ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
ЕБИТДА
Кажется, религиозное отношение россиян к корочке об окончании ВУЗа стало уходить: 46% опрошенных считают достаточным среднее профессиональное образование, а необходимость "вышки" признают только 29,3%. В последние годы много говорилось о том, что советская…
Еще про вопросы образования: почти треть (28%) предпринимателей малого и среднего бизнеса самым полезным предметом в школе считают...обществознание. Объяснение логичное - знания предмета помогают разбираться в правовых и налоговых вопросах в повседневной работе. На втором месте - математика (20% опрошенных), что тоже логично.

И это важно для понимания того, чего на самом деле ждет бизнес от системы образования, т.к. в последнее время актуализировался вопрос "сцепки" обучения и профессиональных навыков. Другой вопрос, что заявленные программы предметов (в данном случае - обществознание) далеко не всегда реализуются хотя бы наполовину, скатываясь в сторону. Еще лучше было бы пересмотреть цели некоторых предметов, сделав их более прикладными.

Это было бы куда полезнее абстрактных идеологических нарративов, которые напрочь отбивают интерес к предмету у людей возраста 13-17 лет. Проверено сотнями лет. И в итоге - пустая трата времени для всех вместо подготовки к реальной жизни внутри рыночной экономики.
Что происходит в российской экономике прямо сейчас?

Отвечает Минэкономразвития:

• экономический рост практически остановился: его темпы в июле составили 0,4% год к году. По сравнению с июнем (1%) экономика замедлилась в 2,5 раза, а по сравнению с декабрем прошлого года (4,5%) - в 11 раз.

• на грани стагнации (0,8% роста за январь-июль) - промышленность. Производство одежды в июле обвалилось на 7% год к году, мебели - на 12%, электрооборудования - на 6,5%. До 10,2% ускорился спад в металлургии. Тренд затронул и отрасли ВПК: темпы роста уменьшились в 3,5-5 раз. Главный драйвер роста - машиностроительный комплекс (+9,8% год к году за первые семь месяцев года).

• инвестактивность сохраняет рост (+4,3% инвестиций в основной капитал по итогам I полугодия), несмотря на высокую базу прошлых лет. Основные источники роста инвестиций - обрабатывающая и химическая промышленность, а также транспортное машиностроение

• рост потребительской активности в январе-июне составил 2,2% год к году - прежде всего за счет розничной торговли
Рост обрабатывающей промышленности в 2025 году составит 2,5-3%. Рост в среднем по отраслям промышленности планируется на уровне 2%. При этом за первое полугодие обработка показала результат в 3,7%.

Главные драйверы роста отрасли сегодня – транспортное машиностроение, радиоэлектроника, фармацевтика и ОПК. Именно эти отрасли тянут всю обработку вверх.
Натуральный мед может исчезнуть с полок магазинов в 2026 году

Об этом рассказали не недружественные медиа, а "Парламентская газета" со ссылкой на Союз пчеловодов России.

Начнем с того, что натурального меда в магазинах уже становится все меньше: Роскачество проверило 20 торговых марок фасованного меда и только 13 оказались натуральными. В семи образцах нашли сахарные сиропы, у девяти на упаковке указали неверный сорт – например, "цветочный" вместо подсолнечникового.

Виноваты не пасечники, а переработчики. Председатель Союза пчеловодов говорит, что чем дальше мед уходит от пасеки – тем больше шансов с ним что-то сделать. Пчеловоды дорожат репутацией – им невыгодно портить отношения с покупателями. Переработчикам же это не важно – их никто не знает.

Но почему натуральный мед уступает в России натуральному?

1. Сертификаты

После поправок к закону о пчеловодстве с сентября 2024 года требования к продукции ужесточились. Стоимость анализов и сертификации резко выросла, что делает поставки в торговлю убыточными для мелких пасек.

2. Подделки

Они вышли на такой уровень, что даже опытный гурман не всегда отличит на вкус настоящий мед от искусственного – что говорить о рядовых покупателях.

Свойства у них, конечно, не те, что у меда природного, но учитывая ценник, все это интересует массового потребителя в последнюю очередь.

3. Экономика

Один пример: председатель Союза пчеловодов в этом году обзовнил пчеловодов от Дальнего Востока до Калининграда, но людей, готовых продать мед со всеми документами, не нашлось.

Как итог – пасечники предпочитают держать натуральный мед в хранилищах (оставить для себя или "для своих"), а полки заполоняет "медовый продукт" – искусственный аналог без лечебных свойств.
Промежуточные итоги 3%-го налога на интернет-рекламу:

• госбюджет получил около 4 млрд рублей (до конца года сборы составят 12 млрд)

• средняя сумма начислений - 70 тыс. руб.

• платформы-лидеры по отчислениям: YouTube, Telegram и Instagram

Рынок отреагировал на сбор ожидаемо - повышением стоимости своих услуг (причем закладываются не только 3%, но и потенциальные штрафы). Из-за этого до конца года стоимость услуг рекламных агентств может вырасти до 7% - а возможным выходом из-за растущей административной нагрузки для многих небольших агентств могут стать "серые" схемы для части бюджетов.

И тут как раз требуется позитивное вмешательство регуляторов - чтобы через упрощение отчетности и нагрузки на некрупных игроков предотвратить усиление непрозрачности рынка.
Forwarded from Spydell_finance (Paul Spydell)
Потребительский спрос в России продолжает замедляться

▪️ Розничный товарооборот вырос на 1.8% г/г, с фев.25 темпы роста опустились в диапазон 1-1.8% г/г после экстремально высоких темпов 5-8% г/г в прошлом году.
К июл.23 рост на 9%, к июл.21 +12.8%, к июл.19 +18.8%, а к июл.14 +8.8%.

Здесь и далее приведены данные на основе статистических рядов, предоставленных Росстатом, тогда как в презентационных таблицах Росстата данные отличаются (по рознице выше, а по услугам ниже). Бардак в статистике – давняя история, даже по якорным индикаторам нет никакой согласованности и не сходятся контрольные суммы.

За 7м25 розничные продажи выросли на 1.9% г/г, к 7м24 +11.7%, к 7м21 +12.1%, к 7м19 +17.9%, а к 7м14 всего +8.2%.

За 11 лет рост на 8.2% соответствует 0.72% среднегодовому приросту.

Высокая интенсивность роста в 2023-2024 связана с тремя обстоятельствами:

- прежде всего экстремально низкая база 2022, когда розничные продажи падали на 9-11%;

- рост реальных располагаемых доходов всего за счет опережающих темпов роста номинальных доходов в сравнении с инфляцией;

- зарплаты, премиальные и прочие выплаты работниках оборонных предприятий и участникам СВО, которые подняли доходы в разы в группе низких средних доходов, приводя к форсированному росту потребления, в том числе с кредитным рычагом, из-за высокого отложенного спроса/низкого потребительского насыщения в этой группе.

С исключением сезонного сглаживания с начала 2025 рост в пределах 0.5-0.7% к 4кв24.

▪️Услуги выросли на 3.2% г/г в июле, за два года +8.5%, за 4 года + 23.2%, за 6 лет +22.1%, за 11 лет +29%.

Схожая производительность с начала года. За 7м25 рост на 3.2% г/г, к 7м23 + 8.5%, к 7м21 +24.2%, к 7м19 +23.7%, а к 7м14 + 30.3%.

Сейчас в услугах наибольшие темпы роста за 7м25 демонстрируют электронные услуги в области ИКТ с ростом на 21.3% г/г в реальном выражении, формируя лишь 2.5% в общем спросе на услуги, но обеспечивая около 0.5 п.п положительного вклада в общий рост услуг.

Быстрые темпы роста в туризме (+5.6% г/г), гостиницах и средствах размещения (+6.1% г/г), в спорте (+6.3% г/г) и культуре (+4.5% г/г), в совокупности формируя 9.3% в услугах, но обеспечивая более 0.5 п.п в росте услуг.

Растут медицинские услуги на 4.9%, имея вес почти 10% в услугах и это еще 0.5 п.п.

Бытовые услуги выросли на 5.8% г/г, имея вес 12.6% с положительным вкладом более 0.7 п.п.

Вот эти категории внесли основной вклад (более 2.3 п.п) в рост сферы услуг по всем позициям.

Среди емких категорий в минусе транспорт на 2.5% г/г и связь в минусе на 1.2% г/г.

▪️Потребительский спрос в реальном выражении вырос на 1.2% г/г. Почему так при рознице в 1.8% г/г и услугах в 3.2% г/г? Не согласованность статистики.
К июл.23 +7.5%, к июл.21 +13.4%, к июл.19 +18.3%, а к июл.14 +13.1%.

За 7м25 потребительский спрос вырос на 1.6% г/г, +10% за два года, +13.7% за 4 года,+18.6% за 6 лет и +13.2% за 11 лет.

Сейчас розница вблизи стагнации с исключением сезонного фактора (около +0.4-0.7% с начала года), тогда как услуги растут с потенциалом 2.1-2.4% SA, а учитывая вес розницы в 75%, это формирует потребительский спрос в 0.9-1%, что намного меньше 6.7% в 2024 и 7.8% в 2023.

Спрос замедляется – это факт, но пока еще в положительной области во многом за счет услуг.
На российских маркетплейсах - экспансия китайских рекламодателей. За первое полугодие их доля увеличилась более чем в два раза год к году - до 7,3% (данные Digital Budget). За первое полугодие китайские бренды увеличили вложения в продвижение на российском рынке в 2,6 раза - до 1,15 млрд руб. В целом в сети с середины 2024 года доля китайских рекламодателей выросла с 1,9% до 3,8%. Объясняется это просто - чем больше инвестиций, тем больше требуется рекламы.

Больше всего размещаются бренды из категорий "Бытовая техника и электроника" (77%) и "Авто" — ее доля оценивается в 5% от общего объема размещений категории на маркетплейсах. А самой "китайской" из онлайн-площадок стал "Яндекс Маркете" (показатель присутствия SOV составил 11,4%), в то же время на Ozon - 5,9%.

Реклама на маркетплейсах - оптимальный инструмент для прагматичных китайских бизнесменов, т.к. она позволяет с максимальной эффективностью использовать вложенные в рекламу средства, анализируя связь между затратами и продажами.
АСИ проанализировала, какие профессии в крупных отраслях экономики окажутся наиболее перспективными через 10 лет. Спойлер - всё крутится вокруг Big Data, автоматизации и роботов.

• промышленность: специалисты по управлению роботизированными производственными комплексами и технологиями цифрового моделирования

• сельское хозяйство: агроаналитики данных, использующие спутниковый и сенсорный мониторинг, а также операторы автономной техники и БПЛА

• энергетика: инженеры по проектированию и обслуживанию энергосистем

• строительство: специалисты по информационному моделированию зданий (Building Information Modeling, BIM)
В июле объем производства сократился на 0,5%, но в целом на фоне последних месяцев текущий уровень относительно неплохой: ниже высоких мая-июня, но пока несколько выше уровня I квартала (данные ЦМАКП).

В годовом выражении промпроизводство в июле увеличилось всего на 0,7% против роста на 1,9% в июне. Драйвером по-прежнему остаются отрасли с доминирующим присутствием оборонных производств.

Наиболее быстрое снижение выпуска за последние три месяца наблюдается в автопроме, добыче угля, производстве прочих готовых изделий и строительных материалов.
В ритейле произошел самый загадочный камбэк последних лет: "ДКО Электронщик" – старейший в РФ интернет-магазин электроники – вернулся в строй после двух лет санкционного анабиоза.

Этот магазин работал в России с 1993 года (для понимания: "Яндекс" основали в 1997), но полностью остановил работу в 2023 году после попадания в санкционные списки США.

Магазин специализировался на компьютерной электронике и электронных компонентах – нишевый, но важный сегмент для профессионалов и радиолюбителей.

Что известно о возвращении: компания воскресла под тем же юрлицом, но сменила владельца. Вместо ООО "РБА Груп" теперь контроль у Игоря Завьялова, который стал гендиректором еще в 2023.

Главная загадка — деньги. При закрытом магазине компания показала в 2023 году выручку 452 млн рублей, в 2024-м – 265 млн. Откуда доходы при остановленной торговле – непонятно. Госзакупки исключены: последний контракт выиграли в 2015 году.

Короче, неясно ровным счет ничего. Есть вероятность, что это сайд-эффект нормализации с США, но как этот возврат стал возможен – совсем неясно.
Forwarded from Proeconomics
Россия продолжает полностью зависеть от импорта станков, время «структурной трансформации» после февраля 2022 года не сильно изменило эту картину.
Об этом пишет в журнале «Прогрессивная экономика», №7, 2025, заместитель директора по качеству АО «СтанкоМашКомплекс» Артём Гарин:

«В 2024 году доля иностранных станков из числа закупленных для производства составила 98,3%. В процентном соотношении около 71% объёма ввезенных станков в денежном выражении пришлось на Китай (объём импорта продукции станкостроительной отрасли составил 1,61 млрд долл.). В период с 2020 по 2021 гг., доля Китая была существенно ниже и составляла 20–25% от общей стоимости ввоза станков. В 2024-м ещё 7% пришлось на Тайвань, 4% на Японию, 2,7% – на Германию, 2,5% – на Южную Корею, 2,4% – на Индию, 1,8% – на Турцию».

Далее автор описывает ситуацию в российском станкостроении:
«После сильного, но кратковременного роста в 2022–2023 гг. наблюдается замедление, вызванное исчерпанием конъюнктурных факторов.
- Первым фактором замедления темпов роста является исчерпание отложенного спроса, сформированного в 2020–2021 годах за счёт импортозамещения и активных закупок отечественного оборудования, а также восстановления всех отраслей экономики после пандемии COVID-19.

- Вторым фактором выступает ограниченность производственных мощностей ряда российских предприятий, которые, несмотря на определённое оживление, по-прежнему не обладают достаточными возможностями для массового выпуска высокотехнологичных станков, особенно в сегменте оборудования с числовым программным управлением.

- Третьим фактором можно считать рост себестоимости производства на фоне удорожания материалов, повышения стоимости логистики и комплектующих, удорожания заёмных средств, а также перехода на альтернативные (часто более дорогие) поставки в условиях санкций, что отрицательно сказалось на конкурентоспособности продукции.

- Четвёртым фактором является отсутствие стабильного массового заказа. Большинство российских предприятий в сегменте станкостроения работают по индивидуальным контрактам, не имея гарантированной загрузки мощностей на долгосрочную перспективу.

- И, наконец пятым фактором стала ограниченность доступа к зарубежным технологиям и оборудованию. Санкционные ограничения и прекращение поставок из западных стран значительно осложняют модернизацию производств и освоение новых моделей, особенно в сегменте высокоточной обработки и ЧПУ».
Три цифры, которые лучше всего показывают ситуацию с рынком вейпов в России:

- За 2020-2024 продажи вейпов в России увеличились в 9 раз
- За 2024 число потребителей вейпов выросло на 19% (до 5,4 млн чел.)
- За I полугодие 2025 сборы в бюджет от жидкостей для вейпов упали на 96%

Все верно: рынок растет, а сборы от акцизов практически прекратились – в этом году бюджет получил всего 14 млн рублей против 430 млн за тот же период годом ранее.

Причина проста: доля теневого сектора на рынке жидкостей достигла 85%.

Игроки рынка связывают это с заградительными ставками акциза: в 2024 их подняли вдвое – с 20 до 42 рублей за миллилитр, в 2025 довели до 44 руб. При таких ставках флакон объемом 30 мл содержит акциза на 1320 рублей, а в рознице стоит всего 600-700 рублей.

Производители вейпов, привыкшие работать в серой зоне, почесали затылок и решили вернуться обратно в родную тень: число официальных производителей жидкостей сократилось в 23 раза – со 117 до 5 компаний. Сегодня теневой оборот составляет 85-86% от общего рынка в 210-230 млрд рублей.

Основной объем жидкостей производят в РФ, немного завозится из Юго–Восточной Азии.

Вообще-то, ситуация радует мало: помимо недополучек бюджета, самопальные жидкости могут банально вредить потребителям, коих в стране – миллионы человек.

Рецепты решения проблемы

Их пока предлагают два:

1. Союз предприятий индустрии никотиносодержащих изделий (СПИНИ) предлагает снизить акциз до 8,8-10 рублей за миллилитр и дифференцировать ставки в зависимости от содержания никотина.

2. В Росалкогольтабакконтроле (РАТК) считают, что нужно продолжать усилять регуляторику: они топят за лицензирование розничной и оптовой торговли табачными изделиями – соответствующий законопроект уже готовит Минфин.
Все мы слышали о тяжелых условиях труда на е-комовских складах: длиннющий рабочий день, досмотры с раздеванием до нижнего белья.

Но это, как оказывается, не всё – о других проблемах, которые не видны внешним зрителям, рассказывает бывший сотрудник одного из маркетплейсов на Урале.

Для начала, на складах – не совсем ад: свободный график работы позволяет приезжать, когда удобно, а корпоративный транспорт включает утренние и вечерние рейсы. Зарплаты высокие – грамотный сотрудник может зарабатывать до 10 тысяч за смену.

Но есть нюансы

1. Спецодежда часто не подходит по размеру – приходится стоять в очередях на выдаче и потом выяснять в раздевалке, что кроссовки жмут, а футболка мала.

2. За каждым новичком прикрепляется наставник, который на просьбы о помощи реагирует (в основном) неохотно. Получить поддержку от супервайзеров практически невозможно.

3. Штрафы – главная проблема. Они компенсируют высокую зарплату. Их можно получить за что угодно: за нелепые ошибки или вообще ни за что. Многие штрафы можно оспорить, но не все – например, при порче товара отследить виновного часто невозможно, и по шапке прилетает всем.

4. Жесткие осмотры на входе и выходе. Классика: с металлоискателем и раздеванием догола – об этом вы уже знаете. Многие пишут, что охранники роются в грязном белье, которое выносят для стирки.

Зарубежные практики

Вообще-то, такой режим работы – не русская причуда и не попытка вытянуть из низкопроизводительной рабочей силы побольше KPI. Такое отношение к персоналу е-кома – мировой тренд, и перекочевал он к нам от международных лидеров вроде Amazon.

У них всё еще жестче: сканеры считают секунды между выполнением задач, видеонаблюдение с ИИ отслеживает каждое движение, а за превышение времени на задачу может прилететь предупреждение об увольнении. Amazon даже запатентовал браслет, который вибрацией подсказывает рукам сотрудника правильное направление движения.

Так что нашим еще есть, куда стремиться.
В России резко выросло число убыточных компаний - впервые за последние пять лет этот показатель превысил 30% (от всех действующих компаний). И что важно - это без учета МСП.

На лицо системная проблема с целым рядом отраслей. Наибольшие убытки - в добыче угля, водоснабжении и водоотведении, а также в сфере утилизации отходов. В числе убыточных - сухопутный пассажирский транспорт и научные исследования.

Главные причины не новые: высокая ключевая ставка и рост зарплат.
Новость, которая вас обрадует: скорее всего, 12 сентября ЕАЭС снизит торговые пошлины с 15% до 5%.

Беспошлинный порог торговли при этом останется на прежнем уровне (€200 – чрезвычайно низко, но хотя бы без новых занижений), а размер пошлины должен составлять не менее €1 за кг товара. И даже с этими "но" потребителей ждет однозначное удешевление импорта.

Соответствующие решения еще не приняты – их будут обсуждать 12.09. Для окончательного решения нужен консенсус вице-премьеров пяти стран ЕАЭС, но, судя по подготовленным документам, более-менее все сошлись именно на цифре именно в 5%.

Что еще изменится

1. Новый статус для маркетплейсов

Электронная торговля теперь выделяется в отдельный вид деятельности.

Wildberries, Ozon и другие платформы получат статус "операторов электронной торговли". Товары перестанут считаться "для личного пользования" – теперь это полноценная коммерция.

2. НДС на все покупки

В перспективе планируют ввести НДС на все товары из-за рубежа. Пока обсуждают ставку и порядок взимания, но направление ясное – со временем снижение пошлин компенсируется ростом других сборов и административным головняком для маркетплейсов.

3. Легализация “серого” импорта

Более низкая и предсказуемая пошлина может вывести из тени поставки, которые раньше дробили на мелкие партии для ухода от платежей. Для бюджета это плюс – больше прозрачных поступлений.
Индекс PMI обрабатывающей промышленности РФ в августе 2025 года составил 48,7 пункта - а это значит, что индекс находится в зоне спада третий месяц кряду. Правда, по сравнению с июлем очевиден рост - на 1,7 пункта.

От более глубокого падения индекс деловой активности удерживает оптимизм российского бизнеса: ожидания компаний насчет производства в ближайший год улучшились, также выросли инвестиции в рекламу и продвижение новых продуктов. Рост оптимизма спровоцировал рост найма, как итог - компании обрабатывающей промышленности в августе приняли на работу максимальное число сотрудников с июля 2024-го.

Но тренд на общее падение сохраняется, и компании реагируют на него сокращением закупки ресурсов. А низкий спрос не позволяет существенно повышать цены.
Маркетплейсы подъели долю традиционной розницы в еще одной нише, где та ранее доминировала: речь о тяжелом люксе.

На днях Ozon открыл свой люкс-раздел. Внутри – Balenciaga, Bottega Veneta и Maison Margiela. Но важно не столько предприятие Ozon, сколько то, что он стал последним крупным маркетплейсом, который добавил себе этот раздел – теперь люкс есть у всех основных игроков.

С ценообразованием там есть проблемы (впрочем, как и в офлайн-бутиках, которые еще остались в РФ): из-за санкций товары поставляются через зарубежных реселлеров, плюс 15%-ная пошлина на товары дороже 200 евро. Сумка за 300 тысяч рублей обойдется покупателю в 355 тысяч с пошлиной.

Парадоксально, но здесь санкции даже помогают традиционной рознице – если бы не они, официальные бутики зашли бы в российский е-ком еще несколько лет назад, как только почувствовали запах денег.

Что дальше? Для маркетплейсов это логичный этап развития: наращивать объемы уже особо некуда, так что нужно искать максимальную маржу. Тяжелый люкс – подходящая ниша. Сама по себе люкс-витрина укрепляет бренд площадки и привлекает покупателей с крупными чеками, особенно в регионах без офлайн-бутиков.

Главный барьер – доверие к подлинности товаров на рынке, где контрафакт составляет до 80%. Для части потребителей оригинальность продукции – вопрос вторичный, но такие и не станут брать сумку "Биркин" с Ozon за миллион, если по-соседству с ней будет та же самая сумка, но за 4 000 руб.
Роль доставки в российском общепите продолжает расти: потребители все чаще предпочитают доставку, а не поход в заведение (дело в инфляции) - и точки питания подстраиваются под этот тренд.

С 2020-го по 2025-й доля доставки в общем объеме заказов выросла на 11%, а количество сетей, не осуществляющих доставку из своих заведений, снизилось более чем вдвое.
Как ЗОЖ влияет на потребительское поведение

За прошлый год доля россиян, ведущих здоровый образ жизни, составила 9,7%. Рост – 0,6%: с одной стороны, немного, с другой – это около 860 тысяч новых человек, которые сокращают потребление вредных продуктов.

Этого достаточно, чтобы заметно просадить продажи одних товаров и резко нарастить в других. Пара примеров:

1. Россия

Безалкогольное пиво из нишевого выбора становится постоянной составляющей потребкорзины: в I полугодии 2025 потребление безалкогольного пива выросло на 8%. Пивовары расширяют "0.0-линейки", сети выделяют полки и акции – привычка пить без градуса закрепляется.

2. Франция

Французы исключают из своего рациона все красное.

В 2023 продажи говядины и свинины только снижались, а к 2024 птица практически сравнялась со свининой по объемам потребления. Параллельно падает домашнее потребление вина (во Франции!), отрасль сокращает виноградники и ищет новые форматы – от более легких вин до безалкогольных.

3. Великобритания

Налоги сделали sugar free новой нормой. После введения SDIL (доп. налог на сладку продукцию) домохозяйства стали потреблять меньше сладкого (в целом на 10-15 грамм сахара в неделю), производители переделали рецептуры, а Zero и Light-напитки заняли лучшие полки в магазинах.

4. США

Долгая нисходящая кривая молока: подушевое потребление питьевого коровьего молока снижается уже 70 лет подряд. На полке по умолчанию – безлактозное и растительные альтернативы: для понимания, глобальный рынок растительного молока в 2024 году достиг $28,6, из них США ≈ $8,1 млрд.