Решая проблему роста цен на социально значимые продукты, хотелось бы предостеречь чиновников от попыток свалить всю вину на торговые сети.
Как правило, реализуется именно такой сценарий. Во-первых, сети - то звено в товаропроводящей цепи, с которым покупатель непосредственно сталкивается и кому предъявляет свои претензии. Весь народный гнев концентрируется именно на них.
Во-вторых, с сетями проще - это организованный бизнес, число игроков в котором невелико и они все на виду. Осуществлять здесь функции госконтроля, в т.ч. назначая "виноватых", легко и просто.
Однако все забывают, что главные выгодоприобретатели в сфере продовольствия - вовсе не ритейл, а сельхозпроизводители, от фермеров до агрохолдингов. Они же получали максимальную маржу и от нынешнего роста цен.
Но в глазах правительства сельское хозяйство традиционно (и вполне обоснованно) рассматривается как один из наиболее незащищенных видов бизнеса. Его господдержка растет год от года: льготы, субсидии, гранты. Сюда же санкции, отгородившие внутренний рынок от конкуренции с европейскими производителями.
Если с этой точки зрения сравнить положение аграриев с ритейлом, разница колоссальная. Но косятся все в сторону именно продавцов: "спекулянты!" Хотя они еще до выступления президента предпринимали меры, ограничивающие рост цен в своих сетях.
Как правило, реализуется именно такой сценарий. Во-первых, сети - то звено в товаропроводящей цепи, с которым покупатель непосредственно сталкивается и кому предъявляет свои претензии. Весь народный гнев концентрируется именно на них.
Во-вторых, с сетями проще - это организованный бизнес, число игроков в котором невелико и они все на виду. Осуществлять здесь функции госконтроля, в т.ч. назначая "виноватых", легко и просто.
Однако все забывают, что главные выгодоприобретатели в сфере продовольствия - вовсе не ритейл, а сельхозпроизводители, от фермеров до агрохолдингов. Они же получали максимальную маржу и от нынешнего роста цен.
Но в глазах правительства сельское хозяйство традиционно (и вполне обоснованно) рассматривается как один из наиболее незащищенных видов бизнеса. Его господдержка растет год от года: льготы, субсидии, гранты. Сюда же санкции, отгородившие внутренний рынок от конкуренции с европейскими производителями.
Если с этой точки зрения сравнить положение аграриев с ритейлом, разница колоссальная. Но косятся все в сторону именно продавцов: "спекулянты!" Хотя они еще до выступления президента предпринимали меры, ограничивающие рост цен в своих сетях.
Три года назад ст. 54.1 Налогового кодекса установила критерии необоснованной налоговой выгоды. За это время бизнес смог выиграть лишь 22% судебных споров по ней (по данным ФНС - 26%).
Сейчас налоговики крайне редко идут на "налоговую реконструкцию", т.е. рассчитывают сумму налоговой недоимки и доначисляют налог в размере, ее не превышающим. Вместо этого налоги взимают не с прибыли, а с выручки, отказывая в праве на вычеты и учет расходов.
Бизнес рассчитывает, что эту политику и судебную практику изменит письмо, которое готовит ФНС - о порядке применения правила налоговой реконструкции. Публикация ожидается до конца года.
Согласно проекту письма, предприниматели смогут рассчитывать на реконструкцию, если не причастны к схемам и фирмам-однодневкам или не знали о таком характере деятельности контрагентов. Для виновных же санкции сохранятся - без вычета по НДС и без учета расходов при определении налога на прибыль.
Также анонсировалось смягчение налоговых последствий в случаях, когда бизнес не проявил "должную осмотрительность" при выборе контрагентов.
Сейчас налоговики крайне редко идут на "налоговую реконструкцию", т.е. рассчитывают сумму налоговой недоимки и доначисляют налог в размере, ее не превышающим. Вместо этого налоги взимают не с прибыли, а с выручки, отказывая в праве на вычеты и учет расходов.
Бизнес рассчитывает, что эту политику и судебную практику изменит письмо, которое готовит ФНС - о порядке применения правила налоговой реконструкции. Публикация ожидается до конца года.
Согласно проекту письма, предприниматели смогут рассчитывать на реконструкцию, если не причастны к схемам и фирмам-однодневкам или не знали о таком характере деятельности контрагентов. Для виновных же санкции сохранятся - без вычета по НДС и без учета расходов при определении налога на прибыль.
Также анонсировалось смягчение налоговых последствий в случаях, когда бизнес не проявил "должную осмотрительность" при выборе контрагентов.
После оперативной реакции властей на рост продовольственных цен встает вопрос, кто следующий. Прилетит ли еще одна пилюля от президента и если да, то какому сегменту экономики.
Пока кандидат № 1 - жилищное строительство. Средняя стоимость квадратного метра за год выросла на 18%. Проблема обостряется тем, что это может свести на нет все усилия государства по предоставлению льготной ипотеки (она становится дешевле, а жилье дорожает).
Решили разобраться с причинами и проверили цены на стройматериалы по данным Росстата. За год подорожали только цемент (+6%) и арматура (+26%). Всё остальное подешевело: песок - на 8%, щебень - на 1%, стекло - на 20%, теплоизоляция - на 4%, гидроизоляция - на 8% Общая доля всех материалов в квадрантом метре жилья - всего 16,5%, а большая часть - это строительно-монтажные работы и прибыль девелопера.
С арматурой проблема в дефиците и подорожании лома. Минпромторг в течение года не раз предлагал запретить и ограничить его экспорт, пока безрезультатно. Если рост цен на арматуру продолжится и дальше, то металлургическим олигархам надо будет приготовиться - прилететь может сильнее, чем агрохолдингам. Решения властей по ситуации с ценами на продовольствие показали ещё раз, что неприкасаемых нет. Поговаривают, кстати, что Минпром уже намекнул своим подчиненным о последствиях.
А вот справится ли со своей «поляной» Минстрой, пока непонятно. Ведь влияние стоимости стройматериалов на конечную цену жилья не сравнится с аппетитами девелоперов и застройщиков, которые, воспользовавшись ажиотажем на рынке жилья (в т.ч. из-за ипотечной госпрограммы), решили задрать цены на квартиры. Это прямой вызов государству. Если оно решит ответить, мы узнаем много интересного об их норме (сверх)прибыли.
Пока кандидат № 1 - жилищное строительство. Средняя стоимость квадратного метра за год выросла на 18%. Проблема обостряется тем, что это может свести на нет все усилия государства по предоставлению льготной ипотеки (она становится дешевле, а жилье дорожает).
Решили разобраться с причинами и проверили цены на стройматериалы по данным Росстата. За год подорожали только цемент (+6%) и арматура (+26%). Всё остальное подешевело: песок - на 8%, щебень - на 1%, стекло - на 20%, теплоизоляция - на 4%, гидроизоляция - на 8% Общая доля всех материалов в квадрантом метре жилья - всего 16,5%, а большая часть - это строительно-монтажные работы и прибыль девелопера.
С арматурой проблема в дефиците и подорожании лома. Минпромторг в течение года не раз предлагал запретить и ограничить его экспорт, пока безрезультатно. Если рост цен на арматуру продолжится и дальше, то металлургическим олигархам надо будет приготовиться - прилететь может сильнее, чем агрохолдингам. Решения властей по ситуации с ценами на продовольствие показали ещё раз, что неприкасаемых нет. Поговаривают, кстати, что Минпром уже намекнул своим подчиненным о последствиях.
А вот справится ли со своей «поляной» Минстрой, пока непонятно. Ведь влияние стоимости стройматериалов на конечную цену жилья не сравнится с аппетитами девелоперов и застройщиков, которые, воспользовавшись ажиотажем на рынке жилья (в т.ч. из-за ипотечной госпрограммы), решили задрать цены на квартиры. Это прямой вызов государству. Если оно решит ответить, мы узнаем много интересного об их норме (сверх)прибыли.
В России работает примерно 3 тыс. торговых центров. Большая часть арендаторов (около 60%) - это сетевой ритейл федерального уровня, остальные - средний и малый бизнес, в т.ч. ИП.
Сегодня объем свободных площадей в моллах высокого уровня - 10-15%, среднего - 15-30%. Год назад было 1-3% и 10-15% соответственно.
Закрылся примерно каждый 5 магазин, и в основном страдают именно малые и средние предприниматели. Им сложнее поддерживать бизнес на плаву в условиях закредитованности и падающей выручки.
Сильно повлияла вторая волна пандемии. После весеннего карантина потребительский спрос и ритейл стали оживать, но с сентября, когда пошли повторные ограничения, продажи опять упали.
Лучше всего себя чувствуют те арендаторы, которые смогли договориться об уступках с арендодателями. Именно неспособность платить аренду - основная причина закрытий магазинов.
Но в кризисе и владельцы ТЦ. Арендные доходы сократились вдвое. В среднем по Москве накопленная масса прямых убытков на один крупный молл - 200-250 млн рублей.
"Черная пятница", на которую возлагали надежды, отрасль не поддержала. Если плохие результаты покажут и распродажи на новогодние праздники, уже с начала следующего года можно ждать массовых закрытий и магазинов, и ТЦ. Вполне вероятно, пандемия приведет к серьезному переделу рынка в ближайшие 1-2 года.
Сегодня объем свободных площадей в моллах высокого уровня - 10-15%, среднего - 15-30%. Год назад было 1-3% и 10-15% соответственно.
Закрылся примерно каждый 5 магазин, и в основном страдают именно малые и средние предприниматели. Им сложнее поддерживать бизнес на плаву в условиях закредитованности и падающей выручки.
Сильно повлияла вторая волна пандемии. После весеннего карантина потребительский спрос и ритейл стали оживать, но с сентября, когда пошли повторные ограничения, продажи опять упали.
Лучше всего себя чувствуют те арендаторы, которые смогли договориться об уступках с арендодателями. Именно неспособность платить аренду - основная причина закрытий магазинов.
Но в кризисе и владельцы ТЦ. Арендные доходы сократились вдвое. В среднем по Москве накопленная масса прямых убытков на один крупный молл - 200-250 млн рублей.
"Черная пятница", на которую возлагали надежды, отрасль не поддержала. Если плохие результаты покажут и распродажи на новогодние праздники, уже с начала следующего года можно ждать массовых закрытий и магазинов, и ТЦ. Вполне вероятно, пандемия приведет к серьезному переделу рынка в ближайшие 1-2 года.
В ноябре ситуация с промышленным производством в РФ наконец-то начала улучшаться. Если сентябрь 2020-го отставал от аналогичного периода 2019-го на 3,6%, а октябрь на 5,5%, то ноябрь - всего лишь на 2,6% г/г. Основной рост пришелся на обрабатывающую отрасль - 1,1%, в частности, на химический комплекс (13,3%) и строительные материалы (1,7%). Небольшое падение в 0,5% пункта пришлось на пищевое производство.
Однако промышленное производство серьезно тянет на дно статистика по добыче полезных ископаемых, где сдерживающим фактором остается ОПЕК+. Вместе с тем в добывающей промышленности в ноябре наблюдалось улучшение динамики (-7,6% г/г после -9,0% г/г в октябре) на фоне улучшения ситуации в добыче угля, металлических руд и прочих полезных ископаемых.
Позитивная динамика обеспечена за счет восстановления экономики, несмотря на вторую волну коронавируса, рост нефтепереработки из-за окончания ремонта на заводах и сезонные факторы роста спроса на энергоресурсы.
Однако промышленное производство серьезно тянет на дно статистика по добыче полезных ископаемых, где сдерживающим фактором остается ОПЕК+. Вместе с тем в добывающей промышленности в ноябре наблюдалось улучшение динамики (-7,6% г/г после -9,0% г/г в октябре) на фоне улучшения ситуации в добыче угля, металлических руд и прочих полезных ископаемых.
Позитивная динамика обеспечена за счет восстановления экономики, несмотря на вторую волну коронавируса, рост нефтепереработки из-за окончания ремонта на заводах и сезонные факторы роста спроса на энергоресурсы.
В этом году ожидается рост розничного онлайн-экспорта из России на 42%, до $1,16 млрд. Это 27,4 млн отправлений (+75%). Причины: слабый рубль и нулевая ставка НДС, заработавшая для онлайн-экспортеров в апреле. Из-за этих двух факторов российский товар подешевел на 40%.
Большую часть продаж дают международные маркетплейсы: $723 млн (62%), средний чек - $125. На российские площадки придется $437 млн, средний чек - $20.
38% продаж идут через аккаунты в Instagram. За лидерство среди маркетплейсов соревнуются eBay ($235 млн, 21% российских продаж на экспортных маркетплейсах) и Wildberries (обещает увеличить экспорт почти вдвое, до $325 млн).
География экспортной выручки:
• Белоруссия - 22,3%
• Казахстан - 17,7%
• США - 17%
• Западная Европа - 10,8%
Основные продаваемые товары:
• одежда и обувь - 40%
• коллекционные товары - 10%
• предметы для дома и интерьера - 9%
Сейчас в правительстве готовят меры поддержки экспорта через российские маркетплейсы. На субсидирование их затрат на логистику хотят направить 1,5 млрд руб.
Большую часть продаж дают международные маркетплейсы: $723 млн (62%), средний чек - $125. На российские площадки придется $437 млн, средний чек - $20.
38% продаж идут через аккаунты в Instagram. За лидерство среди маркетплейсов соревнуются eBay ($235 млн, 21% российских продаж на экспортных маркетплейсах) и Wildberries (обещает увеличить экспорт почти вдвое, до $325 млн).
География экспортной выручки:
• Белоруссия - 22,3%
• Казахстан - 17,7%
• США - 17%
• Западная Европа - 10,8%
Основные продаваемые товары:
• одежда и обувь - 40%
• коллекционные товары - 10%
• предметы для дома и интерьера - 9%
Сейчас в правительстве готовят меры поддержки экспорта через российские маркетплейсы. На субсидирование их затрат на логистику хотят направить 1,5 млрд руб.
3/4 предприятий МСБ зависят от динамики курса рубля. Остальные - это те, кто ориентирован на внутренний рынок и никак не связан с импортом.
Тем, кто связан, особенно тяжело. Если экспортеры при укреплении рубля могут перенаправить продажи на российский рынок, то импортеры (при ослаблении рубля) не всегда могут найти альтернативу внутри страны.
Большинству из них (67%) приходится перекладывать рост цен из-за валютных котировок на покупателя (каждая четвертая компания перекладывает эти расходы полностью).
Наиболее сильно валютные котировки влияют на сферу производства и торговли, в меньшей степени - на сферу услуг.
Тем, кто связан, особенно тяжело. Если экспортеры при укреплении рубля могут перенаправить продажи на российский рынок, то импортеры (при ослаблении рубля) не всегда могут найти альтернативу внутри страны.
Большинству из них (67%) приходится перекладывать рост цен из-за валютных котировок на покупателя (каждая четвертая компания перекладывает эти расходы полностью).
Наиболее сильно валютные котировки влияют на сферу производства и торговли, в меньшей степени - на сферу услуг.
Свежие исследования о влиянии пандемии на бизнес в России:
• Мерами господдержки не воспользовались более половины (52,7%) компаний малого и среднего бизнеса. Самыми популярными инструментами стали: отсрочка налоговых и страховых выплат и безвозмездная помощь в размере 12,1 тыс. рублей на сотрудника (16%), отсрочка по аренде (8%), кредитные каникулы (7,7%).
• 32% специалистов заявили о снижении доходов. У 38% доходы остались на прежнем уровне, у 30% - выросли (год назад - у 58%). У 15% доходы упали более чем на 21%. Треть работодателей сообщили, что повысили зарплату персоналу. Год назад таких компаний было 74%, а о сокращении своих доходов сообщали только 7% респондентов.
• Мерами господдержки не воспользовались более половины (52,7%) компаний малого и среднего бизнеса. Самыми популярными инструментами стали: отсрочка налоговых и страховых выплат и безвозмездная помощь в размере 12,1 тыс. рублей на сотрудника (16%), отсрочка по аренде (8%), кредитные каникулы (7,7%).
• 32% специалистов заявили о снижении доходов. У 38% доходы остались на прежнем уровне, у 30% - выросли (год назад - у 58%). У 15% доходы упали более чем на 21%. Треть работодателей сообщили, что повысили зарплату персоналу. Год назад таких компаний было 74%, а о сокращении своих доходов сообщали только 7% респондентов.
Как мы и предполагали, из-за роста цен на арматуру следующим объектом ценового регулирования со стороны государства стали металлурги.
С середины ноября используемая в жилищном строительстве арматура подорожала более чем на 50%, и вице-премьер Марат Хуснуллин поручил Минстрою и Минпромторгу разобраться в причинах.
В принципе, уже понятно, почему так происходит. То же самое было в ситуации с подсолнечным маслом и сахаром - цены на мировых рынках резко подскочили, выгоднее стало продавать за рубежом. А к глобальным котировкам потянулись и внутренние.
Пока неизвестно, чем всё закончится и будут ли повышать вывозные пошлины и вводить квоты. Но повод для беспокойства есть. Скорее всего, ценовая динамика сохранится в начале следующего года. Помимо удорожания жилья, это может привести к дефициту некоторых видов продукции (перебои с поставками уже наблюдаются).
В аппарате вице-премьера говорят, что рисков для национального проекта "Жилье и городская среда" нет, но лучше не рисковать.
С середины ноября используемая в жилищном строительстве арматура подорожала более чем на 50%, и вице-премьер Марат Хуснуллин поручил Минстрою и Минпромторгу разобраться в причинах.
В принципе, уже понятно, почему так происходит. То же самое было в ситуации с подсолнечным маслом и сахаром - цены на мировых рынках резко подскочили, выгоднее стало продавать за рубежом. А к глобальным котировкам потянулись и внутренние.
Пока неизвестно, чем всё закончится и будут ли повышать вывозные пошлины и вводить квоты. Но повод для беспокойства есть. Скорее всего, ценовая динамика сохранится в начале следующего года. Помимо удорожания жилья, это может привести к дефициту некоторых видов продукции (перебои с поставками уже наблюдаются).
В аппарате вице-премьера говорят, что рисков для национального проекта "Жилье и городская среда" нет, но лучше не рисковать.
Telegram
ЕБИТДА
Решая проблему роста цен на социально значимые продукты, хотелось бы предостеречь чиновников от попыток свалить всю вину на торговые сети.
Как правило, реализуется именно такой сценарий. Во-первых, сети - то звено в товаропроводящей цепи, с которым покупатель…
Как правило, реализуется именно такой сценарий. Во-первых, сети - то звено в товаропроводящей цепи, с которым покупатель…
Одна из главных новостей начала недели – предложение ввести продуктовые карточки. Тему прокомментировала даже Собчак – раз такое предлагают, значит страна на краю.
На самом деле тема давно витает в воздухе – в 2017 году глава Минпромторга Мантуров говорил о скором введении программы продовольственной помощи малоимущим – предполагалось, что с помощью карт можно будет покупать только отечественную продукцию, причем скоропортящуюся. Но тогда проект так и остался проектом.
В России при словосочетании "продуктовые карточки" сразу вспоминают военные годы – и тем удивительнее будет узнать, что эта карточная система сегодня действует в США и некоторых других западных странах.
Америке программа выдачи продуктовых карточек малоимущим слоям населения действует с 1964 года. Сейчас их получают все семьи с годовым доходом меньше 24000 долларов. Общее количество получателей “талонов” на еду превышает 30 млн человек, расходы на эту программу под названием SNAP составляют под 70 млрд долларов ежегодно.
Данные талоны можно использовать для погашения покупок в крупных гипермаркетах вроде Walmart, которые являются участниками этой госпрограммы. Средняя стоимость талонов на одного человека на месяц составляет около 200 долларов. От количества членов семьи зависит, как много талонов они получат.
Больше всего получателей продуктовых талонов в США проживает в самых бедных штатах - там “фудстемпы” выдаются 10-20% населения, а в штатах побогаче ими пользуются 5-10% граждан.
В Канаде уже 30 лет действует “продуктовая почта” – отправка продовольствия бедным семьям в условиях кризиса. Она осуществляется за счёт отдельных муниципалитетов и не является государственной.
В европейских странах нет прямого аналога американских “фудстемпов” - там существует обычная социальная система поддержки населения с выдачей нормальных деньги, а не продуктовых талонов. Тем не менее во Франции, Бельгии и Швейцарии периодически вводятся специальные ваучеры для малоимущих, которые обеспечивают им скидки в супермаркетах или ресторанах фастфуда.
На самом деле тема давно витает в воздухе – в 2017 году глава Минпромторга Мантуров говорил о скором введении программы продовольственной помощи малоимущим – предполагалось, что с помощью карт можно будет покупать только отечественную продукцию, причем скоропортящуюся. Но тогда проект так и остался проектом.
В России при словосочетании "продуктовые карточки" сразу вспоминают военные годы – и тем удивительнее будет узнать, что эта карточная система сегодня действует в США и некоторых других западных странах.
Америке программа выдачи продуктовых карточек малоимущим слоям населения действует с 1964 года. Сейчас их получают все семьи с годовым доходом меньше 24000 долларов. Общее количество получателей “талонов” на еду превышает 30 млн человек, расходы на эту программу под названием SNAP составляют под 70 млрд долларов ежегодно.
Данные талоны можно использовать для погашения покупок в крупных гипермаркетах вроде Walmart, которые являются участниками этой госпрограммы. Средняя стоимость талонов на одного человека на месяц составляет около 200 долларов. От количества членов семьи зависит, как много талонов они получат.
Больше всего получателей продуктовых талонов в США проживает в самых бедных штатах - там “фудстемпы” выдаются 10-20% населения, а в штатах побогаче ими пользуются 5-10% граждан.
В Канаде уже 30 лет действует “продуктовая почта” – отправка продовольствия бедным семьям в условиях кризиса. Она осуществляется за счёт отдельных муниципалитетов и не является государственной.
В европейских странах нет прямого аналога американских “фудстемпов” - там существует обычная социальная система поддержки населения с выдачей нормальных деньги, а не продуктовых талонов. Тем не менее во Франции, Бельгии и Швейцарии периодически вводятся специальные ваучеры для малоимущих, которые обеспечивают им скидки в супермаркетах или ресторанах фастфуда.
Социологи из ВШЭ отмечают улучшение отношения россиян к предпринимателям за счет признания их положительной роли в развитии экономики.
С тем, что предприниматели создают рабочие места так или иначе признают 88% респондентов. Рост незначительный - четыре года назад было 85%. Зато существенно увеличилась доля тех, кто полностью разделяет это мнение - с 32% в 2016 до 49% в 2020.
С 25 до 35% выросло число согласных с тем, что предприниматели создают новые продукты и услуги, отчего выигрывает все общество.
Кроме того, появилось более спокойное отношение к неудачам в бизнесе, а также уменьшилось количество тех, кто не верит, что предпринимательству можно научиться. Сейчас таких 49% против 60% в 2016.
В то же время растет доля граждан, считающих, что предприниматель пользуется трудом других (с 22 до 30%) и думает только о своей выгоде (с 24 до 34%). Плохого в этом ничего нет - бизнесом действительно движет желание прибыли и он использует наемный труд. Плохо, если это считается чем-то предосудительным.
С тем, что предприниматели создают рабочие места так или иначе признают 88% респондентов. Рост незначительный - четыре года назад было 85%. Зато существенно увеличилась доля тех, кто полностью разделяет это мнение - с 32% в 2016 до 49% в 2020.
С 25 до 35% выросло число согласных с тем, что предприниматели создают новые продукты и услуги, отчего выигрывает все общество.
Кроме того, появилось более спокойное отношение к неудачам в бизнесе, а также уменьшилось количество тех, кто не верит, что предпринимательству можно научиться. Сейчас таких 49% против 60% в 2016.
В то же время растет доля граждан, считающих, что предприниматель пользуется трудом других (с 22 до 30%) и думает только о своей выгоде (с 24 до 34%). Плохого в этом ничего нет - бизнесом действительно движет желание прибыли и он использует наемный труд. Плохо, если это считается чем-то предосудительным.
Варианты "накормить" малоимущих россиян множатся. Если вчера говорили о продуктовых карточках, то сегодня - о возврате НДС за продукты питания.
Речь о пенсионерах и тех, чей доход меньше прожиточного минимума. Ставки НДС в отношении продовольственных товаров - 10 и 20% - поэтому и предлагают компенсации в этом размере.
Важно понимать, что несмотря на обсуждения в СМИ, но в правительстве работы по продкарточкам и возврате НДС сейчас не ведется. И понятно почему - в условиях текущего уровня доходов населения радикально это проблему не решит.
Лучшая мера социальной поддержки населения - раздача не рыбы, а удочек. Самое верное решение проблемы бедности - повышение доходов граждан. Всё остальное - полумеры, порой даже вредные.
Речь о пенсионерах и тех, чей доход меньше прожиточного минимума. Ставки НДС в отношении продовольственных товаров - 10 и 20% - поэтому и предлагают компенсации в этом размере.
Важно понимать, что несмотря на обсуждения в СМИ, но в правительстве работы по продкарточкам и возврате НДС сейчас не ведется. И понятно почему - в условиях текущего уровня доходов населения радикально это проблему не решит.
Лучшая мера социальной поддержки населения - раздача не рыбы, а удочек. Самое верное решение проблемы бедности - повышение доходов граждан. Всё остальное - полумеры, порой даже вредные.
Темой целесообразности маркировки воды и молока занялся Научно-исследовательский финансовый институт Минфина (НИФИ).
Ранее он выступал против, ссылаясь на главный для финансистов фактор - маркировка дорого обойдется экономике. Но затем эксперты НИФИ изучили вопрос, опираясь на два критерия: насколько вырастут цены и как изменится баланс доходов и затрат всех участников оборота после вытеснения с рынка нелегальной продукции.
Баланс расходов и доходов по всем товарным группам выходит положительным: и государство, и бизнес и домохозяйства по итогам шести лет оказываются в плюсе: 12,7 млрд рублей для минеральной воды, 22 млрд для молока и сливок, 65 млрд для сливочного масла, 42 млрд для сыров и творога, 1,7 млрд для мороженого.
Что касается цен, то по молочке вклад в их рост за шесть лет максимально может составить от 0,81% (молоко, сухие сливки) до 2,12% (мороженое). Цены на воду за этот период могу вырасти на 2,76%. То есть даже ниже ежегодной инфляции.
В итоге НИФИ пришлось полностью изменить свою позицию, признав маркировку целесообразной. Рост цен на молочную продукцию и бутилированную воду не ожидается, напротив, получится их сдерживать - за счет сокращения объема нелегальных продаж и роста оборотов у официальных производителей.
Это легко продемонстрировать на примере воды, где особенно тяжелая ситуация с контрафактом. Ожидаемое годовое потребление - 5,6 млрд бутылок. Из них 1,69 млрд обеспечит именно маркировка, потому что сейчас этот объём в тени.
Ранее он выступал против, ссылаясь на главный для финансистов фактор - маркировка дорого обойдется экономике. Но затем эксперты НИФИ изучили вопрос, опираясь на два критерия: насколько вырастут цены и как изменится баланс доходов и затрат всех участников оборота после вытеснения с рынка нелегальной продукции.
Баланс расходов и доходов по всем товарным группам выходит положительным: и государство, и бизнес и домохозяйства по итогам шести лет оказываются в плюсе: 12,7 млрд рублей для минеральной воды, 22 млрд для молока и сливок, 65 млрд для сливочного масла, 42 млрд для сыров и творога, 1,7 млрд для мороженого.
Что касается цен, то по молочке вклад в их рост за шесть лет максимально может составить от 0,81% (молоко, сухие сливки) до 2,12% (мороженое). Цены на воду за этот период могу вырасти на 2,76%. То есть даже ниже ежегодной инфляции.
В итоге НИФИ пришлось полностью изменить свою позицию, признав маркировку целесообразной. Рост цен на молочную продукцию и бутилированную воду не ожидается, напротив, получится их сдерживать - за счет сокращения объема нелегальных продаж и роста оборотов у официальных производителей.
Это легко продемонстрировать на примере воды, где особенно тяжелая ситуация с контрафактом. Ожидаемое годовое потребление - 5,6 млрд бутылок. Из них 1,69 млрд обеспечит именно маркировка, потому что сейчас этот объём в тени.
Производство сельхозтехники продолжает расти. Если к октябрю оно прибавило 21%, то к декабрю уже 30%. Поставки на российский рынок увеличились на 46%, до 121,3 млрд рублей. Экспорт - на 13,6%, до 13,8 млрд (прошлогодний рекорд - 12,1 млрд).
Рост по странам:
• Таджикистан - в 4,7 раза
• Киргизия - на 61%
• Казахстан - на 25%
• Австрия - в 3,8 раза
• Чехия - в 2,7 раза
• Нидерланды - на 84%
• Франция - на 77%
• Германия - на 56%
Цифры внушительные, но не стоит забывать про эффект низкой базы. За последнюю четверть века парк сельхозтехники сократился в 6 раз (а у того, что в строю, высокая доля старых, изношенных машин).
Ключевой фактор, от которого зависит производство - господдержка. Но если в этом году ее объем должен составить 14 млрд рублей, то в следующем - 10 млрд.
Итоги года хорошие, а вот с перспективами хуже. Резко дорожает металл (25-35% в стоимости техники), что может повлиять на ее конечную цену. А на пшеницу вводится экспортная пошлина, что уменьшает доходы аграриев.
Рост по странам:
• Таджикистан - в 4,7 раза
• Киргизия - на 61%
• Казахстан - на 25%
• Австрия - в 3,8 раза
• Чехия - в 2,7 раза
• Нидерланды - на 84%
• Франция - на 77%
• Германия - на 56%
Цифры внушительные, но не стоит забывать про эффект низкой базы. За последнюю четверть века парк сельхозтехники сократился в 6 раз (а у того, что в строю, высокая доля старых, изношенных машин).
Ключевой фактор, от которого зависит производство - господдержка. Но если в этом году ее объем должен составить 14 млрд рублей, то в следующем - 10 млрд.
Итоги года хорошие, а вот с перспективами хуже. Резко дорожает металл (25-35% в стоимости техники), что может повлиять на ее конечную цену. А на пшеницу вводится экспортная пошлина, что уменьшает доходы аграриев.
Разница в качестве европейских товаров, продающихся на внутреннем рынке и за его пределами - тема не новая. Сами производители, как правило, всё отрицают, хотя факты известны и под одним брендом в России и страны Западной Европы могут поставляться товары с разными свойствами.
Как правило, это касается алкоголя, бытовой химии, продуктов питания. Например, в прошлом году ФАС уличила Henkel (стиральный порошок Persil) и Lindt & Sprüngli (шоколад и конфеты Lindt) в двойных стандартах производителей.
Штраф за недобросовестную конкуренцию не превышает 500 тыс. рублей, поэтому правительство намерено ужесточить ответственность за ввоз товаров с худшими характеристиками, чем в других странах. Кроме того, должен быть создан механизм оценки и сравнения качества продукции на внутреннем рынке и за его пределами.
Производители оправдываются тем, что меняют составы и рецептуру, чтобы учитывать национальные особенности страны или предпочтения ее жителей. Такое действительно может иметь место. Например, если в Европе для мытья посуды используют стоячую воду, а в России проточную, то у чистящего средства будет разный состав (при одинаковом эффекте).
Привлекать производителей к ответственности надо только в тех случаях, когда речь идет именно о разнице в качестве одного и того же товара. Когда упаковка формирует у покупателя в России ощущение, что он приобретает то же самое, что продается в европейских магазинах, а на деле всё далеко не так.
Как правило, это касается алкоголя, бытовой химии, продуктов питания. Например, в прошлом году ФАС уличила Henkel (стиральный порошок Persil) и Lindt & Sprüngli (шоколад и конфеты Lindt) в двойных стандартах производителей.
Штраф за недобросовестную конкуренцию не превышает 500 тыс. рублей, поэтому правительство намерено ужесточить ответственность за ввоз товаров с худшими характеристиками, чем в других странах. Кроме того, должен быть создан механизм оценки и сравнения качества продукции на внутреннем рынке и за его пределами.
Производители оправдываются тем, что меняют составы и рецептуру, чтобы учитывать национальные особенности страны или предпочтения ее жителей. Такое действительно может иметь место. Например, если в Европе для мытья посуды используют стоячую воду, а в России проточную, то у чистящего средства будет разный состав (при одинаковом эффекте).
Привлекать производителей к ответственности надо только в тех случаях, когда речь идет именно о разнице в качестве одного и того же товара. Когда упаковка формирует у покупателя в России ощущение, что он приобретает то же самое, что продается в европейских магазинах, а на деле всё далеко не так.
Аналитики "Сбериндекс" подвели итоги уходящего года:
• Потребительские расходы сократились на 5,8%. К этому привело не только снижение заработков, но и изменение поведения покупателей: люди стали меньше перемещаться и посещать общественные места.
• Сильнее всего на спрос повлияла первая волна пандемии, когда карантинные ограничения были наиболее жесткими. В первую неделю апреля зафиксировано максимальное падение спроса - почти на 24%.
• Непродовольственная розница сохранила уровень прошлого года - оставшись без многих привычных статей расходов, россияне стали больше тратиться на электронику, бытовую технику и ремонт.
• Хуже всего дела у сектора услуг - спад потребительских расходов составил 23,5%. В туристической отрасли - 50%, в общепите - 36,6%, у салонов красоты - 35,5%.
• ФОТ вырос на 4,5%, до 43,2 трлн рублей. Но с учетом инфляции реальные трудовые доходы остаются на прошлогоднем уровне. Больше всего зарплаты сократились в сфере услуг, менее всего пострадал госсектор.
• Серая зона экономики увеличилась на 6%. За первые три квартала объем наличных в обращении вырос на 2,2 трлн рублей. Объяснить такую динамику ростом доли наличных в расходах нельзя - напротив, растут безналичные транзакции. Значит, часть оборота ушла в серую зону и не отражается в официальной отчетности.
• Около 10% всех потребительских трат происходит онлайн.
• Потребительские расходы сократились на 5,8%. К этому привело не только снижение заработков, но и изменение поведения покупателей: люди стали меньше перемещаться и посещать общественные места.
• Сильнее всего на спрос повлияла первая волна пандемии, когда карантинные ограничения были наиболее жесткими. В первую неделю апреля зафиксировано максимальное падение спроса - почти на 24%.
• Непродовольственная розница сохранила уровень прошлого года - оставшись без многих привычных статей расходов, россияне стали больше тратиться на электронику, бытовую технику и ремонт.
• Хуже всего дела у сектора услуг - спад потребительских расходов составил 23,5%. В туристической отрасли - 50%, в общепите - 36,6%, у салонов красоты - 35,5%.
• ФОТ вырос на 4,5%, до 43,2 трлн рублей. Но с учетом инфляции реальные трудовые доходы остаются на прошлогоднем уровне. Больше всего зарплаты сократились в сфере услуг, менее всего пострадал госсектор.
• Серая зона экономики увеличилась на 6%. За первые три квартала объем наличных в обращении вырос на 2,2 трлн рублей. Объяснить такую динамику ростом доли наличных в расходах нельзя - напротив, растут безналичные транзакции. Значит, часть оборота ушла в серую зону и не отражается в официальной отчетности.
• Около 10% всех потребительских трат происходит онлайн.
Перед Новым годом на потребительском рынке складывается парадоксальная ситуация, судя по исследованию Deloitte: россияне беднеют, но праздновать планируют с таким же размахом, как и в 2019 году, и даже лучше.
77% отмечают рецессию в экономике (на 20% больше, чем в прошлом году) и 39% (на 14% больше) готовятся к снижению своей покупательской способности в 2021-м. При этом средний новогодний бюджет вырастет на 28% с 19 500 рублей до 25 000 рублей. Мужчины, кстати, лучше придерживаются планируемого уровня трат: среди них этот показатель достигает 49%, у женщин - 39%. Больше всего будут тратить на новогодний стал, далее следуют подарки и развлечения.
Интересная информация есть и для ритейлеров. В РФ уже почти 40% подарков приобретается в интернет-магазинах (в США-более 50% с 2015 года). Четверть респондентов выбирают товар в интернете, чтобы потом купить его в обычном магазине. Также в этом году резко вырос интерес с предпраздничному шопингу в торговых центрах, гипермаркеты и специализированные сети просели.
77% отмечают рецессию в экономике (на 20% больше, чем в прошлом году) и 39% (на 14% больше) готовятся к снижению своей покупательской способности в 2021-м. При этом средний новогодний бюджет вырастет на 28% с 19 500 рублей до 25 000 рублей. Мужчины, кстати, лучше придерживаются планируемого уровня трат: среди них этот показатель достигает 49%, у женщин - 39%. Больше всего будут тратить на новогодний стал, далее следуют подарки и развлечения.
Интересная информация есть и для ритейлеров. В РФ уже почти 40% подарков приобретается в интернет-магазинах (в США-более 50% с 2015 года). Четверть респондентов выбирают товар в интернете, чтобы потом купить его в обычном магазине. Также в этом году резко вырос интерес с предпраздничному шопингу в торговых центрах, гипермаркеты и специализированные сети просели.
Ритейлеры просят временно разрешить дистанционные продажи алкоголя. Это поможет избежать слишком частых посещений магазинов в период предпраздничных закупок.
Покупки в интернете - то средство, которое сегодня помогает лишний раз не выходить из дома. Именно из-за невозможности сформировать полную корзину в онлайне (включая алкоголь) многим приходится выходить в офлайн.
Запрет был введен еще в 2007 году. Его много раз пытались снять, в т.ч. ходили такие разговоры весной, но до сих пор решения не принято. Против легализации традиционно выступает Минздрав, отрицательный отзыв на законопроект давало МВД. В итоге Минфин от этой затеи пока отказался.
Аргументы против неубедительны. При этом в результате мы имеем серый рынок онлайн-продаж. В 2020 году его обороты оцениваются в 2,5 млрд рублей. Количество сайтов, дистанционно торгующих алкоголем, выросло более чем на треть: всего 5,3 тыс., из них 2,3 тыс. заблокированы, 3 тыс. устранили нарушения.
Онлайн-продавцы отрицают возможность таких продаж через свои сайты и сервисы. Но на практике это регулярно случается. Хотя крупнейшие ритейлеры доставкой алкоголя не занимаются, например, у X5 Retail Group, Auchan, "Красное и белое" есть лишь возможность бронировать товар в точке продаж.
Нынешний запрет пользы никому не приносит. Кому надо, тот купит в любом случае, и покупает. Зато потери очевидны: государство остается с неконтролируемым сегментом рынка, бизнес не может использовать очевидные возможности, для покупателей повышается риск приобретения небезопасного продукта.
Покупки в интернете - то средство, которое сегодня помогает лишний раз не выходить из дома. Именно из-за невозможности сформировать полную корзину в онлайне (включая алкоголь) многим приходится выходить в офлайн.
Запрет был введен еще в 2007 году. Его много раз пытались снять, в т.ч. ходили такие разговоры весной, но до сих пор решения не принято. Против легализации традиционно выступает Минздрав, отрицательный отзыв на законопроект давало МВД. В итоге Минфин от этой затеи пока отказался.
Аргументы против неубедительны. При этом в результате мы имеем серый рынок онлайн-продаж. В 2020 году его обороты оцениваются в 2,5 млрд рублей. Количество сайтов, дистанционно торгующих алкоголем, выросло более чем на треть: всего 5,3 тыс., из них 2,3 тыс. заблокированы, 3 тыс. устранили нарушения.
Онлайн-продавцы отрицают возможность таких продаж через свои сайты и сервисы. Но на практике это регулярно случается. Хотя крупнейшие ритейлеры доставкой алкоголя не занимаются, например, у X5 Retail Group, Auchan, "Красное и белое" есть лишь возможность бронировать товар в точке продаж.
Нынешний запрет пользы никому не приносит. Кому надо, тот купит в любом случае, и покупает. Зато потери очевидны: государство остается с неконтролируемым сегментом рынка, бизнес не может использовать очевидные возможности, для покупателей повышается риск приобретения небезопасного продукта.
Honda объявила о прекращении продаж легковых автомобилей в России в 2022 году. Сохранятся поставки только мотоциклетной и силовой техники, а также постпродажный автосервис.
Решение "продиктовано стратегией развития автомобильного бизнеса Honda Motor, направленной на реструктуризацию операций в условиях продолжающихся изменений в мировой автомобильной промышленности".
Возможно это связано со ставкой на электромобили. В следующем году Honda закроет заводы в Великобритании и Турции, направив освободившиеся ресурсы на новый перспективный сегмент рынка (в России для него слишком неразвита инфраструктура).
Сегодня российские покупатели могут купить только кроссоверы CR-V и Pilot. Цены - от 2,3 и 3,6 млн рублей. В ноябре было продано 79 автомобилей, год назад - 157. Всего за прошлый год Honda реализовала 1836 автомобилей (-64%).
В прошлом году российский рынок покинул Ford - были прекращены поставки машин и закрыта их сборка.
Решение "продиктовано стратегией развития автомобильного бизнеса Honda Motor, направленной на реструктуризацию операций в условиях продолжающихся изменений в мировой автомобильной промышленности".
Возможно это связано со ставкой на электромобили. В следующем году Honda закроет заводы в Великобритании и Турции, направив освободившиеся ресурсы на новый перспективный сегмент рынка (в России для него слишком неразвита инфраструктура).
Сегодня российские покупатели могут купить только кроссоверы CR-V и Pilot. Цены - от 2,3 и 3,6 млн рублей. В ноябре было продано 79 автомобилей, год назад - 157. Всего за прошлый год Honda реализовала 1836 автомобилей (-64%).
В прошлом году российский рынок покинул Ford - были прекращены поставки машин и закрыта их сборка.
В свое время полимеры стали мемом, символизирующим крах советской промышленности. В прошлом году в этом сегменте удалось добиться значительных успехов. Ожидается рост производства почти на 50% - с 3,17 до 4,68 млн тонн.
Это связано с выходом на полную мощность (2 млн тонн) "ЗапСибНефтехима", предприятия, запущенного "Сибуром" в Тобольске в октябре 2019 года. Стоимость проекта - $9 млрд.
Сейчас это крупнейший завод в стране по производству полиэтилена (1,5 млн тонн). Благодаря ему экспорт двух основных видов данного продукта впервые превысит импорт.
Если в 2019 году внешние поставки полимеров составили 624 тыс. тонны, то по итогам 2020-го ожидается 1,5 млн тонн. Однако из-за падения цен летом выручка крупнейших производителей незначительно, но снизится - на 1%, до 302 млрд рублей.
На глобальном рынке полиэтилена доля России вырастет до 3,5% (в 2018 году было 2%). Для сравнения:
США - 21,6%
Китай - 21,3%
Саудовская Аравия - 9,9%
Иран - 5,3%
Германия - 4,1%
Из полимеров делают упаковку, пакеты, пластиковые стаканчики, кабели, трубы. Например, полимерные трубы позволяют экономить до 50% на обслуживании канализации. В России их доля - 35%, в Европе - 85%.
Три четверти российского полиэтилена и полипропилена выпускает "Сибур" и татарская группа ТАИФ. Остальные заводы относятся к нефтегазовым корпорациям: Роснефть, Газпром, Газпромнефть, Лукойл.
Это связано с выходом на полную мощность (2 млн тонн) "ЗапСибНефтехима", предприятия, запущенного "Сибуром" в Тобольске в октябре 2019 года. Стоимость проекта - $9 млрд.
Сейчас это крупнейший завод в стране по производству полиэтилена (1,5 млн тонн). Благодаря ему экспорт двух основных видов данного продукта впервые превысит импорт.
Если в 2019 году внешние поставки полимеров составили 624 тыс. тонны, то по итогам 2020-го ожидается 1,5 млн тонн. Однако из-за падения цен летом выручка крупнейших производителей незначительно, но снизится - на 1%, до 302 млрд рублей.
На глобальном рынке полиэтилена доля России вырастет до 3,5% (в 2018 году было 2%). Для сравнения:
США - 21,6%
Китай - 21,3%
Саудовская Аравия - 9,9%
Иран - 5,3%
Германия - 4,1%
Из полимеров делают упаковку, пакеты, пластиковые стаканчики, кабели, трубы. Например, полимерные трубы позволяют экономить до 50% на обслуживании канализации. В России их доля - 35%, в Европе - 85%.
Три четверти российского полиэтилена и полипропилена выпускает "Сибур" и татарская группа ТАИФ. Остальные заводы относятся к нефтегазовым корпорациям: Роснефть, Газпром, Газпромнефть, Лукойл.