Плавучая редакция – Telegram
Плавучая редакция
13.4K subscribers
1.01K photos
39 videos
6 files
391 links
Заметки UX-редактора Вовы Лалоша. Советы по интерфейсным текстам и редактуре, примеры, фейлы, контент-гайды.

Вопросы, предложка: @editboat_bot
Cотрудничество: @maratele
Потыкать: #совет #ответ #разбор

https://lalosh.taplink.ws
в реестре clck.ru/3FfHCr
Download Telegram
Плавучая редакция pinned «Как я консультирую Год назад я начал вести менторские сессии для UX-писателей и дизайнеров. Сначала думал, что мало что могу дать универсально полезного, всё-таки опыт у меня довольно специфический: внутренние продукты, голосовые интерфейсы, финтех. Но…»
Разговор на равных
#издомашек

Какие правила вам понравятся больше: которые продиктует учительница или о которых вы сами договоритесь с друзьями?

Вот студент пишет правила общения для домового чата:

Чтобы атмосфера в чате была дружелюбной, следуйте правилам общения — не используйте мат и не переходите на личности.

Но сама позиция кажется совсем не дружелюбной, скорее отстраненной и авторитарной — «сверху вниз». Почему бы не сделать коммуникацию на равных? Например:

Здесь мы общаемся как соседи и друзья, а негатив оставляем за порогом

Иногда бывает достаточно встать на один уровень с пользователем, чтобы тон коммуникации стал заботливее.
👍41
Частая история. Осталось свободное место под текст, например, подзаголовок, а всё важное уже как будто сказали.

Хороший редактор не упустит это место как-то использовать. Можно объяснить какую-нибудь неочевидную деталь по теме. А можно просто поднять настроение пользователю, как это сделали в Glovo. Здорово, когда tone of voice позволяет всякие мелкие шалости.

(Подсказка для поехавших: если вы всё ещё заказываете в вёрджин Wolt, то держите лучше мой промокодик на чад Glovo: E9RFJHY)
​​Личная редполитика
#совет

Представь: приходишь в новый продукт, ты — первый редактор в команде. Первое время погружаешься. Затем обсуждаешь с ребятами каждую мелочь в тексте, чтобы она приносила пользу. Решаешь, где должно стоять тире, какая должна быть форма глагола на кнопке, пишешь с дизайнером дружелюбный скрин с ошибкой. Все радуются, как здорово получается.

Проходит время, ты переключаешься на другие задачи. И вот тебе снова приносят сторифрейм с вопросами: а в каком месте здесь нужно тире? А какая форма глагола на кнопке? А какой здесь должен быть текст об ошибке?

Смутно ты помнишь, что уже решал что-то подобное. Но что там было, уже не найти. Листать историю правок всех файлов в фигме — чистое безумие. Приходится с нуля. Где-то повторяешь прошлые идеи, где-то нет. Но времени тратится столько же, сколько в первый раз. Со стороны выглядит ок — редактор всё время при деле. Но в глубине души понимаешь, что завяз в бесконечном дне сурка, из-за которого не можешь расти дальше.

Как этого избежать? Фиксировать свои решения с первого дня. Родилась идеальная подпись для поля ввода логина? Запиши где-то, хотя бы в заметках. Часто спрашивают, как писать название компании? Сохрани правильное в надежном месте. Проставь теги, чтобы можно было потом найти, разложи по папочкам. Просто чтобы экономить время на повторяющихся задачах и быть последовательным.

Делать красивую редполитику или Tone of voice сразу не обязательно. Но когда заметок накопится много, их легко можно будет превратить в полноценный гайд для команды или всей компании.

Личная редполитика — фундамент для чего-то более крутого.
👍12
Ноль и Null

«Нет данных» — не то же самое, что «Нет результатов».

Для пользователя «Нет данных» звучит, как будто что-то не подгрузилось. Для него это Null, а не 0.

А если в приложение данные пришли, просто результат нулевой («В истории ничего нет») — то это 0, а не Null.

То же самое с результами поиска: «Найдено 0 результатов» и «Ничего не пришло» — разные вещи. В первом случае есть информация, во втором нет информации. Не путайте 💜
👍4
Принципы UX-текста от Apple
#конспект

Давно мечтал узнать, как Apple работает с текстом. И вот они записали целый мастер-класс для нас. Оказывается, для UX-writing у них есть собственная система — PACE (Purpose, Anticipation, Context, Empathy):

Purpose: всегда думаем о предназначении любого экрана и элемента. Надпись «Айфону нужно остыть» не говорит ничего полезного (что надо убрать его от солнца или что экстренный звонок всё ещё доступен).

Anticipation: ждать правильного момента, чтобы что-то сказать. Как в разговоре, иногда лучше спросить и слушать, чем постоянно говорить самому.

Context: понимать, в какой ситуации будут читать и давать соответствующую информацию. Ситуация может быть как офлайн (на бегу отвечаю на сообщение), так и само флоу — что пользователь видел и делал до этого с телефоном.

Empathy: писать так, чтобы было понятно всем. Просто, коротко, без терминов — это минимум. Всегда помнить о доступности для разных категорий пользователей.

Посмотрите полностью, просто класс — https://developer.apple.com/videos/play/wwdc2022/10037/
1
​​Как писать знаки валют?
#ответ

Vadim: Где правильнее ставить знак валюты, будь то $, € или Рубль? Просто в новостных текстах, например, пишется $8 тыс, а в карточках товара в интернет-магазине может быть указано 200$. С какой стороны верно? Насколько вообще важны такие мелочи и детали?

———

1. Я так понимаю, решение использовать знак валюты уже принято. Но всё-таки напомню, что иногда лучше писать валюту словами. Например, в нефинансовых медиа и литературе:

99 франков, а не 99 ₣

2. В интерфейсах обычно придерживаемся правил региона, в котором живёт большая часть аудитории. В РФ принято ставить знаки валют после числа через пробел. Это касается любых валют, не только рубля:

50 $, 2750 ₽

3. Если пользователи из разных регионов, высший класс — подстраивать типографику под особенности выбранного региона.

4. Если валют у вас много, есть всякие реалы, дхармы и криптовалюты, то забудьте значки и используйте буквенные коды:

25 USD, 100 CNY, 5 KWD

5. Однажды слышал такой аргумент: перед числом валюта сразу заметна, не ошибёшься. Не подтверждается, никто не ошибается. Да и противоестественно читается:

₽ 500 — «рублей пятьсот»?

6. Когда-то мы пытались привязывать положение знака к конкретным валютам: доллары перед, а рубли — после через пробел. Не рекомендую, смотрится криво и непоследовательно.

7. И да, эти мелочи важны, потому что влияют на ощущение качества вашего IT-продукта. Вы бы доверили свои деньги приложению, увидев в нём:

общая сумма - $ 10тыс ?

Ну вот.
👌1
​​Как писать Tone of voice — советы эксперта по брендингу

Мои студенты часто описывают ToV, как характер отличника с первой парты. Дружелюбный, внимательный, спокойный. Всё это замечательно, но чем мы тогда будем отличаться от других продуктов?

Дмитрий Артемьев, брендрайтер и автор канала Бренд-копирайтинг, решил помочь исправить ошибки в разработке Tone of voice и написал статью для редакторов и всех, кто сталкивается с такой задачей. Дмитрий работает в агентствах, поэтому для инхаус-редакторов это такой полезный взгляд со стороны.

Типичные проблемы в работе над голосом, зачем нужна бренд-платформа, полезные фреймворки — всё разобрано по полочкам. Берём на вооружение приёмы, которые сделают ToV сложноповторимым:

— «Мы такие... но не»
— «Нет. Да. Почему»
— «Это такой человек, который делает вот так»

Не совсем согласен про 4 измерения NNG. Всё-таки некоторые обладают тонким чувством метрик) Но примеры и описание характера важнее, это факт.

Читаем статью на VC
👍3
Не бояться слов

Видел самые разные подсказки для шорткатов. Многие почему-то боятся слов и делают что-то такое:

O + S
O → S
O, S


Но самые понятные подсказки встретил в Todoist. Они просто написали между клавишами «затем». Слова часто лучше любых знаков.
​​​​Парафраз в интерфейсе
#совет из старого фонда

Всех интервьюеров и психологов учат перефразированию. В разговоре важно иногда повторять мысль, свою или собеседника, но немного другими словами.

Когда вы перефразируете, мысль как будто становится более объемной, более точной по смыслу. Даже небольшие изменения в выбранных словах и метафорах могут улучшить понимание.

Это простой дидактический приём, которым можно пользоваться и для микротекста. Например:

Выбор категории
Выберите категорию расхода

Выбор категории
Какого типа был расход?


Парафраз соперничает с консистентностью, поэтому использовать его нужно аккуратно, — например, в пределах фрейма. Если один и тот же тезис или термин будет написан по-разному в разных частях сценария, это только больше всех запутает.

Повторять другими словами полезно, но лучше без фанатизма.
👍5
TBC UX Writing.pdf
15.2 MB
Лекция про банковский копирайтинг для TBC
Плавучая редакция
TBC UX Writing.pdf
Банковский UX-копирайтинг

Недавно читал лекцию дизайнерам банка TBC про трудности банковского UX-текста. Лекция на английском, но примеры русскоязычные. Держите, вдруг вам тоже будет интересно.

Так что такого особенного в банковском копирайтинге? После работы в Сбере и QIWI я выделил бы такие подводные камни:

Баланс доверия. Люди пользуются онлайн-банком, только пока доверяют. Бренд, качество сервиса, tone of voice — всё это влияет. Голос продукта не может быть слишком фановым, но и слишком серьезному сервису тоже доверия мало. Нужен баланс.

— Деньги — чувствительная тема. Тяжело зарабатываются, легко теряются. Многие пользователи относятся к деньгам, как к детям. Значит, редактору тоже нужно внимательно писать про деньги клиента, никогда не выключать эмпатию.

Мало кто понимает финансы. Банкинг с нами недавно, только одно поколение выросло при капитализме. Это значит, что всё нужно разжевывать. Ипотекам, кредитам, тем более инвестициям — нужны понятные объяснения и пошаговые инструкции.

Юридические риски. Если по левую руку у банковского редактора — незнание пользователей, то по правую — судебные и регуляторные риски. Не всегда получится объяснить на пальцах — зацепятся за некорректное упрощение и будут судиться. Но есть хаки, которые можно найти, тесно взаимодействуя с банковскими юристами.

Что ещё добавили бы?
👍2
Красивые рыбные имена

В одном из промо-скринов Apple я заметил необычное имя «Зинаида Пелье» и подумал: а что если за выбором шаблонных персон в интерфейсах есть какая-то стратегия? Мы же знаем, что на восприятие продукта иногда влияют всякие мелочи. Почему бы не существовать и такому задротству? Тем более у Apple — я бы не удивился.

Стал собирать примеры. Гипотеза была в том, что Apple выбирает рыбные имена с налётом благородства, по-крайней мере не самые типичные, почти аристократические:

Саша Смольникова
Таня Золотницкая
Зинаида Пелье


Но гипотеза не подтвердилась — встречаются и самые обычные имена, например:

Сергей Рудаков
Дима Сычков


Ок, действительно странно было бы для инклюзивной Apple подчеркивать некий элитаризм. Но всё-таки какие-то универсальные принципы по выбору имён должны быть? Вот мои идеи.

— Понятно, что в промо нельзя оставлять всякие «Иван Иванов» или «Константин Константинопольский». Что ещё?

— Скорее всего имена должны соответствовать региону — «Рут Лэнгмор» не очень правдоподобно будет для русскоязычного пользователя.

— Довольно рискованно брать имена знаменитостей. Хотя в одном из скринов Apple письмо отправляют некому Dave Gilmore 🤔

— Лучше использовать благозвучные имена без негативных ассоциаций: фамилии «Гулькин» и «Парашев», при всём уважении к их носителям, вызовут ненужные эмоции.

— Видел, что обыгрывают имена из поп-культуры («Джон Сноу», «Харли Квин»), но это как будто только уводит внимание не в ту сторону, нет?

Что забыл? Может, у вас есть свои принципы при выборе рыбных имен? Или такие мелочи не играют роли?
2👍2
Все уже видели этот шедевр локализации? Пользователи массово ставят единицы приложению, крупный пиар-скандал из-за одного кривого оборота.

Вот почему нужно очень аккуратно обращаться с тональностью, когда повод негативный.
😱5