ЕБИТДА
Кажется, религиозное отношение россиян к корочке об окончании ВУЗа стало уходить: 46% опрошенных считают достаточным среднее профессиональное образование, а необходимость "вышки" признают только 29,3%. В последние годы много говорилось о том, что советская…
Еще про вопросы образования: почти треть (28%) предпринимателей малого и среднего бизнеса самым полезным предметом в школе считают...обществознание. Объяснение логичное - знания предмета помогают разбираться в правовых и налоговых вопросах в повседневной работе. На втором месте - математика (20% опрошенных), что тоже логично.
И это важно для понимания того, чего на самом деле ждет бизнес от системы образования, т.к. в последнее время актуализировался вопрос "сцепки" обучения и профессиональных навыков. Другой вопрос, что заявленные программы предметов (в данном случае - обществознание) далеко не всегда реализуются хотя бы наполовину, скатываясь в сторону. Еще лучше было бы пересмотреть цели некоторых предметов, сделав их более прикладными.
Это было бы куда полезнее абстрактных идеологических нарративов, которые напрочь отбивают интерес к предмету у людей возраста 13-17 лет. Проверено сотнями лет. И в итоге - пустая трата времени для всех вместо подготовки к реальной жизни внутри рыночной экономики.
И это важно для понимания того, чего на самом деле ждет бизнес от системы образования, т.к. в последнее время актуализировался вопрос "сцепки" обучения и профессиональных навыков. Другой вопрос, что заявленные программы предметов (в данном случае - обществознание) далеко не всегда реализуются хотя бы наполовину, скатываясь в сторону. Еще лучше было бы пересмотреть цели некоторых предметов, сделав их более прикладными.
Это было бы куда полезнее абстрактных идеологических нарративов, которые напрочь отбивают интерес к предмету у людей возраста 13-17 лет. Проверено сотнями лет. И в итоге - пустая трата времени для всех вместо подготовки к реальной жизни внутри рыночной экономики.
Что происходит в российской экономике прямо сейчас?
Отвечает Минэкономразвития:
• экономический рост практически остановился: его темпы в июле составили 0,4% год к году. По сравнению с июнем (1%) экономика замедлилась в 2,5 раза, а по сравнению с декабрем прошлого года (4,5%) - в 11 раз.
• на грани стагнации (0,8% роста за январь-июль) - промышленность. Производство одежды в июле обвалилось на 7% год к году, мебели - на 12%, электрооборудования - на 6,5%. До 10,2% ускорился спад в металлургии. Тренд затронул и отрасли ВПК: темпы роста уменьшились в 3,5-5 раз. Главный драйвер роста - машиностроительный комплекс (+9,8% год к году за первые семь месяцев года).
• инвестактивность сохраняет рост (+4,3% инвестиций в основной капитал по итогам I полугодия), несмотря на высокую базу прошлых лет. Основные источники роста инвестиций - обрабатывающая и химическая промышленность, а также транспортное машиностроение
• рост потребительской активности в январе-июне составил 2,2% год к году - прежде всего за счет розничной торговли
Отвечает Минэкономразвития:
• экономический рост практически остановился: его темпы в июле составили 0,4% год к году. По сравнению с июнем (1%) экономика замедлилась в 2,5 раза, а по сравнению с декабрем прошлого года (4,5%) - в 11 раз.
• на грани стагнации (0,8% роста за январь-июль) - промышленность. Производство одежды в июле обвалилось на 7% год к году, мебели - на 12%, электрооборудования - на 6,5%. До 10,2% ускорился спад в металлургии. Тренд затронул и отрасли ВПК: темпы роста уменьшились в 3,5-5 раз. Главный драйвер роста - машиностроительный комплекс (+9,8% год к году за первые семь месяцев года).
• инвестактивность сохраняет рост (+4,3% инвестиций в основной капитал по итогам I полугодия), несмотря на высокую базу прошлых лет. Основные источники роста инвестиций - обрабатывающая и химическая промышленность, а также транспортное машиностроение
• рост потребительской активности в январе-июне составил 2,2% год к году - прежде всего за счет розничной торговли
Рост обрабатывающей промышленности в 2025 году составит 2,5-3%. Рост в среднем по отраслям промышленности планируется на уровне 2%. При этом за первое полугодие обработка показала результат в 3,7%.
Главные драйверы роста отрасли сегодня – транспортное машиностроение, радиоэлектроника, фармацевтика и ОПК. Именно эти отрасли тянут всю обработку вверх.
Главные драйверы роста отрасли сегодня – транспортное машиностроение, радиоэлектроника, фармацевтика и ОПК. Именно эти отрасли тянут всю обработку вверх.
Натуральный мед может исчезнуть с полок магазинов в 2026 году
Об этом рассказали не недружественные медиа, а "Парламентская газета" со ссылкой на Союз пчеловодов России.
Начнем с того, что натурального меда в магазинах уже становится все меньше: Роскачество проверило 20 торговых марок фасованного меда и только 13 оказались натуральными. В семи образцах нашли сахарные сиропы, у девяти на упаковке указали неверный сорт – например, "цветочный" вместо подсолнечникового.
Виноваты не пасечники, а переработчики. Председатель Союза пчеловодов говорит, что чем дальше мед уходит от пасеки – тем больше шансов с ним что-то сделать. Пчеловоды дорожат репутацией – им невыгодно портить отношения с покупателями. Переработчикам же это не важно – их никто не знает.
Но почему натуральный мед уступает в России натуральному?
1. Сертификаты
После поправок к закону о пчеловодстве с сентября 2024 года требования к продукции ужесточились. Стоимость анализов и сертификации резко выросла, что делает поставки в торговлю убыточными для мелких пасек.
2. Подделки
Они вышли на такой уровень, что даже опытный гурман не всегда отличит на вкус настоящий мед от искусственного – что говорить о рядовых покупателях.
Свойства у них, конечно, не те, что у меда природного, но учитывая ценник, все это интересует массового потребителя в последнюю очередь.
3. Экономика
Один пример: председатель Союза пчеловодов в этом году обзовнил пчеловодов от Дальнего Востока до Калининграда, но людей, готовых продать мед со всеми документами, не нашлось.
Как итог – пасечники предпочитают держать натуральный мед в хранилищах (оставить для себя или "для своих"), а полки заполоняет "медовый продукт" – искусственный аналог без лечебных свойств.
Об этом рассказали не недружественные медиа, а "Парламентская газета" со ссылкой на Союз пчеловодов России.
Начнем с того, что натурального меда в магазинах уже становится все меньше: Роскачество проверило 20 торговых марок фасованного меда и только 13 оказались натуральными. В семи образцах нашли сахарные сиропы, у девяти на упаковке указали неверный сорт – например, "цветочный" вместо подсолнечникового.
Виноваты не пасечники, а переработчики. Председатель Союза пчеловодов говорит, что чем дальше мед уходит от пасеки – тем больше шансов с ним что-то сделать. Пчеловоды дорожат репутацией – им невыгодно портить отношения с покупателями. Переработчикам же это не важно – их никто не знает.
Но почему натуральный мед уступает в России натуральному?
1. Сертификаты
После поправок к закону о пчеловодстве с сентября 2024 года требования к продукции ужесточились. Стоимость анализов и сертификации резко выросла, что делает поставки в торговлю убыточными для мелких пасек.
2. Подделки
Они вышли на такой уровень, что даже опытный гурман не всегда отличит на вкус настоящий мед от искусственного – что говорить о рядовых покупателях.
Свойства у них, конечно, не те, что у меда природного, но учитывая ценник, все это интересует массового потребителя в последнюю очередь.
3. Экономика
Один пример: председатель Союза пчеловодов в этом году обзовнил пчеловодов от Дальнего Востока до Калининграда, но людей, готовых продать мед со всеми документами, не нашлось.
Как итог – пасечники предпочитают держать натуральный мед в хранилищах (оставить для себя или "для своих"), а полки заполоняет "медовый продукт" – искусственный аналог без лечебных свойств.
Промежуточные итоги 3%-го налога на интернет-рекламу:
• госбюджет получил около 4 млрд рублей (до конца года сборы составят 12 млрд)
• средняя сумма начислений - 70 тыс. руб.
• платформы-лидеры по отчислениям: YouTube, Telegram и Instagram
Рынок отреагировал на сбор ожидаемо - повышением стоимости своих услуг (причем закладываются не только 3%, но и потенциальные штрафы). Из-за этого до конца года стоимость услуг рекламных агентств может вырасти до 7% - а возможным выходом из-за растущей административной нагрузки для многих небольших агентств могут стать "серые" схемы для части бюджетов.
И тут как раз требуется позитивное вмешательство регуляторов - чтобы через упрощение отчетности и нагрузки на некрупных игроков предотвратить усиление непрозрачности рынка.
• госбюджет получил около 4 млрд рублей (до конца года сборы составят 12 млрд)
• средняя сумма начислений - 70 тыс. руб.
• платформы-лидеры по отчислениям: YouTube, Telegram и Instagram
Рынок отреагировал на сбор ожидаемо - повышением стоимости своих услуг (причем закладываются не только 3%, но и потенциальные штрафы). Из-за этого до конца года стоимость услуг рекламных агентств может вырасти до 7% - а возможным выходом из-за растущей административной нагрузки для многих небольших агентств могут стать "серые" схемы для части бюджетов.
И тут как раз требуется позитивное вмешательство регуляторов - чтобы через упрощение отчетности и нагрузки на некрупных игроков предотвратить усиление непрозрачности рынка.
Forwarded from Spydell_finance (Paul Spydell)
Потребительский спрос в России продолжает замедляться
▪️ Розничный товарооборот вырос на 1.8% г/г, с фев.25 темпы роста опустились в диапазон 1-1.8% г/г после экстремально высоких темпов 5-8% г/г в прошлом году.
К июл.23 рост на 9%, к июл.21 +12.8%, к июл.19 +18.8%, а к июл.14 +8.8%.
Здесь и далее приведены данные на основе статистических рядов, предоставленных Росстатом, тогда как в презентационных таблицах Росстата данные отличаются (по рознице выше, а по услугам ниже). Бардак в статистике – давняя история, даже по якорным индикаторам нет никакой согласованности и не сходятся контрольные суммы.
За 7м25 розничные продажи выросли на 1.9% г/г, к 7м24 +11.7%, к 7м21 +12.1%, к 7м19 +17.9%, а к 7м14 всего +8.2%.
За 11 лет рост на 8.2% соответствует 0.72% среднегодовому приросту.
Высокая интенсивность роста в 2023-2024 связана с тремя обстоятельствами:
- прежде всего экстремально низкая база 2022, когда розничные продажи падали на 9-11%;
- рост реальных располагаемых доходов всего за счет опережающих темпов роста номинальных доходов в сравнении с инфляцией;
- зарплаты, премиальные и прочие выплаты работниках оборонных предприятий и участникам СВО, которые подняли доходы в разы в группе низких средних доходов, приводя к форсированному росту потребления, в том числе с кредитным рычагом, из-за высокого отложенного спроса/низкого потребительского насыщения в этой группе.
С исключением сезонного сглаживания с начала 2025 рост в пределах 0.5-0.7% к 4кв24.
▪️Услуги выросли на 3.2% г/г в июле, за два года +8.5%, за 4 года + 23.2%, за 6 лет +22.1%, за 11 лет +29%.
Схожая производительность с начала года. За 7м25 рост на 3.2% г/г, к 7м23 + 8.5%, к 7м21 +24.2%, к 7м19 +23.7%, а к 7м14 + 30.3%.
Сейчас в услугах наибольшие темпы роста за 7м25 демонстрируют электронные услуги в области ИКТ с ростом на 21.3% г/г в реальном выражении, формируя лишь 2.5% в общем спросе на услуги, но обеспечивая около 0.5 п.п положительного вклада в общий рост услуг.
Быстрые темпы роста в туризме (+5.6% г/г), гостиницах и средствах размещения (+6.1% г/г), в спорте (+6.3% г/г) и культуре (+4.5% г/г), в совокупности формируя 9.3% в услугах, но обеспечивая более 0.5 п.п в росте услуг.
Растут медицинские услуги на 4.9%, имея вес почти 10% в услугах и это еще 0.5 п.п.
Бытовые услуги выросли на 5.8% г/г, имея вес 12.6% с положительным вкладом более 0.7 п.п.
Вот эти категории внесли основной вклад (более 2.3 п.п) в рост сферы услуг по всем позициям.
Среди емких категорий в минусе транспорт на 2.5% г/г и связь в минусе на 1.2% г/г.
▪️Потребительский спрос в реальном выражении вырос на 1.2% г/г. Почему так при рознице в 1.8% г/г и услугах в 3.2% г/г? Не согласованность статистики.
К июл.23 +7.5%, к июл.21 +13.4%, к июл.19 +18.3%, а к июл.14 +13.1%.
За 7м25 потребительский спрос вырос на 1.6% г/г, +10% за два года, +13.7% за 4 года,+18.6% за 6 лет и +13.2% за 11 лет.
Сейчас розница вблизи стагнации с исключением сезонного фактора (около +0.4-0.7% с начала года), тогда как услуги растут с потенциалом 2.1-2.4% SA, а учитывая вес розницы в 75%, это формирует потребительский спрос в 0.9-1%, что намного меньше 6.7% в 2024 и 7.8% в 2023.
Спрос замедляется – это факт, но пока еще в положительной области во многом за счет услуг.
▪️ Розничный товарооборот вырос на 1.8% г/г, с фев.25 темпы роста опустились в диапазон 1-1.8% г/г после экстремально высоких темпов 5-8% г/г в прошлом году.
К июл.23 рост на 9%, к июл.21 +12.8%, к июл.19 +18.8%, а к июл.14 +8.8%.
Здесь и далее приведены данные на основе статистических рядов, предоставленных Росстатом, тогда как в презентационных таблицах Росстата данные отличаются (по рознице выше, а по услугам ниже). Бардак в статистике – давняя история, даже по якорным индикаторам нет никакой согласованности и не сходятся контрольные суммы.
За 7м25 розничные продажи выросли на 1.9% г/г, к 7м24 +11.7%, к 7м21 +12.1%, к 7м19 +17.9%, а к 7м14 всего +8.2%.
За 11 лет рост на 8.2% соответствует 0.72% среднегодовому приросту.
Высокая интенсивность роста в 2023-2024 связана с тремя обстоятельствами:
- прежде всего экстремально низкая база 2022, когда розничные продажи падали на 9-11%;
- рост реальных располагаемых доходов всего за счет опережающих темпов роста номинальных доходов в сравнении с инфляцией;
- зарплаты, премиальные и прочие выплаты работниках оборонных предприятий и участникам СВО, которые подняли доходы в разы в группе низких средних доходов, приводя к форсированному росту потребления, в том числе с кредитным рычагом, из-за высокого отложенного спроса/низкого потребительского насыщения в этой группе.
С исключением сезонного сглаживания с начала 2025 рост в пределах 0.5-0.7% к 4кв24.
▪️Услуги выросли на 3.2% г/г в июле, за два года +8.5%, за 4 года + 23.2%, за 6 лет +22.1%, за 11 лет +29%.
Схожая производительность с начала года. За 7м25 рост на 3.2% г/г, к 7м23 + 8.5%, к 7м21 +24.2%, к 7м19 +23.7%, а к 7м14 + 30.3%.
Сейчас в услугах наибольшие темпы роста за 7м25 демонстрируют электронные услуги в области ИКТ с ростом на 21.3% г/г в реальном выражении, формируя лишь 2.5% в общем спросе на услуги, но обеспечивая около 0.5 п.п положительного вклада в общий рост услуг.
Быстрые темпы роста в туризме (+5.6% г/г), гостиницах и средствах размещения (+6.1% г/г), в спорте (+6.3% г/г) и культуре (+4.5% г/г), в совокупности формируя 9.3% в услугах, но обеспечивая более 0.5 п.п в росте услуг.
Растут медицинские услуги на 4.9%, имея вес почти 10% в услугах и это еще 0.5 п.п.
Бытовые услуги выросли на 5.8% г/г, имея вес 12.6% с положительным вкладом более 0.7 п.п.
Вот эти категории внесли основной вклад (более 2.3 п.п) в рост сферы услуг по всем позициям.
Среди емких категорий в минусе транспорт на 2.5% г/г и связь в минусе на 1.2% г/г.
▪️Потребительский спрос в реальном выражении вырос на 1.2% г/г. Почему так при рознице в 1.8% г/г и услугах в 3.2% г/г? Не согласованность статистики.
К июл.23 +7.5%, к июл.21 +13.4%, к июл.19 +18.3%, а к июл.14 +13.1%.
За 7м25 потребительский спрос вырос на 1.6% г/г, +10% за два года, +13.7% за 4 года,+18.6% за 6 лет и +13.2% за 11 лет.
Сейчас розница вблизи стагнации с исключением сезонного фактора (около +0.4-0.7% с начала года), тогда как услуги растут с потенциалом 2.1-2.4% SA, а учитывая вес розницы в 75%, это формирует потребительский спрос в 0.9-1%, что намного меньше 6.7% в 2024 и 7.8% в 2023.
Спрос замедляется – это факт, но пока еще в положительной области во многом за счет услуг.
На российских маркетплейсах - экспансия китайских рекламодателей. За первое полугодие их доля увеличилась более чем в два раза год к году - до 7,3% (данные Digital Budget). За первое полугодие китайские бренды увеличили вложения в продвижение на российском рынке в 2,6 раза - до 1,15 млрд руб. В целом в сети с середины 2024 года доля китайских рекламодателей выросла с 1,9% до 3,8%. Объясняется это просто - чем больше инвестиций, тем больше требуется рекламы.
Больше всего размещаются бренды из категорий "Бытовая техника и электроника" (77%) и "Авто" — ее доля оценивается в 5% от общего объема размещений категории на маркетплейсах. А самой "китайской" из онлайн-площадок стал "Яндекс Маркете" (показатель присутствия SOV составил 11,4%), в то же время на Ozon - 5,9%.
Реклама на маркетплейсах - оптимальный инструмент для прагматичных китайских бизнесменов, т.к. она позволяет с максимальной эффективностью использовать вложенные в рекламу средства, анализируя связь между затратами и продажами.
Больше всего размещаются бренды из категорий "Бытовая техника и электроника" (77%) и "Авто" — ее доля оценивается в 5% от общего объема размещений категории на маркетплейсах. А самой "китайской" из онлайн-площадок стал "Яндекс Маркете" (показатель присутствия SOV составил 11,4%), в то же время на Ozon - 5,9%.
Реклама на маркетплейсах - оптимальный инструмент для прагматичных китайских бизнесменов, т.к. она позволяет с максимальной эффективностью использовать вложенные в рекламу средства, анализируя связь между затратами и продажами.
АСИ проанализировала, какие профессии в крупных отраслях экономики окажутся наиболее перспективными через 10 лет. Спойлер - всё крутится вокруг Big Data, автоматизации и роботов.
• промышленность: специалисты по управлению роботизированными производственными комплексами и технологиями цифрового моделирования
• сельское хозяйство: агроаналитики данных, использующие спутниковый и сенсорный мониторинг, а также операторы автономной техники и БПЛА
• энергетика: инженеры по проектированию и обслуживанию энергосистем
• строительство: специалисты по информационному моделированию зданий (Building Information Modeling, BIM)
• промышленность: специалисты по управлению роботизированными производственными комплексами и технологиями цифрового моделирования
• сельское хозяйство: агроаналитики данных, использующие спутниковый и сенсорный мониторинг, а также операторы автономной техники и БПЛА
• энергетика: инженеры по проектированию и обслуживанию энергосистем
• строительство: специалисты по информационному моделированию зданий (Building Information Modeling, BIM)
В июле объем производства сократился на 0,5%, но в целом на фоне последних месяцев текущий уровень относительно неплохой: ниже высоких мая-июня, но пока несколько выше уровня I квартала (данные ЦМАКП).
В годовом выражении промпроизводство в июле увеличилось всего на 0,7% против роста на 1,9% в июне. Драйвером по-прежнему остаются отрасли с доминирующим присутствием оборонных производств.
Наиболее быстрое снижение выпуска за последние три месяца наблюдается в автопроме, добыче угля, производстве прочих готовых изделий и строительных материалов.
В годовом выражении промпроизводство в июле увеличилось всего на 0,7% против роста на 1,9% в июне. Драйвером по-прежнему остаются отрасли с доминирующим присутствием оборонных производств.
Наиболее быстрое снижение выпуска за последние три месяца наблюдается в автопроме, добыче угля, производстве прочих готовых изделий и строительных материалов.
В ритейле произошел самый загадочный камбэк последних лет: "ДКО Электронщик" – старейший в РФ интернет-магазин электроники – вернулся в строй после двух лет санкционного анабиоза.
Этот магазин работал в России с 1993 года (для понимания: "Яндекс" основали в 1997), но полностью остановил работу в 2023 году после попадания в санкционные списки США.
Магазин специализировался на компьютерной электронике и электронных компонентах – нишевый, но важный сегмент для профессионалов и радиолюбителей.
Что известно о возвращении: компания воскресла под тем же юрлицом, но сменила владельца. Вместо ООО "РБА Груп" теперь контроль у Игоря Завьялова, который стал гендиректором еще в 2023.
Главная загадка — деньги. При закрытом магазине компания показала в 2023 году выручку 452 млн рублей, в 2024-м – 265 млн. Откуда доходы при остановленной торговле – непонятно. Госзакупки исключены: последний контракт выиграли в 2015 году.
Короче, неясно ровным счет ничего. Есть вероятность, что это сайд-эффект нормализации с США, но как этот возврат стал возможен – совсем неясно.
Этот магазин работал в России с 1993 года (для понимания: "Яндекс" основали в 1997), но полностью остановил работу в 2023 году после попадания в санкционные списки США.
Магазин специализировался на компьютерной электронике и электронных компонентах – нишевый, но важный сегмент для профессионалов и радиолюбителей.
Что известно о возвращении: компания воскресла под тем же юрлицом, но сменила владельца. Вместо ООО "РБА Груп" теперь контроль у Игоря Завьялова, который стал гендиректором еще в 2023.
Главная загадка — деньги. При закрытом магазине компания показала в 2023 году выручку 452 млн рублей, в 2024-м – 265 млн. Откуда доходы при остановленной торговле – непонятно. Госзакупки исключены: последний контракт выиграли в 2015 году.
Короче, неясно ровным счет ничего. Есть вероятность, что это сайд-эффект нормализации с США, но как этот возврат стал возможен – совсем неясно.
Forwarded from Proeconomics
Россия продолжает полностью зависеть от импорта станков, время «структурной трансформации» после февраля 2022 года не сильно изменило эту картину.
Об этом пишет в журнале «Прогрессивная экономика», №7, 2025, заместитель директора по качеству АО «СтанкоМашКомплекс» Артём Гарин:
«В 2024 году доля иностранных станков из числа закупленных для производства составила 98,3%. В процентном соотношении около 71% объёма ввезенных станков в денежном выражении пришлось на Китай (объём импорта продукции станкостроительной отрасли составил 1,61 млрд долл.). В период с 2020 по 2021 гг., доля Китая была существенно ниже и составляла 20–25% от общей стоимости ввоза станков. В 2024-м ещё 7% пришлось на Тайвань, 4% на Японию, 2,7% – на Германию, 2,5% – на Южную Корею, 2,4% – на Индию, 1,8% – на Турцию».
Далее автор описывает ситуацию в российском станкостроении:
«После сильного, но кратковременного роста в 2022–2023 гг. наблюдается замедление, вызванное исчерпанием конъюнктурных факторов.
- Первым фактором замедления темпов роста является исчерпание отложенного спроса, сформированного в 2020–2021 годах за счёт импортозамещения и активных закупок отечественного оборудования, а также восстановления всех отраслей экономики после пандемии COVID-19.
- Вторым фактором выступает ограниченность производственных мощностей ряда российских предприятий, которые, несмотря на определённое оживление, по-прежнему не обладают достаточными возможностями для массового выпуска высокотехнологичных станков, особенно в сегменте оборудования с числовым программным управлением.
- Третьим фактором можно считать рост себестоимости производства на фоне удорожания материалов, повышения стоимости логистики и комплектующих, удорожания заёмных средств, а также перехода на альтернативные (часто более дорогие) поставки в условиях санкций, что отрицательно сказалось на конкурентоспособности продукции.
- Четвёртым фактором является отсутствие стабильного массового заказа. Большинство российских предприятий в сегменте станкостроения работают по индивидуальным контрактам, не имея гарантированной загрузки мощностей на долгосрочную перспективу.
- И, наконец пятым фактором стала ограниченность доступа к зарубежным технологиям и оборудованию. Санкционные ограничения и прекращение поставок из западных стран значительно осложняют модернизацию производств и освоение новых моделей, особенно в сегменте высокоточной обработки и ЧПУ».
Об этом пишет в журнале «Прогрессивная экономика», №7, 2025, заместитель директора по качеству АО «СтанкоМашКомплекс» Артём Гарин:
«В 2024 году доля иностранных станков из числа закупленных для производства составила 98,3%. В процентном соотношении около 71% объёма ввезенных станков в денежном выражении пришлось на Китай (объём импорта продукции станкостроительной отрасли составил 1,61 млрд долл.). В период с 2020 по 2021 гг., доля Китая была существенно ниже и составляла 20–25% от общей стоимости ввоза станков. В 2024-м ещё 7% пришлось на Тайвань, 4% на Японию, 2,7% – на Германию, 2,5% – на Южную Корею, 2,4% – на Индию, 1,8% – на Турцию».
Далее автор описывает ситуацию в российском станкостроении:
«После сильного, но кратковременного роста в 2022–2023 гг. наблюдается замедление, вызванное исчерпанием конъюнктурных факторов.
- Первым фактором замедления темпов роста является исчерпание отложенного спроса, сформированного в 2020–2021 годах за счёт импортозамещения и активных закупок отечественного оборудования, а также восстановления всех отраслей экономики после пандемии COVID-19.
- Вторым фактором выступает ограниченность производственных мощностей ряда российских предприятий, которые, несмотря на определённое оживление, по-прежнему не обладают достаточными возможностями для массового выпуска высокотехнологичных станков, особенно в сегменте оборудования с числовым программным управлением.
- Третьим фактором можно считать рост себестоимости производства на фоне удорожания материалов, повышения стоимости логистики и комплектующих, удорожания заёмных средств, а также перехода на альтернативные (часто более дорогие) поставки в условиях санкций, что отрицательно сказалось на конкурентоспособности продукции.
- Четвёртым фактором является отсутствие стабильного массового заказа. Большинство российских предприятий в сегменте станкостроения работают по индивидуальным контрактам, не имея гарантированной загрузки мощностей на долгосрочную перспективу.
- И, наконец пятым фактором стала ограниченность доступа к зарубежным технологиям и оборудованию. Санкционные ограничения и прекращение поставок из западных стран значительно осложняют модернизацию производств и освоение новых моделей, особенно в сегменте высокоточной обработки и ЧПУ».
Три цифры, которые лучше всего показывают ситуацию с рынком вейпов в России:
- За 2020-2024 продажи вейпов в России увеличились в 9 раз
- За 2024 число потребителей вейпов выросло на 19% (до 5,4 млн чел.)
- За I полугодие 2025 сборы в бюджет от жидкостей для вейпов упали на 96%
Все верно: рынок растет, а сборы от акцизов практически прекратились – в этом году бюджет получил всего 14 млн рублей против 430 млн за тот же период годом ранее.
Причина проста: доля теневого сектора на рынке жидкостей достигла 85%.
Игроки рынка связывают это с заградительными ставками акциза: в 2024 их подняли вдвое – с 20 до 42 рублей за миллилитр, в 2025 довели до 44 руб. При таких ставках флакон объемом 30 мл содержит акциза на 1320 рублей, а в рознице стоит всего 600-700 рублей.
Производители вейпов, привыкшие работать в серой зоне, почесали затылок и решили вернуться обратно в родную тень: число официальных производителей жидкостей сократилось в 23 раза – со 117 до 5 компаний. Сегодня теневой оборот составляет 85-86% от общего рынка в 210-230 млрд рублей.
Основной объем жидкостей производят в РФ, немного завозится из Юго–Восточной Азии.
Вообще-то, ситуация радует мало: помимо недополучек бюджета, самопальные жидкости могут банально вредить потребителям, коих в стране – миллионы человек.
Рецепты решения проблемы
Их пока предлагают два:
1. Союз предприятий индустрии никотиносодержащих изделий (СПИНИ) предлагает снизить акциз до 8,8-10 рублей за миллилитр и дифференцировать ставки в зависимости от содержания никотина.
2. В Росалкогольтабакконтроле (РАТК) считают, что нужно продолжать усилять регуляторику: они топят за лицензирование розничной и оптовой торговли табачными изделиями – соответствующий законопроект уже готовит Минфин.
- За 2020-2024 продажи вейпов в России увеличились в 9 раз
- За 2024 число потребителей вейпов выросло на 19% (до 5,4 млн чел.)
- За I полугодие 2025 сборы в бюджет от жидкостей для вейпов упали на 96%
Все верно: рынок растет, а сборы от акцизов практически прекратились – в этом году бюджет получил всего 14 млн рублей против 430 млн за тот же период годом ранее.
Причина проста: доля теневого сектора на рынке жидкостей достигла 85%.
Игроки рынка связывают это с заградительными ставками акциза: в 2024 их подняли вдвое – с 20 до 42 рублей за миллилитр, в 2025 довели до 44 руб. При таких ставках флакон объемом 30 мл содержит акциза на 1320 рублей, а в рознице стоит всего 600-700 рублей.
Производители вейпов, привыкшие работать в серой зоне, почесали затылок и решили вернуться обратно в родную тень: число официальных производителей жидкостей сократилось в 23 раза – со 117 до 5 компаний. Сегодня теневой оборот составляет 85-86% от общего рынка в 210-230 млрд рублей.
Основной объем жидкостей производят в РФ, немного завозится из Юго–Восточной Азии.
Вообще-то, ситуация радует мало: помимо недополучек бюджета, самопальные жидкости могут банально вредить потребителям, коих в стране – миллионы человек.
Рецепты решения проблемы
Их пока предлагают два:
1. Союз предприятий индустрии никотиносодержащих изделий (СПИНИ) предлагает снизить акциз до 8,8-10 рублей за миллилитр и дифференцировать ставки в зависимости от содержания никотина.
2. В Росалкогольтабакконтроле (РАТК) считают, что нужно продолжать усилять регуляторику: они топят за лицензирование розничной и оптовой торговли табачными изделиями – соответствующий законопроект уже готовит Минфин.
Все мы слышали о тяжелых условиях труда на е-комовских складах: длиннющий рабочий день, досмотры с раздеванием до нижнего белья.
Но это, как оказывается, не всё – о других проблемах, которые не видны внешним зрителям, рассказывает бывший сотрудник одного из маркетплейсов на Урале.
Для начала, на складах – не совсем ад: свободный график работы позволяет приезжать, когда удобно, а корпоративный транспорт включает утренние и вечерние рейсы. Зарплаты высокие – грамотный сотрудник может зарабатывать до 10 тысяч за смену.
Но есть нюансы
1. Спецодежда часто не подходит по размеру – приходится стоять в очередях на выдаче и потом выяснять в раздевалке, что кроссовки жмут, а футболка мала.
2. За каждым новичком прикрепляется наставник, который на просьбы о помощи реагирует (в основном) неохотно. Получить поддержку от супервайзеров практически невозможно.
3. Штрафы – главная проблема. Они компенсируют высокую зарплату. Их можно получить за что угодно: за нелепые ошибки или вообще ни за что. Многие штрафы можно оспорить, но не все – например, при порче товара отследить виновного часто невозможно, и по шапке прилетает всем.
4. Жесткие осмотры на входе и выходе. Классика: с металлоискателем и раздеванием догола – об этом вы уже знаете. Многие пишут, что охранники роются в грязном белье, которое выносят для стирки.
Зарубежные практики
Вообще-то, такой режим работы – не русская причуда и не попытка вытянуть из низкопроизводительной рабочей силы побольше KPI. Такое отношение к персоналу е-кома – мировой тренд, и перекочевал он к нам от международных лидеров вроде Amazon.
У них всё еще жестче: сканеры считают секунды между выполнением задач, видеонаблюдение с ИИ отслеживает каждое движение, а за превышение времени на задачу может прилететь предупреждение об увольнении. Amazon даже запатентовал браслет, который вибрацией подсказывает рукам сотрудника правильное направление движения.
Так что нашим еще есть, куда стремиться.
Но это, как оказывается, не всё – о других проблемах, которые не видны внешним зрителям, рассказывает бывший сотрудник одного из маркетплейсов на Урале.
Для начала, на складах – не совсем ад: свободный график работы позволяет приезжать, когда удобно, а корпоративный транспорт включает утренние и вечерние рейсы. Зарплаты высокие – грамотный сотрудник может зарабатывать до 10 тысяч за смену.
Но есть нюансы
1. Спецодежда часто не подходит по размеру – приходится стоять в очередях на выдаче и потом выяснять в раздевалке, что кроссовки жмут, а футболка мала.
2. За каждым новичком прикрепляется наставник, который на просьбы о помощи реагирует (в основном) неохотно. Получить поддержку от супервайзеров практически невозможно.
3. Штрафы – главная проблема. Они компенсируют высокую зарплату. Их можно получить за что угодно: за нелепые ошибки или вообще ни за что. Многие штрафы можно оспорить, но не все – например, при порче товара отследить виновного часто невозможно, и по шапке прилетает всем.
4. Жесткие осмотры на входе и выходе. Классика: с металлоискателем и раздеванием догола – об этом вы уже знаете. Многие пишут, что охранники роются в грязном белье, которое выносят для стирки.
Зарубежные практики
Вообще-то, такой режим работы – не русская причуда и не попытка вытянуть из низкопроизводительной рабочей силы побольше KPI. Такое отношение к персоналу е-кома – мировой тренд, и перекочевал он к нам от международных лидеров вроде Amazon.
У них всё еще жестче: сканеры считают секунды между выполнением задач, видеонаблюдение с ИИ отслеживает каждое движение, а за превышение времени на задачу может прилететь предупреждение об увольнении. Amazon даже запатентовал браслет, который вибрацией подсказывает рукам сотрудника правильное направление движения.
Так что нашим еще есть, куда стремиться.
В России резко выросло число убыточных компаний - впервые за последние пять лет этот показатель превысил 30% (от всех действующих компаний). И что важно - это без учета МСП.
На лицо системная проблема с целым рядом отраслей. Наибольшие убытки - в добыче угля, водоснабжении и водоотведении, а также в сфере утилизации отходов. В числе убыточных - сухопутный пассажирский транспорт и научные исследования.
Главные причины не новые: высокая ключевая ставка и рост зарплат.
На лицо системная проблема с целым рядом отраслей. Наибольшие убытки - в добыче угля, водоснабжении и водоотведении, а также в сфере утилизации отходов. В числе убыточных - сухопутный пассажирский транспорт и научные исследования.
Главные причины не новые: высокая ключевая ставка и рост зарплат.
Новость, которая вас обрадует: скорее всего, 12 сентября ЕАЭС снизит торговые пошлины с 15% до 5%.
Беспошлинный порог торговли при этом останется на прежнем уровне (€200 – чрезвычайно низко, но хотя бы без новых занижений), а размер пошлины должен составлять не менее €1 за кг товара. И даже с этими "но" потребителей ждет однозначное удешевление импорта.
Соответствующие решения еще не приняты – их будут обсуждать 12.09. Для окончательного решения нужен консенсус вице-премьеров пяти стран ЕАЭС, но, судя по подготовленным документам, более-менее все сошлись именно на цифре именно в 5%.
Что еще изменится
1. Новый статус для маркетплейсов
Электронная торговля теперь выделяется в отдельный вид деятельности.
Wildberries, Ozon и другие платформы получат статус "операторов электронной торговли". Товары перестанут считаться "для личного пользования" – теперь это полноценная коммерция.
2. НДС на все покупки
В перспективе планируют ввести НДС на все товары из-за рубежа. Пока обсуждают ставку и порядок взимания, но направление ясное – со временем снижение пошлин компенсируется ростом других сборов и административным головняком для маркетплейсов.
3. Легализация “серого” импорта
Более низкая и предсказуемая пошлина может вывести из тени поставки, которые раньше дробили на мелкие партии для ухода от платежей. Для бюджета это плюс – больше прозрачных поступлений.
Беспошлинный порог торговли при этом останется на прежнем уровне (€200 – чрезвычайно низко, но хотя бы без новых занижений), а размер пошлины должен составлять не менее €1 за кг товара. И даже с этими "но" потребителей ждет однозначное удешевление импорта.
Соответствующие решения еще не приняты – их будут обсуждать 12.09. Для окончательного решения нужен консенсус вице-премьеров пяти стран ЕАЭС, но, судя по подготовленным документам, более-менее все сошлись именно на цифре именно в 5%.
Что еще изменится
1. Новый статус для маркетплейсов
Электронная торговля теперь выделяется в отдельный вид деятельности.
Wildberries, Ozon и другие платформы получат статус "операторов электронной торговли". Товары перестанут считаться "для личного пользования" – теперь это полноценная коммерция.
2. НДС на все покупки
В перспективе планируют ввести НДС на все товары из-за рубежа. Пока обсуждают ставку и порядок взимания, но направление ясное – со временем снижение пошлин компенсируется ростом других сборов и административным головняком для маркетплейсов.
3. Легализация “серого” импорта
Более низкая и предсказуемая пошлина может вывести из тени поставки, которые раньше дробили на мелкие партии для ухода от платежей. Для бюджета это плюс – больше прозрачных поступлений.
Индекс PMI обрабатывающей промышленности РФ в августе 2025 года составил 48,7 пункта - а это значит, что индекс находится в зоне спада третий месяц кряду. Правда, по сравнению с июлем очевиден рост - на 1,7 пункта.
От более глубокого падения индекс деловой активности удерживает оптимизм российского бизнеса: ожидания компаний насчет производства в ближайший год улучшились, также выросли инвестиции в рекламу и продвижение новых продуктов. Рост оптимизма спровоцировал рост найма, как итог - компании обрабатывающей промышленности в августе приняли на работу максимальное число сотрудников с июля 2024-го.
Но тренд на общее падение сохраняется, и компании реагируют на него сокращением закупки ресурсов. А низкий спрос не позволяет существенно повышать цены.
От более глубокого падения индекс деловой активности удерживает оптимизм российского бизнеса: ожидания компаний насчет производства в ближайший год улучшились, также выросли инвестиции в рекламу и продвижение новых продуктов. Рост оптимизма спровоцировал рост найма, как итог - компании обрабатывающей промышленности в августе приняли на работу максимальное число сотрудников с июля 2024-го.
Но тренд на общее падение сохраняется, и компании реагируют на него сокращением закупки ресурсов. А низкий спрос не позволяет существенно повышать цены.
Маркетплейсы подъели долю традиционной розницы в еще одной нише, где та ранее доминировала: речь о тяжелом люксе.
На днях Ozon открыл свой люкс-раздел. Внутри – Balenciaga, Bottega Veneta и Maison Margiela. Но важно не столько предприятие Ozon, сколько то, что он стал последним крупным маркетплейсом, который добавил себе этот раздел – теперь люкс есть у всех основных игроков.
С ценообразованием там есть проблемы (впрочем, как и в офлайн-бутиках, которые еще остались в РФ): из-за санкций товары поставляются через зарубежных реселлеров, плюс 15%-ная пошлина на товары дороже 200 евро. Сумка за 300 тысяч рублей обойдется покупателю в 355 тысяч с пошлиной.
Парадоксально, но здесь санкции даже помогают традиционной рознице – если бы не они, официальные бутики зашли бы в российский е-ком еще несколько лет назад, как только почувствовали запах денег.
Что дальше? Для маркетплейсов это логичный этап развития: наращивать объемы уже особо некуда, так что нужно искать максимальную маржу. Тяжелый люкс – подходящая ниша. Сама по себе люкс-витрина укрепляет бренд площадки и привлекает покупателей с крупными чеками, особенно в регионах без офлайн-бутиков.
Главный барьер – доверие к подлинности товаров на рынке, где контрафакт составляет до 80%. Для части потребителей оригинальность продукции – вопрос вторичный, но такие и не станут брать сумку "Биркин" с Ozon за миллион, если по-соседству с ней будет та же самая сумка, но за 4 000 руб.
На днях Ozon открыл свой люкс-раздел. Внутри – Balenciaga, Bottega Veneta и Maison Margiela. Но важно не столько предприятие Ozon, сколько то, что он стал последним крупным маркетплейсом, который добавил себе этот раздел – теперь люкс есть у всех основных игроков.
С ценообразованием там есть проблемы (впрочем, как и в офлайн-бутиках, которые еще остались в РФ): из-за санкций товары поставляются через зарубежных реселлеров, плюс 15%-ная пошлина на товары дороже 200 евро. Сумка за 300 тысяч рублей обойдется покупателю в 355 тысяч с пошлиной.
Парадоксально, но здесь санкции даже помогают традиционной рознице – если бы не они, официальные бутики зашли бы в российский е-ком еще несколько лет назад, как только почувствовали запах денег.
Что дальше? Для маркетплейсов это логичный этап развития: наращивать объемы уже особо некуда, так что нужно искать максимальную маржу. Тяжелый люкс – подходящая ниша. Сама по себе люкс-витрина укрепляет бренд площадки и привлекает покупателей с крупными чеками, особенно в регионах без офлайн-бутиков.
Главный барьер – доверие к подлинности товаров на рынке, где контрафакт составляет до 80%. Для части потребителей оригинальность продукции – вопрос вторичный, но такие и не станут брать сумку "Биркин" с Ozon за миллион, если по-соседству с ней будет та же самая сумка, но за 4 000 руб.
Роль доставки в российском общепите продолжает расти: потребители все чаще предпочитают доставку, а не поход в заведение (дело в инфляции) - и точки питания подстраиваются под этот тренд.
С 2020-го по 2025-й доля доставки в общем объеме заказов выросла на 11%, а количество сетей, не осуществляющих доставку из своих заведений, снизилось более чем вдвое.
С 2020-го по 2025-й доля доставки в общем объеме заказов выросла на 11%, а количество сетей, не осуществляющих доставку из своих заведений, снизилось более чем вдвое.
Как ЗОЖ влияет на потребительское поведение
За прошлый год доля россиян, ведущих здоровый образ жизни, составила 9,7%. Рост – 0,6%: с одной стороны, немного, с другой – это около 860 тысяч новых человек, которые сокращают потребление вредных продуктов.
Этого достаточно, чтобы заметно просадить продажи одних товаров и резко нарастить в других. Пара примеров:
1. Россия
Безалкогольное пиво из нишевого выбора становится постоянной составляющей потребкорзины: в I полугодии 2025 потребление безалкогольного пива выросло на 8%. Пивовары расширяют "0.0-линейки", сети выделяют полки и акции – привычка пить без градуса закрепляется.
2. Франция
Французы исключают из своего рациона все красное.
В 2023 продажи говядины и свинины только снижались, а к 2024 птица практически сравнялась со свининой по объемам потребления. Параллельно падает домашнее потребление вина (во Франции!), отрасль сокращает виноградники и ищет новые форматы – от более легких вин до безалкогольных.
3. Великобритания
Налоги сделали sugar free новой нормой. После введения SDIL (доп. налог на сладку продукцию) домохозяйства стали потреблять меньше сладкого (в целом на 10-15 грамм сахара в неделю), производители переделали рецептуры, а Zero и Light-напитки заняли лучшие полки в магазинах.
4. США
Долгая нисходящая кривая молока: подушевое потребление питьевого коровьего молока снижается уже 70 лет подряд. На полке по умолчанию – безлактозное и растительные альтернативы: для понимания, глобальный рынок растительного молока в 2024 году достиг $28,6, из них США ≈ $8,1 млрд.
За прошлый год доля россиян, ведущих здоровый образ жизни, составила 9,7%. Рост – 0,6%: с одной стороны, немного, с другой – это около 860 тысяч новых человек, которые сокращают потребление вредных продуктов.
Этого достаточно, чтобы заметно просадить продажи одних товаров и резко нарастить в других. Пара примеров:
1. Россия
Безалкогольное пиво из нишевого выбора становится постоянной составляющей потребкорзины: в I полугодии 2025 потребление безалкогольного пива выросло на 8%. Пивовары расширяют "0.0-линейки", сети выделяют полки и акции – привычка пить без градуса закрепляется.
2. Франция
Французы исключают из своего рациона все красное.
В 2023 продажи говядины и свинины только снижались, а к 2024 птица практически сравнялась со свининой по объемам потребления. Параллельно падает домашнее потребление вина (во Франции!), отрасль сокращает виноградники и ищет новые форматы – от более легких вин до безалкогольных.
3. Великобритания
Налоги сделали sugar free новой нормой. После введения SDIL (доп. налог на сладку продукцию) домохозяйства стали потреблять меньше сладкого (в целом на 10-15 грамм сахара в неделю), производители переделали рецептуры, а Zero и Light-напитки заняли лучшие полки в магазинах.
4. США
Долгая нисходящая кривая молока: подушевое потребление питьевого коровьего молока снижается уже 70 лет подряд. На полке по умолчанию – безлактозное и растительные альтернативы: для понимания, глобальный рынок растительного молока в 2024 году достиг $28,6, из них США ≈ $8,1 млрд.