ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
Интересное: владельцам айфонов чаще одобряют микрокредиты. Не потому что владельцы крупных МФО - "яблочники", а потому что клиент с таким смартфоном по статистике более финансово дисциплинирован.

В целом же рынок микрокредитования стал более респектабельным - за счет притока клиентов из среднего класса. Чаще всего - это те, кто в нынешние непростые времена перестал подходить под ужесточившиеся критерии классических банков. Микрофинансовые организации в свою очередь стали делать ставку не на экстенсивное (больше кредитов), а интенсивное развитие (страхую себя от риска просрочек или невозвратов). И проверенный статусный клиент с айфоном - как раз то, что надо.
🤑 Зарплата сварщиков в России достигла 270 тысяч рублей

В среднем по стране зарплата сварщиков варьируется от 165 тысяч до 270 тысяч рублей. Средний уровень предлагаемых зарплат достиг 190,5 тысяч рублей, отмечают специалисты.

Подобные показатели на 63% превышают данные осени прошлого года. Отметим, что в этом году сварщики вошли в рейтинг из десяти самых высокооплачиваемых рабочих профессий в стране.

Сильнее всего осенью текущего года спрос на сварщиков вырос в Камчатском крае (+119% за год), а также в Ленинградской (+83%) и Амурской областях (+71%).

#общество #россия #работа #статистика
"Русский продукт" выдал мастер-класс по маркетинговой стратегии при экспортной экспансии
🛠Специалистами Высшей школы экономики подготовлен аналитический доклад «Выпускники инженерных специальностей. «Сопротивление материалов» на российском рынке труда».
Некоторые тезисы из этого доклада.

⚙️Инженерное дело, технологии и технические науки являются одной из наиболее массовых областей образования. Выпускники-инженеры значимо превышают по численности выпускников таких массовых направлений подготовки, как экономика, управление и юриспруденция, и составляли с 2018 по 2024 год 27,9% численности всех выпускников высшего образования в России.

⚙️Массовость инженерной подготовки предполагает высокую неоднородность качества получаемого образования. О высокой дифференциации говорит высокая доля очно-заочного и заочного обучения (33%) и концентрация инженерной подготовки в вузах с низким уровнем селективности.

⚙️Хотя инженерное образование почти полностью реализуется в государственных вузах (гораздо чаще, чем в других направлениях подготовки), уровень селективности в них низок. «Инженерное дело» — вторая после «сельского хозяйства» группа специальностей по доле выпускников в неселективных вузах со средним баллом приема до 59 включительно за один экзамен (10,4%) и вторая после «образования и педагогических наук» группа специальностей по доле выпускников вузов с селективностью ниже среднего (50%). При этом только 5,4% выпускников инженерных направлений окончили высокоселективные вузы со средним баллом приема на бюджетные и коммерческие места выше 80 за один экзамен.

⚙️Массовость подготовки в инженерных науках сопровождается невысокой долей платного приема — 33,1% против средних для всех направлений подготовки 52,9%.

⚙️На результаты на рынке труда сильно влияет качество образования: заработная плата выпускников бакалавриата и специалитета инженерных специальностей в наиболее селективных вузах превышает заработную плату в наименее селективных вузах почти в 2 раза. Отраслевое и профессиональное распределение выпускников также сильно зависит от качественных характеристик образования: выпускники более селективных вузов очной формы обучения значительно чаще оказываются в наукоемких производительных секторах экономики и на более высоких с квалификационной точки зрения позициях.

⚙️Платное инженерное образование не является синонимом некачественной подготовки. На старте карьеры выпускники, обучавшиеся на коммерческой основе, зарабатывают больше бюджетников. Частично это объясняется разницей в распределении выпускников по отраслям и регионам работы, а частично — более высокой представленностью студентов-платников в наиболее селективных вузах.

⚙️В среднем 41% выпускников инженерных специальностей вузов оказываются на местах, не требующих от работников наличия высшего образования. До 20% выпускников оказываются на позициях квалифицированных рабочих и операторов в промышленности.

Текст доклада
В Питере - беда с гостиницами из-за снижения турпотока.
Что? Да


Отрасль столкнулась со снижением загрузки и рентабельности. Как всегда, причины наслоились одна на другую. По порядку.

• крупные гостиничные объекты сдвигают сроки ввода (причины: рост себестоимости, дорогие кредиты)

• снижается туристическая активность
Во-первых, снижаются доходы населения - и путешествия в этом случае не попадают в число приоритетных трат. Во-вторых, в какой-то мере Питер стал жертвой развития внутреннего туризма - еще пару лет назад город был основным направлением даже для тех, кто там бывал не раз и не два. сейчас ситуация изменилась - и вместо очередной поездки в город на Неве, люди потянулись осваивать те места, где не были раньше (Нижний Новгород, Калининград и тд)

• гостиницы поджимают апарт-комплексы, которые активно вводятся на рынок и имеют более короткие сроки окупаемости

В цифрах это выражается так:

• среднегодовой уровень загрузки отелей в 2019-м составлял 75–78%, в 2025-м - уже 65%

• прибыльность до 2024-го составляла в среднем 35–39%, в 2024 она упала до 27–30%. За этот же период чистая операционная прибыль уменьшилась с 22% до 15%, а у некоторых игроков даже до 10%.
В России набирает популярность алкоголь без алкоголя

Спросом пользуется не только б/а пиво, но и сидр, вино и даже крепкие напитки вроде джина, рома и водки. Правда, без спирта.

Про пиво и говорить нечего: безалкогольное хмельное давно нашло своего покупателя в лице бросающих пить и тех, кто хочет хорошо провести время без неприятных последствий.

Важнее то, что Россия успешно экспортирует б/а пиво: за I полугодие 2025 экспорт вырос на 34% – в топ-3 импортеров Беларусь, Иран и Казахстан.

И внешние рынки для российского производителя – дело очень перспективное: спрос на безалкогольное там начал расти раньше, чем в России, и учитывая тренд на отказ молодёжи от алкоголя, будет расти и дальше.

А что по другим напиткам?

Б/а вино растёт чуть ли не лучше, чем пиво: за январь-октябрь 2025 продажи выросли на 53% – самый быстрорастущий сегмент в супермаркетах. Это притом, что из-за дорогой техники деалкоголизации б/а вино стоит от 1000 до 5000 за бутылку. Продажи обычного вина тем временем падают (минус 1,3% за тот же период).

Крепкий "алкоголь": стартапу Drinksome удается делать по 446 млн в год на б/а джине, роме, виски и водке. За три года они вложили около 70 млн в производство, выпускают 35 напитков и работают с 500 барами. По их оценке, 99% клиентов – не трезвенники, а люди, которые просто не пьют в конкретный день (за рулём, беременность, марафон).

Госдума хочет запретить продавать б/а пиво и вино несовершеннолетним. Запрет, может, и логичный, но позитивных эффектов ждать от этого не приходится: школьники куда чаще пытаются купить настоящее спиртное, чем б/а вино (и, как правило, у них получается).

Винодельческое лобби работает лучше: б/а вино активно движется к легализации через ГОСТ, хотя барьеры серьезные – лицензия на обращение спиртосодержащих отходов стоит 9,5 млн рублей. Зато крепкий б/а алкоголь пока в серой зоне.

Экономика на стороне б/а: никаких акцизов и пошлин, которые душат обычный алкоголь. Для ритейла это чистая выгода: можно насытить ассортимент альтернативами алкоголя с лучшей маржой.
ЕБИТДА
В России по-прежнему 29 роботов на 10 тыс. работников, в то время как целевой показатель по нацпроекту "Средства производства и автоматизации" – 145 (это позволит РФ занять 25 место по уровню плотности роботизации). Понять, в темпе ли РФ, получится уже через…
Плотность роботизации в РФ в 2025 году составит 40 роботов на 10 тыс. работников (+36% за год). Это хорошая новость.

На ближайшие годы единого прогноза по роботизации нет. Есть консервативный сценарий: плотность роботизации к 2030-му составит 134 робота на 10 тыс. работников. Это будет выше среднегодового темпа прироста во всем мире (29%), но не позволит решить задачу по вхождению в топ-25 стран. А есть сценарий оптимистичный: прирост плотности на уровне 36%, и как итог - показатель в 185 роботов на 10 тыс. работников к 2030 году.

Решающий фактор в роботизации - не возможности промышленности, а макроэкономические факторы. Пока у ЦБ ставка находится на уровне 15–17%, то предприятиям с рентабельностью в 10–15% интереснее держать деньги на депозите, а не вкладывать в модернизацию.
Банки против маркетплейсов: а кто все-таки прав?

Ответ на этот вопрос, конечно, дело каждого, но разобрать тейки сторон будет полезно. Как минимум для того, чтобы понимать, какие у кого слабые места и шансы на победу.

Позиция банков

Здесь все предельно просто: банкирам во главе с Грефом, Набиуллиной и некоторыми депутатами не нравится, что Ozon и Wildberries лезут на их территорию и запускают свои финтехи.

И одно дело, если бы это был просто альтернативный способ оплаты. Но ведь нет: оплата картой маркетплейса дает возможность урвать товар дешевле. Покупателей буквально вынуждают становиться клиентами новых банков.

А цена не может зависеть от эмитента карты – это неконкурентная ситуация, которая укрепит доминацию площадок, ослабит банки и ударит по селлерам, которые и так со своих продаж почти ничего не зарабатывают.

Позиция маркетплейсов

Кажется, что возможностей для самозащиты у маркетплейсов будет больше, чем у банков. Как минимум потому что за Ozon и WB вступаются даже те, кто их недолюбливает:

1. Бороться с олигополией маркетплейсов – можно и нужно, но поддерживать банки в этой ситуации – не выигрышная стратегия: их позиция – "мы хотим поднять цены на маркетплейсах". Логика понятна, но те же маркетплейсы могут использовать ее себе на пользу, говоря о том, что они не демпингуют, а не усложняют и без того непростое положение покупателей в условиях инфляции.

2. Банки хотят лишить карты маркетплейсов преимуществ – цены должны быть едины для всех. Но по такой логике тогда надо уравнять кешбэки всех банков, убрать все партнерские программы и по-хорошему запретить вообще все бонусы. Сценарий нереалистичный.

Если селлеры поднапрягутся (а они уже показали способность к самоорганизации) и вместе выступят против комиссий или просто переедут на другие площадки, вполне возможно, что положение сил вскоре очень изменится – маркетплейсы поменьше станут сильнее, банки добьются своего, а "синий" и "фиолетовый" подумают о своем поведении.

А возможно и такое, что банкам скоро объяснят, в какие отрасли лезть не стоит, и у кого в глазу бревно побольше (а делать это при текущих ставках по ипотеке очень просто).
В Вологодской области уже 9 месяцев действует "сухой закон". Стали ли меньше пить вологжане? Ну, тут смотря какому органу статистики вы доверяете больше:

1. По данным Минздрава и его системы ЕМИСС потребление выросло с 7,7 до 9,65-9,84 литров алкоголя на человека

2. Данные Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) говорят о снижении потребления на 14% (с 8,81 до 7,57 литров)

Как так?

Многие аналитики скажут, что сухой закон всегда порождает путаницу в статистических данных, и виной тому несколько факторов.

Во-первых, люди начали закупаться впрок. Когда алкоголь можно купить только с 12:00 до 14:00 в будни, население запасается на недели вперед. Это создает искусственные всплески легальных продаж, которые статистика фиксирует как рост потребления.

Во-вторых, расцвел теневой рынок. Официальная статистика учитывает только маркированный легальный алкоголь, а подпольные точки продаж просто не видит. При этом местные говорят, что нелегальной торговли стало заметно больше.

В-третьих, спрос перетек в другой сектор. Закрылись 457 из 610 алкомаркетов, зато выросло число баров и кафе, где ограничения легко обходятся. Плюс вологжане ездят за алкоголем в соседние регионы – их покупки искажают местную статистику.

Есть и косвенные признаки, которые указывают на снижение потребления. Власти рапортуют: смертность от алкоголь-ассоциированных заболеваний сократилась на 50%, алкогольные отравления – на 80%, преступления в пьяном виде – на 31%, ДТП с пьяными водителями – вдвое. Но если госслужбы косячат с подсчетом выпитого и не могут договориться между собой, возникает логичный вопрос: можем ли мы верить и этим данным?
ИИ начал приносить осязаемую выгоду компаниям

Речи о повальной замене людей роботами пока не идет, но Россия (как и весь мир) к этому медленно подбирается: 78% российских компаний уже получают экономический эффект от ИИ – на 10% больше, чем два года назад.

Если в абсолютных цифрах, то к 2030 году ИИ может принести экономике 7,9-12,8 трлн рублей, до 5,5% ВВП. Раньше оценка была 4,2-6,9 трлн: мы идём с опережением графика, и адекватно спрогнозировать будущее невозможно – его изменяет каждое новое обновление от OpenAI, xAI и Anthropic.

Эффект ИИ в российском контексте оценили "Яков и партнеры" вместе с "Яндексом".

1. ИИ и Россия

90% компаний считают уровень разработки и внедрения ИИ в стране не ниже среднемирового, но признают: по настоящему массовому использованию мы ещё догоняем лидеров.

Активнее всего Россия использует технологии компьютерного зрения (CV – автоматизация процессов и анализ визуальной информации) и рекомендательных системах, где свои решения уже конкурируют с топовыми мировыми.

2. Барьеры

Главный стоп-фактор – деньги: 75% технических директоров говорят о слишком высокой стоимости инфраструктуры. Плюс к этому – жесткая регуляторика в банках и медицине во всем, что касается конфиденциальности.

3. Отрасли и виды ИИ

В авангарде – ИТ, телеком и медиа, e-commerce, банки и страховщики: у них ИИ уже добавляет до 8% к EBITDA, а ожидания на ближайшие годы – 13-21%.

В промышленности и транспорте основную роль играют решения на базе компьютерного зрения. В цифровых сервисах – рекомендательные системы и генеративный ИИ, на который компании уже закладывают до 4% ИТ-бюджета и которые реально экономит деньги (в особенности там, где человеческий креатив можно заменить нейронками; впрочем, если вы видели ИИ-рекламу некоторых компаний, то понимаете, что замена эта далеко не полноценная).
ЕБИТДА
Сделать "Ленту" снова великой: как сеть Мордашова от убытков пришла к крупнейшему поглощению 2025 года Сейчас уже как-то странно вспоминать, но вообще-то в 2023 "Лента" провалилась в убытки – 1,8 млрд рублей. Убыток этот был во многом технический: компания…
Мордашовская "Лента" продолжает атаковать: федеральный ритейлер за 15 млрд покупает дальневосточную сеть "Реми". Ранее в этом году были выкуплены челябинская сеть "Молния" и гипермаркеты "О'кей".

Активная деятельность "Ленты" вписывается в стратегию развития всех крупных сетей, которым становится все сложнее развиваться за счет органического роста. Сокращается органика - значит, нужна увеличивать торговую площадь. Так, в 2023-м "Магнит" приобрел долю в сети "Самбери", а Х5 полностью выкупила хабаровскую сеть "Амба". Стратегия себя (пока) оправдывает.

Почему "федералы" могут себе такое позволить - очень просто. Во-первых, они получают от поставщиков более привлекательные закупочные цены (на 10-15% ниже). Во-вторых, имеют доступ к более выгодному финансированию и низким тарифам на эквайринг.
НДФЛ - главный источник прироста региональных доходов в 2025 году.

Поступления налога на прибыль снижаются второй год подряд, правда с некоторым замедлением. В прошлом году на 1 октября падение доходов от налога на прибыль составило 11,6%, тогда как на 1 октября 2025 года – на 2,5 % (данные Счетной палаты).

Поступления налога на прибыль выросли в 39 регионах России. При этом выше инфляции (в 25 из них - где рост оказался выше инфляции). Наибольший темп роста поступлений налога - в дальневосточных регионах. Снизились поступления налога на прибыль организаций в 50 регионах, из них более чем на 20% – в 15 регионах.
Forwarded from Fashion retail
Бренды недополучают дохода со своих сайтов.

К такому выводу пришли в Fashion Consulting Group, основываясь на своих данных – фешн-ритейлеры, активно представленные на маркетплейсах, в среднем получают от продаж через собственные сайты не более 10% выручки, пишет Ъ.

Некоторые игроки не стремятся улучшить функционал своих интернет-магазинов. В Cocos Group рассказали о результатах исследования, в ходе которого выбрали 12 случайных интернет-магазинов, и у всех из них оказались проблемы со скоростью загрузки.

Каждая дополнительная секунда ожидания может на 5–10% снижать конверсию, считают эксперты. Пять интернет-магазинов просили зарегистрироваться перед добавлением в избранное – на этом этапе страницу покидают до 27% потенциальных покупателей. На 6 сайтах кнопка «В корзину» может «уходить» при прокрутке страницы, что может снижать конверсию на 5–10%.

В Cocos считают, что ужесточение условий маркетплейсов может развернуть бренды в сторону улучшения собственных интернет-магазинов. Здесь важно, чьи это были сайты, ведь далеко не все бренды делают высокую ставку на собственный канал продаж, кому-то он нужен не более, чем витрина.

™️ Fashion retail
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
На фоне притеснений селлеров все забыли про владельцев ПВЗ. А Минпромторг не забыл: в 2026 году маркетплейсам запретят принуждать их к открытию монобрендовых точек.

Формально их и сейчас не принуждают: каждый видел хотя бы парочку спаянных ПВЗ – где Ozon соседствует с WB, а "Яндекс" с Ozon. Но площадки такой формат работы не одобряют: ПВЗ отключают от системы, заваливают штрафами за срыв таймингов, а клиенты обнуляют рейтинг.

Выгодно ли в принципе быть владельцем ПВЗ в 2025?

Зависит от того, какой именно пункт вы открываете. Но средняя температура по больнице такова:

• Интерес к открытию ПВЗ все ниже. Спрос на них просел на 14% год к году, по WB – почти на 20%, по Ozon – на 10%. В плюсе из крупняка сейчас только "Яндекс" – там еще есть, куда впихивать точки.

• По деньгам все совсем грустно. Половина владельцев крутится в выручке до 500 тыс. руб. в год на точку, а средняя чистая прибыль – 15–40 тысяч в месяц. Чтобы выйти в ощутимый плюс, люди сразу строят небольшие сети и закладывают годы убытков.

• ПВЗ при этом – доход совсем не пассивный. Это скорее локальный операционный ад: жесткие тайминги приемки, штрафы за опоздания, требования по ремонту и брендированию, проверки, текучка и зависимость от рейтингов. Один плохой день – неделю разгребаешь последствия в ЛК.

• Мультибрендовые точки – не выход. Два маркетплейса = два набора правил, два графика поставок и вдвое больше задач на ту же смену. Приемка WB и Ozon приехала одновременно = считай, что попал. Плюс нужно выдержать отдельные бренд-зоны в маленьком помещении. Так что мультибренд удваивает не только прибыль (и то, если повезет), но и проблемы на голову.
В 2025 году event-индустрия в России вышла на допандемийные показатели

• в этом году продажи билетов выросли на 49% в денежном выражении и на 24% - в натуральном; средняя стоимость билета выросла на 21% (до 2,6 тыс. руб)

• самый высокий рост продаж билетов на концерты - в Питере; также в топе - Краснодар, Казань, Екатеринбург, Новосибирск

• в 2025-м выросли и продажи театральных билетов (на 13% в деньгах и на 5% в штуках - за январь-ноябрь)

• главная особенность года - драйвером роста выступают не только мегаполисы, но также средние и небольшие города
Основные причины роста спроса на лотереи:

• активный переход в онлайн (около 70% всех билетов теперь покупается в интернете)

• появление новых продуктов с элементами геймификации

• сохраняющаяся экономико-геополитическая неопределенность (чем хуже ситуация, тем больше лотерейных билетов покупается)
ЕБИТДА
В Питере - беда с гостиницами из-за снижения турпотока. Что? Да Отрасль столкнулась со снижением загрузки и рентабельности. Как всегда, причины наслоились одна на другую. По порядку. • крупные гостиничные объекты сдвигают сроки ввода (причины: рост себестоимости…
А вот в масштабе всей страны с новыми отелями всё весьма неплохо: по итогам года введут более 10 тыс. номеров (+20% к 2024-му).

Заметная доля новых объектов - в регионах. Во-первых, в условиях высокой ключевой ставки "отбить" гостиницу в Москве или Питере можно за 25-26 лет. В других регионах эти сроки меньше - чему способствует развитие внутреннего туризма.

Главный стимул для застройщиков - льготное кредитование. Но, похоже, программу продлять не будут, поэтому надо готовиться к просадке показателей по вводы в ближайшие годы.
Войны киношников продолжаются: экс-Sony отсудила у "Синема Парка" и "Формулы Кино" 126 млн рублей. Полтора месяца назад похожий иск закончился иначе – кинотеатры отняли у студии 162 млн.

На этот раз предметом спора стал прокат кино: бывший российский офис Sony (ООО "Контент-клуб") требовал деньги за показ трех фильмов – "Анчартед", "Веном 2" и "Человек-паук". Стороны заключили рамочное соглашение на прокат, но в феврале 2022 года Sony прекратила работу в России.

Кинотеатры продолжили показывать фильмы уже после того, как права формально истекли.

Позиции разошлись в деталях: киносеть стояла на том, что по части долга истек срок давности, а расчеты не соответствуют договору. Суд же встал на сторону экс-Sony и обязал "Синема Парк" выплатить 126 млн рублей – это уже второй выигранный иск студии против объединенной киносети.

Всего экс-офис Sony пытался отсудить у российских киношников больше миллиарда рублей по старым контрактам. С большинством участников рынка договорились мирно, но с империей Александра Мамута ("Синема Парк" + "Формула Кино") конфликт перерос в полноценную судебную плоскость.

По объему отсуженного сейчас ведет Мамут: экс-Sony суммарно отсудила 562 млн за два иска, кинотеатры – 782 млн за упущенную выгоду из-за отсутствия голливудских новинок в прокате.