ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
Число индустриальных парков по итогам 2020 года выросло на 65 единиц (в 2019 - на 42).

Рекордный рост в пандемию продемонстрировал высокую востребованность ИП у инвесторов и производителей. Сам формат, когда на одной территории размещается множество производств, позволяет предприятиям экономить: снижаются затраты на общую инфраструктуру, не нужно заниматься непрофильной деятельности по созданию и обслуживанию коммунальных сетей.

Важную роль играют федеральные и региональные стимулирующие программы. На правительственном уровне ИП активно поддерживаются с 2013 года. За это время федеральную субсидию получили около 60 управляющих компаний.

В прошлому году в ИП разместилось 227 предприятий, создавших более 21 тыс. рабочих мест (в 2019 - 15 тыс.). Общее число резидентов достигло почти 3,5 тыс., а рабочих мест - 185,4 тыс. человек.

В настоящее время ИП расположены в 66 субъектах РФ. Тройка лидеров среди федеральных округов:

• Центральный - 135
• Поволжский - 78
• Северо-Западный, Уральский - по 26.
Экспорт сельхозтехники в I квартале вырос в 2,2 раза, до 3,9 млрд рублей (производство и отгрузки на внутренний рынок - в 1,5 раза).

Лидеры по темпам роста:

• полноприводные с/х тракторы - в 2,8 раза
• плуги - в 2,4 раза
• пресс-подборщики - в 2,2 раза
• бороны - на 88%
• зерноуборочные комбайны - на 46%

Основные рынки сбыта - СНГ и ЕС, всего поставки осуществлялись в 23 страны. По некоторым европейским направлениям поставки росли сильнее, чем в другие государства: в Литву - в 5,4 раза, в Германию - в 5 раз, в Болгарию - на 65%, в Киргизию - на 58%, в Монголию - на 54%, в Польшу - на 49%.

Хорошим показателям способствует слабый рубль и высокие цены на продовольствие - у аграриев увеличиваются доходы и они обновляют свои парки. Также в "Росспецмаше" указывают на фактор господдержки, например, на субсидирование части логистических затрат при поставках за рубеж.

Экспорт в плюсе уже много лет. В прошлом году его объем увеличился на 30%, до рекордных 15,9 млрд рублей. В то же время есть угроза со стороны растущих цен на металл. С учетом удорожания кредитов это может существенно ограничить возможности производителей.
Сегодня Михаил Мишустин подвел в Думе итоги ковидного года для промышленности.

• Рост мощностей производства продукции для борьбы с коронавирусом:

- медицинских масок - в 15 раз
- защитных костюмов - в 33 раза
- медицинских перчаток - в 40 раз
- аппаратов ИВЛ - в 24 раза
- антисептиков - в 8 раз

• Фонд развития промышленности поддержал более 100 "антиковидных" производственных проектов, в т.ч. когда предприятия перепрофилировались на выпуск СИЗ и т.д.

• Спад обрабатыващей промышленности на пике составил 8%, но уже к июню сократился вдвое, а по итогу 2020 года был полностью преодолен - показатели вышли на уровень 2019 года.

• Уровень импортозамещения в обработке - порядка 60%.

• Новые планы импортозамещения будут утверждены к середине лета, упор делается на производство комплектующих (сейчас одно из слабых мест российской промышленности).

• В перечень современных технологий, для внедрения которых будет заключаться модернизированный специальный инвестконтракт (СПИК) включено свыше 600 позиций. Конкурсы уже объявлены. Первые контракты ожидаются в июне.

• На поддержку электронной промышленности в течение 3 лет выделят 280 млрд рублей.
Согласно исследованию Альфа-банка, малый бизнес исчерпал внутренние ресурсы сдерживать рост цен за свой счет - планка прибыльности опущена до минимальных уровней, при этом кредитная нагрузка растет.

Одна их основных причин - рост расходов из-за ослабления рубля при использовании зарубежного сырья или оборудования.

В результате в ближайшие месяцы следует ждать постепенного удорожания товаров и услуг. Впрочем предприниматели уже сейчас повышают цены и делают это все чаще, что стало для рынка определенным трендом. Доля таких компания выросла с 3 до 8%.

Данные опроса предпринимателей:

• 47% одной из основных проблем называют снижение спроса и покупательской способности,

• 44% жалуются на высокие налоги,

• 38% испытывают нехватку денег,

• 35% заявили об отсутствии поддержки со стороны государства,

• 33% говорят о негативном влиянии санкций.

В качестве мер поддержки бизнес предлагает снизить налоговую нагрузку (69%), стимулировать потребительский спрос (59%) и смягчить позицию банков по вопросам кредитования (38%).
Год назад один из основных ударов локдауна пришелся по сегменту общепита. Сейчас пандемия способствует восстановлению его доходов - из-за невозможности отдохнуть за рубежом, граждане тратят деньги в кафе и ресторанах.

По данным Тинькофф, эта статья расходов за выходные с 4 по 10 мая в среднем по стране выросла на 9% в сравнении с предыдущей неделей:

• Москва - 10%
• Новосибирск - 8%
• Ростов-на-Дону - 7%
• Нижний Новгород - 7%
• Петербург - 6%
• Екатеринбург - 6%
• Красноярск - 2%

Традиционно (до пандемии) майские праздники, как и лето в целом, были провальным сезоном для рестораторов - горожане массово уезжали отдыхать за границу. Теперь возможен обратный тренд.

Свою роль играет и растущий внутренний туризм. Например, в питерских сетях отмечают еще больший рост, чем "Тинькофф" - на 10%, именно из-за наплыва приезжих из других городов.

В то же время рынок еще не вышел на доковидный уровень: траты в Москве и Петербурге на 29% меньше, чем на майских праздниках 2019 года, в Екатеринбурге - на 18%, в Ростове-на-Дону - на 14%.
В Госдуме предложили правительству разрешить коммерческую деятельность индивидуальных предпринимателей без перевода помещения в нежилой фонд.

Сейчас законодательство жестко ограничивает ведение бизнеса в жилых домах. Для этого помещение нужно перевести в статус нежилого, а это крайне сложная и затратная процедура, сопряженная с целым рядом условий.

Например, такой перевод допускается, если квартира расположена на первом этаже либо непосредственно над нежилыми помещениями. Также необходимо иметь отдельный вход и соответствовать пожарным и санитарным нормам.

Кроме того, потребуется большая и длительная юридическая работа: получить письменное согласие всех соседей, согласовать при необходимости перепланировку, внести изменения в ЕГРН и т.д. Средняя стоимость перевода начинается от 250 тыс. рублей, а тарифы на коммунальные платежи для таких помещений в разы выше, чем для жилых.

Естественно, для огромных числа индивидуальных предпринимателей и желающих ими стать все эти обстоятельства являются сдерживающими факторами. При этом во многих населенных пунктах острый дефицит помещений для малого бизнеса. В итоге вместо его развития получаем запреты и ограничения.

Какие-то ограничения необходимы (например, по видам разрешенной деятельности или по количеству посадочных мест). Но сам запретительный подход, несомненно, должен быть пересмотрен и изменен.
Глава Минпромторга Денис Мантуров об импортозамещении в промышленности:

• Доля российской продукции на внутреннем рынке - 60%.

• Лучшие результаты по отраслям у тяжелого машиностроения (80%), с/х машиностроения (24% в 2014 году, сейчас - 70%), транспортного машиностроения, автопрома.

• В 23 отраслях выросло число полностью российских изделий, идущих в серийное производство (сегодня - более 130, несколько лет назад - 35).

• Начинается этап импортозамещения в сегменте комплектующих и компонентов - это главная задача до 2024 года.

Последний пункт - один из ключевых для машиностроения и промышленности в целом. Только собственное производство комплектующих обеспечит независимость российских заводов от зарубежных поставщиков. Кроме того, это дает контроль над себестоимостью конечной продукции.

Пример: в прошлом году ФРП договорился с ГАЗом по программе литья деталей для двигателей внутреннего сгорания (блоки и головки блоков цилиндров). Стоимость инвестпроекта - 2,9 млрд рублей, из них 0,5 млрд выдаст ФРП в форме льготного пятилетнего кредита (ставка 1% в первые три года, 5% в последующие).

Новое производство запустят на Нижегородском литейном заводе уже в этом году. Двигателями с этими компонентами будут оснащаться 400 моделей различной техники, включая продукцию международных брендов.
По "программе 1432" аграрии могут покупать отечественную сельхозтехнику со скидкой 10-15%. Бюджет на текущий год - 10 млрд рублей, и его уже не хватает.

Большинство заводов либо исчерпали, либо близки к исчерпанию лимитов на скидки и вынуждены сокращать планы по продажам, а значит и производству. Потребность в дополнительных средствах в "Росспецмаше" (ассоциация производителей) оценивают в 5 млрд рублей.

Предприятия могут и сейчас наращивать выпуск и продавать технику на льготных условиях. Но им нужны гарантии, что правительство согласится на дополнительные субсидии, как было в предыдущие годы. В 2019-м изначально выделили 11 млрд рублей, их не хватило, и добавили еще 3,5 млрд. В 2020-м начали с 10 млрд, затем увеличили на 4 млрд.

Сейчас вопрос прорабатывается в правительстве. Минпромторг запросил дополнительное финансирование в размере 4 млрд рублей. От итогового решения будут зависеть как темпы роста производства, так и модернизация АПК.

С начала года до 5 мая в рамках "программы 1432" заводы поставили аграриям около 8 тыс. единиц техники.
Несмотря на улучшающиеся прогнозы экспертов на перспективы российской экономики, для правительства цены на социально значимые товары становятся одной из основных задач.

По словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, рост цен на продовольствие замедлился с 7,6% в марте до 6,6% по состоянию на 4 мая. Особого внимания требует ряд позиций: яйца, гречневая крупа, сахар, пшеничный хлеб и подсолнечное масло.

Чтобы сдержать ценовое ралли, в кабмине готовят меры поддержки:

• Производителям сахара - льготные кредиты по ставке от 1 до 5% на закупку сахарной свеклы.

• Мукомолам - субсидии на возмещение части затрат на покупку продовольственной пшеницы.

• Пекарям - возмещение затрат на реализацию хлеба и хлебобулочных изделий.

Цель чиновников - не допустить резкого удара по кошелькам граждан. Заработки экспортеров на быстро растущих международных рынках отходят сейчас на второй план. В качестве компенсации упущенной выгоды им предложат демпферный механизм по зерну, подсолнечному маслу и семенам подсолнечника.
В настоящий момент в 10 депрессивных субъектах РФ реализуются индивидуальные программы социально-экономического развития (2020-2024 гг.). Сегодня на круглом столе в Совете Федерации подводили промежуточные итоги. Обсудили результаты по шести регионам, ранжировав их в зависимости от достигнутых результатов:

1. Чувашия.
2. Алтайский край.
3. Адыгея.
4. Курганская область.
5. Псковская область.
6. Калмыкия.

Отвечающий за Чувашию Минпромторг признан лучшим куратором. Остальным будет полезно разобраться, в чем дело.

На программу из госбюджета выделяется 5 млрд рублей. Сумма на 5 лет не такая уж большая, поэтому здесь важна эффективность разрабатываемых мер.

В Чувашии уклон делается на стимулирование экономической активности местного бизнеса. В этом году планируется 650 млн рублей направить на поддержку малого и среднего предпринимательства, 350 млн - на развитие строительной отрасли (в т.ч. субсидирование ипотеки).

Отдельный пункт - индустриальные и аграрные парки. Например, запланированы технопарк в Цивильском районе, агропромпарк в Батыревском районе, экотехнопарк и территория опережающего социально-экономического развития в Новочебоксарске, расширение видов деятельности ТОСЭР в Канаше.

Конечная цель - за счет господдержки создать максимально комфортные условия для того, чтобы бизнес развивался самостоятельно. Только такая схема и работает. Если программу реализуют успешно, республика сможет получить дополнительные 5 млрд рублей.
Онлайн-расходы на общепит и доставку еды начали бурно расти еще в первую волну пандемии. Многим компаниям интернет-продажи помогли сохранить свою деятельность.

После снятия большинства каратинных ограничений популярность foodtech и e-grocery сохраняется. Согласно исследованию Сбера, в I квартале эти рынки на 78% больше прошлогодних показателей.

Общие расходы россиян на доставку из ресторанов и продуктовых магазинов составили 155 млрд рублей. Это обеспечило бизнесу 10% дополнительной выручки.

Возглавляют рейтинги крупные города, но потенциал регионов только начинает раскрываться. Если не брать Москову и Санкт-Петербург с областями, в доставке из ресторанов лидируют:

• Нижегородская
• ЯНАО
• Самарская область

в доставке из магазинов:

• Татарстан
• Самарская область
• Нижегородская область
Итоги пандемии для рынка труда и тенденции:

• Уровень безработицы в марте - 5,4% (4,1 млн человек). Это на 1 п.п. ниже пикового значения в августе прошлого года, но все еще существенно выше марта 2020-го (4,7%).

• Число безработных, зарегистрированных в центрах занятости на 12 мая - 1,53 млн человек.

• Российский рынка труда на экономические кризисы реагирует в первую очередь сокращением уровня зарплат, а не числа занятых. Во многом это обеспечивается политикой правительства - меры господдержки направлены на сохранение занятости.

• Основная проблема, проявившаяся в ковидный год - нехватка рабочих рук в отраслях, где занято большое число мигрантов (строительство, добывающие производства, с/х, перевозки и торговля).

• Уровень безработицы после пандемии ожидается существенно ниже докризисного за счет реализации правительством в 2021-2024 годах новых, в первую очередь инфраструктурных, проектов.

• Распространение удаленной занятости - максимальное число одномоментно работавших вне офиса достигало 3 млн человек (до пандемии было не более 100 тыс.). Новое законодательство позволит компаниям расширить объем найма удаленных работников.

• Повышение интереса к переобучению из-за страха потерять рабочее место. По экспертным оценкам, доля озаботившихся своими карьерными перспективами из-за коронавируса составила 31,5%. В соответствующих программах Минтруда смогут принять участие до 168 тыс. человек.
Сегодня СМИ пытались напугать аудиторию грядущим дефицитом мороженого - из-за того, что якобы "40% производителей могут не успеть до 1 июня с маркировкой своей продукции". Очередная попытка некоторой части бизнеса бороться с неизбежным. Видим это каждый раз, как маркировка охватывает новые товары.

Подготовка к маркировке молочной продукции началась 2,5 года назад. С января 2021-го она заработала в добровольном режиме. Компаниям предоставили льготные кредиты, обнулили НДС для типографий, сроки начала несколько раз переносили и разбили ввод маркировки на этапы в течение следующих трех лет.

В результате у всех было время подготовиться - и в целом отрасль подготовилась. Подавляющее большинство производителей мороженого (84%) зарегистрированы в системе. Мощности типографий, готовых поставлять упаковку с напечатанными кодами, полностью перекрывают объем выпуска самой этой продукции в стране.

Кто жалуется на неготовность. Юнилевер и Чистая линия - казалось бы ответственные крупные, местами международные компании. Что нужно про них знать? Первые заказали оборудование в марте 2021 года, вторые в апреле. То есть, зная, что поставки занимают 12 недель, еще пара недель уйдет на наладку и настройку, они решились за 8 недель до нужной даты. И теперь ссылаются на "сбои в поставках оборудования" - задумано, чтобы звучало так, что проблема не в них а в поставщиках. Зато два года до этого раз в месяц как по часам писали письма, жаловались, выступали, но на этом все.

Тем не менее, уже промаркировано 5 млрд единиц мороженого. В среднем россиянин съедает 3 кг мороженого в год. Средний вес одной единицы продукции 100 гр. В стране примерно 146 млн населения. Если посчитать, то по состоянию на 1 июня только промаркированного мороженого придется 34 упаковки на человека. Дефицита быть не может еще и потому, что это товар длительного хранения - его запасы ежегодно накапливаются перед высоким летним сезоном. А компании, что не успевают к 1 июня, смогут продавать немаркированное мороженое, произведенное до этой даты.

С опоздавшими работают в индивидуальном порядке. Скорее всего, их даже штрафовать не станут - предложено до августа отменить ответственность.

Противодействие маркировке со стороны определенной части бизнеса - не новость. Учитывая, как долго растянулся процесс в молочной отрасли, пиар-кампания этих игроков явно обошлась им "в копеечку". А могли бы просто вложить эти деньги в модернизацию производства. Сейчас бы уже работали без забот по новым правилам как большинство их коллег.
Правительство усиливает политику импортозамещения в судостроении. Утверждена балльная система оценки уровня локализации в отрасли, аналогичная той, что уже действует в автопроме.

Данная методика позволяет определить, какая продукция может считаться российской. Это важно для верфей, т.к. высокий уровень локализации открывает им доступ к господдержке, включая целевые субсидии.

Каждой категории комплектующих будет присваиваться свой балл, а его величина определяться пропорционально стоимости и сложности оборудования. При этом судостроители смогут самостоятельно решать, как им скомбинировать детали, чтобы судно получило высокую оценку и было признано российским.

По мере роста производства комплектующих требования к локализации будут ужесточаться. Для примера приведем строительство судов на воздушной подушке. Чтобы получить господдержку до 30 июня 2023 года, надо набрать не менее 1950 баллов, с 1 июля 2023 года - 2200 баллов, с 1 июля 2025 года - 2550 баллов.
Согласно данным Сбера, на прошлой неделе, потребительские расходы вновь вышли на рекордные уровни - на 6,5% выше, чем в последние недели перед пандемией.

Основной драйвер роста - услуги. Второй раз за год расходы в этом сегменте вышли в плюс (+2,8%) относительно доковидного периода.

Сохраняются высокие темпы роста:

• Товары для строительства и ремонта - 36,5%
• Одежда, обувь и аксессуары - 31,3%
• Универсальные магазины - 29,3%
Росстат отчитался об апрельской динамике цен в промышленности.

Относительно марта увеличение на 2,7%, относительно декабря 2020-го - на 13,8%. Помимо непосредственно обработки, в этих цифрах учтены цены на сырье (добыча полезных ископаемых).

Рост цен по производственным отраслям:

• пищевые продукты - 1,6%
• текстильные изделия - 1,8%
• химия - 7,5%
• металлургия - 2,0%
• машины и оборудование - 0,7%
• автотранспорт, прицепы - 0,4%

В целом по сегменту обработки цены увеличились на 2,6%.
Уважаемый Незыгарь высказался насчет роста индекса цен производителей. Его это "настораживает".

Индексы производителей растут сейчас во всем мире. Воспринимать это как исключительно негативный сигнал не стоит. Наоборот - цены на подъеме именно потому, что экономика оживает. Растет потребление (сказывается отложенный спрос), запускаются приторможенные в пандемию инвестпроекты, идут в гору все сырьевые рынки.

Именно на таком фоне инвесторы и горят желанием строить новые заводы. Ценовое регулирование, как идея фикс, их лишь распугает и отобьет всякое желание вкладываться. Не случайно президент в своем послании особо отметил отсутствие планов по масштабному использованию нерыночных механизмов.

Задача удешевить и ускорить возведение новых заводов решается другим способом - через создание более выгодных, чем в других странах, общих условий бизнеса: устранение административных барьеров, льготы и преференции, удобная логистика. Использование же плановых методов, таких как регулирование цен, убьет весь инвестклимат в стране.

Что касается задержания чиновников, то, если внимательно следить за повесткой, это процесс перманентный. Такое время от времени случается не только в Минпроме, но и в других ведомствах: Минэнерго, Минобрнауки и т.д. Как говорится, компетентные органы работают. И для системы в целом - хорошо, что министерства работают под их пристальным вниманием.
Три первых промышленных предприятия получили право заключить специальные инвестиционные контракты (СПИК 2.0).

Цель данного механизма - поддержка инвесторов, которые внедряют современные технологии там, где их особенно ждут (перечень технологий определяется правительством):

• Волжский комбайновый завод (Чувашия) - технология производства с/х трактора с мощностью двигателя 40-90 л.с. Такие тракторы при СССР производились Минским тракторным заводом. В результате сейчас спрос аграриев (9-10 тыс. машин в год) покрывается импортом.

• Бренко-Подшипниковая компания (Саратов) и ООО СКФ (Тверская область) - технология изготовления кассетных подшипников (для грузовых вагонов). Они в несколько раз дешевле шариковых и значительно увеличивают межсервисный интервал и жизненный цикл вагонов.

СПИК 2.0 гарантирует неухудшение налоговых условий, налоговые льготы, отраслевые субсидии, упрощенный доступ к госзаказу, ускоренную и упрощенную процедуру получения статуса Made in Russia.

Кроме того, есть стимулирующие меры на уровне регионов, в т.ч. льготы по налогам на прибыль и имущество, специальные условия аренды земельных участков.
Данные по кредитованию малого и среднего бизнеса демонстрируют смену экономических трендов. Предприятия начинают брать деньги не на поддержание бизнеса, а на инвестиционные цели.

В марте объем выданных кредитов превысил 875 млрд рублей (общий размер портфеля достиг 6,2 трлн). Это на 22% больше прошлогодних показателей и на треть - февральских. Кредиты получили 142,8 тыс. компаний (месяц назад - 130 тыс., год назад - 126 тыс.).

Если в феврале средний размер займа составил 5,6 млн рублей, то в марте уже 6,1 млн. Это уже допандемийный показатель. Для сравнения: прошлым летом он опускался до 2,6 млн рублей.

Высокий спрос на длинные инвестиционные деньги приводит к повышению ставок на кредиты свыше одного года (с 7,5% до 7,56%), тогда как ставки по краткосрочным займам снижаются (с 8,04% до 7,98%).

Рост кредитования идет параллельно с улучшением качествам портфеля - доля просрочки малых компаний составила 10,4% против 11,7% год назад. Хотя это по-прежнему вдвое больше, чем у крупного бизнеса (5,2%).

Впрочем, нынешний уровень пока еще не соответствует темпам правительственных программ. В прошлом году доля малого и среднего бизнеса в общем кредитном портфеле компаний должна была достигнуть 20% (к 2030 - 23%). В марте вышли на двухлетний максимум, но этого недостаточно - всего 16,3%.

К тому же на увеличение портфеля могут влиять растущие закупочные цены. Прибавка в 22% соответствует общему росту цен на товары. То есть бизнес в значительной степени вынужден занимать не на развитие, а реагируя на инфляцию.
В президентском послании правительству было поручено разработать дополнительный пакет поддержки малого и среднего бизнеса.

В целом комплекс мер уже согласован (к работе привлекались и предпринимательские ассоциации), но окончательного решения пока нет. Предлагается следующее:

• Обнуление НДС для ресторанов и гостиниц.

• Повышение обязательной квоты на закупки у бизнеса для госзаказчиков - с 15% до 20%, для госкомпаний - с 20% до 30%.

• Субсидии начинающим предпринимателям на открытие своего дела в пределах 100 тыс. рублей. Деньги можно будет направить только на конкретные нужды: аренда, продвижение в интернете, налоги.

• Образовательные программы для начинающих.

• Снижение административной нагрузки (отказ от штрафов за впервые выявленные нарушения).

• Поддержка при выводе бизнеса на IPO.

• Создание цифровой платформы, которая поможет бизнесу определить, на какие меры поддержки он вправе претендовать.

Прямая стоимость предлагаемого пакета для бюджета не будет высокой. По оценкам экспертов, речь о сумме порядка 15 млрд рублей.