Текстовый скевоморфизм
#совет
Каждый день появляются фичи и всякие штуки, которые нужно объяснять пользователям. Фичи могут быть сложными. Не, не так — почти всегда сложные, простые закончились.
Ок, когда выпускается виртуальная карта — всё понятно, обращаемся как с картой. Картой платят, на карту кидают деньги. Когда запускается новая рассылка — тоже ясно. Это письма. Письма отправляют, на письма подписываются, письма отправляют в спам. Но что если ваша новая фича — это «способ автоматически перевести деньги с одного счёт на другой при выполнении одного из условий, заданных пользоваталем»?
Здесь поможет текстовый скевоморфизм. Вообще скевоморфизм — это из дизайна, означает имитацию элементов из физического объемного мира в цифровом — помните объемные кнопочки в первых iOS? Идея в том, что нам проще иметь дело с тем, что тебе знакомо и представимо. Вот таким же способом можно сделать «объёмными» сложную фичу или сам продукт.
1. Найти ближайший аналог в реальном мире или устоявшийся аналог в цифровом.
2. Использовать аналогию в нейминге фичи.
3. Обращаться с фичей в тексте, как с физическим аналогом.
Пример: у нас появляется новая штука, которая округляет сумму при покупке и лишнее сохраняет. Давайте подберем ближайший аналог из обычного мира. Что это? Очень похоже на сдачу. Значит, будет копиться сдача? Отлично. Копилка для сдачи. Что можно сделать с копилкой? Можно завести, можно разбить, можно заглянуть. Можно копилку закрыть? Нет, аналогия не работает.
Ещё пример: функция залезает в фотоплёнку и сортирует на плохие и хорошие снимки 50/50? Может быть щелчок Таноса? Что можно с ним сделать: сделать щелчок, остановить, отменить (хотя нет, отменить нельзя). Ну идею вы поняли.
Когда нашли аналогию, становится сразу понятно, какие слова можно с ней использовать, а какие нет. Аналогия как бы становится частью фичи. Пользователю легче воспринимать и понимать принцип. Меньше инструкций, обучающих видосов и мемчиков с «шта».
#совет
Каждый день появляются фичи и всякие штуки, которые нужно объяснять пользователям. Фичи могут быть сложными. Не, не так — почти всегда сложные, простые закончились.
Ок, когда выпускается виртуальная карта — всё понятно, обращаемся как с картой. Картой платят, на карту кидают деньги. Когда запускается новая рассылка — тоже ясно. Это письма. Письма отправляют, на письма подписываются, письма отправляют в спам. Но что если ваша новая фича — это «способ автоматически перевести деньги с одного счёт на другой при выполнении одного из условий, заданных пользоваталем»?
Здесь поможет текстовый скевоморфизм. Вообще скевоморфизм — это из дизайна, означает имитацию элементов из физического объемного мира в цифровом — помните объемные кнопочки в первых iOS? Идея в том, что нам проще иметь дело с тем, что тебе знакомо и представимо. Вот таким же способом можно сделать «объёмными» сложную фичу или сам продукт.
1. Найти ближайший аналог в реальном мире или устоявшийся аналог в цифровом.
2. Использовать аналогию в нейминге фичи.
3. Обращаться с фичей в тексте, как с физическим аналогом.
Пример: у нас появляется новая штука, которая округляет сумму при покупке и лишнее сохраняет. Давайте подберем ближайший аналог из обычного мира. Что это? Очень похоже на сдачу. Значит, будет копиться сдача? Отлично. Копилка для сдачи. Что можно сделать с копилкой? Можно завести, можно разбить, можно заглянуть. Можно копилку закрыть? Нет, аналогия не работает.
Ещё пример: функция залезает в фотоплёнку и сортирует на плохие и хорошие снимки 50/50? Может быть щелчок Таноса? Что можно с ним сделать: сделать щелчок, остановить, отменить (хотя нет, отменить нельзя). Ну идею вы поняли.
Когда нашли аналогию, становится сразу понятно, какие слова можно с ней использовать, а какие нет. Аналогия как бы становится частью фичи. Пользователю легче воспринимать и понимать принцип. Меньше инструкций, обучающих видосов и мемчиков с «шта».
media.pdf
947.8 KB
Исследование про UX Writing
Если вы пропустили: аналитическое агентство Everis выпустило подробный отчёт о профессии UX-писателя. Опросили 110 человек онлайн, и ещё провели 6 глубинок с известными экспертами в этой сфере.
Выделил интересное:
— 62% называют себя UX-писатель, следующие по частоте контент-стратег, контент-дизайнер и UX-копирайтер.
— Контент-дизайн и UX Writing чаще всего являются частью Контент-стратегии.
— UX Writing — это писательство для пользователя, процесс по сути является дизайном или проектированием. Это то, как продукт говорит с людьми.
— Это очень молодая профессия, 46% опрошенных работают в роли UX-писателя меньше 3-х лет, а 13% — меньше года. Больше 3-х лет — уже сеньор.
— Половина опрошенных пришли в эту сферу из рекламы, коммуникаций и журналистики.
— 71% научились профессии самостоятельно.
— Джуны и мидлы в северной Европе получают в районе $50 000 в год.
Если вы пропустили: аналитическое агентство Everis выпустило подробный отчёт о профессии UX-писателя. Опросили 110 человек онлайн, и ещё провели 6 глубинок с известными экспертами в этой сфере.
Выделил интересное:
— 62% называют себя UX-писатель, следующие по частоте контент-стратег, контент-дизайнер и UX-копирайтер.
— Контент-дизайн и UX Writing чаще всего являются частью Контент-стратегии.
— UX Writing — это писательство для пользователя, процесс по сути является дизайном или проектированием. Это то, как продукт говорит с людьми.
— Это очень молодая профессия, 46% опрошенных работают в роли UX-писателя меньше 3-х лет, а 13% — меньше года. Больше 3-х лет — уже сеньор.
— Половина опрошенных пришли в эту сферу из рекламы, коммуникаций и журналистики.
— 71% научились профессии самостоятельно.
— Джуны и мидлы в северной Европе получают в районе $50 000 в год.
Forwarded from Цифровой писатель
Интерфейс — это предложение
Мне нравится идея, что интерфейс напоминает по структуре предложение: есть заголовок (подлежащее) и он связан с кнопкой (сказуемое), а в середине какие-то подписи (второстепенные части речи).
Такую согласованность текста в интерфейсе называют синтаксисом.
❌ Отправить посылку → Внесите сто рублей → Заказываю!
❌ Хотите выгулять собаку? → Дополнительная информация → Поехали
✅ Заказ → На сумму сто рублей → Оформить
✅ Заявка → На выгул собаки → С 17 до 18 → Отправить
Если всё получается и синтаксис хороший, то интерфейс реально «читается» как обычное предложение. На этом скриншоте подпись про сдачу так естественно выглядит и спокойно читается, что аж радуешься (а вот с промокодом не так).
@digital_txt
Мне нравится идея, что интерфейс напоминает по структуре предложение: есть заголовок (подлежащее) и он связан с кнопкой (сказуемое), а в середине какие-то подписи (второстепенные части речи).
Такую согласованность текста в интерфейсе называют синтаксисом.
❌ Отправить посылку → Внесите сто рублей → Заказываю!
❌ Хотите выгулять собаку? → Дополнительная информация → Поехали
✅ Заказ → На сумму сто рублей → Оформить
✅ Заявка → На выгул собаки → С 17 до 18 → Отправить
Если всё получается и синтаксис хороший, то интерфейс реально «читается» как обычное предложение. На этом скриншоте подпись про сдачу так естественно выглядит и спокойно читается, что аж радуешься (а вот с промокодом не так).
@digital_txt
Плохие союзы
#совет
Есть союзы, от которых лучше отказываться легко и решительно. Это любые повторяющиеся союзы: «либо... либо», «или... или» и «то ли... то ли».
Используйте или буквы, или цифры → Используйте буквы или цифры
Чтобы настроить, либо нажмите на шестерёнку, либо найдите настройки в меню → Настройте через шестерёнку или зайдите в настройки в меню
Красивые парные союзы могут работать в художественном тексте, но плохо работают в интерфейсном. Визуальный шум, который только занимает место и создаёт ненужные рифмы.
Повторяйте важное, а неважное не повторяйте 🦸♂️
#совет
Есть союзы, от которых лучше отказываться легко и решительно. Это любые повторяющиеся союзы: «либо... либо», «или... или» и «то ли... то ли».
Используйте или буквы, или цифры → Используйте буквы или цифры
Чтобы настроить, либо нажмите на шестерёнку, либо найдите настройки в меню → Настройте через шестерёнку или зайдите в настройки в меню
Красивые парные союзы могут работать в художественном тексте, но плохо работают в интерфейсном. Визуальный шум, который только занимает место и создаёт ненужные рифмы.
Повторяйте важное, а неважное не повторяйте 🦸♂️
Лето почти всё
Это значит, пора готовить контент-стратегию канала на осень. Не контент-план: в долгосрочное расписание я не верю и никому не рекомендую. А именно стратегию — чего делать больше, а о чём лучше забыть. И тут без вашего совета не обойтись.
Это значит, пора готовить контент-стратегию канала на осень. Не контент-план: в долгосрочное расписание я не верю и никому не рекомендую. А именно стратегию — чего делать больше, а о чём лучше забыть. И тут без вашего совета не обойтись.
Что вам больше интересно в канале? Можно выбрать несколько вариантов
Final Results
51%
Авторские посты
40%
Конспекты материалов 🇷🇺 и 🇺🇸
79%
Разборы интерфейсов
53%
«Вау» и «воу» скриншоты
19%
Ответы на вопросы
7%
Войс-чаты и QA-сессии (этого нет, но вдруг нужны?)
Первые деньги
Свои первые деньги на тексте я заработал так. В начале нулевых были в моде рекламные журналы. Ну просто целый журнал из рекламы, разбавленной парой-тройкой бесполезных статей. Зато бесплатно. Мне было 16, я подрабатывал курьером и разносил эти журналы по офисам.
И вот в одном таком журнале написали призыв: «В этом номере мы специально сделали несколько ошибок. Кто найдёт все, получит 1 000 рублей!». Это было много — я зарабатывал рублей 100 в день. Короче, очнулся я глубоко за полночь, после четвёртой вычитки.
Через неделю позвонили. Оказалось, что желающих было много, но я единственный нашёл больше ошибок, чем расставил редактор. Остальные просто не подумали поискать ошибки в рекламе. Где-то до сих пор лежит фотка: я в дурацком свитере перед коллективом журнала, а в руках тыща.
Тогда я сделал простой вывод — всегда делать больше, чем просят. Ладно, это я сейчас такой умный вывод сделал, но пример всё равно хороший, согласитесь.
Свои первые деньги на тексте я заработал так. В начале нулевых были в моде рекламные журналы. Ну просто целый журнал из рекламы, разбавленной парой-тройкой бесполезных статей. Зато бесплатно. Мне было 16, я подрабатывал курьером и разносил эти журналы по офисам.
И вот в одном таком журнале написали призыв: «В этом номере мы специально сделали несколько ошибок. Кто найдёт все, получит 1 000 рублей!». Это было много — я зарабатывал рублей 100 в день. Короче, очнулся я глубоко за полночь, после четвёртой вычитки.
Через неделю позвонили. Оказалось, что желающих было много, но я единственный нашёл больше ошибок, чем расставил редактор. Остальные просто не подумали поискать ошибки в рекламе. Где-то до сих пор лежит фотка: я в дурацком свитере перед коллективом журнала, а в руках тыща.
Тогда я сделал простой вывод — всегда делать больше, чем просят. Ладно, это я сейчас такой умный вывод сделал, но пример всё равно хороший, согласитесь.
Качели простоты
#совет
Бывают ситуации, в которых оба варианта текста верны — грамматически, синтаксически, стилистически или по смыслу. В таких качелях не сомневайтесь и всегда выбирайте более простой вариант. Тот, где меньше знаков, запятых, слогов. Который легче и быстрее читается.
В январе спишутся деньги, и начнется подписка
vs
В январе спишутся деньги и начнется подписка ⭐️
На сколько вырастет доллар к концу года
vs
Насколько вырастет доллар к концу года ⭐️
Пятеро человек
vs
Пять человек ⭐️
А тратить время и вдумчиво выбирать — лучше в чём-то более важном.
#совет
Бывают ситуации, в которых оба варианта текста верны — грамматически, синтаксически, стилистически или по смыслу. В таких качелях не сомневайтесь и всегда выбирайте более простой вариант. Тот, где меньше знаков, запятых, слогов. Который легче и быстрее читается.
В январе спишутся деньги, и начнется подписка
vs
В январе спишутся деньги и начнется подписка ⭐️
На сколько вырастет доллар к концу года
vs
Насколько вырастет доллар к концу года ⭐️
Пятеро человек
vs
Пять человек ⭐️
А тратить время и вдумчиво выбирать — лучше в чём-то более важном.
Тренд: разговорная реплика в роли заголовка #скриншот
Чаще всего так делают на второстепенных страницах, которые редко посещаются. Если сделать на главной, пользователей очень скоро начнёт тошнить.
Чаще всего так делают на второстепенных страницах, которые редко посещаются. Если сделать на главной, пользователей очень скоро начнёт тошнить.
Где искать best practice
Полезный навык редактора и дизайнера, о котором редко говорят — умение находить примеры. Нужен, когда начинается работа над фичей или приложением и нужно показать коллегам, как вообще бывает.
Гуглить пальцем в небо не обязательно. Вот где можно подсмотреть экранчики и скрины у конкурентов или больших братьев за рубежом:
ScreenLane
Сайт с подборками интерфейсов. Можно отфильтровать по элементу, сфере или конкретному продукту. Несколько фильтров сразу не получится.
Mobbin
Можно посмотреть все экраны приложения или отфильтровать нужный элемент или паттерн, причём в разных сочетаниях. Например, все онбординги в финансовых сервисах. Бесплатная версия ограничена.
Dribble
Хорош, когда нужно посмотреть тренды, но конкретные элементы найти сложно. Акцент больше на UI, чем на UX.
Pinterest
Много можно найти, но придётся ворошить доски, искать правильных авторов и хитро составлять запросы. Конкретные элементы найти сложно.
Полезный навык редактора и дизайнера, о котором редко говорят — умение находить примеры. Нужен, когда начинается работа над фичей или приложением и нужно показать коллегам, как вообще бывает.
Гуглить пальцем в небо не обязательно. Вот где можно подсмотреть экранчики и скрины у конкурентов или больших братьев за рубежом:
ScreenLane
Сайт с подборками интерфейсов. Можно отфильтровать по элементу, сфере или конкретному продукту. Несколько фильтров сразу не получится.
Mobbin
Можно посмотреть все экраны приложения или отфильтровать нужный элемент или паттерн, причём в разных сочетаниях. Например, все онбординги в финансовых сервисах. Бесплатная версия ограничена.
Dribble
Хорош, когда нужно посмотреть тренды, но конкретные элементы найти сложно. Акцент больше на UI, чем на UX.
Много можно найти, но придётся ворошить доски, искать правильных авторов и хитро составлять запросы. Конкретные элементы найти сложно.
❤1
Действующее лицо
Базовое правило Tone of voice — говорит всегда кто-то один. Если меняется лицо, от которого ведётся коммуникация, это должно произойти как-то логично и внятно.
Если на лендинге «Рассказываем, как получить налоговый вычет», нельзя потом писать «Сейчас расскажу о налоговом вычете», а потом снова «Надеемся, вам пригодятся наши советы».
Хотите сменить действующее лицо? Сделайте явный переход, как это делают ведущие новостей: «Мы долго думали, как написать о налоговых вычетах. Наш эксперт Василий расскажет вам самое главное». Короче, консистентность.
Базовое правило Tone of voice — говорит всегда кто-то один. Если меняется лицо, от которого ведётся коммуникация, это должно произойти как-то логично и внятно.
Если на лендинге «Рассказываем, как получить налоговый вычет», нельзя потом писать «Сейчас расскажу о налоговом вычете», а потом снова «Надеемся, вам пригодятся наши советы».
Хотите сменить действующее лицо? Сделайте явный переход, как это делают ведущие новостей: «Мы долго думали, как написать о налоговых вычетах. Наш эксперт Василий расскажет вам самое главное». Короче, консистентность.
Знайкам и незнайкам
#совет
Редакторский тришкин кафтан: напишем с терминами — потеряем новичков. Уберём всё сложное — специалисты хмыкнут и закроют. Но делать что-то нужно? Конечно, можно сразу готовить материалы разного уровня сложности. Разные приложения и разделы, если это продукт. Не всегда реалистично, трудоёмко, но можно.
Хорошо, что есть более элегантные способы подружить сложность и простоту. Например, подсказки по наведению или клику. Обычно такие подсказки используют, чтобы помочь неопытным пользователям разобраться с интерфейсом. Но почему бы не применять в контенте?
Важно, что это ссылки, которые открываются прямо внутри приложения. Что обычно сделает заинтересованный пользователь, когда встретит сложное? Пойдёт в википедию и больше не вернётся, потому что застрянет на истории Речи посполитой. Поэтому мы сделаем свой словарик прямо у себя, в микроокошках. Примеры:
— Медуза (признанная иноагентом) расшифровывает важное через ссылки-теги. Кто не знает, может сразу узнать.
— Приложение «РБК Инвестиции» даёт расшифровки через шторку и так обучает финансовым терминам.
Заполнил пробелы в знаниях и читаешь дальше. Остался в продукте и не обижаешься на термины. Даже чувствуешь себя немного умнее.
#совет
Редакторский тришкин кафтан: напишем с терминами — потеряем новичков. Уберём всё сложное — специалисты хмыкнут и закроют. Но делать что-то нужно? Конечно, можно сразу готовить материалы разного уровня сложности. Разные приложения и разделы, если это продукт. Не всегда реалистично, трудоёмко, но можно.
Хорошо, что есть более элегантные способы подружить сложность и простоту. Например, подсказки по наведению или клику. Обычно такие подсказки используют, чтобы помочь неопытным пользователям разобраться с интерфейсом. Но почему бы не применять в контенте?
Важно, что это ссылки, которые открываются прямо внутри приложения. Что обычно сделает заинтересованный пользователь, когда встретит сложное? Пойдёт в википедию и больше не вернётся, потому что застрянет на истории Речи посполитой. Поэтому мы сделаем свой словарик прямо у себя, в микроокошках. Примеры:
— Медуза (признанная иноагентом) расшифровывает важное через ссылки-теги. Кто не знает, может сразу узнать.
— Приложение «РБК Инвестиции» даёт расшифровки через шторку и так обучает финансовым терминам.
Заполнил пробелы в знаниях и читаешь дальше. Остался в продукте и не обижаешься на термины. Даже чувствуешь себя немного умнее.
Лестница проблем
#совет
Часто текст кажется таким простым и универсальным методом, что становится затычкой для более глобальных проблем.
Допустим, вас просят во всплывающем окошке объяснить пользователям, почему график курса валют в приложении отличается от того, что человек видит на сайтах. Разный график — это проблема. Но откуда она взялась? Вариантов много:
— На уровне дизайна: дизайнер не нарисовал правильный график. Что если нарисовать нормальный? Тогда не придётся ничего объяснять.
— На уровне архитектуры: бэк-разработчик настроил выгрузку в разное время. А можно как-то синхронизировать?
— На уровне продукта в целом: продакт решил, что мы будем показывать курс доллара в пересчёте через евро. Эй, продакт!
Если можно решить без текста, надо решить без текста. Буквы могут сгладить какие-то шероховатости, но это не ключ от всех дверей. Ищем проблему с помощью «лестницы проблем»:
1. Идём к дизайнеру.
2. Идём к разработчику.
3. Идём к продакту.
4. Идём к римскому наместнику.
5. Пишем текст.
#совет
Часто текст кажется таким простым и универсальным методом, что становится затычкой для более глобальных проблем.
Допустим, вас просят во всплывающем окошке объяснить пользователям, почему график курса валют в приложении отличается от того, что человек видит на сайтах. Разный график — это проблема. Но откуда она взялась? Вариантов много:
— На уровне дизайна: дизайнер не нарисовал правильный график. Что если нарисовать нормальный? Тогда не придётся ничего объяснять.
— На уровне архитектуры: бэк-разработчик настроил выгрузку в разное время. А можно как-то синхронизировать?
— На уровне продукта в целом: продакт решил, что мы будем показывать курс доллара в пересчёте через евро. Эй, продакт!
Если можно решить без текста, надо решить без текста. Буквы могут сгладить какие-то шероховатости, но это не ключ от всех дверей. Ищем проблему с помощью «лестницы проблем»:
1. Идём к дизайнеру.
2. Идём к разработчику.
3. Идём к продакту.
4. Идём к римскому наместнику.
5. Пишем текст.
Что там с пушами в iOS 15?
#конспект
Пуши UX-писателей касаются напрямую, ведь нам их писать. Саша Марфицин сделал подробный разбор изменений в политике уведомлений. Вот моя короткая версия:
— Сири теперь может зачитывать пуши → Учитываем новые сценарии при подготовке контента (как там дела с эмодзи?).
— Уведомления теперь делятся на обычные и срочные, обычные группируются в сводку → Распределяем у себя заранее.
— Больше сценариев Focus-режима, которые предлагаются автоматически → Нужно учитывать контекст, когда пользователь получит пуш.
— Больше не нужно лезть в настройки, чтобы отключить пуш → Пишем только по делу.
По итогу — теперь надо ещё больше смотреть в сторону полезности и читаемости контента. Слать всё подряд — потерять всех пользователей. Если у вас до сих пор нет политики рассылки, больше откладывать нельзя.
Статья целиком — blog.marfitsin.com/ios15-new-notifications
#конспект
Пуши UX-писателей касаются напрямую, ведь нам их писать. Саша Марфицин сделал подробный разбор изменений в политике уведомлений. Вот моя короткая версия:
— Сири теперь может зачитывать пуши → Учитываем новые сценарии при подготовке контента (как там дела с эмодзи?).
— Уведомления теперь делятся на обычные и срочные, обычные группируются в сводку → Распределяем у себя заранее.
— Больше сценариев Focus-режима, которые предлагаются автоматически → Нужно учитывать контекст, когда пользователь получит пуш.
— Больше не нужно лезть в настройки, чтобы отключить пуш → Пишем только по делу.
По итогу — теперь надо ещё больше смотреть в сторону полезности и читаемости контента. Слать всё подряд — потерять всех пользователей. Если у вас до сих пор нет политики рассылки, больше откладывать нельзя.
Статья целиком — blog.marfitsin.com/ios15-new-notifications