Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Игры, которые учат
Геймификация обучения — очень дискуссионная тема. И действительно, далеко не всегда добавление игровых элементов делает обучение более эффективным и привлекательным для аудитории.
Но есть и множество обратных примеров. В этой статье я собрал кейсы, в которых разработчикам удалось добиться выдающихся результатов за счет обучения через игру.
Из статьи вы узнаете:
- какую проблему решила Microsoft, добавив в Windows Пасьянс «Косынку» и Сапера;
- как можно разобраться с программированием через игру и прокачать логическое мышление;
- как игры помогают развивать навыки дизайнерам;
- работа в команде и автоматизация процессов, как игры могут «прокачать» и эти навыки.
Приятного ЧТЕНИЯ!
А какие ваши любимые примеры обучающих игр?
Геймификация обучения — очень дискуссионная тема. И действительно, далеко не всегда добавление игровых элементов делает обучение более эффективным и привлекательным для аудитории.
Но есть и множество обратных примеров. В этой статье я собрал кейсы, в которых разработчикам удалось добиться выдающихся результатов за счет обучения через игру.
Из статьи вы узнаете:
- какую проблему решила Microsoft, добавив в Windows Пасьянс «Косынку» и Сапера;
- как можно разобраться с программированием через игру и прокачать логическое мышление;
- как игры помогают развивать навыки дизайнерам;
- работа в команде и автоматизация процессов, как игры могут «прокачать» и эти навыки.
Приятного ЧТЕНИЯ!
А какие ваши любимые примеры обучающих игр?
🔥6👍3
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Скринкаст VS Инструкция (памятка) VS Тренажер: какой формат лучше?
Сотрудники любой компании ежедневно пользуются огромным количеством программных продуктов, начиная с широко известных Word и Excel и заканчивая каким-то специфичным «самописным» софтом, например, веб-интерфейсом для оформления отпусков или программой для выдачи кредитов. И если работать в Word умеют многие новые сотрудники (про Excel тут сознательно не упоминаю), то выдавать кредиты и оформлять отпуска совершенно точно нужно учить.
Какой формат обучения лучше использовать: скринкаст, инструкцию или тренажер?
О плюсах и минусах каждого формата (как для конечного пользователя, так и для разработчика) я написал в статье.
Приятного ЧТЕНИЯ!
А как вам удобнее учиться пользоваться ПО?
Что еще вы отнесли бы к плюсам и минусам каждого формата обучения?
Сотрудники любой компании ежедневно пользуются огромным количеством программных продуктов, начиная с широко известных Word и Excel и заканчивая каким-то специфичным «самописным» софтом, например, веб-интерфейсом для оформления отпусков или программой для выдачи кредитов. И если работать в Word умеют многие новые сотрудники (про Excel тут сознательно не упоминаю), то выдавать кредиты и оформлять отпуска совершенно точно нужно учить.
Какой формат обучения лучше использовать: скринкаст, инструкцию или тренажер?
О плюсах и минусах каждого формата (как для конечного пользователя, так и для разработчика) я написал в статье.
Приятного ЧТЕНИЯ!
А как вам удобнее учиться пользоваться ПО?
Что еще вы отнесли бы к плюсам и минусам каждого формата обучения?
👍6🔥5❤2
Macromedia Flash — конструктор мультимедийного контента, которого больше нет с нами.
Мне безумно интересны рассказы «старожилов» e-learning о зарождении электронного обучения в России. Распространение курсов на дискетах и дисках, кастомные и сложные решения, первые самописные LMS, эксперименты — от всего этого веет какой-то теплотой и ламповостью.
К сожалению, я не застал этих времен ни как разработчик, ни как пользователь. Первый электронный курс я прошел в 2010 году. Он был о телевизорах одной известной компании (курс от производителя, где рассказывали, что круче их телевизоров нет ничего на свете).
Хотя прямого отношения к «раннему» e-learning я не имею, одну важную его часть я все же застал. А именно — Macromedia Flash, программу, в которой собирались интерактивные курсы в доартикулейтовскую и доайспринговскую эпоху.
В этой статье я описал путь этой великолепной программы (с интересными примерами), личный опыт работы в ней и причины, по которым Flash больше не используется.
Приятного ЧТЕНИЯ!
Был ли у вас опыт работы или проектирования обучения на Flash?
Будет очень здорово, если вы поделитесь своими «ламповыми» разработками, наверняка NDA на эти проекты уже давно прошел.
Этот пост вдохновлен рассказами Александра Воробьева и Филиппа Чурилова об их опыте проектирования и разработки учебных материалов на Macromedia Flash.
Мне безумно интересны рассказы «старожилов» e-learning о зарождении электронного обучения в России. Распространение курсов на дискетах и дисках, кастомные и сложные решения, первые самописные LMS, эксперименты — от всего этого веет какой-то теплотой и ламповостью.
К сожалению, я не застал этих времен ни как разработчик, ни как пользователь. Первый электронный курс я прошел в 2010 году. Он был о телевизорах одной известной компании (курс от производителя, где рассказывали, что круче их телевизоров нет ничего на свете).
Хотя прямого отношения к «раннему» e-learning я не имею, одну важную его часть я все же застал. А именно — Macromedia Flash, программу, в которой собирались интерактивные курсы в доартикулейтовскую и доайспринговскую эпоху.
В этой статье я описал путь этой великолепной программы (с интересными примерами), личный опыт работы в ней и причины, по которым Flash больше не используется.
Приятного ЧТЕНИЯ!
Был ли у вас опыт работы или проектирования обучения на Flash?
Будет очень здорово, если вы поделитесь своими «ламповыми» разработками, наверняка NDA на эти проекты уже давно прошел.
🔥5❤3👍3
Simulator VS Storyline для разработки тренажеров по ПО
На прошлой неделе разработчики Course Editor выпустили новый продукт — Simulator. Это веб-приложение, которое позволяет просто и быстро создавать «базовые» тренажеры по программному обеспечению. Подробно не буду описывать функционал, т.к. это уже было сделано вот тут.
С «просто» все понятно: для того чтобы начать разрабатывать тренажеры в Simulator, нужно пройти тренажер по разработке тренажеров в Simulator прямо в Simulator. 5 минут — и весь функционал предельно понятен.
А вот насколько «быстро» я решил проверить на практике и сравнил скорость разработки в Simulator и Articulate Storyline.
Условия соревнования:
1. Разработка тренажера по генерации изображений в Recraft AI из 25 скриншотов.
2. В Storyline я пользовался шаблоном (который делал для статьи про тренажеры и скринкасты). Такой вариант разработки наиболее приближен к реальной практике: мы же не делаем новый шаблон для каждого тренажера.
3. В приоритете скорость. Где-то что-то немного кривоватое — ну и ладно.
Запись сборки и видео с итоговыми продуктами представлены выше.
Итог:
Сборка в Simulator заняла в 1,5 раза меньше времени (10 минут 18 секунд против 16 минут 55 секунд). Разница приличная.
В оправдание Storyline нужно сказать, что такая разница во времени была достигнута во многом из-за качественной подготовки скриншотов. Скрины пронумерованы в правильном порядке и были добавлены в Simulator в пару кликов, тогда как в Storyline пришлось добавлять их по одному. Если бы скриншоты были вставлены в Word или PowerPoint (особенно), разница во времени не была бы такой существенной.
Хотите собирать быстро — составляйте правильное ТЗ для экспертов.
Еще быстрее будет дать доступ к Simulator экспертам и попросить сразу собирать там =)
Как думаете, получится ли «пересадить» экспертов на Simulator для самостоятельной сборки тренажеров, или эта функция останется на стороне обучения?
На всякий случай напишу дисклеймер, что это не реклама.
На прошлой неделе разработчики Course Editor выпустили новый продукт — Simulator. Это веб-приложение, которое позволяет просто и быстро создавать «базовые» тренажеры по программному обеспечению. Подробно не буду описывать функционал, т.к. это уже было сделано вот тут.
С «просто» все понятно: для того чтобы начать разрабатывать тренажеры в Simulator, нужно пройти тренажер по разработке тренажеров в Simulator прямо в Simulator. 5 минут — и весь функционал предельно понятен.
А вот насколько «быстро» я решил проверить на практике и сравнил скорость разработки в Simulator и Articulate Storyline.
Условия соревнования:
1. Разработка тренажера по генерации изображений в Recraft AI из 25 скриншотов.
2. В Storyline я пользовался шаблоном (который делал для статьи про тренажеры и скринкасты). Такой вариант разработки наиболее приближен к реальной практике: мы же не делаем новый шаблон для каждого тренажера.
3. В приоритете скорость. Где-то что-то немного кривоватое — ну и ладно.
Запись сборки и видео с итоговыми продуктами представлены выше.
Сборка в Simulator заняла в 1,5 раза меньше времени (10 минут 18 секунд против 16 минут 55 секунд). Разница приличная.
В оправдание Storyline нужно сказать, что такая разница во времени была достигнута во многом из-за качественной подготовки скриншотов. Скрины пронумерованы в правильном порядке и были добавлены в Simulator в пару кликов, тогда как в Storyline пришлось добавлять их по одному. Если бы скриншоты были вставлены в Word или PowerPoint (особенно), разница во времени не была бы такой существенной.
Хотите собирать быстро — составляйте правильное ТЗ для экспертов.
Еще быстрее будет дать доступ к Simulator экспертам и попросить сразу собирать там =)
Как думаете, получится ли «пересадить» экспертов на Simulator для самостоятельной сборки тренажеров, или эта функция останется на стороне обучения?
❤7👍7🔥3
От сценария до экрана: можно ли создать фильм с помощью ИИ?
В сети все чаще появляются классные кинематографичные ролики, которые, как утверждают авторы, сняты полностью при помощи ИИ (пример рекламы Porsche с использованием ИИ можете посмотреть в первом комментарии к посту).
Естественно, верить на слово таким заявлениям не стоит, так как факт использования ИИ для съемки контента обеспечивает ему вирусность в сети.
Значит, нужно проверить. Попробуем разработать тизер к фильму, используя только (ну, практически) ИИ-сервисы. Результат — в шапке поста.
Процесс разработки:
1. Сценарий и описание раскадровки* были сделаны в GPT-4 (если сценарий показался слишком шаблонным — виновата ИИшка).
*Раскадровка — это процесс создания серии иллюстраций или рисунков, представляющих ключевые сцены и кадры будущего видео или фильма.
2. Изображения для раскадровки генерировались в Recraft.ai.
3. Фрагменты видео генерировались в Kling AI. Процесс следующий:
- загружаем в Kling фотографию, сгенерированную в Recraft;
- описываем, что находится на фотографии и что должны делать объекты на фото;
- ждем 3 минуты, если у вас платный аккаунт, или от 9 минут до 36 часов (серьезно, один фрагмент был в очереди 1,5 дня), если бесплатный, и получаем видео.
4. Закадровый голос генерировался в SteosVoice. Возможно, голос вам показался знакомым — это Бэтмен.
5. Мелодия, текст и сама песня генерировались в Suno AI. Описываете мелодию и о чем должна быть песня — получаете отличный результат.
6. Слова в песне начинались слишком рано, требовался более длинный проигрыш в начале. Удалил слова первого куплета через Vocalremover.
7. Монтаж — единственное действие, где не использовался ИИ. Я монтировал в Final Cut Pro.
На всю разработку ушло около 7 часов (без ожидания генерации видео) и было использовано 6 ИИ-сервисов.
По видео, конечно, понятно, что его генерировал ИИ: какие-то объекты статичны, хотя должны двигаться, некоторые люди ходят очень странно, есть проблемы с руками и особенно с пальцами (генерировать нормальное количество пальцев на картинках ИИ уже научились, а вот с видео такие проблемы еще есть), в некоторых местах появляются странные артефакты.
Но уже сейчас вполне реально сгенерировать видео, которое будет сложно отличить от настоящего. Требуется только больше опыта (я в первый раз пользовался Kling AI) и очень много генераций.
Как думаете, «съемка» фильмов через ИИ — это фантастика, или уже совсем скоро кинотеатры будут заполнены ИИ-кинематографом?
В сети все чаще появляются классные кинематографичные ролики, которые, как утверждают авторы, сняты полностью при помощи ИИ (пример рекламы Porsche с использованием ИИ можете посмотреть в первом комментарии к посту).
Естественно, верить на слово таким заявлениям не стоит, так как факт использования ИИ для съемки контента обеспечивает ему вирусность в сети.
Значит, нужно проверить. Попробуем разработать тизер к фильму, используя только (ну, практически) ИИ-сервисы. Результат — в шапке поста.
Процесс разработки:
1. Сценарий и описание раскадровки* были сделаны в GPT-4 (если сценарий показался слишком шаблонным — виновата ИИшка).
*Раскадровка — это процесс создания серии иллюстраций или рисунков, представляющих ключевые сцены и кадры будущего видео или фильма.
Промпт:
Напиши сценарий для тизера фильма про уставшего, выгоревшего разработчика электронных курсов. Опиши короткие сцены, что должно показываться (раскадровка) и закадровый голос от лица разработчика.
2. Изображения для раскадровки генерировались в Recraft.ai.
3. Фрагменты видео генерировались в Kling AI. Процесс следующий:
- загружаем в Kling фотографию, сгенерированную в Recraft;
- описываем, что находится на фотографии и что должны делать объекты на фото;
- ждем 3 минуты, если у вас платный аккаунт, или от 9 минут до 36 часов (серьезно, один фрагмент был в очереди 1,5 дня), если бесплатный, и получаем видео.
4. Закадровый голос генерировался в SteosVoice. Возможно, голос вам показался знакомым — это Бэтмен.
5. Мелодия, текст и сама песня генерировались в Suno AI. Описываете мелодию и о чем должна быть песня — получаете отличный результат.
6. Слова в песне начинались слишком рано, требовался более длинный проигрыш в начале. Удалил слова первого куплета через Vocalremover.
7. Монтаж — единственное действие, где не использовался ИИ. Я монтировал в Final Cut Pro.
На всю разработку ушло около 7 часов (без ожидания генерации видео) и было использовано 6 ИИ-сервисов.
По видео, конечно, понятно, что его генерировал ИИ: какие-то объекты статичны, хотя должны двигаться, некоторые люди ходят очень странно, есть проблемы с руками и особенно с пальцами (генерировать нормальное количество пальцев на картинках ИИ уже научились, а вот с видео такие проблемы еще есть), в некоторых местах появляются странные артефакты.
Но уже сейчас вполне реально сгенерировать видео, которое будет сложно отличить от настоящего. Требуется только больше опыта (я в первый раз пользовался Kling AI) и очень много генераций.
Как думаете, «съемка» фильмов через ИИ — это фантастика, или уже совсем скоро кинотеатры будут заполнены ИИ-кинематографом?
👍6🔥3
Нужны ли боты-наставники/коучи/тьюторы корпоративному обучению?
Самообучение через ботов с ИИ становится новым трендом. Особенно в сфере изучения иностранных языков и программирования. Посмотрел видео/почитал статью; если что-то непонятно — задал вопросы боту. Очень удобно. Практически как с наставником… только бесплатно, 24/7, и ответ получаешь моментально.
Конечно, нужно помнить про нюанс с галлюцинациями. Бот не всегда дает корректный ответ и может фантазировать.
Галлюцинации — именно тот фактор, почему обучение языкам и программированию занимает лидирующие позиции. Бот подсказал что-то не то в программировании? Ты узнаешь об ошибке моментально, как только напишешь свой код. Он просто не будет работать.
Звучит здорово, а как этот опыт перекладывается на корпоративное обучение? Давайте разбираться.
Приятного ЧТЕНИЯ.
Самообучение через ботов с ИИ становится новым трендом. Особенно в сфере изучения иностранных языков и программирования. Посмотрел видео/почитал статью; если что-то непонятно — задал вопросы боту. Очень удобно. Практически как с наставником… только бесплатно, 24/7, и ответ получаешь моментально.
Конечно, нужно помнить про нюанс с галлюцинациями. Бот не всегда дает корректный ответ и может фантазировать.
Галлюцинации — именно тот фактор, почему обучение языкам и программированию занимает лидирующие позиции. Бот подсказал что-то не то в программировании? Ты узнаешь об ошибке моментально, как только напишешь свой код. Он просто не будет работать.
Звучит здорово, а как этот опыт перекладывается на корпоративное обучение? Давайте разбираться.
Приятного ЧТЕНИЯ.
❤4🔥3
Друзья!
У меня новость 4 в 1:
1. Коллеги из Nova Academy и Курсомании запускают конкурс для разработчиков курсов (подробности будут в следующем посте).
Я обожаю такие мероприятия, т.к. они не только прокачивают навыки участников (да и насмотренность «болельщиков»), но и привлекают внимание к сфере e-learning.
2. Я буду в жюри конкурса (чему невероятно рад) и в великолепной компании (чему еще более невероятно рад).
Это не первый подобный опыт, но совершенно точно самый масштабный и интересный.
3. Канал «Тут про e-learning» — партнер мероприятия. Для меня это что-то новое.
4. Лендинг мероприятия прекрасен. Независимо от того, планируете ли вы посетить мероприятие или нет, рекомендую заглянуть и посмотреть.
У меня новость 4 в 1:
1. Коллеги из Nova Academy и Курсомании запускают конкурс для разработчиков курсов (подробности будут в следующем посте).
Я обожаю такие мероприятия, т.к. они не только прокачивают навыки участников (да и насмотренность «болельщиков»), но и привлекают внимание к сфере e-learning.
2. Я буду в жюри конкурса (чему невероятно рад) и в великолепной компании (чему еще более невероятно рад).
Это не первый подобный опыт, но совершенно точно самый масштабный и интересный.
3. Канал «Тут про e-learning» — партнер мероприятия. Для меня это что-то новое.
4. Лендинг мероприятия прекрасен. Независимо от того, планируете ли вы посетить мероприятие или нет, рекомендую заглянуть и посмотреть.
❤7🔥3
Nova Academy x Курсомания открывают двери в самый ламповый конкурс для разработчиков электронного контента!
1 апреля стартует ЛАМПА КЭМП — не просто конкурс, а настоящее испытание для тех, кто готов создать электронный курс в сжатые сроки и с реальными вызовами!
Что вас ждет?
➡️Брифы от реальных заказчиков — никаких абстрактных задач, только практические кейсы, которые требуют живых решений.
➡️Мастер-классы — впитываем опыт и применяем в работе над проектом.
➡️Спонтанные события — сюжетный поворот, который изменит всё!
➡️Наставники-вожатые, которые помогут довести проект до идеала.
➡️Питч перед жюри — презентация, от которой зависит судьба вашего курса.
Как попасть?
➡️Заполнить заявку и доказать, что вы не просто так сюда попали.
Готовы прокачать свои навыки, собрать команду мечты и создать что-то по-настоящему крутое? Тогда вперед — в ЛАМПА КЭМП 💡
1 апреля стартует ЛАМПА КЭМП — не просто конкурс, а настоящее испытание для тех, кто готов создать электронный курс в сжатые сроки и с реальными вызовами!
Что вас ждет?
➡️Брифы от реальных заказчиков — никаких абстрактных задач, только практические кейсы, которые требуют живых решений.
➡️Мастер-классы — впитываем опыт и применяем в работе над проектом.
➡️Спонтанные события — сюжетный поворот, который изменит всё!
➡️Наставники-вожатые, которые помогут довести проект до идеала.
➡️Питч перед жюри — презентация, от которой зависит судьба вашего курса.
Как попасть?
➡️Заполнить заявку и доказать, что вы не просто так сюда попали.
Готовы прокачать свои навыки, собрать команду мечты и создать что-то по-настоящему крутое? Тогда вперед — в ЛАМПА КЭМП 💡
❤7🔥4⚡2
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Как необычные форматы привлекают внимание к контенту
Хотите посмотреть изображения, которые кто-то сгенерировал в нейросети?
Скорее всего, нет. Такого контента очень много, и интереса он уже не вызывает.
Хотите походить по 3D-галерее ИИ картин прямо в окне браузера?
Не факт, что да. Но звучит уже интереснее, правда? (если действительно хотите — вот ссылка)
Как я узнал об этом ресурсе?
Ссылку на него мне скинул друг — получается, из-за необычного формата ресурс стал вирусным (я вот вам его показываю).
Кстати, подобный интерактивный сайт можно собрать буквально за день.
В корпоративном обучении (когда мы говорим про необязательные курсы или полезные ресурсы компании) внутренняя реклама тоже играет важную роль.
- Как пользователи узнают про ваш продукт?
- Как сделать так, чтобы информация о новом сервисе не затерялась в корпоративной рассылке или на информационном портале?
- О пользе продукта вы написали, но прочитают ли это пользователи?
Необычный формат информирования сотрудников — одно из возможных решений.
Нужно отметить (сделать большой акцент), что необычные форматы практически никак не влияют на удержание пользователей, это уже задача качественного контента.
Хотите посмотреть изображения, которые кто-то сгенерировал в нейросети?
Скорее всего, нет. Такого контента очень много, и интереса он уже не вызывает.
Хотите походить по 3D-галерее ИИ картин прямо в окне браузера?
Не факт, что да. Но звучит уже интереснее, правда? (если действительно хотите — вот ссылка)
Как я узнал об этом ресурсе?
Ссылку на него мне скинул друг — получается, из-за необычного формата ресурс стал вирусным (я вот вам его показываю).
В корпоративном обучении (когда мы говорим про необязательные курсы или полезные ресурсы компании) внутренняя реклама тоже играет важную роль.
- Как пользователи узнают про ваш продукт?
- Как сделать так, чтобы информация о новом сервисе не затерялась в корпоративной рассылке или на информационном портале?
- О пользе продукта вы написали, но прочитают ли это пользователи?
Необычный формат информирования сотрудников — одно из возможных решений.
Нужно отметить (сделать большой акцент), что необычные форматы практически никак не влияют на удержание пользователей, это уже задача качественного контента.
❤6🔥3
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
По задумке, это должен быть один из тех постов, где комментарии намного важнее и полезнее самого поста. Так что… очень рассчитываю😂
Портфолио дизайнера: интересные и необычные примеры
С начала года тема поиска работы в сообществе e-learning (думаю, не только здесь, просто про других не знаю) постоянно витает в воздухе. Компаний, которые заявляют о серьёзных сокращениях, всё больше, а интересных вакансий на HH всё меньше. Количество откликов на достойные вакансии доходит до 500!
На выходных в сообществе «Digital Learning: Очумелые ручки» состоялась дискуссия на тему оформления портфолио для разработчика/дизайнера курсов, которая заставила меня задуматься: а как вообще сейчас оформляют портфолио?
Результатом поисков стала небольшая подборка интересных и необычных портфолио дизайнеров и веб-разработчиков (намеренно не пишу "эффективных", т.к. не знаю, насколько хорошо такой подход выполняет цель).
Bruno Simon — наверное, самое известное портфолио в сети, которое стало победителем нескольких конкурсов и имеет множество клонов (некоторые из которых тоже выигрывали конкурсы). Вы катаетесь на 3D машине по игровому полю и открываете кейсы автора. Выглядит как минимум необычно, но с просмотром могут возникнуть проблемы: не во всех браузерах и не на всех устройствах сайт работает корректно.
Robbi Leonardi и Albino Tonnina — механика в кейсах похожа, вы скроллите страницу и смотрите анимации. В первом случае дизайнер выступает в роли персонажа игры-платформера, во втором — рассказывает о себе и своих навыках в формате красивого мультика.
Sumit Dey — само портфолио является демонстрацией навыков фронтенд-разработчика. Вся анимация сделана с помощью JS.
Mayur Patel — интересная стилизация портфолио под интерфейс софта для программирования.
Nick Jones — портфолио явно вдохновлено «бесконечными» картинами, которые можно приближать и находить новые детали.
Active Theory — необычный стиль и 3D анимация выделяют портфолио студии на фоне других.
И несколько интересных портфолио на Тильде: Владислав Лещинскас, Анатолий Ючинский, Александр Косянчук.
------
Расскажите, на что вы обращаете внимание в портфолио кандидата?
Как вы считаете, проявление креативности в портфолио специалиста по e-learning является преимуществом или может оттолкнуть потенциального работодателя?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍6❤3
Недавно наткнулся на интересный кейс по геймификации, который не встречал ранее в RU сегменте интернета. Спешу поделиться им с вами.
Yahoo Answers: как непродуманная геймификация забила последний гвоздь в популярный сервис
Немного вводных: Yahoo Answers — онлайн-платформа для вопросов и ответов, запущенная Yahoo в 2005 году. По факту то же самое, что Ответы Mail.ru (точнее, Ответы Mail.ru — то же самое, что Yahoo Answers).
На старте сервис был безумно популярен. Но с развитием конкурентов (например, таких как Reddit), улучшением алгоритмов поисковиков (и навыков их использования) и ухудшением качества ответов на самом сервисе, популярность Yahoo Answers начала стремительно падать. Да и все больше пользователей узнавали, как правильно кипятить воду на YouTube (лучше же один раз увидеть).
Если что-то болит — нужно приложить к этому геймификацию, и все пройдет, правильно?
Yahoo решила добавить «стандартный набор геймификации»: начислять баллы за активность и ввести систему уровней. Дал ответ — получил баллы, проголосовал за лучший ответ — получил баллы, за твой ответ проголосовали — ну понимаете. Чем больше у тебя баллов — тем выше уровень, и все видят, что ты молодец.
Геймификация, введенная для стимулирования участия, имела обратный эффект. Пользователи стремились набирать баллы, прикладывая минимальные усилия (они всегда так делают): давали короткие, очевидные ответы, при этом даже в тех темах, в которых не разбирались, голосовали за лучшие ответы по случайному принципу (зачем заморачиваться, если можно лайкнуть что угодно?). Количество ответов, конечно, выросло, но их качество упало (а оно и было не на высоте), что еще сильнее снизило доверие к платформе и отпугнуло профессионалов и экспертов, чья информация могла бы значительно поднять уровень дискуссий.
Как итог, Yahoo Answers стала отличной площадкой разве что для вдохновения комиков. Найти нормальный ответ — задача не из простых, а вот глупых ответов было в избытке.
В 2021 году сервис был закрыт, а все данные удалены.
-----
В нашей практике встречаются похожие вызовы, как у Yahoo Answers 15 лет назад: важно, чтобы пользователи активнее проходили курсы, оставляли отзывы, комментировали новости на корпоративном портале, ставили реакции и.т.д.
При внедрении геймификации важно учитывать неудачный опыт Yahoo:
- Мотивация на качественные действия:
Что является целевым действием? Поощрения должны быть направлены на качественное выполнение задач, а не на простое накопление баллов.
- Регулярная оценка системы геймификации:
Важно иметь механизмы регулярного мониторинга и оценки эффективности геймификации (и вносить правки).
- Всегда нужно думать о простых, фродовых и нечестных способах получения преимущества:
Особенно это важно, когда есть ощутимая материальная мотивация. В 2025 году сложно побудить пользователя на действия простым зачислением баллов в какой-то табличке, а вот бесплатный iPhone замотивирует «пролайкать» все посты на корпоративном портале за последние 10 лет. Вот только зачем нам это?
P.S. Если у продукта высокая ценность — возможно, использование геймификации для увеличения активности будет вообще излишним.
❤8👍2🔥2