Тут про e-learning – Telegram
Тут про e-learning
396 subscribers
49 photos
62 videos
39 links
Канал для разработчиков электронных курсов:
- ИИ
- Насмотренность
- Конструкторы курсов
- Геймификация
Download Telegram
Channel photo updated
Друзья, всем привет! 👋
Меня зовут Алексей Миляев, я разрабатываю онлайн-курсы. И для меня это и работа, и хобби.

Так что, можно сказать, что этот канал о моем увлечении. 🎉

Этот канал о том, как использовать новые форматы и технологии в онлайн-обучении, делать это эффективно и быстро, чтобы оставалось больше возможностей для креативных идей и меньше технических ограничений.
Основные темы канала:
- Использование ИИ в обучении и для разработки обучения (#ИИ) 🤖
- Насмотренность и обмен опытом (#Насмотренность) 🌟
- Работа в конструкторах курсов и сервисах, полезных для работы 💻
- Геймификация обучения. Очень спорная тема, которую я не могу не затронуть (#Геймификация) 🎮

Надеюсь, контент будет вам полезен. 😊

P.S. Я рад как положительным комментариям, так и конструктивной критике. Так что не стесняйтесь!)
👍132
Что показал MVP диалогового тренажера с ИИ в корпоративном обучении?

Второй год подряд ИИ входит в ТОП трендов в обучении и нередко возглавляет этот список. Чаще всего его используют для разработки учебного контента: составить план курса, помочь написать текст или сгенерировать изображения. При этом основной потенциал ИИ заключается не только в создании учебных материалов, но и в его интеграции непосредственно внутри электронного курса, что открывает новые горизонты для обучения.

В 2023 году мы разработали MVP (по сути, демоверсию) диалогового тренажера с ИИ от OpenAI.

В этой статье я расскажу о том, что показал наш опыт, какие плюсы и минусы есть у такого формата обучения. И, плюс, так как с момента разработки тренажера прошло больше года и в сфере ИИ многое поменялось, расскажу об этих изменениях и как они положительно влияют на разработку подобных продуктов и на их качество.

Статью можно прочитать вот тут.

Статья получилась очень объемной, постараюсь больше так не делать.
🔥6👍3👏2
Аватары от HeyGen в диалоговых тренажерах

Решил сразу «добить» тему диалоговых тренажеров с ИИ и рассказать про инновационные возможности в обучении от HeyGen.

Эта статья является продолжением прошлой статьи, где я рассказывал про свой опыт разработки диалогового тренажера с ИИ в Articulate Storyline. Лучше начать читать с предыдущей статьи… но это не прямо уж так обязательно.

Наверняка многие слышали про сервис HeyGen (ну или как минимум видели продукт, сделанный в этом сервисе). HeyGen — это сервис, который позволяет создавать и использовать виртуальных аватаров.

Набираешь текст, выбираешь аватара (или создаешь собственного), и аватар озвучивает твой текст. Выглядит весьма реалистично.

В прошлом году ребята выпустили API, позволяющее генерировать аватаров в режиме реального времени. Иными словами, мы передаем в HeyGen текст, который хотим озвучить, а в ответ получаем видео с аватаром, который озвучивает этот текст. И добавляем видео в свой проект (вот тут можно почитать про работу API подробнее).

Получается, что мы можем общаться с ИИ, который отвечает нам как реальный человек, выглядит как реальный человек и звучит как реальный человек, что позволяет сделать диалоговые тренажеры еще более реалистичными.

Важно отметить, что HeyGen умеет только генерировать видео с аватаром, который проговаривает присланный нами текст. Языковой модели в нем нет. Следовательно, чтобы наш диалоговый тренажер работал, нам нужно использовать LLM (большую языковую модель).

Процесс выглядит следующим образом:
1. Мы отправляем слова пользователя и инструкции по их обработке в ИИ.
2. Получаем ответ от ИИ, но не показываем его сразу пользователю, а отправляем в HeyGen.
3. HeyGen присылает нам видео с ответом покупателя — вот его мы уже показываем пользователю.

Таким образом, по факту у нас добавляется один дополнительный шаг с отправкой ответа от ИИ в HeyGen.

Конечно, качество потоковой генерации видео с аватаром несколько ниже, чем при обычной работе с сервисом, но, в любом случае, выглядит это очень интересно.

Что можно отметить из минусов использования этой технологии в обучении? Их по факту три:
1. За генерацию аватаров, естественно, нужно платить.
2. Генерация видео с аватаром требует времени (пусть и небольшого), следовательно, наш «покупатель» будет отвечать с задержкой.
3. Мы отправляем слова, которые нужно проговорить, на сторонний ресурс. ИБ вашей компании может запретить подобный проект.

Как думаете, есть ли у этой технологии будущее в корпоративном обучении?
Какие преимущества и недостатки вы видите в этой технологии?
🔥7👍3
Кстати, сейчас есть возможность попробовать сервис бесплатно.
Конечно, ограничения в бесплатном тарифном плане серьезные, и использовать сервис для решения рабочих задач не получится, но поиграться более чем можно.

P.S. Приятно наблюдать, как уменьшается прайс на ИИ-сервисы. Буквально год назад стоимость генерации аватара была сравнима со стоимостью аренды студии и оплаты спикера, а сейчас за 24 доллара в месяц можно снимать неограниченное количество роликов.

Не удивлюсь, если в следующем году подобный функционал будет встроен в YouTube, и при загрузке видео оно будет сразу переводиться на все языки.
🔥8👍3👏1
Как вы относитесь к роликам с аватарами в обучении?
🔥1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Диалоговый тренажер с ИИ от Duolingo

Очень интересный кейс от Duolingo по использованию диалоговых тренажеров с ИИ в обучении. Можно как просто поговорить с ИИ на интересную тебе тему и отработать разговорные навыки, так и решать типичные кейсы по использованию языка.

Если научить бота давать качественную обратную связь и фиксировать твой прогресс, чтобы впоследствии подстраивать программу обучения под тебя, то эффективность такого формата будет сравнима с индивидуальными занятиями с репетитором.

Конечно, у такого формата есть как плюсы, так и минусы. Час работы ИИ стоит ощутимо меньше, чем час работы преподавателя, и заниматься можно в любое удобное для тебя время. Но с точки зрения дополнительной мотивации и дисциплины ИИ проигрывает. Конечно, не хочется пропускать занятия и расстраивать сову Duo, но человека-преподавателя не хочется расстраивать намного сильнее.

Какие преимущества и недостатки вы видите в использовании ИИ в качестве преподавателя по сравнению с традиционным обучением?
👍5
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Игровые движки проще, чем могут показаться, или разработка первой учебной игры с нуля на Godot за 10 часов.

В марте 2024 года в сообществе «Digital Learning: Очумелые Ручки» проводилось соревнование (если назовем его хакатоном, не сильно ошибемся).

Цель соревнования: за короткий срок разработать учебный материал в любом Open Source ПО* (тут хочется сказать спасибо Дмитрию Якушеву. Идея с хакатоном великолепная).
*Это программное обеспечение, исходный код которого доступен для изучения, изменения и распространения любым желающим. Это означает, что пользователи могут свободно использовать, изменять и адаптировать программы под свои нужды, а также делиться своими изменениями с другими.

Я давно хотел попробовать игровой движок Godot (это упрощённый Open Source аналог Unity). Хакатон — отличный повод это сделать.

Написал небольшую статью о своем опыте работы в игровом движке Godot.

Как вы думаете, навык разработки простых продуктов в Godot или Unity может быть полезен разработчику в корпоративном обучении?
🔥7👍43
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Игры, которые учат

Геймификация обучения — очень дискуссионная тема. И действительно, далеко не всегда добавление игровых элементов делает обучение более эффективным и привлекательным для аудитории.

Но есть и множество обратных примеров. В этой статье я собрал кейсы, в которых разработчикам удалось добиться выдающихся результатов за счет обучения через игру.

Из статьи вы узнаете:
- какую проблему решила Microsoft, добавив в Windows Пасьянс «Косынку» и Сапера;
- как можно разобраться с программированием через игру и прокачать логическое мышление;
- как игры помогают развивать навыки дизайнерам;
- работа в команде и автоматизация процессов, как игры могут «прокачать» и эти навыки.

Приятного ЧТЕНИЯ!

А какие ваши любимые примеры обучающих игр?
🔥6👍3
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Скринкаст VS Инструкция (памятка) VS Тренажер: какой формат лучше?

Сотрудники любой компании ежедневно пользуются огромным количеством программных продуктов, начиная с широко известных Word и Excel и заканчивая каким-то специфичным «самописным» софтом, например, веб-интерфейсом для оформления отпусков или программой для выдачи кредитов. И если работать в Word умеют многие новые сотрудники (про Excel тут сознательно не упоминаю), то выдавать кредиты и оформлять отпуска совершенно точно нужно учить.

Какой формат обучения лучше использовать: скринкаст, инструкцию или тренажер?

О плюсах и минусах каждого формата (как для конечного пользователя, так и для разработчика) я написал в статье.

Приятного ЧТЕНИЯ!

А как вам удобнее учиться пользоваться ПО?
Что еще вы отнесли бы к плюсам и минусам каждого формата обучения?
👍6🔥52
Macromedia Flash — конструктор мультимедийного контента, которого больше нет с нами.

Этот пост вдохновлен рассказами Александра Воробьева и Филиппа Чурилова об их опыте проектирования и разработки учебных материалов на Macromedia Flash.

Мне безумно интересны рассказы «старожилов» e-learning о зарождении электронного обучения в России. Распространение курсов на дискетах и дисках, кастомные и сложные решения, первые самописные LMS, эксперименты — от всего этого веет какой-то теплотой и ламповостью.

К сожалению, я не застал этих времен ни как разработчик, ни как пользователь. Первый электронный курс я прошел в 2010 году. Он был о телевизорах одной известной компании (курс от производителя, где рассказывали, что круче их телевизоров нет ничего на свете).

Хотя прямого отношения к «раннему» e-learning я не имею, одну важную его часть я все же застал. А именно — Macromedia Flash, программу, в которой собирались интерактивные курсы в доартикулейтовскую и доайспринговскую эпоху.

В этой статье я описал путь этой великолепной программы (с интересными примерами), личный опыт работы в ней и причины, по которым Flash больше не используется.

Приятного ЧТЕНИЯ!

Был ли у вас опыт работы или проектирования обучения на Flash?

Будет очень здорово, если вы поделитесь своими «ламповыми» разработками, наверняка NDA на эти проекты уже давно прошел.
🔥53👍3
Simulator VS Storyline для разработки тренажеров по ПО

На всякий случай напишу дисклеймер, что это не реклама.


На прошлой неделе разработчики Course Editor выпустили новый продукт — Simulator. Это веб-приложение, которое позволяет просто и быстро создавать «базовые» тренажеры по программному обеспечению. Подробно не буду описывать функционал, т.к. это уже было сделано вот тут.

С «просто» все понятно: для того чтобы начать разрабатывать тренажеры в Simulator, нужно пройти тренажер по разработке тренажеров в Simulator прямо в Simulator. 5 минут — и весь функционал предельно понятен.

А вот насколько «быстро» я решил проверить на практике и сравнил скорость разработки в Simulator и Articulate Storyline.

Условия соревнования:

1. Разработка тренажера по генерации изображений в Recraft AI из 25 скриншотов.
2. В Storyline я пользовался шаблоном (который делал для статьи про тренажеры и скринкасты). Такой вариант разработки наиболее приближен к реальной практике: мы же не делаем новый шаблон для каждого тренажера.
3. В приоритете скорость. Где-то что-то немного кривоватое — ну и ладно.

Запись сборки и видео с итоговыми продуктами представлены выше.

Итог:
Сборка в Simulator заняла в 1,5 раза меньше времени (10 минут 18 секунд против 16 минут 55 секунд). Разница приличная.

В оправдание Storyline нужно сказать, что такая разница во времени была достигнута во многом из-за качественной подготовки скриншотов. Скрины пронумерованы в правильном порядке и были добавлены в Simulator в пару кликов, тогда как в Storyline пришлось добавлять их по одному. Если бы скриншоты были вставлены в Word или PowerPoint (особенно), разница во времени не была бы такой существенной.

Хотите собирать быстро — составляйте правильное ТЗ для экспертов.

Еще быстрее будет дать доступ к Simulator экспертам и попросить сразу собирать там =)


Как думаете, получится ли «пересадить» экспертов на Simulator для самостоятельной сборки тренажеров, или эта функция останется на стороне обучения?
7👍7🔥3
От сценария до экрана: можно ли создать фильм с помощью ИИ?

В сети все чаще появляются классные кинематографичные ролики, которые, как утверждают авторы, сняты полностью при помощи ИИ (пример рекламы Porsche с использованием ИИ можете посмотреть в первом комментарии к посту).

Естественно, верить на слово таким заявлениям не стоит, так как факт использования ИИ для съемки контента обеспечивает ему вирусность в сети.

Значит, нужно проверить. Попробуем разработать тизер к фильму, используя только (ну, практически) ИИ-сервисы. Результат — в шапке поста.

Процесс разработки:
1. Сценарий и описание раскадровки* были сделаны в GPT-4 (если сценарий показался слишком шаблонным — виновата ИИшка).
*Раскадровка — это процесс создания серии иллюстраций или рисунков, представляющих ключевые сцены и кадры будущего видео или фильма.

Промпт:
Напиши сценарий для тизера фильма про уставшего, выгоревшего разработчика электронных курсов. Опиши короткие сцены, что должно показываться (раскадровка) и закадровый голос от лица разработчика.


2. Изображения для раскадровки генерировались в Recraft.ai.
3. Фрагменты видео генерировались в Kling AI. Процесс следующий:
- загружаем в Kling фотографию, сгенерированную в Recraft;
- описываем, что находится на фотографии и что должны делать объекты на фото;
- ждем 3 минуты, если у вас платный аккаунт, или от 9 минут до 36 часов (серьезно, один фрагмент был в очереди 1,5 дня), если бесплатный, и получаем видео.
4. Закадровый голос генерировался в SteosVoice. Возможно, голос вам показался знакомым — это Бэтмен.
5. Мелодия, текст и сама песня генерировались в Suno AI. Описываете мелодию и о чем должна быть песня — получаете отличный результат.
6. Слова в песне начинались слишком рано, требовался более длинный проигрыш в начале. Удалил слова первого куплета через Vocalremover.
7. Монтаж — единственное действие, где не использовался ИИ. Я монтировал в Final Cut Pro.

На всю разработку ушло около 7 часов (без ожидания генерации видео) и было использовано 6 ИИ-сервисов.

По видео, конечно, понятно, что его генерировал ИИ: какие-то объекты статичны, хотя должны двигаться, некоторые люди ходят очень странно, есть проблемы с руками и особенно с пальцами (генерировать нормальное количество пальцев на картинках ИИ уже научились, а вот с видео такие проблемы еще есть), в некоторых местах появляются странные артефакты.

Но уже сейчас вполне реально сгенерировать видео, которое будет сложно отличить от настоящего. Требуется только больше опыта (я в первый раз пользовался Kling AI) и очень много генераций.

Как думаете, «съемка» фильмов через ИИ — это фантастика, или уже совсем скоро кинотеатры будут заполнены ИИ-кинематографом?
👍6🔥3
Нужны ли боты-наставники/коучи/тьюторы корпоративному обучению?

Самообучение через ботов с ИИ становится новым трендом. Особенно в сфере изучения иностранных языков и программирования. Посмотрел видео/почитал статью; если что-то непонятно — задал вопросы боту. Очень удобно. Практически как с наставником… только бесплатно, 24/7, и ответ получаешь моментально.

Конечно, нужно помнить про нюанс с галлюцинациями. Бот не всегда дает корректный ответ и может фантазировать.

Галлюцинации — именно тот фактор, почему обучение языкам и программированию занимает лидирующие позиции. Бот подсказал что-то не то в программировании? Ты узнаешь об ошибке моментально, как только напишешь свой код. Он просто не будет работать.

Звучит здорово, а как этот опыт перекладывается на корпоративное обучение? Давайте разбираться.

Приятного ЧТЕНИЯ.
4🔥3