Плавучая редакция – Telegram
Плавучая редакция
13.4K subscribers
1.01K photos
39 videos
6 files
391 links
Заметки UX-редактора Вовы Лалоша. Советы по интерфейсным текстам и редактуре, примеры, фейлы, контент-гайды.

Вопросы, предложка: @editboat_bot
Cотрудничество: @maratele
Потыкать: #совет #ответ #разбор

https://lalosh.taplink.ws
в реестре clck.ru/3FfHCr
Download Telegram
В эти выходные сервисы доставки боролись со стихией прямо в тексте интерфейса. Как вам?
«Этой кнопке нужен текст»

До последнего времени я всем говорил, что книг по UX-писательству на русском нет. Минус одна привычка — такая книга появилась.

Особенно приятно, что книгу написал не какой-нибудь Кот или Каплунов, а наш товарищ по цеху и мой коллега по Сберу — Кирилл Егерев, автор канала «Текст в тесте» @txtin.

Много живых примеров, отличный юмор и концентрированный профессиональный опыт. Думаю, что эта книга должна быть на полке у каждого, кто пишет для интерфейсов. Если вы только начинаете осваивать эту профессию, то 100%.

----------

А на сладкое — розыгрыш. Расскажите о каком-нибудь сервисе, в котором вам нравится текст, и приложите скриншот. А 20 февраля рандомайзер укажет того, кто получит новенький экземпляр «Этой кнопке нужен текст. О UX-писательстве кратко и понятно» от издательства «Альпина Паблишер».
Присоединяйтесь завтра, если что-то делаете для ассистентов или пока просто интересуетесь 😎
🎙 Что такое и зачем нужны голосовые ассистенты?

Завтра вместе с Вовой Лалошем из канала @editboat устраиваем в Clubhouse первый 🇷🇺 UX Writing Room Special — про голосовых помощников.

Специалисты из «Сбера», «Тинькоффа» и «МТС» поделятся, как создавать сценарии для взаимодействия с пользователями голосом, как их исследовать и тестировать, в чем в целом кайф и особенности работы над голосовыми интерфейсами.

Я буду в роли доброго модератора, который задаёт глупые вопросы, так что интересно будет не только тем, кто работает или собирается работать над искусственными помощниками.

Добавляйте в календарь и заплетайте завтра в 20 мск: https://www.joinclubhouse.com/event/Pbg1ValK Будет огонь ♨️
​​Ловушка уютной норы
#совет

Часто вижу одну и ту же ошибку при выборе голоса продукта: просто скопировать тон-оф-войс своего конкурента. Логика здесь такая: если Яндекс.Еда так пишет, значит и для моего Качу.Блины подойдёт.

Но это я называю ловушкой уютной норы. Если ты бездомная белка и находишь красивую, теплую и хорошо обставленную нору — значит, в ней уже кто-то живет. Можно попытаться занять, но придется подраться с хозяином.

Конечно, нормальный конкурент не просто так выбирает стиль. За ним часто стоит приличная такая работа по позиционированию бренда и оттачиванию стиля. Зайцем проехаться можно, но это ничего не даст. Иногда лучше посмотреть на неохваченную аудиторию и предложить что-то для неё.
​​Не будьте собакой Павлова
#совет

Подбирать идеальную фразу бессмысленно. Многих это вводит в ступор. Они думают, что может быть только один идеальный вариант.

Пополните ваш кошелек
vs
Пополните свой кошелек

Чувствуете разницу? И правильно, совершенно не обязаны. Возможно, разница есть, но слишком незначительная, чтобы долго ломать голову.

В лаборатории Павлова собак учили отличать круг от эллипса. За правильный выбор давали вкусняшку, за неправильный — нет. Когда круг и эллипс становились почти одинаковыми, собака закономерно начинала ошибаться. А еще она впадала в стресс и больше не могла отличать даже очевидный эллипс от круга.

Когда мы мучаемся, выбирая из двух почти идентичных слов или фраз, можем превратиться в такую же забитую собаку.

Не можете выбрать идеальный вариант больше 5 минут — подбросьте монетку.
Антропоморфизм смягчает коммуникацию, но что дальше? «Вино неправильно заполнило накладную и теперь ему стыдно показаться людям на глаза»?

Иногда уже кажется, что мы достаточно смягчились. Иногда уже хочется простого советского «Вина нет».
Лол, вот как бывает: в Apple выяснили, что у 47% людей глагол «Subscribe» ассоциируется с тем, что у них спишут деньги с карты. И поэтому они не пользуются Apple Podcasts. В итоге «Subscribe» заменили на «Follow» — и теперь должно быть лучше. Такой же глагол используют в Spotify, Amazon Music и Audible.

Насколько же удивительные мелочи могут влиять на результат и конверсию. Вот вам и важность микрокопирайтинга.
Что потыкать

Привет, это Плавучая редакция!
Много новых людей, поэтому давайте расскажу, о чём мы тут. Это канал про текст в интерфейсе и про редакторские лайфхаки. Разбираем всякие UX кейсы, собираем хорошие и плохие примеры. Есть что-то типа рубрик:

#совет — cамая мясная рубрика: советы по редактуре,
#мысливслух — размышления, не претендующие на совет,
#ответ — ответы на вопросы, которые мне пишут в личку.

P. S. если вы присоединились в последние 3 дня, напишите, пожалуйста, как узнали про канал? 🙃
​​Раскатать тесто
#совет

Если вы потерялись и мучаете одно несчастное предложение часами, скорее всего вам просто не хватает подручного материала. Одно слово поменял — не то, другое — снова ерунда какая-то. Так можно вечность перебирать.

А надо раскатать тесто: просто писать всё что приходит в голову по теме, не размышляя. Отпустите, пусть льётся рекой, не редактируйте. Пишите как можно больше мыслей подряд, как будто у вас неоперабельный приступ графомании, а ещё поток сознания и почему-то хочется рассказывать как можно больше всего прямо переполняет ну и пусть коллеги решат я сошёл с ума или словил приход все равно ну а знаки кому нужны знаки я шерстяной писака боже как я хорош как мощны мои синтаксические конструкции.

Готово — тесто раскатано, теперь можно редактировать. С большим блоком текста и кучей идей работать проще, чем с одним предложением, к тому же включается латеральное мышление, о котором вам рассказывали на том тренинге до карантина.

Я так почти все посты здесь пишу, кстати.
🔥1
Подборка всего-всего для коммерческих редакторов

Крутейшая подборка курсов, рассылок, шаблонов и гайдов для редакторов любого уровня от Тони Сергеевой. Есть и раздел по UX-редактуре.

Однозначно в закладки 👍
Свой текст
#мысливслух

Чем больше сил вложено в работу, тем более ценной она кажется. С этим связано главное когнитивное искажение для автора и редактора. Через какое-то время работы над текстом он начинает казаться лучше. Но ваши правки могут быть совершенно ни при чем — просто всё стало каким-то родным и милым.

Как бороться?

— Просить кого-нибудь прочитать текст, перед тем как публиковать.
— Подождать день-два, пока эмоциональное отношение не остынет.
— Все время спрашивать себя: а нет ли тут моего искажения.
Пирамида доверия

Почему нельзя бросать контент в пользователя, не переживая о CJM?

Потому что есть пирамида доверия. Исследователи из NN/g обнаружили, что доверие пользователей к сервису растёт последовательно, как в пирамиде Маслоу. Без одного не попасть на следующий. В исследовании речь шла о сайтах, но на самом деле касается чего угодно. Вот эти уровни, от нулевого доверия до самого высокого:

1. Доверяю, чтобы просто ознакомиться.
2. Выбираю среди других сервисов.
3. Доверяю персональную информацию.
4. Доверяю сенситивную и финансовую информацию.
5. Готов быть постоянным пользователем и рекомендовать другим.

Нормально просить банковскую карту у пользователя сразу при регистрации? Давайте посмотрим, к какому уровню относится такая информация. К 4-му. Как и когда вы перескочили предыдущие этапы?

А спрашивать имейл на сайте со стоковыми картинками? Только если вы где-то до этого заслужили 3-й уровень, например, известным брендом или ссылку прислал хороший друг.

А можно в онбординге обещать за год изменить финансовые привычки пользователя? Кажется, вы проскочили пару этапов. Пользователь сейчас на втором (выбрал, зарегистрировался). А долгосрочные отношения сроком на год — это самый последний 5-й уровень. Предложите сначала что-то более достижимое на первое время.
🔥1
Всему своё время и место и это не онбординг

Нужно ли объяснять пользователям приложения в смартфоне, как пользоваться смартфоном? Сомневаюсь.

Ладно, допустим, что в вашем интерфейсе есть вещи посложнее «быстрого перехода между пунктами меню» и очень надо обучить пользоваться. Так ведь онбординг всё равно не подойдет: между ним и реальным использованием будет такой жирный лаг, что даже вундеркинд забудет, куда там надо тыкать.

Покажите лучше через подсказки в самом интерфейсе, сфокусируйте внимание. Хороший вариант: когда при первом знакомстве с приложением элементы «дергаются» в нужном направлении, подсказывая, куда их можно тянуть. Где посмотреть: в Tinder подсказывают, что можно сделать с чужой карточкой.

Чуть попроще — вариант типа лупы Даши-путешественницы, когда вам по очереди показывают из чего состоит интерфейс и что можно делать. Где посмотреть: в ЮMoney после установки.
Порядок прилагательных

В английском языке последовательность прилагательных строгая. Сначала нужно описать, какого размера, потом формы и только потом цвет и национальность, иначе получишь по жопе:

big round green fucking ball

Обычно после этого добавляют: а в русском таких правил нет, пишем как хотим. Но внимательные ребята давно заметили, что никаким либерализмом в русских прилагательных тоже не пахнет. Попробуйте написать:

чёрная смешная маленькая собака

И ерунда какая-то получится. Я решил выяснить, есть ли какой-то устойчивый порядок эпитетов и нашёл интересный доклад исследовательниц из Вышки. Они проанализировали весь корпус русского языка и обнаружили, что все категории прилагательных выстраиваются в чёткую последовательность. Вот она, сохраните и пользуйтесь:

💡порядковые → количественные → размер → оценка → форма → цвет → конкретно-pеферентные («папин») → национальность → генерические («лисий») 💡

Первые десять коротких чудесных прямоугольных вышкинских русских человеческих слов!

Самое забавное, что такая последовательность вполне соответсвует иерархии языков с артиклями (иерархия Чинкве). Да, отклонения от последовательности бывают, особенно в художественных текстах — в статье много об этом говорится, почитайте, если интересно.
​​Анти-UX во благо

Мы всегда говорим, что в продукте всегда должно быть только то, что решает пользовательскую задачу. Если какой-то текст или элемент не решает задачу, то просто удаляем его.

Но что делать, когда из-за ограничений приходится добавлять элемент, который не нужен пользователю? Тогда ничего не остается, как намеренно его ухудшить, чтобы не мешал. То есть сделать анти-UX.

1. Когда мы делали инвестицонный раздел в СберБанке, юристы просили, чтобы обязательно присутствовал длинный отказ об ответственности. Что сделали: набрали его мелко внизу, а потом вообще спрятали под ссылку с подписью «юридическим языком». С точки зрения чтения юридического текста это плохой UX, но хороший с точки зрения обычных людей.

2. Или вот власти внесли Медузу в список «иностранных агентов» на территории РФ и теперь она должна везде предупреждать об этом. Но тут ситуация сложнее — этот дисклеймер обязательно должен быть крупнее и заметнее остального текста. Что сделали: довели до абсурда, сверстали визуально чужеродно. Намеренно плохой UX, потому что хороший UX этого элемента играет против читателя.

Какие ещё примеры преднамеренного анти-UX знаете?
Прибавление в моей коллекции редполитик — Tone of voice страховой Mango.

Для тех кто всё пропустил: Mango переобувают страховки в цветные кеды. Со смертью Рокета ниша искрометного UX-копирайтинга опустела. Но вот баланс восстановлен.

Нет, в редполитике не всё однозначно. То же обращение с юмором явно не для всех (и это уже успело вызвать хейт собачников). Но можно подсмотреть, как писать нескучно.
Плавучая редакция
Прибавление в моей коллекции редполитик — Tone of voice страховой Mango. Для тех кто всё пропустил: Mango переобувают страховки в цветные кеды. Со смертью Рокета ниша искрометного UX-копирайтинга опустела. Но вот баланс восстановлен. Нет, в редполитике…
В тему Tone of Voice — Ира Моторина из моего любимого @redachredach написала инструкцию, как работать над тональностью продукта. Вот мой конспектик:

— Голос и тональность — не одно и то же. Голос у продукта всегда одинаковый, тональность меняется.

— Традиционные методы работы над тональностью берут то что, уже есть (матрица NNG) или что уже делают другие (best practice), а поэтому несовершенны.

— Чтобы определить, где у вас реально чувствуют пользователи, дайте им ситуацию в ю-тесте и попросите оценить (карта Emotional Journey Map).
Пофантазируем о контенте будущего?

Бесконечные сторис, внутренний аудио-визуальный диалог, AR-субтитры поверх реальности? Никто не знает, как мы будем потреблять информацию через 10-20 лет. Но никто не запрещает и погадать.

Сегодня в 18:00 на канале @writingtools будем с Сашей Марфициным разговаривать о контенте. Feel free to join 😎
Если бы это был настоящий интерфейс, то была бы ошибка. Как думаете, как должно быть правильно?