В России стартовала обязательная маркировка мороженого и сыров. С сегодняшнего дня каждый потребитель может самостоятельно проверять качество приобретаемого продукта через приложение на смартфоне, гарантируя себе защиту от контрафакта.
Каждый раз в таких случаях встает вопрос, не вызовет ли это рост цен. Практика дает отрицательный ответ. Расходы бизнеса в расчете на единицу продукции минимальны. Компаниям на оборудование предоставили льготные кредиты, типографиям, печатающим коды, обнуляли НДС.
Но самое главное - вытесняя с рынка нелегальные товары, маркировка способствует увеличению оборотов добросовестных производителей. При таких условиях цены не растут.
На сегодня эмитировано более 1,1 млрд кодов. К системе присоединились уже 84% производителей мороженого и 96% производителей сыра. Система работает надежно - несмотря на то, что в последние дни нагрузка на нее выросла в разы, 99% документов обрабатывается менее 10 минут.
Крупнейшие игроки рынка, такие как PepsiCo, Valio, "Агрокомплекс им. Н. И. Ткачёва" и др., препятствий для работы в системе не видят.
К бесперебойному входу рынка в маркировку удалось прийти как за счет тесного взаимодействия с оператором (если какие-то проблемы возникают, их решают максимально быстро), так и благодаря подготовительным этапам, когда отлаживались все рабочие процессы.
Подготовка была беспрецедентно долгой - эксперимент стартовал еще в 2019 году, а сроки начала обязательного этапа несколько раз переносили. В итоге начало обязательной маркировку разбили на этапы в течение следующих трех лет, максимально пойдя навстречу бизнесу.
Уже произведенную немаркированную продукцию можно продавать до истечения срока ее годности.
Каждый раз в таких случаях встает вопрос, не вызовет ли это рост цен. Практика дает отрицательный ответ. Расходы бизнеса в расчете на единицу продукции минимальны. Компаниям на оборудование предоставили льготные кредиты, типографиям, печатающим коды, обнуляли НДС.
Но самое главное - вытесняя с рынка нелегальные товары, маркировка способствует увеличению оборотов добросовестных производителей. При таких условиях цены не растут.
На сегодня эмитировано более 1,1 млрд кодов. К системе присоединились уже 84% производителей мороженого и 96% производителей сыра. Система работает надежно - несмотря на то, что в последние дни нагрузка на нее выросла в разы, 99% документов обрабатывается менее 10 минут.
Крупнейшие игроки рынка, такие как PepsiCo, Valio, "Агрокомплекс им. Н. И. Ткачёва" и др., препятствий для работы в системе не видят.
К бесперебойному входу рынка в маркировку удалось прийти как за счет тесного взаимодействия с оператором (если какие-то проблемы возникают, их решают максимально быстро), так и благодаря подготовительным этапам, когда отлаживались все рабочие процессы.
Подготовка была беспрецедентно долгой - эксперимент стартовал еще в 2019 году, а сроки начала обязательного этапа несколько раз переносили. В итоге начало обязательной маркировку разбили на этапы в течение следующих трех лет, максимально пойдя навстречу бизнесу.
Уже произведенную немаркированную продукцию можно продавать до истечения срока ее годности.
В мае индекс деловой активности (PMI) обрабатывающих отраслей вырос до 51,9 пункта. Значение выше 50 пунктов указывает на рост, ниже - на спад. В апреле индекс был на уровне 50,4 пункта. Майские показатели стали максимальными с марта 2019 года.
Составитель индекса, аналитическое агентство IHS Markit, рост производства объясняет высоким потребительским спросом. Это касается и экспортных заказов.
Из-за повышения производственных потребностей занятость в мае увеличивалась максимальными с декабря 2018 года темпами.
Составитель индекса, аналитическое агентство IHS Markit, рост производства объясняет высоким потребительским спросом. Это касается и экспортных заказов.
Из-за повышения производственных потребностей занятость в мае увеличивалась максимальными с декабря 2018 года темпами.
Исследование PwC на тему того, как россияне относятся к предпринимателям показало противоречивые результаты.
52% считает, что государство должно усилить регулирование, и лишь четверть - что ослабить. Среди владельцев бизнеса за ослабление контроля высказалось 42% против 34% сторонников его усиления.
При этом 49% россиян назвали условия для предпринимательства "скорее неблагоприятными", а по мнению 44% они в последние годы ухудшаются (37% считают, что улучшаются).
Возможно респонденты под госрегулированием понимали не контроль и проверки, а, скорее, господдержку. Например, 89% опрошенных уверены, что в дополнительной помощи от государства нуждается малый бизнес.
76% относятся к российским предпринимателям "скорее хорошо" ("скорее плохо" - лишь 10%). Это крайне положительный результат для общества, еще живущего под влиянием советских стереотипов.
Например, в 2017 году, согласно исследованию центра Карнеги, 74% поддержали активное вмешательство государства в экономику и перераспределение ресурсов.
52% считает, что государство должно усилить регулирование, и лишь четверть - что ослабить. Среди владельцев бизнеса за ослабление контроля высказалось 42% против 34% сторонников его усиления.
При этом 49% россиян назвали условия для предпринимательства "скорее неблагоприятными", а по мнению 44% они в последние годы ухудшаются (37% считают, что улучшаются).
Возможно респонденты под госрегулированием понимали не контроль и проверки, а, скорее, господдержку. Например, 89% опрошенных уверены, что в дополнительной помощи от государства нуждается малый бизнес.
76% относятся к российским предпринимателям "скорее хорошо" ("скорее плохо" - лишь 10%). Это крайне положительный результат для общества, еще живущего под влиянием советских стереотипов.
Например, в 2017 году, согласно исследованию центра Карнеги, 74% поддержали активное вмешательство государства в экономику и перераспределение ресурсов.
По данным Сбера, в последнюю неделю мая темпы роста потребительских расходов достигли рекордного показателя - 7,2% относительно допандемийного периода.
Основной драйвер роста - сегмент услуг (+5% против +2,2% неделей ранее). Показатели здесь приблизились к продовольственной рознице. Важный момент - россиянам не приходится экономить на товарах, чтобы потребить больше услуг.
Аналогичные данные приводит исследовательская компания IHS Markit - за май ее индекс деловой активности в сфере услуг вырос с 55,2 до 57,5 пункта. Работающие здесь компании повышали цены максимальными с начала 2019 года темпами.
Всё это означает практически полную нормализацию потребительского сегмента после пандемии за счет восстановления занятости и доходов. Хотя говорить об устойчивом тренде пока не приходится - нужно еще несколько недель наблюдений.
Основной драйвер роста - сегмент услуг (+5% против +2,2% неделей ранее). Показатели здесь приблизились к продовольственной рознице. Важный момент - россиянам не приходится экономить на товарах, чтобы потребить больше услуг.
Аналогичные данные приводит исследовательская компания IHS Markit - за май ее индекс деловой активности в сфере услуг вырос с 55,2 до 57,5 пункта. Работающие здесь компании повышали цены максимальными с начала 2019 года темпами.
Всё это означает практически полную нормализацию потребительского сегмента после пандемии за счет восстановления занятости и доходов. Хотя говорить об устойчивом тренде пока не приходится - нужно еще несколько недель наблюдений.
Выступая на ПМЭФ, Владимир Путин предложил ряд мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса и уменьшение регуляторной нагрузки:
• Уже в этом году будут запущены новые механизмы поддержки кредитования МСБ, в том числе зонтичное поручительство, что позволит привлечь дополнительные 600 млрд рублей до 2024 года.
• С 2022 года для компаний общепита запустят пилотный проект: освобождение от уплаты НДС, если их выручка не превышает 2 млрд рублей в год и сохранение пониженной ставки страховых взносов (15%), если численность персонала вырастет до 1,5 тыс. человек (сейчас такой порог - 150 человек).
• Планка, с которой компании подпадают под антимонопольный контроль, повышается до 800 млн рублей выручки в год. Аналогичный параметр для согласовывания с ФАС сделок по слиянию и поглощению.
• Доля закупок госкомпаниями, государственными и муниципальными заказчиками у МСБ должна составить не менее 25%. Сроки расчетов за поставленные товары и услуги нужно сократить до 15 рабочих дней и до 7 дней для малого бизнеса и социально ориентированных НКО.
• Будет запущена постоянная программа поддержки молодежной занятости и предпринимательства.
• В Системе быстрых платежей обнулят комиссию для МСБ.
• Предприниматели, пользующиеся УСН и контрольно-кассовой техникой, должны быть как можно быстрее освобождены от подачи налоговых деклараций (законопроект завис после первого чтения).
• С 1 сентября начнется упрощение норм в строительстве, из более 10 тыс. обязательных норм останется только 3 тыс.
• Уже в этом году будут запущены новые механизмы поддержки кредитования МСБ, в том числе зонтичное поручительство, что позволит привлечь дополнительные 600 млрд рублей до 2024 года.
• С 2022 года для компаний общепита запустят пилотный проект: освобождение от уплаты НДС, если их выручка не превышает 2 млрд рублей в год и сохранение пониженной ставки страховых взносов (15%), если численность персонала вырастет до 1,5 тыс. человек (сейчас такой порог - 150 человек).
• Планка, с которой компании подпадают под антимонопольный контроль, повышается до 800 млн рублей выручки в год. Аналогичный параметр для согласовывания с ФАС сделок по слиянию и поглощению.
• Доля закупок госкомпаниями, государственными и муниципальными заказчиками у МСБ должна составить не менее 25%. Сроки расчетов за поставленные товары и услуги нужно сократить до 15 рабочих дней и до 7 дней для малого бизнеса и социально ориентированных НКО.
• Будет запущена постоянная программа поддержки молодежной занятости и предпринимательства.
• В Системе быстрых платежей обнулят комиссию для МСБ.
• Предприниматели, пользующиеся УСН и контрольно-кассовой техникой, должны быть как можно быстрее освобождены от подачи налоговых деклараций (законопроект завис после первого чтения).
• С 1 сентября начнется упрощение норм в строительстве, из более 10 тыс. обязательных норм останется только 3 тыс.
На ПМЭФ президент озвучил две меры поддержки, касающиеся ресторанного бизнеса:
• Отмена НДС для предприятий, чья выручка не превышает 2 млрд рублей.
• Сохранение пониженной ставки страховых взносов в 15%, даже если численность персонала достигнет 1,5 тыс. человек (сейчас лимит - 250 человек).
Эксперимент начнется с 2022 года, ФНС уже отобрала 500 компаний. Осенью ожидается принятие нормативной базы. Продлится он не меньше года.
Сегодня сетевые рестораны, как правило, работают по серым схемам - в большинстве случаев почти невозможен взаимозачет НДС с поставщиками, у которых пониженная ставка или они не платят его вовсе. Поэтому рестораторы искусственно дробят свой бизнес и сами работают в качестве малых предприятий. В итоге общий объем налоговых отчислений в бюджет, в т.ч. и по НДС, снижается.
Государство также рассчитывает на конец серых зарплат в сегменте, за счет чего оно получит дополнительные средства от подоходного налога и страховых взносов. По словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, объем поступлений от компаний, для которых ставка была снижена с 30 до 15%, вырос на 1/5.
Многие ведущие компании отрасли уже заявили, что в случае отмены НДС они пойдут на "полное обеление". Под установленный критерий по выручке подходят более 80% предприятий общепита - реализация проекта затронет практически весь рынок.
За скобками остается вопрос, что делать с тем бизнесом, который перевалил за 2 млрд рублей годового оборота (например, "Шоколадница", "Теремок").
• Отмена НДС для предприятий, чья выручка не превышает 2 млрд рублей.
• Сохранение пониженной ставки страховых взносов в 15%, даже если численность персонала достигнет 1,5 тыс. человек (сейчас лимит - 250 человек).
Эксперимент начнется с 2022 года, ФНС уже отобрала 500 компаний. Осенью ожидается принятие нормативной базы. Продлится он не меньше года.
Сегодня сетевые рестораны, как правило, работают по серым схемам - в большинстве случаев почти невозможен взаимозачет НДС с поставщиками, у которых пониженная ставка или они не платят его вовсе. Поэтому рестораторы искусственно дробят свой бизнес и сами работают в качестве малых предприятий. В итоге общий объем налоговых отчислений в бюджет, в т.ч. и по НДС, снижается.
Государство также рассчитывает на конец серых зарплат в сегменте, за счет чего оно получит дополнительные средства от подоходного налога и страховых взносов. По словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, объем поступлений от компаний, для которых ставка была снижена с 30 до 15%, вырос на 1/5.
Многие ведущие компании отрасли уже заявили, что в случае отмены НДС они пойдут на "полное обеление". Под установленный критерий по выручке подходят более 80% предприятий общепита - реализация проекта затронет практически весь рынок.
За скобками остается вопрос, что делать с тем бизнесом, который перевалил за 2 млрд рублей годового оборота (например, "Шоколадница", "Теремок").
Вице-премьер Виктория Абрамченко, комментируя тему грядущего запрета некоторых одноразовых товаров, высказалась и по памперсам.
По ее словам, даже если их невозможно переработать, запрещать их не будут - нечем заменить. Поэтому переходить на марлевые пеленки и пр. кустарные средства гигиены не придется.
Однако при этом чиновница продемонстрировала странную экологическую логику. С одной стороны, "все равно хвост от сортировки останется около 50%". То есть примерно половину переработать не получится в любом случае (рекорд у Германии, которая отбирает 60% полезных фракций).
Но сама же уточнила, что энергетическая утилизация - это последний вариант, который может быть рассмотрен в отношении обращения с отходами.
То есть всё, что не перерабатывается, будем не сжигать, а направлять на захоронения? Или как это понимать? Нам этот метод уж точно не представляется более экологичным.
По ее словам, даже если их невозможно переработать, запрещать их не будут - нечем заменить. Поэтому переходить на марлевые пеленки и пр. кустарные средства гигиены не придется.
Однако при этом чиновница продемонстрировала странную экологическую логику. С одной стороны, "все равно хвост от сортировки останется около 50%". То есть примерно половину переработать не получится в любом случае (рекорд у Германии, которая отбирает 60% полезных фракций).
Но сама же уточнила, что энергетическая утилизация - это последний вариант, который может быть рассмотрен в отношении обращения с отходами.
То есть всё, что не перерабатывается, будем не сжигать, а направлять на захоронения? Или как это понимать? Нам этот метод уж точно не представляется более экологичным.
Росстат и ФТС отчитались за первые месяцы 2021 года.
Оборот компаний в сегменте обработки вырос относительно прошлого года на 50,7%, до 4,95 трлн рублей. Рост за первые четыре месяца - 23,5%.
Наилучшие заработки по следующим видам продукции:
• электрооборудование - 53,4% (8%)
• компьютеры, электроника - 65,9% (42,2%)
• обработка древесины - 74,7% (за четыре месяца - 43,3%)
• мебель - в 2,2 раза (60,5%)
• автотранспортные средства, прицепы - в 3,1 раза (47,7%)
Объемы производства в апреле увеличились на 14,2%, но здесь не стоит забывать про локдаун прошлого года. Рост за I квартал - 1,4%, за первые четыре месяца - 4,5%.
Оборот розничной торговли в апреле вырос на 34,7%, за январь-апрель - на 105,9%. В I квартале еще было снижение на 1,6%.
Внешняя торговля за первые четыре месяца увеличилась на 16%, до $217,8 млрд:
• экспорт - $129,5 млрд (+11,3%)
• импорт - $88,3 млрд (+23,7%)
Объемы растут со всеми основными партнерами. На долю ЕС пришлось 35,4% товарооборота (годом ранее было 36,3%), на страны СНГ - 12,5% (12%), на страны АТЭС - 34,1% (33,6%).
Оборот компаний в сегменте обработки вырос относительно прошлого года на 50,7%, до 4,95 трлн рублей. Рост за первые четыре месяца - 23,5%.
Наилучшие заработки по следующим видам продукции:
• электрооборудование - 53,4% (8%)
• компьютеры, электроника - 65,9% (42,2%)
• обработка древесины - 74,7% (за четыре месяца - 43,3%)
• мебель - в 2,2 раза (60,5%)
• автотранспортные средства, прицепы - в 3,1 раза (47,7%)
Объемы производства в апреле увеличились на 14,2%, но здесь не стоит забывать про локдаун прошлого года. Рост за I квартал - 1,4%, за первые четыре месяца - 4,5%.
Оборот розничной торговли в апреле вырос на 34,7%, за январь-апрель - на 105,9%. В I квартале еще было снижение на 1,6%.
Внешняя торговля за первые четыре месяца увеличилась на 16%, до $217,8 млрд:
• экспорт - $129,5 млрд (+11,3%)
• импорт - $88,3 млрд (+23,7%)
Объемы растут со всеми основными партнерами. На долю ЕС пришлось 35,4% товарооборота (годом ранее было 36,3%), на страны СНГ - 12,5% (12%), на страны АТЭС - 34,1% (33,6%).
В Совете Федерации предлагают помочь малому бизнесу, ограничив работу торговых сетей в ночное время и по выходным дням.
Логика здесь отсутствует полностью. Совершенно непонятно, каким образом данная мера откроет "более широкие возможности для организации ярмарок и нестационарных торговых точек" или, например, даст "доступ местным производителям к каналам торговли".
Стимулировать малый бизнес нужно мерами, направленными на его поддержку, а не на ограничения других сегментов.
Например, уже давно завис законопроект о нестационарной и мобильной торговле. Именно его принятия уже несколько лет ждут предприниматели. Реализуйте на уровне правительства и региональных властей программу поддержки соответствующих форматов, и никакая сетевая розница не вытеснит небольших игроков с рынка.
Для регулирования рыночной экономики, нужны рыночные средства. Препятствовать одному бизнесу в интересах другого - это уже недобросовестная конкуренция.
Отдельный аспект - издержки потребителей, для значительной части которых удобно делать массовые закупки именно по выходным. Малый бизнес просто не сможет предоставить им альтернативу. Как и тем, кто покупает в ночное время. То есть ограничения коснутся не только хозяйствующих субъектов, но и граждан, которых лишат устоявшихся потребительских моделей.
Логика здесь отсутствует полностью. Совершенно непонятно, каким образом данная мера откроет "более широкие возможности для организации ярмарок и нестационарных торговых точек" или, например, даст "доступ местным производителям к каналам торговли".
Стимулировать малый бизнес нужно мерами, направленными на его поддержку, а не на ограничения других сегментов.
Например, уже давно завис законопроект о нестационарной и мобильной торговле. Именно его принятия уже несколько лет ждут предприниматели. Реализуйте на уровне правительства и региональных властей программу поддержки соответствующих форматов, и никакая сетевая розница не вытеснит небольших игроков с рынка.
Для регулирования рыночной экономики, нужны рыночные средства. Препятствовать одному бизнесу в интересах другого - это уже недобросовестная конкуренция.
Отдельный аспект - издержки потребителей, для значительной части которых удобно делать массовые закупки именно по выходным. Малый бизнес просто не сможет предоставить им альтернативу. Как и тем, кто покупает в ночное время. То есть ограничения коснутся не только хозяйствующих субъектов, но и граждан, которых лишат устоявшихся потребительских моделей.
Согласно исследованию компании "Делойт", у крупных и средних компаний хорошие настроения, свидетельствующие о преодолении кризиса, вызванного пандемией. COVID-19 больше не является ключевым фактором для развития.
• 82% респондентов ожидают роста доходов в первой половине 2021 года (40% в предыдущем опросе).
• 65% уже вернули уровень выручки на докризисный уровень или превзошли его.
• 49% ждут роста операционной прибыли (было 30%).
• 50% планируют увеличить штат.
Позитивный настрой объясняется тем, что компании смогли адаптироваться к новым условиям. Кроме того, ряд отраслей благодаря пандемии смог получить сверхдоходы за счет роста цен на товары (например, металлургия, с/х, компьютерная техника) и повышенного спроса (например, фармацевтика, e-commerce).
В то же время основными пострадавшими в этом кризисе стали представители малого и среднего бизнеса (что признают и в правительстве). Поэтому хорошая динамика у крупных компаний - это не повод забывать о поддержке малого предпринимательства.
• 82% респондентов ожидают роста доходов в первой половине 2021 года (40% в предыдущем опросе).
• 65% уже вернули уровень выручки на докризисный уровень или превзошли его.
• 49% ждут роста операционной прибыли (было 30%).
• 50% планируют увеличить штат.
Позитивный настрой объясняется тем, что компании смогли адаптироваться к новым условиям. Кроме того, ряд отраслей благодаря пандемии смог получить сверхдоходы за счет роста цен на товары (например, металлургия, с/х, компьютерная техника) и повышенного спроса (например, фармацевтика, e-commerce).
В то же время основными пострадавшими в этом кризисе стали представители малого и среднего бизнеса (что признают и в правительстве). Поэтому хорошая динамика у крупных компаний - это не повод забывать о поддержке малого предпринимательства.
Итоги пандемийного года для малого и среднего бизнеса от Счетной палаты:
• Число предприятий МСБ - 5,7 млн (-3,9%).
• Доля кредитов малого и среднего бизнеса в общем кредитном портфеле - 10% (в 2018-м - 15%, в 2019-м - 14%).
• Более 21 млрд рублей - размер субсидирования льготной ставки кредитования по нацпроекту "Малое и среднее предпринимательство".
• 924,8 млрд рублей - объем кредитов, выданных по субсидируемой ставке на реализацию проектов в приоритетных отраслях. План - 1,2 трлн рублей, реализация - 77%.
• За последние 5 лет поддержкой охвачено менее 1% субъектов малого и среднего бизнеса.
• Число предприятий МСБ - 5,7 млн (-3,9%).
• Доля кредитов малого и среднего бизнеса в общем кредитном портфеле - 10% (в 2018-м - 15%, в 2019-м - 14%).
• Более 21 млрд рублей - размер субсидирования льготной ставки кредитования по нацпроекту "Малое и среднее предпринимательство".
• 924,8 млрд рублей - объем кредитов, выданных по субсидируемой ставке на реализацию проектов в приоритетных отраслях. План - 1,2 трлн рублей, реализация - 77%.
• За последние 5 лет поддержкой охвачено менее 1% субъектов малого и среднего бизнеса.
Корпорация МСП при поддержке МСП Банка составила рейтинг лояльности крупнейших заказчиков к малому и среднему бизнесу. Лидеры по объемам закупок (млрд рублей):
• РЖД - 222,4
• Росатом - 160,4
• Ростелеком - 140,9
• Сбербанк - 118,1
• ВТБ - 75,5
В десятку также вошли: "Автодор", "Роснефть", ВЭБ.РФ, "Ростех" и "Россети".
Доля закупок лидерами рейтинга у малых и средних предприятий составляет почти 63% (правительством установлен уровень в 20%).
За одну такую закупку обычно конкурирует более трех представителей малого и среднего бизнеса (в среднем 3,22 заявки) - это вдвое выше общей практики.
У крупнейших заказчиков растет как объем закупок, так и их количество. Кроме того, также расширяется ряд номенклатурных позиций, закупаемых у малого и среднего бизнеса. Отдельный тренд - расширение закупок инновационной, высокотехнологичной продукции.
• РЖД - 222,4
• Росатом - 160,4
• Ростелеком - 140,9
• Сбербанк - 118,1
• ВТБ - 75,5
В десятку также вошли: "Автодор", "Роснефть", ВЭБ.РФ, "Ростех" и "Россети".
Доля закупок лидерами рейтинга у малых и средних предприятий составляет почти 63% (правительством установлен уровень в 20%).
За одну такую закупку обычно конкурирует более трех представителей малого и среднего бизнеса (в среднем 3,22 заявки) - это вдвое выше общей практики.
У крупнейших заказчиков растет как объем закупок, так и их количество. Кроме того, также расширяется ряд номенклатурных позиций, закупаемых у малого и среднего бизнеса. Отдельный тренд - расширение закупок инновационной, высокотехнологичной продукции.
Незыгарь пробует анализировать текущее положение дел в отечественном автомобилестроении и приходит к неутешительным выводам: производство падает, спад сильнее, чем в остальном мире, перспективы безрадостные.
Отрицать проблемы в отрасли глупо, с теми же чипами ситуация действительно непростая, и автоконцерны по всему миру в тревожных ожиданиях. В то же время для точного анализа нужна актуальная статистика.
К сожалению, Незыгарь приводит цифры без указания их источника, и даже на первый взгляд они вызывают большие сомнения - откуда, например, уже сейчас данные по выпуску на середину июня? Этого просто не может быть. При этом есть официальная статистика Минпромторга:
По предварительным данным за янв-май 2021 года произведено автомобилей (легковых, грузовых и лёгких коммерческих авто, а также автобусов) - 681 тыс. штук, год назад - 455 тыс., т.е. увеличение на 49,6%. Растут как российские модели, так и иномарки.
Уважаемому Незыгарю хочется пожелать быть осторожнее с публикацией неподтвержденных цифр. Иначе вся аналитика насмарку.
Отдельно информируем, что Китай не относится к основным игрокам на рынке чипов. У него с этим сегментом тяжело. Поэтому и засматривается на Тайвань.
И как раз на ближайшее время запланирован старт программы Фонда развития промышленности, направленной на поддержку производства автокомпонентов.
Отрицать проблемы в отрасли глупо, с теми же чипами ситуация действительно непростая, и автоконцерны по всему миру в тревожных ожиданиях. В то же время для точного анализа нужна актуальная статистика.
К сожалению, Незыгарь приводит цифры без указания их источника, и даже на первый взгляд они вызывают большие сомнения - откуда, например, уже сейчас данные по выпуску на середину июня? Этого просто не может быть. При этом есть официальная статистика Минпромторга:
По предварительным данным за янв-май 2021 года произведено автомобилей (легковых, грузовых и лёгких коммерческих авто, а также автобусов) - 681 тыс. штук, год назад - 455 тыс., т.е. увеличение на 49,6%. Растут как российские модели, так и иномарки.
Уважаемому Незыгарю хочется пожелать быть осторожнее с публикацией неподтвержденных цифр. Иначе вся аналитика насмарку.
Отдельно информируем, что Китай не относится к основным игрокам на рынке чипов. У него с этим сегментом тяжело. Поэтому и засматривается на Тайвань.
И как раз на ближайшее время запланирован старт программы Фонда развития промышленности, направленной на поддержку производства автокомпонентов.
Telegram
НЕЗЫГАРЬ
В «ковидном» 2020 году в России было произведено 1,438 млн и продано около 1,5 млн новых автомобилей на сумму 2,25 трлн рублей, или 2,1% национального ВВП. Из общего объёма продаж 1,26 млн приходилось на машины отечественной сборки (в т.ч. 314 тыс. штук —…
Основной инструмент привлечения частных инвестиций - соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), гарантирующие инвесторам неизменность условий на срок реализации проектов и возмещение ряда затрат.
Чтобы сделать этот механизм более привлекательным, государство смягчает условия заключения СЗПК. Госдума во втором чтении приняла следующие поправки к закону:
• Органы власти обязаны подписывать СЗПК с инвесторами при соответствии заявки условиям. В случае отказа бизнес вправе добиваться заключения соглашения через суд.
• Органы власти должны составить реестры всех федеральных и региональных льгот, на сохранение которых могут претендовать инвесторы.
• Снижаются требования к инвестпроектам. Например, минимальный объем инвестиций при создании транспортно-логистических центров - 1,5 млрд рублей вместо 5 млрд. Срок действия "стабилизационной оговорки" для проектов в АПК, образовании и здравоохранении увеличен с 6 до 10 лет.
• Реализацию проектов можно разбивать на стадии (предынвестиционная, инвестиционная, эксплуатационная) - это позволит поэтапно получать вычеты и субсидии.
• В перечень оснований для изменения условий СЗПК добавлен форс-мажор (примерный список определит правительство).
• Расширен перечень компенсируемых инвесторам затрат - помимо инфраструктурных расходов это уплата процентов по кредитам и займам на эти цели, а также на научные исследования и разработки по инвестпроекту. Возмещение возможно не только в виде субсидии, но и налогового вычета.
Чтобы сделать этот механизм более привлекательным, государство смягчает условия заключения СЗПК. Госдума во втором чтении приняла следующие поправки к закону:
• Органы власти обязаны подписывать СЗПК с инвесторами при соответствии заявки условиям. В случае отказа бизнес вправе добиваться заключения соглашения через суд.
• Органы власти должны составить реестры всех федеральных и региональных льгот, на сохранение которых могут претендовать инвесторы.
• Снижаются требования к инвестпроектам. Например, минимальный объем инвестиций при создании транспортно-логистических центров - 1,5 млрд рублей вместо 5 млрд. Срок действия "стабилизационной оговорки" для проектов в АПК, образовании и здравоохранении увеличен с 6 до 10 лет.
• Реализацию проектов можно разбивать на стадии (предынвестиционная, инвестиционная, эксплуатационная) - это позволит поэтапно получать вычеты и субсидии.
• В перечень оснований для изменения условий СЗПК добавлен форс-мажор (примерный список определит правительство).
• Расширен перечень компенсируемых инвесторам затрат - помимо инфраструктурных расходов это уплата процентов по кредитам и займам на эти цели, а также на научные исследования и разработки по инвестпроекту. Возмещение возможно не только в виде субсидии, но и налогового вычета.
"Доброфлот" (Приморье), крупнейший по объему выпуска береговой рыбоконсервный завод, выявил массовую фальсификацию консервов из сайры в магазинах. По оценкам компании, в России фальсифицировано примерно 54% этой продукции (более 1,4 млн банок в месяц). Таким товаром торгуют в магазинах 19 торговых сетей.
Основная причина фальсификации - подорожание сайры (за последний год на 30-40%) из-за сокращения улова. Недобросовестные производители заменяют ее на сельдь, которая в среднем на 15-20% дешевле, что дает возможность заработать на обмане покупателя.
В начале июня "Доброфлот" уже пожаловался в Роспотребнадзор, попросив создать "равные условия для всех производителей". Но у этого ведомства в распоряжении лишь механизм проверок, то есть реагирования на последствия. Решить саму проблему оно не в состоянии.
Вряд ли сможет полностью справиться с проблемой контрафакта с система ветеринарного контроля "Меркурий", отслеживающая поступление сырья на заводы и выпуск готовой продукции. Практика показывает, что больший процент фальсифицированной продукции позволяет выявлять электронная маркировка товаров, которая "ведет" производство и продвижение каждой единицы продукции.
И, кстати, проблема фальсификата морепродуктов - проблема мировая. По данным The Guardian, признаки фальсификата рыбы обнаружены в магазинах США, Канады, Великобритании, Сингапуре, и других стран.
Основная причина фальсификации - подорожание сайры (за последний год на 30-40%) из-за сокращения улова. Недобросовестные производители заменяют ее на сельдь, которая в среднем на 15-20% дешевле, что дает возможность заработать на обмане покупателя.
В начале июня "Доброфлот" уже пожаловался в Роспотребнадзор, попросив создать "равные условия для всех производителей". Но у этого ведомства в распоряжении лишь механизм проверок, то есть реагирования на последствия. Решить саму проблему оно не в состоянии.
Вряд ли сможет полностью справиться с проблемой контрафакта с система ветеринарного контроля "Меркурий", отслеживающая поступление сырья на заводы и выпуск готовой продукции. Практика показывает, что больший процент фальсифицированной продукции позволяет выявлять электронная маркировка товаров, которая "ведет" производство и продвижение каждой единицы продукции.
И, кстати, проблема фальсификата морепродуктов - проблема мировая. По данным The Guardian, признаки фальсификата рыбы обнаружены в магазинах США, Канады, Великобритании, Сингапуре, и других стран.
В ожидании растущей инфляции и политики Центробанка, направленной на повышение ключевой ставки (что ведет к росту ставок по кредитам), подрос потребительский спрос.
После апрельской паузы в мае возобновился рост покупательской активности как в розничной торговле, так и в сфере услуг. При этом и в апреле увеличился спрос на непродовольственные товары (импорт легковых автомобилей вырос в 2,5 раза), что свидетельствует о выходе из рецессии.
Дополнительные факторы, влияющие на спрос - ограничение зарубежных поездок и бурный рост розничного кредитования. Последнее несет в себе определенные риски, так как во многом происходит за счет кредитов заемщикам с высокой долговой нагрузкой.
Но в текущих условиях для банков именно кредитование физических лиц - наиболее доходная операция. Поэтому его объемы растут, несмотря на высокие риски и попытки ЦБ сдерживать этот процесс. На начало апреля отношение платежей по кредитам к располагаемым денежным доходам населения составило рекордные 11,9%.
Кроме того, потребительский спрос растет благодаря восстановлению рынка труда. Последствия пандемии здесь в целом преодолены. Уровень безработицы и потребности в рабочей силе вернулись к показателям I квартала 2020 года.
Скорее всего, сейчас частное потребление уже превысило допандемийный уровень. Но дальнейшее развитие ситуации зависит от эпидемиологической обстановки и от того, пойдут ли власти на полноценные локдауны.
После апрельской паузы в мае возобновился рост покупательской активности как в розничной торговле, так и в сфере услуг. При этом и в апреле увеличился спрос на непродовольственные товары (импорт легковых автомобилей вырос в 2,5 раза), что свидетельствует о выходе из рецессии.
Дополнительные факторы, влияющие на спрос - ограничение зарубежных поездок и бурный рост розничного кредитования. Последнее несет в себе определенные риски, так как во многом происходит за счет кредитов заемщикам с высокой долговой нагрузкой.
Но в текущих условиях для банков именно кредитование физических лиц - наиболее доходная операция. Поэтому его объемы растут, несмотря на высокие риски и попытки ЦБ сдерживать этот процесс. На начало апреля отношение платежей по кредитам к располагаемым денежным доходам населения составило рекордные 11,9%.
Кроме того, потребительский спрос растет благодаря восстановлению рынка труда. Последствия пандемии здесь в целом преодолены. Уровень безработицы и потребности в рабочей силе вернулись к показателям I квартала 2020 года.
Скорее всего, сейчас частное потребление уже превысило допандемийный уровень. Но дальнейшее развитие ситуации зависит от эпидемиологической обстановки и от того, пойдут ли власти на полноценные локдауны.
В мае деловая активность малого и среднего бизнеса достигла рекордных показателей. Максимальный результат за все время наблюдений (с 2014 года) обеспечил рост инвестиций и продаж, а также решения компаний о расширении штата.
Ключевую роль сыграли именно инвестиции - впервые с начала пандемии малые предприятия начали активно вкладываться в развитие бизнеса. Исследование "Опоры России", банка ПСБ и агентства Magram Market Research подтвердило данные Центробанка, который месяц назад зафиксировал смену модели кредитования - с займов для поддержания бизнеса на инвестиционные цели.
Помимо доступных кредитов повышению инвестактивности способствуют растущие продажи. У пятой части компаний выручка увеличилась, а более трети (36%) ожидают ее роста. Это поддержит высокий уровень инвестиций в ближайшие месяцы.
О планах нарастить их сообщили 30% компаний (в апреле - 26%). Но всё может изменить третья волна COVID-19 и жесткий характер ограничительных мер. Другой негативный фактор - повышение стоимости заемного капитала. Уже сейчас рост ставки рефинансирования нивелирует эффект от программ льготного кредитования.
Поэтому для сохранения наметившихся положительных трендов нужны дополнительные меры господдержки малого бизнеса. Сами предпринимателя предлагают ввести льготную ипотеку для покупки производственных помещений (2-3% на 10-15 лет).
Ключевую роль сыграли именно инвестиции - впервые с начала пандемии малые предприятия начали активно вкладываться в развитие бизнеса. Исследование "Опоры России", банка ПСБ и агентства Magram Market Research подтвердило данные Центробанка, который месяц назад зафиксировал смену модели кредитования - с займов для поддержания бизнеса на инвестиционные цели.
Помимо доступных кредитов повышению инвестактивности способствуют растущие продажи. У пятой части компаний выручка увеличилась, а более трети (36%) ожидают ее роста. Это поддержит высокий уровень инвестиций в ближайшие месяцы.
О планах нарастить их сообщили 30% компаний (в апреле - 26%). Но всё может изменить третья волна COVID-19 и жесткий характер ограничительных мер. Другой негативный фактор - повышение стоимости заемного капитала. Уже сейчас рост ставки рефинансирования нивелирует эффект от программ льготного кредитования.
Поэтому для сохранения наметившихся положительных трендов нужны дополнительные меры господдержки малого бизнеса. Сами предпринимателя предлагают ввести льготную ипотеку для покупки производственных помещений (2-3% на 10-15 лет).
Решения региональных властей о проведении профилактической вакцинации работников в ряде отраслей создают серьезные риски для бизнеса.
Работодатель вправе отстранять сотрудника от работы и увольнять его в строго определенных случаях, предусмотренных Трудовым кодексом. Вакцинация там не упомянута.
Работник, которого из-за отказа вакцинироваться попытаются не допустить до работы или уволить, вправе обжаловать эти действия в трудовую инспекцию. Для бизнеса это грозит штрафами и закрытием на 90 дней.
Ассоциация ритейлеров АКОРТ обратилась с вопросами к главному санитарному врачу Москвы. Просят указать правовые основания для недопуска на работу невакцинированных сотрудников. Также хотят узнать, окажет ли Роспотребнадзор и столичное правительство поддержку при проверках трудовой инспекции.
Ответов, по сути, нет. Основанием для вакцинирования назвали ухудшение эпидемиологической ситуации. Что делать с сотрудниками, не объяснили.
Неофициально говорят, что таких можно отстранять. Министр труда Антон Котяков это подтвердил - для случаев, когда есть постановление санитарного врача об обязательной вакцинации. Но для предпринимателей и судов это просто слова, а не нормы закона. Подав иски, работники торговых сетей имеют все шансы выиграть.
Желание властей минимизировать последствия третьей волны пандемии понятно, но возникающие в связи с этим правовые коллизии не должны отражаться на работе бизнеса. Пока тяжело сказать, какой выход будет найден.
Работодатель вправе отстранять сотрудника от работы и увольнять его в строго определенных случаях, предусмотренных Трудовым кодексом. Вакцинация там не упомянута.
Работник, которого из-за отказа вакцинироваться попытаются не допустить до работы или уволить, вправе обжаловать эти действия в трудовую инспекцию. Для бизнеса это грозит штрафами и закрытием на 90 дней.
Ассоциация ритейлеров АКОРТ обратилась с вопросами к главному санитарному врачу Москвы. Просят указать правовые основания для недопуска на работу невакцинированных сотрудников. Также хотят узнать, окажет ли Роспотребнадзор и столичное правительство поддержку при проверках трудовой инспекции.
Ответов, по сути, нет. Основанием для вакцинирования назвали ухудшение эпидемиологической ситуации. Что делать с сотрудниками, не объяснили.
Неофициально говорят, что таких можно отстранять. Министр труда Антон Котяков это подтвердил - для случаев, когда есть постановление санитарного врача об обязательной вакцинации. Но для предпринимателей и судов это просто слова, а не нормы закона. Подав иски, работники торговых сетей имеют все шансы выиграть.
Желание властей минимизировать последствия третьей волны пандемии понятно, но возникающие в связи с этим правовые коллизии не должны отражаться на работе бизнеса. Пока тяжело сказать, какой выход будет найден.
Экспортеры высокотехнологичной продукции смогут компенсировать до 70% своих расходов на НИОКР по созданию новой конкурентоспособной продукции, т.е. не производившейся ранее или с новыми характеристиками. Лимит субсидии на один проект - 900 млн рублей.
Кроме того, возместят до 30% затрат на улучшение технических характеристик уже существующей промышленной продукции - в целях доведения до уровня зарубежных стандартов. Лимит - 200 млн рублей.
Полученные средства предприятия смогут потратить на зарплаты, проведение новых исследований, закупку оборудования и комплектующих, изготовление образцов продукции, аренду зданий и аппаратуры.
Деньги будут выделяться на конкурсной основе. В этом году на такую поддержку в бюджете предусмотрено 660 млн рублей, в следующем - 5,53 млрд рублей, в 2023-м - 5,68 млрд.
По данным ЮНЕСКО, в России доля расходов на исследования и разработки в ВВП за 2018 год составляла 0,99% (в 2014-м - 1,07%), в среднем по миру она выросла с 1,73% до 1,79%. По подсчетам ВШЭ, в 2019 году такие затраты составили 1,13 трлн рулей (1,03% ВВП).
Основной источник финансирования НИОКР - государство. Оно обеспечивает 2/3 расходов, хотя его доля постепенно снижается (за 10 лет на 5%).
Кроме того, возместят до 30% затрат на улучшение технических характеристик уже существующей промышленной продукции - в целях доведения до уровня зарубежных стандартов. Лимит - 200 млн рублей.
Полученные средства предприятия смогут потратить на зарплаты, проведение новых исследований, закупку оборудования и комплектующих, изготовление образцов продукции, аренду зданий и аппаратуры.
Деньги будут выделяться на конкурсной основе. В этом году на такую поддержку в бюджете предусмотрено 660 млн рублей, в следующем - 5,53 млрд рублей, в 2023-м - 5,68 млрд.
По данным ЮНЕСКО, в России доля расходов на исследования и разработки в ВВП за 2018 год составляла 0,99% (в 2014-м - 1,07%), в среднем по миру она выросла с 1,73% до 1,79%. По подсчетам ВШЭ, в 2019 году такие затраты составили 1,13 трлн рулей (1,03% ВВП).
Основной источник финансирования НИОКР - государство. Оно обеспечивает 2/3 расходов, хотя его доля постепенно снижается (за 10 лет на 5%).
Правительство поднимает максимальную цену контрактов на закупку товаров и услуг у малого и среднего бизнеса.
С 1 октября предельная цена такого договора, заключаемого госкомпаниями повышается с 400 до 800 млн рублей. Данная мера направлена не только на поддержку малого предпринимательства, но и на улучшение процедуры закупок у него.
Из-за действующего сейчас норматива закупку в некоторых случаях приходилось дробить на более мелкие лоты, что мешало выполнению работ в рамках проекта. Например, при строительстве дороги приходилось заключать контракты на неоправданно мелкие участки трассы.
Новый лимит связан с критерием отнесения предприятия к категории малых, согласно которому выручка компании не должна превышать 800 млн рублей в год.
С 1 октября предельная цена такого договора, заключаемого госкомпаниями повышается с 400 до 800 млн рублей. Данная мера направлена не только на поддержку малого предпринимательства, но и на улучшение процедуры закупок у него.
Из-за действующего сейчас норматива закупку в некоторых случаях приходилось дробить на более мелкие лоты, что мешало выполнению работ в рамках проекта. Например, при строительстве дороги приходилось заключать контракты на неоправданно мелкие участки трассы.
Новый лимит связан с критерием отнесения предприятия к категории малых, согласно которому выручка компании не должна превышать 800 млн рублей в год.