ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
Аналитики "Сбериндекс" подвели итоги уходящего года:

• Потребительские расходы сократились на 5,8%. К этому привело не только снижение заработков, но и изменение поведения покупателей: люди стали меньше перемещаться и посещать общественные места.

• Сильнее всего на спрос повлияла первая волна пандемии, когда карантинные ограничения были наиболее жесткими. В первую неделю апреля зафиксировано максимальное падение спроса - почти на 24%.

• Непродовольственная розница сохранила уровень прошлого года - оставшись без многих привычных статей расходов, россияне стали больше тратиться на электронику, бытовую технику и ремонт.

• Хуже всего дела у сектора услуг - спад потребительских расходов составил 23,5%. В туристической отрасли - 50%, в общепите - 36,6%, у салонов красоты - 35,5%.

• ФОТ вырос на 4,5%, до 43,2 трлн рублей. Но с учетом инфляции реальные трудовые доходы остаются на прошлогоднем уровне. Больше всего зарплаты сократились в сфере услуг, менее всего пострадал госсектор.

• Серая зона экономики увеличилась на 6%. За первые три квартала объем наличных в обращении вырос на 2,2 трлн рублей. Объяснить такую динамику ростом доли наличных в расходах нельзя - напротив, растут безналичные транзакции. Значит, часть оборота ушла в серую зону и не отражается в официальной отчетности.

• Около 10% всех потребительских трат происходит онлайн.
Перед Новым годом на потребительском рынке складывается парадоксальная ситуация, судя по исследованию Deloitte: россияне беднеют, но праздновать планируют с таким же размахом, как и в 2019 году, и даже лучше.

77% отмечают рецессию в экономике (на 20% больше, чем в прошлом году) и 39% (на 14% больше) готовятся к снижению своей покупательской способности в 2021-м. При этом средний новогодний бюджет вырастет на 28% с 19 500 рублей до 25 000 рублей. Мужчины, кстати, лучше придерживаются планируемого уровня трат: среди них этот показатель достигает 49%, у женщин - 39%. Больше всего будут тратить на новогодний стал, далее следуют подарки и развлечения.

Интересная информация есть и для ритейлеров. В РФ уже почти 40% подарков приобретается в интернет-магазинах (в США-более 50% с 2015 года). Четверть респондентов выбирают товар в интернете, чтобы потом купить его в обычном магазине. Также в этом году резко вырос интерес с предпраздничному шопингу в торговых центрах, гипермаркеты и специализированные сети просели.
Ритейлеры просят временно разрешить дистанционные продажи алкоголя. Это поможет избежать слишком частых посещений магазинов в период предпраздничных закупок.

Покупки в интернете - то средство, которое сегодня помогает лишний раз не выходить из дома. Именно из-за невозможности сформировать полную корзину в онлайне (включая алкоголь) многим приходится выходить в офлайн.

Запрет был введен еще в 2007 году. Его много раз пытались снять, в т.ч. ходили такие разговоры весной, но до сих пор решения не принято. Против легализации традиционно выступает Минздрав, отрицательный отзыв на законопроект давало МВД. В итоге Минфин от этой затеи пока отказался.

Аргументы против неубедительны. При этом в результате мы имеем серый рынок онлайн-продаж. В 2020 году его обороты оцениваются в 2,5 млрд рублей. Количество сайтов, дистанционно торгующих алкоголем, выросло более чем на треть: всего 5,3 тыс., из них 2,3 тыс. заблокированы, 3 тыс. устранили нарушения.

Онлайн-продавцы отрицают возможность таких продаж через свои сайты и сервисы. Но на практике это регулярно случается. Хотя крупнейшие ритейлеры доставкой алкоголя не занимаются, например, у X5 Retail Group, Auchan, "Красное и белое" есть лишь возможность бронировать товар в точке продаж.

Нынешний запрет пользы никому не приносит. Кому надо, тот купит в любом случае, и покупает. Зато потери очевидны: государство остается с неконтролируемым сегментом рынка, бизнес не может использовать очевидные возможности, для покупателей повышается риск приобретения небезопасного продукта.
Honda объявила о прекращении продаж легковых автомобилей в России в 2022 году. Сохранятся поставки только мотоциклетной и силовой техники, а также постпродажный автосервис.

Решение "продиктовано стратегией развития автомобильного бизнеса Honda Motor, направленной на реструктуризацию операций в условиях продолжающихся изменений в мировой автомобильной промышленности".

Возможно это связано со ставкой на электромобили. В следующем году Honda закроет заводы в Великобритании и Турции, направив освободившиеся ресурсы на новый перспективный сегмент рынка (в России для него слишком неразвита инфраструктура).

Сегодня российские покупатели могут купить только кроссоверы CR-V и Pilot. Цены - от 2,3 и 3,6 млн рублей. В ноябре было продано 79 автомобилей, год назад - 157. Всего за прошлый год Honda реализовала 1836 автомобилей (-64%).

В прошлом году российский рынок покинул Ford - были прекращены поставки машин и закрыта их сборка.
В свое время полимеры стали мемом, символизирующим крах советской промышленности. В прошлом году в этом сегменте удалось добиться значительных успехов. Ожидается рост производства почти на 50% - с 3,17 до 4,68 млн тонн.

Это связано с выходом на полную мощность (2 млн тонн) "ЗапСибНефтехима", предприятия, запущенного "Сибуром" в Тобольске в октябре 2019 года. Стоимость проекта - $9 млрд.

Сейчас это крупнейший завод в стране по производству полиэтилена (1,5 млн тонн). Благодаря ему экспорт двух основных видов данного продукта впервые превысит импорт.

Если в 2019 году внешние поставки полимеров составили 624 тыс. тонны, то по итогам 2020-го ожидается 1,5 млн тонн. Однако из-за падения цен летом выручка крупнейших производителей незначительно, но снизится - на 1%, до 302 млрд рублей.

На глобальном рынке полиэтилена доля России вырастет до 3,5% (в 2018 году было 2%). Для сравнения:

США - 21,6%
Китай - 21,3%
Саудовская Аравия - 9,9%
Иран - 5,3%
Германия - 4,1%

Из полимеров делают упаковку, пакеты, пластиковые стаканчики, кабели, трубы. Например, полимерные трубы позволяют экономить до 50% на обслуживании канализации. В России их доля - 35%, в Европе - 85%.

Три четверти российского полиэтилена и полипропилена выпускает "Сибур" и татарская группа ТАИФ. Остальные заводы относятся к нефтегазовым корпорациям: Роснефть, Газпром, Газпромнефть, Лукойл.
Потребительский спрос пошел вверх в сегменте легковых автомобилей, уже три месяца подряд продажи растут. Фактически машины раскупаются сейчас быстрее, чем производятся.

На рынке даже заговорили о возможном дефиците весной, но это вряд ли. Заводы в состоянии оперативно нарастить выпуск и с радостью компенсируют свои потери в прошлом году.

Именно они - главные выгодоприобретатели от этой ситуации, и работают сейчас без остановки. Если еще в октябре на "Автовазе" объявляли о сокращенной рабочей недели (4 дня) с 1 января 2021 года, то уже в декабре от этих планов отказались.

Средний срок владения новым автомобилем в России (до первой перепродажи) - чуть менее 5 лет. По итогам 2020 года Россия обошла Италию и вышла на четвертое место в Европе по продажам. Впереди Германия, Франция и Великобритания. По состоянию на ноябрь продажи в Европе упали на 25,5%.
ФАС предложила свой способ борьбы с "двойными стандартами" производителей, когда товары иностранных брендов, выпускаемые заграницей и в России, отличаются по качеству.

Чтобы не создавать у покупателей необоснованных ожиданий, продукцию, произведенную в России, предлагается маркировать соответствующими пометками на упаковке. А реализацию товаров, чьи состав и свойства отличаются от продающихся под тем же брендом где-нибудь в Европе, при отсутствии таких пометок антимонопольщики хотят квалифицировать как недобросовестную конкуренцию.

В обоснование своей позиции ФАС ссылается на европейские исследования потребительского поведения - на первое место при выборе товара люди ставят их качество. А его гарантией выступает известность бренда - репутация производителя обеспечивает доверие покупателей к составу товара. То есть гражданин России, покупая такой товар, рассчитывает получить определенное качество.

Логика чиновников понятная, но есть проблемы с реализацией. Например, неясно, какую конкретно европейскую страну брать для сравнения товара, произведенного в России. В Европе рецептура также различается у значительного числа пищевых продуктов (в 2019 году Еврокомиссия подтвердила этот факт, но не признала его доказательством ухудшения качества).

Также не очень понятно, как эта инициатива сочетается с локализацией производства на своей территории, о чем нередко говорят те же чиновники. Ведь чем глубже локализация - тем больше у производителя локальных поставщиков тех же компонентов.

Кроме того, возможны правовые проблемы. В России, например, нет легального определения понятия качества. Означает ли изменение рецептуры (учитывающее национальные особенности страны и предпочтения ее жителей) ухудшение качества? Вряд ли у ФАС есть ответ на этот вопрос.
В последний день 2020 года правительство выпустило постановление, ограничивающее ставку при льготном кредитовании малого и среднего бизнеса. Теперь ее максимальный размер не сможет превышать ключевую ставку ЦБ более, чем на 2,75%.

Таким образом, если раньше ставка по льготным займам составляла 8,5%, то по новым правилам она уменьшится до 7% (4,25% + 2,75%).

Для получения займа необходима регистрация в едином реестре МСП. Сайт правительства сообщает, что кредиты выдаются компаниям, работающим в "приоритетных" сферах: с/х, торговля, внутренний туризм, общепит, наука и техника, здравоохранение и образование, обрабатывающая промышленность, бытовые услуги.

Программа действует до 2024 года. Помимо субъектов МСБ данный порядок распространяется также на самозанятых.

Денежные средства, полученные в рамках таких займов, можно будет потратить на инвестиционные цели, рефинансирование и пополнение оборотных средств.
Новогодние праздники не привели к заметному росту покупательской активности.

Shopping Index показывает число посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей. С 1 по 10 января в Москве он оказался на 24,6% ниже, чем годом ранее. В Санкт-Петербурге спад на 26,9%. Приблизительно такие же значения были в ноябре и декабре. По словам участников рынка, трафик в ТЦ по-прежнему не дотягивает 10-15% до уровня 2019 года.

Аналогичные данные и у операторов эквайринга. В МКБ фиксируют снижение выручки на праздники по сравнению с прошлым годом:

• предприятия быстрого питания - 10%
• обувные магазины - 16%
• сети товаров для дома - 21%
• магазины женской одежды - 27%
• рестораны - 49%

Пандемия и вызванные ею опасения все еще определяют потребительское поведение. Люди предпочитают оставаться дома и меньше тратить. К тому же на праздники многие жители Москвы и Санкт-Петербурга покинули свои города, чтобы избежать ковидных ограничений.
Ежегодный ввод новых торговых площадей, тыс. кв. м.

В 2020 году Москва впервые обошла регионы по объему - 232 тыс. квадратов, введенных в эксплуатацию, против 191 тыс. (55% на 45%).

Резкое изменение баланса вызвала пандемия - чаще всего сроки открытия новых объектов переносились именно в регионах. Здесь до плана не дотянули 40%, в Москве - 18%. Прогноз на этот год - ситуация придет в норму.
В 2020 году доля нелегальной мебели на российском рынке достигла почти 20% (40 млрд рублей), а в отдельных сегментах 40%.

Цифры приводят в ассоциации мебельщиков, которые уже сталкиваются с нехваткой сырья. По их данным, через дилеров оно уходит в "серую зону", где работают без юридического лица или образования ИП и не платят налоги.

Например, в воронежском "Ангстреме" утверждают, что нелегальные производители там потребляют столько же сырья, сколько и официальные. В компании "Аскона" говорят, что около 30% производителей мебели - небольшие фабрики, работающие без налогов и соблюдения стандартов.

Доходность такого "бизнеса" может достигать 30-40%, тогда как легальные компании могут зарабатывать всего 1-3%. А потребителей привлекают низкие цены, что особенно актуально в период снижения доходов.

Естественно, мебельщиков такая конкуренция не устраивает, и они намерены усилить контроль в отрасли. Бизнес предложил Минпромторгу создать рабочую группу для координации массовых проверок с целью выявления нелегальных производств.

В дальнейшем рассматривается возможность задействовать систему маркировки. Скорее всего, именно этот механизм борьбы с контрафактом окажется наиболее эффективным. Бороться проверками с малыми нелегальными производствами бессмысленно.
В прошедшем году в рамках нацпроекта по развитию малого и среднего бизнеса заключено свыше 17 тыс. кредитных соглашений по льготной ставке на общую сумму более 1 трлн рублей (выдано 900 млрд). План на 2021 год - 700 млрд.

В новом году правительство снижает ставку с 8,5 до 7%. Облегчение долговой нагрузки - одно из самых эффективных средств поддержки бизнеса. В то же время одного этого решения будет мало.

Получение льготного кредита обставлено многими условиями. Например, необходимо выполнить показатели по годовой выручке, что непросто в период, когда спрос падает. В результате банки массово отказывают в одобрении таких займов.

Их тоже понять можно - никому не хочется формировать свой кредитный портфель из плохих долгов. Но именно поэтому и должно подключиться государство, чтобы предложенная им льготная ставка не осталась бесполезной мерой, не оказавшей рынку поддержку.

Для малого и среднего бизнеса важна не только стоимость, но простота и оперативность кредита. Без упрощения части требований к заемщикам, вряд ли получится запустить программу в полную силу.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, за 2020 год в России продано 1 598 825 новых легковых автомобилей. Это на 9,1% меньше, чем в 2019 году.

Зато по объемам продаж в Европе удалось подняться с пятого на четвертое место - в ЕС спад оказался куда сильнее. Например, в Германии авторынок упал на 19,1% (2,917 млн), во Франции - на 25,5% (1,65 млн), в Испании за 11 месяцев - на 35,3% (745,4 тыс.).

На российском рынке продажи показывали минус только во втором квартале, в самый разгар пандемии. Затем сработал фактор отложенного спроса и стимулирующие спрос госпрограммы.

Самые популярные модели:

• Lada Granta - 126 112 машин
• Lada Vesta - 107 281
• Kia Rio - 88 064
• Hyundai Creta - 73 537
• Volkswagen Polo - 58 455
Введенный правительством в пандемию мораторий на корпоративные банкротства сократил их число почти на 20%. Для сравнения: в кризис 2014 года их было почти на 4,6 тыс. больше, чем в 2020-м.

7 января мораторий закончился, и пока число заявлений о несостоятельности не превышает прошлогодний уровень. Однако ожидается их рост - за счет ранее отложенных ликвидаций по инициативе кредиторов.

Кроме того, все еще действуют ограничения для ряда отраслей (гостиницы, туризм, международные перевозки) и многие компании до сих пор нестабильны. По оценкам, на конец прошлого года риску банкротства были подвержены около 28% российских компаний.
Декабрь 2020 года завершился ростом промышленного производства, сообщает ИНП РАН. По сравнению с ноябрем, темпы роста декабря оцениваются в 112,1%, но если исключить сезонность, то будет только 100,2%. До декабря 2019 года показатели все еще не дотягивают - 98,2%, отношение год к году составляет 97,1%.

Исследователи использовали показатели нескольких отраслей. Самая плачевная ситуация наблюдается в добыче нефти, которая не дотягивает до показателей 2019 года на 11% и в производстве дизельного топлива, которое отстает на 2,3%. Однако, есть рост на ж/д транспорте на 0,3% и в электропотреблении сразу на 2,3%.

Понятно, что нефтегаз в большей степени пострадал от нынешнего кризиса. Но рост электропотребления тоже нельзя на 100% связать с восстановлением экономики, скорее с сезонным фактором зимы. Хотя рост все-таки наблюдается, пусть и небольшой. Ключевые причины: естественное восстановление экономики, стабилизация и увеличение потребительского спроса в праздники, рост инвестиционной активности.
Вчера стартовала массовая вакцинация россиян. На брифингах с участием членов правительства зафиксировали текущее положение дел:

• Уже произведено почти 6,5 млн доз двух компонентов "Спутник V".

• Планы производства на I квартал - 33 млн доз (январь - 7 млн, февраль - 11 млн, март - 15 млн).

• Планы поставок в регионы за тот же период - 16,8 млн доз (январь - 2,1 млн, февраль - 5,7 млн, март - 9 млн).

• Производство будет вестись на 7 площадках, включая центры Гамалеи и "Вектор", а также компании "Генериум", "Биокад", "Биннофарм", "Р-Фарм".

• Необходимое оборудование для производства вакцин поставлено и смонтировано.

Что касается вакцины "КовиВак" от центра Чумакова, то, по словам Татьяны Голиковой, завтра в Минздрав подадут документы на регистрацию. Планируется успеть к 16 февраля. Массовое производство - вторая половина марта. Годовая мощность на первом этапе - 7,5 млн доз.

Таким образом, до марта вакцинация будет осуществляться преимущественно "Спутником", с марта добавится "ЭпиВакКорона", а с апреля - "КовиВак". Требуемый уровень вакцинации - 60% населения (68,6 млн человек).