Год назад один из основных ударов локдауна пришелся по сегменту общепита. Сейчас пандемия способствует восстановлению его доходов - из-за невозможности отдохнуть за рубежом, граждане тратят деньги в кафе и ресторанах.
По данным Тинькофф, эта статья расходов за выходные с 4 по 10 мая в среднем по стране выросла на 9% в сравнении с предыдущей неделей:
• Москва - 10%
• Новосибирск - 8%
• Ростов-на-Дону - 7%
• Нижний Новгород - 7%
• Петербург - 6%
• Екатеринбург - 6%
• Красноярск - 2%
Традиционно (до пандемии) майские праздники, как и лето в целом, были провальным сезоном для рестораторов - горожане массово уезжали отдыхать за границу. Теперь возможен обратный тренд.
Свою роль играет и растущий внутренний туризм. Например, в питерских сетях отмечают еще больший рост, чем "Тинькофф" - на 10%, именно из-за наплыва приезжих из других городов.
В то же время рынок еще не вышел на доковидный уровень: траты в Москве и Петербурге на 29% меньше, чем на майских праздниках 2019 года, в Екатеринбурге - на 18%, в Ростове-на-Дону - на 14%.
По данным Тинькофф, эта статья расходов за выходные с 4 по 10 мая в среднем по стране выросла на 9% в сравнении с предыдущей неделей:
• Москва - 10%
• Новосибирск - 8%
• Ростов-на-Дону - 7%
• Нижний Новгород - 7%
• Петербург - 6%
• Екатеринбург - 6%
• Красноярск - 2%
Традиционно (до пандемии) майские праздники, как и лето в целом, были провальным сезоном для рестораторов - горожане массово уезжали отдыхать за границу. Теперь возможен обратный тренд.
Свою роль играет и растущий внутренний туризм. Например, в питерских сетях отмечают еще больший рост, чем "Тинькофф" - на 10%, именно из-за наплыва приезжих из других городов.
В то же время рынок еще не вышел на доковидный уровень: траты в Москве и Петербурге на 29% меньше, чем на майских праздниках 2019 года, в Екатеринбурге - на 18%, в Ростове-на-Дону - на 14%.
В Госдуме предложили правительству разрешить коммерческую деятельность индивидуальных предпринимателей без перевода помещения в нежилой фонд.
Сейчас законодательство жестко ограничивает ведение бизнеса в жилых домах. Для этого помещение нужно перевести в статус нежилого, а это крайне сложная и затратная процедура, сопряженная с целым рядом условий.
Например, такой перевод допускается, если квартира расположена на первом этаже либо непосредственно над нежилыми помещениями. Также необходимо иметь отдельный вход и соответствовать пожарным и санитарным нормам.
Кроме того, потребуется большая и длительная юридическая работа: получить письменное согласие всех соседей, согласовать при необходимости перепланировку, внести изменения в ЕГРН и т.д. Средняя стоимость перевода начинается от 250 тыс. рублей, а тарифы на коммунальные платежи для таких помещений в разы выше, чем для жилых.
Естественно, для огромных числа индивидуальных предпринимателей и желающих ими стать все эти обстоятельства являются сдерживающими факторами. При этом во многих населенных пунктах острый дефицит помещений для малого бизнеса. В итоге вместо его развития получаем запреты и ограничения.
Какие-то ограничения необходимы (например, по видам разрешенной деятельности или по количеству посадочных мест). Но сам запретительный подход, несомненно, должен быть пересмотрен и изменен.
Сейчас законодательство жестко ограничивает ведение бизнеса в жилых домах. Для этого помещение нужно перевести в статус нежилого, а это крайне сложная и затратная процедура, сопряженная с целым рядом условий.
Например, такой перевод допускается, если квартира расположена на первом этаже либо непосредственно над нежилыми помещениями. Также необходимо иметь отдельный вход и соответствовать пожарным и санитарным нормам.
Кроме того, потребуется большая и длительная юридическая работа: получить письменное согласие всех соседей, согласовать при необходимости перепланировку, внести изменения в ЕГРН и т.д. Средняя стоимость перевода начинается от 250 тыс. рублей, а тарифы на коммунальные платежи для таких помещений в разы выше, чем для жилых.
Естественно, для огромных числа индивидуальных предпринимателей и желающих ими стать все эти обстоятельства являются сдерживающими факторами. При этом во многих населенных пунктах острый дефицит помещений для малого бизнеса. В итоге вместо его развития получаем запреты и ограничения.
Какие-то ограничения необходимы (например, по видам разрешенной деятельности или по количеству посадочных мест). Но сам запретительный подход, несомненно, должен быть пересмотрен и изменен.
Глава Минпромторга Денис Мантуров об импортозамещении в промышленности:
• Доля российской продукции на внутреннем рынке - 60%.
• Лучшие результаты по отраслям у тяжелого машиностроения (80%), с/х машиностроения (24% в 2014 году, сейчас - 70%), транспортного машиностроения, автопрома.
• В 23 отраслях выросло число полностью российских изделий, идущих в серийное производство (сегодня - более 130, несколько лет назад - 35).
• Начинается этап импортозамещения в сегменте комплектующих и компонентов - это главная задача до 2024 года.
Последний пункт - один из ключевых для машиностроения и промышленности в целом. Только собственное производство комплектующих обеспечит независимость российских заводов от зарубежных поставщиков. Кроме того, это дает контроль над себестоимостью конечной продукции.
Пример: в прошлом году ФРП договорился с ГАЗом по программе литья деталей для двигателей внутреннего сгорания (блоки и головки блоков цилиндров). Стоимость инвестпроекта - 2,9 млрд рублей, из них 0,5 млрд выдаст ФРП в форме льготного пятилетнего кредита (ставка 1% в первые три года, 5% в последующие).
Новое производство запустят на Нижегородском литейном заводе уже в этом году. Двигателями с этими компонентами будут оснащаться 400 моделей различной техники, включая продукцию международных брендов.
• Доля российской продукции на внутреннем рынке - 60%.
• Лучшие результаты по отраслям у тяжелого машиностроения (80%), с/х машиностроения (24% в 2014 году, сейчас - 70%), транспортного машиностроения, автопрома.
• В 23 отраслях выросло число полностью российских изделий, идущих в серийное производство (сегодня - более 130, несколько лет назад - 35).
• Начинается этап импортозамещения в сегменте комплектующих и компонентов - это главная задача до 2024 года.
Последний пункт - один из ключевых для машиностроения и промышленности в целом. Только собственное производство комплектующих обеспечит независимость российских заводов от зарубежных поставщиков. Кроме того, это дает контроль над себестоимостью конечной продукции.
Пример: в прошлом году ФРП договорился с ГАЗом по программе литья деталей для двигателей внутреннего сгорания (блоки и головки блоков цилиндров). Стоимость инвестпроекта - 2,9 млрд рублей, из них 0,5 млрд выдаст ФРП в форме льготного пятилетнего кредита (ставка 1% в первые три года, 5% в последующие).
Новое производство запустят на Нижегородском литейном заводе уже в этом году. Двигателями с этими компонентами будут оснащаться 400 моделей различной техники, включая продукцию международных брендов.
По "программе 1432" аграрии могут покупать отечественную сельхозтехнику со скидкой 10-15%. Бюджет на текущий год - 10 млрд рублей, и его уже не хватает.
Большинство заводов либо исчерпали, либо близки к исчерпанию лимитов на скидки и вынуждены сокращать планы по продажам, а значит и производству. Потребность в дополнительных средствах в "Росспецмаше" (ассоциация производителей) оценивают в 5 млрд рублей.
Предприятия могут и сейчас наращивать выпуск и продавать технику на льготных условиях. Но им нужны гарантии, что правительство согласится на дополнительные субсидии, как было в предыдущие годы. В 2019-м изначально выделили 11 млрд рублей, их не хватило, и добавили еще 3,5 млрд. В 2020-м начали с 10 млрд, затем увеличили на 4 млрд.
Сейчас вопрос прорабатывается в правительстве. Минпромторг запросил дополнительное финансирование в размере 4 млрд рублей. От итогового решения будут зависеть как темпы роста производства, так и модернизация АПК.
С начала года до 5 мая в рамках "программы 1432" заводы поставили аграриям около 8 тыс. единиц техники.
Большинство заводов либо исчерпали, либо близки к исчерпанию лимитов на скидки и вынуждены сокращать планы по продажам, а значит и производству. Потребность в дополнительных средствах в "Росспецмаше" (ассоциация производителей) оценивают в 5 млрд рублей.
Предприятия могут и сейчас наращивать выпуск и продавать технику на льготных условиях. Но им нужны гарантии, что правительство согласится на дополнительные субсидии, как было в предыдущие годы. В 2019-м изначально выделили 11 млрд рублей, их не хватило, и добавили еще 3,5 млрд. В 2020-м начали с 10 млрд, затем увеличили на 4 млрд.
Сейчас вопрос прорабатывается в правительстве. Минпромторг запросил дополнительное финансирование в размере 4 млрд рублей. От итогового решения будут зависеть как темпы роста производства, так и модернизация АПК.
С начала года до 5 мая в рамках "программы 1432" заводы поставили аграриям около 8 тыс. единиц техники.
Несмотря на улучшающиеся прогнозы экспертов на перспективы российской экономики, для правительства цены на социально значимые товары становятся одной из основных задач.
По словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, рост цен на продовольствие замедлился с 7,6% в марте до 6,6% по состоянию на 4 мая. Особого внимания требует ряд позиций: яйца, гречневая крупа, сахар, пшеничный хлеб и подсолнечное масло.
Чтобы сдержать ценовое ралли, в кабмине готовят меры поддержки:
• Производителям сахара - льготные кредиты по ставке от 1 до 5% на закупку сахарной свеклы.
• Мукомолам - субсидии на возмещение части затрат на покупку продовольственной пшеницы.
• Пекарям - возмещение затрат на реализацию хлеба и хлебобулочных изделий.
Цель чиновников - не допустить резкого удара по кошелькам граждан. Заработки экспортеров на быстро растущих международных рынках отходят сейчас на второй план. В качестве компенсации упущенной выгоды им предложат демпферный механизм по зерну, подсолнечному маслу и семенам подсолнечника.
По словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, рост цен на продовольствие замедлился с 7,6% в марте до 6,6% по состоянию на 4 мая. Особого внимания требует ряд позиций: яйца, гречневая крупа, сахар, пшеничный хлеб и подсолнечное масло.
Чтобы сдержать ценовое ралли, в кабмине готовят меры поддержки:
• Производителям сахара - льготные кредиты по ставке от 1 до 5% на закупку сахарной свеклы.
• Мукомолам - субсидии на возмещение части затрат на покупку продовольственной пшеницы.
• Пекарям - возмещение затрат на реализацию хлеба и хлебобулочных изделий.
Цель чиновников - не допустить резкого удара по кошелькам граждан. Заработки экспортеров на быстро растущих международных рынках отходят сейчас на второй план. В качестве компенсации упущенной выгоды им предложат демпферный механизм по зерну, подсолнечному маслу и семенам подсолнечника.
В настоящий момент в 10 депрессивных субъектах РФ реализуются индивидуальные программы социально-экономического развития (2020-2024 гг.). Сегодня на круглом столе в Совете Федерации подводили промежуточные итоги. Обсудили результаты по шести регионам, ранжировав их в зависимости от достигнутых результатов:
1. Чувашия.
2. Алтайский край.
3. Адыгея.
4. Курганская область.
5. Псковская область.
6. Калмыкия.
Отвечающий за Чувашию Минпромторг признан лучшим куратором. Остальным будет полезно разобраться, в чем дело.
На программу из госбюджета выделяется 5 млрд рублей. Сумма на 5 лет не такая уж большая, поэтому здесь важна эффективность разрабатываемых мер.
В Чувашии уклон делается на стимулирование экономической активности местного бизнеса. В этом году планируется 650 млн рублей направить на поддержку малого и среднего предпринимательства, 350 млн - на развитие строительной отрасли (в т.ч. субсидирование ипотеки).
Отдельный пункт - индустриальные и аграрные парки. Например, запланированы технопарк в Цивильском районе, агропромпарк в Батыревском районе, экотехнопарк и территория опережающего социально-экономического развития в Новочебоксарске, расширение видов деятельности ТОСЭР в Канаше.
Конечная цель - за счет господдержки создать максимально комфортные условия для того, чтобы бизнес развивался самостоятельно. Только такая схема и работает. Если программу реализуют успешно, республика сможет получить дополнительные 5 млрд рублей.
1. Чувашия.
2. Алтайский край.
3. Адыгея.
4. Курганская область.
5. Псковская область.
6. Калмыкия.
Отвечающий за Чувашию Минпромторг признан лучшим куратором. Остальным будет полезно разобраться, в чем дело.
На программу из госбюджета выделяется 5 млрд рублей. Сумма на 5 лет не такая уж большая, поэтому здесь важна эффективность разрабатываемых мер.
В Чувашии уклон делается на стимулирование экономической активности местного бизнеса. В этом году планируется 650 млн рублей направить на поддержку малого и среднего предпринимательства, 350 млн - на развитие строительной отрасли (в т.ч. субсидирование ипотеки).
Отдельный пункт - индустриальные и аграрные парки. Например, запланированы технопарк в Цивильском районе, агропромпарк в Батыревском районе, экотехнопарк и территория опережающего социально-экономического развития в Новочебоксарске, расширение видов деятельности ТОСЭР в Канаше.
Конечная цель - за счет господдержки создать максимально комфортные условия для того, чтобы бизнес развивался самостоятельно. Только такая схема и работает. Если программу реализуют успешно, республика сможет получить дополнительные 5 млрд рублей.
Онлайн-расходы на общепит и доставку еды начали бурно расти еще в первую волну пандемии. Многим компаниям интернет-продажи помогли сохранить свою деятельность.
После снятия большинства каратинных ограничений популярность foodtech и e-grocery сохраняется. Согласно исследованию Сбера, в I квартале эти рынки на 78% больше прошлогодних показателей.
Общие расходы россиян на доставку из ресторанов и продуктовых магазинов составили 155 млрд рублей. Это обеспечило бизнесу 10% дополнительной выручки.
Возглавляют рейтинги крупные города, но потенциал регионов только начинает раскрываться. Если не брать Москову и Санкт-Петербург с областями, в доставке из ресторанов лидируют:
• Нижегородская
• ЯНАО
• Самарская область
в доставке из магазинов:
• Татарстан
• Самарская область
• Нижегородская область
После снятия большинства каратинных ограничений популярность foodtech и e-grocery сохраняется. Согласно исследованию Сбера, в I квартале эти рынки на 78% больше прошлогодних показателей.
Общие расходы россиян на доставку из ресторанов и продуктовых магазинов составили 155 млрд рублей. Это обеспечило бизнесу 10% дополнительной выручки.
Возглавляют рейтинги крупные города, но потенциал регионов только начинает раскрываться. Если не брать Москову и Санкт-Петербург с областями, в доставке из ресторанов лидируют:
• Нижегородская
• ЯНАО
• Самарская область
в доставке из магазинов:
• Татарстан
• Самарская область
• Нижегородская область
Итоги пандемии для рынка труда и тенденции:
• Уровень безработицы в марте - 5,4% (4,1 млн человек). Это на 1 п.п. ниже пикового значения в августе прошлого года, но все еще существенно выше марта 2020-го (4,7%).
• Число безработных, зарегистрированных в центрах занятости на 12 мая - 1,53 млн человек.
• Российский рынка труда на экономические кризисы реагирует в первую очередь сокращением уровня зарплат, а не числа занятых. Во многом это обеспечивается политикой правительства - меры господдержки направлены на сохранение занятости.
• Основная проблема, проявившаяся в ковидный год - нехватка рабочих рук в отраслях, где занято большое число мигрантов (строительство, добывающие производства, с/х, перевозки и торговля).
• Уровень безработицы после пандемии ожидается существенно ниже докризисного за счет реализации правительством в 2021-2024 годах новых, в первую очередь инфраструктурных, проектов.
• Распространение удаленной занятости - максимальное число одномоментно работавших вне офиса достигало 3 млн человек (до пандемии было не более 100 тыс.). Новое законодательство позволит компаниям расширить объем найма удаленных работников.
• Повышение интереса к переобучению из-за страха потерять рабочее место. По экспертным оценкам, доля озаботившихся своими карьерными перспективами из-за коронавируса составила 31,5%. В соответствующих программах Минтруда смогут принять участие до 168 тыс. человек.
• Уровень безработицы в марте - 5,4% (4,1 млн человек). Это на 1 п.п. ниже пикового значения в августе прошлого года, но все еще существенно выше марта 2020-го (4,7%).
• Число безработных, зарегистрированных в центрах занятости на 12 мая - 1,53 млн человек.
• Российский рынка труда на экономические кризисы реагирует в первую очередь сокращением уровня зарплат, а не числа занятых. Во многом это обеспечивается политикой правительства - меры господдержки направлены на сохранение занятости.
• Основная проблема, проявившаяся в ковидный год - нехватка рабочих рук в отраслях, где занято большое число мигрантов (строительство, добывающие производства, с/х, перевозки и торговля).
• Уровень безработицы после пандемии ожидается существенно ниже докризисного за счет реализации правительством в 2021-2024 годах новых, в первую очередь инфраструктурных, проектов.
• Распространение удаленной занятости - максимальное число одномоментно работавших вне офиса достигало 3 млн человек (до пандемии было не более 100 тыс.). Новое законодательство позволит компаниям расширить объем найма удаленных работников.
• Повышение интереса к переобучению из-за страха потерять рабочее место. По экспертным оценкам, доля озаботившихся своими карьерными перспективами из-за коронавируса составила 31,5%. В соответствующих программах Минтруда смогут принять участие до 168 тыс. человек.
Сегодня СМИ пытались напугать аудиторию грядущим дефицитом мороженого - из-за того, что якобы "40% производителей могут не успеть до 1 июня с маркировкой своей продукции". Очередная попытка некоторой части бизнеса бороться с неизбежным. Видим это каждый раз, как маркировка охватывает новые товары.
Подготовка к маркировке молочной продукции началась 2,5 года назад. С января 2021-го она заработала в добровольном режиме. Компаниям предоставили льготные кредиты, обнулили НДС для типографий, сроки начала несколько раз переносили и разбили ввод маркировки на этапы в течение следующих трех лет.
В результате у всех было время подготовиться - и в целом отрасль подготовилась. Подавляющее большинство производителей мороженого (84%) зарегистрированы в системе. Мощности типографий, готовых поставлять упаковку с напечатанными кодами, полностью перекрывают объем выпуска самой этой продукции в стране.
Кто жалуется на неготовность. Юнилевер и Чистая линия - казалось бы ответственные крупные, местами международные компании. Что нужно про них знать? Первые заказали оборудование в марте 2021 года, вторые в апреле. То есть, зная, что поставки занимают 12 недель, еще пара недель уйдет на наладку и настройку, они решились за 8 недель до нужной даты. И теперь ссылаются на "сбои в поставках оборудования" - задумано, чтобы звучало так, что проблема не в них а в поставщиках. Зато два года до этого раз в месяц как по часам писали письма, жаловались, выступали, но на этом все.
Тем не менее, уже промаркировано 5 млрд единиц мороженого. В среднем россиянин съедает 3 кг мороженого в год. Средний вес одной единицы продукции 100 гр. В стране примерно 146 млн населения. Если посчитать, то по состоянию на 1 июня только промаркированного мороженого придется 34 упаковки на человека. Дефицита быть не может еще и потому, что это товар длительного хранения - его запасы ежегодно накапливаются перед высоким летним сезоном. А компании, что не успевают к 1 июня, смогут продавать немаркированное мороженое, произведенное до этой даты.
С опоздавшими работают в индивидуальном порядке. Скорее всего, их даже штрафовать не станут - предложено до августа отменить ответственность.
Противодействие маркировке со стороны определенной части бизнеса - не новость. Учитывая, как долго растянулся процесс в молочной отрасли, пиар-кампания этих игроков явно обошлась им "в копеечку". А могли бы просто вложить эти деньги в модернизацию производства. Сейчас бы уже работали без забот по новым правилам как большинство их коллег.
Подготовка к маркировке молочной продукции началась 2,5 года назад. С января 2021-го она заработала в добровольном режиме. Компаниям предоставили льготные кредиты, обнулили НДС для типографий, сроки начала несколько раз переносили и разбили ввод маркировки на этапы в течение следующих трех лет.
В результате у всех было время подготовиться - и в целом отрасль подготовилась. Подавляющее большинство производителей мороженого (84%) зарегистрированы в системе. Мощности типографий, готовых поставлять упаковку с напечатанными кодами, полностью перекрывают объем выпуска самой этой продукции в стране.
Кто жалуется на неготовность. Юнилевер и Чистая линия - казалось бы ответственные крупные, местами международные компании. Что нужно про них знать? Первые заказали оборудование в марте 2021 года, вторые в апреле. То есть, зная, что поставки занимают 12 недель, еще пара недель уйдет на наладку и настройку, они решились за 8 недель до нужной даты. И теперь ссылаются на "сбои в поставках оборудования" - задумано, чтобы звучало так, что проблема не в них а в поставщиках. Зато два года до этого раз в месяц как по часам писали письма, жаловались, выступали, но на этом все.
Тем не менее, уже промаркировано 5 млрд единиц мороженого. В среднем россиянин съедает 3 кг мороженого в год. Средний вес одной единицы продукции 100 гр. В стране примерно 146 млн населения. Если посчитать, то по состоянию на 1 июня только промаркированного мороженого придется 34 упаковки на человека. Дефицита быть не может еще и потому, что это товар длительного хранения - его запасы ежегодно накапливаются перед высоким летним сезоном. А компании, что не успевают к 1 июня, смогут продавать немаркированное мороженое, произведенное до этой даты.
С опоздавшими работают в индивидуальном порядке. Скорее всего, их даже штрафовать не станут - предложено до августа отменить ответственность.
Противодействие маркировке со стороны определенной части бизнеса - не новость. Учитывая, как долго растянулся процесс в молочной отрасли, пиар-кампания этих игроков явно обошлась им "в копеечку". А могли бы просто вложить эти деньги в модернизацию производства. Сейчас бы уже работали без забот по новым правилам как большинство их коллег.
Правительство усиливает политику импортозамещения в судостроении. Утверждена балльная система оценки уровня локализации в отрасли, аналогичная той, что уже действует в автопроме.
Данная методика позволяет определить, какая продукция может считаться российской. Это важно для верфей, т.к. высокий уровень локализации открывает им доступ к господдержке, включая целевые субсидии.
Каждой категории комплектующих будет присваиваться свой балл, а его величина определяться пропорционально стоимости и сложности оборудования. При этом судостроители смогут самостоятельно решать, как им скомбинировать детали, чтобы судно получило высокую оценку и было признано российским.
По мере роста производства комплектующих требования к локализации будут ужесточаться. Для примера приведем строительство судов на воздушной подушке. Чтобы получить господдержку до 30 июня 2023 года, надо набрать не менее 1950 баллов, с 1 июля 2023 года - 2200 баллов, с 1 июля 2025 года - 2550 баллов.
Данная методика позволяет определить, какая продукция может считаться российской. Это важно для верфей, т.к. высокий уровень локализации открывает им доступ к господдержке, включая целевые субсидии.
Каждой категории комплектующих будет присваиваться свой балл, а его величина определяться пропорционально стоимости и сложности оборудования. При этом судостроители смогут самостоятельно решать, как им скомбинировать детали, чтобы судно получило высокую оценку и было признано российским.
По мере роста производства комплектующих требования к локализации будут ужесточаться. Для примера приведем строительство судов на воздушной подушке. Чтобы получить господдержку до 30 июня 2023 года, надо набрать не менее 1950 баллов, с 1 июля 2023 года - 2200 баллов, с 1 июля 2025 года - 2550 баллов.
Согласно данным Сбера, на прошлой неделе, потребительские расходы вновь вышли на рекордные уровни - на 6,5% выше, чем в последние недели перед пандемией.
Основной драйвер роста - услуги. Второй раз за год расходы в этом сегменте вышли в плюс (+2,8%) относительно доковидного периода.
Сохраняются высокие темпы роста:
• Товары для строительства и ремонта - 36,5%
• Одежда, обувь и аксессуары - 31,3%
• Универсальные магазины - 29,3%
Основной драйвер роста - услуги. Второй раз за год расходы в этом сегменте вышли в плюс (+2,8%) относительно доковидного периода.
Сохраняются высокие темпы роста:
• Товары для строительства и ремонта - 36,5%
• Одежда, обувь и аксессуары - 31,3%
• Универсальные магазины - 29,3%
Росстат отчитался об апрельской динамике цен в промышленности.
Относительно марта увеличение на 2,7%, относительно декабря 2020-го - на 13,8%. Помимо непосредственно обработки, в этих цифрах учтены цены на сырье (добыча полезных ископаемых).
Рост цен по производственным отраслям:
• пищевые продукты - 1,6%
• текстильные изделия - 1,8%
• химия - 7,5%
• металлургия - 2,0%
• машины и оборудование - 0,7%
• автотранспорт, прицепы - 0,4%
В целом по сегменту обработки цены увеличились на 2,6%.
Относительно марта увеличение на 2,7%, относительно декабря 2020-го - на 13,8%. Помимо непосредственно обработки, в этих цифрах учтены цены на сырье (добыча полезных ископаемых).
Рост цен по производственным отраслям:
• пищевые продукты - 1,6%
• текстильные изделия - 1,8%
• химия - 7,5%
• металлургия - 2,0%
• машины и оборудование - 0,7%
• автотранспорт, прицепы - 0,4%
В целом по сегменту обработки цены увеличились на 2,6%.
Уважаемый Незыгарь высказался насчет роста индекса цен производителей. Его это "настораживает".
Индексы производителей растут сейчас во всем мире. Воспринимать это как исключительно негативный сигнал не стоит. Наоборот - цены на подъеме именно потому, что экономика оживает. Растет потребление (сказывается отложенный спрос), запускаются приторможенные в пандемию инвестпроекты, идут в гору все сырьевые рынки.
Именно на таком фоне инвесторы и горят желанием строить новые заводы. Ценовое регулирование, как идея фикс, их лишь распугает и отобьет всякое желание вкладываться. Не случайно президент в своем послании особо отметил отсутствие планов по масштабному использованию нерыночных механизмов.
Задача удешевить и ускорить возведение новых заводов решается другим способом - через создание более выгодных, чем в других странах, общих условий бизнеса: устранение административных барьеров, льготы и преференции, удобная логистика. Использование же плановых методов, таких как регулирование цен, убьет весь инвестклимат в стране.
Что касается задержания чиновников, то, если внимательно следить за повесткой, это процесс перманентный. Такое время от времени случается не только в Минпроме, но и в других ведомствах: Минэнерго, Минобрнауки и т.д. Как говорится, компетентные органы работают. И для системы в целом - хорошо, что министерства работают под их пристальным вниманием.
Индексы производителей растут сейчас во всем мире. Воспринимать это как исключительно негативный сигнал не стоит. Наоборот - цены на подъеме именно потому, что экономика оживает. Растет потребление (сказывается отложенный спрос), запускаются приторможенные в пандемию инвестпроекты, идут в гору все сырьевые рынки.
Именно на таком фоне инвесторы и горят желанием строить новые заводы. Ценовое регулирование, как идея фикс, их лишь распугает и отобьет всякое желание вкладываться. Не случайно президент в своем послании особо отметил отсутствие планов по масштабному использованию нерыночных механизмов.
Задача удешевить и ускорить возведение новых заводов решается другим способом - через создание более выгодных, чем в других странах, общих условий бизнеса: устранение административных барьеров, льготы и преференции, удобная логистика. Использование же плановых методов, таких как регулирование цен, убьет весь инвестклимат в стране.
Что касается задержания чиновников, то, если внимательно следить за повесткой, это процесс перманентный. Такое время от времени случается не только в Минпроме, но и в других ведомствах: Минэнерго, Минобрнауки и т.д. Как говорится, компетентные органы работают. И для системы в целом - хорошо, что министерства работают под их пристальным вниманием.
Три первых промышленных предприятия получили право заключить специальные инвестиционные контракты (СПИК 2.0).
Цель данного механизма - поддержка инвесторов, которые внедряют современные технологии там, где их особенно ждут (перечень технологий определяется правительством):
• Волжский комбайновый завод (Чувашия) - технология производства с/х трактора с мощностью двигателя 40-90 л.с. Такие тракторы при СССР производились Минским тракторным заводом. В результате сейчас спрос аграриев (9-10 тыс. машин в год) покрывается импортом.
• Бренко-Подшипниковая компания (Саратов) и ООО СКФ (Тверская область) - технология изготовления кассетных подшипников (для грузовых вагонов). Они в несколько раз дешевле шариковых и значительно увеличивают межсервисный интервал и жизненный цикл вагонов.
СПИК 2.0 гарантирует неухудшение налоговых условий, налоговые льготы, отраслевые субсидии, упрощенный доступ к госзаказу, ускоренную и упрощенную процедуру получения статуса Made in Russia.
Кроме того, есть стимулирующие меры на уровне регионов, в т.ч. льготы по налогам на прибыль и имущество, специальные условия аренды земельных участков.
Цель данного механизма - поддержка инвесторов, которые внедряют современные технологии там, где их особенно ждут (перечень технологий определяется правительством):
• Волжский комбайновый завод (Чувашия) - технология производства с/х трактора с мощностью двигателя 40-90 л.с. Такие тракторы при СССР производились Минским тракторным заводом. В результате сейчас спрос аграриев (9-10 тыс. машин в год) покрывается импортом.
• Бренко-Подшипниковая компания (Саратов) и ООО СКФ (Тверская область) - технология изготовления кассетных подшипников (для грузовых вагонов). Они в несколько раз дешевле шариковых и значительно увеличивают межсервисный интервал и жизненный цикл вагонов.
СПИК 2.0 гарантирует неухудшение налоговых условий, налоговые льготы, отраслевые субсидии, упрощенный доступ к госзаказу, ускоренную и упрощенную процедуру получения статуса Made in Russia.
Кроме того, есть стимулирующие меры на уровне регионов, в т.ч. льготы по налогам на прибыль и имущество, специальные условия аренды земельных участков.
Данные по кредитованию малого и среднего бизнеса демонстрируют смену экономических трендов. Предприятия начинают брать деньги не на поддержание бизнеса, а на инвестиционные цели.
В марте объем выданных кредитов превысил 875 млрд рублей (общий размер портфеля достиг 6,2 трлн). Это на 22% больше прошлогодних показателей и на треть - февральских. Кредиты получили 142,8 тыс. компаний (месяц назад - 130 тыс., год назад - 126 тыс.).
Если в феврале средний размер займа составил 5,6 млн рублей, то в марте уже 6,1 млн. Это уже допандемийный показатель. Для сравнения: прошлым летом он опускался до 2,6 млн рублей.
Высокий спрос на длинные инвестиционные деньги приводит к повышению ставок на кредиты свыше одного года (с 7,5% до 7,56%), тогда как ставки по краткосрочным займам снижаются (с 8,04% до 7,98%).
Рост кредитования идет параллельно с улучшением качествам портфеля - доля просрочки малых компаний составила 10,4% против 11,7% год назад. Хотя это по-прежнему вдвое больше, чем у крупного бизнеса (5,2%).
Впрочем, нынешний уровень пока еще не соответствует темпам правительственных программ. В прошлом году доля малого и среднего бизнеса в общем кредитном портфеле компаний должна была достигнуть 20% (к 2030 - 23%). В марте вышли на двухлетний максимум, но этого недостаточно - всего 16,3%.
К тому же на увеличение портфеля могут влиять растущие закупочные цены. Прибавка в 22% соответствует общему росту цен на товары. То есть бизнес в значительной степени вынужден занимать не на развитие, а реагируя на инфляцию.
В марте объем выданных кредитов превысил 875 млрд рублей (общий размер портфеля достиг 6,2 трлн). Это на 22% больше прошлогодних показателей и на треть - февральских. Кредиты получили 142,8 тыс. компаний (месяц назад - 130 тыс., год назад - 126 тыс.).
Если в феврале средний размер займа составил 5,6 млн рублей, то в марте уже 6,1 млн. Это уже допандемийный показатель. Для сравнения: прошлым летом он опускался до 2,6 млн рублей.
Высокий спрос на длинные инвестиционные деньги приводит к повышению ставок на кредиты свыше одного года (с 7,5% до 7,56%), тогда как ставки по краткосрочным займам снижаются (с 8,04% до 7,98%).
Рост кредитования идет параллельно с улучшением качествам портфеля - доля просрочки малых компаний составила 10,4% против 11,7% год назад. Хотя это по-прежнему вдвое больше, чем у крупного бизнеса (5,2%).
Впрочем, нынешний уровень пока еще не соответствует темпам правительственных программ. В прошлом году доля малого и среднего бизнеса в общем кредитном портфеле компаний должна была достигнуть 20% (к 2030 - 23%). В марте вышли на двухлетний максимум, но этого недостаточно - всего 16,3%.
К тому же на увеличение портфеля могут влиять растущие закупочные цены. Прибавка в 22% соответствует общему росту цен на товары. То есть бизнес в значительной степени вынужден занимать не на развитие, а реагируя на инфляцию.
В президентском послании правительству было поручено разработать дополнительный пакет поддержки малого и среднего бизнеса.
В целом комплекс мер уже согласован (к работе привлекались и предпринимательские ассоциации), но окончательного решения пока нет. Предлагается следующее:
• Обнуление НДС для ресторанов и гостиниц.
• Повышение обязательной квоты на закупки у бизнеса для госзаказчиков - с 15% до 20%, для госкомпаний - с 20% до 30%.
• Субсидии начинающим предпринимателям на открытие своего дела в пределах 100 тыс. рублей. Деньги можно будет направить только на конкретные нужды: аренда, продвижение в интернете, налоги.
• Образовательные программы для начинающих.
• Снижение административной нагрузки (отказ от штрафов за впервые выявленные нарушения).
• Поддержка при выводе бизнеса на IPO.
• Создание цифровой платформы, которая поможет бизнесу определить, на какие меры поддержки он вправе претендовать.
Прямая стоимость предлагаемого пакета для бюджета не будет высокой. По оценкам экспертов, речь о сумме порядка 15 млрд рублей.
В целом комплекс мер уже согласован (к работе привлекались и предпринимательские ассоциации), но окончательного решения пока нет. Предлагается следующее:
• Обнуление НДС для ресторанов и гостиниц.
• Повышение обязательной квоты на закупки у бизнеса для госзаказчиков - с 15% до 20%, для госкомпаний - с 20% до 30%.
• Субсидии начинающим предпринимателям на открытие своего дела в пределах 100 тыс. рублей. Деньги можно будет направить только на конкретные нужды: аренда, продвижение в интернете, налоги.
• Образовательные программы для начинающих.
• Снижение административной нагрузки (отказ от штрафов за впервые выявленные нарушения).
• Поддержка при выводе бизнеса на IPO.
• Создание цифровой платформы, которая поможет бизнесу определить, на какие меры поддержки он вправе претендовать.
Прямая стоимость предлагаемого пакета для бюджета не будет высокой. По оценкам экспертов, речь о сумме порядка 15 млрд рублей.
Повышение Центробанком ключевой ставки (с марта уже дважды) нивелирует преимущества льготного кредитования малого и среднего бизнеса.
Его ставка привязана к ключевой и увеличивается при росте последней. В прошлом году средняя ставка по кредитам составила 7,37% для малого и 8,27% для среднего бизнеса. Если ЦБ продолжит свою политику и дальше (а вероятность этого высокая), стоимость льготного кредита окажется равной рыночной.
Поэтому "Опора России" просит правительство изменить условия программы "1764" (утверждена в 2018 году для поддержки МСБ). Сейчас предприниматели получают по ней деньги на новые проекты, пополнение оборотных средств и рефинансирование инвесткредитов по формуле "ставка ЦБ + 2,75%". Опора предлагает "ставка ЦБ + 2%".
Кроме того, кредиты на инвестиционные цели, например, под конкретный бизнес-проект, предлагается выдавать по ставке, равной ставке ЦБ (сейчас - 5%). У Сбербанка такие займы оформляются под 11% и выше, в Промсвязьбанке - от 6%, в МТС-банк - от 7,25%.
В правительстве решение пока не принято. Бизнес рассчитывает, что этот вопрос будет включен в дополнительный пакет мер поддержки, которые готовятся по поручению президента.
Его ставка привязана к ключевой и увеличивается при росте последней. В прошлом году средняя ставка по кредитам составила 7,37% для малого и 8,27% для среднего бизнеса. Если ЦБ продолжит свою политику и дальше (а вероятность этого высокая), стоимость льготного кредита окажется равной рыночной.
Поэтому "Опора России" просит правительство изменить условия программы "1764" (утверждена в 2018 году для поддержки МСБ). Сейчас предприниматели получают по ней деньги на новые проекты, пополнение оборотных средств и рефинансирование инвесткредитов по формуле "ставка ЦБ + 2,75%". Опора предлагает "ставка ЦБ + 2%".
Кроме того, кредиты на инвестиционные цели, например, под конкретный бизнес-проект, предлагается выдавать по ставке, равной ставке ЦБ (сейчас - 5%). У Сбербанка такие займы оформляются под 11% и выше, в Промсвязьбанке - от 6%, в МТС-банк - от 7,25%.
В правительстве решение пока не принято. Бизнес рассчитывает, что этот вопрос будет включен в дополнительный пакет мер поддержки, которые готовятся по поручению президента.
"Тинькофф" и "Авито" провели исследование работы малого и среднего бизнеса в I квартале.
Из 15 сегментов по размеру среднего оборота на одну компанию лидируют:
• оптовая торговля - 735 тыс. рублей
• кафе и рестораны - 514 тыс.
• дополнительное образование - 492 тыс.
• строительство зданий и сооружений - 455 тыс.
• розничная торговля бытовой техникой и компьютерами - 452 тыс.
• розничная торговля продуктами - 452 тыс.
• розничная онлайн-торговля - 447 тыс.
Данные различаются в зависимости от региона. В Москве на первых местах оптовая торговля, консалтинг, ИТ и разработка ПО. В ЦФО - оптовая торговля. В Санкт-Петербурге, Приволжском, Сибирском и Южном федеральных округах на первом месте ИТ. В СЗО и УФО - грузовые автоперевозки. На Дальнем Востоке - розничная торговля продуктами питания.
Затраты на открытие своего дела и покупку работающего предприятия:
• ремонт автомобилей - от 350 тыс. рублей (готовый бизнес - 3 млн)
• грузовые автоперевозки - от 250 тыс. (2,5 млн)
• кафе - от 900 тыс. (от 950 тыс.). Семейный бизнес без найма сторонних сотрудников - от 180 тыс.
• дополнительное образование - от 480 тыс. (от 500 тыс.)
• оптовая торговля - от 350 тыс. (от 430 тыс.).
• строительно-ремонтные работы - от 350 тыс.
Из 15 сегментов по размеру среднего оборота на одну компанию лидируют:
• оптовая торговля - 735 тыс. рублей
• кафе и рестораны - 514 тыс.
• дополнительное образование - 492 тыс.
• строительство зданий и сооружений - 455 тыс.
• розничная торговля бытовой техникой и компьютерами - 452 тыс.
• розничная торговля продуктами - 452 тыс.
• розничная онлайн-торговля - 447 тыс.
Данные различаются в зависимости от региона. В Москве на первых местах оптовая торговля, консалтинг, ИТ и разработка ПО. В ЦФО - оптовая торговля. В Санкт-Петербурге, Приволжском, Сибирском и Южном федеральных округах на первом месте ИТ. В СЗО и УФО - грузовые автоперевозки. На Дальнем Востоке - розничная торговля продуктами питания.
Затраты на открытие своего дела и покупку работающего предприятия:
• ремонт автомобилей - от 350 тыс. рублей (готовый бизнес - 3 млн)
• грузовые автоперевозки - от 250 тыс. (2,5 млн)
• кафе - от 900 тыс. (от 950 тыс.). Семейный бизнес без найма сторонних сотрудников - от 180 тыс.
• дополнительное образование - от 480 тыс. (от 500 тыс.)
• оптовая торговля - от 350 тыс. (от 430 тыс.).
• строительно-ремонтные работы - от 350 тыс.
В последние годы государство пытается уменьшить возможность давления на бизнес со стороны правоохранительных органов.
Например, в 2018 году силовикам запретили при расследовании экономических дел совершать действия, которые могут остановить легальную деятельность предпринимателей (например, необоснованно изымать технику и носители информации). Год назад запретили преследовать по статье о преступном сообществе (ст. 210 УК) в связи с предпринимательской деятельностью.
В то же время, согласно докладу бизнес-омбудсмена Бориса Титова, следующие проблемы еще сохраняются:
• обвинительный уклон следствия;
• необоснованное избрание жестких мер пресечения;
• подмена гражданских споров уголовным преследованием.
В этой связи предлагается целый комплекс мер, в т.ч.: привлекать к ответственности силовиков и судей за необоснованные решения об арестах по делам о предпринимательстве, снизить категорию тяжести и максимальный срок по налоговым преступлениям, разрешить дистанционный допрос с помощью видеосвязи и др.
Например, в 2018 году силовикам запретили при расследовании экономических дел совершать действия, которые могут остановить легальную деятельность предпринимателей (например, необоснованно изымать технику и носители информации). Год назад запретили преследовать по статье о преступном сообществе (ст. 210 УК) в связи с предпринимательской деятельностью.
В то же время, согласно докладу бизнес-омбудсмена Бориса Титова, следующие проблемы еще сохраняются:
• обвинительный уклон следствия;
• необоснованное избрание жестких мер пресечения;
• подмена гражданских споров уголовным преследованием.
В этой связи предлагается целый комплекс мер, в т.ч.: привлекать к ответственности силовиков и судей за необоснованные решения об арестах по делам о предпринимательстве, снизить категорию тяжести и максимальный срок по налоговым преступлениям, разрешить дистанционный допрос с помощью видеосвязи и др.