ФАС предложила свой способ борьбы с "двойными стандартами" производителей, когда товары иностранных брендов, выпускаемые заграницей и в России, отличаются по качеству.
Чтобы не создавать у покупателей необоснованных ожиданий, продукцию, произведенную в России, предлагается маркировать соответствующими пометками на упаковке. А реализацию товаров, чьи состав и свойства отличаются от продающихся под тем же брендом где-нибудь в Европе, при отсутствии таких пометок антимонопольщики хотят квалифицировать как недобросовестную конкуренцию.
В обоснование своей позиции ФАС ссылается на европейские исследования потребительского поведения - на первое место при выборе товара люди ставят их качество. А его гарантией выступает известность бренда - репутация производителя обеспечивает доверие покупателей к составу товара. То есть гражданин России, покупая такой товар, рассчитывает получить определенное качество.
Логика чиновников понятная, но есть проблемы с реализацией. Например, неясно, какую конкретно европейскую страну брать для сравнения товара, произведенного в России. В Европе рецептура также различается у значительного числа пищевых продуктов (в 2019 году Еврокомиссия подтвердила этот факт, но не признала его доказательством ухудшения качества).
Также не очень понятно, как эта инициатива сочетается с локализацией производства на своей территории, о чем нередко говорят те же чиновники. Ведь чем глубже локализация - тем больше у производителя локальных поставщиков тех же компонентов.
Кроме того, возможны правовые проблемы. В России, например, нет легального определения понятия качества. Означает ли изменение рецептуры (учитывающее национальные особенности страны и предпочтения ее жителей) ухудшение качества? Вряд ли у ФАС есть ответ на этот вопрос.
Чтобы не создавать у покупателей необоснованных ожиданий, продукцию, произведенную в России, предлагается маркировать соответствующими пометками на упаковке. А реализацию товаров, чьи состав и свойства отличаются от продающихся под тем же брендом где-нибудь в Европе, при отсутствии таких пометок антимонопольщики хотят квалифицировать как недобросовестную конкуренцию.
В обоснование своей позиции ФАС ссылается на европейские исследования потребительского поведения - на первое место при выборе товара люди ставят их качество. А его гарантией выступает известность бренда - репутация производителя обеспечивает доверие покупателей к составу товара. То есть гражданин России, покупая такой товар, рассчитывает получить определенное качество.
Логика чиновников понятная, но есть проблемы с реализацией. Например, неясно, какую конкретно европейскую страну брать для сравнения товара, произведенного в России. В Европе рецептура также различается у значительного числа пищевых продуктов (в 2019 году Еврокомиссия подтвердила этот факт, но не признала его доказательством ухудшения качества).
Также не очень понятно, как эта инициатива сочетается с локализацией производства на своей территории, о чем нередко говорят те же чиновники. Ведь чем глубже локализация - тем больше у производителя локальных поставщиков тех же компонентов.
Кроме того, возможны правовые проблемы. В России, например, нет легального определения понятия качества. Означает ли изменение рецептуры (учитывающее национальные особенности страны и предпочтения ее жителей) ухудшение качества? Вряд ли у ФАС есть ответ на этот вопрос.
В последний день 2020 года правительство выпустило постановление, ограничивающее ставку при льготном кредитовании малого и среднего бизнеса. Теперь ее максимальный размер не сможет превышать ключевую ставку ЦБ более, чем на 2,75%.
Таким образом, если раньше ставка по льготным займам составляла 8,5%, то по новым правилам она уменьшится до 7% (4,25% + 2,75%).
Для получения займа необходима регистрация в едином реестре МСП. Сайт правительства сообщает, что кредиты выдаются компаниям, работающим в "приоритетных" сферах: с/х, торговля, внутренний туризм, общепит, наука и техника, здравоохранение и образование, обрабатывающая промышленность, бытовые услуги.
Программа действует до 2024 года. Помимо субъектов МСБ данный порядок распространяется также на самозанятых.
Денежные средства, полученные в рамках таких займов, можно будет потратить на инвестиционные цели, рефинансирование и пополнение оборотных средств.
Таким образом, если раньше ставка по льготным займам составляла 8,5%, то по новым правилам она уменьшится до 7% (4,25% + 2,75%).
Для получения займа необходима регистрация в едином реестре МСП. Сайт правительства сообщает, что кредиты выдаются компаниям, работающим в "приоритетных" сферах: с/х, торговля, внутренний туризм, общепит, наука и техника, здравоохранение и образование, обрабатывающая промышленность, бытовые услуги.
Программа действует до 2024 года. Помимо субъектов МСБ данный порядок распространяется также на самозанятых.
Денежные средства, полученные в рамках таких займов, можно будет потратить на инвестиционные цели, рефинансирование и пополнение оборотных средств.
Новогодние праздники не привели к заметному росту покупательской активности.
Shopping Index показывает число посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей. С 1 по 10 января в Москве он оказался на 24,6% ниже, чем годом ранее. В Санкт-Петербурге спад на 26,9%. Приблизительно такие же значения были в ноябре и декабре. По словам участников рынка, трафик в ТЦ по-прежнему не дотягивает 10-15% до уровня 2019 года.
Аналогичные данные и у операторов эквайринга. В МКБ фиксируют снижение выручки на праздники по сравнению с прошлым годом:
• предприятия быстрого питания - 10%
• обувные магазины - 16%
• сети товаров для дома - 21%
• магазины женской одежды - 27%
• рестораны - 49%
Пандемия и вызванные ею опасения все еще определяют потребительское поведение. Люди предпочитают оставаться дома и меньше тратить. К тому же на праздники многие жители Москвы и Санкт-Петербурга покинули свои города, чтобы избежать ковидных ограничений.
Shopping Index показывает число посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей. С 1 по 10 января в Москве он оказался на 24,6% ниже, чем годом ранее. В Санкт-Петербурге спад на 26,9%. Приблизительно такие же значения были в ноябре и декабре. По словам участников рынка, трафик в ТЦ по-прежнему не дотягивает 10-15% до уровня 2019 года.
Аналогичные данные и у операторов эквайринга. В МКБ фиксируют снижение выручки на праздники по сравнению с прошлым годом:
• предприятия быстрого питания - 10%
• обувные магазины - 16%
• сети товаров для дома - 21%
• магазины женской одежды - 27%
• рестораны - 49%
Пандемия и вызванные ею опасения все еще определяют потребительское поведение. Люди предпочитают оставаться дома и меньше тратить. К тому же на праздники многие жители Москвы и Санкт-Петербурга покинули свои города, чтобы избежать ковидных ограничений.
Ежегодный ввод новых торговых площадей, тыс. кв. м.
В 2020 году Москва впервые обошла регионы по объему - 232 тыс. квадратов, введенных в эксплуатацию, против 191 тыс. (55% на 45%).
Резкое изменение баланса вызвала пандемия - чаще всего сроки открытия новых объектов переносились именно в регионах. Здесь до плана не дотянули 40%, в Москве - 18%. Прогноз на этот год - ситуация придет в норму.
В 2020 году Москва впервые обошла регионы по объему - 232 тыс. квадратов, введенных в эксплуатацию, против 191 тыс. (55% на 45%).
Резкое изменение баланса вызвала пандемия - чаще всего сроки открытия новых объектов переносились именно в регионах. Здесь до плана не дотянули 40%, в Москве - 18%. Прогноз на этот год - ситуация придет в норму.
В 2020 году доля нелегальной мебели на российском рынке достигла почти 20% (40 млрд рублей), а в отдельных сегментах 40%.
Цифры приводят в ассоциации мебельщиков, которые уже сталкиваются с нехваткой сырья. По их данным, через дилеров оно уходит в "серую зону", где работают без юридического лица или образования ИП и не платят налоги.
Например, в воронежском "Ангстреме" утверждают, что нелегальные производители там потребляют столько же сырья, сколько и официальные. В компании "Аскона" говорят, что около 30% производителей мебели - небольшие фабрики, работающие без налогов и соблюдения стандартов.
Доходность такого "бизнеса" может достигать 30-40%, тогда как легальные компании могут зарабатывать всего 1-3%. А потребителей привлекают низкие цены, что особенно актуально в период снижения доходов.
Естественно, мебельщиков такая конкуренция не устраивает, и они намерены усилить контроль в отрасли. Бизнес предложил Минпромторгу создать рабочую группу для координации массовых проверок с целью выявления нелегальных производств.
В дальнейшем рассматривается возможность задействовать систему маркировки. Скорее всего, именно этот механизм борьбы с контрафактом окажется наиболее эффективным. Бороться проверками с малыми нелегальными производствами бессмысленно.
Цифры приводят в ассоциации мебельщиков, которые уже сталкиваются с нехваткой сырья. По их данным, через дилеров оно уходит в "серую зону", где работают без юридического лица или образования ИП и не платят налоги.
Например, в воронежском "Ангстреме" утверждают, что нелегальные производители там потребляют столько же сырья, сколько и официальные. В компании "Аскона" говорят, что около 30% производителей мебели - небольшие фабрики, работающие без налогов и соблюдения стандартов.
Доходность такого "бизнеса" может достигать 30-40%, тогда как легальные компании могут зарабатывать всего 1-3%. А потребителей привлекают низкие цены, что особенно актуально в период снижения доходов.
Естественно, мебельщиков такая конкуренция не устраивает, и они намерены усилить контроль в отрасли. Бизнес предложил Минпромторгу создать рабочую группу для координации массовых проверок с целью выявления нелегальных производств.
В дальнейшем рассматривается возможность задействовать систему маркировки. Скорее всего, именно этот механизм борьбы с контрафактом окажется наиболее эффективным. Бороться проверками с малыми нелегальными производствами бессмысленно.
В прошедшем году в рамках нацпроекта по развитию малого и среднего бизнеса заключено свыше 17 тыс. кредитных соглашений по льготной ставке на общую сумму более 1 трлн рублей (выдано 900 млрд). План на 2021 год - 700 млрд.
В новом году правительство снижает ставку с 8,5 до 7%. Облегчение долговой нагрузки - одно из самых эффективных средств поддержки бизнеса. В то же время одного этого решения будет мало.
Получение льготного кредита обставлено многими условиями. Например, необходимо выполнить показатели по годовой выручке, что непросто в период, когда спрос падает. В результате банки массово отказывают в одобрении таких займов.
Их тоже понять можно - никому не хочется формировать свой кредитный портфель из плохих долгов. Но именно поэтому и должно подключиться государство, чтобы предложенная им льготная ставка не осталась бесполезной мерой, не оказавшей рынку поддержку.
Для малого и среднего бизнеса важна не только стоимость, но простота и оперативность кредита. Без упрощения части требований к заемщикам, вряд ли получится запустить программу в полную силу.
В новом году правительство снижает ставку с 8,5 до 7%. Облегчение долговой нагрузки - одно из самых эффективных средств поддержки бизнеса. В то же время одного этого решения будет мало.
Получение льготного кредита обставлено многими условиями. Например, необходимо выполнить показатели по годовой выручке, что непросто в период, когда спрос падает. В результате банки массово отказывают в одобрении таких займов.
Их тоже понять можно - никому не хочется формировать свой кредитный портфель из плохих долгов. Но именно поэтому и должно подключиться государство, чтобы предложенная им льготная ставка не осталась бесполезной мерой, не оказавшей рынку поддержку.
Для малого и среднего бизнеса важна не только стоимость, но простота и оперативность кредита. Без упрощения части требований к заемщикам, вряд ли получится запустить программу в полную силу.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, за 2020 год в России продано 1 598 825 новых легковых автомобилей. Это на 9,1% меньше, чем в 2019 году.
Зато по объемам продаж в Европе удалось подняться с пятого на четвертое место - в ЕС спад оказался куда сильнее. Например, в Германии авторынок упал на 19,1% (2,917 млн), во Франции - на 25,5% (1,65 млн), в Испании за 11 месяцев - на 35,3% (745,4 тыс.).
На российском рынке продажи показывали минус только во втором квартале, в самый разгар пандемии. Затем сработал фактор отложенного спроса и стимулирующие спрос госпрограммы.
Самые популярные модели:
• Lada Granta - 126 112 машин
• Lada Vesta - 107 281
• Kia Rio - 88 064
• Hyundai Creta - 73 537
• Volkswagen Polo - 58 455
Зато по объемам продаж в Европе удалось подняться с пятого на четвертое место - в ЕС спад оказался куда сильнее. Например, в Германии авторынок упал на 19,1% (2,917 млн), во Франции - на 25,5% (1,65 млн), в Испании за 11 месяцев - на 35,3% (745,4 тыс.).
На российском рынке продажи показывали минус только во втором квартале, в самый разгар пандемии. Затем сработал фактор отложенного спроса и стимулирующие спрос госпрограммы.
Самые популярные модели:
• Lada Granta - 126 112 машин
• Lada Vesta - 107 281
• Kia Rio - 88 064
• Hyundai Creta - 73 537
• Volkswagen Polo - 58 455
Введенный правительством в пандемию мораторий на корпоративные банкротства сократил их число почти на 20%. Для сравнения: в кризис 2014 года их было почти на 4,6 тыс. больше, чем в 2020-м.
7 января мораторий закончился, и пока число заявлений о несостоятельности не превышает прошлогодний уровень. Однако ожидается их рост - за счет ранее отложенных ликвидаций по инициативе кредиторов.
Кроме того, все еще действуют ограничения для ряда отраслей (гостиницы, туризм, международные перевозки) и многие компании до сих пор нестабильны. По оценкам, на конец прошлого года риску банкротства были подвержены около 28% российских компаний.
7 января мораторий закончился, и пока число заявлений о несостоятельности не превышает прошлогодний уровень. Однако ожидается их рост - за счет ранее отложенных ликвидаций по инициативе кредиторов.
Кроме того, все еще действуют ограничения для ряда отраслей (гостиницы, туризм, международные перевозки) и многие компании до сих пор нестабильны. По оценкам, на конец прошлого года риску банкротства были подвержены около 28% российских компаний.
Декабрь 2020 года завершился ростом промышленного производства, сообщает ИНП РАН. По сравнению с ноябрем, темпы роста декабря оцениваются в 112,1%, но если исключить сезонность, то будет только 100,2%. До декабря 2019 года показатели все еще не дотягивают - 98,2%, отношение год к году составляет 97,1%.
Исследователи использовали показатели нескольких отраслей. Самая плачевная ситуация наблюдается в добыче нефти, которая не дотягивает до показателей 2019 года на 11% и в производстве дизельного топлива, которое отстает на 2,3%. Однако, есть рост на ж/д транспорте на 0,3% и в электропотреблении сразу на 2,3%.
Понятно, что нефтегаз в большей степени пострадал от нынешнего кризиса. Но рост электропотребления тоже нельзя на 100% связать с восстановлением экономики, скорее с сезонным фактором зимы. Хотя рост все-таки наблюдается, пусть и небольшой. Ключевые причины: естественное восстановление экономики, стабилизация и увеличение потребительского спроса в праздники, рост инвестиционной активности.
Исследователи использовали показатели нескольких отраслей. Самая плачевная ситуация наблюдается в добыче нефти, которая не дотягивает до показателей 2019 года на 11% и в производстве дизельного топлива, которое отстает на 2,3%. Однако, есть рост на ж/д транспорте на 0,3% и в электропотреблении сразу на 2,3%.
Понятно, что нефтегаз в большей степени пострадал от нынешнего кризиса. Но рост электропотребления тоже нельзя на 100% связать с восстановлением экономики, скорее с сезонным фактором зимы. Хотя рост все-таки наблюдается, пусть и небольшой. Ключевые причины: естественное восстановление экономики, стабилизация и увеличение потребительского спроса в праздники, рост инвестиционной активности.
Вчера стартовала массовая вакцинация россиян. На брифингах с участием членов правительства зафиксировали текущее положение дел:
• Уже произведено почти 6,5 млн доз двух компонентов "Спутник V".
• Планы производства на I квартал - 33 млн доз (январь - 7 млн, февраль - 11 млн, март - 15 млн).
• Планы поставок в регионы за тот же период - 16,8 млн доз (январь - 2,1 млн, февраль - 5,7 млн, март - 9 млн).
• Производство будет вестись на 7 площадках, включая центры Гамалеи и "Вектор", а также компании "Генериум", "Биокад", "Биннофарм", "Р-Фарм".
• Необходимое оборудование для производства вакцин поставлено и смонтировано.
Что касается вакцины "КовиВак" от центра Чумакова, то, по словам Татьяны Голиковой, завтра в Минздрав подадут документы на регистрацию. Планируется успеть к 16 февраля. Массовое производство - вторая половина марта. Годовая мощность на первом этапе - 7,5 млн доз.
Таким образом, до марта вакцинация будет осуществляться преимущественно "Спутником", с марта добавится "ЭпиВакКорона", а с апреля - "КовиВак". Требуемый уровень вакцинации - 60% населения (68,6 млн человек).
• Уже произведено почти 6,5 млн доз двух компонентов "Спутник V".
• Планы производства на I квартал - 33 млн доз (январь - 7 млн, февраль - 11 млн, март - 15 млн).
• Планы поставок в регионы за тот же период - 16,8 млн доз (январь - 2,1 млн, февраль - 5,7 млн, март - 9 млн).
• Производство будет вестись на 7 площадках, включая центры Гамалеи и "Вектор", а также компании "Генериум", "Биокад", "Биннофарм", "Р-Фарм".
• Необходимое оборудование для производства вакцин поставлено и смонтировано.
Что касается вакцины "КовиВак" от центра Чумакова, то, по словам Татьяны Голиковой, завтра в Минздрав подадут документы на регистрацию. Планируется успеть к 16 февраля. Массовое производство - вторая половина марта. Годовая мощность на первом этапе - 7,5 млн доз.
Таким образом, до марта вакцинация будет осуществляться преимущественно "Спутником", с марта добавится "ЭпиВакКорона", а с апреля - "КовиВак". Требуемый уровень вакцинации - 60% населения (68,6 млн человек).
Значение господдержки для авторынка можно продемонстрировать на динамике автокредитования. Его общий объем в декабре составил 69,8 млрд рублей - это на 13% ниже, чем год назад и на 11% ниже, чем в ноябре. Количество выданных кредитов упало еще сильнее - на 24% и 21% соответственно.
Причина - завершение в ноябре госпрограмм "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль" (дают скидки на аванс при покупке машины в кредит), которые весь год поддерживали рынок от значимого проседания.
В ВТБ заявляют, что господдержка по итогам 2020 года обеспечила 44% выданных кредитов на новые автомобили. У Русфинанс-банка во втором полугодии эта доля достигала 50%.
Причина - завершение в ноябре госпрограмм "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль" (дают скидки на аванс при покупке машины в кредит), которые весь год поддерживали рынок от значимого проседания.
В ВТБ заявляют, что господдержка по итогам 2020 года обеспечила 44% выданных кредитов на новые автомобили. У Русфинанс-банка во втором полугодии эта доля достигала 50%.
Прошлой весной Роспотребнадзор разработал методические рекомендации для различных отраслей по профилактике COVID-19. В конце года на их основе подготовили проект федеральных СанПиНов.
В "Опоре России" считают, что в нем есть избыточные и неисполнимые нормы, что приведет к увеличению давления на бизнес и росту его издержек. Особенно критикуют требования к отелям.
Например, ежедневная влажная уборка с дезинфекцией не подходит для полов с ковролином. А одноместное размещение гостей (за исключением совместно прибывших) грозит половине отрасли, т.к. более 50% номерного фонда - это хостелы и гостиницы категории две звезды и ниже, чья бизнес-модель построена на многоместном размещении.
Кроме того, бизнес справедливо опасается, что придание рекомендациям характера СанПиНов (обязательных для исполнения всеми лицами) даст проверяющим органам дополнительные основания для штрафов.
В Роспотребнадзоре отвечают, что новый статус правил позволит избежать дополнительных мер на местах. Последнее имело место в прошедшем году, когда власти регионов часто устанавливали дополнительные (и явно лишние) требования к бизнесу.
Но эпидемиологическая ситуация во всех регионах разная. Для одних субъектов требования СанПиНа будут недостаточными, для других, наоборот, чрезмерными. Здесь нужно больше гибкости, а пока мы видим явную попытку отката назад, в сторону усиления административного давления на бизнес.
В "Опоре России" считают, что в нем есть избыточные и неисполнимые нормы, что приведет к увеличению давления на бизнес и росту его издержек. Особенно критикуют требования к отелям.
Например, ежедневная влажная уборка с дезинфекцией не подходит для полов с ковролином. А одноместное размещение гостей (за исключением совместно прибывших) грозит половине отрасли, т.к. более 50% номерного фонда - это хостелы и гостиницы категории две звезды и ниже, чья бизнес-модель построена на многоместном размещении.
Кроме того, бизнес справедливо опасается, что придание рекомендациям характера СанПиНов (обязательных для исполнения всеми лицами) даст проверяющим органам дополнительные основания для штрафов.
В Роспотребнадзоре отвечают, что новый статус правил позволит избежать дополнительных мер на местах. Последнее имело место в прошедшем году, когда власти регионов часто устанавливали дополнительные (и явно лишние) требования к бизнесу.
Но эпидемиологическая ситуация во всех регионах разная. Для одних субъектов требования СанПиНа будут недостаточными, для других, наоборот, чрезмерными. Здесь нужно больше гибкости, а пока мы видим явную попытку отката назад, в сторону усиления административного давления на бизнес.
Госдума одобрила во втором чтении изменения в Лесной кодекс. Их основная цель - противодействие незаконному обороту древесины (10-35% от легального рынка).
Главным инструментом государства станет федеральная информационная система, которую хотят запустить с 2023 года. Через нее будут осуществляться все операции с лесом: загружаться электронные сопроводительные документы, регистрироваться сделки (в т.ч. розничные), отмечаться все этапы перегрузки и места складирования.
Таким образом, государство намерено контролировать весь путь древесины - от делянки до конечного потребителя. Проблемой может стать отсутствие адекватной информации о состоянии лесных ресурсов. По мнению Счетной палаты, ее нет в отношении 967 из 1145 млн га лесных площадей.
В самой отрасли опасаются, что нововведение может вылиться в дополнительную нагрузку на бизнес, поскольку компаниям придется предоставлять огромный массив требуемых данных. Но пока говорить о конкретных рисках рано - еще нет подзаконных актов, где детально пропишут все требования.
Еще одной мерой, направленной против "черных лесорубов" станет запрет вывоза из страны необработанного леса со следующего года. В правительстве утверждают, что производственных мощностей хватит, чтобы самостоятельно обрабатывать такие объемы.
Сейчас на территории России находится четверть всех лесов мира, но вклад ЛПК в экономику - всего 0,5% ВВП по итогам 2019 г. Во многом это связано с тем, что большая часть внешних поставок - либо кругляк, либо продукция с низкой добавленной стоимостью.
Главным инструментом государства станет федеральная информационная система, которую хотят запустить с 2023 года. Через нее будут осуществляться все операции с лесом: загружаться электронные сопроводительные документы, регистрироваться сделки (в т.ч. розничные), отмечаться все этапы перегрузки и места складирования.
Таким образом, государство намерено контролировать весь путь древесины - от делянки до конечного потребителя. Проблемой может стать отсутствие адекватной информации о состоянии лесных ресурсов. По мнению Счетной палаты, ее нет в отношении 967 из 1145 млн га лесных площадей.
В самой отрасли опасаются, что нововведение может вылиться в дополнительную нагрузку на бизнес, поскольку компаниям придется предоставлять огромный массив требуемых данных. Но пока говорить о конкретных рисках рано - еще нет подзаконных актов, где детально пропишут все требования.
Еще одной мерой, направленной против "черных лесорубов" станет запрет вывоза из страны необработанного леса со следующего года. В правительстве утверждают, что производственных мощностей хватит, чтобы самостоятельно обрабатывать такие объемы.
Сейчас на территории России находится четверть всех лесов мира, но вклад ЛПК в экономику - всего 0,5% ВВП по итогам 2019 г. Во многом это связано с тем, что большая часть внешних поставок - либо кругляк, либо продукция с низкой добавленной стоимостью.
В новом году уже обозначился небольшой рост цен на автомобили, в т.ч. российского производства. В условиях, когда доходы населения снижаются, это означает стагнацию рынка. Чтобы избежать такого сценария, необходимы меры господдержки отрасли.
Уже несколько лет работают специальные программы, стимулирующие спрос на автомобили, выпускаемые в России (льготный кредит, лизинг и др.). Общий объем финансирования составил 204 млрд рублей. Приобретено 2,2 млн новых машин.
План на 2021 год - более 16 млрд рублей. Ожидаемый положительный эффект - продажи 93 тыс. автомобилей. Объем поддержки может быть увеличен, в том числе за счет утилизационного сбора - его планируют повысить на 25%. Базовая ставка на легковые машины вырастет с 20 до 25 тыс. рублей, на грузовики - со 150 до 187,5 тыс. рублей.
К росту цен на автомобили российского производства это не приведет - как раз за счет дополнительных поступлений от утильсбора будет пропорционально увеличена господдержка производителей (более 86% продаваемых авто выпускаются именно в России).
Что касается импорта, то доля утильсбора в стоимости таких автомобилей не превышает 5%. К тому же с сентября 2019 года ввозную пошлину на них снизили с 20 до 15%. С машинами, ввозимыми физлицами для личного пользования, еще проще - ставка не превысит 4,5 тыс. рублей по новым автомобилям и 6,5 тыс. рублей по подержанным (вне зависимости от объема двигателя).
Уже несколько лет работают специальные программы, стимулирующие спрос на автомобили, выпускаемые в России (льготный кредит, лизинг и др.). Общий объем финансирования составил 204 млрд рублей. Приобретено 2,2 млн новых машин.
План на 2021 год - более 16 млрд рублей. Ожидаемый положительный эффект - продажи 93 тыс. автомобилей. Объем поддержки может быть увеличен, в том числе за счет утилизационного сбора - его планируют повысить на 25%. Базовая ставка на легковые машины вырастет с 20 до 25 тыс. рублей, на грузовики - со 150 до 187,5 тыс. рублей.
К росту цен на автомобили российского производства это не приведет - как раз за счет дополнительных поступлений от утильсбора будет пропорционально увеличена господдержка производителей (более 86% продаваемых авто выпускаются именно в России).
Что касается импорта, то доля утильсбора в стоимости таких автомобилей не превышает 5%. К тому же с сентября 2019 года ввозную пошлину на них снизили с 20 до 15%. С машинами, ввозимыми физлицами для личного пользования, еще проще - ставка не превысит 4,5 тыс. рублей по новым автомобилям и 6,5 тыс. рублей по подержанным (вне зависимости от объема двигателя).
В 2020 году объем рынка судостроения составил почти 230 млрд рублей (+67%). На коммерческий флот пришлось 126 млрд, на военный - 103 млрд. Совокупный тоннаж по выполненным заказам вырос на 59%, до 542 тыс. тонн.
В гражданском сегменте количество сданных судов уменьшилось на 18% (62 единицы), в военном - рост на 18% (32 корабля). В последнем случае рост во многом обеспечили старые проекты, сроки окончания которых ранее переносились.
В гражданском флоте по количеству лидируют сухогрузы (17) и баржи (13). Более 40% совокупной стоимости приходится на ледоколы ("Арктика", "Виктор Черномырдин"), еще один крупный проект - головной танкер Aframax "Владимир Мономах" за 12 млрд рублей, построенный на приморской "Звезде".
Среди верфей она на первом месте по совокупному тоннажу сданных судов. По стоимости лидирует Объединенная судостроительная корпорация.
Наиболее перспективные сегменты отрасли в ближайшее десятилетие:
• Нефтяные танкеры и газовозы ("Звезда").
• Рыбопромысловый флот (через год строительство должно выйти на уровень до 10-15 судов ежегодно).
• Ледокольный флот.
Ключевым условием для поддержания текущего уровня судостроения станет сохранение господдержки заказчиков. Это касается и танкеров под добычные арктические проекты, и флота для рыбаков по инвестквотам.
В гражданском сегменте количество сданных судов уменьшилось на 18% (62 единицы), в военном - рост на 18% (32 корабля). В последнем случае рост во многом обеспечили старые проекты, сроки окончания которых ранее переносились.
В гражданском флоте по количеству лидируют сухогрузы (17) и баржи (13). Более 40% совокупной стоимости приходится на ледоколы ("Арктика", "Виктор Черномырдин"), еще один крупный проект - головной танкер Aframax "Владимир Мономах" за 12 млрд рублей, построенный на приморской "Звезде".
Среди верфей она на первом месте по совокупному тоннажу сданных судов. По стоимости лидирует Объединенная судостроительная корпорация.
Наиболее перспективные сегменты отрасли в ближайшее десятилетие:
• Нефтяные танкеры и газовозы ("Звезда").
• Рыбопромысловый флот (через год строительство должно выйти на уровень до 10-15 судов ежегодно).
• Ледокольный флот.
Ключевым условием для поддержания текущего уровня судостроения станет сохранение господдержки заказчиков. Это касается и танкеров под добычные арктические проекты, и флота для рыбаков по инвестквотам.
Из 1,3 млн предпринимателей, плативших на конец 2020 года ЕНВД (отменен с 1 января), альтернативный налоговый режим выбрали уже 96,2%:
• УСН - 57,5%
• Патент - 40%
• Налог для самозанятых - 2,5%
Оставшиеся (примерно 60 тыс.) должны определиться до 1 февраля. Иначе им придется перейти на общую систему налогообложения, что приведет к критическому росту налоговой нагрузки.
Минфин уже много лет выступает против ЕНВД, считая, что предприниматели используют его для сокрытия реальных доходов (налог уплачивается с фиксированного дохода, реальные показатели значения не имеют).
Если раньше не было возможности проконтролировать реальные обороты малых компаний, то сейчас такие инструменты появились (онлайн-кассы). В результате чего стало понятно, что у плательщиков ЕНВД возникают нерыночные конкурентные преимущества (средняя налоговая нагрузка на компанию - 0,8%).
В пандемию бизнес попробовал сохранить этот режим до 2024 года, но правительство не согласилось - слишком невыгодно для бюджета. Если в 2019 году 2,2 млн компаний на УСН заплатили 422 млрд рублей налогов, то около 2 млн пользователей ЕНВД - всего 65 млрд.
В качестве компенсации бизнесу упростили переход на другие системы: патент максимально приблизили к ЕНВД, подняли лимиты по объему доходов или количеству работников при УСН (со 150 до 200 млн рублей и со 100 до 130 работников).
• УСН - 57,5%
• Патент - 40%
• Налог для самозанятых - 2,5%
Оставшиеся (примерно 60 тыс.) должны определиться до 1 февраля. Иначе им придется перейти на общую систему налогообложения, что приведет к критическому росту налоговой нагрузки.
Минфин уже много лет выступает против ЕНВД, считая, что предприниматели используют его для сокрытия реальных доходов (налог уплачивается с фиксированного дохода, реальные показатели значения не имеют).
Если раньше не было возможности проконтролировать реальные обороты малых компаний, то сейчас такие инструменты появились (онлайн-кассы). В результате чего стало понятно, что у плательщиков ЕНВД возникают нерыночные конкурентные преимущества (средняя налоговая нагрузка на компанию - 0,8%).
В пандемию бизнес попробовал сохранить этот режим до 2024 года, но правительство не согласилось - слишком невыгодно для бюджета. Если в 2019 году 2,2 млн компаний на УСН заплатили 422 млрд рублей налогов, то около 2 млн пользователей ЕНВД - всего 65 млрд.
В качестве компенсации бизнесу упростили переход на другие системы: патент максимально приблизили к ЕНВД, подняли лимиты по объему доходов или количеству работников при УСН (со 150 до 200 млн рублей и со 100 до 130 работников).