему привлеченных финансов – компании из Москвы, Ивановской и Московской областей, Санкт-Петербурга и Смоленской области.
Вне зависимости от того, вернутся ли западные бренды в РФ, поддержка субъектов МСП наверняка продолжится. А значит продолжится и рост.
Надо сказать, за два года ситуация перевернулась в ног на голову.
На протяжении трех лет до 2022 число субъектов МСП в отечественном легпроме стабильно снижалось – к 2022 году оно сократилось на 9,1%. Ситуацию изменили 1) рост господдержки; 2) необходимость скорейшим образом закрыть освободившиеся ниши.
Финансовые показатели растут еще быстрее: в 2023 общий доход легкопромышленных МСП достиг 1,2 трлн рублей, а по итогам 2024 ждут роста до 1,5 трлн рублей.
Ключевой инструмент поддержки отрасли – Корпорация МСП. За последние годы через ее механизмы предприниматели получили больше 34 млрд рублей заемного финансирования. Особенно эффективным оказался механизм "зонтичных" поручительств – специальный лимит в 5 млрд рублей позволяет привлечь от 10 млрд на развитие бизнеса.
Среди лидеров по объему привлеченных финансов – компании из Москвы, Ивановской и Московской областей, Санкт-Петербурга и Смоленской области.
Вне зависимости от того, вернутся ли западные бренды в РФ, поддержка субъектов МСП наверняка продолжится. А значит продолжится и рост.