Плавучая редакция – Telegram
Плавучая редакция
13.4K subscribers
1.01K photos
39 videos
6 files
391 links
Заметки UX-редактора Вовы Лалоша. Советы по интерфейсным текстам и редактуре, примеры, фейлы, контент-гайды.

Вопросы, предложка: @editboat_bot
Cотрудничество: @maratele
Потыкать: #совет #ответ #разбор

https://lalosh.taplink.ws
в реестре clck.ru/3FfHCr
Download Telegram
UX-писатели и технические писатели

Нанять писателя в команду разработки — для многих компаний это всё еще звучит страшновато. Но принципиально нового в этом нет. Писатели уже давно участвуют в проектах, только называются по-другому — технические писатели.

В России технический писатель обычно работает только с документацией. Пишет руководства, политики, инструкции, причем чаще не для пользователей, а для разработчиков. На собеседовании его будут спрашивать не про инфостиль и UX, а про различные госты и фреймворки. Получается, что с UX-писателем у него общее только слово «писатель».

Интересно, что за рубежом отношение другое. Юзабилити-эксперт Джаред Спул в подкасте Юваля Кешчера рассказал, что технические писатели были первыми UX-писателями. Да и вообще первыми, кто стал думать о пользователях. Только помогали не напрямую, а через мануалы — техпису нужно было найти самый простой способ использования системы и объяснить его на пальцах. В том числе конечным пользователям. Так как писатели постоянно общались с разработчиками, то постепенно их начали привлекать и к текстам самих интерфейсов программ.

Но всё это было ещё в 80-х, поэтому благополучно забылось. Вплоть до той самой конференции Google I/O в 2017, сделавшей UX Writing трендом.

По моим ощущениям, у нас все-таки в UX-копирайтинг приходят не из технических писателей. Хотя это и очень родственная область. А как думаете вы?
UX-писатель — это тот же технический писатель, только в новой обёртке?
Anonymous Poll
14%
Это одно и то же
40%
Всё-таки разные профессии
35%
Ну, что-то общее есть
11%
Не знаю, не понимаю
А вот другая точка зрения. Наверное, обобщать всех российских техписателей тоже не стоит.
Forwarded from DocOps
Технические писатели и UX-писатели.
Автор «Плавучей редакции» Владимир пишет о профессиях технического и UX-писателя: https://news.1rj.ru/str/editboat/236.

Я считаю, что технические писатели владели инфостилем и занимались UX-writing'ом ещё до того, как появились оба этих слова. У нас есть выверенные процессы и стайлгайды, которые охватывают всё от запятых до business value. А ещё мы бережно относимся и умеем работать с терминами — в технических текстах и интерфейсах они очень важны. Интерфейсы, с которыми мы работаем — это не только кнопки на сайтах, мы умеем писать тексты для CLI и API. Встроенная документация в нативных библиотеках, всякие javadoc и docstring — это тоже интерфейсные тексты. Не все техписатели этим занимаются, но таких много.

Ещё там есть опрос об отношении между двумя профессиями. Для меня UX-писатель — это скорее специализация техписателя. Думаю, что заниматься только текстами или только документацией к сложному продукту — дело неэффективное. Но есть и другие продукты, где пользователь читает только текст в интерфейсе и задача писателя — донести нужные знания только через этот текст. Наверное, в них можно стать UX-писателем из дизайнера, копирайтера или аналитика.
Интерфейсный текст в упаковке печенек. Их действительно сложно закрыть, невозможно забыть и нелегко простить 😔
Чеклист в контент-гайде
#редполитика

Главная проблема контент-гайда в том, как его реально будут использовать. Глупо ждать, что кто-то прочитает от корки до корки и запомнит. Скорее это будет «быстро пробежаться глазами, чтобы исправить грубые ошибки». Поэтому мы решили добавить туда небольшие чеклисты.

Чеклист — это как памятка, по которой пилот проходится перед полётом. Окна — закрыты. Радио — настроено. Знак «пристегните ремни» — включен. Просто и быстро.

Вот этот чеклист поставим в самом начале. Ничего неожиданного или нового, но ближе к реальному использованию. Ну и планируем, что список будет работать как завлекалочка — на каждый пункт повесим ссылки, где в контент-гайде почитать о том или ином пункте подробнее.

— Главное вынесено раньше второстепенного.
— Нет действий без действующего лица («выполняется», «оформлен»).
— Используется простой синтаксис.
— Если текста много, используются абзацы с пустой строкой между ними.
— Нет канцеляризмов, сокращений и непонятных аббревиатур.
— Нет рекламных усилителей («самый», «лучший», «всего лишь»).
— Используются правильные кавычки и тире («», —).
— Телефоны, даты, цифры и валюты в нашем формате.
— Нет смайликов, капслока, восклицательных знаков и «Вы» с большой буквы.
Записали с Ирой Грязных подкаст о судьбе UX-писателя. Еще не слушал 🙈
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
#Подкаст

Божественный контент для ушей UX-писателей

Как тестировать текст, работать в команде и писать для инклюзивных версий приложений?
Рассказывает Вова Лалош, продуктовый редактор в МТС.

Слушать: http://bit.ly/2MTKFiS
Милота. Нашли аналог из реального мира и здорово его обыграли.
Forwarded from Fragments
​​В приложении Okko нельзя оторвать контроль в электронном билете, если сеанс ещё не начался 😌
Чеклист по качественной форме оплаты

На vc качественная статья о UX для формы оплаты картой. Много примеров касаются текста.

Особенно порадовал совет про лишнюю лаконинчость. Иногда важнее снабдить пользователя всей необходимой информацией для ответственного шага (здесь — оплаты).
Я знаю, что среди вас много копирайтеров. Ну а уж если без ярлыков, то пишут так и вообще все. Так что держите полезный канал, в котором собирают всё важное в сфере контента — @copywritersdigest

— Будьте в курсе профессиональных событий — тут ежедневно публикуют новости, исследования, статьи по копирайтингу, писательству, СММ.
— Узнавайте больше про тех, кто пишет и писал, — по пятницам выходят тематические фильмы или книги.
— Общайтесь с тем, кто тоже пишет, — под тегом #колонкаредактора вы найдете авторский блог Яны Дворецкой, редактора портала об интернет-маркетинге и студентки Школы Бюро Горбунова.
— Узнайте, как защитить своё произведение — в рубрике #авторскоеправо по средам.

Подписывайтесь на канал «Дайджест копирайтера».

#рекомендация
​​Серые паттерны

О чёрных паттернах говорят все, и кажется, что с ними всё просто. Жадный бизнесмен даёт команду беспринципному дизайнеру улучшить конверсию. Беспринципный дизайнер маскирует оплату под кнопку «Далее» и вжух — конверсия растёт. Бизнесмен рад. Пользователь удручен. Дизайнер дизайнер.

Но многие черные паттерны на самом деле не являются обманом в прямом смысле. Я бы назвал их «серыми паттернами». Серые — это когда пользователю не то что бы специально мешают, но и совсем не помогают решить задачу. Просто потому что такой сценарий не очень интересен для бизнеса.

Пример из реальной жизни: друзья не возвращают долг не потому, что хотят тебе навредить, а просто возвращать не так интересно, как брать. Мотивации куда меньше.

Пример из интерфейсов: иногда кажется, что сайты специально прячут кнопку отписки от рассылки и делают её максимально незаметной. «Вот жулики, — думаешь ты, — хотят удержать меня любой ценой!» Но всё может быть прозаичнее. Просто задача «улучшить юзабилити отписки» всегда будет менее приоритетна перед другими задачами в бэклоге.

Другие примеры, которые мы видим регулярно:
— неоформленная страница 404,
— сложный путь удаления аккаунта,
— отсутствие кнопки возврата в магазин в воронке оплаты.

Не всегда это злой умысел. Просто бизнес и то, как он влияет на разработку.

Бороться с серыми паттернами можно только доказательствами в виде потери денег. Придётся доказывать, что пользователи с негативным опытом вредят репутации и в итоге снижают показатели в долгосрочной перспективе.

Если вы UX-специалист, то это ваша задача — пушить наверх задачи с низким финансовым, но с высоким пользовательским интересом. Потому что больше некому.
Владелец Tesla по имени Джо пожаловался на слишком громкие звуковые подсказки, которые будят его ребёнка во время поездки.

В тесле не растерялись и в очередном обновлении программы добавили функцию Joe Mode, которая приглушает все звуки в машине. Милота 🖤
Ультимативная подборка книг, курсов, сообществ, статей, рассылок и подкастов о UX Writing. На английском, итальянском и португальском — uxwritinglibrary.com

В закладки, однозначно.

Спасибо, @uxhorn 🤝
Spotify продолжает экспериментировать с названием главного пользовательского плейлиста. Раньше была «Моя библиотека», потом ввели лайки и назвали «Любимые треки».

Теперь вот вижу очередной вариант — «Сохраненные треки» 🤔 Лайки при этом не убрали.

Интересно, на чём остановятся.
​​Адаптация интерфейсов

Думаю, что важным конкурентным преимуществом интерфейсов будущего будет динамическая подгонка под потребности пользователя. Способность приспосабливаться.

🌗 Исчезающие подписи. По мере использования твои требования к интерфейсу меняются. Когда ты только установил приложение, тебе нужны подсказки — нужно видеть, где кнопки контактов, а где профиль. Проходит время, и ты уже жмешь кнопки совершенно не глядя. Тогда зачем приложение по-прежнему раздражает нас лишними надписями? Теперь можно оставить только иконки.

🌘 Скрытие функций. Пойдем дальше. Допустим, стало понятно, что пользователь пользуется только определенными разделами и функциями. Тогда остальные функции можно вообще скрыть, позволяя сконцентрироваться на том, что важно. Зачем мне поиск авиабилетов, если я не летаю самолётом?

⭐️ Активация функций со звёздочкой. Если можно скрывать, то можно и добавлять. Например, включать функции, которые интересны профессионалам, а не новичкам. Сейчас самые продвинутые приложения просто подсвечивают продвинутые функции, которые ты раньше не использовал. Дальше будет больше.

📖 Адаптация контента. Интерфейс — это не рассказ, который мы бесконечно перечитываем. Это скорее длинная пьеса в повторяющихся декорациях. Чтобы диалоги были адекватными, нужно учитывать, что пользователь видел и узнал в приложении вчера. Придумывать запутанные деревья сценариев не обязательно — для начала можно хотя бы не повторять один и тот же текст на одну и ту же ошибку.

📐 Подгонка структуры. Почему бы не менять под потребности саму организацию рабочего пространства интерфейса? Двигать кнопки, менять размеры, навигацию? Приложение будет выглядеть по-разному у меня и у моего друга, но зато будет решать наши проблемы точнее.

Список можно продолжить. Сейчас приложения — забетонированные кирпичи, которые меняются только массовыми обновлениями. Но гибкость победит.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Ошибкой 404 в Figma можно поиграться 🖤

Не упускайте возможность отразить продукт даже в мелочах.
Правило Y: если даже в вашем рекламном тексте функции выглядят притянутыми друг к другу за уши, нужно серьезно задуматься, нужно ли их объединять.

Нет, серьезно. Как можно в одном приложении искать и пропавшие наушники, и друзей?
Матовый кейс
#кейс

Сделали мы в одном финансовом приложении чат. Чтобы не нарываться на атата от контролирующих органов, нужно было по максимуму обезопасить чат от грязи. Прикрутили автоматическое удаление нецензурных сообщений. В этом случае сообщение не отправлялось, а отправителю приходило уведомление. Вот какая была цепочка итераций:

Ваше сообщение содержало нецензурную брань и не было отправлено

Сообщение содержало нецензурные слова и не было отправлено

Сообщение не было отправлено из-за нецензурных слов

Сообщение удалено из-за мата

Сообщение не отправлено: мат

Сообщение не отправлено. Почему?

В сообщении ебаный мат (ладно, этот вариант — шутка)

Наш чувствительный робот обнаружил мат в сообщении, и воспитание не позволило ему такое отправить

???

Как бы вы написали? Напишите свой вариант, а завтра расскажу, какой вариант победил и как бы я сделал сейчас.
Плавучая редакция
Матовый кейс #кейс Сделали мы в одном финансовом приложении чат. Чтобы не нарываться на атата от контролирующих органов, нужно было по максимуму обезопасить чат от грязи. Прикрутили автоматическое удаление нецензурных сообщений. В этом случае сообщение не…
Презумпция невиновности, репорты и безответственность

Очень много вариантов в комментах, круто! Давайте разбираться.

— Конечно же, воспитывать людей — это задача родителей, а не мобильного банка. Поэтому варианты от «Фу, как грубо» до «У нас не матерятся» не подходят.

— Безоценочное уведомление — тоже не вариант. «Сообщение не было отправлено из-за нецензурного содержания» — так мы написали с дизайнером год назад. Но это всё равно выход за рамки. Мы как будто ловим человека за руку и тыкаем носом.

Если бы я решал эту проблему сейчас, то вообще не использовал бы текст. Вот хорошие варианты:

— Дать отправить сообщение, но замаскировать мат. Когда программа вмешивается в человеческие дела, должна действовать презумпция невиновности. Могла произойти ошибка, мы могли что-то не так понять. Как правильно написал в комментариях Роман Вотинцев: бот может ошибиться и найти мат в середине слова, а пользователь будет наказан — потраченным временем и угрожающим сообщением. Пусть всё отправляется, безобидные звёздочки покажут настроение сообщения без неприятностей всем сторонам.

— Ещё лучше маскировать прямо при наборе, как предложил Nick Volynkin. В таком случае пользователь сможет увидеть звёздочки заранее. А может, даже переписать более нейтрально. Правда, такое решение может серьезно замедлить набор.

Есть ещё одна штука, которую мы не учли — находчивость. Что происходит, когда пользователи натыкаются на фильтр мата, но очень хотят его употребить? Приспосабливаются пользоваться всякими левыми символами: на}{Yй, cyka, пNзд3ц. Конечно, можно взять расширенный словарь, где будут даже самые экзотические варианты. Но я не верю, что человеческую смекалку можно победить.

Поэтому есть ещё одна самая радикальная идея:

— Дать писать что угодно и прописать отказ от ответственности в условиях использования. Почти во всех мессенджерах ты можешь писать что угодно, разработчики не несут за это ответственности. На тебя просто будут жаловаться, и после какого-то количества репортов заблокируют. Конечно, блокировать клиентов финансового приложения накладно. Но можно просто отключать чат.