Интересная общественная инициатива, уже поддержанная в Госдуме, ОП и "Деловой России" - наносить специальные метки на еду и напитки с содержанием сахара свыше 5 г на 100 г продукта.
Свежие данные Роспотребнадзора, чтобы оценить масштаб проблемы: избыточная масса тела наблюдается у 47,6% мужчин и 35,6% женщин в России, ожирение - у 19% мужчин и 27,6% женщин. А еще сахар вызывает сердечно-сосудистые заболевания (главная причина смертности), диабет, онкологию, ослабление иммунитета, деформацию костной ткани и т.д.
Сегодня на полках магазинов не просто много еды с излишним количеством сахара. Он уже давно стал универсальной пищевой добавкой, которую производители добавляют повсеместно для того, чтобы сделать продукт "вкусным". При этом часто данная информация не отражается (или не в полной мере отражается) на упаковке.
Особая статья - продукты для детей (сладости, газировка, чипсы и т.д.). Вместо предупреждения о повышенном содержании сахара они ярко и красиво упакованы, чтобы привлечь внимание. Именно в детстве формируются вкусовые пристрастия. А за последние три года завтрак ребенка стал на 18% слаще.
Здоровье человека напрямую зависит от нашего питания. Ты то, что ты ешь. И люди имеют право знать, что они потребляют.
Свежие данные Роспотребнадзора, чтобы оценить масштаб проблемы: избыточная масса тела наблюдается у 47,6% мужчин и 35,6% женщин в России, ожирение - у 19% мужчин и 27,6% женщин. А еще сахар вызывает сердечно-сосудистые заболевания (главная причина смертности), диабет, онкологию, ослабление иммунитета, деформацию костной ткани и т.д.
Сегодня на полках магазинов не просто много еды с излишним количеством сахара. Он уже давно стал универсальной пищевой добавкой, которую производители добавляют повсеместно для того, чтобы сделать продукт "вкусным". При этом часто данная информация не отражается (или не в полной мере отражается) на упаковке.
Особая статья - продукты для детей (сладости, газировка, чипсы и т.д.). Вместо предупреждения о повышенном содержании сахара они ярко и красиво упакованы, чтобы привлечь внимание. Именно в детстве формируются вкусовые пристрастия. А за последние три года завтрак ребенка стал на 18% слаще.
Здоровье человека напрямую зависит от нашего питания. Ты то, что ты ешь. И люди имеют право знать, что они потребляют.
Правительство с 2009 года субсидирует строительство новых судов в России, компенсируя расходы заказчиков в размере 2/3 ставки кредита или лизингового платежа.
По оценкам, в 2009-2019 гг. было выделено около 12 млрд рублей. На начало 2020 года закончено субсидирование 27 судов, еще по 120 оно продолжалось.
Действующая сейчас программа завершается, и Минпромторг хочет ее продлить до 2023 года включительно (в объеме 10,4 млрд рублей). При этом ее распространят на рыбопромысловые суда, в отношении которых снимут ограничение в предельной стоимости судна - 1,5 млрд руб.
Решение верное: средний возраст рыбопромыслового флота - 32 года, а окупается он медленнее, чем транспортный или пассажирский. Кроме того, иностранные верфи строят на 30-40% дешевле и значительно быстрее. Субсидия повысит конкурентоспособность российских заводов.
К тому же благодаря ей раньше строились в основном танкеры и сухогрузы. Сейчас грузовые серии в сегменте "река-море" уже завершены, новые заказы в проекте. Осталось только выяснить, будет ли этот механизм распространяться на строительство судов через инвестквоты, на которые приходится более 80% новых заказов в отрасли.
По оценкам, в 2009-2019 гг. было выделено около 12 млрд рублей. На начало 2020 года закончено субсидирование 27 судов, еще по 120 оно продолжалось.
Действующая сейчас программа завершается, и Минпромторг хочет ее продлить до 2023 года включительно (в объеме 10,4 млрд рублей). При этом ее распространят на рыбопромысловые суда, в отношении которых снимут ограничение в предельной стоимости судна - 1,5 млрд руб.
Решение верное: средний возраст рыбопромыслового флота - 32 года, а окупается он медленнее, чем транспортный или пассажирский. Кроме того, иностранные верфи строят на 30-40% дешевле и значительно быстрее. Субсидия повысит конкурентоспособность российских заводов.
К тому же благодаря ей раньше строились в основном танкеры и сухогрузы. Сейчас грузовые серии в сегменте "река-море" уже завершены, новые заказы в проекте. Осталось только выяснить, будет ли этот механизм распространяться на строительство судов через инвестквоты, на которые приходится более 80% новых заказов в отрасли.
Из-за непонимания того, какие ограничительные меры предпримет государство во вторую волну пандемии, малый и средний бизнес теряет уверенность.
Индекс деловой активности RSBI после заметного улучшения в августе начал снижаться в сентябре - с 47 до 46,6 пункта. Минимальные показатели были в апреле - 38,5.
От тревожных настроений не спасает даже неплохая динамика по выручке: в сентябре ее реальный рост зафиксировали 16% предпринимателей (+4% к августу), о сокращении заявили 54% респондентов (-6%).
В первую очередь такой настрой отражается на инвестициях. Доля компаний, которые их наращивали, уменьшилась с 18% до 14%. Доля компаний, планировавших их будущем, сократилась с 25% до 20%. Если в августе хотели увеличить штат 17% предпринимателей, то в сентябре уже 14%. При этом на 1% выросла доля тех, кто хочет персонал сократить.
Данные Magram Market Research и Промсвязьбанка о готовности предпринимателей работать в условиях карантинных ограничений:
• не более месяца - 13%
• от 1 до 3 месяцев - 20%
• от 3 до 6 месяцев - 16%
• от 6 месяцев до года - 11%
• более года - 27%
• затруднились ответить - 13%
Индекс деловой активности RSBI после заметного улучшения в августе начал снижаться в сентябре - с 47 до 46,6 пункта. Минимальные показатели были в апреле - 38,5.
От тревожных настроений не спасает даже неплохая динамика по выручке: в сентябре ее реальный рост зафиксировали 16% предпринимателей (+4% к августу), о сокращении заявили 54% респондентов (-6%).
В первую очередь такой настрой отражается на инвестициях. Доля компаний, которые их наращивали, уменьшилась с 18% до 14%. Доля компаний, планировавших их будущем, сократилась с 25% до 20%. Если в августе хотели увеличить штат 17% предпринимателей, то в сентябре уже 14%. При этом на 1% выросла доля тех, кто хочет персонал сократить.
Данные Magram Market Research и Промсвязьбанка о готовности предпринимателей работать в условиях карантинных ограничений:
• не более месяца - 13%
• от 1 до 3 месяцев - 20%
• от 3 до 6 месяцев - 16%
• от 6 месяцев до года - 11%
• более года - 27%
• затруднились ответить - 13%
Оборот розничной торговли падает третий месяц с нарастающими темпами (Росстат):
• июль - 1,9%
• август - 2,7%
• сентябрь - 3%
Сентябрьские показатели могли оказаться еще хуже, если бы не рост продаж автомобилей на 3,4%, вызванный опасениями из-за девальвации рубля.
В то же время замедлился спад в потреблении платных услуг (с 16,8% в августе до 12,2% в сентябре) и обороте общепита (с 18,7% до 14%), на что повлияло проведение отпусков внутри России. Такая же динамика у потребительских расходов в целом: снижение на 6,5% в августе и на 5,1% в сентябре.
Уровень безработицы:
• январь - 4,7%
• февраль - 4,6%
• март - 4,7%
• апрель - 5,8%
• май - 6,1%
• июнь - 6,2%
• июль - 6,3%
• август - 6,4%
• сентябрь - 6,3%
Реальные располагаемые доходы россиян в III квартале сократились на 4,8% в годовом выражении. За первые девять месяцев снижение составило 4,3%.
• июль - 1,9%
• август - 2,7%
• сентябрь - 3%
Сентябрьские показатели могли оказаться еще хуже, если бы не рост продаж автомобилей на 3,4%, вызванный опасениями из-за девальвации рубля.
В то же время замедлился спад в потреблении платных услуг (с 16,8% в августе до 12,2% в сентябре) и обороте общепита (с 18,7% до 14%), на что повлияло проведение отпусков внутри России. Такая же динамика у потребительских расходов в целом: снижение на 6,5% в августе и на 5,1% в сентябре.
Уровень безработицы:
• январь - 4,7%
• февраль - 4,6%
• март - 4,7%
• апрель - 5,8%
• май - 6,1%
• июнь - 6,2%
• июль - 6,3%
• август - 6,4%
• сентябрь - 6,3%
Реальные располагаемые доходы россиян в III квартале сократились на 4,8% в годовом выражении. За первые девять месяцев снижение составило 4,3%.
Согласно исследованию "Ромира" (данные 15 тыс. домохозяйств в 220 городах), в пандемию россияне стали значительно больше тратить на товары повседневного спроса.
Максимальный рост отмечен в марте (+22%). В прошлые годы такие значения были в ноябре и декабре, на пике потребления. Объяснить эту динамику можно снижением доходов населения и тревожными ожиданиями - люди стараются покупать самое необходимое и делают запасы.
Под вопросом - торговый оборот в канун новогодних и рождественских праздников. По данным банка "Открытия", 24% россиян будут экономить на праздничном столе. В Aviasales говорят, что число забронированных турпутевок упало в 4 раза.
Потребительские расходы уже снижаются - на прошлой неделе SberIndex зафиксировал падение на 2,8% (за четыре последние недели - на 2,4%). Аналитики отмечают, что покупатели меняют свое поведение по образцу апреля-мая. Спрос сдвигается в сторону продовольственных товаров, в секторе услуг впервые с лета общее снижение на 20%:
• отели - 66,4%
• авиабилеты - 54,1%
• кафе и рестораны - 27%
• салоны красоты - 26,6%
Главный фактор, влияющий на поведение людей - неопределенность с COVID-19. Если удастся избежать жестких ограничений, потребительский тренд может измениться. В туристическом сегменте ждут рост спроса ближе к праздникам - программа по выплате кэшбэка за внутрироссийские туры продлена. Главное - обойтись без локдауна.
Максимальный рост отмечен в марте (+22%). В прошлые годы такие значения были в ноябре и декабре, на пике потребления. Объяснить эту динамику можно снижением доходов населения и тревожными ожиданиями - люди стараются покупать самое необходимое и делают запасы.
Под вопросом - торговый оборот в канун новогодних и рождественских праздников. По данным банка "Открытия", 24% россиян будут экономить на праздничном столе. В Aviasales говорят, что число забронированных турпутевок упало в 4 раза.
Потребительские расходы уже снижаются - на прошлой неделе SberIndex зафиксировал падение на 2,8% (за четыре последние недели - на 2,4%). Аналитики отмечают, что покупатели меняют свое поведение по образцу апреля-мая. Спрос сдвигается в сторону продовольственных товаров, в секторе услуг впервые с лета общее снижение на 20%:
• отели - 66,4%
• авиабилеты - 54,1%
• кафе и рестораны - 27%
• салоны красоты - 26,6%
Главный фактор, влияющий на поведение людей - неопределенность с COVID-19. Если удастся избежать жестких ограничений, потребительский тренд может измениться. В туристическом сегменте ждут рост спроса ближе к праздникам - программа по выплате кэшбэка за внутрироссийские туры продлена. Главное - обойтись без локдауна.
Известный журналист Юлия Латынина решила обратить внимание на рынок лекарств, обвинив систему маркировки в том, что препараты якобы исчезли из аптек.
В качестве живых свидетелей катастрофы приводится гендир региональной аптечной сети "Фармленд" (1300 точек на Урале и в Поволжье) и один питерский производитель "Гротекс". Выборка не самая впечатляющая, учитывая, что на 1 марта 2020 года в России работало свыше 67 тыс. аптек, а ведущих сетей в списке нет.
Судя по всему, корень проблемы - в банальной менеджерской халатности. По словам руководителя "Фармленда", компания до 1 июля забила свои склады под завязку (очевидно еще немаркированной продукцией), теперь запасы кончились. А как работать по новым правилам и как организовать необходимую логистику - не позаботились.
Эксперимент с маркировкой идет с 2017 года, вполне можно было успеть подготовиться. Если бы было желание. Просто слишком много велось разговоров (с подачи некоторых лоббистов) про то, что маркировку отменят/перенесут - вот многие и расслабились.
Статистические данные в материале "Новой" отсутствуют, если не считать слов представителя оператора маркировки о том, что 98% транзакций в системе проходит в течение 10 минут, т.е. без задержек. Контраргумент озвучивается крайне аргументированный: "не верим".
В последнее время валом идут новости о выявленных фактах мошенничества с лекарствами, когда, например, дорогие препараты воруют в государственных больницах и повторно нелегально вводят в оборот. Маркировка все эти преступные схемы ликвидирует. Естественно, недобросовестным участникам рынка такое не по душе и они продолжают с ней бороться. Но поезд уже ушел и даже ажиотажный спрос жителей страны на лекарства на борьбу с контрафактом повлиять не должен. Такой спрос в этом году можно объяснить, но скоро он пройдет.
В качестве живых свидетелей катастрофы приводится гендир региональной аптечной сети "Фармленд" (1300 точек на Урале и в Поволжье) и один питерский производитель "Гротекс". Выборка не самая впечатляющая, учитывая, что на 1 марта 2020 года в России работало свыше 67 тыс. аптек, а ведущих сетей в списке нет.
Судя по всему, корень проблемы - в банальной менеджерской халатности. По словам руководителя "Фармленда", компания до 1 июля забила свои склады под завязку (очевидно еще немаркированной продукцией), теперь запасы кончились. А как работать по новым правилам и как организовать необходимую логистику - не позаботились.
Эксперимент с маркировкой идет с 2017 года, вполне можно было успеть подготовиться. Если бы было желание. Просто слишком много велось разговоров (с подачи некоторых лоббистов) про то, что маркировку отменят/перенесут - вот многие и расслабились.
Статистические данные в материале "Новой" отсутствуют, если не считать слов представителя оператора маркировки о том, что 98% транзакций в системе проходит в течение 10 минут, т.е. без задержек. Контраргумент озвучивается крайне аргументированный: "не верим".
В последнее время валом идут новости о выявленных фактах мошенничества с лекарствами, когда, например, дорогие препараты воруют в государственных больницах и повторно нелегально вводят в оборот. Маркировка все эти преступные схемы ликвидирует. Естественно, недобросовестным участникам рынка такое не по душе и они продолжают с ней бороться. Но поезд уже ушел и даже ажиотажный спрос жителей страны на лекарства на борьбу с контрафактом повлиять не должен. Такой спрос в этом году можно объяснить, но скоро он пройдет.
Пандемия практически не затронула производство сельхозтехники. За январь-сентябрь оно прибавило 21%, достигнув почти 108 млрд рублей:
• российский рынок - 96,5 млрд (+38%)
• экспорт - 10,9 млрд (+10%)
Среди благоприятных для внутреннего спроса факторов: хороший урожай, высокие цены на сельхозпродукцию, низкие ставки по кредитам, меры господдержки. Кроме того, заводы не приостанавливали работу в период ограничений.
Внешние поставки непрерывно растут с 2013 года, но сейчас темпы замедлились - за первые семь месяцев рост был значительно выше - 23%. Снижение объясняют высокой базой прошлого года и растущим внутренним рынком (именно невостребованные в России сегменты более всего отгружают за рубеж).
Рост поставок по странам:
• Чехия - в 3 раза
• Франция - в 2 раза
• Нидерланды - 98%
• Киргизия - 84%
• Болгария - 37%
• Германия - 33%
• Казахстан - 23%
• Узбекистан - 9%
Итоговый прогноз по экспорту - не ниже прошлого года (более 12 млрд рублей).
• российский рынок - 96,5 млрд (+38%)
• экспорт - 10,9 млрд (+10%)
Среди благоприятных для внутреннего спроса факторов: хороший урожай, высокие цены на сельхозпродукцию, низкие ставки по кредитам, меры господдержки. Кроме того, заводы не приостанавливали работу в период ограничений.
Внешние поставки непрерывно растут с 2013 года, но сейчас темпы замедлились - за первые семь месяцев рост был значительно выше - 23%. Снижение объясняют высокой базой прошлого года и растущим внутренним рынком (именно невостребованные в России сегменты более всего отгружают за рубеж).
Рост поставок по странам:
• Чехия - в 3 раза
• Франция - в 2 раза
• Нидерланды - 98%
• Киргизия - 84%
• Болгария - 37%
• Германия - 33%
• Казахстан - 23%
• Узбекистан - 9%
Итоговый прогноз по экспорту - не ниже прошлого года (более 12 млрд рублей).
Маркировку лекарств для аптек и дистрибьютеров временно переводят в уведомительный режим работы. То есть выдавать товар покупателю можно будет сразу, не дожидаясь ответа системы.
Поводом к такому решению послужили замечания некоторых участников рынка на работу системы. Технические сбои действительно имели место: 2 раза за всё время с 1 июля. Но каждый раз их оперативно устраняли в течение суток.
Куда хуже обстоит дело с технической готовностью отдельных аптечных сетей. Несмотря на то что эксперимент длился более трех лет и у всех было время, чтобы подготовиться к работе с маркированными препаратами, кое-кто так и не смог перейти на новые правила игры.
К тому же их доля - не более 10-15% от общего объема рынка с учетом непомеченных остатков, которые легально находятся в обороте. В любом случае, не нагнетать ситуацию в условиях ажиотажного спроса и не давать поводов для паники тем, кто ее ждет - верное решение Минпромторга. Теперь можно в спокойном режиме разобраться с техническими моментами.
Спрос на лекарства сейчас проходит пиковые значения - сказывается и мощная волна коронавируса. Но дефицита, которым пугают противники маркировки, бояться не стоит - в августе производство выросло на 100% относительно предыдущего месяца, в сентябре - на 63%.
Поводом к такому решению послужили замечания некоторых участников рынка на работу системы. Технические сбои действительно имели место: 2 раза за всё время с 1 июля. Но каждый раз их оперативно устраняли в течение суток.
Куда хуже обстоит дело с технической готовностью отдельных аптечных сетей. Несмотря на то что эксперимент длился более трех лет и у всех было время, чтобы подготовиться к работе с маркированными препаратами, кое-кто так и не смог перейти на новые правила игры.
К тому же их доля - не более 10-15% от общего объема рынка с учетом непомеченных остатков, которые легально находятся в обороте. В любом случае, не нагнетать ситуацию в условиях ажиотажного спроса и не давать поводов для паники тем, кто ее ждет - верное решение Минпромторга. Теперь можно в спокойном режиме разобраться с техническими моментами.
Спрос на лекарства сейчас проходит пиковые значения - сказывается и мощная волна коронавируса. Но дефицита, которым пугают противники маркировки, бояться не стоит - в августе производство выросло на 100% относительно предыдущего месяца, в сентябре - на 63%.
Минфин хочет ускорить и упростить механизм госзакупок и подготовил проект поправок в закон № 44-ФЗ. Основные новеллы:
• Сокращение количества конкурентных процедур до 3 наиболее применяемых заказчиками: конкурс, аукцион, запрос котировок.
• Повышение предельного размера начальной (максимальной) цены контракта с 500 тыс. до 3 млн рублей. Для более дешевых госзакупок предлагается использовать аукционы.
• Право заказчика обсудить детали закупки с потенциальными поставщиками на этапе ее планирования. Сейчас - только во время конкурсных процедур.
• Ускорение процедуры: 4 рабочих дня - на размещение заявок, 2 дня - на их рассмотрение, по 1 дню - на заключение контракта для каждой стороны.
• Сокращение документооборота и цифровизация:
- вся информация о закупке включается в электронное извещение установленной формы в единой информационной системе (ЕИС),
- обязательное электронное актирование в ЕИС,
- информация о поставщиках будет поступать заказчику автоматически из ЕГРЮЛ.
Есть вопросы к сокращению способов госзакупок. Например, исключенный двухэтапный конкурс лидирует по уровню конкуренции (3,1 заявки на закупку) и по экономии средств (20,8%). Вариативность лучше не исключать, а, наоборот, расширять - ситуации могут быть самыми разными, заказчику так проще.
По итогам III квартала 2020 г. общий объем госзакупок снизился по объему начальных максимальных цен на 15% по сравнению с прошлым годом, до 1,98 трлн руб. По количеству опубликованных процедур ни одной из отраслей не удалось выйти на уровень I квартала.
• Сокращение количества конкурентных процедур до 3 наиболее применяемых заказчиками: конкурс, аукцион, запрос котировок.
• Повышение предельного размера начальной (максимальной) цены контракта с 500 тыс. до 3 млн рублей. Для более дешевых госзакупок предлагается использовать аукционы.
• Право заказчика обсудить детали закупки с потенциальными поставщиками на этапе ее планирования. Сейчас - только во время конкурсных процедур.
• Ускорение процедуры: 4 рабочих дня - на размещение заявок, 2 дня - на их рассмотрение, по 1 дню - на заключение контракта для каждой стороны.
• Сокращение документооборота и цифровизация:
- вся информация о закупке включается в электронное извещение установленной формы в единой информационной системе (ЕИС),
- обязательное электронное актирование в ЕИС,
- информация о поставщиках будет поступать заказчику автоматически из ЕГРЮЛ.
Есть вопросы к сокращению способов госзакупок. Например, исключенный двухэтапный конкурс лидирует по уровню конкуренции (3,1 заявки на закупку) и по экономии средств (20,8%). Вариативность лучше не исключать, а, наоборот, расширять - ситуации могут быть самыми разными, заказчику так проще.
По итогам III квартала 2020 г. общий объем госзакупок снизился по объему начальных максимальных цен на 15% по сравнению с прошлым годом, до 1,98 трлн руб. По количеству опубликованных процедур ни одной из отраслей не удалось выйти на уровень I квартала.
Стали известны решения бюро правления РСПП от 21 октября, проведенного с участием президента. Будут работать с правительством по следующим направлениям:
Инвестиции:
• Старт работы уже в этом году Фонда фондов - венчурный фонд, на паритетной основе финансируемый бюджетом и бизнесом. Вклад государства в 2020-2021 гг. - 14 млрд рублей.
• Развитие и поддержка основного инструмента стимулирования инвестиций - соглашений о защите и поощрении капвложений (СЗПК).
Тарифы:
• Переход на долгосрочные тарифные решения.
Налоги:
• Стабилизация с 2023 года фискальной нагрузки на уровне 2020 года.
• Обсуждение с предпринимательским сообществом проектов федеральных законов в налоговой сфере.
Рынок труда:
• Разработка механизма софинансирования (с участием госбюджета) корпоративных программ по повышению квалификации и переобучению новых работников.
• Отмена НДФЛ на выплаты для учеников на период обучения по ученическому договору.
• Сокращение страховых взносов за вновь нанимаемых работников без актуальной профессии и профессионального образования.
• Завершение работы над нормативной базой для перехода на электронный кадровый документооборот (сегодня это только эксперимент Минтруда и ряда крупных компаний).
Инвестиции:
• Старт работы уже в этом году Фонда фондов - венчурный фонд, на паритетной основе финансируемый бюджетом и бизнесом. Вклад государства в 2020-2021 гг. - 14 млрд рублей.
• Развитие и поддержка основного инструмента стимулирования инвестиций - соглашений о защите и поощрении капвложений (СЗПК).
Тарифы:
• Переход на долгосрочные тарифные решения.
Налоги:
• Стабилизация с 2023 года фискальной нагрузки на уровне 2020 года.
• Обсуждение с предпринимательским сообществом проектов федеральных законов в налоговой сфере.
Рынок труда:
• Разработка механизма софинансирования (с участием госбюджета) корпоративных программ по повышению квалификации и переобучению новых работников.
• Отмена НДФЛ на выплаты для учеников на период обучения по ученическому договору.
• Сокращение страховых взносов за вновь нанимаемых работников без актуальной профессии и профессионального образования.
• Завершение работы над нормативной базой для перехода на электронный кадровый документооборот (сегодня это только эксперимент Минтруда и ряда крупных компаний).
По итогам заседания президиума Госсовета, состоявшегося 28 сентября, утверждены поручения правительству, часть которых касается развития малого и среднего бизнеса:
• Продлить до 31 декабря 2021 года мораторий на проверки в отношении субъектов малого предпринимательства (за исключением налогового, бюджетного и таможенного контроля, а также опасных видов деятельности).
• Рассмотреть возможность снижения (путем субсидирования) процентной ставки по льготным кредитам для МСБ, выданным в 2019-2024 годах.
• Рассмотреть возможность обеспечения с 2022 года льготного доступа МСБ к инфраструктуре промышленных парков и технопарков.
• Представить предложения по вовлечению МСБ в экспортную деятельность, в том числе направленные на увеличение продаж российских товаров на электронных торговых площадках.
• Продлить до 31 декабря 2021 года мораторий на проверки в отношении субъектов малого предпринимательства (за исключением налогового, бюджетного и таможенного контроля, а также опасных видов деятельности).
• Рассмотреть возможность снижения (путем субсидирования) процентной ставки по льготным кредитам для МСБ, выданным в 2019-2024 годах.
• Рассмотреть возможность обеспечения с 2022 года льготного доступа МСБ к инфраструктуре промышленных парков и технопарков.
• Представить предложения по вовлечению МСБ в экспортную деятельность, в том числе направленные на увеличение продаж российских товаров на электронных торговых площадках.
В третьем квартале средний размер автокредитов на 11,5% превысил показатели второго, достигнув рекордных 843,3 тыс. рублей. Лидеры и аутсайдеры среди регионов:
• Москва - 1,27 млн
• Подмосковье - 1,05 млн
• Санкт-Петербург - 1,03 млн
• Краснодарский край - 932,4 тыс.
• ХМАО - 925,2 тыс.
...
• Чувашия - 674,1 тыс.
• Кировская область - 664,4 тыс.
• Кемеровская область - 637,0 тыс.
При этом, в Кемеровской области и Чувашской республике одни из самых высоких показателей роста средней суммы: 40,9% и 11,1% соответственно.
Положительная динамика обусловлена: реализацией отложенного на несколько месяца спроса, расширением ценового коридора госпрограмм льготного автокредитования ("Первый автомобиль", "Семейный автомобиль"), а также ожиданием роста цен из-за девальвации рубля.
В целом рынок уже восстановился до прошлогодних показателей, как по количеству выданных кредитов, так и по их объему. В следующие месяцы главным фактором, определяющим спрос, будет только стоимость автомобиля. Т.е. следует ожидать спада.
• Москва - 1,27 млн
• Подмосковье - 1,05 млн
• Санкт-Петербург - 1,03 млн
• Краснодарский край - 932,4 тыс.
• ХМАО - 925,2 тыс.
...
• Чувашия - 674,1 тыс.
• Кировская область - 664,4 тыс.
• Кемеровская область - 637,0 тыс.
При этом, в Кемеровской области и Чувашской республике одни из самых высоких показателей роста средней суммы: 40,9% и 11,1% соответственно.
Положительная динамика обусловлена: реализацией отложенного на несколько месяца спроса, расширением ценового коридора госпрограмм льготного автокредитования ("Первый автомобиль", "Семейный автомобиль"), а также ожиданием роста цен из-за девальвации рубля.
В целом рынок уже восстановился до прошлогодних показателей, как по количеству выданных кредитов, так и по их объему. В следующие месяцы главным фактором, определяющим спрос, будет только стоимость автомобиля. Т.е. следует ожидать спада.
Невероятно, но факт. Рынок eCommerce продолжает расти, и в сентябре уже смог переплюнуть рекордные цифры мая, когда действовал режим самоизоляции. Количество онлайн-заказов в сентябре составило 63,5 миллиона (без учета заказов продуктов питания через специализированные интернет-магазины и службы доставки). Это на 5,3% выше августовских показателей, на 2,5% выше прежнего рекорда от мая 2020 года и на 62% больше, чем в сентябре прошлого года.
Эти цифры наглядно демонстрируют, что борьба с пандемией изменила само мышление россиян. Интернет-потребление не только перестало быть чем-то излишним или экзотическим, но и стало более привычным, чем оффлайн-покупки. Объективные необходимости, вызванные весенним локдауном, приучили россиян покупать онлайн, а сами компании вовремя отреагировали на ситуацию и смогли расширить районы присутствия своих сервисов и повысить удобство их использования.
Так что нынешняя тенденция роста рынка eCommerce продолжится, особенно в случае применения новых изоляционных мер.
Эти цифры наглядно демонстрируют, что борьба с пандемией изменила само мышление россиян. Интернет-потребление не только перестало быть чем-то излишним или экзотическим, но и стало более привычным, чем оффлайн-покупки. Объективные необходимости, вызванные весенним локдауном, приучили россиян покупать онлайн, а сами компании вовремя отреагировали на ситуацию и смогли расширить районы присутствия своих сервисов и повысить удобство их использования.
Так что нынешняя тенденция роста рынка eCommerce продолжится, особенно в случае применения новых изоляционных мер.
Пандемия особенно сильно ударила по фитнес-индустрии. Ассоциация клубов обратилась за помощью в Роспотребнадзор. Просят:
• Ввести мораторий на штрафы до февраля 2021 года.
• Пересмотреть уже наложенные санкции.
• Проводить выездные проверки после уведомления.
• Привести требования к работе клубов во всех субъектах в соответствие с рекомендациями службы по профилактике COVID-19. За исключением Москвы, правила в других регионах существенно искажены. Особенно бизнес страдает из-за разных подходов к вопросам открытия/закрытия объектов.
Отрасль действительно в кризисе, но вряд ли из этой просьбы что-то выйдет. Роспотребнадзор лишь следит за соблюдениями ограничений, которые устанавливают региональные власти. Именно с ними и надо договариваться.
К тому же основная проблема - не проверки и штрафы, а обвал продаж и посещаемости клубов - на 55-60%. Начало высоко сезона (сентябрь-март) не оправдало ожиданий. В сентябре выручка на 35% ниже плана, и высок риск того, что к весне-лету следующего года (когда спрос традиционно падает) отрасль подойдет без денег.
К февралю ожидается закрытие 50-70% клубов. Помочь могут только прямые бюджетные вливания - россияне от походов в фитнес отказываются, и вернуть клиентов в условиях второй волны вряд ли получится.
• Ввести мораторий на штрафы до февраля 2021 года.
• Пересмотреть уже наложенные санкции.
• Проводить выездные проверки после уведомления.
• Привести требования к работе клубов во всех субъектах в соответствие с рекомендациями службы по профилактике COVID-19. За исключением Москвы, правила в других регионах существенно искажены. Особенно бизнес страдает из-за разных подходов к вопросам открытия/закрытия объектов.
Отрасль действительно в кризисе, но вряд ли из этой просьбы что-то выйдет. Роспотребнадзор лишь следит за соблюдениями ограничений, которые устанавливают региональные власти. Именно с ними и надо договариваться.
К тому же основная проблема - не проверки и штрафы, а обвал продаж и посещаемости клубов - на 55-60%. Начало высоко сезона (сентябрь-март) не оправдало ожиданий. В сентябре выручка на 35% ниже плана, и высок риск того, что к весне-лету следующего года (когда спрос традиционно падает) отрасль подойдет без денег.
К февралю ожидается закрытие 50-70% клубов. Помочь могут только прямые бюджетные вливания - россияне от походов в фитнес отказываются, и вернуть клиентов в условиях второй волны вряд ли получится.
Намечавшийся скандал, связанный с возможной нехваткой медицинского кислорода в московском регионе, закончился, по сути не начавшись.
ООО "Любергаз", третий по объему производитель медицинского кислорода в Москве, опроверг наличие каких бы то ни было трудностей, хотя еще на той неделе глава компании бил тревогу и утверждал, что под угрозой жизни тысяч больных коронавирусом.
Вот уже третий день как поставки кислорода на предприятие возобновились - триггером стало письмо в Минпромторг с просьбой оказать содействие в получении сырья. Как выяснилось, письмо тут же сбросили в рабочий чат, созданный представителями министерства, где собрались ключевые производители медицинского кислорода. Итог - проблема решена, и паника, организованная руководством "Любергаза", была явно лишней.
Кейс же этот показателен с точки зрения того, как могут и должны взаимодействовать рынок и власть - особенно в такие непростые моменты как сейчас. Это напомнило весенние страхи, связанные с возможным дефицитом продуктов и товаров - тогда всё ограничилось ажиотажным спросом на туалетную бумагу, который продлился несколько дней. И тогда, кстати, ситуация также была на контроле Правительства (а конкретно - всё того же Минпромторга).
ООО "Любергаз", третий по объему производитель медицинского кислорода в Москве, опроверг наличие каких бы то ни было трудностей, хотя еще на той неделе глава компании бил тревогу и утверждал, что под угрозой жизни тысяч больных коронавирусом.
Вот уже третий день как поставки кислорода на предприятие возобновились - триггером стало письмо в Минпромторг с просьбой оказать содействие в получении сырья. Как выяснилось, письмо тут же сбросили в рабочий чат, созданный представителями министерства, где собрались ключевые производители медицинского кислорода. Итог - проблема решена, и паника, организованная руководством "Любергаза", была явно лишней.
Кейс же этот показателен с точки зрения того, как могут и должны взаимодействовать рынок и власть - особенно в такие непростые моменты как сейчас. Это напомнило весенние страхи, связанные с возможным дефицитом продуктов и товаров - тогда всё ограничилось ажиотажным спросом на туалетную бумагу, который продлился несколько дней. И тогда, кстати, ситуация также была на контроле Правительства (а конкретно - всё того же Минпромторга).
Противодействие введению маркировки молочной продукции продолжается, несмотря на недавнее решение сделать удобную для бизнеса этапность.
Продолжают придумывать новые поводы для несогласия - озвучиваются расчеты, по которым расходы на внедрение системы превысят 60 млрд рублей, а затем ежегодно понадобится еще 35 млрд, что приведет к росту цен.
Во-первых, Минсельхоз уже предложил возмещать часть расходов производителей и предоставлять им льготное кредитование. В случае с лекарствами ФРП выдавал льготные кредиты на покупку нового оборудования - от 5 млн до 50 млн рублей под 1% на срок до двух лет.
Во-вторых, цифры взяты с потолка и ничем не подтверждены. Их цель - "возбудить" общественность. По оценкам оператора маркировки (ЦРПТ), у которого уже есть опыт работы с несколькими товарными группами, общие инвестиции не превысят 4 млрд рублей. Если раскидать это на все предприятия, говорить о влиянии на цену не приходится.
Во-третьих, все затраты этот оператор берет на себя, компаниям не надо будет покупать оборудование или что-то еще. А коды с января по май 2021 года будут выдавать бесплатно.
В-четвертых, говоря о расходах на маркировку, почему-то забывают о ее положительных сторонах. С рынка уходят нелегальные игроки, что принесет производителям дополнительную выручку в размере до 60 млрд рублей в год. Кроме того, маркировка позволяет компаниям оптимизировать внутренние затраты (предоставляя детальную информацию о движении товара) и стимулирует дальнейшую цифровизацию.
Особо отметим разработанную технологию печати кодов в типографиях, которая избавит всех от расходов на установку печатающего оборудования.
Продолжают придумывать новые поводы для несогласия - озвучиваются расчеты, по которым расходы на внедрение системы превысят 60 млрд рублей, а затем ежегодно понадобится еще 35 млрд, что приведет к росту цен.
Во-первых, Минсельхоз уже предложил возмещать часть расходов производителей и предоставлять им льготное кредитование. В случае с лекарствами ФРП выдавал льготные кредиты на покупку нового оборудования - от 5 млн до 50 млн рублей под 1% на срок до двух лет.
Во-вторых, цифры взяты с потолка и ничем не подтверждены. Их цель - "возбудить" общественность. По оценкам оператора маркировки (ЦРПТ), у которого уже есть опыт работы с несколькими товарными группами, общие инвестиции не превысят 4 млрд рублей. Если раскидать это на все предприятия, говорить о влиянии на цену не приходится.
Во-третьих, все затраты этот оператор берет на себя, компаниям не надо будет покупать оборудование или что-то еще. А коды с января по май 2021 года будут выдавать бесплатно.
В-четвертых, говоря о расходах на маркировку, почему-то забывают о ее положительных сторонах. С рынка уходят нелегальные игроки, что принесет производителям дополнительную выручку в размере до 60 млрд рублей в год. Кроме того, маркировка позволяет компаниям оптимизировать внутренние затраты (предоставляя детальную информацию о движении товара) и стимулирует дальнейшую цифровизацию.
Особо отметим разработанную технологию печати кодов в типографиях, которая избавит всех от расходов на установку печатающего оборудования.
Свежие данные Центробанка.
Регулятор отмечает снижение потребительской активности в октябре под влиянием пандемии. Меняется структура спроса: расходы на товары растут, на услуги существенно падают. Такая динамика ожидается до конца года в связи с введением новых ограничений и переводом сотрудников на удалёнку.
В третьем квартале реальные располагаемые доходы граждан упали на 4,8% (во втором - на 8,4%). Темпы снижаются, но общий масштаб спада до сих пор существенный и сдерживает восстановление спроса.
Всего за январь-сентябрь доходы населения сократились на 4,3% (год назад - рост на 0,9%).
Регулятор отмечает снижение потребительской активности в октябре под влиянием пандемии. Меняется структура спроса: расходы на товары растут, на услуги существенно падают. Такая динамика ожидается до конца года в связи с введением новых ограничений и переводом сотрудников на удалёнку.
В третьем квартале реальные располагаемые доходы граждан упали на 4,8% (во втором - на 8,4%). Темпы снижаются, но общий масштаб спада до сих пор существенный и сдерживает восстановление спроса.
Всего за январь-сентябрь доходы населения сократились на 4,3% (год назад - рост на 0,9%).
Пандемия затронула всех, и богатых в том числе. Ipsos провела опрос 8 тыс. обеспеченных респондентов из Китая, Америки и Европы и выяснила, как изменились их ожидания от люксовых и роскошных товаров.
Если раньше люксовые бренды предпочитали взаимодействовать с потребителем в офлайне, то во время пандемии привычный порядок вещей изменился. Во время карантина 70% китайцев, 51% американцев и 35% европейцев покупали предметы роскоши в онлайн-магазинах. Они собираются сохранить эту модель потребления и рассчитывают на эффективное взаимодействие с производителем. Ключевое ожидание 86% респондентов в этой области — надежная защита персональных данных.
Китайским обеспеченным потребителям роскошь важна в повседневной жизни, а цифровизация стала для них привычной. И компании это понимают. Так, Maserati вступил в партнерство с игрой Peace Elite, а Louis Vuitton — с League of Legends. Геймификация во всей красе.
Для многих потребителей люкс стал средством избавления от стресса в эти тяжёлые времена. Наибольшей популярностью пользовались «сенсорные» товары (связанные с ощущениями): средства по уходу за кожей, парфюмерия, вина и другие напитки. Также возросло число тех, кто считает наличие предметов роскоши в их жизни признаком привилегированности и принадлежности к элите. Особенно сильно возросло число таких респондентов в Китае, в Европе и Америке удовольствие от принадлежности к элите довольно ново.
Роскошь остается важной частью жизни для 39% опрошенных. Благополучие остается приоритетом для Европы, однако этические тенденции также набирают обороты: здесь ожидания потребителей сосредоточены вокруг отсутствия жестокого обращения и вреда экологии при производстве (+6 баллов для обоих критериев). Наконец, наблюдается заметная неприязнь к изменениям: 73% обеспеченных европейцев не хотят менять свои привычки в потреблении роскоши.
Если раньше люксовые бренды предпочитали взаимодействовать с потребителем в офлайне, то во время пандемии привычный порядок вещей изменился. Во время карантина 70% китайцев, 51% американцев и 35% европейцев покупали предметы роскоши в онлайн-магазинах. Они собираются сохранить эту модель потребления и рассчитывают на эффективное взаимодействие с производителем. Ключевое ожидание 86% респондентов в этой области — надежная защита персональных данных.
Китайским обеспеченным потребителям роскошь важна в повседневной жизни, а цифровизация стала для них привычной. И компании это понимают. Так, Maserati вступил в партнерство с игрой Peace Elite, а Louis Vuitton — с League of Legends. Геймификация во всей красе.
Для многих потребителей люкс стал средством избавления от стресса в эти тяжёлые времена. Наибольшей популярностью пользовались «сенсорные» товары (связанные с ощущениями): средства по уходу за кожей, парфюмерия, вина и другие напитки. Также возросло число тех, кто считает наличие предметов роскоши в их жизни признаком привилегированности и принадлежности к элите. Особенно сильно возросло число таких респондентов в Китае, в Европе и Америке удовольствие от принадлежности к элите довольно ново.
Роскошь остается важной частью жизни для 39% опрошенных. Благополучие остается приоритетом для Европы, однако этические тенденции также набирают обороты: здесь ожидания потребителей сосредоточены вокруг отсутствия жестокого обращения и вреда экологии при производстве (+6 баллов для обоих критериев). Наконец, наблюдается заметная неприязнь к изменениям: 73% обеспеченных европейцев не хотят менять свои привычки в потреблении роскоши.
За 8 месяцев 2020 года экспорт обработанных лесоматериалов составил 12,8 млн тонн (-4,2%). В стоимостном выражении поставки снизились на 4%, до $2,9 млрд. Экспорт необработанной древесины - 9,5 млн кубометров (-5,8%), общая стоимость - $641,8 млн (-12,3%).
Клееная фанера +0,1% / -5%
Целлюлоза +7,5% / -14,4%
Газетная бумага -7,3% / -33,6%
Пошлины на вывоз необработанного леса повышаются более 10 лет. С 1 января 2022 года вводится полный запрет на экспорт необработанной или грубо обработанной древесины.
Клееная фанера +0,1% / -5%
Целлюлоза +7,5% / -14,4%
Газетная бумага -7,3% / -33,6%
Пошлины на вывоз необработанного леса повышаются более 10 лет. С 1 января 2022 года вводится полный запрет на экспорт необработанной или грубо обработанной древесины.
С 1 ноября вступил в силу федеральный закон, устанавливающий принципы введения обязательных для бизнеса требований и контроля за их исполнением.
Согласно закону, правительство до 1 января 2021 года должно определить, какие требования и меры государственного надзора, в т.ч. принятые еще в СССР, должны прекратить свое действие.
При этом, независимо от того, будут ли отменены нормативные акты, с нового года они не смогут применяться, если вступили в силу до 1 января 2020 года (за исключением перечня документов, сформированного правительством).
Кроме того, до 1 января 2021 года, органы исполнительной власти обязаны сформировать и опубликовать на своих официальных сайтах нормативные акты, содержащие обязательные требования к бизнесу. В противном случае эти требования будут считаться не обязательными для выполнения.
В перспективе перечень обязательных документов будет дополнен гиперссылками на официальные разъяснения по конкретным вопросам (порядок предоставления лицензий и т.д.)
Всего в России насчитывается около 220 видов госконтроля на федеральном уровне и около 50 видов на региональном, а также свыше 600 видов разрешительной деятельности. В период премьерства Дмитрия Медведева было упразднено 1,3 тыс. правовых актов. В феврале Михаил Мишустин подписал постановление об утрате силы 3,6 тыс. актов СССР и их отдельных положений.
Согласно закону, правительство до 1 января 2021 года должно определить, какие требования и меры государственного надзора, в т.ч. принятые еще в СССР, должны прекратить свое действие.
При этом, независимо от того, будут ли отменены нормативные акты, с нового года они не смогут применяться, если вступили в силу до 1 января 2020 года (за исключением перечня документов, сформированного правительством).
Кроме того, до 1 января 2021 года, органы исполнительной власти обязаны сформировать и опубликовать на своих официальных сайтах нормативные акты, содержащие обязательные требования к бизнесу. В противном случае эти требования будут считаться не обязательными для выполнения.
В перспективе перечень обязательных документов будет дополнен гиперссылками на официальные разъяснения по конкретным вопросам (порядок предоставления лицензий и т.д.)
Всего в России насчитывается около 220 видов госконтроля на федеральном уровне и около 50 видов на региональном, а также свыше 600 видов разрешительной деятельности. В период премьерства Дмитрия Медведева было упразднено 1,3 тыс. правовых актов. В феврале Михаил Мишустин подписал постановление об утрате силы 3,6 тыс. актов СССР и их отдельных положений.
Сельское хозяйство - одна из наиболее развивающихся отраслей. Но для дальнейшего роста необходимо повышать темпы модернизации парка сельхозтехники.
Закупки этого года:
• тракторы - 9591 (+1041 к 2019)
• зерноуборочные комбайны - 4705 (+1311)
• кормоуборочные комбайны - 571 (+39)
В целом, закупки аграриев выросли на 18%. В Совете Федераций считают, что нужно куда больше - не менее 45 тыс. машин ежегодно. Слишком большое сокращение парка техники за последние 25 лет (в 6 раз) и высокая доля машин под списание (у тракторов - 70%).
Значительную долю рынка занимают импортные производители. Например, план российских заводов на тракторы для с/х в этом году - всего 4,2 тыс. штук.
Государство занимается протекционизмом в двух формах: устанавливая требования по локализации производства и выдавая производителям субсидии.
Заводы просят следующие три года выделять по 10 млрд рублей. А любые средства из бюджета направлять на покупку только российских машин, соответствующих требованиям по локализации.
Закупки этого года:
• тракторы - 9591 (+1041 к 2019)
• зерноуборочные комбайны - 4705 (+1311)
• кормоуборочные комбайны - 571 (+39)
В целом, закупки аграриев выросли на 18%. В Совете Федераций считают, что нужно куда больше - не менее 45 тыс. машин ежегодно. Слишком большое сокращение парка техники за последние 25 лет (в 6 раз) и высокая доля машин под списание (у тракторов - 70%).
Значительную долю рынка занимают импортные производители. Например, план российских заводов на тракторы для с/х в этом году - всего 4,2 тыс. штук.
Государство занимается протекционизмом в двух формах: устанавливая требования по локализации производства и выдавая производителям субсидии.
Заводы просят следующие три года выделять по 10 млрд рублей. А любые средства из бюджета направлять на покупку только российских машин, соответствующих требованиям по локализации.