Плавучая редакция – Telegram
Плавучая редакция
13.4K subscribers
1.01K photos
39 videos
6 files
391 links
Заметки UX-редактора Вовы Лалоша. Советы по интерфейсным текстам и редактуре, примеры, фейлы, контент-гайды.

Вопросы, предложка: @editboat_bot
Cотрудничество: @maratele
Потыкать: #совет #ответ #разбор

https://lalosh.taplink.ws
в реестре clck.ru/3FfHCr
Download Telegram
Ковать UX-текст, пока горячо

Тут Миша Греков написал, что всякие UI-мелочи типа «подровнять, поменять иконки» нужно делать, пока есть продуктовый фокус.

Подумал, что всё то же самое касается и интерфейсного текста. Кажется, что потом всегда можно будет поправить буквы, а сейчас выпустить как есть — зато быстро.

Так вот, потом улучшения UX-текста попадут в бэклог, и их приоритет будет всегда ниже, чем у других задач. А если вспомнить, что редко когда можно просто «поправить текст», не трогая весь сценарий, то это будут гораздо более дорогие изменения.

Всегда дешевле довести текст до ума сейчас, пока дизайн ещё не зацементирован.
Пример человечного телеграм-канала от компании
#рекомендация

Многие компании экстренно переехали в телеграм, но плохо понимают тонкости этой площадки. А вот сервис для профессиональных и дружеских знакомств Random Coffee уже давно ведет канал Random Coffee Talk, и у них получается соблюдать баланс между человечным и продуктовым. Как?

Во-первых, канал попеременно ведет вся команда. А во-вторых, кроме новостей и внутренней кухни проекта, ребята делятся наблюдениями и личным опытом общения, а также постят полезную информацию о нетворкинге, спрашивают у подписчиков совета, записывают кружочки и оставляют зашифрованные послания с поддержкой.

Вот несколько постов, с которых можно начать знакомство с каналом, продуктами Random Coffee и их создателями:

— Как вести действительно сближающий смолл-толк, а не пустые разговоры.
— Идея представляться не через профессию.
Как создавалась карточная игра НЕЗНАКОМЫЕ для разговоров с семьей.
— Советы, как ссориться с минимальным уроном для отношений.
— Как меньше тревожиться о том, что вы никому не нравитесь или что молчание слишком затянулось.

Подписывайтесь на @randomcoffeeru — рекомендую
​​Как новичку ворваться в UX-writing
#ответ

Юлия: Как новичку ворваться в профессию, если только закончил курсы, а везде ищут сразу мидлов?

———

Нужно понимать две вещи про UX-writing:
1) это компетенция не стартового уровня,
2) относительно редкая.

Компаниям сложно оценивать новичков без опыта, ведь для этого нужно, чтобы внутри уже были люди с такой компетенцией. Рискнуть, взяв «кота в мешке», тоже опасно, потому что компетенция недешевая.

Поэтому почти любая компания, кроме самых крупных, с уже существующими командами писателей, будет фильтровать вас по опыту.

Курсы и учебные работы, конечно, помогут поднять необходимый скилл. Но одних только курсов недостаточно, чтобы компания доверила вам интерфейсы.

Как же тогда становятся UX-писателями? А обычно из других должностей. Как обычно выглядят позиции для входа:

— сотрудник поддержки (кстати, отлично помогает понять клиента, что потом пригодится в работе над текстом),
— SMM-менеджер,
— копирайтер (на неспецифические тексты обычно требования к опыту ниже),
— UX/UI-дизайнер.

Стандартный путь выглядит так: устроиться на стартовую позицию, а уже внутри компании постараться попасть в команду продуктового UX, попутно поднимая скиллы и набирая смежный опыт.
👍1
Как я консультирую

Год назад я начал вести менторские сессии для UX-писателей и дизайнеров. Сначала думал, что мало что могу дать универсально полезного, всё-таки опыт у меня довольно специфический: внутренние продукты, голосовые интерфейсы, финтех.

Но оказалось, что есть чем помочь. Например, успешно разбирали с ребятами небольшие проблемы, тормозящие работу. Готовились вместе к собеседованиям, шлифовали резюме.

Сейчас снова готов взять несколько человек + проводить разовые сессии. От помощи в решении какой-то небольшой проблемы до длительного сопровождения. Вот с чем смогу помочь:

— решить проблему с процессом,
— придумать трек развития,
— причесать резюме, портфолио,
— ко-дизайн, чтобы выйти из интерфейсного тупика.

По стоимости — 5 000 ₽ за часовую сессию. Пишите мне в @maratele, вместе подберём подходящий формат 💌
Плавучая редакция pinned «Как я консультирую Год назад я начал вести менторские сессии для UX-писателей и дизайнеров. Сначала думал, что мало что могу дать универсально полезного, всё-таки опыт у меня довольно специфический: внутренние продукты, голосовые интерфейсы, финтех. Но…»
Разговор на равных
#издомашек

Какие правила вам понравятся больше: которые продиктует учительница или о которых вы сами договоритесь с друзьями?

Вот студент пишет правила общения для домового чата:

Чтобы атмосфера в чате была дружелюбной, следуйте правилам общения — не используйте мат и не переходите на личности.

Но сама позиция кажется совсем не дружелюбной, скорее отстраненной и авторитарной — «сверху вниз». Почему бы не сделать коммуникацию на равных? Например:

Здесь мы общаемся как соседи и друзья, а негатив оставляем за порогом

Иногда бывает достаточно встать на один уровень с пользователем, чтобы тон коммуникации стал заботливее.
👍41
Частая история. Осталось свободное место под текст, например, подзаголовок, а всё важное уже как будто сказали.

Хороший редактор не упустит это место как-то использовать. Можно объяснить какую-нибудь неочевидную деталь по теме. А можно просто поднять настроение пользователю, как это сделали в Glovo. Здорово, когда tone of voice позволяет всякие мелкие шалости.

(Подсказка для поехавших: если вы всё ещё заказываете в вёрджин Wolt, то держите лучше мой промокодик на чад Glovo: E9RFJHY)
​​Личная редполитика
#совет

Представь: приходишь в новый продукт, ты — первый редактор в команде. Первое время погружаешься. Затем обсуждаешь с ребятами каждую мелочь в тексте, чтобы она приносила пользу. Решаешь, где должно стоять тире, какая должна быть форма глагола на кнопке, пишешь с дизайнером дружелюбный скрин с ошибкой. Все радуются, как здорово получается.

Проходит время, ты переключаешься на другие задачи. И вот тебе снова приносят сторифрейм с вопросами: а в каком месте здесь нужно тире? А какая форма глагола на кнопке? А какой здесь должен быть текст об ошибке?

Смутно ты помнишь, что уже решал что-то подобное. Но что там было, уже не найти. Листать историю правок всех файлов в фигме — чистое безумие. Приходится с нуля. Где-то повторяешь прошлые идеи, где-то нет. Но времени тратится столько же, сколько в первый раз. Со стороны выглядит ок — редактор всё время при деле. Но в глубине души понимаешь, что завяз в бесконечном дне сурка, из-за которого не можешь расти дальше.

Как этого избежать? Фиксировать свои решения с первого дня. Родилась идеальная подпись для поля ввода логина? Запиши где-то, хотя бы в заметках. Часто спрашивают, как писать название компании? Сохрани правильное в надежном месте. Проставь теги, чтобы можно было потом найти, разложи по папочкам. Просто чтобы экономить время на повторяющихся задачах и быть последовательным.

Делать красивую редполитику или Tone of voice сразу не обязательно. Но когда заметок накопится много, их легко можно будет превратить в полноценный гайд для команды или всей компании.

Личная редполитика — фундамент для чего-то более крутого.
👍12
Ноль и Null

«Нет данных» — не то же самое, что «Нет результатов».

Для пользователя «Нет данных» звучит, как будто что-то не подгрузилось. Для него это Null, а не 0.

А если в приложение данные пришли, просто результат нулевой («В истории ничего нет») — то это 0, а не Null.

То же самое с результами поиска: «Найдено 0 результатов» и «Ничего не пришло» — разные вещи. В первом случае есть информация, во втором нет информации. Не путайте 💜
👍4
Принципы UX-текста от Apple
#конспект

Давно мечтал узнать, как Apple работает с текстом. И вот они записали целый мастер-класс для нас. Оказывается, для UX-writing у них есть собственная система — PACE (Purpose, Anticipation, Context, Empathy):

Purpose: всегда думаем о предназначении любого экрана и элемента. Надпись «Айфону нужно остыть» не говорит ничего полезного (что надо убрать его от солнца или что экстренный звонок всё ещё доступен).

Anticipation: ждать правильного момента, чтобы что-то сказать. Как в разговоре, иногда лучше спросить и слушать, чем постоянно говорить самому.

Context: понимать, в какой ситуации будут читать и давать соответствующую информацию. Ситуация может быть как офлайн (на бегу отвечаю на сообщение), так и само флоу — что пользователь видел и делал до этого с телефоном.

Empathy: писать так, чтобы было понятно всем. Просто, коротко, без терминов — это минимум. Всегда помнить о доступности для разных категорий пользователей.

Посмотрите полностью, просто класс — https://developer.apple.com/videos/play/wwdc2022/10037/
1
​​Как писать знаки валют?
#ответ

Vadim: Где правильнее ставить знак валюты, будь то $, € или Рубль? Просто в новостных текстах, например, пишется $8 тыс, а в карточках товара в интернет-магазине может быть указано 200$. С какой стороны верно? Насколько вообще важны такие мелочи и детали?

———

1. Я так понимаю, решение использовать знак валюты уже принято. Но всё-таки напомню, что иногда лучше писать валюту словами. Например, в нефинансовых медиа и литературе:

99 франков, а не 99 ₣

2. В интерфейсах обычно придерживаемся правил региона, в котором живёт большая часть аудитории. В РФ принято ставить знаки валют после числа через пробел. Это касается любых валют, не только рубля:

50 $, 2750 ₽

3. Если пользователи из разных регионов, высший класс — подстраивать типографику под особенности выбранного региона.

4. Если валют у вас много, есть всякие реалы, дхармы и криптовалюты, то забудьте значки и используйте буквенные коды:

25 USD, 100 CNY, 5 KWD

5. Однажды слышал такой аргумент: перед числом валюта сразу заметна, не ошибёшься. Не подтверждается, никто не ошибается. Да и противоестественно читается:

₽ 500 — «рублей пятьсот»?

6. Когда-то мы пытались привязывать положение знака к конкретным валютам: доллары перед, а рубли — после через пробел. Не рекомендую, смотрится криво и непоследовательно.

7. И да, эти мелочи важны, потому что влияют на ощущение качества вашего IT-продукта. Вы бы доверили свои деньги приложению, увидев в нём:

общая сумма - $ 10тыс ?

Ну вот.
👌1
​​Как писать Tone of voice — советы эксперта по брендингу

Мои студенты часто описывают ToV, как характер отличника с первой парты. Дружелюбный, внимательный, спокойный. Всё это замечательно, но чем мы тогда будем отличаться от других продуктов?

Дмитрий Артемьев, брендрайтер и автор канала Бренд-копирайтинг, решил помочь исправить ошибки в разработке Tone of voice и написал статью для редакторов и всех, кто сталкивается с такой задачей. Дмитрий работает в агентствах, поэтому для инхаус-редакторов это такой полезный взгляд со стороны.

Типичные проблемы в работе над голосом, зачем нужна бренд-платформа, полезные фреймворки — всё разобрано по полочкам. Берём на вооружение приёмы, которые сделают ToV сложноповторимым:

— «Мы такие... но не»
— «Нет. Да. Почему»
— «Это такой человек, который делает вот так»

Не совсем согласен про 4 измерения NNG. Всё-таки некоторые обладают тонким чувством метрик) Но примеры и описание характера важнее, это факт.

Читаем статью на VC
👍3
Не бояться слов

Видел самые разные подсказки для шорткатов. Многие почему-то боятся слов и делают что-то такое:

O + S
O → S
O, S


Но самые понятные подсказки встретил в Todoist. Они просто написали между клавишами «затем». Слова часто лучше любых знаков.
​​​​Парафраз в интерфейсе
#совет из старого фонда

Всех интервьюеров и психологов учат перефразированию. В разговоре важно иногда повторять мысль, свою или собеседника, но немного другими словами.

Когда вы перефразируете, мысль как будто становится более объемной, более точной по смыслу. Даже небольшие изменения в выбранных словах и метафорах могут улучшить понимание.

Это простой дидактический приём, которым можно пользоваться и для микротекста. Например:

Выбор категории
Выберите категорию расхода

Выбор категории
Какого типа был расход?


Парафраз соперничает с консистентностью, поэтому использовать его нужно аккуратно, — например, в пределах фрейма. Если один и тот же тезис или термин будет написан по-разному в разных частях сценария, это только больше всех запутает.

Повторять другими словами полезно, но лучше без фанатизма.
👍5
TBC UX Writing.pdf
15.2 MB
Лекция про банковский копирайтинг для TBC
Плавучая редакция
TBC UX Writing.pdf
Банковский UX-копирайтинг

Недавно читал лекцию дизайнерам банка TBC про трудности банковского UX-текста. Лекция на английском, но примеры русскоязычные. Держите, вдруг вам тоже будет интересно.

Так что такого особенного в банковском копирайтинге? После работы в Сбере и QIWI я выделил бы такие подводные камни:

Баланс доверия. Люди пользуются онлайн-банком, только пока доверяют. Бренд, качество сервиса, tone of voice — всё это влияет. Голос продукта не может быть слишком фановым, но и слишком серьезному сервису тоже доверия мало. Нужен баланс.

— Деньги — чувствительная тема. Тяжело зарабатываются, легко теряются. Многие пользователи относятся к деньгам, как к детям. Значит, редактору тоже нужно внимательно писать про деньги клиента, никогда не выключать эмпатию.

Мало кто понимает финансы. Банкинг с нами недавно, только одно поколение выросло при капитализме. Это значит, что всё нужно разжевывать. Ипотекам, кредитам, тем более инвестициям — нужны понятные объяснения и пошаговые инструкции.

Юридические риски. Если по левую руку у банковского редактора — незнание пользователей, то по правую — судебные и регуляторные риски. Не всегда получится объяснить на пальцах — зацепятся за некорректное упрощение и будут судиться. Но есть хаки, которые можно найти, тесно взаимодействуя с банковскими юристами.

Что ещё добавили бы?
👍2
Красивые рыбные имена

В одном из промо-скринов Apple я заметил необычное имя «Зинаида Пелье» и подумал: а что если за выбором шаблонных персон в интерфейсах есть какая-то стратегия? Мы же знаем, что на восприятие продукта иногда влияют всякие мелочи. Почему бы не существовать и такому задротству? Тем более у Apple — я бы не удивился.

Стал собирать примеры. Гипотеза была в том, что Apple выбирает рыбные имена с налётом благородства, по-крайней мере не самые типичные, почти аристократические:

Саша Смольникова
Таня Золотницкая
Зинаида Пелье


Но гипотеза не подтвердилась — встречаются и самые обычные имена, например:

Сергей Рудаков
Дима Сычков


Ок, действительно странно было бы для инклюзивной Apple подчеркивать некий элитаризм. Но всё-таки какие-то универсальные принципы по выбору имён должны быть? Вот мои идеи.

— Понятно, что в промо нельзя оставлять всякие «Иван Иванов» или «Константин Константинопольский». Что ещё?

— Скорее всего имена должны соответствовать региону — «Рут Лэнгмор» не очень правдоподобно будет для русскоязычного пользователя.

— Довольно рискованно брать имена знаменитостей. Хотя в одном из скринов Apple письмо отправляют некому Dave Gilmore 🤔

— Лучше использовать благозвучные имена без негативных ассоциаций: фамилии «Гулькин» и «Парашев», при всём уважении к их носителям, вызовут ненужные эмоции.

— Видел, что обыгрывают имена из поп-культуры («Джон Сноу», «Харли Квин»), но это как будто только уводит внимание не в ту сторону, нет?

Что забыл? Может, у вас есть свои принципы при выборе рыбных имен? Или такие мелочи не играют роли?
2👍2