ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
Свежие исследования о влиянии пандемии на бизнес в России:

• Мерами господдержки не воспользовались более половины (52,7%) компаний малого и среднего бизнеса. Самыми популярными инструментами стали: отсрочка налоговых и страховых выплат и безвозмездная помощь в размере 12,1 тыс. рублей на сотрудника (16%), отсрочка по аренде (8%), кредитные каникулы (7,7%).

• 32% специалистов заявили о снижении доходов. У 38% доходы остались на прежнем уровне, у 30% - выросли (год назад - у 58%). У 15% доходы упали более чем на 21%. Треть работодателей сообщили, что повысили зарплату персоналу. Год назад таких компаний было 74%, а о сокращении своих доходов сообщали только 7% респондентов.
Как мы и предполагали, из-за роста цен на арматуру следующим объектом ценового регулирования со стороны государства стали металлурги.

С середины ноября используемая в жилищном строительстве арматура подорожала более чем на 50%, и вице-премьер Марат Хуснуллин поручил Минстрою и Минпромторгу разобраться в причинах.

В принципе, уже понятно, почему так происходит. То же самое было в ситуации с подсолнечным маслом и сахаром - цены на мировых рынках резко подскочили, выгоднее стало продавать за рубежом. А к глобальным котировкам потянулись и внутренние.

Пока неизвестно, чем всё закончится и будут ли повышать вывозные пошлины и вводить квоты. Но повод для беспокойства есть. Скорее всего, ценовая динамика сохранится в начале следующего года. Помимо удорожания жилья, это может привести к дефициту некоторых видов продукции (перебои с поставками уже наблюдаются).

В аппарате вице-премьера говорят, что рисков для национального проекта "Жилье и городская среда" нет, но лучше не рисковать.
Одна из главных новостей начала недели – предложение ввести продуктовые карточки. Тему прокомментировала даже Собчак – раз такое предлагают, значит страна на краю.

На самом деле тема давно витает в воздухе – в 2017 году глава Минпромторга Мантуров говорил о скором введении программы продовольственной помощи малоимущим – предполагалось, что с помощью карт можно будет покупать только отечественную продукцию, причем скоропортящуюся. Но тогда проект так и остался проектом.

В России при словосочетании "продуктовые карточки" сразу вспоминают военные годы – и тем удивительнее будет узнать, что эта карточная система сегодня действует в США и некоторых других западных странах.

Америке программа выдачи продуктовых карточек малоимущим слоям населения действует с 1964 года. Сейчас их получают все семьи с годовым доходом меньше 24000 долларов. Общее количество получателей “талонов” на еду превышает 30 млн человек, расходы на эту программу под названием SNAP составляют под 70 млрд долларов ежегодно.

Данные талоны можно использовать для погашения покупок в крупных гипермаркетах вроде Walmart, которые являются участниками этой госпрограммы. Средняя стоимость талонов на одного человека на месяц составляет около 200 долларов. От количества членов семьи зависит, как много талонов они получат.

Больше всего получателей продуктовых талонов в США проживает в самых бедных штатах - там “фудстемпы” выдаются 10-20% населения, а в штатах побогаче ими пользуются 5-10% граждан.

В Канаде уже 30 лет действует “продуктовая почта” – отправка продовольствия бедным семьям в условиях кризиса. Она осуществляется за счёт отдельных муниципалитетов и не является государственной.

В европейских странах нет прямого аналога американских “фудстемпов” - там существует обычная социальная система поддержки населения с выдачей нормальных деньги, а не продуктовых талонов. Тем не менее во Франции, Бельгии и Швейцарии периодически вводятся специальные ваучеры для малоимущих, которые обеспечивают им скидки в супермаркетах или ресторанах фастфуда.
Социологи из ВШЭ отмечают улучшение отношения россиян к предпринимателям за счет признания их положительной роли в развитии экономики.

С тем, что предприниматели создают рабочие места так или иначе признают 88% респондентов. Рост незначительный - четыре года назад было 85%. Зато существенно увеличилась доля тех, кто полностью разделяет это мнение - с 32% в 2016 до 49% в 2020.

С 25 до 35% выросло число согласных с тем, что предприниматели создают новые продукты и услуги, отчего выигрывает все общество.

Кроме того, появилось более спокойное отношение к неудачам в бизнесе, а также уменьшилось количество тех, кто не верит, что предпринимательству можно научиться. Сейчас таких 49% против 60% в 2016.

В то же время растет доля граждан, считающих, что предприниматель пользуется трудом других (с 22 до 30%) и думает только о своей выгоде (с 24 до 34%). Плохого в этом ничего нет - бизнесом действительно движет желание прибыли и он использует наемный труд. Плохо, если это считается чем-то предосудительным.
Варианты "накормить" малоимущих россиян множатся. Если вчера говорили о продуктовых карточках, то сегодня - о возврате НДС за продукты питания.

Речь о пенсионерах и тех, чей доход меньше прожиточного минимума. Ставки НДС в отношении продовольственных товаров - 10 и 20% - поэтому и предлагают компенсации в этом размере.

Важно понимать, что несмотря на обсуждения в СМИ, но в правительстве работы по продкарточкам и возврате НДС сейчас не ведется. И понятно почему - в условиях текущего уровня доходов населения радикально это проблему не решит.

Лучшая мера социальной поддержки населения - раздача не рыбы, а удочек. Самое верное решение проблемы бедности - повышение доходов граждан. Всё остальное - полумеры, порой даже вредные.
Темой целесообразности маркировки воды и молока занялся Научно-исследовательский финансовый институт Минфина (НИФИ).

Ранее он выступал против, ссылаясь на главный для финансистов фактор - маркировка дорого обойдется экономике. Но затем эксперты НИФИ изучили вопрос, опираясь на два критерия: насколько вырастут цены и как изменится баланс доходов и затрат всех участников оборота после вытеснения с рынка нелегальной продукции.

Баланс расходов и доходов по всем товарным группам выходит положительным: и государство, и бизнес и домохозяйства по итогам шести лет оказываются в плюсе: 12,7 млрд рублей для минеральной воды, 22 млрд для молока и сливок, 65 млрд для сливочного масла, 42 млрд для сыров и творога, 1,7 млрд для мороженого.

Что касается цен, то по молочке вклад в их рост за шесть лет максимально может составить от 0,81% (молоко, сухие сливки) до 2,12% (мороженое). Цены на воду за этот период могу вырасти на 2,76%. То есть даже ниже ежегодной инфляции.

В итоге НИФИ пришлось полностью изменить свою позицию, признав маркировку целесообразной. Рост цен на молочную продукцию и бутилированную воду не ожидается, напротив, получится их сдерживать - за счет сокращения объема нелегальных продаж и роста оборотов у официальных производителей.

Это легко продемонстрировать на примере воды, где особенно тяжелая ситуация с контрафактом. Ожидаемое годовое потребление - 5,6 млрд бутылок. Из них 1,69 млрд обеспечит именно маркировка, потому что сейчас этот объём в тени.
Производство сельхозтехники продолжает расти. Если к октябрю оно прибавило 21%, то к декабрю уже 30%. Поставки на российский рынок увеличились на 46%, до 121,3 млрд рублей. Экспорт - на 13,6%, до 13,8 млрд (прошлогодний рекорд - 12,1 млрд).

Рост по странам:

• Таджикистан - в 4,7 раза
• Киргизия - на 61%
• Казахстан - на 25%

• Австрия - в 3,8 раза
• Чехия - в 2,7 раза
• Нидерланды - на 84%
• Франция - на 77%
• Германия - на 56%

Цифры внушительные, но не стоит забывать про эффект низкой базы. За последнюю четверть века парк сельхозтехники сократился в 6 раз (а у того, что в строю, высокая доля старых, изношенных машин).

Ключевой фактор, от которого зависит производство - господдержка. Но если в этом году ее объем должен составить 14 млрд рублей, то в следующем - 10 млрд.

Итоги года хорошие, а вот с перспективами хуже. Резко дорожает металл (25-35% в стоимости техники), что может повлиять на ее конечную цену. А на пшеницу вводится экспортная пошлина, что уменьшает доходы аграриев.
Разница в качестве европейских товаров, продающихся на внутреннем рынке и за его пределами - тема не новая. Сами производители, как правило, всё отрицают, хотя факты известны и под одним брендом в России и страны Западной Европы могут поставляться товары с разными свойствами.

Как правило, это касается алкоголя, бытовой химии, продуктов питания. Например, в прошлом году ФАС уличила Henkel (стиральный порошок Persil) и Lindt & Sprüngli (шоколад и конфеты Lindt) в двойных стандартах производителей.

Штраф за недобросовестную конкуренцию не превышает 500 тыс. рублей, поэтому правительство намерено ужесточить ответственность за ввоз товаров с худшими характеристиками, чем в других странах. Кроме того, должен быть создан механизм оценки и сравнения качества продукции на внутреннем рынке и за его пределами.

Производители оправдываются тем, что меняют составы и рецептуру, чтобы учитывать национальные особенности страны или предпочтения ее жителей. Такое действительно может иметь место. Например, если в Европе для мытья посуды используют стоячую воду, а в России проточную, то у чистящего средства будет разный состав (при одинаковом эффекте).

Привлекать производителей к ответственности надо только в тех случаях, когда речь идет именно о разнице в качестве одного и того же товара. Когда упаковка формирует у покупателя в России ощущение, что он приобретает то же самое, что продается в европейских магазинах, а на деле всё далеко не так.
Аналитики "Сбериндекс" подвели итоги уходящего года:

• Потребительские расходы сократились на 5,8%. К этому привело не только снижение заработков, но и изменение поведения покупателей: люди стали меньше перемещаться и посещать общественные места.

• Сильнее всего на спрос повлияла первая волна пандемии, когда карантинные ограничения были наиболее жесткими. В первую неделю апреля зафиксировано максимальное падение спроса - почти на 24%.

• Непродовольственная розница сохранила уровень прошлого года - оставшись без многих привычных статей расходов, россияне стали больше тратиться на электронику, бытовую технику и ремонт.

• Хуже всего дела у сектора услуг - спад потребительских расходов составил 23,5%. В туристической отрасли - 50%, в общепите - 36,6%, у салонов красоты - 35,5%.

• ФОТ вырос на 4,5%, до 43,2 трлн рублей. Но с учетом инфляции реальные трудовые доходы остаются на прошлогоднем уровне. Больше всего зарплаты сократились в сфере услуг, менее всего пострадал госсектор.

• Серая зона экономики увеличилась на 6%. За первые три квартала объем наличных в обращении вырос на 2,2 трлн рублей. Объяснить такую динамику ростом доли наличных в расходах нельзя - напротив, растут безналичные транзакции. Значит, часть оборота ушла в серую зону и не отражается в официальной отчетности.

• Около 10% всех потребительских трат происходит онлайн.
Перед Новым годом на потребительском рынке складывается парадоксальная ситуация, судя по исследованию Deloitte: россияне беднеют, но праздновать планируют с таким же размахом, как и в 2019 году, и даже лучше.

77% отмечают рецессию в экономике (на 20% больше, чем в прошлом году) и 39% (на 14% больше) готовятся к снижению своей покупательской способности в 2021-м. При этом средний новогодний бюджет вырастет на 28% с 19 500 рублей до 25 000 рублей. Мужчины, кстати, лучше придерживаются планируемого уровня трат: среди них этот показатель достигает 49%, у женщин - 39%. Больше всего будут тратить на новогодний стал, далее следуют подарки и развлечения.

Интересная информация есть и для ритейлеров. В РФ уже почти 40% подарков приобретается в интернет-магазинах (в США-более 50% с 2015 года). Четверть респондентов выбирают товар в интернете, чтобы потом купить его в обычном магазине. Также в этом году резко вырос интерес с предпраздничному шопингу в торговых центрах, гипермаркеты и специализированные сети просели.
Ритейлеры просят временно разрешить дистанционные продажи алкоголя. Это поможет избежать слишком частых посещений магазинов в период предпраздничных закупок.

Покупки в интернете - то средство, которое сегодня помогает лишний раз не выходить из дома. Именно из-за невозможности сформировать полную корзину в онлайне (включая алкоголь) многим приходится выходить в офлайн.

Запрет был введен еще в 2007 году. Его много раз пытались снять, в т.ч. ходили такие разговоры весной, но до сих пор решения не принято. Против легализации традиционно выступает Минздрав, отрицательный отзыв на законопроект давало МВД. В итоге Минфин от этой затеи пока отказался.

Аргументы против неубедительны. При этом в результате мы имеем серый рынок онлайн-продаж. В 2020 году его обороты оцениваются в 2,5 млрд рублей. Количество сайтов, дистанционно торгующих алкоголем, выросло более чем на треть: всего 5,3 тыс., из них 2,3 тыс. заблокированы, 3 тыс. устранили нарушения.

Онлайн-продавцы отрицают возможность таких продаж через свои сайты и сервисы. Но на практике это регулярно случается. Хотя крупнейшие ритейлеры доставкой алкоголя не занимаются, например, у X5 Retail Group, Auchan, "Красное и белое" есть лишь возможность бронировать товар в точке продаж.

Нынешний запрет пользы никому не приносит. Кому надо, тот купит в любом случае, и покупает. Зато потери очевидны: государство остается с неконтролируемым сегментом рынка, бизнес не может использовать очевидные возможности, для покупателей повышается риск приобретения небезопасного продукта.
Honda объявила о прекращении продаж легковых автомобилей в России в 2022 году. Сохранятся поставки только мотоциклетной и силовой техники, а также постпродажный автосервис.

Решение "продиктовано стратегией развития автомобильного бизнеса Honda Motor, направленной на реструктуризацию операций в условиях продолжающихся изменений в мировой автомобильной промышленности".

Возможно это связано со ставкой на электромобили. В следующем году Honda закроет заводы в Великобритании и Турции, направив освободившиеся ресурсы на новый перспективный сегмент рынка (в России для него слишком неразвита инфраструктура).

Сегодня российские покупатели могут купить только кроссоверы CR-V и Pilot. Цены - от 2,3 и 3,6 млн рублей. В ноябре было продано 79 автомобилей, год назад - 157. Всего за прошлый год Honda реализовала 1836 автомобилей (-64%).

В прошлом году российский рынок покинул Ford - были прекращены поставки машин и закрыта их сборка.
В свое время полимеры стали мемом, символизирующим крах советской промышленности. В прошлом году в этом сегменте удалось добиться значительных успехов. Ожидается рост производства почти на 50% - с 3,17 до 4,68 млн тонн.

Это связано с выходом на полную мощность (2 млн тонн) "ЗапСибНефтехима", предприятия, запущенного "Сибуром" в Тобольске в октябре 2019 года. Стоимость проекта - $9 млрд.

Сейчас это крупнейший завод в стране по производству полиэтилена (1,5 млн тонн). Благодаря ему экспорт двух основных видов данного продукта впервые превысит импорт.

Если в 2019 году внешние поставки полимеров составили 624 тыс. тонны, то по итогам 2020-го ожидается 1,5 млн тонн. Однако из-за падения цен летом выручка крупнейших производителей незначительно, но снизится - на 1%, до 302 млрд рублей.

На глобальном рынке полиэтилена доля России вырастет до 3,5% (в 2018 году было 2%). Для сравнения:

США - 21,6%
Китай - 21,3%
Саудовская Аравия - 9,9%
Иран - 5,3%
Германия - 4,1%

Из полимеров делают упаковку, пакеты, пластиковые стаканчики, кабели, трубы. Например, полимерные трубы позволяют экономить до 50% на обслуживании канализации. В России их доля - 35%, в Европе - 85%.

Три четверти российского полиэтилена и полипропилена выпускает "Сибур" и татарская группа ТАИФ. Остальные заводы относятся к нефтегазовым корпорациям: Роснефть, Газпром, Газпромнефть, Лукойл.
Потребительский спрос пошел вверх в сегменте легковых автомобилей, уже три месяца подряд продажи растут. Фактически машины раскупаются сейчас быстрее, чем производятся.

На рынке даже заговорили о возможном дефиците весной, но это вряд ли. Заводы в состоянии оперативно нарастить выпуск и с радостью компенсируют свои потери в прошлом году.

Именно они - главные выгодоприобретатели от этой ситуации, и работают сейчас без остановки. Если еще в октябре на "Автовазе" объявляли о сокращенной рабочей недели (4 дня) с 1 января 2021 года, то уже в декабре от этих планов отказались.

Средний срок владения новым автомобилем в России (до первой перепродажи) - чуть менее 5 лет. По итогам 2020 года Россия обошла Италию и вышла на четвертое место в Европе по продажам. Впереди Германия, Франция и Великобритания. По состоянию на ноябрь продажи в Европе упали на 25,5%.
ФАС предложила свой способ борьбы с "двойными стандартами" производителей, когда товары иностранных брендов, выпускаемые заграницей и в России, отличаются по качеству.

Чтобы не создавать у покупателей необоснованных ожиданий, продукцию, произведенную в России, предлагается маркировать соответствующими пометками на упаковке. А реализацию товаров, чьи состав и свойства отличаются от продающихся под тем же брендом где-нибудь в Европе, при отсутствии таких пометок антимонопольщики хотят квалифицировать как недобросовестную конкуренцию.

В обоснование своей позиции ФАС ссылается на европейские исследования потребительского поведения - на первое место при выборе товара люди ставят их качество. А его гарантией выступает известность бренда - репутация производителя обеспечивает доверие покупателей к составу товара. То есть гражданин России, покупая такой товар, рассчитывает получить определенное качество.

Логика чиновников понятная, но есть проблемы с реализацией. Например, неясно, какую конкретно европейскую страну брать для сравнения товара, произведенного в России. В Европе рецептура также различается у значительного числа пищевых продуктов (в 2019 году Еврокомиссия подтвердила этот факт, но не признала его доказательством ухудшения качества).

Также не очень понятно, как эта инициатива сочетается с локализацией производства на своей территории, о чем нередко говорят те же чиновники. Ведь чем глубже локализация - тем больше у производителя локальных поставщиков тех же компонентов.

Кроме того, возможны правовые проблемы. В России, например, нет легального определения понятия качества. Означает ли изменение рецептуры (учитывающее национальные особенности страны и предпочтения ее жителей) ухудшение качества? Вряд ли у ФАС есть ответ на этот вопрос.
В последний день 2020 года правительство выпустило постановление, ограничивающее ставку при льготном кредитовании малого и среднего бизнеса. Теперь ее максимальный размер не сможет превышать ключевую ставку ЦБ более, чем на 2,75%.

Таким образом, если раньше ставка по льготным займам составляла 8,5%, то по новым правилам она уменьшится до 7% (4,25% + 2,75%).

Для получения займа необходима регистрация в едином реестре МСП. Сайт правительства сообщает, что кредиты выдаются компаниям, работающим в "приоритетных" сферах: с/х, торговля, внутренний туризм, общепит, наука и техника, здравоохранение и образование, обрабатывающая промышленность, бытовые услуги.

Программа действует до 2024 года. Помимо субъектов МСБ данный порядок распространяется также на самозанятых.

Денежные средства, полученные в рамках таких займов, можно будет потратить на инвестиционные цели, рефинансирование и пополнение оборотных средств.
Новогодние праздники не привели к заметному росту покупательской активности.

Shopping Index показывает число посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей. С 1 по 10 января в Москве он оказался на 24,6% ниже, чем годом ранее. В Санкт-Петербурге спад на 26,9%. Приблизительно такие же значения были в ноябре и декабре. По словам участников рынка, трафик в ТЦ по-прежнему не дотягивает 10-15% до уровня 2019 года.

Аналогичные данные и у операторов эквайринга. В МКБ фиксируют снижение выручки на праздники по сравнению с прошлым годом:

• предприятия быстрого питания - 10%
• обувные магазины - 16%
• сети товаров для дома - 21%
• магазины женской одежды - 27%
• рестораны - 49%

Пандемия и вызванные ею опасения все еще определяют потребительское поведение. Люди предпочитают оставаться дома и меньше тратить. К тому же на праздники многие жители Москвы и Санкт-Петербурга покинули свои города, чтобы избежать ковидных ограничений.
Ежегодный ввод новых торговых площадей, тыс. кв. м.

В 2020 году Москва впервые обошла регионы по объему - 232 тыс. квадратов, введенных в эксплуатацию, против 191 тыс. (55% на 45%).

Резкое изменение баланса вызвала пандемия - чаще всего сроки открытия новых объектов переносились именно в регионах. Здесь до плана не дотянули 40%, в Москве - 18%. Прогноз на этот год - ситуация придет в норму.
В 2020 году доля нелегальной мебели на российском рынке достигла почти 20% (40 млрд рублей), а в отдельных сегментах 40%.

Цифры приводят в ассоциации мебельщиков, которые уже сталкиваются с нехваткой сырья. По их данным, через дилеров оно уходит в "серую зону", где работают без юридического лица или образования ИП и не платят налоги.

Например, в воронежском "Ангстреме" утверждают, что нелегальные производители там потребляют столько же сырья, сколько и официальные. В компании "Аскона" говорят, что около 30% производителей мебели - небольшие фабрики, работающие без налогов и соблюдения стандартов.

Доходность такого "бизнеса" может достигать 30-40%, тогда как легальные компании могут зарабатывать всего 1-3%. А потребителей привлекают низкие цены, что особенно актуально в период снижения доходов.

Естественно, мебельщиков такая конкуренция не устраивает, и они намерены усилить контроль в отрасли. Бизнес предложил Минпромторгу создать рабочую группу для координации массовых проверок с целью выявления нелегальных производств.

В дальнейшем рассматривается возможность задействовать систему маркировки. Скорее всего, именно этот механизм борьбы с контрафактом окажется наиболее эффективным. Бороться проверками с малыми нелегальными производствами бессмысленно.
В прошедшем году в рамках нацпроекта по развитию малого и среднего бизнеса заключено свыше 17 тыс. кредитных соглашений по льготной ставке на общую сумму более 1 трлн рублей (выдано 900 млрд). План на 2021 год - 700 млрд.

В новом году правительство снижает ставку с 8,5 до 7%. Облегчение долговой нагрузки - одно из самых эффективных средств поддержки бизнеса. В то же время одного этого решения будет мало.

Получение льготного кредита обставлено многими условиями. Например, необходимо выполнить показатели по годовой выручке, что непросто в период, когда спрос падает. В результате банки массово отказывают в одобрении таких займов.

Их тоже понять можно - никому не хочется формировать свой кредитный портфель из плохих долгов. Но именно поэтому и должно подключиться государство, чтобы предложенная им льготная ставка не осталась бесполезной мерой, не оказавшей рынку поддержку.

Для малого и среднего бизнеса важна не только стоимость, но простота и оперативность кредита. Без упрощения части требований к заемщикам, вряд ли получится запустить программу в полную силу.