Плавучая редакция – Telegram
Плавучая редакция
13.4K subscribers
1.01K photos
39 videos
6 files
391 links
Заметки UX-редактора Вовы Лалоша. Советы по интерфейсным текстам и редактуре, примеры, фейлы, контент-гайды.

Вопросы, предложка: @editboat_bot
Cотрудничество: @maratele
Потыкать: #совет #ответ #разбор

https://lalosh.taplink.ws
в реестре clck.ru/3FfHCr
Download Telegram
Только эцсамое.

Копирайтинг, конечно, огонь, как и всегда.
🔥1
​​Вчера к нам в гости приходила Валерия Курмак, возможно, главный специалист по инклюзивному дизайну в России. Инклюзивный значит спроектированный с учетом потребностей людей с ивналидностью, пожилых, детей.

UX-копирайтинг здесь очень даже причём.

— Чтобы сделать интерфейс доступным, без текста не обойтись. Например, дальтоники не различают, подсветили вы поле ввода красным или зеленым, поэтому нужно продублировать текстом.

Стоп. А кто ещё получает от этого профит? Неопытные пользователи, которые не знают устоявшихся правил цветовой индикации.

— Чем проще текст, тем инклюзивнее. Для проверки текста на заумность Валерия использует ru.readability.io.

Стоп. Только ли дети не осилят инструкцию в стиле диссертации? Нет, 99% взрослых здоровых людей не осилят.

— Правильно оформленные ссылки удобны для скринридера. Скринридер читает текст интерфейса незрячим. Все эти https:// будут тоже прочитаны, и это ужасно бесит.

Стоп, а кого ещё бесят огромные ссылки? Да всех.

Фокус в том, что делая интерфейс понятным для людей с особыми потребностями, вы автоматически делаете его лучше для всех остальных.
7 подкастов о UX-копирайтинге

Я люблю UX, подкасты и составлять бессмысленные подборки. Если хотя бы что-то из этого вам близко, то держите эти подкасты об интерфейсных текстах, контент-стратегии, микротексте, контент-дизайне и, о боже, обо всём таком.

Заметил, что в процессе прослушивания каждый раз наплывает резкий прилив идей, поэтому рекомендую. Выходные — для подкастов.

Читать на Медиуме
Совет, а не обратная связь

Когда нужно в опросе узнать о чём-либо в свободной форме, лучше просить совет, а не «обратную связь» или абстрактный «комментарий».

Люди больше любят советовать и пишут более конструктивно и развёрнуто, когда у них просят совета. Возможно, потому что «советы» касаются будущего, а «обратная связь» — прошлого, которое уже не изменить.

Вот статья об этом
Ссылки в 21 веке

Искусственный интеллект уже умеет лица создавать и голос ваш подделывать, а вот ссылку в текст пока корректно закатывать никто его не научил. Поэтому давайте учиться.

Почему это важно?
Поскольку незрячие люди воспринимают информацию с помощью звукового интерфейса, скринридер прочитает им все каракули из адресной строки. Для незрячих такая ссылка – бессмысленная абракадабра. Смыла ноль, раздражения много.

Для зрячих тоже смысла ноль, плюс визуальный мусор на странице.

Из текста ссылки пользователь должен понимать, куда он попадет, кликнув по ней!

Что делать?
В телеграмме: выделяете текст, нажимаете cmnd/ctl+U, вставляете адрес.

В gmail: cmnd/ctl+K

В Outlook: иконка с цепочкой и подписью Вставить гиперссылку

В каждом (почти) сервисе можно найти, как корректно вставить ссылку.

Вот так вот просто каждый может сделать мир чуть-чуть доступнее.
Любите шифры? У Apple есть отличный шифр для вас.

НДЯФМАМИИАСО

🤯
Как думаете, какая буква должна идти за «О»?
Anonymous Poll
6%
Д
14%
К
67%
Н
7%
Щ
7%
Ъ
Короче говоря, это так подписаны месяцы в приложении «Здоровье». Да, месяцы.

Конверсия в понимание — 60%. Эппл, эппл.
Приложение Drimsim оправдывается за геодоступ, как настоящий шпион 🌚
UX-писатели и технические писатели

Нанять писателя в команду разработки — для многих компаний это всё еще звучит страшновато. Но принципиально нового в этом нет. Писатели уже давно участвуют в проектах, только называются по-другому — технические писатели.

В России технический писатель обычно работает только с документацией. Пишет руководства, политики, инструкции, причем чаще не для пользователей, а для разработчиков. На собеседовании его будут спрашивать не про инфостиль и UX, а про различные госты и фреймворки. Получается, что с UX-писателем у него общее только слово «писатель».

Интересно, что за рубежом отношение другое. Юзабилити-эксперт Джаред Спул в подкасте Юваля Кешчера рассказал, что технические писатели были первыми UX-писателями. Да и вообще первыми, кто стал думать о пользователях. Только помогали не напрямую, а через мануалы — техпису нужно было найти самый простой способ использования системы и объяснить его на пальцах. В том числе конечным пользователям. Так как писатели постоянно общались с разработчиками, то постепенно их начали привлекать и к текстам самих интерфейсов программ.

Но всё это было ещё в 80-х, поэтому благополучно забылось. Вплоть до той самой конференции Google I/O в 2017, сделавшей UX Writing трендом.

По моим ощущениям, у нас все-таки в UX-копирайтинг приходят не из технических писателей. Хотя это и очень родственная область. А как думаете вы?
UX-писатель — это тот же технический писатель, только в новой обёртке?
Anonymous Poll
14%
Это одно и то же
40%
Всё-таки разные профессии
35%
Ну, что-то общее есть
11%
Не знаю, не понимаю
А вот другая точка зрения. Наверное, обобщать всех российских техписателей тоже не стоит.
Forwarded from DocOps
Технические писатели и UX-писатели.
Автор «Плавучей редакции» Владимир пишет о профессиях технического и UX-писателя: https://news.1rj.ru/str/editboat/236.

Я считаю, что технические писатели владели инфостилем и занимались UX-writing'ом ещё до того, как появились оба этих слова. У нас есть выверенные процессы и стайлгайды, которые охватывают всё от запятых до business value. А ещё мы бережно относимся и умеем работать с терминами — в технических текстах и интерфейсах они очень важны. Интерфейсы, с которыми мы работаем — это не только кнопки на сайтах, мы умеем писать тексты для CLI и API. Встроенная документация в нативных библиотеках, всякие javadoc и docstring — это тоже интерфейсные тексты. Не все техписатели этим занимаются, но таких много.

Ещё там есть опрос об отношении между двумя профессиями. Для меня UX-писатель — это скорее специализация техписателя. Думаю, что заниматься только текстами или только документацией к сложному продукту — дело неэффективное. Но есть и другие продукты, где пользователь читает только текст в интерфейсе и задача писателя — донести нужные знания только через этот текст. Наверное, в них можно стать UX-писателем из дизайнера, копирайтера или аналитика.
Интерфейсный текст в упаковке печенек. Их действительно сложно закрыть, невозможно забыть и нелегко простить 😔
Чеклист в контент-гайде
#редполитика

Главная проблема контент-гайда в том, как его реально будут использовать. Глупо ждать, что кто-то прочитает от корки до корки и запомнит. Скорее это будет «быстро пробежаться глазами, чтобы исправить грубые ошибки». Поэтому мы решили добавить туда небольшие чеклисты.

Чеклист — это как памятка, по которой пилот проходится перед полётом. Окна — закрыты. Радио — настроено. Знак «пристегните ремни» — включен. Просто и быстро.

Вот этот чеклист поставим в самом начале. Ничего неожиданного или нового, но ближе к реальному использованию. Ну и планируем, что список будет работать как завлекалочка — на каждый пункт повесим ссылки, где в контент-гайде почитать о том или ином пункте подробнее.

— Главное вынесено раньше второстепенного.
— Нет действий без действующего лица («выполняется», «оформлен»).
— Используется простой синтаксис.
— Если текста много, используются абзацы с пустой строкой между ними.
— Нет канцеляризмов, сокращений и непонятных аббревиатур.
— Нет рекламных усилителей («самый», «лучший», «всего лишь»).
— Используются правильные кавычки и тире («», —).
— Телефоны, даты, цифры и валюты в нашем формате.
— Нет смайликов, капслока, восклицательных знаков и «Вы» с большой буквы.
Записали с Ирой Грязных подкаст о судьбе UX-писателя. Еще не слушал 🙈
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
#Подкаст

Божественный контент для ушей UX-писателей

Как тестировать текст, работать в команде и писать для инклюзивных версий приложений?
Рассказывает Вова Лалош, продуктовый редактор в МТС.

Слушать: http://bit.ly/2MTKFiS
Милота. Нашли аналог из реального мира и здорово его обыграли.
Forwarded from Fragments
​​В приложении Okko нельзя оторвать контроль в электронном билете, если сеанс ещё не начался 😌
Чеклист по качественной форме оплаты

На vc качественная статья о UX для формы оплаты картой. Много примеров касаются текста.

Особенно порадовал совет про лишнюю лаконинчость. Иногда важнее снабдить пользователя всей необходимой информацией для ответственного шага (здесь — оплаты).
Я знаю, что среди вас много копирайтеров. Ну а уж если без ярлыков, то пишут так и вообще все. Так что держите полезный канал, в котором собирают всё важное в сфере контента — @copywritersdigest

— Будьте в курсе профессиональных событий — тут ежедневно публикуют новости, исследования, статьи по копирайтингу, писательству, СММ.
— Узнавайте больше про тех, кто пишет и писал, — по пятницам выходят тематические фильмы или книги.
— Общайтесь с тем, кто тоже пишет, — под тегом #колонкаредактора вы найдете авторский блог Яны Дворецкой, редактора портала об интернет-маркетинге и студентки Школы Бюро Горбунова.
— Узнайте, как защитить своё произведение — в рубрике #авторскоеправо по средам.

Подписывайтесь на канал «Дайджест копирайтера».

#рекомендация