Друзья, всем привет! 👋
Меня зовут Алексей Миляев, я разрабатываю онлайн-курсы. И для меня это и работа, и хобби.
Так что, можно сказать, что этот канал о моем увлечении. 🎉
Этот канал о том, как использовать новые форматы и технологии в онлайн-обучении, делать это эффективно и быстро, чтобы оставалось больше возможностей для креативных идей и меньше технических ограничений.
Основные темы канала:
- Использование ИИ в обучении и для разработки обучения (#ИИ) 🤖
- Насмотренность и обмен опытом (#Насмотренность) 🌟
- Работа в конструкторах курсов и сервисах, полезных для работы 💻
- Геймификация обучения. Очень спорная тема, которую я не могу не затронуть (#Геймификация) 🎮
Надеюсь, контент будет вам полезен. 😊
P.S. Я рад как положительным комментариям, так и конструктивной критике. Так что не стесняйтесь!)
Меня зовут Алексей Миляев, я разрабатываю онлайн-курсы. И для меня это и работа, и хобби.
Так что, можно сказать, что этот канал о моем увлечении. 🎉
Этот канал о том, как использовать новые форматы и технологии в онлайн-обучении, делать это эффективно и быстро, чтобы оставалось больше возможностей для креативных идей и меньше технических ограничений.
Основные темы канала:
- Использование ИИ в обучении и для разработки обучения (#ИИ) 🤖
- Насмотренность и обмен опытом (#Насмотренность) 🌟
- Работа в конструкторах курсов и сервисах, полезных для работы 💻
- Геймификация обучения. Очень спорная тема, которую я не могу не затронуть (#Геймификация) 🎮
Надеюсь, контент будет вам полезен. 😊
P.S. Я рад как положительным комментариям, так и конструктивной критике. Так что не стесняйтесь!)
👍13❤2
Что показал MVP диалогового тренажера с ИИ в корпоративном обучении?
Второй год подряд ИИ входит в ТОП трендов в обучении и нередко возглавляет этот список. Чаще всего его используют для разработки учебного контента: составить план курса, помочь написать текст или сгенерировать изображения. При этом основной потенциал ИИ заключается не только в создании учебных материалов, но и в его интеграции непосредственно внутри электронного курса, что открывает новые горизонты для обучения.
В 2023 году мы разработали MVP (по сути, демоверсию) диалогового тренажера с ИИ от OpenAI.
В этой статье я расскажу о том, что показал наш опыт, какие плюсы и минусы есть у такого формата обучения. И, плюс, так как с момента разработки тренажера прошло больше года и в сфере ИИ многое поменялось, расскажу об этих изменениях и как они положительно влияют на разработку подобных продуктов и на их качество.
Статью можно прочитать вот тут.
Статья получилась очень объемной, постараюсь больше так не делать.
Второй год подряд ИИ входит в ТОП трендов в обучении и нередко возглавляет этот список. Чаще всего его используют для разработки учебного контента: составить план курса, помочь написать текст или сгенерировать изображения. При этом основной потенциал ИИ заключается не только в создании учебных материалов, но и в его интеграции непосредственно внутри электронного курса, что открывает новые горизонты для обучения.
В 2023 году мы разработали MVP (по сути, демоверсию) диалогового тренажера с ИИ от OpenAI.
В этой статье я расскажу о том, что показал наш опыт, какие плюсы и минусы есть у такого формата обучения. И, плюс, так как с момента разработки тренажера прошло больше года и в сфере ИИ многое поменялось, расскажу об этих изменениях и как они положительно влияют на разработку подобных продуктов и на их качество.
Статью можно прочитать вот тут.
Статья получилась очень объемной, постараюсь больше так не делать.
🔥6👍3👏2
Аватары от HeyGen в диалоговых тренажерах
Решил сразу «добить» тему диалоговых тренажеров с ИИ и рассказать про инновационные возможности в обучении от HeyGen.
Эта статья является продолжением прошлой статьи, где я рассказывал про свой опыт разработки диалогового тренажера с ИИ в Articulate Storyline. Лучше начать читать с предыдущей статьи… но это не прямо уж так обязательно.
Наверняка многие слышали про сервис HeyGen (ну или как минимум видели продукт, сделанный в этом сервисе). HeyGen — это сервис, который позволяет создавать и использовать виртуальных аватаров.
Набираешь текст, выбираешь аватара (или создаешь собственного), и аватар озвучивает твой текст. Выглядит весьма реалистично.
В прошлом году ребята выпустили API, позволяющее генерировать аватаров в режиме реального времени. Иными словами, мы передаем в HeyGen текст, который хотим озвучить, а в ответ получаем видео с аватаром, который озвучивает этот текст. И добавляем видео в свой проект (вот тут можно почитать про работу API подробнее).
Получается, что мы можем общаться с ИИ, который отвечает нам как реальный человек, выглядит как реальный человек и звучит как реальный человек, что позволяет сделать диалоговые тренажеры еще более реалистичными.
Важно отметить, что HeyGen умеет только генерировать видео с аватаром, который проговаривает присланный нами текст. Языковой модели в нем нет. Следовательно, чтобы наш диалоговый тренажер работал, нам нужно использовать LLM (большую языковую модель).
Процесс выглядит следующим образом:
1. Мы отправляем слова пользователя и инструкции по их обработке в ИИ.
2. Получаем ответ от ИИ, но не показываем его сразу пользователю, а отправляем в HeyGen.
3. HeyGen присылает нам видео с ответом покупателя — вот его мы уже показываем пользователю.
Таким образом, по факту у нас добавляется один дополнительный шаг с отправкой ответа от ИИ в HeyGen.
Конечно, качество потоковой генерации видео с аватаром несколько ниже, чем при обычной работе с сервисом, но, в любом случае, выглядит это очень интересно.
Что можно отметить из минусов использования этой технологии в обучении? Их по факту три:
1. За генерацию аватаров, естественно, нужно платить.
2. Генерация видео с аватаром требует времени (пусть и небольшого), следовательно, наш «покупатель» будет отвечать с задержкой.
3. Мы отправляем слова, которые нужно проговорить, на сторонний ресурс. ИБ вашей компании может запретить подобный проект.
Как думаете, есть ли у этой технологии будущее в корпоративном обучении?
Какие преимущества и недостатки вы видите в этой технологии?
Решил сразу «добить» тему диалоговых тренажеров с ИИ и рассказать про инновационные возможности в обучении от HeyGen.
Эта статья является продолжением прошлой статьи, где я рассказывал про свой опыт разработки диалогового тренажера с ИИ в Articulate Storyline. Лучше начать читать с предыдущей статьи… но это не прямо уж так обязательно.
Наверняка многие слышали про сервис HeyGen (ну или как минимум видели продукт, сделанный в этом сервисе). HeyGen — это сервис, который позволяет создавать и использовать виртуальных аватаров.
Набираешь текст, выбираешь аватара (или создаешь собственного), и аватар озвучивает твой текст. Выглядит весьма реалистично.
В прошлом году ребята выпустили API, позволяющее генерировать аватаров в режиме реального времени. Иными словами, мы передаем в HeyGen текст, который хотим озвучить, а в ответ получаем видео с аватаром, который озвучивает этот текст. И добавляем видео в свой проект (вот тут можно почитать про работу API подробнее).
Получается, что мы можем общаться с ИИ, который отвечает нам как реальный человек, выглядит как реальный человек и звучит как реальный человек, что позволяет сделать диалоговые тренажеры еще более реалистичными.
Важно отметить, что HeyGen умеет только генерировать видео с аватаром, который проговаривает присланный нами текст. Языковой модели в нем нет. Следовательно, чтобы наш диалоговый тренажер работал, нам нужно использовать LLM (большую языковую модель).
Процесс выглядит следующим образом:
1. Мы отправляем слова пользователя и инструкции по их обработке в ИИ.
2. Получаем ответ от ИИ, но не показываем его сразу пользователю, а отправляем в HeyGen.
3. HeyGen присылает нам видео с ответом покупателя — вот его мы уже показываем пользователю.
Таким образом, по факту у нас добавляется один дополнительный шаг с отправкой ответа от ИИ в HeyGen.
Конечно, качество потоковой генерации видео с аватаром несколько ниже, чем при обычной работе с сервисом, но, в любом случае, выглядит это очень интересно.
Что можно отметить из минусов использования этой технологии в обучении? Их по факту три:
1. За генерацию аватаров, естественно, нужно платить.
2. Генерация видео с аватаром требует времени (пусть и небольшого), следовательно, наш «покупатель» будет отвечать с задержкой.
3. Мы отправляем слова, которые нужно проговорить, на сторонний ресурс. ИБ вашей компании может запретить подобный проект.
Как думаете, есть ли у этой технологии будущее в корпоративном обучении?
Какие преимущества и недостатки вы видите в этой технологии?
🔥7👍3
Кстати, сейчас есть возможность попробовать сервис бесплатно.
Конечно, ограничения в бесплатном тарифном плане серьезные, и использовать сервис для решения рабочих задач не получится, но поиграться более чем можно.
P.S. Приятно наблюдать, как уменьшается прайс на ИИ-сервисы. Буквально год назад стоимость генерации аватара была сравнима со стоимостью аренды студии и оплаты спикера, а сейчас за 24 доллара в месяц можно снимать неограниченное количество роликов.
Не удивлюсь, если в следующем году подобный функционал будет встроен в YouTube, и при загрузке видео оно будет сразу переводиться на все языки.
Конечно, ограничения в бесплатном тарифном плане серьезные, и использовать сервис для решения рабочих задач не получится, но поиграться более чем можно.
P.S. Приятно наблюдать, как уменьшается прайс на ИИ-сервисы. Буквально год назад стоимость генерации аватара была сравнима со стоимостью аренды студии и оплаты спикера, а сейчас за 24 доллара в месяц можно снимать неограниченное количество роликов.
Не удивлюсь, если в следующем году подобный функционал будет встроен в YouTube, и при загрузке видео оно будет сразу переводиться на все языки.
🔥8👍3👏1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Диалоговый тренажер с ИИ от Duolingo
Очень интересный кейс от Duolingo по использованию диалоговых тренажеров с ИИ в обучении. Можно как просто поговорить с ИИ на интересную тебе тему и отработать разговорные навыки, так и решать типичные кейсы по использованию языка.
Если научить бота давать качественную обратную связь и фиксировать твой прогресс, чтобы впоследствии подстраивать программу обучения под тебя, то эффективность такого формата будет сравнима с индивидуальными занятиями с репетитором.
Конечно, у такого формата есть как плюсы, так и минусы. Час работы ИИ стоит ощутимо меньше, чем час работы преподавателя, и заниматься можно в любое удобное для тебя время. Но с точки зрения дополнительной мотивации и дисциплины ИИ проигрывает. Конечно, не хочется пропускать занятия и расстраивать сову Duo, но человека-преподавателя не хочется расстраивать намного сильнее.
Какие преимущества и недостатки вы видите в использовании ИИ в качестве преподавателя по сравнению с традиционным обучением?
Очень интересный кейс от Duolingo по использованию диалоговых тренажеров с ИИ в обучении. Можно как просто поговорить с ИИ на интересную тебе тему и отработать разговорные навыки, так и решать типичные кейсы по использованию языка.
Если научить бота давать качественную обратную связь и фиксировать твой прогресс, чтобы впоследствии подстраивать программу обучения под тебя, то эффективность такого формата будет сравнима с индивидуальными занятиями с репетитором.
Конечно, у такого формата есть как плюсы, так и минусы. Час работы ИИ стоит ощутимо меньше, чем час работы преподавателя, и заниматься можно в любое удобное для тебя время. Но с точки зрения дополнительной мотивации и дисциплины ИИ проигрывает. Конечно, не хочется пропускать занятия и расстраивать сову Duo, но человека-преподавателя не хочется расстраивать намного сильнее.
Какие преимущества и недостатки вы видите в использовании ИИ в качестве преподавателя по сравнению с традиционным обучением?
👍5
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Игровые движки проще, чем могут показаться, или разработка первой учебной игры с нуля на Godot за 10 часов.
В марте 2024 года в сообществе «Digital Learning: Очумелые Ручки» проводилось соревнование (если назовем его хакатоном, не сильно ошибемся).
Цель соревнования: за короткий срок разработать учебный материал в любом Open Source ПО* (тут хочется сказать спасибо Дмитрию Якушеву. Идея с хакатоном великолепная).
*Это программное обеспечение, исходный код которого доступен для изучения, изменения и распространения любым желающим. Это означает, что пользователи могут свободно использовать, изменять и адаптировать программы под свои нужды, а также делиться своими изменениями с другими.
Я давно хотел попробовать игровой движок Godot (это упрощённый Open Source аналог Unity). Хакатон — отличный повод это сделать.
Написал небольшую статью о своем опыте работы в игровом движке Godot.
Как вы думаете, навык разработки простых продуктов в Godot или Unity может быть полезен разработчику в корпоративном обучении?
В марте 2024 года в сообществе «Digital Learning: Очумелые Ручки» проводилось соревнование (если назовем его хакатоном, не сильно ошибемся).
Цель соревнования: за короткий срок разработать учебный материал в любом Open Source ПО* (тут хочется сказать спасибо Дмитрию Якушеву. Идея с хакатоном великолепная).
*Это программное обеспечение, исходный код которого доступен для изучения, изменения и распространения любым желающим. Это означает, что пользователи могут свободно использовать, изменять и адаптировать программы под свои нужды, а также делиться своими изменениями с другими.
Я давно хотел попробовать игровой движок Godot (это упрощённый Open Source аналог Unity). Хакатон — отличный повод это сделать.
Написал небольшую статью о своем опыте работы в игровом движке Godot.
Как вы думаете, навык разработки простых продуктов в Godot или Unity может быть полезен разработчику в корпоративном обучении?
🔥7👍4❤3
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Игры, которые учат
Геймификация обучения — очень дискуссионная тема. И действительно, далеко не всегда добавление игровых элементов делает обучение более эффективным и привлекательным для аудитории.
Но есть и множество обратных примеров. В этой статье я собрал кейсы, в которых разработчикам удалось добиться выдающихся результатов за счет обучения через игру.
Из статьи вы узнаете:
- какую проблему решила Microsoft, добавив в Windows Пасьянс «Косынку» и Сапера;
- как можно разобраться с программированием через игру и прокачать логическое мышление;
- как игры помогают развивать навыки дизайнерам;
- работа в команде и автоматизация процессов, как игры могут «прокачать» и эти навыки.
Приятного ЧТЕНИЯ!
А какие ваши любимые примеры обучающих игр?
Геймификация обучения — очень дискуссионная тема. И действительно, далеко не всегда добавление игровых элементов делает обучение более эффективным и привлекательным для аудитории.
Но есть и множество обратных примеров. В этой статье я собрал кейсы, в которых разработчикам удалось добиться выдающихся результатов за счет обучения через игру.
Из статьи вы узнаете:
- какую проблему решила Microsoft, добавив в Windows Пасьянс «Косынку» и Сапера;
- как можно разобраться с программированием через игру и прокачать логическое мышление;
- как игры помогают развивать навыки дизайнерам;
- работа в команде и автоматизация процессов, как игры могут «прокачать» и эти навыки.
Приятного ЧТЕНИЯ!
А какие ваши любимые примеры обучающих игр?
🔥6👍3
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Скринкаст VS Инструкция (памятка) VS Тренажер: какой формат лучше?
Сотрудники любой компании ежедневно пользуются огромным количеством программных продуктов, начиная с широко известных Word и Excel и заканчивая каким-то специфичным «самописным» софтом, например, веб-интерфейсом для оформления отпусков или программой для выдачи кредитов. И если работать в Word умеют многие новые сотрудники (про Excel тут сознательно не упоминаю), то выдавать кредиты и оформлять отпуска совершенно точно нужно учить.
Какой формат обучения лучше использовать: скринкаст, инструкцию или тренажер?
О плюсах и минусах каждого формата (как для конечного пользователя, так и для разработчика) я написал в статье.
Приятного ЧТЕНИЯ!
А как вам удобнее учиться пользоваться ПО?
Что еще вы отнесли бы к плюсам и минусам каждого формата обучения?
Сотрудники любой компании ежедневно пользуются огромным количеством программных продуктов, начиная с широко известных Word и Excel и заканчивая каким-то специфичным «самописным» софтом, например, веб-интерфейсом для оформления отпусков или программой для выдачи кредитов. И если работать в Word умеют многие новые сотрудники (про Excel тут сознательно не упоминаю), то выдавать кредиты и оформлять отпуска совершенно точно нужно учить.
Какой формат обучения лучше использовать: скринкаст, инструкцию или тренажер?
О плюсах и минусах каждого формата (как для конечного пользователя, так и для разработчика) я написал в статье.
Приятного ЧТЕНИЯ!
А как вам удобнее учиться пользоваться ПО?
Что еще вы отнесли бы к плюсам и минусам каждого формата обучения?
👍6🔥5❤2
Macromedia Flash — конструктор мультимедийного контента, которого больше нет с нами.
Мне безумно интересны рассказы «старожилов» e-learning о зарождении электронного обучения в России. Распространение курсов на дискетах и дисках, кастомные и сложные решения, первые самописные LMS, эксперименты — от всего этого веет какой-то теплотой и ламповостью.
К сожалению, я не застал этих времен ни как разработчик, ни как пользователь. Первый электронный курс я прошел в 2010 году. Он был о телевизорах одной известной компании (курс от производителя, где рассказывали, что круче их телевизоров нет ничего на свете).
Хотя прямого отношения к «раннему» e-learning я не имею, одну важную его часть я все же застал. А именно — Macromedia Flash, программу, в которой собирались интерактивные курсы в доартикулейтовскую и доайспринговскую эпоху.
В этой статье я описал путь этой великолепной программы (с интересными примерами), личный опыт работы в ней и причины, по которым Flash больше не используется.
Приятного ЧТЕНИЯ!
Был ли у вас опыт работы или проектирования обучения на Flash?
Будет очень здорово, если вы поделитесь своими «ламповыми» разработками, наверняка NDA на эти проекты уже давно прошел.
Этот пост вдохновлен рассказами Александра Воробьева и Филиппа Чурилова об их опыте проектирования и разработки учебных материалов на Macromedia Flash.
Мне безумно интересны рассказы «старожилов» e-learning о зарождении электронного обучения в России. Распространение курсов на дискетах и дисках, кастомные и сложные решения, первые самописные LMS, эксперименты — от всего этого веет какой-то теплотой и ламповостью.
К сожалению, я не застал этих времен ни как разработчик, ни как пользователь. Первый электронный курс я прошел в 2010 году. Он был о телевизорах одной известной компании (курс от производителя, где рассказывали, что круче их телевизоров нет ничего на свете).
Хотя прямого отношения к «раннему» e-learning я не имею, одну важную его часть я все же застал. А именно — Macromedia Flash, программу, в которой собирались интерактивные курсы в доартикулейтовскую и доайспринговскую эпоху.
В этой статье я описал путь этой великолепной программы (с интересными примерами), личный опыт работы в ней и причины, по которым Flash больше не используется.
Приятного ЧТЕНИЯ!
Был ли у вас опыт работы или проектирования обучения на Flash?
Будет очень здорово, если вы поделитесь своими «ламповыми» разработками, наверняка NDA на эти проекты уже давно прошел.
🔥5❤3👍3
Simulator VS Storyline для разработки тренажеров по ПО
На прошлой неделе разработчики Course Editor выпустили новый продукт — Simulator. Это веб-приложение, которое позволяет просто и быстро создавать «базовые» тренажеры по программному обеспечению. Подробно не буду описывать функционал, т.к. это уже было сделано вот тут.
С «просто» все понятно: для того чтобы начать разрабатывать тренажеры в Simulator, нужно пройти тренажер по разработке тренажеров в Simulator прямо в Simulator. 5 минут — и весь функционал предельно понятен.
А вот насколько «быстро» я решил проверить на практике и сравнил скорость разработки в Simulator и Articulate Storyline.
Условия соревнования:
1. Разработка тренажера по генерации изображений в Recraft AI из 25 скриншотов.
2. В Storyline я пользовался шаблоном (который делал для статьи про тренажеры и скринкасты). Такой вариант разработки наиболее приближен к реальной практике: мы же не делаем новый шаблон для каждого тренажера.
3. В приоритете скорость. Где-то что-то немного кривоватое — ну и ладно.
Запись сборки и видео с итоговыми продуктами представлены выше.
Итог:
Сборка в Simulator заняла в 1,5 раза меньше времени (10 минут 18 секунд против 16 минут 55 секунд). Разница приличная.
В оправдание Storyline нужно сказать, что такая разница во времени была достигнута во многом из-за качественной подготовки скриншотов. Скрины пронумерованы в правильном порядке и были добавлены в Simulator в пару кликов, тогда как в Storyline пришлось добавлять их по одному. Если бы скриншоты были вставлены в Word или PowerPoint (особенно), разница во времени не была бы такой существенной.
Хотите собирать быстро — составляйте правильное ТЗ для экспертов.
Еще быстрее будет дать доступ к Simulator экспертам и попросить сразу собирать там =)
Как думаете, получится ли «пересадить» экспертов на Simulator для самостоятельной сборки тренажеров, или эта функция останется на стороне обучения?
На всякий случай напишу дисклеймер, что это не реклама.
На прошлой неделе разработчики Course Editor выпустили новый продукт — Simulator. Это веб-приложение, которое позволяет просто и быстро создавать «базовые» тренажеры по программному обеспечению. Подробно не буду описывать функционал, т.к. это уже было сделано вот тут.
С «просто» все понятно: для того чтобы начать разрабатывать тренажеры в Simulator, нужно пройти тренажер по разработке тренажеров в Simulator прямо в Simulator. 5 минут — и весь функционал предельно понятен.
А вот насколько «быстро» я решил проверить на практике и сравнил скорость разработки в Simulator и Articulate Storyline.
Условия соревнования:
1. Разработка тренажера по генерации изображений в Recraft AI из 25 скриншотов.
2. В Storyline я пользовался шаблоном (который делал для статьи про тренажеры и скринкасты). Такой вариант разработки наиболее приближен к реальной практике: мы же не делаем новый шаблон для каждого тренажера.
3. В приоритете скорость. Где-то что-то немного кривоватое — ну и ладно.
Запись сборки и видео с итоговыми продуктами представлены выше.
Сборка в Simulator заняла в 1,5 раза меньше времени (10 минут 18 секунд против 16 минут 55 секунд). Разница приличная.
В оправдание Storyline нужно сказать, что такая разница во времени была достигнута во многом из-за качественной подготовки скриншотов. Скрины пронумерованы в правильном порядке и были добавлены в Simulator в пару кликов, тогда как в Storyline пришлось добавлять их по одному. Если бы скриншоты были вставлены в Word или PowerPoint (особенно), разница во времени не была бы такой существенной.
Хотите собирать быстро — составляйте правильное ТЗ для экспертов.
Еще быстрее будет дать доступ к Simulator экспертам и попросить сразу собирать там =)
Как думаете, получится ли «пересадить» экспертов на Simulator для самостоятельной сборки тренажеров, или эта функция останется на стороне обучения?
❤7👍7🔥3
