ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
С 1 ноября вступил в силу федеральный закон, устанавливающий принципы введения обязательных для бизнеса требований и контроля за их исполнением.

Согласно закону, правительство до 1 января 2021 года должно определить, какие требования и меры государственного надзора, в т.ч. принятые еще в СССР, должны прекратить свое действие.

При этом, независимо от того, будут ли отменены нормативные акты, с нового года они не смогут применяться, если вступили в силу до 1 января 2020 года (за исключением перечня документов, сформированного правительством).

Кроме того, до 1 января 2021 года, органы исполнительной власти обязаны сформировать и опубликовать на своих официальных сайтах нормативные акты, содержащие обязательные требования к бизнесу. В противном случае эти требования будут считаться не обязательными для выполнения.

В перспективе перечень обязательных документов будет дополнен гиперссылками на официальные разъяснения по конкретным вопросам (порядок предоставления лицензий и т.д.)

Всего в России насчитывается около 220 видов госконтроля на федеральном уровне и около 50 видов на региональном, а также свыше 600 видов разрешительной деятельности. В период премьерства Дмитрия Медведева было упразднено 1,3 тыс. правовых актов. В феврале Михаил Мишустин подписал постановление об утрате силы 3,6 тыс. актов СССР и их отдельных положений.
Сельское хозяйство - одна из наиболее развивающихся отраслей. Но для дальнейшего роста необходимо повышать темпы модернизации парка сельхозтехники.

Закупки этого года:

• тракторы - 9591 (+1041 к 2019)
• зерноуборочные комбайны - 4705 (+1311)
• кормоуборочные комбайны - 571 (+39)

В целом, закупки аграриев выросли на 18%. В Совете Федераций считают, что нужно куда больше - не менее 45 тыс. машин ежегодно. Слишком большое сокращение парка техники за последние 25 лет (в 6 раз) и высокая доля машин под списание (у тракторов - 70%).

Значительную долю рынка занимают импортные производители. Например, план российских заводов на тракторы для с/х в этом году - всего 4,2 тыс. штук.

Государство занимается протекционизмом в двух формах: устанавливая требования по локализации производства и выдавая производителям субсидии.

Заводы просят следующие три года выделять по 10 млрд рублей. А любые средства из бюджета направлять на покупку только российских машин, соответствующих требованиям по локализации.
⚡️Маркировка лекарств станет бесплатной в условиях пандемии — оператор маркировки ЦРПТ
Из-за неполной готовности отрасли на фоне ажиотажного спроса на лекарства правительство временно упростило работу системы маркировки:

• Аптеки и медучреждения могут выводить лекарства из оборота сразу после уведомления системы о поступивших к ним препаратах, не дожидаясь подтверждения от системы.

• Участникам рынка не надо ждать от поставщиков подтверждения приемки препаратов, можно самостоятельно их оприходовать и пускать в оборот (до 1 июля 2021 года);

• Импортеры могут не ждать подтверждения ввоза от держателей (владельцев) регистрационного удостоверения на препараты (до 1 июля 2021 года).

• Производители обязаны наносить коды на препараты, аптеки - сканировать их на кассе. А при обороте лекарств, если в течение 15 минут от системы не получен успешный ответ об обработке данных, участник оборота вправе (до 1 февраля 2021 года) производить дальнейшие операции с товаром.

Новый порядок распространяется на все операции со всеми препаратами, кроме лекарств из категории 12 высокозатратных нозологий.
Shopping Index отражает число покупателей на 1 тыс. кв. м торговых площадей. Октябрьские показатели в Москве: спад на 26,7% относительно прошлого года и на 9,4% по сравнению с сентябрем. В Санкт-Петербурге - 26,3% и 3,5% соответственно.

К сентябрю трафик начал постепенно восстанавливаться, но в конце месяца снова пошел отток посетителей. По разным сетям его оценивают в 30-40%. Крупные торговые центры теряют больше, чем небольшие магазины, стрит-ритейл. Нет изменений с трафиком в небольших городах с населением до 50 тыс. человек.

На этом фоне ритейлеры рассчитывают на новые скидки по аренде, и многие девелоперы готовы уступить.

Роста покупательской активности ждут в предновогодний период, непосредственно перед праздниками, полного восстановления рынка - не раньше конца 2021 года. Следует учитывать, что на спрос и активность покупателей влияет не только коронавирус, но и вызванный им экономический кризис и снижение доходов.
Строительство рыбопромысловых судов по инвестквотам в силу объективных причин идет с просрочкой. В результате заказавшие их компании могут остаться без квот на вылов рыбы.

Сейчас, если судно не сдано до 1 октября, компания не может претендовать на получение квоты на следующий год. Минпромторг предложил их резервировать для заказчиков, у которых техническая готовность судна на 1 сентября превысит 90% и начнутся пусконаладочные работы. Квота будет предоставлена после регистрации судна и ввода в эксплуатацию.

Кроме того, предлагается убрать обязательство сохранять банковскую гарантию, если судно готово на 80% (сейчас она должна обслуживаться еще два года после его сдачи в эксплуатацию).

Бизнес хочет понизить процент готовности судна, необходимый для резервирования квот, хотя уже отмечает пользу этой новеллы. Теперь можно резервировать квоты и спокойно доделывать все необходимые работы, без риска простоя новых производственных мощностей.
Несмотря на то что Росстат еще не опубликовал данные о производственной активности за декабрь, уже сейчас по косвенным признакам можно судить о замедлении восстановления экономики.

Объемы потребления электроэнергии сохранились на уровне сентября, роста не произошло. При этом электропотребление в сентябре составило 98,6% от докризисного мартовского уровня. Объемы погрузки экспортно-сырьевых и строительных грузов также начали сокращаться. Согласно индексу HIS Markit PMI обрабатывающих отраслей, в октябре значение индекса несколько снизилось – до 46,9 после 48,9 в сентябре, что также говорит об ухудшении конъюнктуры в индустрии.

Таким образом, видна тенденция к остановке роста производственной активности в октябре, хотя каждый прошлый месяц опережал показатели предыдущего. И либо пик роста уже был достигнут и кризисная экономика не способна вмещать в себя больше, либо на рынке растут опасения в связи со второй волной. А значит, до чудесного восстановления до уровня 2019 года еще далеко.
Минэкономразвития предлагает ослабить административную нагрузку на бизнес:

• Разрешить в следующем году проведение плановых проверок по аудио- и видеосвязи.

• Дать возможность заменять плановые выездные проверки (срок - до 20 дней) инспекционным визитом (не более 1 дня).

• Сократить в 2 раза максимальный срок плановой выездной проверки (не более 10 дней).

В разгар пандемии дистанционный формат уже активно применялся, и тот опыт в правительстве признан успешным. Теперь эту практику хотят перенести на 2021 год.

По мнению бизнеса, главный плюс здесь - не противодействие коронавирусу, а снижение коррупционных рисков. Однако, то, что предлагается сейчас - это право, а не обязанность надзорных органов. Чтобы инструмент действительно заработал, правительство должно сделать дистанционные проверки приоритетным способом контроля. Например, отказ от них должен быть всегда обоснован.

В целом, альтернативы переходу в онлайн нет: технических ограничений практически нет, оптимально в условиях работы на удалёнке. Выигрывают и сами контролеры, которые не тратят время на разъезды и более оперативно получают необходимую информацию.
Вторая волна пандемии не повлияла на потребительский спрос в сегменте продовольствия. Нет ни ажиотажа, ни резкого роста, покупки носят плановый характер.

В октябре расходы на "карантинный набор" даже снизились: гречка, манка и геркулес - на 28-30% меньше , чем месяцем ранее (снижение относительно прошлого года - 10-20%). Незначительно вырос только сахар - на 1%. Риса, макарон и соли купили на 3-5% меньше, консервов - на 6%, тушенки - на 2%.

Объяснить это ростом цен нельзя - дорожают все товары. При этом, стоимость некоторых из вышеперечисленных упала: рис и тушенка - на 2%, геркулес и гречка - на 1%, манка - на 13%.

Причина в более рациональном потребительском поведении. По данным Ассоциации компаний розничной торговли, в начале октября покупки граждан сократились на 4,8% (темпы снижения ускорились). Население начинает экономить, в т.ч. на продовольствии.

К тому же опыт первой волны показал бессмысленность затоваривания впрок. Уже тогда была налажена эффективная совместная работа производителей и ритейла, дефицита удалось избежать. Сейчас, когда все готовы, тем более нет причин для паники.

Ну и не будем забывать, что у многих еще остались весенние запасы продовольствия. Закупаться наши граждане умеют.
В октябре авторынок показал рекордный в этом году рост - 7%. Продано 154 164 новых автомобиля.

Предыдущая динамика:

• апрель -72,4%
• май -51,8%
• июнь -23,3%
• июль +6,8%
• август -0,5%
• сентябрь +3,4%

В целом за первые десять продажи рынок просели на 13,9%.

Тройка лидеров среди брендов не изменилась (их высокие результаты обеспечивает производство в России):
Lada - 37 019 машин (+22%)
Kia - 21 217 (+5%)
Hyundai - 15 431 (+3%)
Программа индустриальных парков стартовала в 2014 году. По своей сути, индустриальный парк - это земельный участок со специальным правовым режимом (налоговые льготы и пр.) и производственной, транспортной и иной инфраструктурой, необходимой для запуска промышленного предприятия.

Парки делятся на 2 типа:

• "Гринфилд" - создается на незастроенном участке, как правило, без инфраструктуры.

• "Браунфилд" - создается на базе старых заводов и фабрик.

На конец 2019 года в России было 234 парка (167 действующих и 67 создаваемых). Кроме того, планировалось создание еще 41-го. Для сравнения: в 2018 году было 123 действующих парка, в 2017 - 110.

Почти треть парков - государственные проекты, остальные - частные (только у 2% смешанная форма собственности). При этом доля госфинансирования создаваемой инфраструктуры всего 0,1%.

Более половины парков расположены в ЦФО (94) и ПФО (63). Регионы-лидеры:

• Подмосковье - 47
• Татарстан - 22
• Башкирия - 12
• Калужская область - 10
• Ленинградская область - 10
Компании, производящие продукты повседневного спроса, все чаще пользуются услугами лидеров мнений (инфлюенсеров) для рекламирования своей продукции. И 85% из них сталкиваются с проблемами при работе с такими инфлюенсерами, а 25% вообще терпели убытки от $100 до $250 тыс. Несмотря на это, почти половина компаний FMCG (46%) планирует потратить на лидеров мнений от 31% до 50% рекламного бюджета в будущем году.

По мере того как традиционные оффлайн-инструменты продвижения становятся все менее эффективными, маркетинговые кампании в соцсетях становятся нормой. Немалую роль в скачкообразном развитии отрасли в этом году сыграла изоляция и ограничительные меры, но эксперты уверены, что и после пандемии маркетинг влиятельных лиц продолжит развиваться. Сегодня на одного блогера компания из FMCG тратит в среднем $22,2 тыс. в год, при том, что 45% заявляют о готовности запустить рекламу у 50-100 инфлюенсеров.

Проблемы работы с лидерами мнений связаны с накруткой ими подписчиков, несегментированной аудиторией, негативными ассоциациями у многих пользователей с конкретным инфлюенсером и т.д.
Традиционная схема поддержки авиапрома - госгарантии лизинговым компаниям и их докапитализация под конкретные сделки. Например, несколько лет назад государственная ГТЛК получила 45,8 млрд рублей на приобретение 46 Sukhoi Superjet-100.

В прошлом году реализация суперджетов подвела: если в 2017-2018 гг. продали 56 новых самолетов, то в 2019-м - только 8 (вместо запланированных 28).

В мае президент поручил поддержать самолетостроение через субсидирование лизинга. Правительство зафиксировало 139 млрд рублей госгарантий, а лизинговые компании должны были приобрести 59 самолетов за два года.

Но в этот раз схема не сработала. Договориться с лизингодателями, хоть это и контролируемые государством структуры (Сберлизинг, ВЭБ-Лизинг, ГТЛК), тяжело. Они и так уже главные владельцы парка суперджетов - слишком высокие риски, включая санкционные.

В результате основным поставщиком самолета станет Промсвязьбанк, который с 2019 года является опорным для ОПК и санкции ему не страшны (другие банки передают сюда кредиты оборонных предприятий, включая проблемные).

Промсвязьбанк профинансирует закупку 30 суперджетов для подконтрольной Ростеху авиакомпании Red Wings, а также купит самолёты для "Аэрофлота", "Азимута" и "России". До конца года последняя планирует ввести в эксплуатацию около 10 SSJ-100.
Глава ТПП Сергей Катырин просит Правительство отрегулировать сферу электронной коммерции. Предлагается следующее:

• Ввести административную ответственность (штрафы и конфискация) за реализацию товаров в соцсетях при отсутствии госрегистрации или специальной лицензии.

• Блокировать аккаунты "серых" продавцов при отсутствии верификации пользователя как физического лица и предпринимателя.

• Отменить беспошлинный порог приобретения товаров для личного пользования и ввести единый сбор в размере 10% за приобретаемые товары вне зависимости от их стоимости.

• Создать специальный налоговый режим для компаний, реализующих проекты в сфере почтовой доставки товаров.

Если к последнему пункту вопросов нет, то остальные инициативы их вызывают.

Особенно учитывая тренд последних лет, связанный с либерализацией коммерческой деятельности - прежде всего там, где речь идет о малом бизнесе, о микробизнесе, об индивидуальных предпринимателях. Задача - максимально упростить все процедуры (согласования, разрешения и т.д.) и облегчить гражданам вход в бизнес, ведение собственного дела.

В пандемию, когда остро встала проблема занятости населения, когда обороты падают, а источники доходов сокращаются, такая политика приобретает особое значение. Менять правила онлайн-торговли в сторону ужесточения и роста финансовой нагрузки на участников - стратегия явно ошибочная.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
"Иркут" (Ростех) завершил постройку первого опытного самолета МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14. Следующий этап - предполетные испытания.

В сентябре ответственные чиновники обещали, что первый полет состоится до конца года. Очевидно так и будет.

Помимо двигателей, есть еще вопрос с российскими композитными материалами на крылья. Их пришлось разрабатывать из-за американских санкций и их тоже надо будет сертифицировать.
По данным "Работа.ру", оживает рынок труда. Количество компаний, размещающих вакансии, в октябре увеличилось на 25% относительно сентября (число откликов - на 3%). Выросло и число новых резюме - на 15%.

Активнее всего сотрудников искали в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, в Крыму, Свердловской и Нижегородской областях.

Рост предложений по профессиям:

• водители, курьеры, грузчики - 29%
• торговля (продавцы, администраторы, менеджеры) - 20%
• токари, слесари - 19%

Больше половины новых вакансий (58%) открыли компании, чей штат не превышает 20 сотрудников.
Каждое пятое малое предприятие оказалось на грани закрытия из-за последствий пандемии (данные исследования Райффайзенбанка). Для сравнения: в кризис 2014 г. с такой угрозой столкнулось только 2% малых предприятий, в 2008 г. – 5%.

Наиболее популярные меры борьбы с кризисом:

• 43% - переход на удаленную работу,

• 28% - переход на дистанционное обслуживание клиентов (доставка),

• 21% - перевод в онлайн работы с банками, госорганами и контрагентами,

• 20% - смогли воспользоваться мерами господдержки (самые популярные: отсрочка по налогам, льготные кредиты под 2%, кредитные каникулы).

Основной угрозой предприниматели считают уменьшение доходов населения. Новые ограничения пока затрагивают их лишь частично, к тому же морально бизнес к ним более готов, кто-то перешел на удалёнку и т.д. Однако новые требования властей постепенно становятся всё более обременительными, хотя формально локдауна нет.

Дополнительный фактор риска - сворачивание программ господдержки бизнеса. Для предприятий, которые не смогли выйти на безубыточность летом, вторая волна может оказаться последней.
В третьем квартале банки выдали малому и среднему бизнесу кредиты на рекордную в этом году сумму - 1,04 трлн рублей. Это на 27% больше, чем за второй квартал, и на 60% - чем в прошлом году.

С начала года доля МСБ, берущего кредиты, выросла почти вдвое - с 5 до 9,2%. Рост за счет микро- и малых компаний. В третьем квартале микробизнесу выдано займов на 343 млрд рублей (+93%), малому - 510 млрд (+81%), среднему - 191 млрд (-2%).

Ключевые факторы роста:

• Льготные кредиты пострадавшим от пандемии отраслям. В третьем квартале - около 310 млрд рублей.

• Снижение ключевой ставки ЦБ на 2 п.п. с начала года до 4,25% годовых. В итоге средняя ставка для малого бизнеса упала ниже 5%.

Доступность кредитов - спасение для значительного числа небольших компаний. В то же время рост кредитования создает серьезные финансовые риски. Просроченная задолженность МСБ выросла с 582,5 млрд рублей по состоянию на 1 июля до 638,4 млрд на 1 сентября.

Чтобы избежать массовых невыплат, необходимо продолжать льготные программы. Многое будет зависеть от общей экономической ситуации. Кредиты берутся в расчете на скорейшее восстановление. Если рецессия затянется, это приведет к массовым банкротствам.
Решение перевести маркировку лекарств на уведомительный порядок принесло первые позитивные результаты. Удалось устранить те сложности, что возникали у некоторых участников из-за неполной готовности к работе в новом режиме. Сейчас маркировка никак не влияет на оборот лекарств и их доступность.

Для понимания: доля маркированных препаратов в общем обороте – 10-15%. То есть доступность подавляющего большинства лекарств от маркировки не зависит вообще.

"Сбер Еаптека" основными причинами дефицита называет лавинообразный спрос и неготовность к такому скачку фарм-заводов (за короткий срок нарастить производственные мощности невозможно). Рост спроса в октябре на антиковидные лекарства: азитромицин - на 4694%, левофлоксацин - на 3698%, умифеновир - на 1789%. Рост продаж: умифеновира - в 10 раз, азитромицина - в 6 раз, левофлоксацина - в 8 раз.

В итоге возникает резонный вопрос: если фактор маркировки уже не актуален после решения о ее либерализации в области лекарственных препаратов, а дефицит все еще сохраняется - тогда роль других факторов серьезнее и разбираться уже нужно с ними?
Роспотребнадзор утвердил новый СанПиН в сфере общепита. Период действия - с 1 января 2021 года до 2027 года.

Вопрос обновления правил давно назрел и перезрел. Некоторые из тех, что действуют сейчас, разрабатывались еще в первой половине прошлого века. А сегодня на их основании бизнесу выписывают штрафы и предъявляют претензии.

В отрасли уже есть положительные оценки. В ресторанной группе Restart Vasilchuk Brothers и сети ресторанов "Мясо&Рыба" говорят, что это итог совместной работы, убраны все устаревшие нормы, а сам документ сокращен в 5 раз.

Но есть и другое мнение: по факту ничего не изменится, корень проблемы и причина злоупотреблений чиновников - само наличие СанПиНов. Была бы статья, бизнесмен найдется.

Вопрос, на самом деле, непростой. Свои варианты предлагали Минпромторг и Минэкономразвития. Рестораторы хотели направить контроль на результат, т.е. готовое блюдо, а не процесс его приготовления. И передать техническую сторону контроля независимым лабораториям.

Сам Роспотребнадзор, постепенно реагируя на критику и пожелания, неоднократно менял свои редакции. Но концепция осталась неизменной: набор требований по широкому спектру вопросов (от хранения продуктов до устройства помещений) и возможность контроля за приготовлением блюд на кухне.

Конечная цель бизнеса - полная отмена СанПиНов. С учетом намерения государства реализовать в полном объеме политику "регуляторной гильотины", у него хорошие шансы.