ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
Для онлайн-продажи безрецептурных лекарств установлены ограничения: разрешение выдается аптекам, имеющим не менее десяти стационарных точек, а заказами должны заниматься фармацевты, провизоры или медицинские работники.

ТПП считает эти правила слишком жесткими и просит не ограничивать возможность торговли размером сети, а также допустить на рынок обычных ритейлеров.

Последнее сыграет в пользу потребителя. Из-за того, что аптеки продают лишь лекарства, покупатель зачастую не может оформить разовый крупный заказ, и себестоимость доставки становится слишком высокой. При этом ее сроки растягиваются на несколько дней. Если к онлайн-продажам подключатся крупные интернет-сети сократится и время доставки (за счет их развитой логистики), и стоимость (вплоть до полного обнуления при больших заказах).

Аптеки возражают, ссылаясь на угрозу фальсификата, т.к. у обычных продавцов нет опыта работы с лекарственными препаратами. Но при таком подходе неясно, может ли аптека заключать договоры с курьерами или под отпуском товара (которым по действующим правилам должны заниматься исключительно фармацевты) понимается его передача непосредственно покупателю.

В последнем случае стоимость доставки существенно вырастет - фармацевтов на порядок меньше, чем обычных курьеров. Не станет выходом и развитие собственных курьерских служб у аптек, т.к. расходы также лягут на потребителя.

Позиция ТПП и онлайн-рителейров выглядит предпочтительней, с учетом того, что проблему фальсификата и контрафакта решает электронная маркировка. С 1 июля оборот немаркированных лекарств запрещается.
"Цайняо", логистический оператор Alibaba Group, планирует в течение года вложить 1 млрд рублей в российские IT-проекты и инфраструктуру.

Сейчас у компании есть один собственный склад в Домодедово и один партнерский в Подольске. Какое количество новых появится, пока неизвестно. Но на фоне бурного роста рынка стратегия верная. Интернет-ритейлеры с начала года активно развивают логистические мощности: Wildberries снял 28,2 тыс. квадратов в Подмосковье, Оzon - 28,7 тыс. в Санкт-Петербурге и собирается арендовать еще 67 тыс. в Новосибирске.

Кроме того, "Цайняо" планирует инвестировать в IT-сервисы и локализацию собственной IT-системы, управляющей товарными потоками и остатками. В Китае с ее помощью доставка укладывается в 24 часа. В России посылки Tmall и AliЕxpress идут от 2 до 9 дней.

Инициативу можно только приветствовать. Сокращение времени и затрат продавцов на доставку положительно отразится и на доступности услуги для потребителей. Но помешать этому могут наши чиновники со своими идеями снижения порога беспошлинного ввоза или авансирования таможенных пошлин для экспресс-перевозчиков.
Тренды посткоронавирусной эпохи:

• Смена потребительской модели: меньше "эмоциональных" покупок, вырастет значение факторов, создающих ощущение выгодной покупки (скидки, купоны, промокоды).

• Маржинальность бизнеса важнее роста.

• Онлайн-форматы (от ритейла до образования) сохранят свое значение при некотором уменьшении объема.

• Со II полугодия ожидается масштабной реструктуризации бизнеса на основании результатов и опыта I полугодия, а также из-за выхода из бизнеса предпринимателей, не справившихся с пандемией.

Потребительская активность в целом ниже уровня прошлого года на 8%. В секторе универсальных магазинов рост 31,4%.
Суммарные расходы средней семьи:

• январь-февраль - 60,5 тыс. рублей
• март - 65,4 тыс.
• апрель - 56,8 тыс.
• май - 57,6 тыс.

Food Index (доля расходов на еду в общих тратах):

• январь-февраль - 34%
• март - 36%
• апрель - 46%
• май - 42%
Один из наиболее пострадавших секторов экономики - коммерческая недвижимость, где под ударом оказались и ее владельцы, и арендаторы. Представители обеих групп предложили президенту, премьеру и столичному мэру меры поддержки отрасли.

На федеральном уровне:

• Не увеличивать кадастровую стоимость в ближайшие 5 лет.

• Налог на имущество - не более 0,3% в 2020 году и 0,5% в 2021 году (сейчас - не более 2% от кадастровой стоимости).

• Включить компании, управляющие коммерческой недвижимостью в перечень наиболее пострадавших отраслей.

На региональном (для арендодателей, предоставивших арендаторам скидки пропорционально уменьшению их оборота):

• Компенсировать часть доходов, недополученных из-за предоставления скидок - за счет уменьшения налога на имущество, земельного налога и арендной платы за землю.

• Для компенсации оставшейся части разработать беспроцентный кредитный продукт не менее чем на 1 год, а также меры реструктуризации действующих кредитов под ставку 1%.

• Предусмотреть субсидии/гранты на оплату услуг ЖКХ.

• Плата за работу нестационарных торговых объектов с 1 июля до конца года не должна превышать более 10% выручки.

Кроме того, предлагается ввести мораторий на увеличение тарифов за коммунальные услуги на 2020–2023 годы, субсидировать ставки по кредитам на покупку или строительство недвижимости, частично вернуть уплаченный в 2019 году налог на имущество и др
Сегодня прошла прямая линия по теме маркировки товаров при участии представителей правительства.

Краткие итоги:

Больше никаких переносов намеченных сроков введения маркировки - нет объективных предпосылок для этого. Такова общая позиция правительства, депутаты с ней согласны. С 1 июля - лекарства, обувь и табак. По ним всё готово. Следующие товарные группы - в те сроки, которые уже определены правительством.

Вакцины от коронавируса будут проходить обязательную маркировку.

• Цели: безопасность потребителей (ограничить от нелегальной продукции, контрафакта) и улучшение положения добросовестного бизнеса, работающего в "белую".

• В системе цифровой маркировки зарегистрировано более 220 тыс. участников.

• Инвестиции в систему цифровой маркировки до конца года составят около 20 млрд рублей. Для малого бизнеса, который занят обувным производством, расходы если нет совсем ничего (даже простого принтера) составят не более 22 тысяч рублей, а в среднем, при минимальном оборудовании, маркировка 1 тыс. пар обуви будет стоить от 3 (если делаешь сам) до 8 (если все поручаешь кому-то за деньги) тысяч рублей.

• В дальнейшем маркировка снизит издержки бизнеса (произойдет отмена бумажного документооборота) и даст дополнительные преимущества (снижение числа проверок, доступ к информации о движении товара от производителя до конечного потребителя).

Введение маркировки не приведет к подорожанию товаров. Этого не произошло для тех товарных групп, где маркировка уже внедрена. Недорогие лекарства будут промаркированы бесплатно.

• Фонд развития промышленности выдал 1,8 млрд рублей займов на приобретение оборудования. Минпромторг активно занимается его локализацией (принтеры, сканеры и др.).

• По сути, система маркировки - это национальный проект по цифровизации экономики. Формируется Big Data - огромные верифицированные, автоматизированные, точные, а не примерные массивы данных, с которыми можно оперативно работать (и бизнесу, и государству). Что важно - это отечественная система, не зависящая от внешних игроков.
Более чем в 50 субъектах РФ не сняты ограничения для непродовольственных магазинов площадью более 400 кв. м., если у них нет отдельного входа. По всей стране закрыто около половины непродуктовых розничных точек. Ритейлеры просят правительство и президента разрешить им работу. Общие потери, по их оценкам, могут превысить 6,1 трлн рублей.

Минпромторг готов поддержать отрасль, но решения по снятию ограничений принимаются губернаторами самостоятельно. Ориентируются они на рекомендации Роспотребнадзора: три этапа послаблений, обусловленных улучшением эпидемической ситуации.

В каждом регионе своя картина. Например, в Москве, бывшей лидером по заболеваемости, все торговые объекты уже работают. В Самаре ТЦ открылись 22 июня, однако залы пустые. Арендаторы массово съезжают, и в местной Думе пытаются понять, как помочь бизнесу, который отказывается продолжать работу из-за убытков и отсутствия желания рисковать дальше.

На проблемы, вызванные коронавирусом, дополнительно накладываются непростые отношения арендаторов с арендодателями. Государство встало на позицию первых, разрешив расторгать договоры в одностороннем порядке и менять арендную плату из-за пандемии.

В других странах действуют иначе, пытаясь компенсировать финансовые потери, но отказываясь менять правовой режим аренды. Например, в США арендодатели получают отсрочки по кредитам и налоговые льготы, а арендаторы - займы и гранты из более $2 трлн, выделенных по CARES Act. В Германии предприятия могут рассчитывать на гранты из Фонда экономической стабилизации (€50 млрд). В Сингапуре для арендаторов есть скидка, равная полученной арендодателем льготе по налогу на имущество.

Естественно, там хватает проблем, но сам подход представляется более верным - арендные отношения сохраняются, а арендаторам, на которых пришелся основной удар пандемии, стараются оказать финансовую поддержку. В России же решили менять правила игры в момент кризиса, перераспределив риски на владельцев недвижимости. В итоге проблема сохраняется, и арендодатели до сих пор просят у государства поддержки.
По разным оценкам, пандемия на своем пике привела на рынок онлайн-торговли от 7 до 17 млн новых пользователей.

Часть из них со снятием ограничений уйдет обратно. В "Почте России" с ослаблением карантина уже отмечают снижение объемов доставок Но важно то, что корона-кризис формирует новые поведенческие модели. Для подавляющего большинства новичков интернет-заказы входят в привычку в течение 1-3 лет. Поэтому даже те из покупателей, что вернутся к традиционным форматам торговли, со временем станут всё чаще прибегать к онлайну.

По итогам 2019 года онлайн-покупки совершили 47 млн человек (оборот - 2 трлн рублей). Сейчас услугами рынка пользуются 60 млн. Приток покупателей в интернет-магазины в среднем составил 100-200%.

На Ozon число активных клиентов в апреле выросло почти в два раза - до 2,7 млн человек. Лидирующий на рынке Wildberries с середины марта прибавил около 6 млн пользователей, общая база клиентов - 30 млн. Рост произошел за счет покупателей из небольших населенных пунктов и аудитории старше 55 лет.

Количество продавцов серьезно не увеличилось. В период пандемии активизировался бизнес, который уже присутствовал в онлайне, но не рассматривал его как основной канал. Многим компаниям e-commerce помог удержаться на плаву, хотя и не смог в полной мере компенсировать потери - традиционные офлайн-ритейлеры перевели сюда лишь 5-20% продаж.

Главная задача государства в сфере электронной торговли на ближайшую перспективу - защита и развитие конкуренции. Монополизация рынка крупными и глобальными корпорациями с технологиями Big Data и др., которые не только изучают, но и формируют потребительские предпочтения - реальная угроза.
В январе-апреле сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) корпоративного сектора составил 2,5 трлн рублей (-54,4%):

• 33,5 тыс. организаций получили прибыль - 5,13 трлн рублей,

• 19,4 тыс. организаций получили убыток - 2,62 трлн рублей

В то же время есть некоторое улучшение относительно I квартала, когда падение составило 58,5%, а убытки 2,9 трлн рублей.

Без учета малого предпринимательства, банков и госучреждений.
Утверждены параметры программ льготного автокредитования "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль":

• Общий бюджет в 2020 году - 22,5 млрд рублей.

• Покупателю предоставляется скидка 10% от стоимости производимого в России автомобиля, для жителей Дальнего Востока - 25%.

Программы стали доступны для семей, воспитывающих одного ребенка (ранее - не меньше двух), сотрудников медицинских госучреждений, а также тех, кто сдал старый автомобиль в трейд-ин в счет уплаты первоначального взноса.

Предельная стоимость автомобиля увеличена с 1 до 1,5 млн рублей. Из иномарок в программу попадают Renault, две модели Hyundai (Creta, Solaris), по одной Volkswagen (Polo), Skoda (Rapid) и Kia (Rio).

• В программу включены электромобили, но сегодня их купить не получится - в России они не выпускаются.

Меры господдержки, наряду с эффектом отложенного спроса, должны поддержать автопроизводителей. Всего в мае было оформлено 28,2 тыс. автокредитов на 22,4 млрд руб. По сравнению с апрелем рост более чем в 2 раза.

АвтоВАЗ уже отложил переход на четырехдневную рабочую неделю с 29 июня на 31 августа - из-за роста заказов на новые машины в июле и августе. Всплеск спроса отмечают и заводы, которые не получают доступа к льготному кредиту (Nissan, Mitsubishi).

Но в целом полного восстановления в этом году не ожидается, особенно с учетом слухов о второй волне заболевания, которые влияют на поведение покупателей. Отложенного спроса хватит на два-три месяца, к осени можно будет говорить о реальной картине по рынку и отрасли. Пока итоговый спад в 2020 году в 30% не считается драматическим сценарием.
Падение промышленного производства по странам: Россия, США, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Япония и Турция.

Что характерно - у всех, кроме России и Турции, спад начался ещё до пандемии. А по итогам 2020 года промышленное производство в России может снизиться на 8,6% (по прогнозу Минпромторга).
Завтра, 1 июля, вступает в силу обязательная маркировка табачной продукции, лекарств и обуви. Сегодня о том, как это делается в других странах.

США
• Маркировка «Сделано в США» должна использоваться в отношении тех товаров, 95%+ компонентов которых произведены на территории США американскими компаниями.

• Для электронных устройств обязательна маркировка FCC (Федеральная комиссия по коммуникациям). Чтобы её получить, необходимо пройти соответствующие тесты на соответствие заявленным стандартам – уровня электромагнитного излучения и т.д.

• Также электронные устройства могут получить маркировку Energy Star от EPA (Агентства по защите окружающей среды).

Канада
Вопросом маркировки товаров занимается госкорпорация под названием «Ассоциация канадских стандартов» (CSA Group) - находится под управлением британской короны.

Евросоюз
В странах ЕС обязательна маркировка CE – «Conformité Européenne». Она делит всю продукцию на 8 категорий: от A (самые безопасные в применении, их могут маркировать сами производители) до H (самые деликатные – их маркировкой занимаются только специалисты).

Австралия и Океания
Действуют унифицированные стандарты «JAS-ANZ». Над их соблюдением работают 50,000 компаний в сфере малого бизнеса, они изучают выпускаемые и продаваемые товары на рынке, как местные, так и иностранные.

Япония
С 2004 года в стране существуют «Японские индустриальные стандарты» (JIS). Они являются обязательными для всех товаров, продающихся в Японии, и регулируют их соответствие установленному эталону.
ВЦИОМ провел исследования на тему контрафакта и обязательной маркировки товаров:

• 40% сталкиваются с контрафактными товарами.

• 75% знают о начале маркировки отдельных товаров (70% оценивают это положительно).

• 71% готовы установить на телефон приложение "Честный знак". Чаще всего об этом сообщают 25-44-летние.

• В первую очередь маркировка необходима для:
лекарств (52%) и продуктов питания (45%).

• Если производители переложат затраты на маркировку на покупателей, готовы умеренно переплачивать: за лекарства (51%), технику и электронику (40%), продукты питания (39%)

• Не готовы платить больше: за сигареты (72%), парфюмерию (69%), одежду и обувь (64%)

• После введения маркировки россияне предпочтут купить промаркированные товары: лекарства (85%), обувь (66%), сигареты (50%).

Напоминаем, с сегодняшнего дня прекращается оборот немаркированной табачной продукции и обуви и становится обязательной маркировка лекарств (препараты, поступившие в оборот до 1 июля, можно продавать до конца их срока годности).

Кроме того, идут пилотные проекты по другим товарным категориям. С 20 января 2021 года предусмотрено начало обязательной маркировки по определенным группам молочной продукции, по остальным - не позднее 1 октября 2021 года. Эксперимент по маркировке воды проводится с 1 апреля 2020 года по 1 марта 2021 года.