ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
Сегодня прошла прямая линия по теме маркировки товаров при участии представителей правительства.

Краткие итоги:

Больше никаких переносов намеченных сроков введения маркировки - нет объективных предпосылок для этого. Такова общая позиция правительства, депутаты с ней согласны. С 1 июля - лекарства, обувь и табак. По ним всё готово. Следующие товарные группы - в те сроки, которые уже определены правительством.

Вакцины от коронавируса будут проходить обязательную маркировку.

• Цели: безопасность потребителей (ограничить от нелегальной продукции, контрафакта) и улучшение положения добросовестного бизнеса, работающего в "белую".

• В системе цифровой маркировки зарегистрировано более 220 тыс. участников.

• Инвестиции в систему цифровой маркировки до конца года составят около 20 млрд рублей. Для малого бизнеса, который занят обувным производством, расходы если нет совсем ничего (даже простого принтера) составят не более 22 тысяч рублей, а в среднем, при минимальном оборудовании, маркировка 1 тыс. пар обуви будет стоить от 3 (если делаешь сам) до 8 (если все поручаешь кому-то за деньги) тысяч рублей.

• В дальнейшем маркировка снизит издержки бизнеса (произойдет отмена бумажного документооборота) и даст дополнительные преимущества (снижение числа проверок, доступ к информации о движении товара от производителя до конечного потребителя).

Введение маркировки не приведет к подорожанию товаров. Этого не произошло для тех товарных групп, где маркировка уже внедрена. Недорогие лекарства будут промаркированы бесплатно.

• Фонд развития промышленности выдал 1,8 млрд рублей займов на приобретение оборудования. Минпромторг активно занимается его локализацией (принтеры, сканеры и др.).

• По сути, система маркировки - это национальный проект по цифровизации экономики. Формируется Big Data - огромные верифицированные, автоматизированные, точные, а не примерные массивы данных, с которыми можно оперативно работать (и бизнесу, и государству). Что важно - это отечественная система, не зависящая от внешних игроков.
Более чем в 50 субъектах РФ не сняты ограничения для непродовольственных магазинов площадью более 400 кв. м., если у них нет отдельного входа. По всей стране закрыто около половины непродуктовых розничных точек. Ритейлеры просят правительство и президента разрешить им работу. Общие потери, по их оценкам, могут превысить 6,1 трлн рублей.

Минпромторг готов поддержать отрасль, но решения по снятию ограничений принимаются губернаторами самостоятельно. Ориентируются они на рекомендации Роспотребнадзора: три этапа послаблений, обусловленных улучшением эпидемической ситуации.

В каждом регионе своя картина. Например, в Москве, бывшей лидером по заболеваемости, все торговые объекты уже работают. В Самаре ТЦ открылись 22 июня, однако залы пустые. Арендаторы массово съезжают, и в местной Думе пытаются понять, как помочь бизнесу, который отказывается продолжать работу из-за убытков и отсутствия желания рисковать дальше.

На проблемы, вызванные коронавирусом, дополнительно накладываются непростые отношения арендаторов с арендодателями. Государство встало на позицию первых, разрешив расторгать договоры в одностороннем порядке и менять арендную плату из-за пандемии.

В других странах действуют иначе, пытаясь компенсировать финансовые потери, но отказываясь менять правовой режим аренды. Например, в США арендодатели получают отсрочки по кредитам и налоговые льготы, а арендаторы - займы и гранты из более $2 трлн, выделенных по CARES Act. В Германии предприятия могут рассчитывать на гранты из Фонда экономической стабилизации (€50 млрд). В Сингапуре для арендаторов есть скидка, равная полученной арендодателем льготе по налогу на имущество.

Естественно, там хватает проблем, но сам подход представляется более верным - арендные отношения сохраняются, а арендаторам, на которых пришелся основной удар пандемии, стараются оказать финансовую поддержку. В России же решили менять правила игры в момент кризиса, перераспределив риски на владельцев недвижимости. В итоге проблема сохраняется, и арендодатели до сих пор просят у государства поддержки.
По разным оценкам, пандемия на своем пике привела на рынок онлайн-торговли от 7 до 17 млн новых пользователей.

Часть из них со снятием ограничений уйдет обратно. В "Почте России" с ослаблением карантина уже отмечают снижение объемов доставок Но важно то, что корона-кризис формирует новые поведенческие модели. Для подавляющего большинства новичков интернет-заказы входят в привычку в течение 1-3 лет. Поэтому даже те из покупателей, что вернутся к традиционным форматам торговли, со временем станут всё чаще прибегать к онлайну.

По итогам 2019 года онлайн-покупки совершили 47 млн человек (оборот - 2 трлн рублей). Сейчас услугами рынка пользуются 60 млн. Приток покупателей в интернет-магазины в среднем составил 100-200%.

На Ozon число активных клиентов в апреле выросло почти в два раза - до 2,7 млн человек. Лидирующий на рынке Wildberries с середины марта прибавил около 6 млн пользователей, общая база клиентов - 30 млн. Рост произошел за счет покупателей из небольших населенных пунктов и аудитории старше 55 лет.

Количество продавцов серьезно не увеличилось. В период пандемии активизировался бизнес, который уже присутствовал в онлайне, но не рассматривал его как основной канал. Многим компаниям e-commerce помог удержаться на плаву, хотя и не смог в полной мере компенсировать потери - традиционные офлайн-ритейлеры перевели сюда лишь 5-20% продаж.

Главная задача государства в сфере электронной торговли на ближайшую перспективу - защита и развитие конкуренции. Монополизация рынка крупными и глобальными корпорациями с технологиями Big Data и др., которые не только изучают, но и формируют потребительские предпочтения - реальная угроза.
В январе-апреле сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) корпоративного сектора составил 2,5 трлн рублей (-54,4%):

• 33,5 тыс. организаций получили прибыль - 5,13 трлн рублей,

• 19,4 тыс. организаций получили убыток - 2,62 трлн рублей

В то же время есть некоторое улучшение относительно I квартала, когда падение составило 58,5%, а убытки 2,9 трлн рублей.

Без учета малого предпринимательства, банков и госучреждений.
Утверждены параметры программ льготного автокредитования "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль":

• Общий бюджет в 2020 году - 22,5 млрд рублей.

• Покупателю предоставляется скидка 10% от стоимости производимого в России автомобиля, для жителей Дальнего Востока - 25%.

Программы стали доступны для семей, воспитывающих одного ребенка (ранее - не меньше двух), сотрудников медицинских госучреждений, а также тех, кто сдал старый автомобиль в трейд-ин в счет уплаты первоначального взноса.

Предельная стоимость автомобиля увеличена с 1 до 1,5 млн рублей. Из иномарок в программу попадают Renault, две модели Hyundai (Creta, Solaris), по одной Volkswagen (Polo), Skoda (Rapid) и Kia (Rio).

• В программу включены электромобили, но сегодня их купить не получится - в России они не выпускаются.

Меры господдержки, наряду с эффектом отложенного спроса, должны поддержать автопроизводителей. Всего в мае было оформлено 28,2 тыс. автокредитов на 22,4 млрд руб. По сравнению с апрелем рост более чем в 2 раза.

АвтоВАЗ уже отложил переход на четырехдневную рабочую неделю с 29 июня на 31 августа - из-за роста заказов на новые машины в июле и августе. Всплеск спроса отмечают и заводы, которые не получают доступа к льготному кредиту (Nissan, Mitsubishi).

Но в целом полного восстановления в этом году не ожидается, особенно с учетом слухов о второй волне заболевания, которые влияют на поведение покупателей. Отложенного спроса хватит на два-три месяца, к осени можно будет говорить о реальной картине по рынку и отрасли. Пока итоговый спад в 2020 году в 30% не считается драматическим сценарием.
Падение промышленного производства по странам: Россия, США, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Япония и Турция.

Что характерно - у всех, кроме России и Турции, спад начался ещё до пандемии. А по итогам 2020 года промышленное производство в России может снизиться на 8,6% (по прогнозу Минпромторга).
Завтра, 1 июля, вступает в силу обязательная маркировка табачной продукции, лекарств и обуви. Сегодня о том, как это делается в других странах.

США
• Маркировка «Сделано в США» должна использоваться в отношении тех товаров, 95%+ компонентов которых произведены на территории США американскими компаниями.

• Для электронных устройств обязательна маркировка FCC (Федеральная комиссия по коммуникациям). Чтобы её получить, необходимо пройти соответствующие тесты на соответствие заявленным стандартам – уровня электромагнитного излучения и т.д.

• Также электронные устройства могут получить маркировку Energy Star от EPA (Агентства по защите окружающей среды).

Канада
Вопросом маркировки товаров занимается госкорпорация под названием «Ассоциация канадских стандартов» (CSA Group) - находится под управлением британской короны.

Евросоюз
В странах ЕС обязательна маркировка CE – «Conformité Européenne». Она делит всю продукцию на 8 категорий: от A (самые безопасные в применении, их могут маркировать сами производители) до H (самые деликатные – их маркировкой занимаются только специалисты).

Австралия и Океания
Действуют унифицированные стандарты «JAS-ANZ». Над их соблюдением работают 50,000 компаний в сфере малого бизнеса, они изучают выпускаемые и продаваемые товары на рынке, как местные, так и иностранные.

Япония
С 2004 года в стране существуют «Японские индустриальные стандарты» (JIS). Они являются обязательными для всех товаров, продающихся в Японии, и регулируют их соответствие установленному эталону.
ВЦИОМ провел исследования на тему контрафакта и обязательной маркировки товаров:

• 40% сталкиваются с контрафактными товарами.

• 75% знают о начале маркировки отдельных товаров (70% оценивают это положительно).

• 71% готовы установить на телефон приложение "Честный знак". Чаще всего об этом сообщают 25-44-летние.

• В первую очередь маркировка необходима для:
лекарств (52%) и продуктов питания (45%).

• Если производители переложат затраты на маркировку на покупателей, готовы умеренно переплачивать: за лекарства (51%), технику и электронику (40%), продукты питания (39%)

• Не готовы платить больше: за сигареты (72%), парфюмерию (69%), одежду и обувь (64%)

• После введения маркировки россияне предпочтут купить промаркированные товары: лекарства (85%), обувь (66%), сигареты (50%).

Напоминаем, с сегодняшнего дня прекращается оборот немаркированной табачной продукции и обуви и становится обязательной маркировка лекарств (препараты, поступившие в оборот до 1 июля, можно продавать до конца их срока годности).

Кроме того, идут пилотные проекты по другим товарным категориям. С 20 января 2021 года предусмотрено начало обязательной маркировки по определенным группам молочной продукции, по остальным - не позднее 1 октября 2021 года. Эксперимент по маркировке воды проводится с 1 апреля 2020 года по 1 марта 2021 года.
Численность рабочей силы в мае составила 74,5 млн человек: 70 млн занятых экономической деятельностью и 4,5 млн безработных.

Уровень безработицы (отношение количества безработных к рабочей силе):

• март - 4,7%
• апрель - 5,8%
• май - 6,1%

Безработица в сельской местности (8,6%) выше, чем среди городских жителей (5,3%).

Из-за пандемии в России приостановили работу 15 млн человек, 680 тыс. из них попали под сокращения.
Бурный рост онлайн-торговли обостряет конкуренцию на рынке, что вынуждает игроков делать свои услуги более привлекательными и доступными. Недавно Alibaba Group объявила о намерении вложить 1 млрд рублей в IT-сервисы и инфраструктуру. Новое решение - инвестировать 500 млн рублей в субсидирование доставки для российских продавцов.

В прошлом году объем их продаж на платформах Алибабы (Tmall и AliЕxpress) достиг почти 36 млрд рублей (7-е место в России). При этом только половина продавцов работала с Cainiao, китайским логистическим оператором. Теперь продавцы смогут снизить тарифы и порог бесплатной доставки, а китайцы увеличить свою долю в ней.

Субсидии на 60 рублей за каждый заказ получат продавцы, которые пользуются складами Cainiao или его услугами по сортировке и доставке заказов. Для этого они должны установить новые тарифы. Например, в Москве и Подмосковье бесплатная доставка при заказе от 500 руб. в пункты выдачи и постаматы, от 2500 руб. - курьером.

Ранее цена доставки в среднем составляла 300-400 руб., теперь ожидается около 100 рублей, а больше половины всех заказов от российских продавцов покупатель получит бесплатно. В Alibaba Group рассчитывают на рост продаж в 1,5-2 раза.
Минфин предложил удвоить обязательную квоту малого и среднего бизнеса в госзакупках (ФЗ-44) - с 15 до 30%. В прошлом году их объем составил 1,4 трлн рублей .

К 2024 году МСБ должен обеспечить треть российского производства. Добиться таких показателей можно лишь при помощи госзаказа, включая закупки госкомпаний (ФЗ-223). Но о последних речь пока не идет. У них квоту для малого бизнеса недавно повысили до 20%. К обсуждению нового увеличения в Минфине предлагают вернуться после того, как заработают измененные процедуры ФЗ-44.

Зато над закупками госкомпаний усилят контроль. Теперь заказчик будет обязан включать в договоры информацию о стране происхождения товаров. Так правительству будет легче контролировать соблюдение квот на отечественных производителей.

Заодно появится достоверная информация о доли российских поставщиков в нацпроектах. Идея их квотирования уже давно лоббируется Минпромторгом и другими сторонниками протекционистских мер в промышленности.

Помимо этого, поправки Минфина снизят финансовую нагрузку на малый бизнес при исполнении госконтрактов. К банковским гарантиям для обеспечения обязательств по договорам добавятся независимые гарантии от региональных гарантийных организаций и ВЭБ. РФ.
Минпромторг планирует ввести обязательную госэкспертизу стоимости создания судов, которые строятся за бюджетные деньги.

Расчет цены - процедура сложная и долговременная, проводится на основе технического проекта. Но в госпрограммы часто включают опытные или головные образцы. Их стоимость сложно оценить сразу, и фактически она определяется "по аналогии".

Естественно, на практике это приводит к проблемам - когда реальные цифры существенно отличаются от тех, что на бумаге. Например, недавно возникли трудности с приемкой ледокола "Виктор Черномырдин". Цена строительства на "Адмиралтейских верфях" выросла с 8 до более чем 10 млрд рублей. И Минпромторг спорил с Минтрансом, кто возьмет на себя это перерасходование средств.

Для Объединенной судостроительной корпорации такие споры - норма. Меняется валютный курс (оборудование на судах, как правило, импортное), затягиваются сроки из-за переделок проектов и т.д. - всё это отражается на итоговой сумме. Но какого-то внятного, закрепленного законом механизма ее определения до сих пор нет.

Потому и заказчики, и верфи поддерживают введение госэкспертизы. Снижаются риски возможных претензий при проверках Счетной палаты и прокуратуры. Проще отчитываться перед Минэкономики и Минфином в части обоснования цены контрактов.

У государства появляется инструмент контроля за эффективностью использования бюджетных средств в судостроении. Сейчас заказчик даже не обязан подтверждать достоверность обоснования озвученной им стоимости.
О главных проектах в гражданском авиастроении.

SSJ-100

Ключевая проблема - сервис. Лайнеры часто ломаются, а запчасти (преимущественно импортные) приходится слишком долго ждать. В прошлом году Минпромторг запустил программу за 18,5 млрд рублей по импортозамещению ключевых систем и компонентов. К 2024 году уровень локализации должен составить 50-60% (SSJ-100New).

Уже произведена (и сертифицирована в Европе) новая вспомогательная силовая установка. Разрабатываются шасси, установка охлаждения воздуха, система электроснабжения, контроля вибрации двигателей и др. Вместо российско-французского двигателя SaM-146 к 2024 году ждут сертификацию российского ПД-8.

Государство выделило 15 млрд рублей на поддержку поставок 59 самолетов. Их передадут авиакомпании Red Wings ("Ростех") под перевозки на Дальнем Востоке. В основном это будут не только что выпущенные SSJ-100, а самолеты, которые не нашли своего покупателя. Из почти двухсот произведенных суперджетов в эксплуатации на сегодняшний день находится не более 130 штук.

МС-21

Уже при проектировании уровень локализации составлял 60%. Однако из-за санкций программу все равно пришлось затормозить. Под эмбарго попали поставки материалов для композитных крыльев. Новые российские разработки по некоторым показателям превосходят зарубежные. Но те 4 самолета, что сейчас проходят сертификацию, изготовлены из иностранных композитов. Именно в таком виде МС-21 и будет сертифицирован по европейским стандартам.

До 2024 года планируется импортозаместить всего 54 агрегата и элемента систем лайнера. На эти цели Минпромторг выделил 12 млрд рублей. Сертификация обновленной, "русифицированной" версии начнется в лучшем случае через 2-3 года.

Двигатель ПД-14 уже имеет российский сертификат, который должен быть подтвержден в Европе в 2022 году. Российская сертификация МС-21 с американскими двигателями из-за пандемии сдвинулась на 2021 год, европейская - на 2022 год.