ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
За год число россиян, которые покупают онлайн (без учёта маркетплейсов) выросло на 16%.

Быстрее всего растёт доставка еды: 24% всех онлайн-расходов составили продукты (+4,6% за год), а услуги - 18% (драйверы - туризм и образование). Среди товаров чаще платят за стройку или ремонт, а также за одежду и технику.

Что интересно - доля женщин среди покупателей достигла 57%, а самой платёжеспособной группой оказались люди в возрасте 35–44 лет (39% всех онлайн-трат, 37% от всех покупателей). При этом молодёжь от 18 до 24 лет отвечает за треть (33%) всех потраченных сумм.
Если в последние месяцы вам стало казаться, что неконкурентные практики в ритейле применяют только маркетплейсы – вам надо лучше следить за работой ФАС: на неделе служба изучила закупочные цены десяти крупнейших торговых сетей за январь-август 2025 года и сравнила их с розничными ценами на полках.

Вердикт: наценки на ряд продуктов питания завышены.

Какие именно товары попали под подозрение – ФАС пока не раскрывает. Зато уже направила официальные запросы X5, "Магниту", "Ленте", "Дикси", "Азбуке вкуса" и еще пяти федеральным сетям с требованием обосновать такую маржу. Если нарушения подтвердятся, служба обещает принять меры.

Для справки: эксперты рынка говорят, что средняя наценка сетей – от 80% до 100%, причем на социально значимые товары она минимальная (иногда даже нулевая или отрицательная – вспоминаем кейс питерского дискаунтера), а вот на премиальные категории – кратно выше. В X5 уже отреагировали, заверив, что на социально значимые позиции наценки минимальны.​​​​​​​​​​​​​​​​
Кадровые итоги года – что говорят эйчары и чего ждать в 2026 году

• Гонка зарплат продолжится. Их повысят 83% компаний в РФ – в среднем на 5-10%, то есть на уровень инфляции. Вынужденная мера на фоне кадрового голода. Правда, теперь фокус при индексациях сделают на ключевых сотрудниках, чтобы уменьшить текучку. Компаний, которые вообще не планируют повышать зарплаты, всего 5%.

• Автоматизация. 70% компаний закладывают рост бюджетов на цифровизацию HR-процессов, но внедрение тормозится – компании пока не готовы выделять достаточное количество денег на то, чтобы радикально автоматизировать эту часть своей работы. Так что массово цифровизация скорее ограничится ChatGPT, куда эйчары уже сегодня сгружают резюме для проверки.

• ИИ создает новые рабочие места. Половина работодателей увеличит бюджет на искусственный интеллект, но вопреки страшилкам о сокращениях, технология пока требует дополнительных рук – специалистов по внедрению. Еще треть компаний занимает выжидательную позицию и смотрит, как ИИ работает у других.

• Обучение вместо найма. Около 70% компаний делают ставку на переобучение: нанять нового человека стало сложнее и дороже, чем научить старого новым навыкам.

• Вместо поиска нового руководителя отдела обязанности часто распределяют между оставшимися сотрудниками. Работы больше, а доплаты нет – такова суровая реальность кадрового дефицита.
🍦 Кубанское мороженое покоряет Дубай

Краснодарский пломбир стал хитом за границей. С начала года кубанские предприятия отправили на экспорт почти тысячу тонн мороженого. Основные направления поставок — Абхазия, Южная Осетия и Азербайджан, но сладкий десерт теперь отправляют и в ОАЭ с Китаем.

Все 146 партий прошли контроль качества и получили одобрение на экспорт.

Подписаться | Прислать новость
На Дальнем Востоке ширится малая промышленность – суммарный доход производственных МСП увеличился в полтора раза за последние два года: с 600 млрд руб. в 2022 году до 900 млрд в 2024. Тем временем число малых и средних предприятий превысило 24 тысячи.

75% этого роста – заслуга обработки. Притом четверть из них – это пищепром, предприятия по переработке рыбы и морепродуктов.

На первый взгляд кажется, что такой скачок доходов произошел из-за инфляции. Это важный фактор, но не единственный: главную роль сыграла господдержка. За два года ей воспользовались 44% промышленных МСП региона: через Национальную гарантийную систему малый и средний бизнес привлек 17,9 млрд руб. заемных финансов. Только за восемь месяцев 2025 добавилось еще 4,43 млрд.

Приятно, что промышленный рост оживляет пространство вокруг: под предприятия подтягивается логистика, инфраструктура, растет спрос на научные разработки. Плюс география: близость к рынкам Азии и богатые рыбные ресурсы создают естественные конкурентные преимущества для местных производителей.

Где больше всего предприятий:

• Приморский край – 23%
• Хабаровский край – 15%
• Республика Саха (Якутия) – 15%
• Республика Бурятия – 11%
• Амурская область – 10%
Питер, а не Москва, уже третий год подряд - лидер по тратам на новогоднее украшение города.

Главный "растратчик" - Адмиралтейский район (почти 80 млн). В Москве дороже всего обошлось оформление искусственными елями района Коммунарка (почти в 30 млн руб.)

За пределами столиц особо отличился Сыктывкар: "кажется, что к 2026 году в Сыктывкаре светится все, что только возможно", - пишут местные.
ЕБИТДА
Тренд на унификацию условий и правил добрался до супермаркетов. А именно - появилось предложение (справедливое) уравнять санитарные нормы для общепита и супермаркетов, продающих готовую еду. Сейчас для первых правила значительно жестче. Инициаторы изменений…
У Х5 количество фабрик-кухонь уже сопоставимо с крупной сетью общепита, и X5 будет дальше его наращивать, выстраивая свою компетенцию в готовой еде таким образом, чтобы обеспечивать не только ей свои магазины, но и продавать через другие каналы. По сути, сейчас для нас готовая еда — отдельное бизнес-направление. За год продажи нашей готовой еды увеличились на 49%, а в чеках она стала появляться на треть чаще.

Говорит президент Х5.

Надо признать, что далее в интервью Екатерина Лобачева признает, что пришло время заняться регуляторикой в этом вопросе, справедливо полагая, что если это не сделать, то можно получить вал проверок от различных органов в ответ на каждый кейс с тараканом или отравлением.
Еще одно подтверждение того, что привычка к ЗОЖу коснулась даже алкогольных напитков - те, кто пока не отказался совсем, пытается хотя бы снизить градус. Итог - в 2025-м продолжило расти потребление игристых вин. Правда, тренд распространяется пока только на мегаполисы. В региональных райцентрах к замене "беленькой" на петнаты пока не готовы.

Да, резкий скачок случился в 2024-м, когда произвели на 25% больше продукта год к году, но тенденция продолжилась и в этом году (хотя не так активно - из-за меньшего урожая и повышения акцизов). Рост достигается за счет роста объема именно российских вин.

Еще один важный сдвиг в модели потребителей - шампанское перестает быть исключительно сезонным напитком, его потребление распределяется по всему году уже равномернее, чем когда-либо до этого.
Вот только ситуация с отелями начала налаживаться, как агрегаторы сразу напомнили, кто тут заказывает музыку: онлайн-сервисы бронирования повысили комиссии для всего гостиничного бизнеса.

Ценовую политику поменял более-менее весь крупняк: "Яндекс Путешествия" подняли комиссию с 15% до 17%, а по премиальным программам продвижения до 20-25%. "Авито Путешествия" накинули 20% на услуги продвижения. RealtyCalendar тоже не отстал.

Агрегаторы объясняют повышение так:

• инфляция 7% в 2025 году
• рост НДС с 20% до 22%
• вложения в развитие сервисов и поддержку растущей аудитории
• увеличение операционных издержек

Справедливости ради, зарубежный Booking в свое время брал от 17% и выше. Так что новые российские тарифы – это просто возврат к международным стандартам, которые были до 2022 года.

Что дальше? Отельеры в шоке, но выбора особо нет: агрегаторы – ключевой канал продаж. В краткосрочной перспективе расходы лягут на гостиницы, но со временем неизбежно переложатся на гостей через повышение цен.

Есть и альтернатива: вкладываться в собственную таргетированную рекламу и прокачивать прямые продажи через лендинги. Это тоже стоит денег, но с учетом роста комиссий может со временем стать выгоднее работы через посредников – особенно для отелей с хорошей локацией и репутацией.
Минэк опубликовал занятное исследование креативной экономики в РФ, где постановил: главное препятствие для развития индустрий в РФ – кадры. А точнее их отсутствие.

К главным выводам:

1. Креативная экономика приносит 7,5 трлн рублей в год – это 4,1% ВВП страны. В секторе работают 5,4 млн человек, почти каждый 16-й трудоспособный житель. С 2017 года креативная экономика росла в четыре раза быстрее остальной, но сильнее реагирует на кризисы.

2. Дефицит кадров уже критический: нужно минимум 75 тысяч новых специалистов ежегодно, чтобы достичь цели – 6% ВВП к 2030 году. При этом 54% работодателей жалуются на нехватку квалифицированных спецов, 43% – на дефицит менеджеров.

3. Рынку нужны не просто креаторы, а "гибриды" – дизайнеры, который сами запустят работу через ИИ-инструменты, адаптируют под платформы и протестируют эффективность. Особенно такие востребованы в рекламе, кино, анимации и диджитал-дизайне.

4. Не хватает middle-специалистов с опытом – тех самых "доученных", из которых вырастают руководители. Компании готовы брать даже подростков из школ креативных индустрий, лишь бы закрыть вакансии.

5. Вузы не совсем в коннекте с реальностью. Пока в учебных планах доминируют классические подходы, рынок подсел на ИИ и аналитические платформы. Преподаватели часто не имеют актуального практического опыта, а лучшие специалисты из индустрии слишком заняты, чтобы преподавать.

6. Зарплаты растут медленно. В маркетинге, рекламе и PR зарплаты за год выросли всего на 10% – это меньше, чем в HR (16%) или банковской сфере (13%). Это при всем дефиците кадров и обилии джунов в индустрии. То есть работодателям тоже стоит задуматься, все ли они делают правильно.
Россияне всё больше едят черную икру: в 2024 году ее стали покупать на 9% чаще. Рост цен при этом составил 7-8%, что ниже инфляции за прошлый год (9,52%) – ценам не дает разрастаться избыточное производство.

Как мы от "черная икра – дефицитный продукт для резидентов Рублевки" пришли к этому?

Немного истории

В 1990-х осетровые запасы на Каспии деградировали: браконьерство процветало, контроля не было, а маржа была огромной.

Образовался дефицит, и к началу 2000-х международная система CITES ввела жесткие ограничения на торговлю дикой икрой, а Россия и соседи запретили промышленный лов осетровых.

Легальная икра переехала на аквафермы.

Вы еще учитывайте, что разведение осетровых и добыча икры – ремесло крайне медленное: осетры начинают давать икру в 7-10 лет, белуги – в 2027. И это только временные инвестиции, есть ведь еще денежные.

И все же в 2010-х фермерский рынок хорошо вырос. Производство икры с 13 тонн в 2010 достигло 44 тонн к 2018. Приоритетом стали ветконтроль, прозрачность и премиальный потребитель через HoReCa и ритейл. К 2023 году выпуск достиг почти 70 тонн.

А что сегодня?

По данным Росрыболовства, сейчас производство держится на уровне 60 тонн в год, хотя ветеринарный учет за 11 месяцев 2025 зафиксировал 88 тонн – разница в методиках подсчета. Практически весь объем уходит на внутренний рынок.

Притом растет не только количество покупок, но и культура потребления: типичные фасовки увеличились до 50-100 граммов (в противовес всеобщей шринкфляции), а сезонность сместилась на ноябрь-январь.

Средний ценник – 50 тысяч рублей за кило, но зависит от региона и рыбины: белужья икра стоит 130 тысяч, стерляди – 45 тыс., а в ресторанах столицы 100 граммов легко могут стоить 31 тыс.

Главная проблема сейчас (как и везде) – фальсификат. Китайские сверхдешевые подделки продают под видом астраханской икра. Закономерно 1 мая 2024 на продукт действует обязательная маркировка через "Честный знак" (с тех пор система выявила >5 тонн фальсификата).

Экспорт после санкций сместили на Азию и Ближний Восток: ОАЭ, Гонконг, Китай. За 10 месяцев 2023 из РФ вывезли всего 2,4 тонны – объемы скромные.

В мире сейчас доминирует Китай с сотнями тонн от одного производителя. Россия же осталась нишевым игроком, несмотря на сильный бренд происхождения.
За 9 месяцев 2025 года научно-технологические МСП получили 61 млрд рублей – это на 78% больше, чем за аналогичный период 2024 года:

• Две трети всех денег ушли микропредприятиям. Самый взрывной рост, что логично, у совсем молодого бизнеса (до года) – там финансирование выросло больше чем в 11 раз. Стартапам деньги раздают приоритетно.

• Деньги идут не только в столицы: лидер по росту – Северный Кавказ, где поддержка увеличилась в семь раз. Дагестан, Забайкальский край, Астраханская область показали рост более чем в 10 раз.

• Инженеры и проектировщики забирают львиную долю. >80% средств получили компании в архитектуре, инженерном проектировании и технических испытаниях. Тоже неудивительно: это основные агенты импортозамещения.
Forwarded from Spydell_finance (Paul Spydell)
Кредитование физлиц в России немного оживает, но остается все еще вялым

▪️Совокупное рублевое кредитование физлиц (ИЖК + авто + необеспеченный потребительский кредит) выросло на 0.44% м/м после 0.78% в октябре, за 3м – 0.60%, 6м – 0.41%, 12м – 0.10%, 11м25 – 0.21%, 11м24 – 0.95%, 11м23 – 1.87%, в 2023-2024 в среднем 1.25%, в 2021 – 1.73%, в 2017-2019 – 1.40% по среднемесячным темпам (далее в этом же формате).

Объем кредитования физлиц достиг почти 38 трлн руб, что все еще ниже максимума в окт.24 на уровне 38.15 трлн, т.е. речь идет об оживлении, восстановлении от локального минимума, сформированного весной 2025.

В структуре 38 трлн кредитного портфеля:

▪️Ипотечное кредитование (21.3 трлн), в ноябре +1.19% м/м после роста на 1.39% в октябре, за 3м – 1.21%, 6м – 0.79%, 12м – 0.52%, 11м25 – 0.53% vs 0.88% за 11м24, 2.23% за 11м23, в 2023-2024 в среднем 1.51%, в 2021 – 1.98%, а в 2017-2019 – 1.54%.

Хотя ИЖК ускорилось с августа (среднемесячный темп 1.17%), по 6м средней (0.79%) все еще минимум за 10 лет. Для ИЖК типичные 6м темпы находятся в диапазоне 1.5-2% по среднемесячным темпам с кратковременным вылетом выше 2% в условиях кредитного бума.

При этом ИЖК в значительной степени поддерживается за счет льготного ИЖК (около 85% в структуре валовой выдачи ипотеки в 2025 при адекватном показателе около половины).

Если вычесть льготное ИЖК, общий объем ИЖК будет сокращаться, т.к. темпы выдачи рыночной ипотеки недостаточны для компенсации объема погашений.

▪️Потребительское кредитование (13.6 трлн) продолжает интенсивно сокращаться, в ноябре минус 0.99% м/м после (-0.54%) в октябре, за 3м – (-0.72%), 6м – (-0.58%), 12м – (-0.72%), за 11м25 – (-0.48%) vs +0.64% за 11м24, 1.33% за 11м23, в 2023-2024 в среднем +0.68%, в 2021 – 1.49%, а в 2017-2019 – 1.32%.

Максимум кредитной активности в потребительском кредитовании был в сен.24 (15.73 трлн), с тех пор сокращение на 2.13 трлн или свыше 13.5% по номиналу – это сильнейшее сжатие с 2015-2016, тогда накопленное сжатие составило 16.1% или всего 1.1 трлн.

В реальном выражении потребительское кредитование находится на уровне середины 2019.

▪️Автокредитование (3 трлн) продолжает интенсивно расти на 1.79% м/м в ноябре после 2.71% в октябре, за 3м – 2.52%, 6м – 2.52%, 12м – 1.27%, 1м25 – 1.34% vs 3.83% за 11м24, 2.90% за 11м23, в 2023-2024 – 3.25%, в 2021 – 1.68%, 2017-2019 – 1.20%.

Для автокредитования типичный темп роста ранее находился в диапазоне 1-2% в месяц по 6м средней и лишь на пару месяцев темп вырос выше 2% в середине 2021, поэтому текущие темпы свыше 2.5% в месяц аномально высоки по историческим меркам и классифицируются, как кредитный бум.

Одна из причин – льготные программы автодилеров (скидки под кредитные программы, льготные ставки от автопроизводителей, рассрочки и так далее) и ажиотажный спрос в ожидании роста налога на авто (тот самый «утилизационный сбор»).

Если исключить разовые факторы (спрос на авто перед ростом цен) и льготные формы кредитования (автодилеры и ИЖК), рыночное кредитование в наиболее депрессивном состоянии за 10 лет (хуже было только в 2015 и 2009).

Другими словами, кредитование по рыночным ставкам мертво чуть менее, чем полностью, но с незначительным оживлением с середины 2025, которое не меняет общей картины.

В этой части кредитная активность является скорее подавленной, т.е. дезинфляционный эффект интегрально продолжает действовать, если убрать «шумы» и льготное кредитование на различных уровнях.
Итоги первой пятилетки новой экономики РФ

Ответственность подвести итоги последних турбулентных лет на себя взял Дмитрий Белоусов – руководитель направления анализа и прогнозирования ЦМАКП. Его тезисы приводит РБК с закрытого заседания Столыпинского клуба 17 декабря.

Главное:

1. Экономику спасли не госкомпании, а молодые предприниматели. Вместо государевых людей, Россия при адаптации к санкциям опиралась на молодых и активных бизнесменов: они обеспечили ей гибкость поставок, обход ограничений и новые торговые маршруты. Белоусов описал их модель как "живем, как в 90-е, только на благо общества" – та же предприимчивость и умение работать в изменчивой серой зоне, но теперь в этом нуждается и страна.

2. Устойчивость показали неожиданные отрасли. Фармацевтика выдержала ковид и разрыв поставок, вакцину сделали первыми в мире. Сельское хозяйство не просто закрыло внутренний спрос – оно экспортирует. Логистика работает, цифровая среда развита. Модернизированные куски экономики оказались живучими.

3. С крайней бедностью покончено, но треть населения балансирует на грани. Доля тех, кому не хватает на еду, упала с 15% в конце 90-х до статистической погрешности. Но 30-40% людей живут впритык – хватает только на еду и одежду. В этом хорошего мало.

4. Спад инвестиций и производства наблюдается в большинстве отраслей. Жесткая ДКП заморозила вложения – бизнес отложил их на неопределенный срок. Растет дефицит бюджета и налоги. Главное – не получается создавать новое и выстроить работающие институты, особенно суды для решения споров о собственности.​​​​​​​​​​​​​​​​