В I квартале итоговый финансовый результат (прибыль минус убыток) средних и крупных компаний составил 4,99 трлн рублей. Рост относительно прошлогодних показателей в 3,4 раза.
Прибыль общим размером 6,06 млрд рублей (+28,9%) получили 36 тыс. организаций. Убыток на сумму 1,07 млрд рублей (-67,2%) зафиксировали 17,7 тыс. организаций.
Лидеры по темпам роста:
• обрабатывающие производства - в 27,6 раза
• торговля автомобилями и мотоциклами - в 2,9 раза
• розничная торговля - в 2,2 раза
• растениеводство и животноводство - 96,4%
• строительство - 81,6%
Наибольшая доля прибыльных организаций в Дагестане, Алтае, Воронежской, Белгородской областях и Чечне. Убыточных организаций больше всего в Псковской области, Калмыкии и Северной Осетии, НАО и на Чукотке.
Прибыль общим размером 6,06 млрд рублей (+28,9%) получили 36 тыс. организаций. Убыток на сумму 1,07 млрд рублей (-67,2%) зафиксировали 17,7 тыс. организаций.
Лидеры по темпам роста:
• обрабатывающие производства - в 27,6 раза
• торговля автомобилями и мотоциклами - в 2,9 раза
• розничная торговля - в 2,2 раза
• растениеводство и животноводство - 96,4%
• строительство - 81,6%
Наибольшая доля прибыльных организаций в Дагестане, Алтае, Воронежской, Белгородской областях и Чечне. Убыточных организаций больше всего в Псковской области, Калмыкии и Северной Осетии, НАО и на Чукотке.
Ассоциация российских банков пожаловалась на Минэкономразвития из-за проблем с реализацией льготной программы кредитования "1764".
По этой программе банк выдает кредит по пониженной ставке и через два месяца получает субсидирование от министерства. Но в декабре прошлого года выплаты субсидии прекратились. Деньги появились только в марте, из-за чего некоторые банки остановили работу по программе.
На текущий момент у многих из них нет подписанных с министерством договоров, в которых определяется лимит субсидий. А те размеры, что установлены, позволяют лишь поддерживать уровень ставки по ранее выданным займам, а не оформлять новые.
Сами банки на эту тему пока не высказывались. В министерстве сообщили, что никаких проблем нет, но информацию о количестве банков, с которыми уже заключен договор на этот год, раскрывать не стали.
Впрочем, у чиновников есть убедительный аргумент в их пользу - темпы выдачи выросли вдвое, 589 млрд рублей на 19 мая против 284 млрд годом ранее. Кроме того, правительство выделило на субсидирование льготной ставки дополнительные 8 млрд.
Какие-то задержки в программе вероятно были, но это не главная проблема для бизнеса. Качественному росту показателей мешает низкая доступность кредитования для начинающих предпринимателей, с которых требуют залоги.
По этой программе банк выдает кредит по пониженной ставке и через два месяца получает субсидирование от министерства. Но в декабре прошлого года выплаты субсидии прекратились. Деньги появились только в марте, из-за чего некоторые банки остановили работу по программе.
На текущий момент у многих из них нет подписанных с министерством договоров, в которых определяется лимит субсидий. А те размеры, что установлены, позволяют лишь поддерживать уровень ставки по ранее выданным займам, а не оформлять новые.
Сами банки на эту тему пока не высказывались. В министерстве сообщили, что никаких проблем нет, но информацию о количестве банков, с которыми уже заключен договор на этот год, раскрывать не стали.
Впрочем, у чиновников есть убедительный аргумент в их пользу - темпы выдачи выросли вдвое, 589 млрд рублей на 19 мая против 284 млрд годом ранее. Кроме того, правительство выделило на субсидирование льготной ставки дополнительные 8 млрд.
Какие-то задержки в программе вероятно были, но это не главная проблема для бизнеса. Качественному росту показателей мешает низкая доступность кредитования для начинающих предпринимателей, с которых требуют залоги.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов в своем докладе президенту предложил меры поддержки малого и среднего бизнеса, в т.ч.:
• Привязать размер штрафов для малого и среднего бизнеса к размеру выручки (микро-, малые и средние предприятия).
• Запретить одновременно привлекать к ответственности за одно и то же правонарушение юрлицо и его руководителя.
• Отменить штрафы за впервые совершенное правонарушение бизнесом в течение одного года (вместо штрафа применять предупреждение).
• Заменить юридический адрес "электронным" адресом субъекта бизнеса на сайте госуслуг.
• Ввести ответственность за необоснованную блокировку счетов налоговыми органами.
• Расширить действие инвестиционного вычета, распространив его не только на налог на прибыль, но и на налог на имущество, НДС, акцизы.
• Для патентной системы налогообложения в докладе предлагается увеличить лимит средней численности работников с 15 до 30 человек.
• Для тех, кто с отмененного ЕНВД перешел на общую систему налогообложения ввести на 3 года льготную ставку по налогу на прибыль (10%).
• Отменить налог на дивиденды для ООО с одним учредителем или учредителями из одной семьи.
В докладе позитивно оценивается мораторий на проверки - из-за этого объем собранных с бизнеса штрафов уменьшился в 6 раз, на 200 млрд рублей.
• Привязать размер штрафов для малого и среднего бизнеса к размеру выручки (микро-, малые и средние предприятия).
• Запретить одновременно привлекать к ответственности за одно и то же правонарушение юрлицо и его руководителя.
• Отменить штрафы за впервые совершенное правонарушение бизнесом в течение одного года (вместо штрафа применять предупреждение).
• Заменить юридический адрес "электронным" адресом субъекта бизнеса на сайте госуслуг.
• Ввести ответственность за необоснованную блокировку счетов налоговыми органами.
• Расширить действие инвестиционного вычета, распространив его не только на налог на прибыль, но и на налог на имущество, НДС, акцизы.
• Для патентной системы налогообложения в докладе предлагается увеличить лимит средней численности работников с 15 до 30 человек.
• Для тех, кто с отмененного ЕНВД перешел на общую систему налогообложения ввести на 3 года льготную ставку по налогу на прибыль (10%).
• Отменить налог на дивиденды для ООО с одним учредителем или учредителями из одной семьи.
В докладе позитивно оценивается мораторий на проверки - из-за этого объем собранных с бизнеса штрафов уменьшился в 6 раз, на 200 млрд рублей.
В России стартовала обязательная маркировка мороженого и сыров. С сегодняшнего дня каждый потребитель может самостоятельно проверять качество приобретаемого продукта через приложение на смартфоне, гарантируя себе защиту от контрафакта.
Каждый раз в таких случаях встает вопрос, не вызовет ли это рост цен. Практика дает отрицательный ответ. Расходы бизнеса в расчете на единицу продукции минимальны. Компаниям на оборудование предоставили льготные кредиты, типографиям, печатающим коды, обнуляли НДС.
Но самое главное - вытесняя с рынка нелегальные товары, маркировка способствует увеличению оборотов добросовестных производителей. При таких условиях цены не растут.
На сегодня эмитировано более 1,1 млрд кодов. К системе присоединились уже 84% производителей мороженого и 96% производителей сыра. Система работает надежно - несмотря на то, что в последние дни нагрузка на нее выросла в разы, 99% документов обрабатывается менее 10 минут.
Крупнейшие игроки рынка, такие как PepsiCo, Valio, "Агрокомплекс им. Н. И. Ткачёва" и др., препятствий для работы в системе не видят.
К бесперебойному входу рынка в маркировку удалось прийти как за счет тесного взаимодействия с оператором (если какие-то проблемы возникают, их решают максимально быстро), так и благодаря подготовительным этапам, когда отлаживались все рабочие процессы.
Подготовка была беспрецедентно долгой - эксперимент стартовал еще в 2019 году, а сроки начала обязательного этапа несколько раз переносили. В итоге начало обязательной маркировку разбили на этапы в течение следующих трех лет, максимально пойдя навстречу бизнесу.
Уже произведенную немаркированную продукцию можно продавать до истечения срока ее годности.
Каждый раз в таких случаях встает вопрос, не вызовет ли это рост цен. Практика дает отрицательный ответ. Расходы бизнеса в расчете на единицу продукции минимальны. Компаниям на оборудование предоставили льготные кредиты, типографиям, печатающим коды, обнуляли НДС.
Но самое главное - вытесняя с рынка нелегальные товары, маркировка способствует увеличению оборотов добросовестных производителей. При таких условиях цены не растут.
На сегодня эмитировано более 1,1 млрд кодов. К системе присоединились уже 84% производителей мороженого и 96% производителей сыра. Система работает надежно - несмотря на то, что в последние дни нагрузка на нее выросла в разы, 99% документов обрабатывается менее 10 минут.
Крупнейшие игроки рынка, такие как PepsiCo, Valio, "Агрокомплекс им. Н. И. Ткачёва" и др., препятствий для работы в системе не видят.
К бесперебойному входу рынка в маркировку удалось прийти как за счет тесного взаимодействия с оператором (если какие-то проблемы возникают, их решают максимально быстро), так и благодаря подготовительным этапам, когда отлаживались все рабочие процессы.
Подготовка была беспрецедентно долгой - эксперимент стартовал еще в 2019 году, а сроки начала обязательного этапа несколько раз переносили. В итоге начало обязательной маркировку разбили на этапы в течение следующих трех лет, максимально пойдя навстречу бизнесу.
Уже произведенную немаркированную продукцию можно продавать до истечения срока ее годности.
В мае индекс деловой активности (PMI) обрабатывающих отраслей вырос до 51,9 пункта. Значение выше 50 пунктов указывает на рост, ниже - на спад. В апреле индекс был на уровне 50,4 пункта. Майские показатели стали максимальными с марта 2019 года.
Составитель индекса, аналитическое агентство IHS Markit, рост производства объясняет высоким потребительским спросом. Это касается и экспортных заказов.
Из-за повышения производственных потребностей занятость в мае увеличивалась максимальными с декабря 2018 года темпами.
Составитель индекса, аналитическое агентство IHS Markit, рост производства объясняет высоким потребительским спросом. Это касается и экспортных заказов.
Из-за повышения производственных потребностей занятость в мае увеличивалась максимальными с декабря 2018 года темпами.
Исследование PwC на тему того, как россияне относятся к предпринимателям показало противоречивые результаты.
52% считает, что государство должно усилить регулирование, и лишь четверть - что ослабить. Среди владельцев бизнеса за ослабление контроля высказалось 42% против 34% сторонников его усиления.
При этом 49% россиян назвали условия для предпринимательства "скорее неблагоприятными", а по мнению 44% они в последние годы ухудшаются (37% считают, что улучшаются).
Возможно респонденты под госрегулированием понимали не контроль и проверки, а, скорее, господдержку. Например, 89% опрошенных уверены, что в дополнительной помощи от государства нуждается малый бизнес.
76% относятся к российским предпринимателям "скорее хорошо" ("скорее плохо" - лишь 10%). Это крайне положительный результат для общества, еще живущего под влиянием советских стереотипов.
Например, в 2017 году, согласно исследованию центра Карнеги, 74% поддержали активное вмешательство государства в экономику и перераспределение ресурсов.
52% считает, что государство должно усилить регулирование, и лишь четверть - что ослабить. Среди владельцев бизнеса за ослабление контроля высказалось 42% против 34% сторонников его усиления.
При этом 49% россиян назвали условия для предпринимательства "скорее неблагоприятными", а по мнению 44% они в последние годы ухудшаются (37% считают, что улучшаются).
Возможно респонденты под госрегулированием понимали не контроль и проверки, а, скорее, господдержку. Например, 89% опрошенных уверены, что в дополнительной помощи от государства нуждается малый бизнес.
76% относятся к российским предпринимателям "скорее хорошо" ("скорее плохо" - лишь 10%). Это крайне положительный результат для общества, еще живущего под влиянием советских стереотипов.
Например, в 2017 году, согласно исследованию центра Карнеги, 74% поддержали активное вмешательство государства в экономику и перераспределение ресурсов.
По данным Сбера, в последнюю неделю мая темпы роста потребительских расходов достигли рекордного показателя - 7,2% относительно допандемийного периода.
Основной драйвер роста - сегмент услуг (+5% против +2,2% неделей ранее). Показатели здесь приблизились к продовольственной рознице. Важный момент - россиянам не приходится экономить на товарах, чтобы потребить больше услуг.
Аналогичные данные приводит исследовательская компания IHS Markit - за май ее индекс деловой активности в сфере услуг вырос с 55,2 до 57,5 пункта. Работающие здесь компании повышали цены максимальными с начала 2019 года темпами.
Всё это означает практически полную нормализацию потребительского сегмента после пандемии за счет восстановления занятости и доходов. Хотя говорить об устойчивом тренде пока не приходится - нужно еще несколько недель наблюдений.
Основной драйвер роста - сегмент услуг (+5% против +2,2% неделей ранее). Показатели здесь приблизились к продовольственной рознице. Важный момент - россиянам не приходится экономить на товарах, чтобы потребить больше услуг.
Аналогичные данные приводит исследовательская компания IHS Markit - за май ее индекс деловой активности в сфере услуг вырос с 55,2 до 57,5 пункта. Работающие здесь компании повышали цены максимальными с начала 2019 года темпами.
Всё это означает практически полную нормализацию потребительского сегмента после пандемии за счет восстановления занятости и доходов. Хотя говорить об устойчивом тренде пока не приходится - нужно еще несколько недель наблюдений.
Выступая на ПМЭФ, Владимир Путин предложил ряд мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса и уменьшение регуляторной нагрузки:
• Уже в этом году будут запущены новые механизмы поддержки кредитования МСБ, в том числе зонтичное поручительство, что позволит привлечь дополнительные 600 млрд рублей до 2024 года.
• С 2022 года для компаний общепита запустят пилотный проект: освобождение от уплаты НДС, если их выручка не превышает 2 млрд рублей в год и сохранение пониженной ставки страховых взносов (15%), если численность персонала вырастет до 1,5 тыс. человек (сейчас такой порог - 150 человек).
• Планка, с которой компании подпадают под антимонопольный контроль, повышается до 800 млн рублей выручки в год. Аналогичный параметр для согласовывания с ФАС сделок по слиянию и поглощению.
• Доля закупок госкомпаниями, государственными и муниципальными заказчиками у МСБ должна составить не менее 25%. Сроки расчетов за поставленные товары и услуги нужно сократить до 15 рабочих дней и до 7 дней для малого бизнеса и социально ориентированных НКО.
• Будет запущена постоянная программа поддержки молодежной занятости и предпринимательства.
• В Системе быстрых платежей обнулят комиссию для МСБ.
• Предприниматели, пользующиеся УСН и контрольно-кассовой техникой, должны быть как можно быстрее освобождены от подачи налоговых деклараций (законопроект завис после первого чтения).
• С 1 сентября начнется упрощение норм в строительстве, из более 10 тыс. обязательных норм останется только 3 тыс.
• Уже в этом году будут запущены новые механизмы поддержки кредитования МСБ, в том числе зонтичное поручительство, что позволит привлечь дополнительные 600 млрд рублей до 2024 года.
• С 2022 года для компаний общепита запустят пилотный проект: освобождение от уплаты НДС, если их выручка не превышает 2 млрд рублей в год и сохранение пониженной ставки страховых взносов (15%), если численность персонала вырастет до 1,5 тыс. человек (сейчас такой порог - 150 человек).
• Планка, с которой компании подпадают под антимонопольный контроль, повышается до 800 млн рублей выручки в год. Аналогичный параметр для согласовывания с ФАС сделок по слиянию и поглощению.
• Доля закупок госкомпаниями, государственными и муниципальными заказчиками у МСБ должна составить не менее 25%. Сроки расчетов за поставленные товары и услуги нужно сократить до 15 рабочих дней и до 7 дней для малого бизнеса и социально ориентированных НКО.
• Будет запущена постоянная программа поддержки молодежной занятости и предпринимательства.
• В Системе быстрых платежей обнулят комиссию для МСБ.
• Предприниматели, пользующиеся УСН и контрольно-кассовой техникой, должны быть как можно быстрее освобождены от подачи налоговых деклараций (законопроект завис после первого чтения).
• С 1 сентября начнется упрощение норм в строительстве, из более 10 тыс. обязательных норм останется только 3 тыс.
На ПМЭФ президент озвучил две меры поддержки, касающиеся ресторанного бизнеса:
• Отмена НДС для предприятий, чья выручка не превышает 2 млрд рублей.
• Сохранение пониженной ставки страховых взносов в 15%, даже если численность персонала достигнет 1,5 тыс. человек (сейчас лимит - 250 человек).
Эксперимент начнется с 2022 года, ФНС уже отобрала 500 компаний. Осенью ожидается принятие нормативной базы. Продлится он не меньше года.
Сегодня сетевые рестораны, как правило, работают по серым схемам - в большинстве случаев почти невозможен взаимозачет НДС с поставщиками, у которых пониженная ставка или они не платят его вовсе. Поэтому рестораторы искусственно дробят свой бизнес и сами работают в качестве малых предприятий. В итоге общий объем налоговых отчислений в бюджет, в т.ч. и по НДС, снижается.
Государство также рассчитывает на конец серых зарплат в сегменте, за счет чего оно получит дополнительные средства от подоходного налога и страховых взносов. По словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, объем поступлений от компаний, для которых ставка была снижена с 30 до 15%, вырос на 1/5.
Многие ведущие компании отрасли уже заявили, что в случае отмены НДС они пойдут на "полное обеление". Под установленный критерий по выручке подходят более 80% предприятий общепита - реализация проекта затронет практически весь рынок.
За скобками остается вопрос, что делать с тем бизнесом, который перевалил за 2 млрд рублей годового оборота (например, "Шоколадница", "Теремок").
• Отмена НДС для предприятий, чья выручка не превышает 2 млрд рублей.
• Сохранение пониженной ставки страховых взносов в 15%, даже если численность персонала достигнет 1,5 тыс. человек (сейчас лимит - 250 человек).
Эксперимент начнется с 2022 года, ФНС уже отобрала 500 компаний. Осенью ожидается принятие нормативной базы. Продлится он не меньше года.
Сегодня сетевые рестораны, как правило, работают по серым схемам - в большинстве случаев почти невозможен взаимозачет НДС с поставщиками, у которых пониженная ставка или они не платят его вовсе. Поэтому рестораторы искусственно дробят свой бизнес и сами работают в качестве малых предприятий. В итоге общий объем налоговых отчислений в бюджет, в т.ч. и по НДС, снижается.
Государство также рассчитывает на конец серых зарплат в сегменте, за счет чего оно получит дополнительные средства от подоходного налога и страховых взносов. По словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, объем поступлений от компаний, для которых ставка была снижена с 30 до 15%, вырос на 1/5.
Многие ведущие компании отрасли уже заявили, что в случае отмены НДС они пойдут на "полное обеление". Под установленный критерий по выручке подходят более 80% предприятий общепита - реализация проекта затронет практически весь рынок.
За скобками остается вопрос, что делать с тем бизнесом, который перевалил за 2 млрд рублей годового оборота (например, "Шоколадница", "Теремок").
Вице-премьер Виктория Абрамченко, комментируя тему грядущего запрета некоторых одноразовых товаров, высказалась и по памперсам.
По ее словам, даже если их невозможно переработать, запрещать их не будут - нечем заменить. Поэтому переходить на марлевые пеленки и пр. кустарные средства гигиены не придется.
Однако при этом чиновница продемонстрировала странную экологическую логику. С одной стороны, "все равно хвост от сортировки останется около 50%". То есть примерно половину переработать не получится в любом случае (рекорд у Германии, которая отбирает 60% полезных фракций).
Но сама же уточнила, что энергетическая утилизация - это последний вариант, который может быть рассмотрен в отношении обращения с отходами.
То есть всё, что не перерабатывается, будем не сжигать, а направлять на захоронения? Или как это понимать? Нам этот метод уж точно не представляется более экологичным.
По ее словам, даже если их невозможно переработать, запрещать их не будут - нечем заменить. Поэтому переходить на марлевые пеленки и пр. кустарные средства гигиены не придется.
Однако при этом чиновница продемонстрировала странную экологическую логику. С одной стороны, "все равно хвост от сортировки останется около 50%". То есть примерно половину переработать не получится в любом случае (рекорд у Германии, которая отбирает 60% полезных фракций).
Но сама же уточнила, что энергетическая утилизация - это последний вариант, который может быть рассмотрен в отношении обращения с отходами.
То есть всё, что не перерабатывается, будем не сжигать, а направлять на захоронения? Или как это понимать? Нам этот метод уж точно не представляется более экологичным.
Росстат и ФТС отчитались за первые месяцы 2021 года.
Оборот компаний в сегменте обработки вырос относительно прошлого года на 50,7%, до 4,95 трлн рублей. Рост за первые четыре месяца - 23,5%.
Наилучшие заработки по следующим видам продукции:
• электрооборудование - 53,4% (8%)
• компьютеры, электроника - 65,9% (42,2%)
• обработка древесины - 74,7% (за четыре месяца - 43,3%)
• мебель - в 2,2 раза (60,5%)
• автотранспортные средства, прицепы - в 3,1 раза (47,7%)
Объемы производства в апреле увеличились на 14,2%, но здесь не стоит забывать про локдаун прошлого года. Рост за I квартал - 1,4%, за первые четыре месяца - 4,5%.
Оборот розничной торговли в апреле вырос на 34,7%, за январь-апрель - на 105,9%. В I квартале еще было снижение на 1,6%.
Внешняя торговля за первые четыре месяца увеличилась на 16%, до $217,8 млрд:
• экспорт - $129,5 млрд (+11,3%)
• импорт - $88,3 млрд (+23,7%)
Объемы растут со всеми основными партнерами. На долю ЕС пришлось 35,4% товарооборота (годом ранее было 36,3%), на страны СНГ - 12,5% (12%), на страны АТЭС - 34,1% (33,6%).
Оборот компаний в сегменте обработки вырос относительно прошлого года на 50,7%, до 4,95 трлн рублей. Рост за первые четыре месяца - 23,5%.
Наилучшие заработки по следующим видам продукции:
• электрооборудование - 53,4% (8%)
• компьютеры, электроника - 65,9% (42,2%)
• обработка древесины - 74,7% (за четыре месяца - 43,3%)
• мебель - в 2,2 раза (60,5%)
• автотранспортные средства, прицепы - в 3,1 раза (47,7%)
Объемы производства в апреле увеличились на 14,2%, но здесь не стоит забывать про локдаун прошлого года. Рост за I квартал - 1,4%, за первые четыре месяца - 4,5%.
Оборот розничной торговли в апреле вырос на 34,7%, за январь-апрель - на 105,9%. В I квартале еще было снижение на 1,6%.
Внешняя торговля за первые четыре месяца увеличилась на 16%, до $217,8 млрд:
• экспорт - $129,5 млрд (+11,3%)
• импорт - $88,3 млрд (+23,7%)
Объемы растут со всеми основными партнерами. На долю ЕС пришлось 35,4% товарооборота (годом ранее было 36,3%), на страны СНГ - 12,5% (12%), на страны АТЭС - 34,1% (33,6%).
В Совете Федерации предлагают помочь малому бизнесу, ограничив работу торговых сетей в ночное время и по выходным дням.
Логика здесь отсутствует полностью. Совершенно непонятно, каким образом данная мера откроет "более широкие возможности для организации ярмарок и нестационарных торговых точек" или, например, даст "доступ местным производителям к каналам торговли".
Стимулировать малый бизнес нужно мерами, направленными на его поддержку, а не на ограничения других сегментов.
Например, уже давно завис законопроект о нестационарной и мобильной торговле. Именно его принятия уже несколько лет ждут предприниматели. Реализуйте на уровне правительства и региональных властей программу поддержки соответствующих форматов, и никакая сетевая розница не вытеснит небольших игроков с рынка.
Для регулирования рыночной экономики, нужны рыночные средства. Препятствовать одному бизнесу в интересах другого - это уже недобросовестная конкуренция.
Отдельный аспект - издержки потребителей, для значительной части которых удобно делать массовые закупки именно по выходным. Малый бизнес просто не сможет предоставить им альтернативу. Как и тем, кто покупает в ночное время. То есть ограничения коснутся не только хозяйствующих субъектов, но и граждан, которых лишат устоявшихся потребительских моделей.
Логика здесь отсутствует полностью. Совершенно непонятно, каким образом данная мера откроет "более широкие возможности для организации ярмарок и нестационарных торговых точек" или, например, даст "доступ местным производителям к каналам торговли".
Стимулировать малый бизнес нужно мерами, направленными на его поддержку, а не на ограничения других сегментов.
Например, уже давно завис законопроект о нестационарной и мобильной торговле. Именно его принятия уже несколько лет ждут предприниматели. Реализуйте на уровне правительства и региональных властей программу поддержки соответствующих форматов, и никакая сетевая розница не вытеснит небольших игроков с рынка.
Для регулирования рыночной экономики, нужны рыночные средства. Препятствовать одному бизнесу в интересах другого - это уже недобросовестная конкуренция.
Отдельный аспект - издержки потребителей, для значительной части которых удобно делать массовые закупки именно по выходным. Малый бизнес просто не сможет предоставить им альтернативу. Как и тем, кто покупает в ночное время. То есть ограничения коснутся не только хозяйствующих субъектов, но и граждан, которых лишат устоявшихся потребительских моделей.
Согласно исследованию компании "Делойт", у крупных и средних компаний хорошие настроения, свидетельствующие о преодолении кризиса, вызванного пандемией. COVID-19 больше не является ключевым фактором для развития.
• 82% респондентов ожидают роста доходов в первой половине 2021 года (40% в предыдущем опросе).
• 65% уже вернули уровень выручки на докризисный уровень или превзошли его.
• 49% ждут роста операционной прибыли (было 30%).
• 50% планируют увеличить штат.
Позитивный настрой объясняется тем, что компании смогли адаптироваться к новым условиям. Кроме того, ряд отраслей благодаря пандемии смог получить сверхдоходы за счет роста цен на товары (например, металлургия, с/х, компьютерная техника) и повышенного спроса (например, фармацевтика, e-commerce).
В то же время основными пострадавшими в этом кризисе стали представители малого и среднего бизнеса (что признают и в правительстве). Поэтому хорошая динамика у крупных компаний - это не повод забывать о поддержке малого предпринимательства.
• 82% респондентов ожидают роста доходов в первой половине 2021 года (40% в предыдущем опросе).
• 65% уже вернули уровень выручки на докризисный уровень или превзошли его.
• 49% ждут роста операционной прибыли (было 30%).
• 50% планируют увеличить штат.
Позитивный настрой объясняется тем, что компании смогли адаптироваться к новым условиям. Кроме того, ряд отраслей благодаря пандемии смог получить сверхдоходы за счет роста цен на товары (например, металлургия, с/х, компьютерная техника) и повышенного спроса (например, фармацевтика, e-commerce).
В то же время основными пострадавшими в этом кризисе стали представители малого и среднего бизнеса (что признают и в правительстве). Поэтому хорошая динамика у крупных компаний - это не повод забывать о поддержке малого предпринимательства.
Итоги пандемийного года для малого и среднего бизнеса от Счетной палаты:
• Число предприятий МСБ - 5,7 млн (-3,9%).
• Доля кредитов малого и среднего бизнеса в общем кредитном портфеле - 10% (в 2018-м - 15%, в 2019-м - 14%).
• Более 21 млрд рублей - размер субсидирования льготной ставки кредитования по нацпроекту "Малое и среднее предпринимательство".
• 924,8 млрд рублей - объем кредитов, выданных по субсидируемой ставке на реализацию проектов в приоритетных отраслях. План - 1,2 трлн рублей, реализация - 77%.
• За последние 5 лет поддержкой охвачено менее 1% субъектов малого и среднего бизнеса.
• Число предприятий МСБ - 5,7 млн (-3,9%).
• Доля кредитов малого и среднего бизнеса в общем кредитном портфеле - 10% (в 2018-м - 15%, в 2019-м - 14%).
• Более 21 млрд рублей - размер субсидирования льготной ставки кредитования по нацпроекту "Малое и среднее предпринимательство".
• 924,8 млрд рублей - объем кредитов, выданных по субсидируемой ставке на реализацию проектов в приоритетных отраслях. План - 1,2 трлн рублей, реализация - 77%.
• За последние 5 лет поддержкой охвачено менее 1% субъектов малого и среднего бизнеса.
Корпорация МСП при поддержке МСП Банка составила рейтинг лояльности крупнейших заказчиков к малому и среднему бизнесу. Лидеры по объемам закупок (млрд рублей):
• РЖД - 222,4
• Росатом - 160,4
• Ростелеком - 140,9
• Сбербанк - 118,1
• ВТБ - 75,5
В десятку также вошли: "Автодор", "Роснефть", ВЭБ.РФ, "Ростех" и "Россети".
Доля закупок лидерами рейтинга у малых и средних предприятий составляет почти 63% (правительством установлен уровень в 20%).
За одну такую закупку обычно конкурирует более трех представителей малого и среднего бизнеса (в среднем 3,22 заявки) - это вдвое выше общей практики.
У крупнейших заказчиков растет как объем закупок, так и их количество. Кроме того, также расширяется ряд номенклатурных позиций, закупаемых у малого и среднего бизнеса. Отдельный тренд - расширение закупок инновационной, высокотехнологичной продукции.
• РЖД - 222,4
• Росатом - 160,4
• Ростелеком - 140,9
• Сбербанк - 118,1
• ВТБ - 75,5
В десятку также вошли: "Автодор", "Роснефть", ВЭБ.РФ, "Ростех" и "Россети".
Доля закупок лидерами рейтинга у малых и средних предприятий составляет почти 63% (правительством установлен уровень в 20%).
За одну такую закупку обычно конкурирует более трех представителей малого и среднего бизнеса (в среднем 3,22 заявки) - это вдвое выше общей практики.
У крупнейших заказчиков растет как объем закупок, так и их количество. Кроме того, также расширяется ряд номенклатурных позиций, закупаемых у малого и среднего бизнеса. Отдельный тренд - расширение закупок инновационной, высокотехнологичной продукции.
Незыгарь пробует анализировать текущее положение дел в отечественном автомобилестроении и приходит к неутешительным выводам: производство падает, спад сильнее, чем в остальном мире, перспективы безрадостные.
Отрицать проблемы в отрасли глупо, с теми же чипами ситуация действительно непростая, и автоконцерны по всему миру в тревожных ожиданиях. В то же время для точного анализа нужна актуальная статистика.
К сожалению, Незыгарь приводит цифры без указания их источника, и даже на первый взгляд они вызывают большие сомнения - откуда, например, уже сейчас данные по выпуску на середину июня? Этого просто не может быть. При этом есть официальная статистика Минпромторга:
По предварительным данным за янв-май 2021 года произведено автомобилей (легковых, грузовых и лёгких коммерческих авто, а также автобусов) - 681 тыс. штук, год назад - 455 тыс., т.е. увеличение на 49,6%. Растут как российские модели, так и иномарки.
Уважаемому Незыгарю хочется пожелать быть осторожнее с публикацией неподтвержденных цифр. Иначе вся аналитика насмарку.
Отдельно информируем, что Китай не относится к основным игрокам на рынке чипов. У него с этим сегментом тяжело. Поэтому и засматривается на Тайвань.
И как раз на ближайшее время запланирован старт программы Фонда развития промышленности, направленной на поддержку производства автокомпонентов.
Отрицать проблемы в отрасли глупо, с теми же чипами ситуация действительно непростая, и автоконцерны по всему миру в тревожных ожиданиях. В то же время для точного анализа нужна актуальная статистика.
К сожалению, Незыгарь приводит цифры без указания их источника, и даже на первый взгляд они вызывают большие сомнения - откуда, например, уже сейчас данные по выпуску на середину июня? Этого просто не может быть. При этом есть официальная статистика Минпромторга:
По предварительным данным за янв-май 2021 года произведено автомобилей (легковых, грузовых и лёгких коммерческих авто, а также автобусов) - 681 тыс. штук, год назад - 455 тыс., т.е. увеличение на 49,6%. Растут как российские модели, так и иномарки.
Уважаемому Незыгарю хочется пожелать быть осторожнее с публикацией неподтвержденных цифр. Иначе вся аналитика насмарку.
Отдельно информируем, что Китай не относится к основным игрокам на рынке чипов. У него с этим сегментом тяжело. Поэтому и засматривается на Тайвань.
И как раз на ближайшее время запланирован старт программы Фонда развития промышленности, направленной на поддержку производства автокомпонентов.
Telegram
НЕЗЫГАРЬ
В «ковидном» 2020 году в России было произведено 1,438 млн и продано около 1,5 млн новых автомобилей на сумму 2,25 трлн рублей, или 2,1% национального ВВП. Из общего объёма продаж 1,26 млн приходилось на машины отечественной сборки (в т.ч. 314 тыс. штук —…
Основной инструмент привлечения частных инвестиций - соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), гарантирующие инвесторам неизменность условий на срок реализации проектов и возмещение ряда затрат.
Чтобы сделать этот механизм более привлекательным, государство смягчает условия заключения СЗПК. Госдума во втором чтении приняла следующие поправки к закону:
• Органы власти обязаны подписывать СЗПК с инвесторами при соответствии заявки условиям. В случае отказа бизнес вправе добиваться заключения соглашения через суд.
• Органы власти должны составить реестры всех федеральных и региональных льгот, на сохранение которых могут претендовать инвесторы.
• Снижаются требования к инвестпроектам. Например, минимальный объем инвестиций при создании транспортно-логистических центров - 1,5 млрд рублей вместо 5 млрд. Срок действия "стабилизационной оговорки" для проектов в АПК, образовании и здравоохранении увеличен с 6 до 10 лет.
• Реализацию проектов можно разбивать на стадии (предынвестиционная, инвестиционная, эксплуатационная) - это позволит поэтапно получать вычеты и субсидии.
• В перечень оснований для изменения условий СЗПК добавлен форс-мажор (примерный список определит правительство).
• Расширен перечень компенсируемых инвесторам затрат - помимо инфраструктурных расходов это уплата процентов по кредитам и займам на эти цели, а также на научные исследования и разработки по инвестпроекту. Возмещение возможно не только в виде субсидии, но и налогового вычета.
Чтобы сделать этот механизм более привлекательным, государство смягчает условия заключения СЗПК. Госдума во втором чтении приняла следующие поправки к закону:
• Органы власти обязаны подписывать СЗПК с инвесторами при соответствии заявки условиям. В случае отказа бизнес вправе добиваться заключения соглашения через суд.
• Органы власти должны составить реестры всех федеральных и региональных льгот, на сохранение которых могут претендовать инвесторы.
• Снижаются требования к инвестпроектам. Например, минимальный объем инвестиций при создании транспортно-логистических центров - 1,5 млрд рублей вместо 5 млрд. Срок действия "стабилизационной оговорки" для проектов в АПК, образовании и здравоохранении увеличен с 6 до 10 лет.
• Реализацию проектов можно разбивать на стадии (предынвестиционная, инвестиционная, эксплуатационная) - это позволит поэтапно получать вычеты и субсидии.
• В перечень оснований для изменения условий СЗПК добавлен форс-мажор (примерный список определит правительство).
• Расширен перечень компенсируемых инвесторам затрат - помимо инфраструктурных расходов это уплата процентов по кредитам и займам на эти цели, а также на научные исследования и разработки по инвестпроекту. Возмещение возможно не только в виде субсидии, но и налогового вычета.
"Доброфлот" (Приморье), крупнейший по объему выпуска береговой рыбоконсервный завод, выявил массовую фальсификацию консервов из сайры в магазинах. По оценкам компании, в России фальсифицировано примерно 54% этой продукции (более 1,4 млн банок в месяц). Таким товаром торгуют в магазинах 19 торговых сетей.
Основная причина фальсификации - подорожание сайры (за последний год на 30-40%) из-за сокращения улова. Недобросовестные производители заменяют ее на сельдь, которая в среднем на 15-20% дешевле, что дает возможность заработать на обмане покупателя.
В начале июня "Доброфлот" уже пожаловался в Роспотребнадзор, попросив создать "равные условия для всех производителей". Но у этого ведомства в распоряжении лишь механизм проверок, то есть реагирования на последствия. Решить саму проблему оно не в состоянии.
Вряд ли сможет полностью справиться с проблемой контрафакта с система ветеринарного контроля "Меркурий", отслеживающая поступление сырья на заводы и выпуск готовой продукции. Практика показывает, что больший процент фальсифицированной продукции позволяет выявлять электронная маркировка товаров, которая "ведет" производство и продвижение каждой единицы продукции.
И, кстати, проблема фальсификата морепродуктов - проблема мировая. По данным The Guardian, признаки фальсификата рыбы обнаружены в магазинах США, Канады, Великобритании, Сингапуре, и других стран.
Основная причина фальсификации - подорожание сайры (за последний год на 30-40%) из-за сокращения улова. Недобросовестные производители заменяют ее на сельдь, которая в среднем на 15-20% дешевле, что дает возможность заработать на обмане покупателя.
В начале июня "Доброфлот" уже пожаловался в Роспотребнадзор, попросив создать "равные условия для всех производителей". Но у этого ведомства в распоряжении лишь механизм проверок, то есть реагирования на последствия. Решить саму проблему оно не в состоянии.
Вряд ли сможет полностью справиться с проблемой контрафакта с система ветеринарного контроля "Меркурий", отслеживающая поступление сырья на заводы и выпуск готовой продукции. Практика показывает, что больший процент фальсифицированной продукции позволяет выявлять электронная маркировка товаров, которая "ведет" производство и продвижение каждой единицы продукции.
И, кстати, проблема фальсификата морепродуктов - проблема мировая. По данным The Guardian, признаки фальсификата рыбы обнаружены в магазинах США, Канады, Великобритании, Сингапуре, и других стран.
В ожидании растущей инфляции и политики Центробанка, направленной на повышение ключевой ставки (что ведет к росту ставок по кредитам), подрос потребительский спрос.
После апрельской паузы в мае возобновился рост покупательской активности как в розничной торговле, так и в сфере услуг. При этом и в апреле увеличился спрос на непродовольственные товары (импорт легковых автомобилей вырос в 2,5 раза), что свидетельствует о выходе из рецессии.
Дополнительные факторы, влияющие на спрос - ограничение зарубежных поездок и бурный рост розничного кредитования. Последнее несет в себе определенные риски, так как во многом происходит за счет кредитов заемщикам с высокой долговой нагрузкой.
Но в текущих условиях для банков именно кредитование физических лиц - наиболее доходная операция. Поэтому его объемы растут, несмотря на высокие риски и попытки ЦБ сдерживать этот процесс. На начало апреля отношение платежей по кредитам к располагаемым денежным доходам населения составило рекордные 11,9%.
Кроме того, потребительский спрос растет благодаря восстановлению рынка труда. Последствия пандемии здесь в целом преодолены. Уровень безработицы и потребности в рабочей силе вернулись к показателям I квартала 2020 года.
Скорее всего, сейчас частное потребление уже превысило допандемийный уровень. Но дальнейшее развитие ситуации зависит от эпидемиологической обстановки и от того, пойдут ли власти на полноценные локдауны.
После апрельской паузы в мае возобновился рост покупательской активности как в розничной торговле, так и в сфере услуг. При этом и в апреле увеличился спрос на непродовольственные товары (импорт легковых автомобилей вырос в 2,5 раза), что свидетельствует о выходе из рецессии.
Дополнительные факторы, влияющие на спрос - ограничение зарубежных поездок и бурный рост розничного кредитования. Последнее несет в себе определенные риски, так как во многом происходит за счет кредитов заемщикам с высокой долговой нагрузкой.
Но в текущих условиях для банков именно кредитование физических лиц - наиболее доходная операция. Поэтому его объемы растут, несмотря на высокие риски и попытки ЦБ сдерживать этот процесс. На начало апреля отношение платежей по кредитам к располагаемым денежным доходам населения составило рекордные 11,9%.
Кроме того, потребительский спрос растет благодаря восстановлению рынка труда. Последствия пандемии здесь в целом преодолены. Уровень безработицы и потребности в рабочей силе вернулись к показателям I квартала 2020 года.
Скорее всего, сейчас частное потребление уже превысило допандемийный уровень. Но дальнейшее развитие ситуации зависит от эпидемиологической обстановки и от того, пойдут ли власти на полноценные локдауны.