За I полугодие трафик в торговых центрах почти восстановился и в среднем достиг 85-90% уровня 2019 года. Но ограничения из-за третьей волны пандемии могут обрушить эту тенденцию.
Shopping Index (отражает количество посетителей на 1000 кв. м торговых площадей) в первые же выходные уже снизился на 10-15%. Особенно пострадали большие ТЦ с крупными развлекательными зонами и фуд-кортами, там падение еще сильнее.
Арендаторы до сих пор не вышли на докризисные показатели по выручке и вынуждены заниматься оптимизацией торговых точек. В результате доля свободных площадей в ТЦ Москвы с начала года увеличилась на 2,5%. Из-за ограничительных мер уровень вакансии может дополнительно вырасти.
Для новых ТЦ это особенно критично - в последние годы объекты вводятся с большой долей свободных площадей с расчетом заполнить их в первые годы работы. Поэтому в большинстве ТЦ, открытых в 2020 году, не заняты до 40% помещений.
Сейчас арендаторы и собственники снова вынуждены вести переговоры о скидках. Ситуация осложняется тем, что к концу прошлого года арендная плата во многих ТЦ опустилась на 15-40% и только с начала 2021 года начала медленно приходить к норме.
Еще один негативный фактор - низкая активность международных розничных операторов. В I полугодии на российский рынок вышло лишь две компании, в три раза меньше, чем год назад.
Shopping Index (отражает количество посетителей на 1000 кв. м торговых площадей) в первые же выходные уже снизился на 10-15%. Особенно пострадали большие ТЦ с крупными развлекательными зонами и фуд-кортами, там падение еще сильнее.
Арендаторы до сих пор не вышли на докризисные показатели по выручке и вынуждены заниматься оптимизацией торговых точек. В результате доля свободных площадей в ТЦ Москвы с начала года увеличилась на 2,5%. Из-за ограничительных мер уровень вакансии может дополнительно вырасти.
Для новых ТЦ это особенно критично - в последние годы объекты вводятся с большой долей свободных площадей с расчетом заполнить их в первые годы работы. Поэтому в большинстве ТЦ, открытых в 2020 году, не заняты до 40% помещений.
Сейчас арендаторы и собственники снова вынуждены вести переговоры о скидках. Ситуация осложняется тем, что к концу прошлого года арендная плата во многих ТЦ опустилась на 15-40% и только с начала 2021 года начала медленно приходить к норме.
Еще один негативный фактор - низкая активность международных розничных операторов. В I полугодии на российский рынок вышло лишь две компании, в три раза меньше, чем год назад.
В прошлом году на грантовую поддержку внутреннего и въездного туризма по конкурсу распределили 1,2 млрд рублей между 474 победителями.
Деньги пошли на разработку новых маршрутов, приобретение необходимого оборудования, включая модульные гостиницы, средств для пунктов проката, закупки автомобилей и т. д. Сейчас идет подготовка ко второму этапу, на который выделено 2 млрд рублей.
"Опора России" просит правительство пересмотреть установленные правила предоставления бюджетных субсидий, в т.ч.:
• Исключить из числа участников конкурса государственные и муниципальные предприятия, которые и так финансируются за счет бюджета.
• Отказаться от предоставления преимущества тем проектам, где собственных средств больше, чем запрашиваемых. Этот принцип не позволяет поощрять предпринимателя за интересный проект, в результате чего полезная для региона идея так и не будет реализована. При этом малый и средний бизнес, как правило, рассчитывает получить грант, покрывающий большую часть расходов на проект.
• Сомнение вызывает и критерий поддержки проектов со стороны местных властей (наличие соответствующего соглашения) - ее оказывают только лояльным к администрации предпринимателям.
Деньги пошли на разработку новых маршрутов, приобретение необходимого оборудования, включая модульные гостиницы, средств для пунктов проката, закупки автомобилей и т. д. Сейчас идет подготовка ко второму этапу, на который выделено 2 млрд рублей.
"Опора России" просит правительство пересмотреть установленные правила предоставления бюджетных субсидий, в т.ч.:
• Исключить из числа участников конкурса государственные и муниципальные предприятия, которые и так финансируются за счет бюджета.
• Отказаться от предоставления преимущества тем проектам, где собственных средств больше, чем запрашиваемых. Этот принцип не позволяет поощрять предпринимателя за интересный проект, в результате чего полезная для региона идея так и не будет реализована. При этом малый и средний бизнес, как правило, рассчитывает получить грант, покрывающий большую часть расходов на проект.
• Сомнение вызывает и критерий поддержки проектов со стороны местных властей (наличие соответствующего соглашения) - ее оказывают только лояльным к администрации предпринимателям.
Самое важное из свежего интервью главы Минпромторга Дениса Мантурова:
• Держать постоянно уровень производства вакцин, кратно превышающий потребность, невозможно. Проблемы возникают из-за очень резких скачков спроса в регионах, когда нужно срочно поставить дополнительные партии.
• В июле-сентябре должны выйти на 30 млн комплектов "Спутник V" в месяц, в конце года - на 40-45 млн комплектов. Но всё зависит от темпов вакцинации (станет ли она сезонной и т.д.). Прогнозный объем выпуска "Эпиваккороны" к концу года - до 14,5 млн комплектов, "Ковивака" - 1,15 млн комплектов (возможны дополнительные 3 млн).
• Предварительные данные по предприятиям в 22 отраслях промышленности: 8% сотрудников переболели, почти 25% прошли вакцинацию и еще 16% готовы ее пройти (противопоказания у 2,5%). Вакцинированных больше всего среди специалистов с высшим образованием и руководящего состава. В ближайшее время может быть достигнута величина в 50% вакцинированных.
• Продажи легковых автомобилей в этом году могут вырасти на 4-5%. При сохранении текущего (повышенного) уровня спроса автопрому хватит выделенных средств господдержки (38 млрд рублей).
• Возможны кратковременные запланированные остановки автозаводов из-за проблем с поставками электронных комплектующих.
• В будущем возможно постепенное квотирование производства экологически более чистых автомобилей. К 2024 году ожидается производство не менее 28 тыс. электротранспортных средств, к 2030 году - минимум 10% от общего объема производства. Водородный автобус - в 2024 году (легковые электромобили раньше).
• Экспортные пошлины не приведут к снижению объемов выпуска металлов и инвестиций в отрасль - она на подъеме из-за внешней конъюнктуры.
• Запрет пластиковых пакетов не должен быть одномоментным. Это приведет к необоснованным издержкам для производителей, предприятий торговли и потребителей, а также к невозможности соблюдения требований гигиены и безопасности пищевой продукции. Такое решение должно приниматься только при условии ввода мощностей по производству альтернативных пакетов.
• Планы по SSJ - поставка 59 самолетов на конец 2022 - начало 2023 гг. Кроме того, ведутся переговоры с Сербией. Сейчас вышли на параметры налета более 8 часов в сутки - система послепродажного обслуживания стала справляться с запросами российских авиакомпаний.
• Держать постоянно уровень производства вакцин, кратно превышающий потребность, невозможно. Проблемы возникают из-за очень резких скачков спроса в регионах, когда нужно срочно поставить дополнительные партии.
• В июле-сентябре должны выйти на 30 млн комплектов "Спутник V" в месяц, в конце года - на 40-45 млн комплектов. Но всё зависит от темпов вакцинации (станет ли она сезонной и т.д.). Прогнозный объем выпуска "Эпиваккороны" к концу года - до 14,5 млн комплектов, "Ковивака" - 1,15 млн комплектов (возможны дополнительные 3 млн).
• Предварительные данные по предприятиям в 22 отраслях промышленности: 8% сотрудников переболели, почти 25% прошли вакцинацию и еще 16% готовы ее пройти (противопоказания у 2,5%). Вакцинированных больше всего среди специалистов с высшим образованием и руководящего состава. В ближайшее время может быть достигнута величина в 50% вакцинированных.
• Продажи легковых автомобилей в этом году могут вырасти на 4-5%. При сохранении текущего (повышенного) уровня спроса автопрому хватит выделенных средств господдержки (38 млрд рублей).
• Возможны кратковременные запланированные остановки автозаводов из-за проблем с поставками электронных комплектующих.
• В будущем возможно постепенное квотирование производства экологически более чистых автомобилей. К 2024 году ожидается производство не менее 28 тыс. электротранспортных средств, к 2030 году - минимум 10% от общего объема производства. Водородный автобус - в 2024 году (легковые электромобили раньше).
• Экспортные пошлины не приведут к снижению объемов выпуска металлов и инвестиций в отрасль - она на подъеме из-за внешней конъюнктуры.
• Запрет пластиковых пакетов не должен быть одномоментным. Это приведет к необоснованным издержкам для производителей, предприятий торговли и потребителей, а также к невозможности соблюдения требований гигиены и безопасности пищевой продукции. Такое решение должно приниматься только при условии ввода мощностей по производству альтернативных пакетов.
• Планы по SSJ - поставка 59 самолетов на конец 2022 - начало 2023 гг. Кроме того, ведутся переговоры с Сербией. Сейчас вышли на параметры налета более 8 часов в сутки - система послепродажного обслуживания стала справляться с запросами российских авиакомпаний.
Бурный весенний рост потребительских расходов закончился.
Еще в последнюю неделю мая его темпы, по данным Сбера, составили рекордные 7,2% относительно допандемийного периода. Аналитики банка связывали это с восстановлением рынка труда и доходов.
Динамика трат в сегменте услуг приблизилась к показателям продовольственной розницы, при этом покупателям не приходилось отказываться от приобретения товаров, чтобы потребить больше услуг. Это давало основания для вывода о практически полном восстановлении потребления.
Но в июне ситуация изменилась. В первую неделю динамика расходов замедлилась до 5,8%, а индекс потребительской активности понизился с 74,5 до 73,8 пунктов.
В следующие две недели темпы роста опустились до 4,3%, а структура трат продемонстрировала схожесть с "пандемийной": снижение по услугам и рост доли продовольственного сегмента. При этом индекс потребительской активности (демонстрирующий разнообразие расходов) опустился до 64,5 пунктов.
Восстановление произошло под конец месяца (21-27 июня), когда прирост достиг 7,1%, а в сегменте услуг остановилось падение (с 4,8% неделей ранее до 0,3%). В то же время в Сбере отмечают, что фаза мощного весеннего роста спроса, как минимум, приостановлена.
За июнь в целом зафиксировано первое месячное сокращение трат домохозяйств в этом году - на 0,37% (при общем росте потребительских расходов на 10,1%). Теперь многое зависит от эпидемиологической обстановки и жесткости вводимых ограничительных мер.
Еще в последнюю неделю мая его темпы, по данным Сбера, составили рекордные 7,2% относительно допандемийного периода. Аналитики банка связывали это с восстановлением рынка труда и доходов.
Динамика трат в сегменте услуг приблизилась к показателям продовольственной розницы, при этом покупателям не приходилось отказываться от приобретения товаров, чтобы потребить больше услуг. Это давало основания для вывода о практически полном восстановлении потребления.
Но в июне ситуация изменилась. В первую неделю динамика расходов замедлилась до 5,8%, а индекс потребительской активности понизился с 74,5 до 73,8 пунктов.
В следующие две недели темпы роста опустились до 4,3%, а структура трат продемонстрировала схожесть с "пандемийной": снижение по услугам и рост доли продовольственного сегмента. При этом индекс потребительской активности (демонстрирующий разнообразие расходов) опустился до 64,5 пунктов.
Восстановление произошло под конец месяца (21-27 июня), когда прирост достиг 7,1%, а в сегменте услуг остановилось падение (с 4,8% неделей ранее до 0,3%). В то же время в Сбере отмечают, что фаза мощного весеннего роста спроса, как минимум, приостановлена.
За июнь в целом зафиксировано первое месячное сокращение трат домохозяйств в этом году - на 0,37% (при общем росте потребительских расходов на 10,1%). Теперь многое зависит от эпидемиологической обстановки и жесткости вводимых ограничительных мер.
За I полугодие продано 870,7 тыс. новых автомобилей. Это на 36,9% больше, чем год назад, и на 5,1% - чем в допандемийном 2019-м. Показатели июня - 157,8 тыс. автомобилей, рост на 28,7% и 9,8% соответственно.
Динамика авторынка превышает ожидания. Этому способствует отсрочка повышения утилизационного сбора, благодаря которой рост цен замедлился.
Факторами риска выступают сложности с поставками полупроводников и повышение цен на металл. Но в то же время эти угрозы подстегивают спрос.
В Ассоциации европейского бизнеса считают, что удастся избежать резкого падения продаж. По итогам года их уровень, как ожидается, достигнет 1,76 млн автомобилей. Прогноз роста скорректирован с 2,1 до 9,8%.
Динамика авторынка превышает ожидания. Этому способствует отсрочка повышения утилизационного сбора, благодаря которой рост цен замедлился.
Факторами риска выступают сложности с поставками полупроводников и повышение цен на металл. Но в то же время эти угрозы подстегивают спрос.
В Ассоциации европейского бизнеса считают, что удастся избежать резкого падения продаж. По итогам года их уровень, как ожидается, достигнет 1,76 млн автомобилей. Прогноз роста скорректирован с 2,1 до 9,8%.
На "Прямой линии" 30 июня на слишком высокие процентные ставки в банках президенту пожаловался бизнесмен из Сургута. По его словам, ему предложили ссуду под 18% годовых.
В результате на сайте Кремля в числе поручений по итогам "Прямой линии" - принятие дополнительных мер по льготному кредитованию малого и среднего бизнеса.
Задача - повысить доступность и объемы такого кредитования, чтобы охватить им максимально большее число предпринимателей. Срок исполнения - до 1 ноября 2021 года. Ответственные лица: правительство, Центробанк, Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства и системно значимые банки (Сбер, ВТБ и др.).
Высокие ставки по кредитам - давний бич российской экономики. Особенно страдает малый и средний бизнес. Проблему пытаются решить с помощью льготной программы. С прошлого года процент по ней завязан на ключевую ставку Центробанка (формула "ключевая ставка + 2,75%"). Поскольку регулятор ужесточает свою политику, стоимость кредита растет.
В условиях третьей волны пандемии оптимальное решение в рамках исполнения поручения президента - изменить формулу льготной программы, вплоть до того, что приравнять ставку по ней к ставке ЦБ.
В результате на сайте Кремля в числе поручений по итогам "Прямой линии" - принятие дополнительных мер по льготному кредитованию малого и среднего бизнеса.
Задача - повысить доступность и объемы такого кредитования, чтобы охватить им максимально большее число предпринимателей. Срок исполнения - до 1 ноября 2021 года. Ответственные лица: правительство, Центробанк, Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства и системно значимые банки (Сбер, ВТБ и др.).
Высокие ставки по кредитам - давний бич российской экономики. Особенно страдает малый и средний бизнес. Проблему пытаются решить с помощью льготной программы. С прошлого года процент по ней завязан на ключевую ставку Центробанка (формула "ключевая ставка + 2,75%"). Поскольку регулятор ужесточает свою политику, стоимость кредита растет.
В условиях третьей волны пандемии оптимальное решение в рамках исполнения поручения президента - изменить формулу льготной программы, вплоть до того, что приравнять ставку по ней к ставке ЦБ.
По данным Федресурса, за I полугодие 2021 года число корпоративных банкротств выросло на 9,2%, до 4,92 тыс.
В то же время это все еще на 19,2% меньше, чем в допандемийном 2019 году. Ни в одной из отраслей уровень несостоятельности не вернулся к доковидным показателям (в целом ниже на 18,7%).
Эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования называют несколько причин для этого:
• Часть компаний из наиболее пострадавших отраслей при существенном падении выручки могла воспользоваться механизмом судебной рассрочки (утвердить в суде план реструктуризации на несколько лет, даже если не договорились с кредиторами).
• Досудебное урегулирование спора - механизм банкротства неэффективен и кредиторам не очень выгоден.
• Антикризисные меры правительства.
Впрочем, еще рано делать выводы - до решения арбитражного суда о признании должника банкротом, как правило, проходит несколько месяцев.
К тому же, в соответствии с разъяснениями Верховного суда, в первые три месяца после окончания ограничений кредиторы не могли банкротить контрагентов за долги, возникшие в мораторный период. С января по март мораторий фактически продолжался, поэтому отложенные банкротства могли еще не успеть отразиться в статистике.
В то же время это все еще на 19,2% меньше, чем в допандемийном 2019 году. Ни в одной из отраслей уровень несостоятельности не вернулся к доковидным показателям (в целом ниже на 18,7%).
Эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования называют несколько причин для этого:
• Часть компаний из наиболее пострадавших отраслей при существенном падении выручки могла воспользоваться механизмом судебной рассрочки (утвердить в суде план реструктуризации на несколько лет, даже если не договорились с кредиторами).
• Досудебное урегулирование спора - механизм банкротства неэффективен и кредиторам не очень выгоден.
• Антикризисные меры правительства.
Впрочем, еще рано делать выводы - до решения арбитражного суда о признании должника банкротом, как правило, проходит несколько месяцев.
К тому же, в соответствии с разъяснениями Верховного суда, в первые три месяца после окончания ограничений кредиторы не могли банкротить контрагентов за долги, возникшие в мораторный период. С января по март мораторий фактически продолжался, поэтому отложенные банкротства могли еще не успеть отразиться в статистике.
В правительстве разработали стратегию импортозамещения в производстве СПГ-оборудования. Цель - довести уровень локализации в СПГ-проектах до 40% к 2024 году и до 80% к 2030-му.
Общая стоимость программы - 127,4 млрд рублей, из которых чуть больше 37 млрд выделяет федеральный бюджет. Остальные средства покроют из внебюджетных источников. Скорее всего, речь об инвестициях самих предприятий. Сейчас производством такого оборудования занимаются в Росатоме, Роскосмосе, группе ГМС и грумме ОМЗ.
На период до 2024 года включительно предусмотрено финансирование в размере более 18 млрд рублей (6 млрд из бюджета), которые пойдут на НИОКР и выпуск пилотных партий. По итогам ожидается серийное производство по 10 видам оборудования для средне- и крупнотоннажного производства. К 2030 году число таких направлений доведут до 18.
Учитывая потенциал развития СПГ-индустрии и ее роль во внешней торговле и для экономики страны в целом, зависимость от иностранного оборудования, если ее не устранить, будет носить критический характер.
Согласно отчету Международного энергетического агентства, в 2024 году Россия выйдет на второе место (после Северной Америки) по экспорту СПГ, увеличив производство на 38%.
Сейчас внешние поставки осуществляют Sakhalin Energy (11,6 млн тонн) и "Ямал СПГ" (18,8 млн тонн), но уже строятся новые проекты: новатэковский "Арктик СПГ-2" (19,8 млн тонн) и Балтийский завод Газпрома (13 млн тонн). Максимальная мощность всех потенциальных проектов в России может достигнуть 270 млн тонн к 2035 году.
Общая стоимость программы - 127,4 млрд рублей, из которых чуть больше 37 млрд выделяет федеральный бюджет. Остальные средства покроют из внебюджетных источников. Скорее всего, речь об инвестициях самих предприятий. Сейчас производством такого оборудования занимаются в Росатоме, Роскосмосе, группе ГМС и грумме ОМЗ.
На период до 2024 года включительно предусмотрено финансирование в размере более 18 млрд рублей (6 млрд из бюджета), которые пойдут на НИОКР и выпуск пилотных партий. По итогам ожидается серийное производство по 10 видам оборудования для средне- и крупнотоннажного производства. К 2030 году число таких направлений доведут до 18.
Учитывая потенциал развития СПГ-индустрии и ее роль во внешней торговле и для экономики страны в целом, зависимость от иностранного оборудования, если ее не устранить, будет носить критический характер.
Согласно отчету Международного энергетического агентства, в 2024 году Россия выйдет на второе место (после Северной Америки) по экспорту СПГ, увеличив производство на 38%.
Сейчас внешние поставки осуществляют Sakhalin Energy (11,6 млн тонн) и "Ямал СПГ" (18,8 млн тонн), но уже строятся новые проекты: новатэковский "Арктик СПГ-2" (19,8 млн тонн) и Балтийский завод Газпрома (13 млн тонн). Максимальная мощность всех потенциальных проектов в России может достигнуть 270 млн тонн к 2035 году.
Из-за резкого роста цен на основные виды стройматериалов значительная часть госконтрактов стала убыточной для малого и среднего бизнеса. Особенно тяжелая ситуация в сфере строительства и ЖКХ (капремонт, поставки лифтового оборудования и др.).
Месяц назад Минфин, Минстрой и ФАС договорились о возможности изменения цены госконтракта (не более чем на 30%). Но это касалось только крупных подрядов, стоимость которых превышает 100 млн рублей.
Для предпринимателей, работающих по небольшим подрядам, их выполнение в новых условиях равносильно банкротству. Многие уже снимаются с конкурсов.
"Опора России" предлагает следующие меры:
• Добавить возможность корректировки договорных цен при условии роста стоимости строительных материалов и металлов.
• Снизить минимальную цену госконтракта, при которой допускается его изменение - со 100 до 10 млн рублей.
• Ограничить внесение в реестр недобросовестных поставщиков (в него включаются сорвавшие подряд компании) - если условия договора не выполнены по объективным причинам.
В качестве альтернативы этим мерам предлагается субсидировать бизнесу рост стоимости стройматериалов.
Месяц назад Минфин, Минстрой и ФАС договорились о возможности изменения цены госконтракта (не более чем на 30%). Но это касалось только крупных подрядов, стоимость которых превышает 100 млн рублей.
Для предпринимателей, работающих по небольшим подрядам, их выполнение в новых условиях равносильно банкротству. Многие уже снимаются с конкурсов.
"Опора России" предлагает следующие меры:
• Добавить возможность корректировки договорных цен при условии роста стоимости строительных материалов и металлов.
• Снизить минимальную цену госконтракта, при которой допускается его изменение - со 100 до 10 млн рублей.
• Ограничить внесение в реестр недобросовестных поставщиков (в него включаются сорвавшие подряд компании) - если условия договора не выполнены по объективным причинам.
В качестве альтернативы этим мерам предлагается субсидировать бизнесу рост стоимости стройматериалов.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов представил президенту доклад о своей деятельности в 2020 году:
• Самая востребованная мера господдержки - двухпроцентный кредит под сохранение занятости. Большинство кредитов не были возвращены, т.к. предприятия сохранили рабочие места и с них сняли это обязательство. Меру предложено продлить, проработав вопрос с крупными городами.
• Другой эффективный механизм - снижение социальных взносов с 30 до 15%. Это привело к обелению бизнеса: доходы Пенсионного фонда выросли более чем на 2%, рост поступлений от НДФЛ - на 6%. Эту меру также предлагается пролонгировать и расширить (убрать МРОТ как базу до вычета, применить к другим видам бизнеса). Вопрос прорабатывается в правительстве.
• III и IV кварталы 2020 года были очень успешными для малого и среднего бизнеса, который практически полностью восстановился. Это произошло за счет отложенного из-за пандемии спроса. Но в I квартале 2021 года этот фактор перестал действовать, и выручка малых предприятий снизилась на 19%.
• Последний мониторинг показал, что 2/3 бизнеса еще не почувствовали увеличения спроса - предпринимателям по-прежнему нужна поддержка.
• Количество проверок малого и среднего бизнеса снизилось в 3 раза, при этом не произошло никаких негативных последствий (аварий, массовых отравлений и т.д.). Это говорит об избыточности контрольно-надзорных функций. Мораторий предлагается продлить до 2022 года.
• Самая востребованная мера господдержки - двухпроцентный кредит под сохранение занятости. Большинство кредитов не были возвращены, т.к. предприятия сохранили рабочие места и с них сняли это обязательство. Меру предложено продлить, проработав вопрос с крупными городами.
• Другой эффективный механизм - снижение социальных взносов с 30 до 15%. Это привело к обелению бизнеса: доходы Пенсионного фонда выросли более чем на 2%, рост поступлений от НДФЛ - на 6%. Эту меру также предлагается пролонгировать и расширить (убрать МРОТ как базу до вычета, применить к другим видам бизнеса). Вопрос прорабатывается в правительстве.
• III и IV кварталы 2020 года были очень успешными для малого и среднего бизнеса, который практически полностью восстановился. Это произошло за счет отложенного из-за пандемии спроса. Но в I квартале 2021 года этот фактор перестал действовать, и выручка малых предприятий снизилась на 19%.
• Последний мониторинг показал, что 2/3 бизнеса еще не почувствовали увеличения спроса - предпринимателям по-прежнему нужна поддержка.
• Количество проверок малого и среднего бизнеса снизилось в 3 раза, при этом не произошло никаких негативных последствий (аварий, массовых отравлений и т.д.). Это говорит об избыточности контрольно-надзорных функций. Мораторий предлагается продлить до 2022 года.
"Деловая Россия" и "Европейская юридическая служба" провели всероссийский правовой предпринимательский диктант, в котором приняли участие почти 80 тыс. бизнесменов. Цель - определить уровень их юридический грамотности.
Распределение правильных ответов следующее:
• предпринимательское право - 61%
• корпоративное право - 59%
• арбитражное право - 57%
• гражданское право - 51%
• налоговое право - 49%
Особенно плохие результаты в налогах у самых молодых респондентов (18-23 года) и предпринимателей среднего возраста (36-45 лет). Участники от 24 до 35 лет слабы в арбитраже. Бизнесмены старших возрастов (46-59 лет и старше 60) - в гражданском праве.
Распределение правильных ответов следующее:
• предпринимательское право - 61%
• корпоративное право - 59%
• арбитражное право - 57%
• гражданское право - 51%
• налоговое право - 49%
Особенно плохие результаты в налогах у самых молодых респондентов (18-23 года) и предпринимателей среднего возраста (36-45 лет). Участники от 24 до 35 лет слабы в арбитраже. Бизнесмены старших возрастов (46-59 лет и старше 60) - в гражданском праве.
В Сбере отмечают смену потребительских трендов. После двухнедельной паузы и первого в этом году месячного сокращения трат (в июне) активность покупателей снова повысилась.
На прошлой неделе общие потребительские траты увеличились на 8,7%, расходы домохозяйств - на 9,3%. Растет как товарная розница, так и услуги.
По оценке аналитиков СберИндекс, если текущий темп сохранится, в июле спрос вернётся к росту, а июнь окажется просто перерывом в восстановительной динамике.
Главный сдерживающий фактор для потребительской активности - низкие доходы населения. Согласно свежему исследованию Росстата, финансовые затруднения испытывают 75,7% домохозяйств.
На прошлой неделе общие потребительские траты увеличились на 8,7%, расходы домохозяйств - на 9,3%. Растет как товарная розница, так и услуги.
По оценке аналитиков СберИндекс, если текущий темп сохранится, в июле спрос вернётся к росту, а июнь окажется просто перерывом в восстановительной динамике.
Главный сдерживающий фактор для потребительской активности - низкие доходы населения. Согласно свежему исследованию Росстата, финансовые затруднения испытывают 75,7% домохозяйств.
ВШЭ исследовала влияние маркировки на экономику. Основной выгодой для бизнеса назван доступ к данным системы маркировки.
Работа с этой информацией позволит на 48 млрд рублей в год снизить затраты производителей и импортеров и получить 200 млрд рублей дополнительных доходов. Например, в розничной торговле парфюмерией и табачной продукцией экономия превысит 12% от торговой наценки. В среднем по всем сегментам этот показатель составит 8,2% (1,17% от объема продаж).
Маркировка гарантирует прослеживаемость всей товаропроводящей цепочки - от выпуска до продажи конечному потребителю. В результате формируется массив ценнейшей для бизнеса информации. Имея возможность работать с ней, выигрывают даже те сегменты, которые не сталкиваются с проблемой контрафакта (например, шины).
Опираясь на эти данные, компании могут более эффективно планировать производство и дистрибуцию, повышать качество управления складскими запасами, избавляться от наименее эффективных посредников и т.д.
Выгоды для государства - 121 млрд рублей дополнительных доходов бюджета от сокращения незаконного оборота. Дополнительные налоговые поступления по отраслям выглядят так: парфюмерная продукция - 17% от выручки и 1,5% налога на прибыль, фототовары - 2,4% и 1%, обувь - 4,1% и 1,4%, табачная продукция - 10,5% (акцизы).
Работа с этой информацией позволит на 48 млрд рублей в год снизить затраты производителей и импортеров и получить 200 млрд рублей дополнительных доходов. Например, в розничной торговле парфюмерией и табачной продукцией экономия превысит 12% от торговой наценки. В среднем по всем сегментам этот показатель составит 8,2% (1,17% от объема продаж).
Маркировка гарантирует прослеживаемость всей товаропроводящей цепочки - от выпуска до продажи конечному потребителю. В результате формируется массив ценнейшей для бизнеса информации. Имея возможность работать с ней, выигрывают даже те сегменты, которые не сталкиваются с проблемой контрафакта (например, шины).
Опираясь на эти данные, компании могут более эффективно планировать производство и дистрибуцию, повышать качество управления складскими запасами, избавляться от наименее эффективных посредников и т.д.
Выгоды для государства - 121 млрд рублей дополнительных доходов бюджета от сокращения незаконного оборота. Дополнительные налоговые поступления по отраслям выглядят так: парфюмерная продукция - 17% от выручки и 1,5% налога на прибыль, фототовары - 2,4% и 1%, обувь - 4,1% и 1,4%, табачная продукция - 10,5% (акцизы).
ЕГАИС, контролирующая производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, интегрируют с системой маркировки товаров.
Сейчас использование этилового спирта при выпуске парфюмерии не отслеживается, что способствует появлению серых схем по производству суррогатного алкоголя, опасного для жизни и здоровья.
После того как Росалкогольрегулирование получит доступ к данным системы маркировки (содержит всю информацию о каждой единице произведенной и импортированной парфюмерии), станет возможным уже на этапе производства выявлять компании-нарушители, выпускающие контрафактную парфюмерию и алкоголь.
Добросовестный же бизнес, помимо того, что увеличит свою долю на рынке, получит снижение количества проверок.
Кроме того, с 1 апреля начался эксперимент по маркировке пива, который также потребует дополнительной интеграции системы маркировки с ЕГАИС. Оба механизма мониторинга будут дополнять друг друга уникальными данными как о сырье, так и о готовой продукции.
Сейчас использование этилового спирта при выпуске парфюмерии не отслеживается, что способствует появлению серых схем по производству суррогатного алкоголя, опасного для жизни и здоровья.
После того как Росалкогольрегулирование получит доступ к данным системы маркировки (содержит всю информацию о каждой единице произведенной и импортированной парфюмерии), станет возможным уже на этапе производства выявлять компании-нарушители, выпускающие контрафактную парфюмерию и алкоголь.
Добросовестный же бизнес, помимо того, что увеличит свою долю на рынке, получит снижение количества проверок.
Кроме того, с 1 апреля начался эксперимент по маркировке пива, который также потребует дополнительной интеграции системы маркировки с ЕГАИС. Оба механизма мониторинга будут дополнять друг друга уникальными данными как о сырье, так и о готовой продукции.
Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) предлагает Минэкономразвитию смягчить административную нагрузку на бизнес.
Суть в следующем. Согласно КоАП, за впервые совершенные НКО и субъектами МСП правонарушения (если они не несут вреда жизни и здоровью людей, а также имущественного ущерба) можно вместо штрафа назначать предупреждение.
Но применение этой нормы четко не регламентировано и остается на усмотрение контрольно-надзорного органа.
Корпорация предлагает сделать это правило обязательным, распространить на всех ИП и юрлиц и определить список нарушений, за которые при первом их совершении выносится письменное предупреждение, а не штраф.
Таким образом все субъекты предпринимательской деятельности получат "право на ошибку" при условии отсутствия "отягчающих обстоятельств".
По словам бизнес-омбудсмена Бориса Титова, для компаний это станет "элементом обучения" - лучше больше не нарушать, чтобы избежать штрафов.
Суть в следующем. Согласно КоАП, за впервые совершенные НКО и субъектами МСП правонарушения (если они не несут вреда жизни и здоровью людей, а также имущественного ущерба) можно вместо штрафа назначать предупреждение.
Но применение этой нормы четко не регламентировано и остается на усмотрение контрольно-надзорного органа.
Корпорация предлагает сделать это правило обязательным, распространить на всех ИП и юрлиц и определить список нарушений, за которые при первом их совершении выносится письменное предупреждение, а не штраф.
Таким образом все субъекты предпринимательской деятельности получат "право на ошибку" при условии отсутствия "отягчающих обстоятельств".
По словам бизнес-омбудсмена Бориса Титова, для компаний это станет "элементом обучения" - лучше больше не нарушать, чтобы избежать штрафов.
За I полугодие закрылось 545,8 тыс. ИП, что в 1,8 раза больше, чем год назад (рекорд за последние 8 лет).
В большинстве субъектов РФ число закрытых ИП превысило число открытых. По потерям лидируют столичные регионы:
• Москва - закрылось 47,8 тыс., открылось 37,3 тыс.
• Санкт-Петербург - 27 тыс. / 18,9 тыс.
• Московская область - 38,9 тыс. / 31,2 тыс.
Почти половина из них - "мертвые души", брошенные еще во время начала пандемии и удаленные из Реестра по инициативе ФНС. В некоторых регионах эта доля еще выше: в Чечне, Дагестане и Ингушетии - около 70%, в Москве, Санкт-Петербурге и Пермском крае - около 60%.
Закрытия по инициативе самих предпринимателей в целом остаются стабильными, кроме двукратного роста в декабре 2020 года.
Многие ИП из тех, кто не имел штата и закрылся, стали самозанятыми (число последних выросло в 1,5 раза). Часть ИП закрылась из-за того, что их специалисты перешли на надомный труд.
Наиболее пострадавшие сегменты: непродуктовый ритейл, индустрия красоты и развлечений.
Главная проблема всё та же - неопределенность в краткосрочной перспективе. В то же время общее число субъектов МСП не намного, но выросло - с 3,31 до 3,37 млн.
В большинстве субъектов РФ число закрытых ИП превысило число открытых. По потерям лидируют столичные регионы:
• Москва - закрылось 47,8 тыс., открылось 37,3 тыс.
• Санкт-Петербург - 27 тыс. / 18,9 тыс.
• Московская область - 38,9 тыс. / 31,2 тыс.
Почти половина из них - "мертвые души", брошенные еще во время начала пандемии и удаленные из Реестра по инициативе ФНС. В некоторых регионах эта доля еще выше: в Чечне, Дагестане и Ингушетии - около 70%, в Москве, Санкт-Петербурге и Пермском крае - около 60%.
Закрытия по инициативе самих предпринимателей в целом остаются стабильными, кроме двукратного роста в декабре 2020 года.
Многие ИП из тех, кто не имел штата и закрылся, стали самозанятыми (число последних выросло в 1,5 раза). Часть ИП закрылась из-за того, что их специалисты перешли на надомный труд.
Наиболее пострадавшие сегменты: непродуктовый ритейл, индустрия красоты и развлечений.
Главная проблема всё та же - неопределенность в краткосрочной перспективе. В то же время общее число субъектов МСП не намного, но выросло - с 3,31 до 3,37 млн.
В случае временной приостановки деятельности из-за ужесточения ограничительных мер в регионах малый и средний бизнес сможет получать краткосрочные безвозмездные гранты.
Размер гранта будет рассчитываться исходя из сроков ограничений по формуле - половина МРОТ на одного работника за две недели простоя. Если ограничения продлятся больше двух недель, грант будет пропорционально увеличиваться до 1 МРОТ.
С 1 января 2021 года федеральный МРОТ равен 12 792 рублям.
Данное предложение правительства уже поддержано президентом.
Размер гранта будет рассчитываться исходя из сроков ограничений по формуле - половина МРОТ на одного работника за две недели простоя. Если ограничения продлятся больше двух недель, грант будет пропорционально увеличиваться до 1 МРОТ.
С 1 января 2021 года федеральный МРОТ равен 12 792 рублям.
Данное предложение правительства уже поддержано президентом.
В I полугодии экспорт сельхозтехники превысил 10 млрд рублей, увеличившись на 35%.
Продукция поставлялась в 32 государства, в том числе:
• Германия - рост в 6 раз
• Азербайджан - в 4,3 раза
• Польша - в 2,9 раза
• Монголия - в 2,7 раза
• Словакия - в 2,1 раза
• Киргизия - 94%
• Казахстан (крупнейший рынок) - 43%
• Молдавия - 37%
• Франция - 25%
Основная причина положительной динамики - высокие мировые цены на зерно, благодаря которым аграрии смогли выделить средства на дополнительные инвестиции. Кроме того, играет роль фактор отложенного спроса - после ковидных ограничений многие компании возвращаются к вопросу закупок новой техники.
Также у российских заводов по сравнению с иностранными конкурентами есть преимущество - они не испытывают таких проблем с поставками компонентов благодаря высокой степени локализации.
Основную угрозу производители видят в росте цен на металл. С июля прошлого года его стоимость для них выросла на 56-87%, в результате чего себестоимость техники увеличилась на 20%.
Продукция поставлялась в 32 государства, в том числе:
• Германия - рост в 6 раз
• Азербайджан - в 4,3 раза
• Польша - в 2,9 раза
• Монголия - в 2,7 раза
• Словакия - в 2,1 раза
• Киргизия - 94%
• Казахстан (крупнейший рынок) - 43%
• Молдавия - 37%
• Франция - 25%
Основная причина положительной динамики - высокие мировые цены на зерно, благодаря которым аграрии смогли выделить средства на дополнительные инвестиции. Кроме того, играет роль фактор отложенного спроса - после ковидных ограничений многие компании возвращаются к вопросу закупок новой техники.
Также у российских заводов по сравнению с иностранными конкурентами есть преимущество - они не испытывают таких проблем с поставками компонентов благодаря высокой степени локализации.
Основную угрозу производители видят в росте цен на металл. С июля прошлого года его стоимость для них выросла на 56-87%, в результате чего себестоимость техники увеличилась на 20%.
Росстат отчитался по промышленному производству за I полугодие - общий рост на 4,4%. Если взять сегмент обработки - на 6,4%. Здесь динамика следующая (к году / к предыдущему периоду):
• I квартал: +1,4% / -18,9%
• апрель: +14,9% / -4%
• май: +12,1% / -2%
• июнь: +7,7% / +5%
• II квартал: +11,4% / +9%
Рост выпуска отдельных товарных групп по итогам первых шести месяцев:
• пищевые продукты - 1,7%
• табачные изделия - 4,5%
• текстильные изделия - 18,5%
• одежда - 11,5%
• бумага - 9,6%
• мебель - 39,6%
• химия - 8,2%
• лекарства - 20,7%
• компьютеры, электроника, оптика - 20%
• автотранспорт, прицепы - 41,5%
По состоянию на 21 июля опросы Института Гайдара фиксируют рост деловой активности - удовлетворенность текущими продажами достигла максимума с августа 2007 года в 73%.
• I квартал: +1,4% / -18,9%
• апрель: +14,9% / -4%
• май: +12,1% / -2%
• июнь: +7,7% / +5%
• II квартал: +11,4% / +9%
Рост выпуска отдельных товарных групп по итогам первых шести месяцев:
• пищевые продукты - 1,7%
• табачные изделия - 4,5%
• текстильные изделия - 18,5%
• одежда - 11,5%
• бумага - 9,6%
• мебель - 39,6%
• химия - 8,2%
• лекарства - 20,7%
• компьютеры, электроника, оптика - 20%
• автотранспорт, прицепы - 41,5%
По состоянию на 21 июля опросы Института Гайдара фиксируют рост деловой активности - удовлетворенность текущими продажами достигла максимума с августа 2007 года в 73%.
Малому и среднему бизнесу могут отказать в господдержке, если он нарушил условия, необходимые для ее получения. Например, не обеспечил целевое использование ранее выделенных средств.
Срок моратория на господдержку составляет 3 года с момента признания компании нарушителем.
Правительство хочет смягчить эти правила, дифференцировав сроки моратория исходя из вида нарушений. При нецелевом использовании средств, а также в случае предоставления недостоверных сведений и документов, трехлетний мораторий сохранится. Во всех остальных случаях - снизится до 1 года.
Кроме того, ограничения на господдержку не коснутся тех предпринимателей, которые устранили нарушения в срок, определенный властями. Как правило, такие нарушения носят незначительный характер.
Впрочем, изменения, скорее всего, затронут, крайне ограниченный круг предпринимателей: в 2019 году из 347 тыс. компаний, получивших господдержку, только 57 нарушили условия ее предоставления. Данные за прошлый год пока не опубликованы.
Срок моратория на господдержку составляет 3 года с момента признания компании нарушителем.
Правительство хочет смягчить эти правила, дифференцировав сроки моратория исходя из вида нарушений. При нецелевом использовании средств, а также в случае предоставления недостоверных сведений и документов, трехлетний мораторий сохранится. Во всех остальных случаях - снизится до 1 года.
Кроме того, ограничения на господдержку не коснутся тех предпринимателей, которые устранили нарушения в срок, определенный властями. Как правило, такие нарушения носят незначительный характер.
Впрочем, изменения, скорее всего, затронут, крайне ограниченный круг предпринимателей: в 2019 году из 347 тыс. компаний, получивших господдержку, только 57 нарушили условия ее предоставления. Данные за прошлый год пока не опубликованы.