Forwarded from На кухне у повара
На фоне сокращения урожая гречихи в России цены на нее могут вырасти на 15% в следующем году. В конце августа упаковка крупы весом 800 г стоила в среднем 93,8 рубля, а в 2026 году может достичь 107,87 рубля.
Урожай гречихи по итогам текущего года может упасть до минимума за последние шесть лет — на 35% по сравнению с прошлым годом, до 788 тыс. тонн. Два года назад в стране собрали рекордные 1,6 млн тонн.
Падение урожайности связано с сокращением посевных площадей до минимальных 746,4 тыс. га за последние 22 года (–32,2% к прошлому году). Это обусловлено засухой, а также переизбытком предложения.
В последние годы аграрии накопили значительные запасы крупы, что привело к падению закупочных цен и снижению рентабельности. Низкие цены вынудили сельхозпроизводителей переключиться на масличные культуры: сою, рапс, подсолнечник. По данным министерства Алтайского края, в прошлом году рентабельность гречихи была почти в 10 раз ниже масличных культур. Рост операционных затрат на технику, топливо, удобрения и средства защиты растений также снизил маржинальность производства гречихи.
Несмотря на отсутствие угрозы дефицита, учитывая накопленные запасы, россиян ожидает постепенное удорожание крупы на фоне стабильного спроса и общей инфляции.
Урожай гречихи по итогам текущего года может упасть до минимума за последние шесть лет — на 35% по сравнению с прошлым годом, до 788 тыс. тонн. Два года назад в стране собрали рекордные 1,6 млн тонн.
Падение урожайности связано с сокращением посевных площадей до минимальных 746,4 тыс. га за последние 22 года (–32,2% к прошлому году). Это обусловлено засухой, а также переизбытком предложения.
В последние годы аграрии накопили значительные запасы крупы, что привело к падению закупочных цен и снижению рентабельности. Низкие цены вынудили сельхозпроизводителей переключиться на масличные культуры: сою, рапс, подсолнечник. По данным министерства Алтайского края, в прошлом году рентабельность гречихи была почти в 10 раз ниже масличных культур. Рост операционных затрат на технику, топливо, удобрения и средства защиты растений также снизил маржинальность производства гречихи.
Несмотря на отсутствие угрозы дефицита, учитывая накопленные запасы, россиян ожидает постепенное удорожание крупы на фоне стабильного спроса и общей инфляции.
Санкции против российских компаний не оказали существенного отрицательного воздействия на их выручку (исследование НИУ ВШЭ).
Практически нулевым эффект был для обрабатывающей промышленности, энергетики и ЖКХ, транспорта, финансов. Более того - ограничения стимулировали расширение деятельности подсанкционных предприятий в отдельных сегментах (например, IT и АПК).
Причин слабого влияния санкций несколько: от возросшего спроса внутри страны до "поворота на Восток".
Практически нулевым эффект был для обрабатывающей промышленности, энергетики и ЖКХ, транспорта, финансов. Более того - ограничения стимулировали расширение деятельности подсанкционных предприятий в отдельных сегментах (например, IT и АПК).
Причин слабого влияния санкций несколько: от возросшего спроса внутри страны до "поворота на Восток".
Вот какие правовые коллизии иногда случаются: новые технические требования для освидетельствования эскалаторов ввели быстрее, чем под это появилась нужная инфраструктура.
В итоге тысячи траволаторов, эскалаторов и подъемников для инвалидов в ТЦ могут остановить уже 1 сентября.
Дело было так: 1 сентября 2024 года в России вступили новые правила безопасного использования эскалаторов и траволаторов. Все освидетельствования, выданные до этой даты, действуют ровно год – до 1 сентября 2025-го.
Новые правила радикально меняют ситуацию: аккредитованных организаций, которые могут проводить освидетельствование по новым правилам, еще просто не появилось.
Как итог: прежнюю систему аттестации отменили, новую не создали. В итоге владельцы ТЦ обязаны пройти проверки, но физически не могут.
Решения
Союз торговых центров просит Ростехнадзор ввести переходный период до 1 сентября 2027.
Другие предлагают продлить срок действия прежних сертификатов или ускорить создание реестра аккредитованных лабораторий.
В итоге тысячи траволаторов, эскалаторов и подъемников для инвалидов в ТЦ могут остановить уже 1 сентября.
Дело было так: 1 сентября 2024 года в России вступили новые правила безопасного использования эскалаторов и траволаторов. Все освидетельствования, выданные до этой даты, действуют ровно год – до 1 сентября 2025-го.
Новые правила радикально меняют ситуацию: аккредитованных организаций, которые могут проводить освидетельствование по новым правилам, еще просто не появилось.
Как итог: прежнюю систему аттестации отменили, новую не создали. В итоге владельцы ТЦ обязаны пройти проверки, но физически не могут.
Решения
Союз торговых центров просит Ростехнадзор ввести переходный период до 1 сентября 2027.
Другие предлагают продлить срок действия прежних сертификатов или ускорить создание реестра аккредитованных лабораторий.
Кажется, религиозное отношение россиян к корочке об окончании ВУЗа стало уходить: 46% опрошенных считают достаточным среднее профессиональное образование, а необходимость "вышки" признают только 29,3%.
В последние годы много говорилось о том, что советская и постсоветская мечта об университетском дипломе - больше не про желание дать/получить качественное образование, а про фетиш, который якобы должен обеспечить карьерный рост и безбедное существование.
Общее падение уровня ВУЗов закономерно привело к девальвации значения высшего образования - работодатель всё чаще интересуется реальными скиллами, а не "корочкой" - только 28% опрошенных признавались, что диплом у них запрашивали при каждом трудоустройстве, тогда как каждый десятый никогда не сталкивался с подобным требованием. А не по специальности сейчас в стране работают аж 40% россиян - еще одно подтверждение, что высшее образование - не гарантия трудоустройства в целом и по специальности в частности.
За 30 с лишним летом после распада СССР доля россиян с высшим образованием почти утроилась - с 11% в 1989-м до 31% в последние годы. И, наконец, люди поняли, что ехать лучше, чем шашечки - нет никакого смысла коллекционировать красивые дипломы, которые никак не помогают при трудоустройстве, если можно получить профессиональное образование и стать спецом, за которым охотятся статусные работодатели. Кстати, в ЕС на прошлый год высшее образование имели 33,5% жителей - почти столько же, сколько и в РФ.
В последние годы много говорилось о том, что советская и постсоветская мечта об университетском дипломе - больше не про желание дать/получить качественное образование, а про фетиш, который якобы должен обеспечить карьерный рост и безбедное существование.
Общее падение уровня ВУЗов закономерно привело к девальвации значения высшего образования - работодатель всё чаще интересуется реальными скиллами, а не "корочкой" - только 28% опрошенных признавались, что диплом у них запрашивали при каждом трудоустройстве, тогда как каждый десятый никогда не сталкивался с подобным требованием. А не по специальности сейчас в стране работают аж 40% россиян - еще одно подтверждение, что высшее образование - не гарантия трудоустройства в целом и по специальности в частности.
За 30 с лишним летом после распада СССР доля россиян с высшим образованием почти утроилась - с 11% в 1989-м до 31% в последние годы. И, наконец, люди поняли, что ехать лучше, чем шашечки - нет никакого смысла коллекционировать красивые дипломы, которые никак не помогают при трудоустройстве, если можно получить профессиональное образование и стать спецом, за которым охотятся статусные работодатели. Кстати, в ЕС на прошлый год высшее образование имели 33,5% жителей - почти столько же, сколько и в РФ.
Forwarded from Fashion retail
Одежда и обувь занимает второе место по универсальным категориям «счастья» после продуктов
«Яков и Партнеры» совместно с «Ромир» опросили 2,6 тыс. респондентов о том, как покупки влияют на их уровень счастья. («Новое российское общество. Помогают ли покупки обрести счастье?», август 2025).
Максимум удовольствия от покупок одежды и обуви получают 57% женщин и 30% мужчин. При этом для мужчин фэшн-категория тоже занимает первое место, за ней следуют автотовары и электроника. 14% женщин получают сравнимые эмоции от покупок ювелирных изделий.
Респонденты прямо не называют шопинг источником счастья, однако среди его любителей счастливых людей больше на 17% (67% против 50%).
™️ Fashion retail
«Яков и Партнеры» совместно с «Ромир» опросили 2,6 тыс. респондентов о том, как покупки влияют на их уровень счастья. («Новое российское общество. Помогают ли покупки обрести счастье?», август 2025).
Максимум удовольствия от покупок одежды и обуви получают 57% женщин и 30% мужчин. При этом для мужчин фэшн-категория тоже занимает первое место, за ней следуют автотовары и электроника. 14% женщин получают сравнимые эмоции от покупок ювелирных изделий.
Респонденты прямо не называют шопинг источником счастья, однако среди его любителей счастливых людей больше на 17% (67% против 50%).
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Российским компаниям всё тяжелее справляться с нехваткой оборотного капитала - на это жалуется уже каждая третья компания (данные РСПП). Для понимания: в I квартале основной проблемой была ситуация со спросом, но спустя несколько месяцев она отошла на второй план.
На втором месте среди часто упоминаемых барьеров для ведения бизнеса осталась сложность с кредитованием: о ней заявляют 32% компаний (ранее было 29%). А доля компаний, жалующихся на снижение спроса на продукцию, теперь немного сократилась, составив 30% вместо 38% и заняв третье место.
Среди других явных ухудшений – увеличение сразу в два раза (с 9 до 18%) тех, кто говорит о невозможности покупки нового оборудования из-за ограничения импорта.
На втором месте среди часто упоминаемых барьеров для ведения бизнеса осталась сложность с кредитованием: о ней заявляют 32% компаний (ранее было 29%). А доля компаний, жалующихся на снижение спроса на продукцию, теперь немного сократилась, составив 30% вместо 38% и заняв третье место.
Среди других явных ухудшений – увеличение сразу в два раза (с 9 до 18%) тех, кто говорит о невозможности покупки нового оборудования из-за ограничения импорта.
Сделать "Ленту" снова великой: как сеть Мордашова от убытков пришла к крупнейшему поглощению 2025 года
Сейчас уже как-то странно вспоминать, но вообще-то в 2023 "Лента" провалилась в убытки – 1,8 млрд рублей.
Убыток этот был во многом технический: компания купила сеть магазинов "Монетка", выручка и операционная прибыль выросли, но обесценение активов и долги, коих к концу года набралось 140 млрд рублей (!), поставили под угрозу целостность бизнеса в 2024 – год высоких ставок и инфляции.
Но "Лента" вывезла: в 2024 году компания получила 22,5 млрд рублей чистой прибыли против убытка годом ранее. Вернувшись в финансовое равновесие, "Лента" (у которой всегда было меньше магазинов, чем у ритейлеров-конкурентов – мы об этом писали) решила продолжить экспансию.
Выбор пал на сеть, у которой проблем еще больше, чем у "Ленты" образца 2023 – "О'кей", с которыми они сейчас обсуждают сделку
Почему "О'кей" решил продать свои активы?
• Стагнация. Гипермаркеты генерируют 60% выручки, но растут всего на 1,6% при официальной инфляции в разы выше. Трафик падает на 5%. В это их дисканутеры "Да!" показывают рост и трафика (5,3%), и выручки (14,3%) – их они продавать не намерены.
• Долги. Коэффициент "чистый долг/EBITDA" составляет критические 3,24× – один из худших показателей среди российских ритейлеров. Долги реально огромные – 47 млрд рублей.
• Юридические риски. Регистрация в Люксембурге создает проблемы – акции скоро станут недоступны неквалам, а редомициляцию (смену юрисдикции) никто не комментирует.
Предполагаемая сумма сделки – 40-55 млрд рублей. На фоне этих новостей акции "О'кея" выросли на 27%, "Лента" тоже пошла вверх. По итогам сделки первые получат деньги для агрессивного развития дискаунтера, а Мордашов и компания – 77 новых гипермаркетов, что расширит их сеть на треть.
Сейчас уже как-то странно вспоминать, но вообще-то в 2023 "Лента" провалилась в убытки – 1,8 млрд рублей.
Убыток этот был во многом технический: компания купила сеть магазинов "Монетка", выручка и операционная прибыль выросли, но обесценение активов и долги, коих к концу года набралось 140 млрд рублей (!), поставили под угрозу целостность бизнеса в 2024 – год высоких ставок и инфляции.
Но "Лента" вывезла: в 2024 году компания получила 22,5 млрд рублей чистой прибыли против убытка годом ранее. Вернувшись в финансовое равновесие, "Лента" (у которой всегда было меньше магазинов, чем у ритейлеров-конкурентов – мы об этом писали) решила продолжить экспансию.
Выбор пал на сеть, у которой проблем еще больше, чем у "Ленты" образца 2023 – "О'кей", с которыми они сейчас обсуждают сделку
Почему "О'кей" решил продать свои активы?
• Стагнация. Гипермаркеты генерируют 60% выручки, но растут всего на 1,6% при официальной инфляции в разы выше. Трафик падает на 5%. В это их дисканутеры "Да!" показывают рост и трафика (5,3%), и выручки (14,3%) – их они продавать не намерены.
• Долги. Коэффициент "чистый долг/EBITDA" составляет критические 3,24× – один из худших показателей среди российских ритейлеров. Долги реально огромные – 47 млрд рублей.
• Юридические риски. Регистрация в Люксембурге создает проблемы – акции скоро станут недоступны неквалам, а редомициляцию (смену юрисдикции) никто не комментирует.
Предполагаемая сумма сделки – 40-55 млрд рублей. На фоне этих новостей акции "О'кея" выросли на 27%, "Лента" тоже пошла вверх. По итогам сделки первые получат деньги для агрессивного развития дискаунтера, а Мордашов и компания – 77 новых гипермаркетов, что расширит их сеть на треть.
В России обанкротился космический стартап SR Space
Компания, которая хотела разрабатывать спутники и многоразовые ракеты по примеру Маска, заканчивает II триместр 2025 в очень тяжелом положении: в апреле ФНС заблокировала SR Space счета – как тогда утверждал гендир, из-за "кассового разрыва".
А уже в августе арбитражный суд Москвы признал компанию банкротом по иску налоговой инспекции с долгом ~5 млн рублей. Конкурсное производство открыто.
Что будет дальше – неясно: с одной стороны непонятно, как и куда расти. С другой – стартап не отчаивается и продолжает работу. Вот цитата главы стартапа Олега Мансурова:
За время существования компания успела привлечь 23,5 млн рублей в рамках pre-IPO летом 2024, планируя собрать 1,5 млрд рублей за 10% капитала.
Частный космос в РФ
Почему связка "космос и российский бизнес" сегодня вызывает скорее недоумение и насмешки, а не веру и инвестиции? Космо-стартапы ведь запускали не только SR Space – были и другие. Но все они упирались в одни и те же ограничения:
• Инфраструктура: МСП имеют ограниченный доступ к космодромам, станциям слежения и испытательным стендам, а без этого создать космическую технику невозможно.
• Инвестиций: тут космос упирается в тот же потолок, что и любой другой бизнес – им всем не хватает денег. В 2024 в России в космические проекты вложили меньше 1 млрд рублей, в Китае – $2,7 млрд, в США – $2,6 млрд. Высокая ключевая ставка и неразвитый венчурный рынок только усугубляют ситуацию.
• Отсутствие отраслевой экспертизы: Компании не понимают важность обратной связи с отраслевым сообществом, а без системной научно-технической экспертизы и сертификации создать ракетно-космическую технику нереально.
• Госзаказы недоступны: Нет равных условий участия в госзакупках для МСП, как и централизованной системы госзакупок.
Пример другой компании – стартап "3Д Исследования и Разработки" разрабатывает ракету-носитель сверхлегкого класса "Воронеж", летные испытания планируются только на 2028–2029. По данным Корпорации МСП, в космической сфере работает 108 компаний МСП.
Компания, которая хотела разрабатывать спутники и многоразовые ракеты по примеру Маска, заканчивает II триместр 2025 в очень тяжелом положении: в апреле ФНС заблокировала SR Space счета – как тогда утверждал гендир, из-за "кассового разрыва".
А уже в августе арбитражный суд Москвы признал компанию банкротом по иску налоговой инспекции с долгом ~5 млн рублей. Конкурсное производство открыто.
Что будет дальше – неясно: с одной стороны непонятно, как и куда расти. С другой – стартап не отчаивается и продолжает работу. Вот цитата главы стартапа Олега Мансурова:
"Да, нас уже не 140, как прошлой осенью, но команда сохранила своё инженерное ядро. Мы продолжаем разработку многоразовой ракеты и планируем лётные испытания возврата первой ступени".
За время существования компания успела привлечь 23,5 млн рублей в рамках pre-IPO летом 2024, планируя собрать 1,5 млрд рублей за 10% капитала.
Частный космос в РФ
Почему связка "космос и российский бизнес" сегодня вызывает скорее недоумение и насмешки, а не веру и инвестиции? Космо-стартапы ведь запускали не только SR Space – были и другие. Но все они упирались в одни и те же ограничения:
• Инфраструктура: МСП имеют ограниченный доступ к космодромам, станциям слежения и испытательным стендам, а без этого создать космическую технику невозможно.
• Инвестиций: тут космос упирается в тот же потолок, что и любой другой бизнес – им всем не хватает денег. В 2024 в России в космические проекты вложили меньше 1 млрд рублей, в Китае – $2,7 млрд, в США – $2,6 млрд. Высокая ключевая ставка и неразвитый венчурный рынок только усугубляют ситуацию.
• Отсутствие отраслевой экспертизы: Компании не понимают важность обратной связи с отраслевым сообществом, а без системной научно-технической экспертизы и сертификации создать ракетно-космическую технику нереально.
• Госзаказы недоступны: Нет равных условий участия в госзакупках для МСП, как и централизованной системы госзакупок.
Пример другой компании – стартап "3Д Исследования и Разработки" разрабатывает ракету-носитель сверхлегкого класса "Воронеж", летные испытания планируются только на 2028–2029. По данным Корпорации МСП, в космической сфере работает 108 компаний МСП.
ЕБИТДА
Кажется, религиозное отношение россиян к корочке об окончании ВУЗа стало уходить: 46% опрошенных считают достаточным среднее профессиональное образование, а необходимость "вышки" признают только 29,3%. В последние годы много говорилось о том, что советская…
Еще про вопросы образования: почти треть (28%) предпринимателей малого и среднего бизнеса самым полезным предметом в школе считают...обществознание. Объяснение логичное - знания предмета помогают разбираться в правовых и налоговых вопросах в повседневной работе. На втором месте - математика (20% опрошенных), что тоже логично.
И это важно для понимания того, чего на самом деле ждет бизнес от системы образования, т.к. в последнее время актуализировался вопрос "сцепки" обучения и профессиональных навыков. Другой вопрос, что заявленные программы предметов (в данном случае - обществознание) далеко не всегда реализуются хотя бы наполовину, скатываясь в сторону. Еще лучше было бы пересмотреть цели некоторых предметов, сделав их более прикладными.
Это было бы куда полезнее абстрактных идеологических нарративов, которые напрочь отбивают интерес к предмету у людей возраста 13-17 лет. Проверено сотнями лет. И в итоге - пустая трата времени для всех вместо подготовки к реальной жизни внутри рыночной экономики.
И это важно для понимания того, чего на самом деле ждет бизнес от системы образования, т.к. в последнее время актуализировался вопрос "сцепки" обучения и профессиональных навыков. Другой вопрос, что заявленные программы предметов (в данном случае - обществознание) далеко не всегда реализуются хотя бы наполовину, скатываясь в сторону. Еще лучше было бы пересмотреть цели некоторых предметов, сделав их более прикладными.
Это было бы куда полезнее абстрактных идеологических нарративов, которые напрочь отбивают интерес к предмету у людей возраста 13-17 лет. Проверено сотнями лет. И в итоге - пустая трата времени для всех вместо подготовки к реальной жизни внутри рыночной экономики.
Что происходит в российской экономике прямо сейчас?
Отвечает Минэкономразвития:
• экономический рост практически остановился: его темпы в июле составили 0,4% год к году. По сравнению с июнем (1%) экономика замедлилась в 2,5 раза, а по сравнению с декабрем прошлого года (4,5%) - в 11 раз.
• на грани стагнации (0,8% роста за январь-июль) - промышленность. Производство одежды в июле обвалилось на 7% год к году, мебели - на 12%, электрооборудования - на 6,5%. До 10,2% ускорился спад в металлургии. Тренд затронул и отрасли ВПК: темпы роста уменьшились в 3,5-5 раз. Главный драйвер роста - машиностроительный комплекс (+9,8% год к году за первые семь месяцев года).
• инвестактивность сохраняет рост (+4,3% инвестиций в основной капитал по итогам I полугодия), несмотря на высокую базу прошлых лет. Основные источники роста инвестиций - обрабатывающая и химическая промышленность, а также транспортное машиностроение
• рост потребительской активности в январе-июне составил 2,2% год к году - прежде всего за счет розничной торговли
Отвечает Минэкономразвития:
• экономический рост практически остановился: его темпы в июле составили 0,4% год к году. По сравнению с июнем (1%) экономика замедлилась в 2,5 раза, а по сравнению с декабрем прошлого года (4,5%) - в 11 раз.
• на грани стагнации (0,8% роста за январь-июль) - промышленность. Производство одежды в июле обвалилось на 7% год к году, мебели - на 12%, электрооборудования - на 6,5%. До 10,2% ускорился спад в металлургии. Тренд затронул и отрасли ВПК: темпы роста уменьшились в 3,5-5 раз. Главный драйвер роста - машиностроительный комплекс (+9,8% год к году за первые семь месяцев года).
• инвестактивность сохраняет рост (+4,3% инвестиций в основной капитал по итогам I полугодия), несмотря на высокую базу прошлых лет. Основные источники роста инвестиций - обрабатывающая и химическая промышленность, а также транспортное машиностроение
• рост потребительской активности в январе-июне составил 2,2% год к году - прежде всего за счет розничной торговли
Рост обрабатывающей промышленности в 2025 году составит 2,5-3%. Рост в среднем по отраслям промышленности планируется на уровне 2%. При этом за первое полугодие обработка показала результат в 3,7%.
Главные драйверы роста отрасли сегодня – транспортное машиностроение, радиоэлектроника, фармацевтика и ОПК. Именно эти отрасли тянут всю обработку вверх.
Главные драйверы роста отрасли сегодня – транспортное машиностроение, радиоэлектроника, фармацевтика и ОПК. Именно эти отрасли тянут всю обработку вверх.
Натуральный мед может исчезнуть с полок магазинов в 2026 году
Об этом рассказали не недружественные медиа, а "Парламентская газета" со ссылкой на Союз пчеловодов России.
Начнем с того, что натурального меда в магазинах уже становится все меньше: Роскачество проверило 20 торговых марок фасованного меда и только 13 оказались натуральными. В семи образцах нашли сахарные сиропы, у девяти на упаковке указали неверный сорт – например, "цветочный" вместо подсолнечникового.
Виноваты не пасечники, а переработчики. Председатель Союза пчеловодов говорит, что чем дальше мед уходит от пасеки – тем больше шансов с ним что-то сделать. Пчеловоды дорожат репутацией – им невыгодно портить отношения с покупателями. Переработчикам же это не важно – их никто не знает.
Но почему натуральный мед уступает в России натуральному?
1. Сертификаты
После поправок к закону о пчеловодстве с сентября 2024 года требования к продукции ужесточились. Стоимость анализов и сертификации резко выросла, что делает поставки в торговлю убыточными для мелких пасек.
2. Подделки
Они вышли на такой уровень, что даже опытный гурман не всегда отличит на вкус настоящий мед от искусственного – что говорить о рядовых покупателях.
Свойства у них, конечно, не те, что у меда природного, но учитывая ценник, все это интересует массового потребителя в последнюю очередь.
3. Экономика
Один пример: председатель Союза пчеловодов в этом году обзовнил пчеловодов от Дальнего Востока до Калининграда, но людей, готовых продать мед со всеми документами, не нашлось.
Как итог – пасечники предпочитают держать натуральный мед в хранилищах (оставить для себя или "для своих"), а полки заполоняет "медовый продукт" – искусственный аналог без лечебных свойств.
Об этом рассказали не недружественные медиа, а "Парламентская газета" со ссылкой на Союз пчеловодов России.
Начнем с того, что натурального меда в магазинах уже становится все меньше: Роскачество проверило 20 торговых марок фасованного меда и только 13 оказались натуральными. В семи образцах нашли сахарные сиропы, у девяти на упаковке указали неверный сорт – например, "цветочный" вместо подсолнечникового.
Виноваты не пасечники, а переработчики. Председатель Союза пчеловодов говорит, что чем дальше мед уходит от пасеки – тем больше шансов с ним что-то сделать. Пчеловоды дорожат репутацией – им невыгодно портить отношения с покупателями. Переработчикам же это не важно – их никто не знает.
Но почему натуральный мед уступает в России натуральному?
1. Сертификаты
После поправок к закону о пчеловодстве с сентября 2024 года требования к продукции ужесточились. Стоимость анализов и сертификации резко выросла, что делает поставки в торговлю убыточными для мелких пасек.
2. Подделки
Они вышли на такой уровень, что даже опытный гурман не всегда отличит на вкус настоящий мед от искусственного – что говорить о рядовых покупателях.
Свойства у них, конечно, не те, что у меда природного, но учитывая ценник, все это интересует массового потребителя в последнюю очередь.
3. Экономика
Один пример: председатель Союза пчеловодов в этом году обзовнил пчеловодов от Дальнего Востока до Калининграда, но людей, готовых продать мед со всеми документами, не нашлось.
Как итог – пасечники предпочитают держать натуральный мед в хранилищах (оставить для себя или "для своих"), а полки заполоняет "медовый продукт" – искусственный аналог без лечебных свойств.
Промежуточные итоги 3%-го налога на интернет-рекламу:
• госбюджет получил около 4 млрд рублей (до конца года сборы составят 12 млрд)
• средняя сумма начислений - 70 тыс. руб.
• платформы-лидеры по отчислениям: YouTube, Telegram и Instagram
Рынок отреагировал на сбор ожидаемо - повышением стоимости своих услуг (причем закладываются не только 3%, но и потенциальные штрафы). Из-за этого до конца года стоимость услуг рекламных агентств может вырасти до 7% - а возможным выходом из-за растущей административной нагрузки для многих небольших агентств могут стать "серые" схемы для части бюджетов.
И тут как раз требуется позитивное вмешательство регуляторов - чтобы через упрощение отчетности и нагрузки на некрупных игроков предотвратить усиление непрозрачности рынка.
• госбюджет получил около 4 млрд рублей (до конца года сборы составят 12 млрд)
• средняя сумма начислений - 70 тыс. руб.
• платформы-лидеры по отчислениям: YouTube, Telegram и Instagram
Рынок отреагировал на сбор ожидаемо - повышением стоимости своих услуг (причем закладываются не только 3%, но и потенциальные штрафы). Из-за этого до конца года стоимость услуг рекламных агентств может вырасти до 7% - а возможным выходом из-за растущей административной нагрузки для многих небольших агентств могут стать "серые" схемы для части бюджетов.
И тут как раз требуется позитивное вмешательство регуляторов - чтобы через упрощение отчетности и нагрузки на некрупных игроков предотвратить усиление непрозрачности рынка.
Forwarded from Spydell_finance (Paul Spydell)
Потребительский спрос в России продолжает замедляться
▪️ Розничный товарооборот вырос на 1.8% г/г, с фев.25 темпы роста опустились в диапазон 1-1.8% г/г после экстремально высоких темпов 5-8% г/г в прошлом году.
К июл.23 рост на 9%, к июл.21 +12.8%, к июл.19 +18.8%, а к июл.14 +8.8%.
Здесь и далее приведены данные на основе статистических рядов, предоставленных Росстатом, тогда как в презентационных таблицах Росстата данные отличаются (по рознице выше, а по услугам ниже). Бардак в статистике – давняя история, даже по якорным индикаторам нет никакой согласованности и не сходятся контрольные суммы.
За 7м25 розничные продажи выросли на 1.9% г/г, к 7м24 +11.7%, к 7м21 +12.1%, к 7м19 +17.9%, а к 7м14 всего +8.2%.
За 11 лет рост на 8.2% соответствует 0.72% среднегодовому приросту.
Высокая интенсивность роста в 2023-2024 связана с тремя обстоятельствами:
- прежде всего экстремально низкая база 2022, когда розничные продажи падали на 9-11%;
- рост реальных располагаемых доходов всего за счет опережающих темпов роста номинальных доходов в сравнении с инфляцией;
- зарплаты, премиальные и прочие выплаты работниках оборонных предприятий и участникам СВО, которые подняли доходы в разы в группе низких средних доходов, приводя к форсированному росту потребления, в том числе с кредитным рычагом, из-за высокого отложенного спроса/низкого потребительского насыщения в этой группе.
С исключением сезонного сглаживания с начала 2025 рост в пределах 0.5-0.7% к 4кв24.
▪️Услуги выросли на 3.2% г/г в июле, за два года +8.5%, за 4 года + 23.2%, за 6 лет +22.1%, за 11 лет +29%.
Схожая производительность с начала года. За 7м25 рост на 3.2% г/г, к 7м23 + 8.5%, к 7м21 +24.2%, к 7м19 +23.7%, а к 7м14 + 30.3%.
Сейчас в услугах наибольшие темпы роста за 7м25 демонстрируют электронные услуги в области ИКТ с ростом на 21.3% г/г в реальном выражении, формируя лишь 2.5% в общем спросе на услуги, но обеспечивая около 0.5 п.п положительного вклада в общий рост услуг.
Быстрые темпы роста в туризме (+5.6% г/г), гостиницах и средствах размещения (+6.1% г/г), в спорте (+6.3% г/г) и культуре (+4.5% г/г), в совокупности формируя 9.3% в услугах, но обеспечивая более 0.5 п.п в росте услуг.
Растут медицинские услуги на 4.9%, имея вес почти 10% в услугах и это еще 0.5 п.п.
Бытовые услуги выросли на 5.8% г/г, имея вес 12.6% с положительным вкладом более 0.7 п.п.
Вот эти категории внесли основной вклад (более 2.3 п.п) в рост сферы услуг по всем позициям.
Среди емких категорий в минусе транспорт на 2.5% г/г и связь в минусе на 1.2% г/г.
▪️Потребительский спрос в реальном выражении вырос на 1.2% г/г. Почему так при рознице в 1.8% г/г и услугах в 3.2% г/г? Не согласованность статистики.
К июл.23 +7.5%, к июл.21 +13.4%, к июл.19 +18.3%, а к июл.14 +13.1%.
За 7м25 потребительский спрос вырос на 1.6% г/г, +10% за два года, +13.7% за 4 года,+18.6% за 6 лет и +13.2% за 11 лет.
Сейчас розница вблизи стагнации с исключением сезонного фактора (около +0.4-0.7% с начала года), тогда как услуги растут с потенциалом 2.1-2.4% SA, а учитывая вес розницы в 75%, это формирует потребительский спрос в 0.9-1%, что намного меньше 6.7% в 2024 и 7.8% в 2023.
Спрос замедляется – это факт, но пока еще в положительной области во многом за счет услуг.
▪️ Розничный товарооборот вырос на 1.8% г/г, с фев.25 темпы роста опустились в диапазон 1-1.8% г/г после экстремально высоких темпов 5-8% г/г в прошлом году.
К июл.23 рост на 9%, к июл.21 +12.8%, к июл.19 +18.8%, а к июл.14 +8.8%.
Здесь и далее приведены данные на основе статистических рядов, предоставленных Росстатом, тогда как в презентационных таблицах Росстата данные отличаются (по рознице выше, а по услугам ниже). Бардак в статистике – давняя история, даже по якорным индикаторам нет никакой согласованности и не сходятся контрольные суммы.
За 7м25 розничные продажи выросли на 1.9% г/г, к 7м24 +11.7%, к 7м21 +12.1%, к 7м19 +17.9%, а к 7м14 всего +8.2%.
За 11 лет рост на 8.2% соответствует 0.72% среднегодовому приросту.
Высокая интенсивность роста в 2023-2024 связана с тремя обстоятельствами:
- прежде всего экстремально низкая база 2022, когда розничные продажи падали на 9-11%;
- рост реальных располагаемых доходов всего за счет опережающих темпов роста номинальных доходов в сравнении с инфляцией;
- зарплаты, премиальные и прочие выплаты работниках оборонных предприятий и участникам СВО, которые подняли доходы в разы в группе низких средних доходов, приводя к форсированному росту потребления, в том числе с кредитным рычагом, из-за высокого отложенного спроса/низкого потребительского насыщения в этой группе.
С исключением сезонного сглаживания с начала 2025 рост в пределах 0.5-0.7% к 4кв24.
▪️Услуги выросли на 3.2% г/г в июле, за два года +8.5%, за 4 года + 23.2%, за 6 лет +22.1%, за 11 лет +29%.
Схожая производительность с начала года. За 7м25 рост на 3.2% г/г, к 7м23 + 8.5%, к 7м21 +24.2%, к 7м19 +23.7%, а к 7м14 + 30.3%.
Сейчас в услугах наибольшие темпы роста за 7м25 демонстрируют электронные услуги в области ИКТ с ростом на 21.3% г/г в реальном выражении, формируя лишь 2.5% в общем спросе на услуги, но обеспечивая около 0.5 п.п положительного вклада в общий рост услуг.
Быстрые темпы роста в туризме (+5.6% г/г), гостиницах и средствах размещения (+6.1% г/г), в спорте (+6.3% г/г) и культуре (+4.5% г/г), в совокупности формируя 9.3% в услугах, но обеспечивая более 0.5 п.п в росте услуг.
Растут медицинские услуги на 4.9%, имея вес почти 10% в услугах и это еще 0.5 п.п.
Бытовые услуги выросли на 5.8% г/г, имея вес 12.6% с положительным вкладом более 0.7 п.п.
Вот эти категории внесли основной вклад (более 2.3 п.п) в рост сферы услуг по всем позициям.
Среди емких категорий в минусе транспорт на 2.5% г/г и связь в минусе на 1.2% г/г.
▪️Потребительский спрос в реальном выражении вырос на 1.2% г/г. Почему так при рознице в 1.8% г/г и услугах в 3.2% г/г? Не согласованность статистики.
К июл.23 +7.5%, к июл.21 +13.4%, к июл.19 +18.3%, а к июл.14 +13.1%.
За 7м25 потребительский спрос вырос на 1.6% г/г, +10% за два года, +13.7% за 4 года,+18.6% за 6 лет и +13.2% за 11 лет.
Сейчас розница вблизи стагнации с исключением сезонного фактора (около +0.4-0.7% с начала года), тогда как услуги растут с потенциалом 2.1-2.4% SA, а учитывая вес розницы в 75%, это формирует потребительский спрос в 0.9-1%, что намного меньше 6.7% в 2024 и 7.8% в 2023.
Спрос замедляется – это факт, но пока еще в положительной области во многом за счет услуг.
На российских маркетплейсах - экспансия китайских рекламодателей. За первое полугодие их доля увеличилась более чем в два раза год к году - до 7,3% (данные Digital Budget). За первое полугодие китайские бренды увеличили вложения в продвижение на российском рынке в 2,6 раза - до 1,15 млрд руб. В целом в сети с середины 2024 года доля китайских рекламодателей выросла с 1,9% до 3,8%. Объясняется это просто - чем больше инвестиций, тем больше требуется рекламы.
Больше всего размещаются бренды из категорий "Бытовая техника и электроника" (77%) и "Авто" — ее доля оценивается в 5% от общего объема размещений категории на маркетплейсах. А самой "китайской" из онлайн-площадок стал "Яндекс Маркете" (показатель присутствия SOV составил 11,4%), в то же время на Ozon - 5,9%.
Реклама на маркетплейсах - оптимальный инструмент для прагматичных китайских бизнесменов, т.к. она позволяет с максимальной эффективностью использовать вложенные в рекламу средства, анализируя связь между затратами и продажами.
Больше всего размещаются бренды из категорий "Бытовая техника и электроника" (77%) и "Авто" — ее доля оценивается в 5% от общего объема размещений категории на маркетплейсах. А самой "китайской" из онлайн-площадок стал "Яндекс Маркете" (показатель присутствия SOV составил 11,4%), в то же время на Ozon - 5,9%.
Реклама на маркетплейсах - оптимальный инструмент для прагматичных китайских бизнесменов, т.к. она позволяет с максимальной эффективностью использовать вложенные в рекламу средства, анализируя связь между затратами и продажами.
АСИ проанализировала, какие профессии в крупных отраслях экономики окажутся наиболее перспективными через 10 лет. Спойлер - всё крутится вокруг Big Data, автоматизации и роботов.
• промышленность: специалисты по управлению роботизированными производственными комплексами и технологиями цифрового моделирования
• сельское хозяйство: агроаналитики данных, использующие спутниковый и сенсорный мониторинг, а также операторы автономной техники и БПЛА
• энергетика: инженеры по проектированию и обслуживанию энергосистем
• строительство: специалисты по информационному моделированию зданий (Building Information Modeling, BIM)
• промышленность: специалисты по управлению роботизированными производственными комплексами и технологиями цифрового моделирования
• сельское хозяйство: агроаналитики данных, использующие спутниковый и сенсорный мониторинг, а также операторы автономной техники и БПЛА
• энергетика: инженеры по проектированию и обслуживанию энергосистем
• строительство: специалисты по информационному моделированию зданий (Building Information Modeling, BIM)
В июле объем производства сократился на 0,5%, но в целом на фоне последних месяцев текущий уровень относительно неплохой: ниже высоких мая-июня, но пока несколько выше уровня I квартала (данные ЦМАКП).
В годовом выражении промпроизводство в июле увеличилось всего на 0,7% против роста на 1,9% в июне. Драйвером по-прежнему остаются отрасли с доминирующим присутствием оборонных производств.
Наиболее быстрое снижение выпуска за последние три месяца наблюдается в автопроме, добыче угля, производстве прочих готовых изделий и строительных материалов.
В годовом выражении промпроизводство в июле увеличилось всего на 0,7% против роста на 1,9% в июне. Драйвером по-прежнему остаются отрасли с доминирующим присутствием оборонных производств.
Наиболее быстрое снижение выпуска за последние три месяца наблюдается в автопроме, добыче угля, производстве прочих готовых изделий и строительных материалов.
В ритейле произошел самый загадочный камбэк последних лет: "ДКО Электронщик" – старейший в РФ интернет-магазин электроники – вернулся в строй после двух лет санкционного анабиоза.
Этот магазин работал в России с 1993 года (для понимания: "Яндекс" основали в 1997), но полностью остановил работу в 2023 году после попадания в санкционные списки США.
Магазин специализировался на компьютерной электронике и электронных компонентах – нишевый, но важный сегмент для профессионалов и радиолюбителей.
Что известно о возвращении: компания воскресла под тем же юрлицом, но сменила владельца. Вместо ООО "РБА Груп" теперь контроль у Игоря Завьялова, который стал гендиректором еще в 2023.
Главная загадка — деньги. При закрытом магазине компания показала в 2023 году выручку 452 млн рублей, в 2024-м – 265 млн. Откуда доходы при остановленной торговле – непонятно. Госзакупки исключены: последний контракт выиграли в 2015 году.
Короче, неясно ровным счет ничего. Есть вероятность, что это сайд-эффект нормализации с США, но как этот возврат стал возможен – совсем неясно.
Этот магазин работал в России с 1993 года (для понимания: "Яндекс" основали в 1997), но полностью остановил работу в 2023 году после попадания в санкционные списки США.
Магазин специализировался на компьютерной электронике и электронных компонентах – нишевый, но важный сегмент для профессионалов и радиолюбителей.
Что известно о возвращении: компания воскресла под тем же юрлицом, но сменила владельца. Вместо ООО "РБА Груп" теперь контроль у Игоря Завьялова, который стал гендиректором еще в 2023.
Главная загадка — деньги. При закрытом магазине компания показала в 2023 году выручку 452 млн рублей, в 2024-м – 265 млн. Откуда доходы при остановленной торговле – непонятно. Госзакупки исключены: последний контракт выиграли в 2015 году.
Короче, неясно ровным счет ничего. Есть вероятность, что это сайд-эффект нормализации с США, но как этот возврат стал возможен – совсем неясно.
Forwarded from Proeconomics
Россия продолжает полностью зависеть от импорта станков, время «структурной трансформации» после февраля 2022 года не сильно изменило эту картину.
Об этом пишет в журнале «Прогрессивная экономика», №7, 2025, заместитель директора по качеству АО «СтанкоМашКомплекс» Артём Гарин:
«В 2024 году доля иностранных станков из числа закупленных для производства составила 98,3%. В процентном соотношении около 71% объёма ввезенных станков в денежном выражении пришлось на Китай (объём импорта продукции станкостроительной отрасли составил 1,61 млрд долл.). В период с 2020 по 2021 гг., доля Китая была существенно ниже и составляла 20–25% от общей стоимости ввоза станков. В 2024-м ещё 7% пришлось на Тайвань, 4% на Японию, 2,7% – на Германию, 2,5% – на Южную Корею, 2,4% – на Индию, 1,8% – на Турцию».
Далее автор описывает ситуацию в российском станкостроении:
«После сильного, но кратковременного роста в 2022–2023 гг. наблюдается замедление, вызванное исчерпанием конъюнктурных факторов.
- Первым фактором замедления темпов роста является исчерпание отложенного спроса, сформированного в 2020–2021 годах за счёт импортозамещения и активных закупок отечественного оборудования, а также восстановления всех отраслей экономики после пандемии COVID-19.
- Вторым фактором выступает ограниченность производственных мощностей ряда российских предприятий, которые, несмотря на определённое оживление, по-прежнему не обладают достаточными возможностями для массового выпуска высокотехнологичных станков, особенно в сегменте оборудования с числовым программным управлением.
- Третьим фактором можно считать рост себестоимости производства на фоне удорожания материалов, повышения стоимости логистики и комплектующих, удорожания заёмных средств, а также перехода на альтернативные (часто более дорогие) поставки в условиях санкций, что отрицательно сказалось на конкурентоспособности продукции.
- Четвёртым фактором является отсутствие стабильного массового заказа. Большинство российских предприятий в сегменте станкостроения работают по индивидуальным контрактам, не имея гарантированной загрузки мощностей на долгосрочную перспективу.
- И, наконец пятым фактором стала ограниченность доступа к зарубежным технологиям и оборудованию. Санкционные ограничения и прекращение поставок из западных стран значительно осложняют модернизацию производств и освоение новых моделей, особенно в сегменте высокоточной обработки и ЧПУ».
Об этом пишет в журнале «Прогрессивная экономика», №7, 2025, заместитель директора по качеству АО «СтанкоМашКомплекс» Артём Гарин:
«В 2024 году доля иностранных станков из числа закупленных для производства составила 98,3%. В процентном соотношении около 71% объёма ввезенных станков в денежном выражении пришлось на Китай (объём импорта продукции станкостроительной отрасли составил 1,61 млрд долл.). В период с 2020 по 2021 гг., доля Китая была существенно ниже и составляла 20–25% от общей стоимости ввоза станков. В 2024-м ещё 7% пришлось на Тайвань, 4% на Японию, 2,7% – на Германию, 2,5% – на Южную Корею, 2,4% – на Индию, 1,8% – на Турцию».
Далее автор описывает ситуацию в российском станкостроении:
«После сильного, но кратковременного роста в 2022–2023 гг. наблюдается замедление, вызванное исчерпанием конъюнктурных факторов.
- Первым фактором замедления темпов роста является исчерпание отложенного спроса, сформированного в 2020–2021 годах за счёт импортозамещения и активных закупок отечественного оборудования, а также восстановления всех отраслей экономики после пандемии COVID-19.
- Вторым фактором выступает ограниченность производственных мощностей ряда российских предприятий, которые, несмотря на определённое оживление, по-прежнему не обладают достаточными возможностями для массового выпуска высокотехнологичных станков, особенно в сегменте оборудования с числовым программным управлением.
- Третьим фактором можно считать рост себестоимости производства на фоне удорожания материалов, повышения стоимости логистики и комплектующих, удорожания заёмных средств, а также перехода на альтернативные (часто более дорогие) поставки в условиях санкций, что отрицательно сказалось на конкурентоспособности продукции.
- Четвёртым фактором является отсутствие стабильного массового заказа. Большинство российских предприятий в сегменте станкостроения работают по индивидуальным контрактам, не имея гарантированной загрузки мощностей на долгосрочную перспективу.
- И, наконец пятым фактором стала ограниченность доступа к зарубежным технологиям и оборудованию. Санкционные ограничения и прекращение поставок из западных стран значительно осложняют модернизацию производств и освоение новых моделей, особенно в сегменте высокоточной обработки и ЧПУ».