Прошлый год стал сверхдоходным для фармацевтической отрасли. Общая прибыль производителей составила 90,6 млрд рублей (в 2019-м - 53,4 млрд).
Лидеры российского рынка:
1. "Отисифарм" - 17,7 млрд (+10,5 млрд)
2. "Фармстандарт" - 16,9 млрд (+5 млрд)
3. "Катрен" - 4,8 млрд
4. Johnson & Johnson - 4,5 млрд
5. "Астразенека фармасьютикалз" - 1,7 млрд (рост в 10 раз).
Наиболее известные препараты двух лидирующих компаний - "Пенталгин" и "Арбидол". Последний в апреле 2020 года был внесен в перечень препаратов для лечения коронавируса. В итоге его продажи выросли на 354%, до 11,3 млрд рублей. Продажи "Пенталгина" - 6,8 млрд (+8,8%).
Доля лекарств иностранного производства составила 56,3%.
Лидеры российского рынка:
1. "Отисифарм" - 17,7 млрд (+10,5 млрд)
2. "Фармстандарт" - 16,9 млрд (+5 млрд)
3. "Катрен" - 4,8 млрд
4. Johnson & Johnson - 4,5 млрд
5. "Астразенека фармасьютикалз" - 1,7 млрд (рост в 10 раз).
Наиболее известные препараты двух лидирующих компаний - "Пенталгин" и "Арбидол". Последний в апреле 2020 года был внесен в перечень препаратов для лечения коронавируса. В итоге его продажи выросли на 354%, до 11,3 млрд рублей. Продажи "Пенталгина" - 6,8 млрд (+8,8%).
Доля лекарств иностранного производства составила 56,3%.
В пандемию главным пострадавшим стал малый и средний бизнес. В 2020 году его доля в ВВП России уменьшилась с 20,8% до 19,8%.
По данным бизнес-омбудсмена Бориса Титова, потенциал антиковидной поддержки со стороны государства уже исчерпан. В I квартале 2021 года падение спроса составило 13%, а большинство предпринимателей в ближайшие 2-3 месяца планирует поднять цены и отказаться от планов по развитию бизнеса.
В ежегодном докладе президенту предлагается 8 мер государственной поддержки:
• Льготное рефинансирование и реструктуризация кредитов (лизинга) для предпринимателей, потерявших в 2020 году более 30% выручки.
• Мораторий на повышение кадастровой стоимости недвижимости до 2022 года включительно.
• Мораторий на проверки до 2022 года включительно.
• Ослабить ограничения на наём сотрудников из ближнего зарубежья.
• Компенсация стоимости антиковидных тестов, усиление работы мобильных пунктов вакцинации на предприятиях.
• Компенсации на приобретение СИЗ.
• При локдаунах (каникулах, длинных выходных) оплата простоя сотрудников за счет государства.
• Мораторий на рост коммунальных тарифов до 2023 года.
Ключевыми проблемами малого и среднего бизнеса названы высокая административная нагрузка и несбалансированность налоговой системы.
По данным бизнес-омбудсмена Бориса Титова, потенциал антиковидной поддержки со стороны государства уже исчерпан. В I квартале 2021 года падение спроса составило 13%, а большинство предпринимателей в ближайшие 2-3 месяца планирует поднять цены и отказаться от планов по развитию бизнеса.
В ежегодном докладе президенту предлагается 8 мер государственной поддержки:
• Льготное рефинансирование и реструктуризация кредитов (лизинга) для предпринимателей, потерявших в 2020 году более 30% выручки.
• Мораторий на повышение кадастровой стоимости недвижимости до 2022 года включительно.
• Мораторий на проверки до 2022 года включительно.
• Ослабить ограничения на наём сотрудников из ближнего зарубежья.
• Компенсация стоимости антиковидных тестов, усиление работы мобильных пунктов вакцинации на предприятиях.
• Компенсации на приобретение СИЗ.
• При локдаунах (каникулах, длинных выходных) оплата простоя сотрудников за счет государства.
• Мораторий на рост коммунальных тарифов до 2023 года.
Ключевыми проблемами малого и среднего бизнеса названы высокая административная нагрузка и несбалансированность налоговой системы.
Показатели инфляции, публикуемые Росстатом, серьезно отличаются от цифр, основанных на анализе кассовых чеков. Такие исследования проводит холдинг "Ромир".
Согласно его результатам, товары массового спроса (продукты питания, лекарства, бытовая химия, средства гигиены, канцелярия и т.д.) за год подорожали на 7,5%, а за последние два года - на 20%. У Росстата другие цифры - 6% и 9,6% соответственно.
Столь высокая разница объясняется тем, что "Ромир" анализирует кассовые чеки при покупках. В Росстате такой учет не ведут, объясняя это тем, что одни и те же товары могут быть записаны по-разному. Но обещают постепенно начать, используя искусственный интеллект.
О высокой инфляции говорят и в Центробанке. В июне медианная оценка ожидаемой в ближайшие 12 месяцев инфляции составила почти 12%. По мнению Набиуллиной, экономика восстанавливается после кризиса слишком быстро, и рост спроса опережает увеличение предложения.
Для регулятора это серьезный аргумент, чтобы повышать ключевую ставку и дальше. Набиуллина заявила о ее возможном увеличении в июле на 0,25-1 процентный пункт.
Помимо этого, государство пытается переломить общую тенденцию, сдерживая цены на отдельные товары (некоторые виды продовольствия, металлы). Но эффективность этих мер под вопросом. Котировки на международных рынках идут в гору и тянут за собой рынки национальные. А рост стоимости сырья приводит к повышению стоимости потребительских товаров.
Согласно его результатам, товары массового спроса (продукты питания, лекарства, бытовая химия, средства гигиены, канцелярия и т.д.) за год подорожали на 7,5%, а за последние два года - на 20%. У Росстата другие цифры - 6% и 9,6% соответственно.
Столь высокая разница объясняется тем, что "Ромир" анализирует кассовые чеки при покупках. В Росстате такой учет не ведут, объясняя это тем, что одни и те же товары могут быть записаны по-разному. Но обещают постепенно начать, используя искусственный интеллект.
О высокой инфляции говорят и в Центробанке. В июне медианная оценка ожидаемой в ближайшие 12 месяцев инфляции составила почти 12%. По мнению Набиуллиной, экономика восстанавливается после кризиса слишком быстро, и рост спроса опережает увеличение предложения.
Для регулятора это серьезный аргумент, чтобы повышать ключевую ставку и дальше. Набиуллина заявила о ее возможном увеличении в июле на 0,25-1 процентный пункт.
Помимо этого, государство пытается переломить общую тенденцию, сдерживая цены на отдельные товары (некоторые виды продовольствия, металлы). Но эффективность этих мер под вопросом. Котировки на международных рынках идут в гору и тянут за собой рынки национальные. А рост стоимости сырья приводит к повышению стоимости потребительских товаров.
Сейчас мерами господдержки пользуется всего несколько процентов компаний малого бизнеса. Причины: недостаток информированности, сложный процесс подачи заявок и долгое ожидание ответа. Чтобы эти проблемы устранить, создали автоматизированный сервис, который уже начал работу в тестовом режиме.
Его суть - на основе официальных открытых источников информации (базы данных ФНС, ФСПП, ЦБ, МВД и др.) проводится диагностика компаний и за несколько минут аккумулируются данные по 44 показателям, в том числе:
• финансовое состояние (обеспеченность собственными оборотными средствами, темп прироста выручки, валовая рентабельность, коэффициент текущей ликвидности и т.д.);
• индикаторы деловой активности предприятия (наличие сайта, присутствие в реестре участников закупок, наличие зарегистрированной интеллектуальной собственности);
• верификация пользователя (паспортные данные руководителя, достоверность сведений в ЕГРЮЛ);
• ограничения на получение господдержки (деятельность в сфере игорного бизнеса и др.).
Сейчас такую диагностику проводят региональные организации, занимающиеся поддержкой МСП. По ее итогам они свяжутся с компаниями и предложат конкретные меры (льготные кредиты, гарантии, программы акселерации и т.д.).
Тестовый режим продлится до августа, после чего сервис станет частью цифровой платформы МСП и будет доступен для предпринимателей в личном кабинете.
Таким образом получение господдержки упростится (предприниматель не будет бегать по кабинетам, собирая справки и выясняя условия), а сама она станет адресной, т.е. подходящей именно этой компании в данный момент.
Его суть - на основе официальных открытых источников информации (базы данных ФНС, ФСПП, ЦБ, МВД и др.) проводится диагностика компаний и за несколько минут аккумулируются данные по 44 показателям, в том числе:
• финансовое состояние (обеспеченность собственными оборотными средствами, темп прироста выручки, валовая рентабельность, коэффициент текущей ликвидности и т.д.);
• индикаторы деловой активности предприятия (наличие сайта, присутствие в реестре участников закупок, наличие зарегистрированной интеллектуальной собственности);
• верификация пользователя (паспортные данные руководителя, достоверность сведений в ЕГРЮЛ);
• ограничения на получение господдержки (деятельность в сфере игорного бизнеса и др.).
Сейчас такую диагностику проводят региональные организации, занимающиеся поддержкой МСП. По ее итогам они свяжутся с компаниями и предложат конкретные меры (льготные кредиты, гарантии, программы акселерации и т.д.).
Тестовый режим продлится до августа, после чего сервис станет частью цифровой платформы МСП и будет доступен для предпринимателей в личном кабинете.
Таким образом получение господдержки упростится (предприниматель не будет бегать по кабинетам, собирая справки и выясняя условия), а сама она станет адресной, т.е. подходящей именно этой компании в данный момент.
Главной проблемой предприниматели считают несбалансированность налоговой системы. В ее рамках у малого бизнеса нет мотивации, чтобы переходить в категорию среднего - это приводит к снижению прибыли и повышению рисков.
Омбудсмен Борис Титов и предприниматель Анастасия Татулова хотят предложить президенту налоговую реформу.
Первый этап:
• Снизить страховые взносы до 15% на весь объем фонда зарплаты МСП, а не только на ту часть, которая превышает МРОТ.
• Дать право применять УСН независимо от годового оборота (сейчас он ограничен 200 млн рублей в год).
• Расширить перечень принимаемых расходов на УСН, а для патентной системы увеличить максимально возможную среднюю численность наемных работников с 15 до 30 человек.
На следующем этапе предлагается установить для всех субъектов МСП и самозанятых единый налоговый режим, и до конца 2022 года перейти к дифференцированной системе установления ставок - в зависимости от размера, вида деятельности, региона и т.д.
Переход ИП в статус юрлица предложено стимулировать отменой налога на дивиденды для ООО в категории МСП, созданных одним учредителем или членами одной семьи. Переход МСП на общую систему налогообложения - переходным периодом с отменой налога на прибыль на 3 года (с дальнейшим постепенным увеличением).
Омбудсмен Борис Титов и предприниматель Анастасия Татулова хотят предложить президенту налоговую реформу.
Первый этап:
• Снизить страховые взносы до 15% на весь объем фонда зарплаты МСП, а не только на ту часть, которая превышает МРОТ.
• Дать право применять УСН независимо от годового оборота (сейчас он ограничен 200 млн рублей в год).
• Расширить перечень принимаемых расходов на УСН, а для патентной системы увеличить максимально возможную среднюю численность наемных работников с 15 до 30 человек.
На следующем этапе предлагается установить для всех субъектов МСП и самозанятых единый налоговый режим, и до конца 2022 года перейти к дифференцированной системе установления ставок - в зависимости от размера, вида деятельности, региона и т.д.
Переход ИП в статус юрлица предложено стимулировать отменой налога на дивиденды для ООО в категории МСП, созданных одним учредителем или членами одной семьи. Переход МСП на общую систему налогообложения - переходным периодом с отменой налога на прибыль на 3 года (с дальнейшим постепенным увеличением).
С 1 августа до 31 декабря 2021 года вводятся пошлины на металл: 15% на арматуру (но не менее $115 за тонну) и €45-70 за тонну лома черных металлов.
Четыре электрометаллургических завода (Абинский с дочерним "Балаково", Ашинский и "Амурсталь") просят правительство отложить эту меру, ссылаясь на риски остановки предприятий. Аргументы следующие:
• Пошлины на готовую продукцию в 1,5 раза превышают пошлину на металлолом, что делает вывоз сырья выгоднее, чем экспорт арматуры. Таким образом, отток лома заграницу усилится, хотя уже сейчас предприятия закупают его в условиях жесткой конкуренции.
• Рентабельность электрометаллургических заводов гораздо ниже, чем у вертикально интегрированных холдингов ("Северстали», Evraz и др.). Конкурировать с ними крайне тяжело: мощности по производству сортового проката, включая арматуру (25 млн тонн), в 2 раза превышают внутреннее потребление (экспорт всего 3,5 млн тонн).
• Мировые цены на лом выросли слишком сильно, даже пошлины не делают это сырье дешевым. При этом рост на арматуру ограничен из-за небольшого объема внутреннего рынка.
• Географически заводы удалены от рынков сбыта, поэтому любая нестабильность экспорта создает угрозу их работе.
Сейчас суммарная выручка заводов - свыше 130 млрд рублей, численность рабочих - более 15 тыс. человек.
Четыре электрометаллургических завода (Абинский с дочерним "Балаково", Ашинский и "Амурсталь") просят правительство отложить эту меру, ссылаясь на риски остановки предприятий. Аргументы следующие:
• Пошлины на готовую продукцию в 1,5 раза превышают пошлину на металлолом, что делает вывоз сырья выгоднее, чем экспорт арматуры. Таким образом, отток лома заграницу усилится, хотя уже сейчас предприятия закупают его в условиях жесткой конкуренции.
• Рентабельность электрометаллургических заводов гораздо ниже, чем у вертикально интегрированных холдингов ("Северстали», Evraz и др.). Конкурировать с ними крайне тяжело: мощности по производству сортового проката, включая арматуру (25 млн тонн), в 2 раза превышают внутреннее потребление (экспорт всего 3,5 млн тонн).
• Мировые цены на лом выросли слишком сильно, даже пошлины не делают это сырье дешевым. При этом рост на арматуру ограничен из-за небольшого объема внутреннего рынка.
• Географически заводы удалены от рынков сбыта, поэтому любая нестабильность экспорта создает угрозу их работе.
Сейчас суммарная выручка заводов - свыше 130 млрд рублей, численность рабочих - более 15 тыс. человек.
ФНС прорабатывает концепцию нового налогового режима для микро- и малого бизнеса, который избавит его от ведения учета и подачи деклараций.
Возможные условия такого режима:
• Освобождение от уплаты страховых взносов за себя (для ИП) и сотрудников (для компаний) за счет увеличения ставки налога на деятельность.
• Налоговые органы смогут получать информацию об операциях по расчетному счету налогоплательщика напрямую от банка и будут самостоятельно (с учетом данных ККТ) рассчитывать налоговые обязательства.
• Налоговый период будет равен одному месяцу.
• Расходами будут считаться только операции, совершенные с использованием безналичных расчетов и проведенные по расчетным счетам или зафиксированные ККТ.
• Выплата заработной платы только через банк, который станет налоговым агентом по исчислению и уплате НДФЛ.
Это позволит освободить бизнес от бухгалтерского и налогового учета, подачи отчетности по УСН, по НДФЛ и страховым взносам, а также от отчетности в социальные фонды и в Росстат.
Для предпринимателей административная нагрузка, связанная с уплатой налогов - одна из основных проблем, мешающих выходить из тени. Кроме того, с новым режимом отпадет нужда в налоговых проверках (кроме оперативных).
Сейчас ФНС опрашивает предпринимателей, чтобы понять, будет ли такой режим востребован в бизнес-среде.
Возможные условия такого режима:
• Освобождение от уплаты страховых взносов за себя (для ИП) и сотрудников (для компаний) за счет увеличения ставки налога на деятельность.
• Налоговые органы смогут получать информацию об операциях по расчетному счету налогоплательщика напрямую от банка и будут самостоятельно (с учетом данных ККТ) рассчитывать налоговые обязательства.
• Налоговый период будет равен одному месяцу.
• Расходами будут считаться только операции, совершенные с использованием безналичных расчетов и проведенные по расчетным счетам или зафиксированные ККТ.
• Выплата заработной платы только через банк, который станет налоговым агентом по исчислению и уплате НДФЛ.
Это позволит освободить бизнес от бухгалтерского и налогового учета, подачи отчетности по УСН, по НДФЛ и страховым взносам, а также от отчетности в социальные фонды и в Росстат.
Для предпринимателей административная нагрузка, связанная с уплатой налогов - одна из основных проблем, мешающих выходить из тени. Кроме того, с новым режимом отпадет нужда в налоговых проверках (кроме оперативных).
Сейчас ФНС опрашивает предпринимателей, чтобы понять, будет ли такой режим востребован в бизнес-среде.
Третья волна пандемии грозит тем отраслям, которые только начали восстанавливаться после кризиса прошлого года.
В июне доходы фитнес-клубов в среднем по стране сократились на 40%. Негативные эффекты проявились еще в мае, хотя до этого отрасль показывала в целом позитивную динамику. В I квартале выручка оказалась всего на 10% ниже, чем в 2019 году.
Помимо опасений клиентов, отдельная проблема с персоналом. Люди увольняются и отказываются работать из-за снижения доходов и требования властей вакцинировать значительную часть персонала.
Дополнительный негативный фактор - традиционно низкий летний сезон. По оценкам, из-за новой волны коронавируса с рынка может уйти до 15% фитнес-клубов.
Еще один сегмент, оказавшийся под ударом - ивент-компании. Национальная ассоциация организаторов мероприятий просит правительство не запрещать их проведение, т.к. новые ограничения приведут к массовым увольнениям и критическому росту долговой нагрузки.
В ассоциации заявляют, что смогут выдерживать "самые строгие стандарты" и готовы соблюдать "базовые требования": масочный режим, социальная дистанция, наличие свидетельства о вакцинации или ПЦР-теста, проведенного не позднее чем за 48 часов до события.
У организаторов концертов обороты упали на 90%. Пока закрылось относительно немного компаний - не более 10%, но значительная часть перешла в замороженное состояние, сократив большую часть персонала.
В Роспотребнадзоре заявляют, что проект постановления главного санврача не предполагает запрета всех массовых мероприятий, но определит эпидемиологические показатели, на основании которых их разрешат проводить.
В июне доходы фитнес-клубов в среднем по стране сократились на 40%. Негативные эффекты проявились еще в мае, хотя до этого отрасль показывала в целом позитивную динамику. В I квартале выручка оказалась всего на 10% ниже, чем в 2019 году.
Помимо опасений клиентов, отдельная проблема с персоналом. Люди увольняются и отказываются работать из-за снижения доходов и требования властей вакцинировать значительную часть персонала.
Дополнительный негативный фактор - традиционно низкий летний сезон. По оценкам, из-за новой волны коронавируса с рынка может уйти до 15% фитнес-клубов.
Еще один сегмент, оказавшийся под ударом - ивент-компании. Национальная ассоциация организаторов мероприятий просит правительство не запрещать их проведение, т.к. новые ограничения приведут к массовым увольнениям и критическому росту долговой нагрузки.
В ассоциации заявляют, что смогут выдерживать "самые строгие стандарты" и готовы соблюдать "базовые требования": масочный режим, социальная дистанция, наличие свидетельства о вакцинации или ПЦР-теста, проведенного не позднее чем за 48 часов до события.
У организаторов концертов обороты упали на 90%. Пока закрылось относительно немного компаний - не более 10%, но значительная часть перешла в замороженное состояние, сократив большую часть персонала.
В Роспотребнадзоре заявляют, что проект постановления главного санврача не предполагает запрета всех массовых мероприятий, но определит эпидемиологические показатели, на основании которых их разрешат проводить.
Правительство запускает эксперимент по цифровой поддержке предпринимателей - все необходимые им сервисы объединят на одной платформе, работающей в режиме "одного окна".
В первую очередь запустят сервисы для начала своего дела (подготовка документов для госрегистрации), блок образовательных программ, законодательный дайджест, отраслевую бизнес-аналитику (чтобы предпринимателям было проще принимать управленческие решения).
Эксперимент начнется в августе и продлится до конца следующего года. К 2025 году количество сервисов должно составить не менее 27.
Адресность получаемых услуг обеспечит "цифровой профиль" компании, который сформируют на основе официальных и коммерческих данных. Этими сведениями будут обмениваться участники эксперимента: Минэкономики, Минцифры и ФНС. Другие министерства, Центробанк, а также институты развития, банки, страховые компании и др. могут присоединиться на добровольной основе.
Стратегия правительства - поддержка малого и среднего бизнеса в обмен на его открытость, готовность делиться своими бизнес-показателями. Благодаря большим данным власти смогут анализировать принимаемые программы и повышать их эффективность.
В первую очередь запустят сервисы для начала своего дела (подготовка документов для госрегистрации), блок образовательных программ, законодательный дайджест, отраслевую бизнес-аналитику (чтобы предпринимателям было проще принимать управленческие решения).
Эксперимент начнется в августе и продлится до конца следующего года. К 2025 году количество сервисов должно составить не менее 27.
Адресность получаемых услуг обеспечит "цифровой профиль" компании, который сформируют на основе официальных и коммерческих данных. Этими сведениями будут обмениваться участники эксперимента: Минэкономики, Минцифры и ФНС. Другие министерства, Центробанк, а также институты развития, банки, страховые компании и др. могут присоединиться на добровольной основе.
Стратегия правительства - поддержка малого и среднего бизнеса в обмен на его открытость, готовность делиться своими бизнес-показателями. Благодаря большим данным власти смогут анализировать принимаемые программы и повышать их эффективность.
За I полугодие трафик в торговых центрах почти восстановился и в среднем достиг 85-90% уровня 2019 года. Но ограничения из-за третьей волны пандемии могут обрушить эту тенденцию.
Shopping Index (отражает количество посетителей на 1000 кв. м торговых площадей) в первые же выходные уже снизился на 10-15%. Особенно пострадали большие ТЦ с крупными развлекательными зонами и фуд-кортами, там падение еще сильнее.
Арендаторы до сих пор не вышли на докризисные показатели по выручке и вынуждены заниматься оптимизацией торговых точек. В результате доля свободных площадей в ТЦ Москвы с начала года увеличилась на 2,5%. Из-за ограничительных мер уровень вакансии может дополнительно вырасти.
Для новых ТЦ это особенно критично - в последние годы объекты вводятся с большой долей свободных площадей с расчетом заполнить их в первые годы работы. Поэтому в большинстве ТЦ, открытых в 2020 году, не заняты до 40% помещений.
Сейчас арендаторы и собственники снова вынуждены вести переговоры о скидках. Ситуация осложняется тем, что к концу прошлого года арендная плата во многих ТЦ опустилась на 15-40% и только с начала 2021 года начала медленно приходить к норме.
Еще один негативный фактор - низкая активность международных розничных операторов. В I полугодии на российский рынок вышло лишь две компании, в три раза меньше, чем год назад.
Shopping Index (отражает количество посетителей на 1000 кв. м торговых площадей) в первые же выходные уже снизился на 10-15%. Особенно пострадали большие ТЦ с крупными развлекательными зонами и фуд-кортами, там падение еще сильнее.
Арендаторы до сих пор не вышли на докризисные показатели по выручке и вынуждены заниматься оптимизацией торговых точек. В результате доля свободных площадей в ТЦ Москвы с начала года увеличилась на 2,5%. Из-за ограничительных мер уровень вакансии может дополнительно вырасти.
Для новых ТЦ это особенно критично - в последние годы объекты вводятся с большой долей свободных площадей с расчетом заполнить их в первые годы работы. Поэтому в большинстве ТЦ, открытых в 2020 году, не заняты до 40% помещений.
Сейчас арендаторы и собственники снова вынуждены вести переговоры о скидках. Ситуация осложняется тем, что к концу прошлого года арендная плата во многих ТЦ опустилась на 15-40% и только с начала 2021 года начала медленно приходить к норме.
Еще один негативный фактор - низкая активность международных розничных операторов. В I полугодии на российский рынок вышло лишь две компании, в три раза меньше, чем год назад.
В прошлом году на грантовую поддержку внутреннего и въездного туризма по конкурсу распределили 1,2 млрд рублей между 474 победителями.
Деньги пошли на разработку новых маршрутов, приобретение необходимого оборудования, включая модульные гостиницы, средств для пунктов проката, закупки автомобилей и т. д. Сейчас идет подготовка ко второму этапу, на который выделено 2 млрд рублей.
"Опора России" просит правительство пересмотреть установленные правила предоставления бюджетных субсидий, в т.ч.:
• Исключить из числа участников конкурса государственные и муниципальные предприятия, которые и так финансируются за счет бюджета.
• Отказаться от предоставления преимущества тем проектам, где собственных средств больше, чем запрашиваемых. Этот принцип не позволяет поощрять предпринимателя за интересный проект, в результате чего полезная для региона идея так и не будет реализована. При этом малый и средний бизнес, как правило, рассчитывает получить грант, покрывающий большую часть расходов на проект.
• Сомнение вызывает и критерий поддержки проектов со стороны местных властей (наличие соответствующего соглашения) - ее оказывают только лояльным к администрации предпринимателям.
Деньги пошли на разработку новых маршрутов, приобретение необходимого оборудования, включая модульные гостиницы, средств для пунктов проката, закупки автомобилей и т. д. Сейчас идет подготовка ко второму этапу, на который выделено 2 млрд рублей.
"Опора России" просит правительство пересмотреть установленные правила предоставления бюджетных субсидий, в т.ч.:
• Исключить из числа участников конкурса государственные и муниципальные предприятия, которые и так финансируются за счет бюджета.
• Отказаться от предоставления преимущества тем проектам, где собственных средств больше, чем запрашиваемых. Этот принцип не позволяет поощрять предпринимателя за интересный проект, в результате чего полезная для региона идея так и не будет реализована. При этом малый и средний бизнес, как правило, рассчитывает получить грант, покрывающий большую часть расходов на проект.
• Сомнение вызывает и критерий поддержки проектов со стороны местных властей (наличие соответствующего соглашения) - ее оказывают только лояльным к администрации предпринимателям.
Самое важное из свежего интервью главы Минпромторга Дениса Мантурова:
• Держать постоянно уровень производства вакцин, кратно превышающий потребность, невозможно. Проблемы возникают из-за очень резких скачков спроса в регионах, когда нужно срочно поставить дополнительные партии.
• В июле-сентябре должны выйти на 30 млн комплектов "Спутник V" в месяц, в конце года - на 40-45 млн комплектов. Но всё зависит от темпов вакцинации (станет ли она сезонной и т.д.). Прогнозный объем выпуска "Эпиваккороны" к концу года - до 14,5 млн комплектов, "Ковивака" - 1,15 млн комплектов (возможны дополнительные 3 млн).
• Предварительные данные по предприятиям в 22 отраслях промышленности: 8% сотрудников переболели, почти 25% прошли вакцинацию и еще 16% готовы ее пройти (противопоказания у 2,5%). Вакцинированных больше всего среди специалистов с высшим образованием и руководящего состава. В ближайшее время может быть достигнута величина в 50% вакцинированных.
• Продажи легковых автомобилей в этом году могут вырасти на 4-5%. При сохранении текущего (повышенного) уровня спроса автопрому хватит выделенных средств господдержки (38 млрд рублей).
• Возможны кратковременные запланированные остановки автозаводов из-за проблем с поставками электронных комплектующих.
• В будущем возможно постепенное квотирование производства экологически более чистых автомобилей. К 2024 году ожидается производство не менее 28 тыс. электротранспортных средств, к 2030 году - минимум 10% от общего объема производства. Водородный автобус - в 2024 году (легковые электромобили раньше).
• Экспортные пошлины не приведут к снижению объемов выпуска металлов и инвестиций в отрасль - она на подъеме из-за внешней конъюнктуры.
• Запрет пластиковых пакетов не должен быть одномоментным. Это приведет к необоснованным издержкам для производителей, предприятий торговли и потребителей, а также к невозможности соблюдения требований гигиены и безопасности пищевой продукции. Такое решение должно приниматься только при условии ввода мощностей по производству альтернативных пакетов.
• Планы по SSJ - поставка 59 самолетов на конец 2022 - начало 2023 гг. Кроме того, ведутся переговоры с Сербией. Сейчас вышли на параметры налета более 8 часов в сутки - система послепродажного обслуживания стала справляться с запросами российских авиакомпаний.
• Держать постоянно уровень производства вакцин, кратно превышающий потребность, невозможно. Проблемы возникают из-за очень резких скачков спроса в регионах, когда нужно срочно поставить дополнительные партии.
• В июле-сентябре должны выйти на 30 млн комплектов "Спутник V" в месяц, в конце года - на 40-45 млн комплектов. Но всё зависит от темпов вакцинации (станет ли она сезонной и т.д.). Прогнозный объем выпуска "Эпиваккороны" к концу года - до 14,5 млн комплектов, "Ковивака" - 1,15 млн комплектов (возможны дополнительные 3 млн).
• Предварительные данные по предприятиям в 22 отраслях промышленности: 8% сотрудников переболели, почти 25% прошли вакцинацию и еще 16% готовы ее пройти (противопоказания у 2,5%). Вакцинированных больше всего среди специалистов с высшим образованием и руководящего состава. В ближайшее время может быть достигнута величина в 50% вакцинированных.
• Продажи легковых автомобилей в этом году могут вырасти на 4-5%. При сохранении текущего (повышенного) уровня спроса автопрому хватит выделенных средств господдержки (38 млрд рублей).
• Возможны кратковременные запланированные остановки автозаводов из-за проблем с поставками электронных комплектующих.
• В будущем возможно постепенное квотирование производства экологически более чистых автомобилей. К 2024 году ожидается производство не менее 28 тыс. электротранспортных средств, к 2030 году - минимум 10% от общего объема производства. Водородный автобус - в 2024 году (легковые электромобили раньше).
• Экспортные пошлины не приведут к снижению объемов выпуска металлов и инвестиций в отрасль - она на подъеме из-за внешней конъюнктуры.
• Запрет пластиковых пакетов не должен быть одномоментным. Это приведет к необоснованным издержкам для производителей, предприятий торговли и потребителей, а также к невозможности соблюдения требований гигиены и безопасности пищевой продукции. Такое решение должно приниматься только при условии ввода мощностей по производству альтернативных пакетов.
• Планы по SSJ - поставка 59 самолетов на конец 2022 - начало 2023 гг. Кроме того, ведутся переговоры с Сербией. Сейчас вышли на параметры налета более 8 часов в сутки - система послепродажного обслуживания стала справляться с запросами российских авиакомпаний.
Бурный весенний рост потребительских расходов закончился.
Еще в последнюю неделю мая его темпы, по данным Сбера, составили рекордные 7,2% относительно допандемийного периода. Аналитики банка связывали это с восстановлением рынка труда и доходов.
Динамика трат в сегменте услуг приблизилась к показателям продовольственной розницы, при этом покупателям не приходилось отказываться от приобретения товаров, чтобы потребить больше услуг. Это давало основания для вывода о практически полном восстановлении потребления.
Но в июне ситуация изменилась. В первую неделю динамика расходов замедлилась до 5,8%, а индекс потребительской активности понизился с 74,5 до 73,8 пунктов.
В следующие две недели темпы роста опустились до 4,3%, а структура трат продемонстрировала схожесть с "пандемийной": снижение по услугам и рост доли продовольственного сегмента. При этом индекс потребительской активности (демонстрирующий разнообразие расходов) опустился до 64,5 пунктов.
Восстановление произошло под конец месяца (21-27 июня), когда прирост достиг 7,1%, а в сегменте услуг остановилось падение (с 4,8% неделей ранее до 0,3%). В то же время в Сбере отмечают, что фаза мощного весеннего роста спроса, как минимум, приостановлена.
За июнь в целом зафиксировано первое месячное сокращение трат домохозяйств в этом году - на 0,37% (при общем росте потребительских расходов на 10,1%). Теперь многое зависит от эпидемиологической обстановки и жесткости вводимых ограничительных мер.
Еще в последнюю неделю мая его темпы, по данным Сбера, составили рекордные 7,2% относительно допандемийного периода. Аналитики банка связывали это с восстановлением рынка труда и доходов.
Динамика трат в сегменте услуг приблизилась к показателям продовольственной розницы, при этом покупателям не приходилось отказываться от приобретения товаров, чтобы потребить больше услуг. Это давало основания для вывода о практически полном восстановлении потребления.
Но в июне ситуация изменилась. В первую неделю динамика расходов замедлилась до 5,8%, а индекс потребительской активности понизился с 74,5 до 73,8 пунктов.
В следующие две недели темпы роста опустились до 4,3%, а структура трат продемонстрировала схожесть с "пандемийной": снижение по услугам и рост доли продовольственного сегмента. При этом индекс потребительской активности (демонстрирующий разнообразие расходов) опустился до 64,5 пунктов.
Восстановление произошло под конец месяца (21-27 июня), когда прирост достиг 7,1%, а в сегменте услуг остановилось падение (с 4,8% неделей ранее до 0,3%). В то же время в Сбере отмечают, что фаза мощного весеннего роста спроса, как минимум, приостановлена.
За июнь в целом зафиксировано первое месячное сокращение трат домохозяйств в этом году - на 0,37% (при общем росте потребительских расходов на 10,1%). Теперь многое зависит от эпидемиологической обстановки и жесткости вводимых ограничительных мер.
За I полугодие продано 870,7 тыс. новых автомобилей. Это на 36,9% больше, чем год назад, и на 5,1% - чем в допандемийном 2019-м. Показатели июня - 157,8 тыс. автомобилей, рост на 28,7% и 9,8% соответственно.
Динамика авторынка превышает ожидания. Этому способствует отсрочка повышения утилизационного сбора, благодаря которой рост цен замедлился.
Факторами риска выступают сложности с поставками полупроводников и повышение цен на металл. Но в то же время эти угрозы подстегивают спрос.
В Ассоциации европейского бизнеса считают, что удастся избежать резкого падения продаж. По итогам года их уровень, как ожидается, достигнет 1,76 млн автомобилей. Прогноз роста скорректирован с 2,1 до 9,8%.
Динамика авторынка превышает ожидания. Этому способствует отсрочка повышения утилизационного сбора, благодаря которой рост цен замедлился.
Факторами риска выступают сложности с поставками полупроводников и повышение цен на металл. Но в то же время эти угрозы подстегивают спрос.
В Ассоциации европейского бизнеса считают, что удастся избежать резкого падения продаж. По итогам года их уровень, как ожидается, достигнет 1,76 млн автомобилей. Прогноз роста скорректирован с 2,1 до 9,8%.
На "Прямой линии" 30 июня на слишком высокие процентные ставки в банках президенту пожаловался бизнесмен из Сургута. По его словам, ему предложили ссуду под 18% годовых.
В результате на сайте Кремля в числе поручений по итогам "Прямой линии" - принятие дополнительных мер по льготному кредитованию малого и среднего бизнеса.
Задача - повысить доступность и объемы такого кредитования, чтобы охватить им максимально большее число предпринимателей. Срок исполнения - до 1 ноября 2021 года. Ответственные лица: правительство, Центробанк, Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства и системно значимые банки (Сбер, ВТБ и др.).
Высокие ставки по кредитам - давний бич российской экономики. Особенно страдает малый и средний бизнес. Проблему пытаются решить с помощью льготной программы. С прошлого года процент по ней завязан на ключевую ставку Центробанка (формула "ключевая ставка + 2,75%"). Поскольку регулятор ужесточает свою политику, стоимость кредита растет.
В условиях третьей волны пандемии оптимальное решение в рамках исполнения поручения президента - изменить формулу льготной программы, вплоть до того, что приравнять ставку по ней к ставке ЦБ.
В результате на сайте Кремля в числе поручений по итогам "Прямой линии" - принятие дополнительных мер по льготному кредитованию малого и среднего бизнеса.
Задача - повысить доступность и объемы такого кредитования, чтобы охватить им максимально большее число предпринимателей. Срок исполнения - до 1 ноября 2021 года. Ответственные лица: правительство, Центробанк, Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства и системно значимые банки (Сбер, ВТБ и др.).
Высокие ставки по кредитам - давний бич российской экономики. Особенно страдает малый и средний бизнес. Проблему пытаются решить с помощью льготной программы. С прошлого года процент по ней завязан на ключевую ставку Центробанка (формула "ключевая ставка + 2,75%"). Поскольку регулятор ужесточает свою политику, стоимость кредита растет.
В условиях третьей волны пандемии оптимальное решение в рамках исполнения поручения президента - изменить формулу льготной программы, вплоть до того, что приравнять ставку по ней к ставке ЦБ.
По данным Федресурса, за I полугодие 2021 года число корпоративных банкротств выросло на 9,2%, до 4,92 тыс.
В то же время это все еще на 19,2% меньше, чем в допандемийном 2019 году. Ни в одной из отраслей уровень несостоятельности не вернулся к доковидным показателям (в целом ниже на 18,7%).
Эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования называют несколько причин для этого:
• Часть компаний из наиболее пострадавших отраслей при существенном падении выручки могла воспользоваться механизмом судебной рассрочки (утвердить в суде план реструктуризации на несколько лет, даже если не договорились с кредиторами).
• Досудебное урегулирование спора - механизм банкротства неэффективен и кредиторам не очень выгоден.
• Антикризисные меры правительства.
Впрочем, еще рано делать выводы - до решения арбитражного суда о признании должника банкротом, как правило, проходит несколько месяцев.
К тому же, в соответствии с разъяснениями Верховного суда, в первые три месяца после окончания ограничений кредиторы не могли банкротить контрагентов за долги, возникшие в мораторный период. С января по март мораторий фактически продолжался, поэтому отложенные банкротства могли еще не успеть отразиться в статистике.
В то же время это все еще на 19,2% меньше, чем в допандемийном 2019 году. Ни в одной из отраслей уровень несостоятельности не вернулся к доковидным показателям (в целом ниже на 18,7%).
Эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования называют несколько причин для этого:
• Часть компаний из наиболее пострадавших отраслей при существенном падении выручки могла воспользоваться механизмом судебной рассрочки (утвердить в суде план реструктуризации на несколько лет, даже если не договорились с кредиторами).
• Досудебное урегулирование спора - механизм банкротства неэффективен и кредиторам не очень выгоден.
• Антикризисные меры правительства.
Впрочем, еще рано делать выводы - до решения арбитражного суда о признании должника банкротом, как правило, проходит несколько месяцев.
К тому же, в соответствии с разъяснениями Верховного суда, в первые три месяца после окончания ограничений кредиторы не могли банкротить контрагентов за долги, возникшие в мораторный период. С января по март мораторий фактически продолжался, поэтому отложенные банкротства могли еще не успеть отразиться в статистике.
В правительстве разработали стратегию импортозамещения в производстве СПГ-оборудования. Цель - довести уровень локализации в СПГ-проектах до 40% к 2024 году и до 80% к 2030-му.
Общая стоимость программы - 127,4 млрд рублей, из которых чуть больше 37 млрд выделяет федеральный бюджет. Остальные средства покроют из внебюджетных источников. Скорее всего, речь об инвестициях самих предприятий. Сейчас производством такого оборудования занимаются в Росатоме, Роскосмосе, группе ГМС и грумме ОМЗ.
На период до 2024 года включительно предусмотрено финансирование в размере более 18 млрд рублей (6 млрд из бюджета), которые пойдут на НИОКР и выпуск пилотных партий. По итогам ожидается серийное производство по 10 видам оборудования для средне- и крупнотоннажного производства. К 2030 году число таких направлений доведут до 18.
Учитывая потенциал развития СПГ-индустрии и ее роль во внешней торговле и для экономики страны в целом, зависимость от иностранного оборудования, если ее не устранить, будет носить критический характер.
Согласно отчету Международного энергетического агентства, в 2024 году Россия выйдет на второе место (после Северной Америки) по экспорту СПГ, увеличив производство на 38%.
Сейчас внешние поставки осуществляют Sakhalin Energy (11,6 млн тонн) и "Ямал СПГ" (18,8 млн тонн), но уже строятся новые проекты: новатэковский "Арктик СПГ-2" (19,8 млн тонн) и Балтийский завод Газпрома (13 млн тонн). Максимальная мощность всех потенциальных проектов в России может достигнуть 270 млн тонн к 2035 году.
Общая стоимость программы - 127,4 млрд рублей, из которых чуть больше 37 млрд выделяет федеральный бюджет. Остальные средства покроют из внебюджетных источников. Скорее всего, речь об инвестициях самих предприятий. Сейчас производством такого оборудования занимаются в Росатоме, Роскосмосе, группе ГМС и грумме ОМЗ.
На период до 2024 года включительно предусмотрено финансирование в размере более 18 млрд рублей (6 млрд из бюджета), которые пойдут на НИОКР и выпуск пилотных партий. По итогам ожидается серийное производство по 10 видам оборудования для средне- и крупнотоннажного производства. К 2030 году число таких направлений доведут до 18.
Учитывая потенциал развития СПГ-индустрии и ее роль во внешней торговле и для экономики страны в целом, зависимость от иностранного оборудования, если ее не устранить, будет носить критический характер.
Согласно отчету Международного энергетического агентства, в 2024 году Россия выйдет на второе место (после Северной Америки) по экспорту СПГ, увеличив производство на 38%.
Сейчас внешние поставки осуществляют Sakhalin Energy (11,6 млн тонн) и "Ямал СПГ" (18,8 млн тонн), но уже строятся новые проекты: новатэковский "Арктик СПГ-2" (19,8 млн тонн) и Балтийский завод Газпрома (13 млн тонн). Максимальная мощность всех потенциальных проектов в России может достигнуть 270 млн тонн к 2035 году.
Из-за резкого роста цен на основные виды стройматериалов значительная часть госконтрактов стала убыточной для малого и среднего бизнеса. Особенно тяжелая ситуация в сфере строительства и ЖКХ (капремонт, поставки лифтового оборудования и др.).
Месяц назад Минфин, Минстрой и ФАС договорились о возможности изменения цены госконтракта (не более чем на 30%). Но это касалось только крупных подрядов, стоимость которых превышает 100 млн рублей.
Для предпринимателей, работающих по небольшим подрядам, их выполнение в новых условиях равносильно банкротству. Многие уже снимаются с конкурсов.
"Опора России" предлагает следующие меры:
• Добавить возможность корректировки договорных цен при условии роста стоимости строительных материалов и металлов.
• Снизить минимальную цену госконтракта, при которой допускается его изменение - со 100 до 10 млн рублей.
• Ограничить внесение в реестр недобросовестных поставщиков (в него включаются сорвавшие подряд компании) - если условия договора не выполнены по объективным причинам.
В качестве альтернативы этим мерам предлагается субсидировать бизнесу рост стоимости стройматериалов.
Месяц назад Минфин, Минстрой и ФАС договорились о возможности изменения цены госконтракта (не более чем на 30%). Но это касалось только крупных подрядов, стоимость которых превышает 100 млн рублей.
Для предпринимателей, работающих по небольшим подрядам, их выполнение в новых условиях равносильно банкротству. Многие уже снимаются с конкурсов.
"Опора России" предлагает следующие меры:
• Добавить возможность корректировки договорных цен при условии роста стоимости строительных материалов и металлов.
• Снизить минимальную цену госконтракта, при которой допускается его изменение - со 100 до 10 млн рублей.
• Ограничить внесение в реестр недобросовестных поставщиков (в него включаются сорвавшие подряд компании) - если условия договора не выполнены по объективным причинам.
В качестве альтернативы этим мерам предлагается субсидировать бизнесу рост стоимости стройматериалов.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов представил президенту доклад о своей деятельности в 2020 году:
• Самая востребованная мера господдержки - двухпроцентный кредит под сохранение занятости. Большинство кредитов не были возвращены, т.к. предприятия сохранили рабочие места и с них сняли это обязательство. Меру предложено продлить, проработав вопрос с крупными городами.
• Другой эффективный механизм - снижение социальных взносов с 30 до 15%. Это привело к обелению бизнеса: доходы Пенсионного фонда выросли более чем на 2%, рост поступлений от НДФЛ - на 6%. Эту меру также предлагается пролонгировать и расширить (убрать МРОТ как базу до вычета, применить к другим видам бизнеса). Вопрос прорабатывается в правительстве.
• III и IV кварталы 2020 года были очень успешными для малого и среднего бизнеса, который практически полностью восстановился. Это произошло за счет отложенного из-за пандемии спроса. Но в I квартале 2021 года этот фактор перестал действовать, и выручка малых предприятий снизилась на 19%.
• Последний мониторинг показал, что 2/3 бизнеса еще не почувствовали увеличения спроса - предпринимателям по-прежнему нужна поддержка.
• Количество проверок малого и среднего бизнеса снизилось в 3 раза, при этом не произошло никаких негативных последствий (аварий, массовых отравлений и т.д.). Это говорит об избыточности контрольно-надзорных функций. Мораторий предлагается продлить до 2022 года.
• Самая востребованная мера господдержки - двухпроцентный кредит под сохранение занятости. Большинство кредитов не были возвращены, т.к. предприятия сохранили рабочие места и с них сняли это обязательство. Меру предложено продлить, проработав вопрос с крупными городами.
• Другой эффективный механизм - снижение социальных взносов с 30 до 15%. Это привело к обелению бизнеса: доходы Пенсионного фонда выросли более чем на 2%, рост поступлений от НДФЛ - на 6%. Эту меру также предлагается пролонгировать и расширить (убрать МРОТ как базу до вычета, применить к другим видам бизнеса). Вопрос прорабатывается в правительстве.
• III и IV кварталы 2020 года были очень успешными для малого и среднего бизнеса, который практически полностью восстановился. Это произошло за счет отложенного из-за пандемии спроса. Но в I квартале 2021 года этот фактор перестал действовать, и выручка малых предприятий снизилась на 19%.
• Последний мониторинг показал, что 2/3 бизнеса еще не почувствовали увеличения спроса - предпринимателям по-прежнему нужна поддержка.
• Количество проверок малого и среднего бизнеса снизилось в 3 раза, при этом не произошло никаких негативных последствий (аварий, массовых отравлений и т.д.). Это говорит об избыточности контрольно-надзорных функций. Мораторий предлагается продлить до 2022 года.
"Деловая Россия" и "Европейская юридическая служба" провели всероссийский правовой предпринимательский диктант, в котором приняли участие почти 80 тыс. бизнесменов. Цель - определить уровень их юридический грамотности.
Распределение правильных ответов следующее:
• предпринимательское право - 61%
• корпоративное право - 59%
• арбитражное право - 57%
• гражданское право - 51%
• налоговое право - 49%
Особенно плохие результаты в налогах у самых молодых респондентов (18-23 года) и предпринимателей среднего возраста (36-45 лет). Участники от 24 до 35 лет слабы в арбитраже. Бизнесмены старших возрастов (46-59 лет и старше 60) - в гражданском праве.
Распределение правильных ответов следующее:
• предпринимательское право - 61%
• корпоративное право - 59%
• арбитражное право - 57%
• гражданское право - 51%
• налоговое право - 49%
Особенно плохие результаты в налогах у самых молодых респондентов (18-23 года) и предпринимателей среднего возраста (36-45 лет). Участники от 24 до 35 лет слабы в арбитраже. Бизнесмены старших возрастов (46-59 лет и старше 60) - в гражданском праве.