ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
Вторая волна пандемии не повлияла на потребительский спрос в сегменте продовольствия. Нет ни ажиотажа, ни резкого роста, покупки носят плановый характер.

В октябре расходы на "карантинный набор" даже снизились: гречка, манка и геркулес - на 28-30% меньше , чем месяцем ранее (снижение относительно прошлого года - 10-20%). Незначительно вырос только сахар - на 1%. Риса, макарон и соли купили на 3-5% меньше, консервов - на 6%, тушенки - на 2%.

Объяснить это ростом цен нельзя - дорожают все товары. При этом, стоимость некоторых из вышеперечисленных упала: рис и тушенка - на 2%, геркулес и гречка - на 1%, манка - на 13%.

Причина в более рациональном потребительском поведении. По данным Ассоциации компаний розничной торговли, в начале октября покупки граждан сократились на 4,8% (темпы снижения ускорились). Население начинает экономить, в т.ч. на продовольствии.

К тому же опыт первой волны показал бессмысленность затоваривания впрок. Уже тогда была налажена эффективная совместная работа производителей и ритейла, дефицита удалось избежать. Сейчас, когда все готовы, тем более нет причин для паники.

Ну и не будем забывать, что у многих еще остались весенние запасы продовольствия. Закупаться наши граждане умеют.
В октябре авторынок показал рекордный в этом году рост - 7%. Продано 154 164 новых автомобиля.

Предыдущая динамика:

• апрель -72,4%
• май -51,8%
• июнь -23,3%
• июль +6,8%
• август -0,5%
• сентябрь +3,4%

В целом за первые десять продажи рынок просели на 13,9%.

Тройка лидеров среди брендов не изменилась (их высокие результаты обеспечивает производство в России):
Lada - 37 019 машин (+22%)
Kia - 21 217 (+5%)
Hyundai - 15 431 (+3%)
Программа индустриальных парков стартовала в 2014 году. По своей сути, индустриальный парк - это земельный участок со специальным правовым режимом (налоговые льготы и пр.) и производственной, транспортной и иной инфраструктурой, необходимой для запуска промышленного предприятия.

Парки делятся на 2 типа:

• "Гринфилд" - создается на незастроенном участке, как правило, без инфраструктуры.

• "Браунфилд" - создается на базе старых заводов и фабрик.

На конец 2019 года в России было 234 парка (167 действующих и 67 создаваемых). Кроме того, планировалось создание еще 41-го. Для сравнения: в 2018 году было 123 действующих парка, в 2017 - 110.

Почти треть парков - государственные проекты, остальные - частные (только у 2% смешанная форма собственности). При этом доля госфинансирования создаваемой инфраструктуры всего 0,1%.

Более половины парков расположены в ЦФО (94) и ПФО (63). Регионы-лидеры:

• Подмосковье - 47
• Татарстан - 22
• Башкирия - 12
• Калужская область - 10
• Ленинградская область - 10
Компании, производящие продукты повседневного спроса, все чаще пользуются услугами лидеров мнений (инфлюенсеров) для рекламирования своей продукции. И 85% из них сталкиваются с проблемами при работе с такими инфлюенсерами, а 25% вообще терпели убытки от $100 до $250 тыс. Несмотря на это, почти половина компаний FMCG (46%) планирует потратить на лидеров мнений от 31% до 50% рекламного бюджета в будущем году.

По мере того как традиционные оффлайн-инструменты продвижения становятся все менее эффективными, маркетинговые кампании в соцсетях становятся нормой. Немалую роль в скачкообразном развитии отрасли в этом году сыграла изоляция и ограничительные меры, но эксперты уверены, что и после пандемии маркетинг влиятельных лиц продолжит развиваться. Сегодня на одного блогера компания из FMCG тратит в среднем $22,2 тыс. в год, при том, что 45% заявляют о готовности запустить рекламу у 50-100 инфлюенсеров.

Проблемы работы с лидерами мнений связаны с накруткой ими подписчиков, несегментированной аудиторией, негативными ассоциациями у многих пользователей с конкретным инфлюенсером и т.д.
Традиционная схема поддержки авиапрома - госгарантии лизинговым компаниям и их докапитализация под конкретные сделки. Например, несколько лет назад государственная ГТЛК получила 45,8 млрд рублей на приобретение 46 Sukhoi Superjet-100.

В прошлом году реализация суперджетов подвела: если в 2017-2018 гг. продали 56 новых самолетов, то в 2019-м - только 8 (вместо запланированных 28).

В мае президент поручил поддержать самолетостроение через субсидирование лизинга. Правительство зафиксировало 139 млрд рублей госгарантий, а лизинговые компании должны были приобрести 59 самолетов за два года.

Но в этот раз схема не сработала. Договориться с лизингодателями, хоть это и контролируемые государством структуры (Сберлизинг, ВЭБ-Лизинг, ГТЛК), тяжело. Они и так уже главные владельцы парка суперджетов - слишком высокие риски, включая санкционные.

В результате основным поставщиком самолета станет Промсвязьбанк, который с 2019 года является опорным для ОПК и санкции ему не страшны (другие банки передают сюда кредиты оборонных предприятий, включая проблемные).

Промсвязьбанк профинансирует закупку 30 суперджетов для подконтрольной Ростеху авиакомпании Red Wings, а также купит самолёты для "Аэрофлота", "Азимута" и "России". До конца года последняя планирует ввести в эксплуатацию около 10 SSJ-100.
Глава ТПП Сергей Катырин просит Правительство отрегулировать сферу электронной коммерции. Предлагается следующее:

• Ввести административную ответственность (штрафы и конфискация) за реализацию товаров в соцсетях при отсутствии госрегистрации или специальной лицензии.

• Блокировать аккаунты "серых" продавцов при отсутствии верификации пользователя как физического лица и предпринимателя.

• Отменить беспошлинный порог приобретения товаров для личного пользования и ввести единый сбор в размере 10% за приобретаемые товары вне зависимости от их стоимости.

• Создать специальный налоговый режим для компаний, реализующих проекты в сфере почтовой доставки товаров.

Если к последнему пункту вопросов нет, то остальные инициативы их вызывают.

Особенно учитывая тренд последних лет, связанный с либерализацией коммерческой деятельности - прежде всего там, где речь идет о малом бизнесе, о микробизнесе, об индивидуальных предпринимателях. Задача - максимально упростить все процедуры (согласования, разрешения и т.д.) и облегчить гражданам вход в бизнес, ведение собственного дела.

В пандемию, когда остро встала проблема занятости населения, когда обороты падают, а источники доходов сокращаются, такая политика приобретает особое значение. Менять правила онлайн-торговли в сторону ужесточения и роста финансовой нагрузки на участников - стратегия явно ошибочная.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
"Иркут" (Ростех) завершил постройку первого опытного самолета МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14. Следующий этап - предполетные испытания.

В сентябре ответственные чиновники обещали, что первый полет состоится до конца года. Очевидно так и будет.

Помимо двигателей, есть еще вопрос с российскими композитными материалами на крылья. Их пришлось разрабатывать из-за американских санкций и их тоже надо будет сертифицировать.
По данным "Работа.ру", оживает рынок труда. Количество компаний, размещающих вакансии, в октябре увеличилось на 25% относительно сентября (число откликов - на 3%). Выросло и число новых резюме - на 15%.

Активнее всего сотрудников искали в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, в Крыму, Свердловской и Нижегородской областях.

Рост предложений по профессиям:

• водители, курьеры, грузчики - 29%
• торговля (продавцы, администраторы, менеджеры) - 20%
• токари, слесари - 19%

Больше половины новых вакансий (58%) открыли компании, чей штат не превышает 20 сотрудников.
Каждое пятое малое предприятие оказалось на грани закрытия из-за последствий пандемии (данные исследования Райффайзенбанка). Для сравнения: в кризис 2014 г. с такой угрозой столкнулось только 2% малых предприятий, в 2008 г. – 5%.

Наиболее популярные меры борьбы с кризисом:

• 43% - переход на удаленную работу,

• 28% - переход на дистанционное обслуживание клиентов (доставка),

• 21% - перевод в онлайн работы с банками, госорганами и контрагентами,

• 20% - смогли воспользоваться мерами господдержки (самые популярные: отсрочка по налогам, льготные кредиты под 2%, кредитные каникулы).

Основной угрозой предприниматели считают уменьшение доходов населения. Новые ограничения пока затрагивают их лишь частично, к тому же морально бизнес к ним более готов, кто-то перешел на удалёнку и т.д. Однако новые требования властей постепенно становятся всё более обременительными, хотя формально локдауна нет.

Дополнительный фактор риска - сворачивание программ господдержки бизнеса. Для предприятий, которые не смогли выйти на безубыточность летом, вторая волна может оказаться последней.
В третьем квартале банки выдали малому и среднему бизнесу кредиты на рекордную в этом году сумму - 1,04 трлн рублей. Это на 27% больше, чем за второй квартал, и на 60% - чем в прошлом году.

С начала года доля МСБ, берущего кредиты, выросла почти вдвое - с 5 до 9,2%. Рост за счет микро- и малых компаний. В третьем квартале микробизнесу выдано займов на 343 млрд рублей (+93%), малому - 510 млрд (+81%), среднему - 191 млрд (-2%).

Ключевые факторы роста:

• Льготные кредиты пострадавшим от пандемии отраслям. В третьем квартале - около 310 млрд рублей.

• Снижение ключевой ставки ЦБ на 2 п.п. с начала года до 4,25% годовых. В итоге средняя ставка для малого бизнеса упала ниже 5%.

Доступность кредитов - спасение для значительного числа небольших компаний. В то же время рост кредитования создает серьезные финансовые риски. Просроченная задолженность МСБ выросла с 582,5 млрд рублей по состоянию на 1 июля до 638,4 млрд на 1 сентября.

Чтобы избежать массовых невыплат, необходимо продолжать льготные программы. Многое будет зависеть от общей экономической ситуации. Кредиты берутся в расчете на скорейшее восстановление. Если рецессия затянется, это приведет к массовым банкротствам.
Решение перевести маркировку лекарств на уведомительный порядок принесло первые позитивные результаты. Удалось устранить те сложности, что возникали у некоторых участников из-за неполной готовности к работе в новом режиме. Сейчас маркировка никак не влияет на оборот лекарств и их доступность.

Для понимания: доля маркированных препаратов в общем обороте – 10-15%. То есть доступность подавляющего большинства лекарств от маркировки не зависит вообще.

"Сбер Еаптека" основными причинами дефицита называет лавинообразный спрос и неготовность к такому скачку фарм-заводов (за короткий срок нарастить производственные мощности невозможно). Рост спроса в октябре на антиковидные лекарства: азитромицин - на 4694%, левофлоксацин - на 3698%, умифеновир - на 1789%. Рост продаж: умифеновира - в 10 раз, азитромицина - в 6 раз, левофлоксацина - в 8 раз.

В итоге возникает резонный вопрос: если фактор маркировки уже не актуален после решения о ее либерализации в области лекарственных препаратов, а дефицит все еще сохраняется - тогда роль других факторов серьезнее и разбираться уже нужно с ними?
Роспотребнадзор утвердил новый СанПиН в сфере общепита. Период действия - с 1 января 2021 года до 2027 года.

Вопрос обновления правил давно назрел и перезрел. Некоторые из тех, что действуют сейчас, разрабатывались еще в первой половине прошлого века. А сегодня на их основании бизнесу выписывают штрафы и предъявляют претензии.

В отрасли уже есть положительные оценки. В ресторанной группе Restart Vasilchuk Brothers и сети ресторанов "Мясо&Рыба" говорят, что это итог совместной работы, убраны все устаревшие нормы, а сам документ сокращен в 5 раз.

Но есть и другое мнение: по факту ничего не изменится, корень проблемы и причина злоупотреблений чиновников - само наличие СанПиНов. Была бы статья, бизнесмен найдется.

Вопрос, на самом деле, непростой. Свои варианты предлагали Минпромторг и Минэкономразвития. Рестораторы хотели направить контроль на результат, т.е. готовое блюдо, а не процесс его приготовления. И передать техническую сторону контроля независимым лабораториям.

Сам Роспотребнадзор, постепенно реагируя на критику и пожелания, неоднократно менял свои редакции. Но концепция осталась неизменной: набор требований по широкому спектру вопросов (от хранения продуктов до устройства помещений) и возможность контроля за приготовлением блюд на кухне.

Конечная цель бизнеса - полная отмена СанПиНов. С учетом намерения государства реализовать в полном объеме политику "регуляторной гильотины", у него хорошие шансы.
Неожиданно, несмотря на вторую волну пандемии, россияне увеличили свои расходы в октябре сразу на 5,6% к сентябрю (данные Ромира). По росту повседневных расходов россиян октябрь уступил только марту, когда из-за начала пандемии граждане скупали про запас продукты и лекарства.

Наибольший рост расходов пришелся на небольшие города (100-500 тыс. человек) - 7,3% и на семьи с высоким доходом - 7,7%. Скорее всего, такой резкий скачок произошел, т.к. россияне опасаются роста цен перед Новым годом, а также просто заранее готовятся к праздникам и стремятся насладиться услугами индустрии развлечений и торговых центров до их возможного закрытия из-за пандемии.

С другой стороны, все не так однозначно. По данным, например, «Сбербанка», который анализирует траты россиян по большему числу сфер, потребление в последнюю неделю октября, напротив, сократилось на 10,8%. Эксперты банка считают, что граждане начинают экономить из-за рисков от COVID-19. Больше всего просела сфера услуг (там расходы упали почти на треть), зато рекордными темпами (на 34,3%) растут траты на лекарства и медицинские услуги.
По данным сервиса онлайн-платежей CloudPayments, в октябре средний чек на продукты питания и товары первой необходимости сократился до 2,1 тыс. рублей. Это почти вдвое меньше (на 45%), чем в карантинном апреле, на который пришелся пик популярности покупок в интернете. Снизилась и их частота - в 4 раза.

Объясняется это привычкой россиян к коронавирусу - люди с меньшей опаской ходят в обычные магазины и делают это всё чаще. Кроме того, сказывается падение реальных доходов на фоне тревожных ожиданий, из-за чего граждане начинают экономить, в т.ч. на покупках в интернете.

Падение объемов:

• электроника и гаджеты - 171%
• одежда и обувь - 67%
• заказы готовой еды на дом - 23%
• косметика - 16%

Рост продаж:

• бытовая техника - 85% (средний чек уменьшился на 30%, до 25 тыс. рублей)
• товары для животных - 13%

В то же время в Ассоциации компаний интернет-торговли пока не фиксируют спада оборота. В "Пятерочке" и "Перекрестке Впрок" количество заказов выросло на 45-50% (средний чек снизился на 16-20%). Большой спрос на доставку на дом отмечают в "Ашане", за последние месяцы рост в 10 раз. Отчасти это обусловлено высоким сезоном у ритейла.
53% российских компаний в первую волну пандемии удержали расходы на персонал на докризисном уровне (согласно опросу SuperJob). Больше всего повезло сфере информационных технологий и телекоммуникаций, здесь эта доля достигает 75%.

• 19% компаний - пересмотрели политику выплат переменной части зарплаты,

• 15% - ввели неполный рабочий день или неполную рабочую неделю,

• 14% - попросили сотрудников уйти в неоплачиваемые отпуска,

• 8% - ввели режим простоя и сократили штат,

• 6% - пошли на полный или частичный отказ от компенсационного пакета (ДМС, питание и др.).

Стоит отметить, что на сокращение штата пошло незначительное число компаний и явно в ситуации, когда других вариантов уже не было. Данная мера демотивирует оставшийся коллектив, бьет по имиджу и экономически невыгодна (увольнять специалистов - это даром терять ценный актив, в который компания инвестировала время и средства).

Свою положительную роль сыграла и такая мера господдержки как льготные кредиты на зарплату.
Базовый прогноз Минэкономразвития по динамике ВВП:

2020 -3,9%
2021 +3,3%
2022 +3,4%
2023 +3%

Прогноз не учитывает вторую волну. По оценкам Счетной палаты, экономика упадет сильнее (4,2-4,8% в этом году), а рост будет меньше (не более 2%).
Помимо обязательных ограничительных мер, вводимых властями, многие компании дополнительно используют собственные практики по борьбе с ковидом (например, регулярное тестирование не менее 10% работников):

E-commerce

• стимулирование покупателей (например, скидками) к отказу от наличных
• горячая линия, на которую можно сообщать о сотрудниках без масок и перчаток

Кинотеатры

• увеличение интервалов между сеансами, чтобы дополнительно проветрить залы и провести санобработку

Рестораны, отели

• рекомендации персоналу мыть руки каждые 30 минут, а также дезинфицировать столы после каждого гостя.

Торговля бытовой и компьютерной техникой

• ограничение переговоров и командировок сотрудников
• отказ от рукопожатий в офисах и от общей посуды

Фитнес-индустрия

• предварительная запись (в добровольном порядке) перед посещением клуба
• отказ от одноразовых стаканчиков
• горячая линия для жалоб

Даже без полноценного локдауна коронавирус обходится бизнесу в копеечку. На дезинфекцию помещений, СИЗ для персонала и другие меры продуктовые компании совокупно тратят 2,1 млрд рублей в месяц, непродуктовые - более 3 млрд.
В III квартале Совокупный Индекс Роста МСП (рассчитывается Сбербанком вместе с двумя институтами) прибавил 5,8 пункта.

Увеличение значений Индекса по итогам трех кварталов:

• Выручка на 1 субъект МСП - 7.5 п. (из-за отложенного спроса и снятия карантинных мер).

• ФОТ на 1 занятого - 7.7 п. (из-за двукратного снижения страховых взносов).

• Численность занятых - 3.1 п.

Рост средней выручки в III квартале - на 5,9% (+336 тыс. рублей), средней зарплаты - на 4,2% (+1154 рубля). Наибольший прирост наблюдается в регионах с меньшей долей малого и среднего бизнеса.

Из-за снижения ставок страховых взносов у субъектов МСП с 30% до 15% сектор начал "обеляться" - общий ФОТ вырос относительно II квартала на 11,3%.

Хорошо бы подумать над сохранением этой меры господдержки и самим подходом в целом. Снижение фискального бремени - благо не только для предпринимателей, но и для государства. За счет легализации (и увеличения объема) рынка, в данном случае - рынка труда.
В октябре снова усилился спад в промышленном производстве - до 5,9% по сравнению с 3,6% месяцем ранее.

Добыча полезных ископаемых просела на 8,8%, обрабатывающие производства в два раза меньше - на 4,4%.

Общее снижение за первые десять месяцев 2020 года - 3,1%. Рост был только в первом квартале (по месяцам: 1,5%, 4,8% и 2,4%). С апреля индексы ушли в минус.

Рост производства в октябре:

• компьютеры - 71,3%
• тракторы для с/х - 47,6%
• вагоны пассажирские - 44,1%
• холодильники - 30,4%
• бульдозеры - 22,8%
• мясо - 10,1%
• бумага и картон - 6,8%
• стиральные машины - 6,5%
• легковые автомобили - 5,4%
• фанера - 4,5%

Спад:

• автобусы - 34%
• вагоны грузовые - 30,8%
• лифты - 23,8%
• электровозы и тепловозы - 22%
• обувь - 21,9%
• сигареты - 5%
• масло сливочное - 4,1%
Из-за угрозы снижения доходов населения во вторую волну банки стали строже подходить к оценке заемщиков.

Рекорды по отказам бьет ипотека (в октябре отказали больше трети желающих). У потребительских кредитов тоже снижение, но незначительное.