ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
Ставки упали, но выросло золото

Притом аж на 27,4% с начала года – с $2658 до $3388 за унцию. И если в период рекордной ключевой ставки самым надежным способом спасти деньги от инфляции были вклады, то сейчас самым выгодным активом инвесторы видят золото.

Винить (или, напротив, благодарить) можно два условия: 1) конъюнктуру, где золото выступает как защитный актив в условиях неопределённости; 2) пошлины Трампа, которые создают глобальную торговую напряженность и заставляют инвесторов искать защитные активы.

Центробанки скупают золото, диверсифицируя резервы на фоне торговых войн.

А перспективы у металла радужные:

Аналитики UBS прогнозируют рост до $3500 за унцию, а в случае обострения геополитики – до $3800. Эксперты LBMA дают средний прогноз $3324, но максимальные оценки достигают $4000. Золотой совет (WGC) ожидает рост на 5-15% во втором полугодии при ухудшении экономических условий.

Спрос на золото в 2025 году может вырасти на 3% до рекордных 4760 тонн – максимум с 2011 года. ETF-фонды планируют закупить свыше 600 тонн против первоначальных 450 тонн.

В России картина противоречивая

Производство держится на уровне 330-345 тонн уже несколько лет подряд, но налоговая нагрузка растет: в 2025 введена 10%-ная надбавка к НДПИ при превышении $1900 за унцию.

Например, "Полюс" увеличил выручку на 40% до $7,3 млрд, но ждет снижения добычи на 13-17% из-за налогов и роста себестоимости.
В первой половине 2025-го россияне потратили на онлайн-заказы из-за рубежа почти на треть больше, чем в прошлом году за то же время.

Основной драйвер рынка - небольшие покупки, которые не попадают под действие таможенных пошлин (средний чек за год просел на 15%). Заказывают прежде всего электронику, товары для дома и одежду.
Дисбаланс "маркетплейсы > розница", который после введения закона о платформах закрепился еще и законодательно, поручил устранить Президент: до 1 октября правительство представит предложения для создания новой нацмодели торговли. Ответственный – премьер Мишустин.

Если без канцеляризмов – регулирование розницы пересмотрят с учетом того, как развиваются е-ком и платформенная экономика.

Такое Кремль предлагает не впервые: в АП еще весной проговорили, что выход из кризиса для супермаркетов – в дерегуляции. Опасность маркетплейсов не в том, что они удобнее и для них принимают щадящие законы, а в том, что офлайн задавлен регуляторикой, принятой еще в 90-х.

Теперь нужно только, чтобы правительство эти мезозойские НПА вычислили и отменили все то, что морально умерло, но продолжает мучить бизнес.
Forwarded from Русский ритейл и бизнес
У Ozon возник логистический коллапс на нескольких складах в Москве и Питере. Покупателям задерживают заказы, продавцы терпят убытки, а в ожидании разгрузки фуры стоят по пять суток. Проблемы с приёмкой и размещением товаров возникли и в других городах. На складах просто нет места — товары не вывозят и не принимают новые.

Скапливаются очереди по 100 фур. Свободных слотов для отгрузки нет, ближайшие доступные даты — после 3 сентября или позже. Покупатели массово отказываются от товаров, а возвраты приходится оплачивать самим селлерам. Проблемы связаны с нехваткой персонала. С 1 августа Ozon отказался от найма сотрудников для складов на аутсорсе и нанимает сотрудников с помощью собственной кадровой платформы. @retailrus
Очередное хайповое предложение - скорее всего, оно ни к чему не приведет, но поможет еще раз закрепить в головах людей идею, что им все всегда должны. Мало того, что государство, но даже частный бизнес.

И не важно, что МСП находится в перманентной турбулентности уже пять лет, начиная с ковида - теперь его надо обязать выплачивать отпускные премии.

То, что за дополнительной регуляцией и возможной финансовой нагрузкой может последовать банальное закрытие этого самого бизнеса - в голову спикеру не приходит. И тогда уже лояльность кадрам проявлять будет не к кому.
По данным исследователей, паническое потребление – один из главных способов борьбы со стрессом.

Из числа тех, кто прибегает к шопингу, чтобы справиться с напряжением, 28% делают это иногда, а 10% – часто и очень часто. В то же время 47% прибегают к покупкам, чтобы почувствовать себя счастливыми, а 53% делают покупки редко или вообще никогда.

Понимаете, да? Тот рост е-кома и реборн ТЦ, который мы наблюдаем в последний год, черпают ресурсы в первую очередь из эмоций людей (в основном – негативных). Это объясняет, почему в периоды кризиса рост коммерции останавливается последним.

Треть россиян (31,5%) признались в компульсивных покупках. Женщины чаще идут за покупками от стресса (63% против 51%), а 59% мужчин покупают ради развлечения.

При сильном стрессе каждый пятый обращается к психологам, почти половина (48,9%) употребляет антидепрессанты, а две трети (72,2%) "лечат нервы" алкоголем. Шопинг в этом ряду выглядит относительно безобидно.

Уровень тревожности россиян держится на отметке 39% и колеблется в пределах 37-44% с начала года. За 15 лет число обращений за психологической помощью выросло вдвое.
Россия - в лидерах (и это не очень хорошо) среди крупных и средних экономик по уровню реальной стоимости денег – даже после снижения ключевой ставки до 18%.

На первом месте прямо сейчас - Бразилия: там при ключевой ставке 15% и годовой инфляции в июле 5,35% реальная процентная ставка достигает 9,65%. Вторая - как раз Россия: при ключевой ставке 18% и инфляции чуть меньше 9% реальная процентная ставка составляет около 9%.

Остальные страны отстают с большим отрывом. У находящейся на третьем месте Индии реальная процентная ставка равна 3,4% – при ключевой ставке 5,5% и инфляции 2,1%. В Китае реальная ставка 2,9% (ключевая – 3%, инфляция – 0,1%).

Но можно ранжировать экономики не по абсолютным показателям, а по тому, насколько сильно ключевая ставка превышает инфляцию. В таком случае на первом месте будет Китай (ключевая ставка в 30 раз выше инфляции), на втором и на третьем местах – Бразилия и Индия соответственно (разница почти в три раза). А Россия на четвертом месте – ключевая ставка выше официальной инфляции в два раза.
Социальная коммерция (формата "ленты коротких видео", который внедряют Ozon и WB) – влажная мечта любого е-коммерса последних лет, которая получает всё больше внимания со стороны профильных СМИ и тг-каналов.

А кому не хочется, чтобы люди заходили на их платформы от скуки? На самом деле, покупки на маркетплейсах часто так и делаются, но это тема для отдельного разговора.

Главная проблема – все проекты по превращению торговых платформ в "мультимедийные площадки" заканчиваются не очень удачно:

1. Wildberries запустил Wibes в марте 2024. За первый месяц монетизации отчитались о 3,7 млн пользователей, но независимый анализ показал: только 9,5% хотя бы раз что-то публиковали. В итоге платформе пришлось вводить монетизацию с неясной рентабельностью: креаторам платят 100₽ за тысячу.

2. "Яндекс" тестирует свой "Ритм" с лета 2024. Авторов пускают только с 1000 подписчиков в соцсетях. Заявляют о 150+ млн охватов, но это показы, а не продажи.

3. Ozon запускал ленту UGC-видео "Моменты" в 2022, и уже в 2023 ее закрыл – дело не пошло. Текущее решение – публичные профили, где можно смотреть чужие отзывы. Такая соцсеть на минималках заходит не особо: юзеры массово ищут, как сделать профили приватными, потому что отзывы – дело интимное.

Что говорить о социальной коммерции, если даже обычные развлекательные платформы типа Nuum от МТС закрываются. В России просто нет места еще для новых соцсетей.

Почему соц-коммерсы проваливаются:

1. Не набирается критической массы UGC-контента – когда постят только бренды, получается витрина, а не соцсеть.

2. Слабая экономика для блогеров – низкие выплаты не мотивируют создавать контент. Искусственно раздувать их большого смысла тоже нет: практика показывает, что авторы теряют мотивацию создавать, как только перекрывают вливания денег.

3. Мировой тренд. С социальной коммерцией не справляются даже заморские коллеги: Amazon закрыл свой Inspire, а в запрещенной соцсети на букву I не зашла функция live-shopping.
Деловая активность малого и среднего бизнеса в июле продолжила снижаться: индекс RSBI - уже пороговые 50 пунктов, т.е. настроения предпринимателей застыли ровно посередине между оптимизмом и пессимизмом.

На минимуме с ноября 2022 года - кадровая компонента, а инвестиционная - минимальный показатель с декабря 2022-го. Из позитива: уменьшилась доля тех, кто прогнозирует сокращение выручки.
Как несложно догадаться, глядя на эту карту, мы – в rest of the world. Знаете, сколько инвестиций из этих $6 млрд обеспечила Россия? $34 млн. Это, справедливости ради, только за 2024 год. С начала этого года – $7 млн.

Как и во всем, инвестиции в IT-стартапы в РФ падают: за прошедший год – на 24%. Тем временем ИИ и машинное обучение остаются абсолютным топом для инвесторов – 44 сделки из 153 общих, что составляет почти треть всех инвестиций в технологии.

Кто и куда вкладывается

Активнее всех работают Malina VC, Kama Flow, фонд "Восход", ФРИИ и Сбер через венчурный трек. Крупнейшая сделка года – $10,25 млн в "Моторику" (реабилитационные технологии), следом Imredi от "Ростелекома" за $9 млн.

Москва забирает 67% всех сделок. Healthcare и Business Software лидируют по количеству вложений (медицина особенно привлекает инвесторов благодаря наглядным результатам ИИ-решений).

Что дальше

Эксперты прогнозируют, что во втором квартале объемы начнут приближаться к показателям 2024 – сделки укрупнятся, а объемы вложений вырастут на 10-20%. Текущее замедление – это жесткая ДКП ЦБ: чем сильнее снизится ставка – а поговаривают, что уже в сентябре она будет 16% – тем лучше для ИТ-бизнеса.

В фокусе остаются автоматизация производства, логистика и ИИ-инфраструктура. Медтех сохраняет привлекательность благодаря госпрограммам цифровизации здравоохранения.
Российский бизнес стал чаще нанимать несовершеннолетних - за год в нескольких сферах количество предложений от работодателей выросло в 1,5-2 раза. Школьников (или учащихся техникумов) чаще всего нанимают в качестве специалистов поддержки, поваров-кассиров и курьеров.

В следующем году число таких сотрудников точно возрастёт - начнут действовать изменения в законе, по которым подростки уже с 14, а не 16 (как сейчас), лет смогут работать в выходные и праздничные дни в течение летних каникул.

Теперь о деньгах: медианная зарплата для сотрудников - от 25 тыс. до 33 тыс. рублей в месяц (+8% за год).
💻💼 Интернет-магазин vs маркетплейс: что эффективнее для бизнеса?

📊 Аналитический центр НАФИ совместно с Союзом электронной торговли изучил опыт использования различных каналов продаж на рынке e-commerce.

Ключевые факты:
🔸 40% представителей e-commerce-бизнеса, которые продают товары только через сайт интернет-магазина, отмечают более высокую долю повторных покупателей,
🔸у компаний, работающих исключительно через маркетплейсы, этот показатель составляет 19%.

При этом 71% представителей e-commerce считают оптимальной комбинированную модель, сочетающую продажи и на сайте, и на маркетплейсах.

📚  Подробные результаты →

#исследования #IT_и_телеком #предпринимательство
Не можете найти работу в IT? Возможно, у вас слишком высокая квалификация.

Участники рынка на LinkedIn и эксперты в России говорят, что айти-работники столкнулись с необычным кризисом: опытных разработчиков не берут на работу именно из-за их большого стажа – специалисты со стажем 5-10-15 лет испытывает трудности с поиском работы.

На самом деле, за фразой "извините, у вас слишком большой опыт" может скрываться сразу несколько мотиваций:

• Зарплатные ожидания не совпадают с бюджетом. Senior хочет миллион в месяц, а вакансия предполагает вдвое меньше. Эйчары предпочитают не говорить об этом прямо – этого требует имидж компании.

• Конкуренция резко выросла. По данным hh.ru, если в 2024-м на вакансию приходилось 5-6 резюме, сейчас – больше десяти (из-за засилья джунов и новых инструментов поиска: разработчику средней руки несложно написать программу, которая будет откликаться на ~100 вакансий в день). Работодатели стали капризнее.

• Текучка. Опытный разработчик либо заскучает от простых задач, либо начнет учить руководство жизни – этого боятся компании. Многим проще взять сотрудника послабее, но с мотивацией расти и без звезды во лбу.

• Реальная квалификация не соответствует заявленной. Пожалуй, самое очевидное: за красивым резюме может скрываться плохой спец – об этом тоже не всегда говорят прямо.
Непривычные новости: в России подешевели продукты

За июль цены на большинство социально значимых продуктов питания снизились на 3,7%. Подешевели товары в 16 из 25 категорий продуктов первой необходимости – об этом говорят данные АКОРТ.

Лидеры по снижению цен – овощи борщевого набора, где падение самое большое:

• Картофель подешевел на 36,2%
• Белокочанная капуста – на 34,7%
• Свекла – на 29,3%
• Морковь – на 29,2%
• Репчатый лук – на 23,2%

Также заметно снизились цены на черный чай (-7,8%), рис (-6,9%), вермишель (-6,8%), куриные яйца (-6,3%) и сезонные яблоки (-5,2%).

Закупочные цены выросли на пшено (+21%), пшеничную муку (+4,5%) и гречневую крупу (+3,9%) – рост производители пока не переложили на потребителей, но это вопрос времени.

Другая головная боль в преддверии осени – это школьная форма

Сейчас родители тратят в среднем 15-20 тысяч рублей на то, чтобы одеть ребенка к новому учебному году.

Тут тоже планируется подешевение.

Эксперты прогнозируют снижение цен на школьную форму и принадлежности до 35% уже в первой декаде сентября. Правда, с оговоркой – максимальные скидки будут на остатки, где выбор товаров ограничен.
Интересный тренд на стыке виноделия и туризма: россияне стали (наконец) отходить от привычных свадебных форматов в сторону камерных и специфических в плане локации.

В лидерах - свадьбы в винных шато или просто в горных районах. В случае нашего юга - это почти всегда совпадает. Для винного бизнеса плюсы очевидны - дополнительный заработок на проведении ивентов. В общем, формат, который во многих странах себя уже давно зарекомендовал, начинает пускать корни и у нас.
Forwarded from Кот Эльвиры
🇷🇺 Доходы от приватизации превысили план почти в пять раз

В 2025 году доходы от приватизации в России превысили плановые показатели почти в пять раз: вместо ожидаемых 5,5 млрд рублей бюджет получил более 27 млрд, следует из данных Росимущества.

Основную часть поступлений обеспечили некрупные сделки — в частные руки переходили малые и средние предприятия, выставочные центры и базы отдыха.

Так, в Ярославской области было приватизировано три объекта на сумму 200 млн рублей. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области за полгода продажи принесли 985 млн рублей.

@KotElviry
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
От развития онлайн-розницы выигрывают не только сами маркетплейсы - но еще и логистическая сфера. Так, за первые полгода в стране ввели на 88% складских площадей больше, чем за то же время год назад. Подавляющая их часть пришлась на регионы.

Второй драйвер роста, помимо маркетплейсов - федеральные розничные сети, которые также начали стратегическую экспансию за пределы 3-5 крупнейших городских агломераций.
Доходы самозанятых продолжают расти: по данным платформы "Консоль", за последний год средняя выплата за одну сделку выросла на 8% – с 13 787 до 14 907 рублей.

В целом показатель, конечно, скромный, но только из-за крошечной моды – разовых выплат курьеров и таксистов, которые составляют большинство самозанятых. У малых предпринимателей под статусом СЗ разовые выплаты гораздо выше.

Вот самые оплачиваемые сферы, где у самозанятых максимальный чек:

1. Застройка выставок и рекламных конструкций – 100 538 рублей
2. Консалтинг для бизнеса – 87 100 рублей
3. Услуги в сфере недвижимости – 72 935 рублей
4. Строительство – 64 772 рублей

Люди массово уходят из найма в свободное плавание, особенно в строительстве и консалтинге (сфер, где принято работать либо в найме, либо через ИП и ООО). Это уже не про выживание и экономию – это про осознанный выбор формата работы.

Сейчас самозанятых в России 14 миллионов человек, а к 2029 году их число вырастет до 18 миллионов. Каждый пятый работающий россиянин скоро будет сам себе начальник.
Соревнование под названием "как усложнить жизнь российскому бизнесу" между депутатами Госдумы набирает ход.

Еще раз - серьезно обсуждать такое невозможно, но не брать в расчет озвучиваемое тоже нельзя. В конце концов, они создают фон и настроение как среди людей принимающих решения, так и среди населения - и в этом случае принятие закона, который будет работать только на бумаге, станет намного реальнее.
На фоне сокращения урожая гречихи в России цены на нее могут вырасти на 15% в следующем году. В конце августа упаковка крупы весом 800 г стоила в среднем 93,8 рубля, а в 2026 году может достичь 107,87 рубля.

Урожай гречихи по итогам текущего года может упасть до минимума за последние шесть лет — на 35% по сравнению с прошлым годом, до 788 тыс. тонн. Два года назад в стране собрали рекордные 1,6 млн тонн.

Падение урожайности связано с сокращением посевных площадей до минимальных 746,4 тыс. га за последние 22 года (–32,2% к прошлому году). Это обусловлено засухой, а также переизбытком предложения.

В последние годы аграрии накопили значительные запасы крупы, что привело к падению закупочных цен и снижению рентабельности. Низкие цены вынудили сельхозпроизводителей переключиться на масличные культуры: сою, рапс, подсолнечник. По данным министерства Алтайского края, в прошлом году рентабельность гречихи была почти в 10 раз ниже масличных культур. Рост операционных затрат на технику, топливо, удобрения и средства защиты растений также снизил маржинальность производства гречихи.

Несмотря на отсутствие угрозы дефицита, учитывая накопленные запасы, россиян ожидает постепенное удорожание крупы на фоне стабильного спроса и общей инфляции.
Санкции против российских компаний не оказали существенного отрицательного воздействия на их выручку (исследование НИУ ВШЭ).

Практически нулевым эффект был для обрабатывающей промышленности, энергетики и ЖКХ, транспорта, финансов. Более того - ограничения стимулировали расширение деятельности подсанкционных предприятий в отдельных сегментах (например, IT и АПК).

Причин слабого влияния санкций несколько: от возросшего спроса внутри страны до "поворота на Восток".