В прошлом году на российский рынок вышло в 2 раза меньше новых международных торговых операторов. Это худший показатель с 2011 года. Половина новичков работают в категории "одежда, обувь, белье". Доли ценовых сегментов распределились почти поровну: 54% - средний/ниже среднего, 46% - выше среднего.
Но нет худа без добра. В результате дополнительный импульс получила онлайн-торговля. Ритейлеры оптимизируют количество торговых точек и активно развивают электронную коммерцию: собственные онлайн-магазины, маркетплейсы, продажи через социальные сети. В этот сегмент приходят и традиционные офлайн-игроки: H&M, "Стокманн".
Развитию онлайна способствует и смена потребительского поведения. Покупатели стараются делать более обдуманные и целенаправленные покупки. А для этого приходится много времени уделять исследованию рынка - мониторить сайты, сравнивать цены и т.д.
Но нет худа без добра. В результате дополнительный импульс получила онлайн-торговля. Ритейлеры оптимизируют количество торговых точек и активно развивают электронную коммерцию: собственные онлайн-магазины, маркетплейсы, продажи через социальные сети. В этот сегмент приходят и традиционные офлайн-игроки: H&M, "Стокманн".
Развитию онлайна способствует и смена потребительского поведения. Покупатели стараются делать более обдуманные и целенаправленные покупки. А для этого приходится много времени уделять исследованию рынка - мониторить сайты, сравнивать цены и т.д.
В прошлом году сделки M&A (слияния и поглощения) пережили серьезный спад. Особенно сильно упал объем иностранных вложений: по количеству - на 34%, по суммам сделок - на 50% (до $10,6 млрд). Иностранцы больше выходили из российских активов, чем покупали их.
Интерес инвесторов снизился из-за неясных перспектив окончания пандемии, карантинных ограничений, снижения цен на нефть и девальвации рубля. Сделки откладывались не только в силу экономики, но и из-за банальной невозможности увидеть предмет договора собственными глазами и провести его комплексный аудит.
К концу года ситуация стала выправляться. В IV квартале было объявлено 7 крупных M&A-сделок и 5 крупных размещений бумаг на рынках капитала. В 2021 году ожидается восстановительный рост, в первую очередь за счет реализации отложенных и приостановленных сделок. Кроме того, импульс придаст пандемия: продажа непрофильных активов, консолидация рынка наименее пострадавшими игроками и т.д.
На днях хороший сигнал поступил от американского инвестбанка Morgan Stanley, открывшего длинную позицию в рублях против корзины из доллара и евро. Причины - снижение геополитических рисков (предполагаемые санкции не окажут существенного влияния на российскую экономику) и рост цен на нефть, который положительно отразится на курсе российской валюты.
В записке аналитиков банков, озаглавленной "Хватит ждать, пора покупать", говорится, что "пришло время вернуться к российским активам".
Интерес инвесторов снизился из-за неясных перспектив окончания пандемии, карантинных ограничений, снижения цен на нефть и девальвации рубля. Сделки откладывались не только в силу экономики, но и из-за банальной невозможности увидеть предмет договора собственными глазами и провести его комплексный аудит.
К концу года ситуация стала выправляться. В IV квартале было объявлено 7 крупных M&A-сделок и 5 крупных размещений бумаг на рынках капитала. В 2021 году ожидается восстановительный рост, в первую очередь за счет реализации отложенных и приостановленных сделок. Кроме того, импульс придаст пандемия: продажа непрофильных активов, консолидация рынка наименее пострадавшими игроками и т.д.
На днях хороший сигнал поступил от американского инвестбанка Morgan Stanley, открывшего длинную позицию в рублях против корзины из доллара и евро. Причины - снижение геополитических рисков (предполагаемые санкции не окажут существенного влияния на российскую экономику) и рост цен на нефть, который положительно отразится на курсе российской валюты.
В записке аналитиков банков, озаглавленной "Хватит ждать, пора покупать", говорится, что "пришло время вернуться к российским активам".
По данным реестра, в России более 3 млн индивидуальных предпринимателей и еще 2,5 млн человек трудятся у них в качестве наемных работников.
После неоднозначных слов бизнес-омбудсмена Бориса Титова в отношении этой правовой формы, в ФНС дали положительный сигнал для рынка - ИП никто не отменяет. Более того, для них упрощаются процедуры. Теперь весь процесс регистрации займет не более нескольких минут, по аналогии с режимом для самозанятых.
Предприниматели инициативу приветствуют, но просят также подумать о фискальной нагрузке. С 2021 года отменен ЕНВД - налог с потенциального дохода, которым многие ИП пользовались. Патенты подорожали и местами значимо - их стоимость определяют регионы, и в некоторых субъектах она выросла в несколько раз.
Кроме того, необходимо платить страховой взнос - 40 тыс. рублей ежегодно, за себя и каждого наемного работника. Для регионов это значимая сумма.
Есть вопросы и с кредитами - многие предприниматели брали займы, которые можно не возвращать при условии сохранения штата. С этим как раз и проблемы - во многих сферах рынок не восстановился, людей приходится увольнять, а вместо них оформлять своих родственников (которые возвращают деньги). Но это не панацея, родственников может и не хватить.
После неоднозначных слов бизнес-омбудсмена Бориса Титова в отношении этой правовой формы, в ФНС дали положительный сигнал для рынка - ИП никто не отменяет. Более того, для них упрощаются процедуры. Теперь весь процесс регистрации займет не более нескольких минут, по аналогии с режимом для самозанятых.
Предприниматели инициативу приветствуют, но просят также подумать о фискальной нагрузке. С 2021 года отменен ЕНВД - налог с потенциального дохода, которым многие ИП пользовались. Патенты подорожали и местами значимо - их стоимость определяют регионы, и в некоторых субъектах она выросла в несколько раз.
Кроме того, необходимо платить страховой взнос - 40 тыс. рублей ежегодно, за себя и каждого наемного работника. Для регионов это значимая сумма.
Есть вопросы и с кредитами - многие предприниматели брали займы, которые можно не возвращать при условии сохранения штата. С этим как раз и проблемы - во многих сферах рынок не восстановился, людей приходится увольнять, а вместо них оформлять своих родственников (которые возвращают деньги). Но это не панацея, родственников может и не хватить.
В апреле прошлого года, чтобы поддержать наиболее пострадавшие отрасли экономики, правительство запустило две программы кредитования: беспроцентные зарплатные кредиты (ФОТ 0) и льготные кредиты под 2% годовых с возможностью списания суммы долга и процентов при условии сохранения численности работников (ФОТ 2.0).
В Минэкономразвития последнюю меру считают наиболее востребованной у бизнеса - она позволила сохранить более 5 млн рабочих мест. Беспроцентные кредиты банки выдавали не так охотно - в 4 раза меньше, чем по программе ФОТ 2.0. Впрочем, винят в этом самих предпринимателей, которые не предоставляли полный пакет документов, не были включены в перечень пострадавших отраслей и т.д.
По обеим программам заключено около 200 тыс. соглашений на 400 млрд рублей. По данным чиновников, 2% получателей льготных кредитов (т.е. примерно 4 тыс. компании) нарушили главное условие - сократили штат более чем на 10%. А значит, им придется вернуть деньги, причем с процентами по ставкам коммерческих банков.
Но бизнес далеко не всегда был виной массовых увольнений. Займы выдавались, исходя из размера МРОТ, и для многих работников это означало существенное снижение их доходов. Зачастую они находили себе новую работу и увольнялись. Однако в условиях льготных кредитов причины увольнения не уточнялись - по собственному желанию или по решению работодателя. Единственный критерий - сохранение 90% численности штата.
В Минэкономразвития последнюю меру считают наиболее востребованной у бизнеса - она позволила сохранить более 5 млн рабочих мест. Беспроцентные кредиты банки выдавали не так охотно - в 4 раза меньше, чем по программе ФОТ 2.0. Впрочем, винят в этом самих предпринимателей, которые не предоставляли полный пакет документов, не были включены в перечень пострадавших отраслей и т.д.
По обеим программам заключено около 200 тыс. соглашений на 400 млрд рублей. По данным чиновников, 2% получателей льготных кредитов (т.е. примерно 4 тыс. компании) нарушили главное условие - сократили штат более чем на 10%. А значит, им придется вернуть деньги, причем с процентами по ставкам коммерческих банков.
Но бизнес далеко не всегда был виной массовых увольнений. Займы выдавались, исходя из размера МРОТ, и для многих работников это означало существенное снижение их доходов. Зачастую они находили себе новую работу и увольнялись. Однако в условиях льготных кредитов причины увольнения не уточнялись - по собственному желанию или по решению работодателя. Единственный критерий - сохранение 90% численности штата.
Потребительские планы россиян на 2021 год снова очень амбициозные. Но предыдущие года, в том числе 2020-й, показывают, что вместо квартир и путевок на море многие покупают смартфон.
На протяжении всего мониторинга с 2013 по 2020 самым частым приобретением соотечественников стал смартфон или мобильный телефон. Его купили 26% опрошенных. На втором месте трат в 2020 году - ремонт в квартире. Далее идут покупка бытовой техники (19%), оплата образования или покупка телевизора (11%), поездка на отдых или приобретение компьютера (8%).
В 2021 году в два раза увеличилось число тех, кто очень хочет позвонить себе турпооездку - таких стало 20% против 10% годом ранее. Очевидно, что такой результат связан с усталостью от пандемии и самоизоляции. И все же самым главным направлением трат для наших граждан, судя по их планам, должен стать ремонт (26%). Также как и раньше многие хотят купить бытовую технику (15%), оплатить обучение (12%), а приобрести смартфон мечтают лишь 11%.
Купить абонемент в фитнес-клуб или квартиру, дом в нынешнем году запланировали по 8% россиян, также по 7% хотят в этом году купить компьютер, ноутбук, планшет или телевизор.
Такая картина говорит о том, что, несмотря на пандемию, потребительские предпочтения россиян не изменились. А вот удастся ли им исполнить свои планы в условиях затяжного коронакризиса в 2021 году - большой вопрос.
На протяжении всего мониторинга с 2013 по 2020 самым частым приобретением соотечественников стал смартфон или мобильный телефон. Его купили 26% опрошенных. На втором месте трат в 2020 году - ремонт в квартире. Далее идут покупка бытовой техники (19%), оплата образования или покупка телевизора (11%), поездка на отдых или приобретение компьютера (8%).
В 2021 году в два раза увеличилось число тех, кто очень хочет позвонить себе турпооездку - таких стало 20% против 10% годом ранее. Очевидно, что такой результат связан с усталостью от пандемии и самоизоляции. И все же самым главным направлением трат для наших граждан, судя по их планам, должен стать ремонт (26%). Также как и раньше многие хотят купить бытовую технику (15%), оплатить обучение (12%), а приобрести смартфон мечтают лишь 11%.
Купить абонемент в фитнес-клуб или квартиру, дом в нынешнем году запланировали по 8% россиян, также по 7% хотят в этом году купить компьютер, ноутбук, планшет или телевизор.
Такая картина говорит о том, что, несмотря на пандемию, потребительские предпочтения россиян не изменились. А вот удастся ли им исполнить свои планы в условиях затяжного коронакризиса в 2021 году - большой вопрос.
По данным Росстата, в прошлом году объем ресторанного рынка сократился на 20,7% до 1,67 трлн рублей, в Москве - на 15,9%, до 173,3 млрд рублей. Около 20-30% кафе и ресторанов не пережили ограничений и закрылись. Еще больше предпринимателей были вынуждены продать свой бизнес.
В то же время говорить о катастрофе в отрасли нельзя, и значительную роль здесь сыграла господдержка. В первую очередь, кредиты на персонал (которые не надо было возвращать при сохранении 90% сотрудников) и отсрочка по налогам. В Москве рестораторы могли получить кредиты в банках под гарантию города, который оплачивал проценты.
2020-й стал для ресторанного бизнеса проверкой на прочность. Закрылись самые слабые, у которых и до пандемии были проблемы. Места с хорошим доходом уже летом пошли на поправку. Сохранились и те, кто смог быстро перестроиться в новых условиях (доставка обеспечила 70% продаж).
После отмены ограничений в Москве бизнес стремительно восстанавливается. Хорошие показатели второй половины января признают и рестораторы. От наступающего Дня всех влюбленных в Ginza Project ждут роста выручки в своих заведениях до 30-40% по сравнению с будними днями.
Лидерство в этом году прогнозируют для заведений, предлагающих суши, пиццу и бургеры (в пандемию они смогли набрать лояльную аудиторию за счет доставки), фудмаркеты, винные рестораны и бары (выросло поколение с соответствующим вкусом, а вино сегодня весьма доступно и выбор широк).
В то же время говорить о катастрофе в отрасли нельзя, и значительную роль здесь сыграла господдержка. В первую очередь, кредиты на персонал (которые не надо было возвращать при сохранении 90% сотрудников) и отсрочка по налогам. В Москве рестораторы могли получить кредиты в банках под гарантию города, который оплачивал проценты.
2020-й стал для ресторанного бизнеса проверкой на прочность. Закрылись самые слабые, у которых и до пандемии были проблемы. Места с хорошим доходом уже летом пошли на поправку. Сохранились и те, кто смог быстро перестроиться в новых условиях (доставка обеспечила 70% продаж).
После отмены ограничений в Москве бизнес стремительно восстанавливается. Хорошие показатели второй половины января признают и рестораторы. От наступающего Дня всех влюбленных в Ginza Project ждут роста выручки в своих заведениях до 30-40% по сравнению с будними днями.
Лидерство в этом году прогнозируют для заведений, предлагающих суши, пиццу и бургеры (в пандемию они смогли набрать лояльную аудиторию за счет доставки), фудмаркеты, винные рестораны и бары (выросло поколение с соответствующим вкусом, а вино сегодня весьма доступно и выбор широк).
Уважаемый Незыгарь пишет про задачи, стоящие перед кабинетом Мишустина, и в частности касается темы малого и среднего бизнеса в торговле.
Правительство "должно ослабить монополизм федеральных ритейлеров при формировании розничных цен и ограничить их рост".
С этим согласимся.
А вот это –
"попытки законодательно расширить свободу торговли блокировались мощным лобби торговых сетей в Минпромторге и Федеральном собрании"
верно лишь наполовину.
Если кто забыл, Минпромторг, наоборот, лоббирует поправки в закон о торговле в части малых форматов - в полном соответствии с планами Мишустина. Летом 2020-го, на фоне пандемических проблем в реальном секторе, Мантуров сам предложил Госдуме вернуться к законопроекту от 2018 года.
Если искать лоббистов крупных торговых сетей, то надо смотреть в сторону Совета Федерации, который затягивает принятие закона, ссылаясь на мнимое ущемление прав регионов.
Правительство "должно ослабить монополизм федеральных ритейлеров при формировании розничных цен и ограничить их рост".
С этим согласимся.
А вот это –
"попытки законодательно расширить свободу торговли блокировались мощным лобби торговых сетей в Минпромторге и Федеральном собрании"
верно лишь наполовину.
Если кто забыл, Минпромторг, наоборот, лоббирует поправки в закон о торговле в части малых форматов - в полном соответствии с планами Мишустина. Летом 2020-го, на фоне пандемических проблем в реальном секторе, Мантуров сам предложил Госдуме вернуться к законопроекту от 2018 года.
Если искать лоббистов крупных торговых сетей, то надо смотреть в сторону Совета Федерации, который затягивает принятие закона, ссылаясь на мнимое ущемление прав регионов.
В правительстве готовят новый антикризисный пакет мер, направленных на поддержку бизнеса:
• Перезапуск программы кредитования "ФОТ 0" - беспроцентные займы на выплату зарплат.
• Дополнительное снижение (с 7% на 2-3 п.п.) стоимости льготных кредитов для МСП - для компаний, чей персонал за 2021 год вырастет на 10%.
• Списание задолженности по налогам и страховым взносам для МСП из наименее восстановившихся отраслей (туризм, общепит, гостиничная индустрия и др.).
• Фиксация кадастровой стоимости офисов, торговых объектов, точек общепита и бытового обслуживания на уровне 2020 года - для расчета налогов на имущество.
• Переходный налоговый режим для компаний, которые по своим масштабам "переросли" специальные режимы (УСН, патент), но работа на общих основаниях для них критична (и это искусственно сдерживает рост бизнеса).
Перечень не окончательный - до 1 марта Минэк, Минфин и ФНС должны дополнительно проработать предложенные меры, после чего возможны корректировки.
Заливать экономику деньгами не планируется. По предварительным оценкам, весь пакет может обойтись государству в 150-200 млрд рублей.
Меры носят точечный характер и в первую очередь направлены на сохранение занятости. Подход выглядит оправданным - тяжелая фаза кризиса в целом закончилась и отдельным сегментам экономики нужен дополнительный импульс, чтобы преодолеть его последствия.
• Перезапуск программы кредитования "ФОТ 0" - беспроцентные займы на выплату зарплат.
• Дополнительное снижение (с 7% на 2-3 п.п.) стоимости льготных кредитов для МСП - для компаний, чей персонал за 2021 год вырастет на 10%.
• Списание задолженности по налогам и страховым взносам для МСП из наименее восстановившихся отраслей (туризм, общепит, гостиничная индустрия и др.).
• Фиксация кадастровой стоимости офисов, торговых объектов, точек общепита и бытового обслуживания на уровне 2020 года - для расчета налогов на имущество.
• Переходный налоговый режим для компаний, которые по своим масштабам "переросли" специальные режимы (УСН, патент), но работа на общих основаниях для них критична (и это искусственно сдерживает рост бизнеса).
Перечень не окончательный - до 1 марта Минэк, Минфин и ФНС должны дополнительно проработать предложенные меры, после чего возможны корректировки.
Заливать экономику деньгами не планируется. По предварительным оценкам, весь пакет может обойтись государству в 150-200 млрд рублей.
Меры носят точечный характер и в первую очередь направлены на сохранение занятости. Подход выглядит оправданным - тяжелая фаза кризиса в целом закончилась и отдельным сегментам экономики нужен дополнительный импульс, чтобы преодолеть его последствия.
В правительстве утвердили стратегию борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции. Цель: поддержать добросовестных предпринимателей, защитить потребителей от некачественной продукции и минимизировать влияние теневого рынка на экономику.
Основные направления работы:
• Усиление защиты интеллектуальной собственности.
• Создание национального центра компетенций, который займётся анализом ситуации на рынке.
• Развитие системы прослеживаемости товаров (в т.ч. маркировки).
• Гармонизация законодательства с партнёрами по ЕАЭС.
Документ фиксирует отрасли, подлежащие особому мониторингу: химическая, электронная, пищевая и лёгкая промышленность, фармацевтика, авто- и авиапром, индустрия детских товаров, сельскохозяйственное машиностроение и др.
Особое внимание уделяется маркировке. На сегодняшний день она уже предусмотрена для целого ряда товаров: табак, лекарства, обувь, парфюмерия, шины и др. На очереди новые: молоко, вода пиво, велосипеды. Список будет расширяться, а сама система после внедрения в России - масштабироваться на другие рынки ЕАЭС.
В сегменте e-commerce серые товарные потоки будут пресекать через борьбу с поддельными сопроводительными документами и нелегальными логистическими схемами.
Через 3 месяца Минпромторг должен разработать план мероприятий по исполнению стратегии.
Основные направления работы:
• Усиление защиты интеллектуальной собственности.
• Создание национального центра компетенций, который займётся анализом ситуации на рынке.
• Развитие системы прослеживаемости товаров (в т.ч. маркировки).
• Гармонизация законодательства с партнёрами по ЕАЭС.
Документ фиксирует отрасли, подлежащие особому мониторингу: химическая, электронная, пищевая и лёгкая промышленность, фармацевтика, авто- и авиапром, индустрия детских товаров, сельскохозяйственное машиностроение и др.
Особое внимание уделяется маркировке. На сегодняшний день она уже предусмотрена для целого ряда товаров: табак, лекарства, обувь, парфюмерия, шины и др. На очереди новые: молоко, вода пиво, велосипеды. Список будет расширяться, а сама система после внедрения в России - масштабироваться на другие рынки ЕАЭС.
В сегменте e-commerce серые товарные потоки будут пресекать через борьбу с поддельными сопроводительными документами и нелегальными логистическими схемами.
Через 3 месяца Минпромторг должен разработать план мероприятий по исполнению стратегии.
Статистика по импорту свидетельствует о росте инвестиционной активности в обработке.
Согласно расчетам ВШЭ, импорт растет третий месяц подряд, а его стоимость второй месяц превышает уровни прошлого года. При этом 90% поставок приходится на дальнее зарубежье и 51% из них - продукция машиностроения.
В январе выросли закупки по ключевым группам товаров: механическое оборудование, электрооборудование, наземный транспорт, инструменты и оптика. В целом стоимость превысила прошлогодний уровень на 9% (месяц назад на 7%).
Положительная динамика по машинам и оборудованию означает, что обрабатывающий сектор активно вкладывается в обновление основных фондов. То есть компании инвестируют в производство, что должно вызвать промышленный рост. Такая картина наблюдается почти повсеместно, лидеры - фарминдустрия и химпром.
Кроме того, растет импорт продукции химической промышленности (в т.ч. парфюмерия и фармацевтика), продовольствия (растительное масло, напитки, овощи, рыба) и автотранспорта (дилеры жаловались на опустевшие склады, из-за чего пошел спад продаж).
Если тенденция сохранятся в течение года, общая стоимость импорта в 2021 году может вырасти на 6-7%, до $254-257 млрд (в прошлом году был спад на 5,7%). Итоговый результат во многом будет зависеть от восстановления доходов населения и реализации отложенного спроса на импортные товары.
Согласно расчетам ВШЭ, импорт растет третий месяц подряд, а его стоимость второй месяц превышает уровни прошлого года. При этом 90% поставок приходится на дальнее зарубежье и 51% из них - продукция машиностроения.
В январе выросли закупки по ключевым группам товаров: механическое оборудование, электрооборудование, наземный транспорт, инструменты и оптика. В целом стоимость превысила прошлогодний уровень на 9% (месяц назад на 7%).
Положительная динамика по машинам и оборудованию означает, что обрабатывающий сектор активно вкладывается в обновление основных фондов. То есть компании инвестируют в производство, что должно вызвать промышленный рост. Такая картина наблюдается почти повсеместно, лидеры - фарминдустрия и химпром.
Кроме того, растет импорт продукции химической промышленности (в т.ч. парфюмерия и фармацевтика), продовольствия (растительное масло, напитки, овощи, рыба) и автотранспорта (дилеры жаловались на опустевшие склады, из-за чего пошел спад продаж).
Если тенденция сохранятся в течение года, общая стоимость импорта в 2021 году может вырасти на 6-7%, до $254-257 млрд (в прошлом году был спад на 5,7%). Итоговый результат во многом будет зависеть от восстановления доходов населения и реализации отложенного спроса на импортные товары.
В марте 2020 года правительство ввело мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса и ограничило внеплановые. Осенью мораторий продлили на весь 2021 год.
В этом году в планах было провести более 488 тыс. мероприятий. Каждое четвертое отклонила прокуратура, еще 60 тыс. не состоится из-за моратория.
Снижение административной нагрузки на бизнес довольно существенное, но пока это всё привязано к пандемии и ее последствиям. При том, что даже сейчас некоторые ведомства стараются проверять бизнес, несмотря на прямые запреты.
Можно с уверенностью сказать, что мораторий не привел к росту числа аварий и жалоб потребителей. А значит, количество проверок должно быть снижено и после того, как экономика преодолеет последствия пандемии. В большинстве случаев это просто инструмент давления на предпринимателей.
В этом году в планах было провести более 488 тыс. мероприятий. Каждое четвертое отклонила прокуратура, еще 60 тыс. не состоится из-за моратория.
Снижение административной нагрузки на бизнес довольно существенное, но пока это всё привязано к пандемии и ее последствиям. При том, что даже сейчас некоторые ведомства стараются проверять бизнес, несмотря на прямые запреты.
Можно с уверенностью сказать, что мораторий не привел к росту числа аварий и жалоб потребителей. А значит, количество проверок должно быть снижено и после того, как экономика преодолеет последствия пандемии. В большинстве случаев это просто инструмент давления на предпринимателей.
Если общий экспорт в 2020 году просел на 20,7%, то поставки несырьевых неэнергетических товаров (ННЭ) выросли на 3,9%, до $161,3 млрд. Это новый рекорд, уже третий год подряд. Лучший месячный показатель достигнут в декабре - $18,8 млрд.
Основные товарные категории:
• металлопродукция - 20,8%
• продукция машиностроения - 17,7%
• продовольствие - 17,3%
• химические товары - 16%
В продовольствии наибольший рост у пшеницы (+$1,8 млрд) и подсолнечного масла (+$600 млн), в химии - у полиэтилена (+$449 млн).
Основные потребители российского ННЭ:
• Китай - $16,4 млрд
• Казахстан - $12,3 млрд
• Белоруссия - $9,4 млрд
• Турция - $8,15 млрд
• Нидерланды - $6,2 млрд
Среди регионов лидирует Москва. За 9 месяцев пошлого года ее поставки увеличились на 41,2%, до $27,11 млрд. Промышленный экспорт - на 44,8%, до $24,83 млрд, экспорт продукции АПК - на 11%, до $2,28 млрд. Отгрузки осуществляются в 176 стран.
Основные товарные категории:
• металлопродукция - 20,8%
• продукция машиностроения - 17,7%
• продовольствие - 17,3%
• химические товары - 16%
В продовольствии наибольший рост у пшеницы (+$1,8 млрд) и подсолнечного масла (+$600 млн), в химии - у полиэтилена (+$449 млн).
Основные потребители российского ННЭ:
• Китай - $16,4 млрд
• Казахстан - $12,3 млрд
• Белоруссия - $9,4 млрд
• Турция - $8,15 млрд
• Нидерланды - $6,2 млрд
Среди регионов лидирует Москва. За 9 месяцев пошлого года ее поставки увеличились на 41,2%, до $27,11 млрд. Промышленный экспорт - на 44,8%, до $24,83 млрд, экспорт продукции АПК - на 11%, до $2,28 млрд. Отгрузки осуществляются в 176 стран.
Научно-исследовательский институт Минфина провел исследование рынка молока и молочных продуктов на предмет контрафакта и фальсификата.
И результат оказался впечатляющим со знаком минус. Вот какова доля незаконного оборота по основным товарным группам:
• питьевое молоко и сливки - 24,56%
• молоко и сливки в твердой форме - 11,47%
• сливочное и топленое масло, спреды - 44,13%
• сыр и сырные продукты - 19,09%
• мороженое - 21,51%
• другая молочная продукция - 33,61%
• заменители молочных продуктов - 34,29%
То есть, покупая сливочное масло, мы в каждом втором случае рискуем приобрести контрафакт, а молоко - в каждом четвертом. Понятно, что с этим пора уже что-то сделать, т.к. проблема носит системный характер: под ударом оказывается как потребитель, так и государство, которое страдает от недополучения налогов из-за непрозрачности рынка. Основные задачи, стоящие перед властями: обезопасить потребителей от некачественной продукции, избавить рынок от недобросовестной конкуренции и повысить налоговые сборы.
Ответом на эти вызовы может стать цифровизация бизнес-процессов, позволяющая сегодня максимально просвечивать всю товаропроводящую цепь, препятствуя нелегальному обороту. Один из инструментов - маркировка. Ее введение по указанным группам товаров выведет из тени свыше 22% продукции. При этом рост цен не прогнозируется.
Дополнительные доходы производителей в результате замещения незаконной продукции составят до 52 млрд рублей. Поступления в бюджет за счет роста налога на прибыль и страховых взносов, вырастут на 21,3 млрд рублей.
И результат оказался впечатляющим со знаком минус. Вот какова доля незаконного оборота по основным товарным группам:
• питьевое молоко и сливки - 24,56%
• молоко и сливки в твердой форме - 11,47%
• сливочное и топленое масло, спреды - 44,13%
• сыр и сырные продукты - 19,09%
• мороженое - 21,51%
• другая молочная продукция - 33,61%
• заменители молочных продуктов - 34,29%
То есть, покупая сливочное масло, мы в каждом втором случае рискуем приобрести контрафакт, а молоко - в каждом четвертом. Понятно, что с этим пора уже что-то сделать, т.к. проблема носит системный характер: под ударом оказывается как потребитель, так и государство, которое страдает от недополучения налогов из-за непрозрачности рынка. Основные задачи, стоящие перед властями: обезопасить потребителей от некачественной продукции, избавить рынок от недобросовестной конкуренции и повысить налоговые сборы.
Ответом на эти вызовы может стать цифровизация бизнес-процессов, позволяющая сегодня максимально просвечивать всю товаропроводящую цепь, препятствуя нелегальному обороту. Один из инструментов - маркировка. Ее введение по указанным группам товаров выведет из тени свыше 22% продукции. При этом рост цен не прогнозируется.
Дополнительные доходы производителей в результате замещения незаконной продукции составят до 52 млрд рублей. Поступления в бюджет за счет роста налога на прибыль и страховых взносов, вырастут на 21,3 млрд рублей.
Статистика розничных продаж в России и США отражает разные подходы к государственной поддержке спроса.
В России оборот вырос на 3%. Годом ранее было 3,9%, т.е. темпы снизились на четверть. При этом рынок непродовольственных товаров просел на 3% (на фоне роста на 2,2% в 2019 г.).
В США розница продемонстрировала рекордный плюс - на 6,9%, приблизившись к $5 трлн. Это самый высокий показатель прироста более чем за 20 лет. Такие темпы обеспечило двукратное увеличение онлайн-продаж, которые составили $839 млрд.
В России у онлайн-продаж потребительских товаров аналогичная динамика, но она не смогла компенсировать общий низкий уровень потребления. Причина замедления покупательской активности - недостаточный уровень господдержки населения в период пандемии.
В США прямые выплаты населению в большинстве случаев тут же возвращались в оборот через кассы магазинов. В России стимулирование потребительского спроса как подход государства только формируется.
В пандемию экономику поддерживали через помощь "наиболее пострадавшим отраслям". Граждане же (основные потребители) получили финансовую поддержку, крайне ограниченную на фоне американских и европейских практик. Стать импульсом для роста потребительского рынка она никак не могла.
В России оборот вырос на 3%. Годом ранее было 3,9%, т.е. темпы снизились на четверть. При этом рынок непродовольственных товаров просел на 3% (на фоне роста на 2,2% в 2019 г.).
В США розница продемонстрировала рекордный плюс - на 6,9%, приблизившись к $5 трлн. Это самый высокий показатель прироста более чем за 20 лет. Такие темпы обеспечило двукратное увеличение онлайн-продаж, которые составили $839 млрд.
В России у онлайн-продаж потребительских товаров аналогичная динамика, но она не смогла компенсировать общий низкий уровень потребления. Причина замедления покупательской активности - недостаточный уровень господдержки населения в период пандемии.
В США прямые выплаты населению в большинстве случаев тут же возвращались в оборот через кассы магазинов. В России стимулирование потребительского спроса как подход государства только формируется.
В пандемию экономику поддерживали через помощь "наиболее пострадавшим отраслям". Граждане же (основные потребители) получили финансовую поддержку, крайне ограниченную на фоне американских и европейских практик. Стать импульсом для роста потребительского рынка она никак не могла.
За 2020 год количество заведений общепита, которые перешли на доставку готовых блюд (сами или с помощью внешних сервисов), выросло в 2,2 раза (на 123%) и превысило 20 тыс.
Одновременно с увеличением числа таких ресторанов менялись и потребительские вкусы. Если раньше традиционно самыми популярными блюдами в доставке были фастфуд, пицца, роллы и бургеры, то в пандемию значительно увеличился спрос на домашнюю кухню (что расширяет возможности ресторанов).
Среди городов с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей наибольший прирост заведений с доставкой показали Ярославль (130,8%), Оренбург (90,1%), Ульяновск (86%), Краснодар (85,7%), Махачкала (84,3%).
Одновременно с увеличением числа таких ресторанов менялись и потребительские вкусы. Если раньше традиционно самыми популярными блюдами в доставке были фастфуд, пицца, роллы и бургеры, то в пандемию значительно увеличился спрос на домашнюю кухню (что расширяет возможности ресторанов).
Среди городов с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей наибольший прирост заведений с доставкой показали Ярославль (130,8%), Оренбург (90,1%), Ульяновск (86%), Краснодар (85,7%), Махачкала (84,3%).
Группа Renault опубликовала отчет, согласно которому чистый убыток АвтоВАЗа за 2020 год составил €196 млн (год ранее - €72 млн прибыли), выручка снизилась на 17,1%, до €2,8 млрд.
Экспорт упал (впервые с 2016 года) на 18%, до 41 тыс. машин. Продажи в России уменьшились на 5,2%, до 343,5 тыс. машин, хотя доля АвтоВАЗА растет - рынок в целом просел почти на 10%.
Относительно неплохих показателей добились за счет высокого уровня локализации (минимум проблем с поставками в пандемию) и благодаря господдержке, в т.ч. через увеличенную в 2020 году программу госзакупок.
Французы владеют автоконцерном совместно с "Ростехом" (67,61% и 32,39% соответственно). Последний планирует снижать свою долю, но это зависит от перевода компании в российскую юрисдикцию. Совместное предприятие зарегистрировано в Нидерландах по просьбе Renault-Nissan и процесс затягивается по их вине.
В октябре "АвтоВАЗ" объявил о планах ввести "четырехдневку" с 1 января, но под конец года от этого решения отказались, указав, что предприятие обеспечено заказами на первые месяцы 2021 года.
Экспорт упал (впервые с 2016 года) на 18%, до 41 тыс. машин. Продажи в России уменьшились на 5,2%, до 343,5 тыс. машин, хотя доля АвтоВАЗА растет - рынок в целом просел почти на 10%.
Относительно неплохих показателей добились за счет высокого уровня локализации (минимум проблем с поставками в пандемию) и благодаря господдержке, в т.ч. через увеличенную в 2020 году программу госзакупок.
Французы владеют автоконцерном совместно с "Ростехом" (67,61% и 32,39% соответственно). Последний планирует снижать свою долю, но это зависит от перевода компании в российскую юрисдикцию. Совместное предприятие зарегистрировано в Нидерландах по просьбе Renault-Nissan и процесс затягивается по их вине.
В октябре "АвтоВАЗ" объявил о планах ввести "четырехдневку" с 1 января, но под конец года от этого решения отказались, указав, что предприятие обеспечено заказами на первые месяцы 2021 года.
По прогнозам экспертов, объем российского рынка люксовых автомобилей в 2025 году останется практически прежним - 5,4 тыс. машин (+2%), но изменится структурно. Доля Porsche снизится с 87 до 66% (3,5 тыс. машин), Maserati вырастет с 1 до 10%, а отечественный Aurus займет 9% (485 машин).
В линейке бренда представлен седан и лимузин Aurus Senat, внедорожник Komendant (в конце года должна состояться сертификация), минивэн Arsenal. Сейчас Aurus только принимает предзаказы, розничные продажи еще не начались. Дистрибуцией занимается совместное предприятие с фондом Tawazun из ОАЭ.
Первые экземпляры выпущены в 2018 году. Точное количество произведенных автомобилей не известно. Часть поступает в Гараж особого назначения (ФСО) для обеспечения передвижения первых лиц государства и высоких зарубежных гостей. На лимузинах Aurus ездят президент Владимир Путин и премьер-министр Михаил Мишустин (ранее - Дмитрий Медведев), на седанах - главы Татарстана, "Ростеха" и Минпромторга.
Сейчас идет мелкосерийная сборка на мощностях разработчика - ФГУП "НАМИ" (рассчитаны на 150-200 единиц в год). Весной должен начаться выпуск на совместном предприятии "Соллерса" и Ford в Татарстане. Поставки первых елабужских автомобилей клиентам ожидаются уже в мае.
Одна из основных задач сегодня - обеспечить достаточно эффективную дилерскую сеть, способную обслуживать все выпускаемые машины. Пока официальный дилер один - "Панавто", во втором квартале свой шоурум откроет "Авилон".
В линейке бренда представлен седан и лимузин Aurus Senat, внедорожник Komendant (в конце года должна состояться сертификация), минивэн Arsenal. Сейчас Aurus только принимает предзаказы, розничные продажи еще не начались. Дистрибуцией занимается совместное предприятие с фондом Tawazun из ОАЭ.
Первые экземпляры выпущены в 2018 году. Точное количество произведенных автомобилей не известно. Часть поступает в Гараж особого назначения (ФСО) для обеспечения передвижения первых лиц государства и высоких зарубежных гостей. На лимузинах Aurus ездят президент Владимир Путин и премьер-министр Михаил Мишустин (ранее - Дмитрий Медведев), на седанах - главы Татарстана, "Ростеха" и Минпромторга.
Сейчас идет мелкосерийная сборка на мощностях разработчика - ФГУП "НАМИ" (рассчитаны на 150-200 единиц в год). Весной должен начаться выпуск на совместном предприятии "Соллерса" и Ford в Татарстане. Поставки первых елабужских автомобилей клиентам ожидаются уже в мае.
Одна из основных задач сегодня - обеспечить достаточно эффективную дилерскую сеть, способную обслуживать все выпускаемые машины. Пока официальный дилер один - "Панавто", во втором квартале свой шоурум откроет "Авилон".
Президент одобрил продление льготного кредитования бизнеса. Годовая программа ФОТ 3.0 рассчитана на микро- и малые предприятия из отраслей, которые еще не вернулись на докризисный уровень: сфера общепита, культуры, спорта, развлечений, туризма и ряд других.
В то же время льготная ставка повышена на 1 п.п., с 2 до 3%, с учетом постепенного восстановления экономики. Поддержкой смогут воспользоваться около 75 тыс. предпринимателей, на которых работают около 1,5 млн человек.
Ранее бизнес направил свои предложения к готовящемуся правительственному пакету:
• Упростить работу торговым палаткам, чтобы муниципальные власти предоставляли необходимое число мест и продлевали договоры на размещение без торгов (законопроект застрял в Госдуме).
• Возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям только после налоговой проверки (сейчас это можно делать на основании информации из других источников, например, по заявлению компании против своего контрагента).
• Налоговая амнистия - прощение долгов по налогам за 2020 год.
• Снижение НДС с 20% до 10% для гостиничного бизнеса и общепита.
• Повышение квот по госзакупкам для малого и среднего бизнеса c 15% до 25%.
В то же время льготная ставка повышена на 1 п.п., с 2 до 3%, с учетом постепенного восстановления экономики. Поддержкой смогут воспользоваться около 75 тыс. предпринимателей, на которых работают около 1,5 млн человек.
Ранее бизнес направил свои предложения к готовящемуся правительственному пакету:
• Упростить работу торговым палаткам, чтобы муниципальные власти предоставляли необходимое число мест и продлевали договоры на размещение без торгов (законопроект застрял в Госдуме).
• Возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям только после налоговой проверки (сейчас это можно делать на основании информации из других источников, например, по заявлению компании против своего контрагента).
• Налоговая амнистия - прощение долгов по налогам за 2020 год.
• Снижение НДС с 20% до 10% для гостиничного бизнеса и общепита.
• Повышение квот по госзакупкам для малого и среднего бизнеса c 15% до 25%.
По итогам 2019 года объем производства российской композитной отрасли оценивался на уровне 83,1 млрд рублей. Это всего 1% от мирового рынка. При этом спрос на углеволокно, главный компонент композитов, к 2025 году должен увеличиться в 10 раз.
В конце января правительство приняло решение о создании в Тульской области научно-технологического центра "Композитная долина". Цель - охватить все компетенции от научных изобретений до выхода на рынок: создание волокна, материалов, готовых изделий, испытания и сертификация, производство.
Значение отрасли переоценить трудно - от наличия современных материалов и их характеристик зависят перспективы всей промышленности. Несколько фактов:
• Применение композитов в ракете-носителе "Протон" экономит $2,5 млн при каждом пуске.
• В Боинге-747 (1% композитов) более миллиона крепежных изделий, в Боинге-787 (50% композитов) менее десяти тысяч.
• Использование стеклопластиковых труб сокращает количество порывов трубопроводов в 14 раз.
Показательна история с санкциями вокруг самолета МС-21. Американцы запретили поставки композитов, используемых для производства крыльев. Под угрозой оказался весь проект. В итоге материал разработала компания "Унихимтек", а углеродные волокна для него - UMATEX (Росатом).
Основная проблема в России не с самими композитами а с сырьем для их изготовления, которое в значительных объемах приходится закупать за рубежом. Отставание от развитых стран существенное, но научный потенциал хороший и уже есть разработки, способные конкурировать и даже превосходить лучшие зарубежные аналоги.
Без создания собственной научно-промышленной базы в этом сегменте не получится добиться хороших результатов в продукции высших переделов.
В конце января правительство приняло решение о создании в Тульской области научно-технологического центра "Композитная долина". Цель - охватить все компетенции от научных изобретений до выхода на рынок: создание волокна, материалов, готовых изделий, испытания и сертификация, производство.
Значение отрасли переоценить трудно - от наличия современных материалов и их характеристик зависят перспективы всей промышленности. Несколько фактов:
• Применение композитов в ракете-носителе "Протон" экономит $2,5 млн при каждом пуске.
• В Боинге-747 (1% композитов) более миллиона крепежных изделий, в Боинге-787 (50% композитов) менее десяти тысяч.
• Использование стеклопластиковых труб сокращает количество порывов трубопроводов в 14 раз.
Показательна история с санкциями вокруг самолета МС-21. Американцы запретили поставки композитов, используемых для производства крыльев. Под угрозой оказался весь проект. В итоге материал разработала компания "Унихимтек", а углеродные волокна для него - UMATEX (Росатом).
Основная проблема в России не с самими композитами а с сырьем для их изготовления, которое в значительных объемах приходится закупать за рубежом. Отставание от развитых стран существенное, но научный потенциал хороший и уже есть разработки, способные конкурировать и даже превосходить лучшие зарубежные аналоги.
Без создания собственной научно-промышленной базы в этом сегменте не получится добиться хороших результатов в продукции высших переделов.